Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ГЕЙМИФИКАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМА ГЕЙМИФИКАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ЦИФРОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / DIGITALIZATION OF EDUCATION / TEACHING PROBLEMS / HUMANITARIAN DISCIPLINES / DIGITAL PRINCIPLES OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буряк Виктория Анатольевна, Галстян Анаит Хачатуровна

Интенсивная цифровизация образовательного процесса в системе высшей школы, наряду с очевидными преимуществами, порождает и целый ряд проблем: организационного, содержательного и методологического характера. В статье авторами предпринимается попытка соотнесения принципа геймификации обучения с основными принципами цифрового обучения: стандартизации, интерактивности, адаптивности и его влияния на образовательный процесс в контексте гуманитарных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буряк Виктория Анатольевна, Галстян Анаит Хачатуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF GAMIFICATION OF HUMANITARIAN DISCIPLINES IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

Intensive digitalization of the educational process in the system of higher education, along with obvious advantages, gives rise to a number of problems: organizational, substantive and methodological. The article attempts to correlate the principle of gamification of education with the basic principles of digital learning: standardization, interactivity, adaptability and its impact on the educational process in the context of the humanities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ГЕЙМИФИКАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 316.354

Буряк Виктория Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры языкознания и иностранных языков,

Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия

a150403@mail.ru

Галстян Анаит Хачатуровна

кандидат филологических наук,

старший преподаватель кафедры языкознания и иностранных языков Ростовский филиал Российского государственного университета правосудия 1991.200@rambler.ru Victoria A. Buryak

candidate of pedagogical sciences, associate professor,

Associate Professor of the Department of Linguistics and Foreign Languages of the

Rostov branch of the Russian State University of Justice

a150403@mail.ru

Anahit H. Galstyan

Ph.D. sciences,

Senior Lecturer of the Department of Linguistics and Foreign Languages of the

Rostov branch of the Russian State University of Justice

1991.200@rambler.ru

ПРОБЛЕМА ГЕЙМИФИКАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

THE PROBLEM OF GAMIFICATION OF HUMANITARIAN DISCIPLINES IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

Аннотация. Интенсивная цифровизация образовательного процесса в системе высшей школы наряду с очевидными преимуществами порождает и целый ряд проблем: организационного, содержательного и

методологического характера. В статье предпринимается попытка соотнесения принципа геймификации обучения с основными принципами цифрового обучения: стандартизации, интерактивности, адаптивности и его влияния на образовательный процесс в контексте гуманитарных дисциплин.

Ключевые слова: цифровизация образования, проблемы преподавания, гуманитарные дисциплины, цифровые принципы обучения.

Abstract. Intensive digitalization of the educational process in the system of higher education, along with obvious advantages, gives rise to a number of problems: organizational, substantive and methodological. The article attempts to correlate the principle of gamification of education with the basic principles of

digital learning: standardization, interactivity, adaptability and its impact on the educational process in the context of the humanities.

Key words: digitalization of education, teaching problems, humanitarian disciplines, digital principles of teaching.

Современный период деятельности образовательных учреждений, как в Российской Федерации, так и почти по всему миру, характеризуется широким применением формата дистанционного цифрового обучения. Но следует отметить, что этот процесс не был полностью контролируемым и зачастую сопровождался возникновением ряда специфических проблем структурно-экономического и технологического характера. Мы можем отметить возникновение множественных рисков при проведении первичных процессов цифровизациии, влияющих «..на нашу информационную и кибербезопасность в условиях становления цифрового социума» [1, с. 263].

Цифровизация как процесс непрерывного совершенствования и оптимизации путей обработки поступающей информации возникла как следствие четвертой промышленной революции в результате синтеза современных технологий и их взаимодействия не только в физических и биологических, но ив цифровых доменах. Цифровизация «...связана не только с умными и взаимосвязанными машинами и системами, она создает мир, в котором виртуальные и физические системы производства гибко взаимодействуют между собой на глобальном уровне...» [2].

Необходимо отметить, что терминология, связанная с цифровизацией была введена в научно-практический оборот в середине 90-х годов ХХ века, была даже сформулирована своеобразная идеология данного явления, описывающая «...процесс преобразования информации с материальных носителей в цифровую форму (...), переход от движения атомов к движениям битов» [3, c. 95]. При этом основоположник теории цифрового воздействия Николас Негропонте указывал на универсальность цифровых преобразований, их транснациональность и независимость от этнических и даже национальных причин [4, c. 204]. Соловов А.В., как автор одного из первых русскоязычных учебников по построению технологий цифрового обучения, также отмечал универсальность развития всех трех компонентов подобной системы, а именно: контента, персонала и методики [5].

Цифровизация в качестве «...глобальной цивилизационной модели пришла на смену информатизации и компьютеризации, когда речь шла в основном об использовании вычислительной техники, компьютеров и информационных технологий для решения отдельных экономических задач» [6, с.47].

В современном международном дискурсе используется термин цифровые публичные услуги (Digital Public Services) — параметр Индекса DESI, который отражает требования цифровизации как мирового тренда повышения эффективности экономического и социального развития. Этот параметр отражает и измеряет оцифровку публичных услуг и уделяет особое

внимание формированию систем образовательных и государственных учреждений, включая даже системы электронного правительства.

Важнейшим элементом современного гуманитарного образования, существующего в условиях нарастающей цифровизации, является геймификация современного образования. Огромное количество игровых технологий - анимационных вставок, видеоинтерактивных врезок, ролевых трансформаций общения - используется, практически каждым преподавателем. К важнейшим проблемам геймификации гуманитарного образования следует отнести не только имманентную потребность в соотнесении игровых технологий с достижением конкретных результатов преподавательской деятельности, но и постоянное совершенствование уже имеющихся игровых технологий для снижения эффекта привыкания. Ведь постоянное «...определение новых эффективных, теоретически обоснованных средств сопровождения обучения, которые не уменьшают удовольствия от вовлеченности, присущих игровому процессу» [7, p. 60] является важнейшей составляющей процесса методического сопровождения игровых образовательных практик. Также следует отметить, что, несмотря на ускорение всех процессов, относящихся к цифровому сегменту образовательных институтов отмечается и присутствие традиционных, не меняющихся со временем опасностей, присущих цифровому образованию.

В одном из первых и признанных руководств по цифровому образованию «Education for a Digital World», еще в 2008 году указывалось: «...настоятельно призывайте своих учеников избегать полного использования всех возможностей инструментария онлайн-взаимодействия и общения, ограничивайте размещение в сети имен или любых данных, которые могут быть использованы не по назначению» [8, pp. 388-389].

Но не стоит отождествлять диджитализацию образовательных систем с простым процессом оцифровки обучающих материалов — переводом учебных материалов в электронный вид, поскольку «...использование новых информационно-коммуникационных технологий является только начальным условием для дальнейшего развития цифровой педагогики» [9, с.112]. Естественно, что просто дистантное или удаленное обучение или образование с использованием дистанционных технологий (в русском дискурсе эти понятия зачастую используются как синонимы), также не следует полностью отождествлять с цифровыми технологиями в обучении. Дистантное обучение в условиях профилактики распространения коронавирусных инфекций становится все более популярной частной технологией взаимодействия обучающегося и образовательной организации, зачастую показывая более высокую эффективность по сравнению с привычными недистантными формами обучения [10, с.18].

Вопросы применения инноваций в преподавании гуманитарных дисциплин широко представлены в соответствующей научной литературе. Наиболее интересный обзор подобного рода исследований представлен в статье Алексеенко О.И., Даниленко Т.В. «Проблемы инновационного преподавания гуманитарных дисциплин в вузе» [11]. Однако мы можем

отметить, что, рассматривая такие важнейшие составляющие процесса реализации инновационных практик при преподавании гуманитарных дисциплин как цифровизация образовательной среды, применение m-learning технологий (технологий мобильного обучения), авторы обходят вниманием такую важную, на наш взгляд, составляющую данного процесса как геймификация процесса преподавания. Мы согласны с изложенными в данной статье основополагающими принципами применения цифровой методологии в преподавании гуманитарных дисциплин - стандартизации, интерактивности и адаптивности. Авторами не раскрывается содержание указанных принципов, однако, на основе проведенного анализа, мы можем предположить следующее содержательное наполнение данных принципов.

Принцип стандартизации предполагает разработку цифрового сопровождения образовательного процесса в полном соответствии с принципами, изложенными в международных руководствах по повышению уровня цифрового взаимодействия, с ориентацией на открытость, доступность и отсутствие гендерных, социальных и культурных ограничений в процессе приобщения к благам цифровой цивилизации.

Принцип интерактивности подразумевает непосредственную включенность обучающегося в процесс формирования и наполнения образовательной траектории при полном использовании всех индивидуальных особенностей личности и социокультурной среды образовательного учреждения.

Принцип адаптивности предполагает существование изменяющейся, динамичной структуры, включающей в себя мониторинг, анализ изменений и интеграцию новейших научных данных в модули образовательного процесса.

Следует отметить, что в русскоязычном пространстве нет противодействия синергетическому наполнению информационно-образовательного пространства, включающем как просто копирование зарубежного опыта, так и его экстраполяцию на отечественную образовательную среду. Образование, являясь синтезом практики, опирается на императив инновационных технологий, обеспечивающий не только «...улучшение системы образования с помощью цифровых технологий, но и модернизацию общества в целом» [12, с.37].

Мы считаем необходимым дополнить изложенные выше принципы принципом геймификации, подразумевающим приоритет игровой, ролевой, проектной формы выполнения заданий. При построении модели геймификации и подборе игровых инструментов, следует учитывать возможность деформации образовательной траектории обучающегося, возможность смещения акцента с необходимости приобретать новые знания к чисто инструментальной погоне за набором новых игровых баллов и очков [13, с.166].

Все больше авторов обращают внимание на факт глубокого проникновения цифрового гейминга во все составляющие современного общества независимо от нации, пола или даже возраста. При этом необходимо учитывать возможность аддиктивной патологизации при

использовании цифровых технологий обучающимися, которая возникает в силу огромного числа индивидуальных и социально-средовых факторов [14]. Некоторые исследователи отмечают, что современное понимание аддиктивного поведения молодежи в рамках потребления цифровых технологий «..выходит за рамки традиционных представлений, характерных для доцифровой эпохи» [15]. Необходимо также отметить, что цифровизация преподавательской деятельности формирует новые категории образовательного пространства и оказывает влияние не только на успешность образовательных практик [16], но и эффективность накопления социального капитала образовательного учреждения, влияя на установление стабильных долговременных профессиональных связей внутри профессорско-преподавательского и студенческого сообщества [17, p.1445].

Литература:

1. Рыжова Н.И., Громова О.Н. Киберугрозы цифрового социума и их профилактика в рамках виктимологической деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2020. Т. 17. №3. C. 254-268.

2. Шваб Д.К. Четвертая промышленная революция. М., 2018. 288 с.

3. Шлычков В.В. Об отдельных аспектах процесса цифровизации и определении понятия "цифровая экономика" // ВЭПС. 2018. №4. С. 95-99.

4. Negroponte Nicholas. Being digital.- Hodder and Stoughton, 1995.-ISBN 0-340-64525-3.- URL: http://governance40.com/wp-content/uploads/2018/12/Nicholas-Negroponte-Being-Digital - Vintage-1996.pdf (дата обращения: 20.12.2020).

5. Соловов А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология// Самара: «Новая техника», 2006. 462 с.

6. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. №10 (118). С. 46-63.

7. Shute V., Rahimi S., Lu X. (2019) Supporting Learning in Educational Games: Promises and Challenges. In: Díaz P., Ioannou A., Bhagat K., Spector J. (eds) Learning in a Digital World. Smart Computing and Intelligence. - pp 59-81. -Springer, Singapore, 2019.

8. Education for a Digital World: Advice, Guidelines and Effective Practice from Around Globe. BCcampus and Commonwealth of Learning, 2008.-ISBN: 978-1-894975-29-2. - URL: http: oa.sis.col.org handle 11599/52 (дата обращения: 20.12.2020)

9. Сафуанов Р. М., Лехмус М.Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика . 2019. №2 (28). С. 108-113.

10. Кузьменкова Т.Л., Демочкин А.В. Опыт применения онлайн-технологий в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе // МНКО. 2020. №2 (81). С.17-19.

11. Алексеенко О.И., Даниленко Т.В. Проблемы инновационного преподавания гуманитарных дисциплин в вузе // Современное педагогическое образование. 2019. №5. С.4-7.

12. Ибрагимова Р. З. Инновационные технологии обучения в области гуманитарных дисциплин // Современное образование (Узбекистан). 2019. №2 (75). С.31 - 37.

13. Соболева Е. В. Возможности цифровых ресурсов геймификации для поддержки когнитивного развития личности // Вестник НГПУ. 2018. №5. С. 159-175.

14. Васьков М.А., Ковалев В.В., Гафиатулина Н.Х. Онлайн-образование в высшей школе россии: основные акторы институционализации и социальные последствия // Гуманитарий Юга России. 2020. Т. 9. № 3. С. 45-57.

15. Осипова А.А., Давыденко Д.В., Абдулкадир Ю.Р. Особенности девиантного поведения молодёжи в виртуальной среде// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. Выпуск №6. 2020 = URL: https://www.online-science.ru/userfiles/file/gita2zfsu8xfzjtdsbebguz9ebblxb0q.pdf

16. Karapetyan E.A., Gafiatulina N.Kh., Efimova V.M., Yaksa N.V., Luginina A.G., Prokhorenko O.N. Сyber socialization as a factor of influence on the social health of student youth in a modern educational environment under the development of a global information society. Revista Genero e Direito. 2020. Т. 9. № 4. С. 830-845.

17. Levina Elena Y., Gilmeeva Rimma Kh., Shibankova Liutsiia A.Social Capital of the University: Humanitarian Representation in the Era of Digitalization. - URL: https://ap.pensoft.net/article/22404/

Literature:

1. Ryzhova N.I., Gromova O.N. Cyber threats to digital society and their prevention in the framework of victimological activities // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Informatization of education. 2020.Vol. 17.No. 3. Р. 254-268.

2. Schwab D.K. The fourth industrial revolution. M., 2018. 288 p.

3. Shlychkov V.V. On certain aspects of the digitalization process and the definition of the concept of "digital economy" // VEPS. 2018. No. 4. Р. 95-99.

4. Negroponte Nicholas. Being digital.- Hodder and Stoughton, 1995.-ISBN 0-340-64525-3.- URL: http://governance40.com/wp-content/uploads/2018/12/Nicholas-Negroponte-Being-Digital- Vintage -1996.pdf.

5. Solovov A.V. E-learning: problems, didactics, technology // Samara: "New technology", 2006. 462p.

6. Khalin V.G., Chernova G.V. Digitalization and its impact on the Russian economy and society: advantages, challenges, threats and risks // Management Consulting. 2018. No. 10 (118). Р. 46-63.

7. Shute V., Rahimi S., Lu X. (2019) Supporting Learning in Educational Games: Promises and Challenges. In: Diaz P., Ioannou A., Bhagat K., Spector J.

(eds) Learning in a Digital World. Smart Computing and Intelligence. - Р. 59-81. -Springer, Singapore, 2019.

8. Education for a Digital World: Advice, Guidelines and Effective Practice from Around Globe. BCcampus and Commonwealth of Learning, 2008.- ISBN: 978-1-894975-29-2. - URL: http: oasis.col.orghandle 11599/52.

of the education system // Bulletin of USPTU. Science, education, economics. Series: Economics. 2019. No. 2 (28). S. 108-113.

10. Kuzmenkova T.L., Demochkin A.V. Experience of using online technologies in teaching humanitarian disciplines at a technical university // MNKO. 2020. No. 2 (81). P.17-19.

11. Alekseenko O.I., Danilenko T.V. Problems of innovative teaching of humanitarian disciplines in the university // Modern pedagogical education. 2019. No. 5. P. 4-7.

12. Ibragimova R.Z. Innovative teaching technologies in the field of humanitarian disciplines //Modern education (Uzbekistan). 2019. No. 2. P.31 - 37.

13. Soboleva EV Possibilities of digital resources of gamification to support the cognitive development of personality // Bulletin of NGPU. 2018. No. 5. Р. 159175.

14. Vaskov M.A., Kovalev V.V., Gafiatulina N.Kh. Online education in higher education in Russia: the main actors of institutionalization and social consequences // Humanitarian of the South of Russia. 2020.Vol. 9.No. 3.P. 45-57.

15. Osipova A.A., Davydenko D.V., Abdulkadir Yu.R. Features of deviant behavior of youth in a virtual environment // Humanities, socio-economic and social sciences. Series: Historical Sciences. Culturology. Political science. Issue No. 6. 2020 = URL: https://www.online-science.ru/userfiles/file/gita2zfsu8xfzjtdsbebguz9ebblxb0q.pdf.

16. Karapetyan E.A., Gafiatulina N.Kh., Efimova V.M., Yaksa N.V., Luginina A.G., Prokhorenko O.N. Cyber socialization as a factor of influence on the social health of student youth in a modern educational environment under the development of a global information society. Revista Genero e Direito. 2020. Т. 9. № 4. C. 830-845.

17. Levina Elena Y., Gilmeeva Rimma Kh., Shibankova Liutsiia A. Social Capital of the University: Humanitarian Representation in the Era of Digitalization. - URL: https://ap.pensoft.net/article/22404/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.