НАУКА СЕГОДНЯ
AtР. Afp* Ж Afp. ¿Гй, АУР. Afp* А*Р» Afp. Afp* А>*л Afp. Afp* Ж Ж .MC, Aft. Afp. Afp. AfP. AfP. AfP. Afp. AfP. A*P. AfP. AfP* A'Pk Afp. «ff*». AfP. Afp. MP*
AC. Гаязов УДК 371.4+1:316
ГУМАНИТАРНАЯ СФЕРА В ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития гуманитарной сферы общества и составляющих ее ядро элементов (науки, образования, культуры и др.) в условиях формирующегося гражданского общества. Определены подходы к формированию стратегической цели и задач данной сферы, направления влияния меняющейся социально-экономической ситуации на развитие представлений о ней и ее практики. Рассмотрена взаимозависимость гуманитарной сферы и социально-культурных процессов, в которой она выступает сферой общественного воспроизводства, преобразующей силой, сферой формирования «человеческого капитала». Указаны тенденции, которыми определяются перспективы развития данной сферы в новых условиях, в которых она определяется как гарант социальной сплоченности, действенный фактор национального единения и социального партнерства, фактор возрождения духовности и этнического самосознания с одновременным осознанием мировой идентичности и высоких гражданских качеств подрастающего поколения, что является важнейшим условием позитивного движения вперед общественного процесса, непреходящей ценностью любого общества и цивилизации.
Ключевые слова: гражданское общество, гуманитарная сфера общества, проблемный круг, цели, задачи и перспективы развития гуманитарной сферы, гуманитарное образование; тенденции, определяющие развитие гуманитарной сферы общества
Al'fis S. Gayazov
SPHERE OF THE HUMANITIES IN CIVIL SOCIETY: PROBLEMS AND DEVELOPMENT TRENDS
Abstract
The paper deals with the issues in the humanitarian sphere of society and its constituent elements such as science, education, culture, etc. under conditions of emerging civil society. Approaches to shaping a strategic goal and tasks of the humanitarian sphere and direction of the influence of a changing socioeconomic situation on the development of notions on the humanitarian sphere and its practice have been determined. The author discusses the interdependence between the humanitarian sphere and sociocultural processes in which it acts as a sphere of social reproduction, transformative power, a sphere of shaping "human capital". The article identifies tendencies that determine perspectives for the development of this sphere under new conditions. Under these conditions the humanitarian sphere is defined as a guarantor of social cohesion, important factor of national unity and social partnership, factor of a revival of spirituality and ethnic self-consciousness with simultaneous comprehension of global identity and lofty civil qualities among the younger generation. And this is an important condition for positive progress and a lasting value of any society and civilization.
Гаязов Альфис Суфиянович, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии наук Республики Башкортостан, член-корреспондент Российской академии образования, президент Академии наук Республики Башкортостан (Уфа), e-mail: [email protected]
Al'fis S. Gayazov, Prof. Dr.Sc. (Pedagogics), Full Member ofthe Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Associate Member of the Russian Academy of Education, President of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa), e-mail: [email protected]
© Гаязов А.С., 2017
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2017/1 (75)
Key words: civil society, humanitarian sphere of society, problematic sphere, goals, tasks and prospects for the humanitarian sphere development, education in the humanities, tendencies that determine the development of the humanitarian sphere of society
Гуманитарная сфера общества, являясь стратегическим ресурсом обеспечения национальных интересов страны, создает и наращивает ее духовный, интеллектуальный и экономический потенциал, в целом выступает как культурный фундамент общества, как своеобразный генетический механизм трансляции накопленного социального опыта, благодаря которому становится возможной полномасштабная реализация сущностных сил человека, изначально заложенных в нем самой природой.
Изменение целевой компоненты гуманитарной сферы общества ведет к образованию целостности нового типа, ориентированной на усвоение современных достижений науки и техники. Стратегическая цель такой целостности - подготовка и обеспечение функционирования образованного и всесторонне развитого интеллигентного человека, умеющего совершенствовать себя, «строить» гармоничные отношения с другими людьми, природой, миром.
Актуализация роли гуманитарных наук на каждом этапе развития Российского государства обусловлена происходящими социально-экономическими изменениями, которые связаны с переходом к гражданскому обществу с эффективной экономикой в эпоху постиндустриальной информационно-технологической революции. В то же время продвижение общества вперед связано с коренными, перманентно присутствующими изменениями всех подструктур данного общества. Как показывает исторический опыт, эти изменения касаются прежде всего самого человека, и в связи с вхождением общества в новый виток своего развития появляется опасность аномии (Э. Дюркгейм). В условиях, когда появляются элементы неустойчивости, в отдельных направлениях ведущие даже к риску возникновения хаоса, значительно возрастает роль и значимость составляющих ядро гуманитарной сферы элементов (науки, образования, культуры и др.) как комплексного и своеобразного сдерживающего фактора, определяющего весьма нестойкий баланс общественного равновесия и нацеленного на будущее, в котором сегодняшнее молодое поколение должно занять достойное место.
Исследователи отмечают, что сегодня с учетом вхождения России в мировое экономическое и общеевропейское сообщество в развитии гуманитарной сферы наблюдается борьба противоречий. С одной стороны, несмотря на широкий спектр социальных парадоксов, характеристики развивающегося гражданского общества не могут быть ограничены только ими, т.к. им противостоят фундаментальные приоритеты, выступающие как непреходящие общечеловеческие ценности, как ценности самой гуманитарной сферы, которые независимо от политических и конъюнктурных соображений будут всегда реализоваться в данной системе. Есть и другая сторона: обеспечение единой, учитывающей специфику ситуации государственной политики в данной сфере, наполненность всего гуманитарного пространства строгими, отработанными законами и нормативно-правовыми актами, которые подчас противостоят более активно кризисам и парадоксам, чем разрушительные тенденции.
Новое время ставит новые проблемы, уходят в прошлое старые приоритеты и появляются новые. В гуманитарной сфере содержится тот костяк приоритетов, которые не меняются в зависимости от политических решений и экономических неурядиц. Именно они определяют ее стратегическую направленность, содержательную наполненность, формы организации и доминирующие методы [1]. Опыт развития государства показывает, что легче всего реализуются те из них, которые затрагивают область организационно-управленческой политики, что, однако, не говорит об их беспроблемности. Часто в большой степени от их реализации зависит успешность функционирования модернизируемых составляющих всей системы. Назовем некоторые из них, используя примеры из области развития образования.
На повестке дня развития образовательных систем стояла и продолжает быть актуальной необходимость оптимальной организации сети учреждений в соответствии с потребностями развития государства в целом и регионов, внедрения всех форм Государственного образовательного стандарта, позволяющего соединить социализацию и профессионализацию личности
со спецификой развития России. Это приводило и приведет к укреплению взаимодействия научных и образовательных учреждений страны, повышению научно-теоретического уровня разработки проблем образования; развитию дистанционных форм обучения; совершенствованию подготовки и повышения квалификации кадров; улучшению материально-технической базы в стране; обеспечению необходимого уровня финансирования системы образования, изысканию дополнительных, в т.ч. негосударственных, его источников; совершенствованию системы социальной защиты работников образования и учащихся.
В современных условиях политика государства в гуманитарной сфере должна основываться как на общих тенденциях мирового развития и анализе всего пройденного пути, так и на состоянии российского опыта в новых и весьма непредсказуемых условиях социально-экономического развития страны. Очевидно одно: мир переходит к постиндустриальному, информационному обществу, когда лавинообразно расширяются масштабы межкультурного взаимодействия на международном уровне, в котором Россия выступает как активный участник этого процесса. Именно система гуманитарных ценностей и элементы гуманитарной сферы предоставляют ей стратегический шанс занять достойное место в новых реалиях современного мира. В результате этого всеобъемлющего процесса становится реальным то, что в экономике нового века сам человек с высоким интеллектуальным уровнем и волевыми качествами, ответственностью в принятии решений, мобильностью и профессионализмом уже сегодня составляет основную часть капитала в любой сфере деятельности. Российская гуманитарная сфера должна быть готова к такому вызову времени.
Главными институтами индустриального общества на протяжении веков выступали сельское хозяйство, церковь и армия, доинду-стриального - промышленность с корпорацией и фирмой во главе. Третий, появляющийся или уже появившийся тип, - это постиндустриальное общество, главным показателем которого выступает наука, производящая информацию. Новый подход к глобальным проблемам мира определяет новые реалии: классовая структура общества сменяется профессиональной, что стало причиной многих конфликтов; собствен-
ность как критерий стратификации вынужденно теряет свое веское значение; основной конфликт индустриального общества между трудом и капиталом сменяется конфликтом между знанием и некомпетентностью; возникновение и немедленное внедрение новых интеллектуальных технологий; усиление тенденций к интеграции и глобальной планируемости в экономике; изменение взгляда на промышленность как не на единственную основу материального производства; вытеснение рабочего класса из сферы основных, ведущих позиций учеными, научно-техническими работниками и менеджерами-консультантами.
Становление таких общественных отношений проходит неоднозначно трудно и сопровождается новыми реалиями: в обществе явственно проявляется неоднородность, усиливаются тенденции к угрожающему стартовому расслоению и надо быть готовым к поиску методов бесконфликтного их преодоления. Исторический опыт показывает, что гуманитарная сфера (в отличие от других институтов, обладающих потенциалом консолидации) должна реализовать свой потенциал для укрепления единого социокультурного пространства страны, формирования российской нации и сохранения ее генофонда.
На какие вызовы времени и первоочередные потребности человека должна быть готовой ответить гуманитарная сфера?
Первое - это готовность к революционному изменению технологического способа производства, что включает в себя развитие и повсеместное распространение систем гибких автоматизированных производств, тенденцию на миниатюризацию техники и полную компьютеризацию всех видов трудовой деятельности и производств, освобождение человека от монотонного физического труда и жесткого подчинения не менее монотонному машинному ритму, высвобождение его для творческого процесса, умственного, интеллектуального труда, происходящие при сохранении технологической многоукладности.
Исследователями установлено, что перспективы на ближайшие несколько десятилетий будут определяться двумя взаимосвязанными и влияющими друг на друга процессами. Если первый процесс связан с глобальными демографическими, технологическими и ресурсными переходами, которые в совокупности
приведут к изменению алгоритмов развития человечества, то второй процесс - с переходом ведущих стран к шестому технологическому укладу [3]. Таким образом, перед гуманитарной сферой, особенно перед наукой и обеспечивающим ее потребности образованием, появляются совершенно новые задачи, решение которых под силу только слаженным, имеющим богатые академические традиции научным и образовательным структурам. И история науки и производства и история образования неоднократно показывали, что наличие каких-либо проблем в любой области человеческой деятельности стимулировало создание нового знания, нового взгляда на проблему, также новых технологий. Реальные структуры общества, объединяющие научную элиту и большое количество творчески работающих исследователей и имеющие богатую академическую культуру и традиции, в условиях наличия проблемности переходят на новый уровень своего развития, и в портфеле их задач появляются новые понятия: аддитивные технологии и полномасштабные технологии виртуальной реальности; нанотехнологии, биотехнологии и новая медицина; робототехника; новые специальности, обеспечивающие полноценность и продолжительность человеческой жизни (операторы автоматизированных хирургических систем, ДНК-хирурги, онлайн-терапевты, генетические консультанты, клинические геронтологи, специалисты в области биопечати, биоэтики, в области организации здорового образа жизни и ее продления и др.); новое природопользование и востребованные технологии рециклинга (это прежде всего связано с истощением природных ресурсов и необходимостью уменьшения необратимых негативных влияний на планету); высокие гуманитарные и когнитивные технологии и многое др.
Второе - возрождение и широкое распространение малых форм производства; постепенная потеря своих позиций гигантами индустрии при укреплении многообразия форм собственности; нахождение и заполнение различными формами собственности своей ниши при наиболее полном учете потребностей и возможностей людей; появление интернациональной формы собственности на базе глобальных систем телекоммуникаций, транспорта, мониторинга окружающей среды, развитие которых невозможно в узконациональных масштабах, приведут к коренным изменениям в экономиче-
ской структуре общества. Сегодня наблюдается интересная тенденция, когда многие крупные центры, сохраняясь как целое, дробят свои внутренние структуры на относительно самостоятельные мелкие фирмы.
Именно развитию малых форм деловой активности как источнику роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения уделяется сегодня особое внимание. Это обусловлено тем, что малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность производственных единиц в условиях рынка, создает предпосылки для специализации и кооперации подобных объектов производства. Сегодняшний учащийся, завтрашний эффективный предприниматель должен знать и быть убежденным, что только объекты малого предпринимательства способны быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, сравнительно быстро окупаются, создают атмосферу подлинной конкуренции. Таким образом, предприятия малого бизнеса выступают гибкой и динамичной формой реализации творческой деятельности человека.
К сожалению, накопленный в данной сфере опыт был почти утерян. Но сегодня он возвращается и наполняется новым содержанием, поэтому задачей гуманитарной сферы является анализ утерянного, образование новых, имеющих общественное звучание способов формирования нового поколения людей, готовых к такого рода деятельности.
Третье - углубление социальной стратификации, появление крайних форм противоборства различных социальных групп, интересы которых по различным объективным обстоятельствам могут не совпадать. Работа по их нейтрализации, развитие идеи социального партнерства, дальнейшее усиление тенденций по развитию национальных и этнических различий при приоритете этнической толерантности определят содержание нового в социальных и национальных отношениях. В то же время новые условия требуют разумного сочетания этнической идентичности и межэтнической толерантности.
Возрастание приоритетной роли в духовной культуре, формирование элементов новой этики в межнациональных и межличностных отношениях на основе стремления к независимости, самобытности и признанию уникальности
личности, ее права на самостоятельное построение своей линии поведения и судьбы при уважительном отношении к другим становится основой наполнения гуманитарной сферы новыми ценностями.
В то же время эти процессы проходят в непростых условиях (усиление преступности, наркомании, теневой экономики, коррупции, примеры «цветных революций»), которые диктуют необходимость адаптации государства к новым условиям, требующим принятия конкретных мер для повышения приоритета личности и реальной защиты ее жизни, имущества, прав и интересов.
Четвертое - ожидается процесс деэтатизации (разгосударствления), на фоне которого будут наблюдаться процессы разделения сфер влияния и управления, усиленные мерами общественно-государственного управления большими процессами. Для всей гуманитарной сферы, которая всегда является своего рода предметом «общего ведения» со стороны общества и государства, это не ново, поэтому появление общественных организаций, регулирующих как организацию, так и контроль результативности сферы, можно только приветствовать.
Параллельные процессы функционирования демократии при усилении региональных органов власти на основе знания и учета местных особенностей, традиций и потребностей народа становятся рядовым событием, к которым, в свою очередь, должна адаптироваться не только формирующаяся личность, но и старшие поколения.
Пятое - в мире на основе общей глобализации идут процессы интеграционного направления, которые вызваны постепенным устранением межгосударственных ограничений при сохранении противоречий между странами и их группами. Примеры последних лет (Евросоюз, Европарламент, евро как единая валюта, различные соглашения политического и экономического характера типа Шенгенских, Маастрихтских, Болонские соглашения по развитию единого пространства образования), несмотря на определенные трудности (разногласия между государствами Европейского союза и неожиданный для многих Вгехй; хлынувшие в Европу потоки мигрантов из-за нестабильности на Ближнем Востоке), говорят лишь о некоторой, кажущейся устойчивости данной тенденции. Употребление нами понятия «некото-
рая устойчивость» связано с тем, что, наряду с тенденциями интеграции экономики и политики, объединения стран и народов, все более проявляют себя: национальный и государственный сепаратизм, стремление к гегемонии и построению однополярного мира, дезинтеграци-онные процессы (вплоть до создания отдельных государств за счет дробления бывших федеративных государств - пример Испании, Шотландии), межэтническая, расовая и религиозная нетерпимость и многое др.
Шестое - коренным образом меняется представление о методах наук в гуманитарной сфере как о способах, направленных на усреднение личности, вследствие чего ставятся под сомнение веками вынашиваемые, но приобретаемые конкретные очертания лишь в последние годы представления о гуманитарном процессе вообще, направленном на всестороннее развитие самобытных индивидуальностей, способных к творчеству.
Таким образом, новые реалии современности предъявляют новые требования к гуманитарной сфере, и эти требования прежде всего корреспондируются с состоянием и перспективами развития современной экономики. Стремительный рост конкуренции, революционное развитие новых технологий, сокращение сферы неквалифицированного труда, коренные изменения в структуре занятости сделали реальной ситуацию, когда человеку, прежде всего, молодому, надо быть готовым к смене своей профессии и, надо полагать, не раз в течение своей трудовой жизни.
Переход на продиктованные изменениями общественной жизни новые конструкции обозначает качественный виток развития гуманитарной сферы. Уходящее в прошлое индустриальное общество сформировало традиционный взгляд на жизнь человека: считалось, что индивид в молодости должен получить раз и навсегда одну профессию, с которой затем будет связана вся его жизнь. При этом набор профессий фиксировался в официальных классификаторах, а содержание обучения этой профессии -в официальных учебных планах и программах. Это было вызвано тем, что профессия обычно связывается со знанием определенного предмета или цикла предметов, созданием некоей базы знаний. Современное состояние науки, образования и производства показывает, что такой подход не соответствует быстротекущим изме-
нениям, когда подготовка к решению постоянно возникающих новых и неожиданных задач требует не столько знания определенного предмета, сколько знаний междисциплинарного характера. Все это актуализирует проблему и практику определения каждым индивидом собственной образовательной траектории в соответствии с меняющейся жизненной и профессиональной ситуацией.
Реализация крупномасштабной программы модернизации гуманитарной сферы в последние годы привела к значительным результатам. В то же время темпы и глубина преобразований в данной сфере еще не в полной мере удовлетворяют потребности общества, государства и личности.
Полагаем, что эти проблемы необходимо разделить по крайней мере на два крупных блока:
I. Законодательное обеспечение происходящих в гуманитарной сфере преобразований, определение взаимной ответственности и отношений в триаде «общество - государство - гуманитарная сфера», дополнив ее еще одним звеном, которое можно условно назвать «потребителем услуг, предоставляемых гуманитарной сферой» в самом широком смысле этого понятия. Параллельно эта конструкция должна быть дополнена еще и другими системообразующими (организация жизнедеятельности личности в соответствии с демократическими ценностями, особенностями новой экономики, современными научно-техническими достижениями; обеспечение доступности качественного современного образования в течение жизни для всех граждан и др.), поддерживающими (финансирование), сопутствующими и другими элементами, роль и значение, функциональное назначение которых должно быть равномерно обеспечено в масштабах государства.
II. Собственно гуманитарные составляющие процессы (обновление содержания науки, образования и базы элементов гуманитарной сферы, внедрение информационных технологий, введение новых экономических и управленческих механизмов развития и подготовка кадров) сегодня должны идти в соответствии с действующими в стране законами, обеспечивающими единое правовое поле для деятельности. А принятие этих законов - задача общеполитического и общенационального уровня, в решении которой должны принять участие все граждане России, родители, семьи, общественные организа-
ции, педагоги, политические лидеры и экономисты, научная и культурная общественность, органы местного самоуправления [2]. Ведущую роль в этом процессе должно занять гражданское общество, а государство должно стать реальным гарантом доступности гуманитарных услуг для всех граждан страны при сохранении и улучшении их качеств. Становление гражданского общества в стране, демократического и социального государства будет последовательно продолжено, значит, можно с уверенностью говорить о благоприятных перспективах решения этой задачи в пространстве гуманитарной сферы. В таких условиях она уже сама становится гарантом социальной сплоченности, действенным фактором национального единения и социального партнерства, фактором возрождения духовности и этнического самосознания с одновременным осознанием мировой идентичности и высоких гражданских качеств подрастающих поколений, что является важным фактором позитивного движения вперед общественного процесса, непреходящей ценностью любого общества и цивилизации.
Реализация названных приоритетов может быть эффективной только при опоре на обеспечение эволюционности развития гуманитарной сферы с сохранением всего положительного, достигнутого на предшествующих этапах. Гуманитарная сфера, являясь своего рода «зеркалом» социально-культурных процессов и важнейшей сферой общественного воспроизводства, выступает преобразующей силой, сферой формирования «человеческого капитала». Она не только фиксирует характер изменений, происходящих в обществе, но и определяет его будущий облик, детерминирует его, в то же время оставаясь в непосредственной связи с общественными процессами. Поэтому характер социально-экономического развития общества закономерно накладывает отпечаток на систему гуманитарных ценностей в целом и на деятельность ее институтов.
Что удалось узнать и осознать в гуманитарной сфере за эти непростые годы?
Во-первых, стало ясно, что потерять имеющиеся достижения было бы в историческом масштабе непростительной ошибкой, поскольку потенциал нации изначально закладывается в данной сфере на всех ее этапах и уровнях. Во-вторых, попытка отказаться или консервировать даже то, что было лучшим в мире, - значит
обрекать систему на отставание, стагнацию. Основываясь на анализе опыта развития отечественной и зарубежной сферы гуманитарных отношений, можно почти безапелляционно констатировать, что такой путь уже показал свою бесперспективность. В-третьих, важно вместе с тем не отвергать (это уже другая крайность), а умело использовать имеющийся потенциал и накопленный опыт, добиться общественного согласия в осуществлении проводимой государственной политики, восстановить консолидированную ответственность сторон, организующих процесс функционирования гуманитарной сферы, и активную роль государства. В-четвертых, необходимо четко определить ориентиры развития и вслед за этим последовательно осуществлять прогрессивное движение всей системы гуманитарных ценностей, добиться постоянного расширения ее ресурсной базы, создать и запустить механизмы эффективного использования финансовых, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акманов А.И. Гуманитарные науки в Башкортостане: итоги развития в конце ХХ - начале XXI вв. // Проблемы востоковедения. 2016. №4 (74). С. 16-19.
2. Гаязов А.С. Совершенствование правового поля образования: методология, теория, практика. Уфа: БГУ 104 с.
3. Малинецкий Г.Г. Техногенные ресурсы в контексте новой индустриализации России // Вестник Российской академии наук. 2015. Т. 85, №4. С. 344.
4. Раянов Ф.М. Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения. М.: Юрлитинформ, 2015. 320 с.
5. Сморгунова Ю.В. Гражданское общество и формирование гражданских добродетелей: теоретико-правовые проблемы: монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 394 с.
REFERENCES
1. Akmanov, A.I. Gumanitarnye nauki v Bash-kortostane: itogi razvitiia v kontse XX - nachale XXI vv. [The Humanities in Bashkortostan: Development Results in the Late 20th - Early 21st Centuries]. Problemy vostokovedeniia - Problems of Oriental Studies. 2016. No 4 (74). P. 16-19 (In Russ.).
2. Gayazov, A.S. Sovershenstvovanie pravovogo polia obrazovaniia: metodologiia, teoriia, praktika [Improvement of Educational Legal Framework: Methodology, Theory, Practice]. Ufa, Bashkir State University press. 104 p. (In Russ.).
3. Malinetskii, G. G. Tekhnogennye resursy v kontekste novoi industrializatsii Rossii [Technogeneous Resources in a New Russian Industrial Development Context]. Vestnik Rossiiskoi akademii nauk - Herald of the Russian Academy of Sciences. 2015. Vol. 85, No 4. P. 344 (In Russ.).
4. Rayanov, F.M. Grazhdanskoe obshchestvo i pravovoe gosudarstvo: problemy ponimaniia i sootnosheniia [Civil Society and the Law-Governed State: The Problems of Comprehending and Correlating]. Moscow, Iurlitinform press, 2015. 320 p. (In Russ.).
5. Smorgunova, Iu.V. Grazhdanskoe obshchest-vo i formirovanie grazhdanskikh dobrodetelei: teore-tiko-pravovye problemy: monografiia [Civil Society and Shaping Civil Virtues: Theoretical and Legal Problems: Monograph]. Saint-Petersburg, the Herzen State Pedagogical University of Russia publ., 2004. 394 p. (In Russ.).