НАУКА СЕГОДНЯ
.да jsji. ¿ir«. да да^ л». ¿v. да да да да^ да да -IV- ^¿fa да да да .чтс. гр. да ¿у, -v«. да да ¡jv. да jV*.да
А.С. Гаязов УДК 37.0
КОНСТРУИРОВАТЬ СВОЕ БУДУЩЕЕ С ВЫСОТЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ ПОКОЛЕНИЙ (о понятиях Малая Родина, Большая Родина и фамилистическая культура человека)
ЗНАКОМЬТЕСЬ: главный редактор журнала Гаязов Альфис Суфиянович (р. 03.06.1956, Аскин-ский р-н РБ, РФ), педагог. Доктор педагогических наук (1996), профессор (1997), член-корреспондент Российской академии образования (2009), Отличник народного образования РСФСР (1989), заслуженный деятель науки Республики Башкортостан (2000), Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2006).
В 1977 году окончил Бирский педагогический институт, в 1986 г. - аспирантуру Челябинского педагогического института с защитой кандидатской диссертации. В 1996 году защитил докторскую диссертацию по теме «Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе». В 1986-1997 гг. работал в Бирском педагогическом институте: ст. преподаватель, в 1987-1989 гг. декан биологического факультета и в 1989-1997 - факультета педагогики и психологии. В 1998-2011 гг. в БГПУ им. М. Акмуллы: в 1998-2000 гг. зав. кафедрой педагогики, в 2000-2011 гг. дир. Института педагогики. В 2011-2015 гг. министр образования РБ. С декабря 2015 г. президент Академии наук РБ.
Под его руководством 6 человек защитили докторскую, 38 - кандидатскую диссертации. Автор около 250 научных работ, в т.ч. 19 монографий, а также 7 учебных пособий.
Главные направления научной деятельности: теория и методология формирования гражданина в этнонациональном пространстве через разнообразные виды деятельности; конструирование моделей гражданского образования учащейся молодежи в условиях динамично обновляющейся российской государственности; модернизация современного образования и др.
Научные труды: Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Челябинск, 1995; Образование и образованность гражданина в современном мире. М., 2003; Европейское измерение в высшем педагогическом образовании. Уфа, 2005 (в соавт.); Образование как пространство формирования личности гражданина. М., 2006; Семь проблем современного образования. Уфа, 2008; Образовательная политика Российской Федерации и стратегии развития образования. Сургут, 2009; Личность и малая родина, или Pax Kazanchi. Уфа, 2010; Лидирующая роль образования в обществе. Уфа, 2011; Этнообразовательное пространство и развитие современного образования. М., 2012; Развитие этнообразовательного пространства и интернационализация современного образования. М., 2014.
INTRODUCING Editor-in-Chief of the jounal Gayazov Al'fis Sufiyanovich (bom March 6, 1956 in Askin-sky district, RB, Russian Federation), educationalist. Doctor of pedagogical sciences (1996), professor (1997), corresponding member of the Russian Academy of Education (2009), High achiever of National education of RSFSR (1989), Merited worker of science of the Republic of Bashkortostan (2000), Honorary worker of higher education of the Russian Federation (2006).
In 1977 he has graduated from Birsky teacher training college, in 1986 completed postgraduate study of the Chelyabinsk teacher training college, defending a master's thesis. In 1996 he defended a doctoral dissertation on
Гаязов Альфис Суфиянович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, президент Академии наук РБ, главный редактор журнала «Проблемы востоковедения» (Уфа), e-mail: Gayazov.A@ bashkortostan.ru
Al'fis S. Gayazov, Prof. Dr. Sc. (Pedagogical sciences), corresponding member of the Russian Academy of Education, president of Academy of Sciences of RB, Editor-in-Chief of the journal The Problems of Oriental Studies (Ufa), e-mail: [email protected]
© Гаязов А.С., 2016
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2016/1 (71)
the subject "The Theory and Practice of Civil Education of the student Youth at the Present Stage". In 1986-1997 worked in Birsk teacher training college: as senior lecturer, in 1987-1989 the dean of biological faculty and in 1989-1997 - dean of faculty of pedagogics and psychology. In 1998-2000 he was head of chair of pedagogics of M. Akmulla, Bashkir State Pedagogical University in 2000-2011 was employed as director of Institute of pedagogics, in 2011-2015 he worked as Minister of Education of RB. Since December, 2015 was nominated president of Academy of Sciences of RB.
He was supervisor of 6 doctors and 38 candidates of science. Author of over 250 scientific papers, including 19 monographs and 7 textbooks.
The main research area: the theory and methodology of formation of the citizen in ethnonational space through various kinds of activity; designing of models of civic education student youth in the conditions of dynamically renewed Russian statehood; modernization of modern education, etc.
Scientific works: Formation of the citizen: theory, practice, problems. Chelyabinsk, 1995; Education and education of the citizen in the modern world. Moscow, 2003; The European dimension the higher pedagogical education: Ufa, 2005 (co-author); Education as space of formation of the citizen's identity. Moscow, 2006; Seven problems of modern education. Ufa, 2008; Educational policy of the Russian Federation and strategy of the development of education. Surgut, 2009; Personality and lesser homeland, or Pax Kazanchi. Ufa, 2010; The Leading role of education in society. Ufa, 2011; Ethnoeducational space and development of modern education. Moscow, 2012; Development of ethnoeducational space and internationalization of modern education. Moscow, 2014.
Аннотация
В статье автор останавливается на ценностях прошедших периодов истории Отечества: системах взглядов на жизнь, формах и способах поведения его ушедших поколений, проблемах «отцов и детей», в целом на ментальности социальных общностей.
Размышляет и о проблемах современных общностей. Он отмечает, что жизнь их проходит в гуманитарном пространстве, которое, являясь «сквозным» феноменом, имеет относительно самостоятельную первоначальную сферу. Она включает в себя все разделы гуманитарной науки, в т.ч. человекоповедение, человеческие отношения, которые нужно особенно развивать параллельно с развитием человека.
Размышляет о значении понятий страна, мир, гражданин мира, мир отдельного человека, тюркский мир и других, а также о трех стадиях развития народов: род, племя; народность; нация. Проводит параллели между понятиями страна (иль) и мир.
Призывает молодежь с уважением относиться к людям, которые знают историю своей семьи, семейной династии. Рекомендует планировать свое будущее с учетом положительных моментов прошлой истории отдельной семьи, Mалой Годины, Отечества.
A.S. Gayazov
TO CONSTRUCT ONE'S FUTURE FROM THE HIGHT OF GENERATIONS' HISTORICAL MEMORY (about notions lesser Homeland, Greater Homeland and familistic culture of personality)
Abstract
In the article the author dwells on values of the past periods of our Motherland's history. These notions include the system of world views, forms and ways of behavior in the bygone generations, on the problem of 'sons and fathers' and so on.
The author also ponders on problems of modern communities. He says that their life passes in humanitarian space which possesses relatively independent initial sphere. It includes all branches of humanitarian science including, such ones as human relations, humans' behaviour which are to be developed specifically parallel with one's own development.
The author reflects on such notions as 'country, world, citizen of the world, world of an individual, the Turkic world and so forth. The reflections also concern three stages of peoples' development: a genus, tribe; nationality; nation. Parallels are drawn between such notions as the il, country,peace.
The author calls on the youth to respect people who know the history of their family and that of family dynasties. There are also recommendations to plan one's future taking into consideration positive aspects of the history of individual families, the lesser Motherland, of one's native country.
Человеческая история нераздельно связана с историей малой Родины. В известной песне «С чего начинается Родина» (В.Е. Баснера на слова М.Л. Матусовского) указаны все ее признаки: это и колыбельная песня матери, и добрые друзья-товарищи, живущие в соседнем дворе, и калитка у дома, и береза, и речушка, и пыльная деревенская улица, и облака над этим миром, это еще родные лица уже ушедших людей и многое другое.
Слишком мало мы знаем о своем, родном, близком.
Печально, что исчезают деревни, несмотря на стремление их возродить. Сегодня мы все чаще говорим об общинности, о соборности и выражавшем их принципы слове «коллективизм», к сожалению, ставшем в постсоветский период почему-то бранным. Чувство товарища, чувство соседа, чувство локтя, чувство того, что за плечами стоит могучий сосед, село, народ, родина -вот что давало силу людям и в ратной, и в мирной жизни. Не зря же в русской народной пословице говорится, что «на миру и смерть красна». Значит, люди знали, за что человек отдал свою жизнь, знали, что будут его помнить и, возможно, будут о нем и песни слагать, и рассказывать, ставя его в пример другим. Этим и был силен народ!
Да, сегодня идет процесс исчезновения сел и деревень - основных хранителей истории. То там, то здесь лежат белые камни от некогда шумевших детскими голосами деревень, стоят одинокими островками кладбища, пока ухоженные, в основном, представителями более старших поколений. Когда-то площади на месте этих деревень были распаханы, сегодня там растет бурьян. Что будет, когда уйдут последние, знающие историю этих деревень, люди? В Курганской области по инициативе областного военного комиссариата (скорее, военного комиссара генерал-майора В.В. Усманова) на месте каждой такой деревни, независимо от того, сколько было там домов, был поставлен памятный знак. Есть место, куда можно прийти и поклониться предкам. Да, только таких людей, которые бы это сделали, все меньше и меньше. Но пример достоин подражания, ведь в масштабах Башкортостана таких деревень также сотни и такая акция была бы данью памяти тех ушедших людей. Это было бы признанием их ценности для целого мира.
Великий Максим Горький высказал весьма значимую мысль: «Память - бич несчастных». Можно долго думать о глубинном смысле этого
выражения и не найти ответа: что же такого происходит с человеком и как же такое свойство личности становится бичом для человека?
Думается, что ответ на вопрос можно найти лишь тогда, когда объяснение, данное понятию «память» различными науками, ставится на высоту, взятую опытом поколений.
Психологическая наука определяет память как «отраженное прошлое». Это своего рода ключ к разгадке высказывания классика. Для одних память как злой бич, как свистящий кнут, постоянно напоминающий о себе, для других - это средство, дающее новые темпы, новые ориентиры в жизни.
Есть одна печальная общность у поколений, которые родились в последние сто лет и воспитаны на традициях не своего народа. Башкирский писатель Булат Рафиков писал, что мы сегодня мыслим так, как будто все великие люди жили или в Элладе, или в Риме, ссылаемся на их деяния. И как только встречаемся с примерами сгустков ума своего народа, нас это удивляет и поражает. Примером такого простого и в то же время величественного по силе и образности мысли является следующее утверждение: тюрки увидели философию колеса, когда верх неизменно становился низом, низ стремился к верху. Этот пример как будто и говорит нам о необходимости не забывать прошлое, когда приходится думать о будущем. Знали же наши деды о том, что ничего в жизни не пропадает: если правильно, со знанием дела использовать накопленный поколениями жизненный опыт, то он может стать бездонным живительным источником для человека [1].
Что хранит в себе понятие «историческая память»? Возьмем чудом сохраненные материалы ревизских сказок: до середины XIX века в них был такой глубинный содержательный порядок, аккуратность, всеобъемлющий характер информации, что и сейчас диву даешься. А вот в начале прошлого века, в конце предыдущего такой информативности и полноты уже нет...
«Историческая память» отвечает на вопрос: кто мы и какое место мы занимаем в развитии мировой цивилизации? В ней - способность к самозащите, что свойственно и целому народу, и отдельной личности. По силе, способной вызвать чувство гордости или чувство ненависти, историческая память может развить огромные благие желания и стремления.
В этой связи необходимо вспомнить две расходящиеся теории - полигенизм и моногенизм.
Если одна из теорий ведет к утверждению «избранности» какого-либо народа вследствие его «древности», то другая демократично учит, что пути развития всех народов одинаковы, нельзя делить их на «молодых и старых», «талантливых и неталантливых», «с историей и без истории». Сошлемся на признанные мнения. А.И. Герцен писал, что как нет народов, которые влились в историю как стада, так и нет и народов избранных. В. Гюго говорил, что в мире нет «маленьких» народов; как нельзя величие человека сравнивать с его ростом, так и нельзя величие народа измерять по его количеству. Г.-Э. Лессинг писал, что ни одному народу не даны способности, ставящие его выше других. История XX века доказала, что такие стремления могут привести к гибели всех - и пытающихся доказать свою избранность, и не стремящихся к этому.
В каждом народе были и есть яркие личности, которые аккумулировали и аккумулируют вековую мудрость. Вначале это были старейшины, с появлением письменности - люди образованные. Но и в том, и в другом случае это были люди, которые в силу своих личных качеств были хранителями истории.
Нужно вспомнить и то, что раньше авторитет человека рос вместе с его возрастом, он был на высокой ступени жизненной лестницы. Что происходит сегодня? К сожалению, чем выше возраст человека, тем стремительнее он выносится за пределы активной жизни. Это говорит о том, что мы, опираясь на чужие модели формирования личности, забыли свои признанные и оправдавшие себя способы. Образно говоря, раскидали золотые россыпи своего, а пока не можем собрать...
Это все связано с этнической культурой. Сущность данной идеи заключается в том, что элементы ее должны быть положены в основу развития любой, а не только национальной в собственном смысле этого слова, культуры. Существует некоторый целостный культурный комплекс, соответствующий конкретному этносу, закрепленный за ним историей, составляющий ядро этнической культуры. Это должно обеспечить открытость культур с целью гармонизации межнациональных отношений в многонациональном государстве. Элементами этничности можно рассматривать всю культуру этноса, включая производственную, художественную, соционорматив-ную культуру, в конечном счете, это ведь и есть менталитет в истинном смысле этого слова.
Менталитет определяют как уровень индивидуального и общественного сознания, как основу образа жизни, как национальный способ видения мира и действования, как память народов прошлого, совокупность взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения. Философами менталитет рассматривается в онтологическом аспекте: менталитет - это бытие в объективированной, экстериорной форме - внешние ценности культуры, имеющие независимую от этноса объективацию (символы и значения культуры, нормы поведения); и бытие в субъективированной интериорной форме - процесс реализации внутренних целей, идеалов, устремлений этноса. В гносеологическом аспекте менталитет представляет собой мыслительные программы социальных групп (Д. Андреев, А.Я. Гуревич), совокупность готовностей, установок и предрас-положенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.
Феноменологический аспект менталитета описан как диалогический процесс, включающий не только обмен информацией, но и сложное взаимопроникновение бытийности одного человека в другого. Ментальность формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека, который, в свою очередь, их формирует, выступая как порождающее сознание, как трудноопределимый «исток» культурно-исторической динамики. Таким образом, на феноменологическом уровне ментальность представляет систему взглядов, мнений, стереотипов, форм и способов поведения, характеризующих социальные общности.
Довольно часто ментальность отождествляется с сознанием. Существующие в самом человеке и вне его образы рассматриваются как особое когнитивное образование, модель мира, присущая обыденному сознанию людей, принадлежащих к одной культуре или общности. Ментальность -это образно представляющий слой коллективного сознания, который задан не сформулированными явно и не вполне осознаваемыми «коллективными психологическими установками», «интеллектуальными стереотипами». Входя в структуру индивидуального сознания, они организуют чувственные впечатления, оказываясь слабо доступными рефлексии. Следует отметить, что осознаваемые элементы ментальности в детском возрасте тесно связаны с областью бессознательного, которое можно определить как коллективно-бессознательное.
Индивид присваивает специфические для данной культуры способы восприятия и особенности образа мыслей. Эти общие для многих людей, составляющих коллектив или группу, способы восприятия и особенности мышления выражаются в специфичных для данной группы образцах поведения и способах деятельности.
Содержание менталитета определяется особым типом обыденного знания, неосознаваемого в силу привычности и автоматизированности, которым владеет изучаемая общность (с учетом того, что основные формы психического развития являются общими для различных этапов исторического и культурного развития) и которое используется для различения и упорядочения многообразия индивидуального социокультурного опыта.
На становление ментальности личности как важнейшей ее характеристики оказывают влияние социальные, исторические общности, социокультурная среда, в которой пребывает человек, тип мышления индивида, особенности его душевного склада. Проявляется ментальность во взаимодействии между людьми, регламентированном социально значимыми представлениями, социальными нормами, правилами поведения, определенным эмоциональным фоном. В семье -родитель, в образовательном процессе - педагог для ребенка выступает носителем социокультурных ценностей, способов взаимодействия с окружающим миром в самом широком смысле этого слова. Родитель и педагог, как носители определенного менталитета, играют главную роль в процессе транслирования вступающим в жизнь поколениям предоставляемых ценностей, моделей, образов и стереотипов поведения.
Транслирование этой системы от родителя и педагога к ребенку осуществляется несколькими способами: через познавательную деятельность, когда ребенок усваивает систему знаний, значений и смыслов культуры; через эмоциональный контакт с родителями и педагогом; через личностный контакт с родителями и педагогом. Ментальность системы ценностей, моделей, образов и стереотипов поведения транслируется при условии необходимого активного взаимодействия, только тогда возникает «событийность» ментальности родителей, педагога и ребенка. Особенности взаимодействия родителей, педагога и ребенка заключаются в том, что ребенок непосредственно усваивает социокультурную информацию, подражает взрослому, доверяет ему
право определять для усвоения социокультурное содержание, а родитель и педагог отбирают социокультурное содержание для ребенка и предлагают ему собственную интерпретацию этого содержания. В данном случае родитель и педагог на свою субъектность (взгляды, установки, предпочтения) накладывают субъектность ребенка.
Формы трансляции также разнообразны. Это могут быть различные виды деятельности: учебная, игровая, коммуникативная. В результате ребенок усваивает систему знаний социальной общности, значения культуры, основные подходы и стратегии познания мира, ролевые отношения, социальные установки, аффективные эталоны восприятия образа, социальные нормы и стереотипы поведения, сценарии общения и т.д. Не стоит забывать, что в глубинах указанных феноменов как раз и расположена национальная идея.
Еще раз подчеркиваем: опираясь на чужие модели формирования личности, забыли свои признанные и оправдавшие себя способы...
Секрет один - их надо искать на своей родной земле!
Сказанное выше - это не только известная проблема «отцов и детей». Такое бывало всегда. Вспомним небольшой фрагмент из неблизкой истории, который повторяется и «имеет место быть» в истории каждого поколения: «и самыми тяжелыми драмами являются отношения между родителями и детьми, особенно тогда, когда родители бедны и хотят дать образование своим детям, тянутся изо всех сил, дети проходят среднюю школу, затем и высшую, и начинают, увы, нередко стыдиться своих родителей. За что стыдиться? За их костюм, за манеры, за неправильное произношение слов и т.д. [2, с. 114]». Напомним, что это было сказано в начале того минувшего века, - но мы знаем, что это мнение далеко не первое и не последнее, такое можно услышать и сегодня.
Разве неправильно сказано? Что изменилось в восприятии старшего поколения за эти почти сто лет? В принципе, особо и ничего. Менталитет подрастающих поколений цепляется за стереотипы поведения и они не зависят от формы собственности.
Жизнь человека проходит в гуманитарном пространстве. Что оно представляет собой? Гуманитарное пространство - это сложная, многогранная общественная реальность, носящая духовно-практический характер и присутствующая в различных сферах общественной жизни.
Оно выражается в социально-гуманитарном знании, предполагает «обработку», облагораживание людей по «законам добра и красоты», их духовного мира, действий, поступков, поведения. Гуманитарное пространство, являясь «сквозным» феноменом, имеет свою относительно самостоятельную, первоначальную сферу. Она прямо и непосредственно включает в себя философию, обществознание, филологию, право, мораль, искусство, религию, педагогику, гуманитарное образование, воспитание и просвещение, а также человекоповедение, нравственно-эстетическое поведение, человеческие отношения и др. Вот эту сферу и нужно развивать параллельно с развитием человека.
В развитии и становлении человека как личности первостепенное значение отводится понятиям мир, страна. Почему эти понятия должны быть в жизни человека на первом месте?
Мир - это объединенное по каким-нибудь признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Страна - это имеющая свою государственность, свои государственные органы или управляемая другими территория. Как видно, при таком понимании страна не только сторона, пространство, а такое объединение, в котором есть свое членство в виде гражданства. И это «освящается» исторической памятью и становится «священным» для каждого представителя страны.
Обратим особое внимание на то, что человек вначале представляет собой обыкновенного члена государства, страны, а потом он становится персоной, личностью государственного масштаба - гражданином. В.А. Сухомлинский в своем знаменитом труде «Рождение гражданина» писал, что в первый раз рождается живое существо и лишь потом, по мере воспитания, происходит второе рождение человека - на этот раз рождение личности и гражданина.
В последние годы чаще стали употреблять понятие «космополит» («гражданин мира»; от «космополитизм» - идеология «мирового гражданства»). Как философское течение, «космополитизм» означает отказ от национальных традиций, обычаев; доминанту межнациональных и межгосударственных интересов по отношению к национальным; отказ от государственности как социальной формы организации людей; признание единства человеческого рода*. В официаль-
ной трактовке понятие «космополитизм» долгое время рассматривалось как противоположное «патриотизму», основой его выступали интернационализм или национализм. Сегодняшние подходы к космополитизму во многом изменились в соответствии с идеями глобального образования. Мы так определяем эту линию: формировать ребенка человеком родной Земли (малой Родины), сделать из него гражданина своего государства (Сын Отечества), ориентировать его на ценности мирового, общецивилизационного (Человек, Гражданин Мира) порядка. Таковы новые основы гражданского образования и воспитания сегодня [3].
В то же время необходимо подчеркнуть, что понятие «гражданин мира» до сих пор имеет неоднозначное толкование. Как исследователи, так и практики сходятся во мнении, что «гражданин мира, не имеющий корней, не принадлежащий какому-либо месту, являющийся только и просто космополитом, - не такой хороший гражданин мира, как тот, кто вырос в семье, в определенном месте, в доме с определенным языком, в определенной культуре и потому обладает чувством принадлежности, над которым можно настраивать более высокие уровни потребностей и метапотребностей. Быть в полной мере представителем человеческого рода не означает отречения от более низких уровней, а означает скорее их включение в иерархическую интеграцию, что предполагает, например, культурный плюрализм, удовольствие от восприятия различий, ... от путешествия в различные страны, от этнологического изучения других культур и т.п.» [4, с. 260]. Нельзя не согласиться в этом с одним из основателей и ярчайших представителей гуманистической психологии А.Х. Маслоу, гражданская позиция которого выражена в отрицании тоталитаризма, национальной и классовой ограниченности, ориентации на усовершенствование отдельных людей и наоборот - улучшении людей через создание благоприятных условий для их развития.
Во всем цивилизованном культурном пространстве активно применяется еще одно понятие - это «мир»: «Pax Turana» - «тюркский мир», «Pax Romana» - «Римский мир», «Pax Sinica» -«китайский мир» и множество других «миров». Как видно, эти понятия глобальны по своему
* По утверждению Эпиктета, «автором» термина «космополит» считают Сократа: «если верно то, что утверждают философы о родстве между богом и людьми, тогда на вопрос о родине человечества должен отвечать словами Сократа: я не афинянин или коринфянин, а я космополит».
значению и под понятием «мир» подразумевается культурообразующее пространство, или Ойкумена (Эйкумена, Экумена), и это пространство выполняет активные культуртрегерские и куль-туросозидающие функции.
Вот так мы приближаем понятие «пространство» к народам: страна - это место, в котором живет народ, имеющий общие языковые особенности, общие традиции, обычаи, общий жизненный (экзистенциальный и ментальный) опыт. С другой стороны, страна - это такое место, которое ограничено определенными (пусть и условными) географическими границами, объединенное функционирующими особенностями общего бытия и жития. По Р.Г. Кузееву, для башкирского народа понятие «ил» (иль - страна) одновременно эквивалентно существующим в языке понятиям страна, родина («тыуган ил», «Ватан»). Поэтому иль из термина, обозначающего родственное объединение, превратился в понятие территориальное» [5, с. 33].
В тюркских языках слово «иль» многозначно. Это земля, территория, родина, государство, мир, общество, народ, семья и т.д. В литературной речи нет числа пословицам, поговоркам, загадкам, песням и различным фразеологическим выражениям со словом «иль» [6, с. 107].
Таким образом, можно провести параллель между понятиями иль и мир. В то же время признаем, что понятие мир несколько шире, оно вбирает в себя все социальное и не социальное окружение человека. Ойкумена в прямом смысле слова - это населенная человеком часть Земли. С определенными условностями мы можем применить данное понятие к региону. Кстати, в таком понимании между понятиями иль (страна) и мир (культурообразующее пространство) много общего, и такое понимание понятий нам близко и нами они используются активно. Если в собственно научном значении употребление этого понятия в отношении относительно небольшого региона не совсем корректно (может быть?), то и в образном понимании, и в несколько расширенном толковании это допустимо. В конце концов, и история отдельно взятого человека - это целый мир! И он, и этот его мир, требуют к себе огромного внимания. Всему цивилизованному миру известны слова, сказанные Г. Гейне целых полтора века с лишним назад, о том, что каждый человек - это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история.
И в нашей, и в другой научной, научно-популярной литературе активно используются понятия род, племя, народность, нация. Принято считать, что в своем развитии народ проходит три главные стадии, когда он от рода, племени через народность перерастает в нацию. Род, племя - группа людей, связанная осознанием общности происхождения от одного предка, характеризуется коллективистскими отношениями и взаимопомощью, уравнительным потреблением, отсутствием частной собственности, регуляцией брачных отношений. Народность - общность людей, появившаяся в результате консолидации племенных общностей по мере развития между ними хозяйственных связей и необходимости защиты от общего врага, что приводило к созданию государственных образований. Зачастую объединяющим фактором в этих процессах выступала религия. Нация - общность людей, представляющая социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, стереотипов поведения и осознания своего единства. В прошедшие тысячелетия в широких просторах между Волгой и Уралом жили народы, которые прошли все эти стадии, но, в силу особых условий жизни и родственных отношений, сохранили элементы всех трех названных. Поэтому не следует смотреть с позиций сегодняшних дней на примеры употребления понятий род и племя.
И «пассионарные толчки», по Л.Н. Гумилеву, приводили к великим созидательным, а иногда разрушительным действиям - люди уходили в новые места и обживали их, создавались государственные объединения, возникали войны и союзы, рождались герои и личности национального, а то и наднационального масштабов.
В последние годы активно начали использоваться понятия фамилистическая культура личности, фамилистическая компетентность личности [основа слова «фамилистическое» от латыни familia (ae, f); domus (i, f), или семья (сравним нем.: die Familie - семья)], означающие знание людьми (молодежью) истории своей семьи. И это не только простые знания, а знания, находящиеся на уровне культуры. Знающие и культурные люди - это люди, умеющие смотреть на своих родителей, на своих предков с уважением, люди, умеющие планировать и конструировать свое будущее с высоты опыта поколений.
В связи с этим, обратим внимание на интересную и плодотворную политику, проводимую в Республике Башкортостан Исполкомом Всемирного курултая башкир [7]. В их программы включаются мероприятия по проведению такого праздника как «Шежере байрамы», где молодежь знакомится с историей своего рода-племени, находит ветви и ветки своего генеалогического дерева, пишет, заполняет, дополняет и запоминает их. Значит, не потеряются поколения в веках и тысячелетиях, значит, будет жить история. Вот такую культуру и необходимо формировать у подрастающих поколений, она не должна быть оторвана от исторических корней, от истории того места, где человек родился, от истории тех людей, которые его родили и вырастили!
Каждая деревня, каждое село, каждый поселок и город совершает свой вечный оборот вокруг Солнца вместе со всей планетой Земля! Значит, все, что творится на этой Земле, не только не чуждо этому селу, городу, жившим когда-то и живущим сегодня там людям, а, наоборот, оно участвует во всех делах этой планеты.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рафиков Б.З. Тарихи хэтер - кеYЭт шишмэ!1е // Ватандаш. - 1997. - № 10. - 198-200 б. (Рафиков Б.З. Историческая память - источник силы // Ватандаш. -1997. - № 10. - С. 198-200).
2. История Великой войны [1914 года]. - Т. 1. - М.: Издание товарищества Н.В. Васильева, 1915. - 335 с.
3. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. педагогического ун-та, 1995. - 238 с.; Основы процесса гражданского воспитания молодежи. -М., 1996. - 169 с.; Общество, государство: воспитание гражданина. - Уфа: Изд-во Башк. гос. педагогического ун-та, 1998, 90 с., 2001. - 117 с.; Образование и образованность гражданина в современном мире. -М.: Наука, 2003. - 258 с.; Образование как пространство формирования личности гражданина. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006. -284 с.
4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / под общ. ред. Г.А. Балла, А.Н. Киричука, Д.А. Леонтьева; пер. с англ. Г.А. Балла, А.П. Попогребско-го. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.
5. Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Ч. 1. (Родо-племенные организации башкир в XVII-XVIII вв.). - Уфа: Башкнигоиздат, 1957. - 184 с.
6. Фаттах Н. Язык богов и фараонов. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1999. - 489 с.
7. Тамырзарьщды белэhецме? Шэжэрэ байрамда-рын уткэреу буйынса тсулланма. - 9фе: Белая река, 2006. - 64 б. (Знаешь свои корни? Руководство по проведению праздников шежере. - Уфа: Белая река, 2006. - 64 с.).
REFERENCES
1. Rafikov, B.Z. Istoricheskaja pamjat' - istochnik sily [Historical memory - a power source]. Vatandash. No. 10,
1997, pp. 198-200.
2. Istorija Velikoj vojny [History of the Great war]. Vol. 1. Moscow, Edition of N.V Vasilyev, 1915, 335 p.
3. Gayazov, A.S. Formirovanie grazhdanina: teori-ja, praktika, problemy [Formation of the citizen: theory, practice, problems]. Cheljabinsk, Cheljabinsk Pedagogical University Publishing house, 1995, 238 p.; Osnovy processa grazhdanskogo vospitanija molodezhi [Foundations of process of civil education of youth]. Moscow, 1996, 169 p.; Obshhestvo, gosudarstvo: vospitanie grazhdanina [Society, state: education of the citizen]. Ufa, Bashkir State Pedagogical University Publishing house,
1998, 90 p.; 2001, 117 p.; Obrazovanie i obrazovannost' grazhdanina v sovremennom mire [Education and education of the citizen in the modern world]. Мoscow, Nauka, 2003, 258 p.; Obrazovanie kakprostranstvo formirovanija lichnosti grazhdanina [Education as space of formation of the citizen's identity]. Moscow, VLADOS, 2006, 284 p.
4. Maslow, A. Novye rubezhi chelovecheskoj priro-dy [New frontiers of human nature]. Ed. by G.A. Ball, A.N. Kirichuk, D.A. Leont'ev; translation from English by A.P. Popogrebsky. Мoscow, Smysl, 1999, 425 p.
5. Kuzeev, R.G. Ocherki istoricheskoj etnografii bashkir. Ch.1. (Rodo-plemennye organizacii bashkir v XVII-XVIII vv.) [Sketches of historical ethnography of Bashkirs. Part 1. (The tribal organizations of Bashkirs in the 17-18th centuries)]. Ufa, Bashkir publishing house, 1957, 184 p.
6. Fattax, N. Jazyk bogov i faraonov [Language of gods and Pharaohs]. - Kazan, Tatar Publishing house, 1999, 489 p.
7. Znaesh' svoi korni? Rukovodstvo po provedeniju prazdnikov shezhere [Do you know your roots? Guide to hold shezhere festivals]. Ufa, Belaya reka, 2006, 64 p.