Научная статья на тему 'Работа культурно-просветительных учреждений по эстетическому воспитанию молодежи'

Работа культурно-просветительных учреждений по эстетическому воспитанию молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
564
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / EDUCATION / YOUTH / SPIRITUALITY / MORALITY / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кадирова М.Г.

Статья посвящена воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма, свободы и обязанности каждого гражданина перед обществом. Основными качествами воспитательного человека является любовь к отечеству, бережное отношение к окружающему миру, почитание родителей, святость семейных отношений. Национальное воспитание-это становление национального мышления граждан. Оно вбирает в себя гордость за свою нацию, уважение и почитание истории и культурного наследия предков, обычаев и традиции своего народа, связь истории с сегодняшней жизнью народа, возрождение национальных обычаев и традиций, развитие экономического, языкового, научного и культурного просвещения и уважения к другим нациям с учетом исторического опыта таджикского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work of cultural and educational institutions on the youth’ aesthetic education

The article is devoted to educating the younger generation in the spirit of patriotism, freedom and responsibility of each citizen to society, love to country, the attitude towards the world, honoring parents, the sanctity of the family. National education is becoming citizens of national thinking. It incorporates the pride of the nation, respect and reverence for the history and cultural heritage of their ancestors, the customs and traditions of its people, communication history with today's life of the people, the revival of national customs and traditions, the development of economic, linguistic, scientific and cultural education, and respect for others nations, taking into account the historical experience of the Tajik people.

Текст научной работы на тему «Работа культурно-просветительных учреждений по эстетическому воспитанию молодежи»

УДК 34т 64 М.Г. КОДИРОВА

ББК 67, 992(2т) 92

РАБОТА КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ

Тема духовно-нравственного воспитания молодежи всегда актуальна в обществе. Ведь будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Хотелось бы, чтобы будущее Таджикистан строилось на прочном фундаменте уважения таджиков к истории своей страны, к ее традициям, к абсолютным духовным и культурным ценностям человечества.

Гражданско-патриотическое воспитание через привитие любви и уважения к своему языку, истории, литературе, армии, территории и т.п. призвано помочь молодежи глубже понять экономические и культурные особенности своей страны, увидеть красоту и своеобразие ее природы и задуматься над тем, чтобы стать достойным и полезным ее гражданином.

В сфере просветительской культуры в полной мере отразились кризисные явления эпохи перехода от эпохи советского государства и общества к новому, все еще переходному времени. Резкое сокращение финансирования, интенсивная потеря аудитории, снижение уровня жизни населения и, как следствие, утрата основополагающего принципа культурно-просветительной работы - общедоступности культурных благ - все это явилось отражением общей социально-экономической ситуации в стране. Результат - значительная утрата нравственных и эстетических идеалов, культурных традиций, отечественного наследия. Недооценка проблем культурного просвещения привела, в сочетании с нерешенными социальными и экономическими проблемами, к росту преступности, обострению межнациональных конфликтов, падению в обществе духовности, нравственности.

Таджикистан одна из тех стран, которая после распада СССР стала самостоятельной. В связи с этим в Таджикистане возникла проблема воспитания нового поколения молодежи как социальная, так и политическая. Как говорит президент Таджикистана: «Молодежь - это будущее страны», поэтому в стране много внимания уделяется именно воспитанию, особенно в настоящее время, т.к. 35% населения Таджикистана составляет молодежь. Заботится о молодежи государство. В Таджикистане принят закон о «О молодежи и государственной молодежной политике» и ряд программ, основной из которых является Программа «Молодежь Таджикистана»(1) . В ней показано беспокойство социальными проблемами молодежи. Например, обеспечение жильем и земельными участками молодых семей. Также рассматривается проблема трудоустройства, решение которой можно найти в программах по занятости, созданию рабочих мест и т.д. В программе рассматриваются и вопросы защиты здоровья и здорового образа жизни, уделяется внимание развитию международных отношений.

Осуществляет решение задач программы Комитет по делам молодежи, спорту и туризму. В рамках программы было проведено 55 мероприятий. Каждый год в Таджикистане проводится Олимпийский день бега и фестиваль «Дружба молодежи Таджикистана», который проходит в разных регионах страны(2). С проведением культурных и спортивных мероприятий проблем нет, сложнее с обеспечением жильем.

Многие выпускники школ не получают дальнейшее образование, а выпускники университета отмечают проблему трудоустройства, т.е. проблема безработицы является распространенной. Исследования показывают, что уровень безработицы среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет является очень высоким - 17% (3). Это распространяется и на взрослых людей, большинство мужчин работают за пределами страны(4) .

К сожалению, не все знают о действующих в Таджикистане программах, в связи с этим многие ищут работу в других странах. Но сейчас государство работает над развитием патриотизма среди молодежи. Например, в стране существует проект, направленный на воспитание в молодых людях убеждения в том, что именно они могут сделать жизнь в своей стране лучше, примерно 60 студентов принимают участие в данном проекте. Благодаря ему среди молодежи повышается интерес к социальным, экономическим и политическим вопросам страны, студенты обсуждают серьезные темы, например, наркотики, смертную казнь, религию, роль женщин и т.д.

Что касается вредных привычек, то в Таджикистане все не так плохо, среди девушек, в сравнении с другими странами, курение и алкоголизм распространены значительно меньше. Но в связи с оказанием влияния других стран об этой проблеме забывать не следует. Государство за здоровый образ жизни, оно строит спортивные учреждения, чтобы молодежь занималась спортом, это отвлекает от вредных привычек.

Кроме того к указанным выше проблемам можно добавить проблему брака, к которой относится нежелание многих людей жениться.

Конечно, как и в любой другой стране, в Таджикистане существуют проблемы, которые напрямую касаются молодежи. Но государство старается обеспечить решение этих проблем, как было указано ранее, проводится множество мероприятий, реализуются различные программы и проекты. Особое внимание следует уделить проблемам трудоустройства и жилищной проблеме. Отчаиваться не стоит. Все проблемы решаемы, нужны только время и усиленная работа в данных направлениях.

Национальная концепция воспитания в стране определяет нынешнюю и перспективную политику государства в сфере воспитания широких масс населения, в особенности подрастающего поколения. Она упорядочивает суть, цель, задачи и содержание национального воспитания на новом историческом этапе, определяет его роль и значение в формировании личности всесторонне развитого человека.

Лидер нации, Председатель Правительства Президент Республики Таджикистан Э. Рахмон считает одной из важнейших современных и будущих задач государства и общества воспитание детей, подростков и молодежи в духе традиционных и мировых ценностей, им поставлен вопрос о демографических проблемах и упорядочении семьи как основой предпосылки здорового общества, эффективные пути и методы, осуществление которых рассмотрены в Концепции.

Концепция разработана на основе ценных традиций таджикской нации, других народностей и национальностей Таджикистана. Она позволяет всему населению Таджикистана независимо от местности, национальности и расы выбрать и осуществлять различные пути воспитания для формирования всесторонне развитой личности.

Концепция обязывает и призывает всех министерств и ведомств, творческие объединения, в том числе Союз писателей, Союз композиторов, Союз журналистов, Союз художников, Союз архитекторов, Союз театральных деятелей, другие творческие союзы, средства массовой информации, издательства и типографии, политические партии и общественные объединения, в том числе профсоюзные комитеты, неправительственные организации, государственные и частные учреждения, предприятия сервиса. Советы ветеранов войны и труда, театры, Государственную филармонию, консерваторию, ансамблей "Шашмаком" и "Фалак", библиотеки и музеи, предприятия здравоохранения и отдыха, парки культуры и отдыха, Союз молодёжи, учебные и воспитательные заведения и все общество активно участвовать в воспитании граждан республики и приложить все усилия в осуществлении программ и государственных мероприятий по данному вопросу, имеющему огромное социально-нравственное значение (5).

В нынешней обстановке необходимость разработки и принятия Концепции состоит в следующем:

1. Республика Таджикистан как самостоятельное независимое государство, находится на начальном этапе формирования демократического, правового, светского и единого государства. Его дальнейшее развитие связано с воспитанием личности, обладающей высоким уровнем нравственности, богатым внутренним миром, развитой физически и духовно, с высоким чувством патриотизма и национального самосознания, соблюдающей законы, права и свободы, трудолюбивой и чувствующей красоту, рациональной, рассудительной и толерантной,

ответственной и активной, созидательной и творческой. Воспитание таких граждан является задачей государства, общества и семьи.

2. После принятия Конституции Республики Таджикистан был принят ряд важных документов, таких как Закон Республики Таджикистан "Об образовании", Концепция национальной школы, Национальная концепция образования в Республике Таджикистан, Кодекс этики государственного служащего, Государственная программа патриотического воспитания молодёжи Таджикистана на 2006-2010 годы, Национальная Концепция развития физической культуры и спорта Республики Таджикистан, Государственная программа правового обучения и воспитания граждан Республики Таджикистан и другие нормативно-правовые акты. В этих документах высказаны здравые и ценные мысли об обучении и воспитании. Но наука педагогики обосновывает приоритетную роль воспитания по сравнению с обучением в силу его целей, задач и содержания. К сожалению, до сих пор нет такого документа, который мог бы определить перспективу национального воспитания, его цели, задачи и содержание в тесной связи с политикой независимого государства, национальными и общечеловеческими ценностями. Данная Концепция является первым опытом в данном направлении и предусматривает все аспекты воспитания граждан республики.

Методологическую основу воспитания в нашем государстве составляет новое политическое и культурное мышление, суть которого заключается в укреплении государственной независимости, национальном единстве и самосознании, в чувстве любви к родине и патриотизме, в обеспечении государственной и национальной безопасности, защите государственной целостности и общенациональных интересов. Суть этой методологии отражена в Конституции Республики Таджикистан, Законе Республики Таджикистан "Об образовании", Национальной концепции образования в Республики Таджикистан, Кодексе этики государственного служащего. Государственной программе патриотического воспитания молодёжи Таджикистана на 2006-2010 годы, Государственной программы правового обучения и воспитания граждан Республики Таджикистан и других нормативно-правовых актах.

Государство в своей политике по национальному воспитанию граждан, формируя правовое пространство в национальном воспитании граждан принимает нормативно-правовые акты и применяет их на практике, организует образовательно-воспитательные государственные учреждения с целью воспитания граждан и создает условия для того, чтобы:

-никто не препятствовал инакомыслию, свободе слова, совести, участию граждан в политической жизни в рамках закона;

-посредством научно-популярной, художественной литературы и средств массовой информации доводить до граждан материал, обладающий содержанием национального воспитания.

Правительство Республики Таджикистан принимает необходимые меры, чтобы все граждане республики от мала до велика жили и созидали на основе конституционного права. Оно требует:

В соответствии с Кодексом этики государственного служащего примерного поведения от чиновников государственной власти и руководителей учреждений, повышать сознательность и чувство ответственности родителей и старшего поколения в воспитании подрастающего поколения.

- Поддерживая в воспитании народа научные, светские, гуманистические идеалы, а также лучшие обычаи и традиции, наладить изучение и исследование ценных научных, литературных, исторических, религиозных произведений, рекомендаций и произведений Главы государства.

- Обеспечивая воспитание, физическое здоровье народа, в том числе детей, подростков, молодежи, детей сирот и оставшихся без попечения родителей, пенсионеров и престарелых людей в семье, детских садах, школах, детских домах, домах, для престарелых и инвалидов, способствует повышению уровня культуры девушек и женщин в вопросах здорового образа жизни, упорядочения семьи и брака и воспитания полноценных граждан страны и обеспечивает социальную и материальную защищённость учителей и воспитателей, обслуживающего персонала (санитар), занятых воспитанием детей, подростков и взрослых в различных лечебных и воспитательных учреждениях(6).

Национальное воспитание формирует в гражданах такие качества, как высокая культура, национальное самосознание, гуманизм, свободомыслие, гражданская и социальная позиция, инициативность и т.п. Такой гражданин способен осуществлять свою деятельность с точки зрения национальных интересов, критически оценивать отрицательные проявления в обществе, любить и

защищать свою родину и вносить свой вклад в развитие общества как личность, обладающая национальным мышлением и почитающая национальную культуру.

Конечной целью и задачей национального воспитания является формирование всесторонне развитой личности, обладающей качествами гражданина своей Родины, личности, обладающей высоким морально-нравственным обликом, культурой и другими лучшими человеческими качествами.

Таджикистан является самостоятельным, демократическим, правовым, светским и единым государством. В этой стране обеспечиваются права на воспитание всех граждан республики, независимо от их национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических и социальных убеждений.

Все граждане могут воспитывать своих детей в духе своих традиций и национальных ценностей, при условии, если они не противоречат общегосударственным интересам Таджикистана.

Традиции, духовные ценности таджикского народа, входившие в нашу жизнь на протяжении столетий, образуют его менталитет или систему качеств. Суть признаков или систему свойств характера таджиков составляют тяга к знаниям, трудолюбие, терпение, миролюбие, самосознание, стремление к культуре, почитание духовных ценностей, гостеприимство, уважение к семье, чувство гордости за Родину, скромность, благородство, тяга к профессии и ремеслу, оптимизм, дружба и товарищество, уважение и почитание родителей и старших, добро и добродетель, справедливость, поддержка сирот и нуждающихся, неприятие жадности и зависти, тщеславия, мести, предательства и вероломства и другие качества.

Важнейшими составными частями национального воспитания являются следующие понятия:

Идейное воспитание является нравственной категорией, цель которого - утверждение в мышлении граждан национального образа мыслей. Его основной задачей является защита Государственной независимости Таджикистан, создание и укрепление демократического общества, возрождение исконно народных качеств, соответствие их национальным интересам народов Таджикистана, превращение Таджикистан в развитое мировое государство.

Нравственность является внутренним миром человека, вобравшего в себя совокупность интеллектуальных знаний, эмоциональных чувств, семейных, трудовых, гражданско-патриотических, социальных, экологических отношений, основанных на традициях своего народа и тесно связанных с религией народа. Нравственность человека выражается в свободном принятии им Абсолютных нравственных императивов и проявляется в его поведении и поступках.

Сейчас необходимо объединить усилия и позаботиться о том, чтобы вместе с молоком матери ребенок впитывал в семье такие чувства, как любовь к отечеству, благоговейное отношение к природе и окружающему миру, почитание родителей, святость семейных отношений

Национальное воспитание-это становление национального мышления граждан. Оно вбирает в себя гордость за свою нацию, уважение и почитание истории и культурного наследия предков, обычаев и традиции своего народа, связь истории с сегодняшней жизнью народа, возрождение национальных обычаев и традиций, развитие экономического, языкового, научного и культурного просвещения и уважения к другим нациям с учетом исторического опыта таджикского народа.

Воспитание самосознания способствует осознанию гражданином независимости своей нации, своего государства и уважению к нему, осознанию им своих гражданских прав и свобод. Это даст ему возможность понимать свои задачи перед государством, обществом и семьи и соотносить свои интересы с интересами государства, общества и семьи (7).

Гражданин должен сохранять своё национальное достоинство и защищать его. Он должен быть осведомлен об истории своего народа, его культуре и почитать их. Самосознание происходит из национального пробуждения личности и внушает человеку чувство национальной гордости. Самосознание руководит человеком в его стремлении служить Родине и нации, обогащает его культуру и духовность. Сознательный гражданин, обладающий высоким самосознанием, как зеницу ока защищает государственную независимость страны и вносит свой вклад в её материальное и духовное развитие.

Воспитание патриотизма считается важнейшей частью воспитания и имеет тесную связь с понятиями страна, отчизна, держава, Родина, углубляя в сердце человека чувство патриотизма. Все остальные аспекты воспитания связаны с этим приоритетным направлением. Как отмечает Лидер

нации Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, "только действительно любящий свою Родину человек может по настоящему обеспечить её безопасность и процветание".

Наука и культура имеют большое влияние на моральное формирование человека. Сюда входят язык, литература, наука, история, различные источники письменной и устной культуры, религиозные этические ценности, исторические памятники, произведения искусства, передачи радио и телевидения, компьютерные материалы, всемирная сеть "Интернет", средства массовой информации. Национальное духовное воспитание человека неразрывно связано с его этическим воспитанием. Эти виды воспитания взаимообогащают друг друга и служат общим задачам воспитания граждан.

Образованность гражданина неразрывно связана с познанием наук,с нравственным воспитанием. Основное отличие заключается в том, что она подразумевает приобретение знаний и навыков, овладение профессией, высокий уровень образованности народа в рамках науки и культуры, политики и права. Образование формирует эстетические и моральные качества нации. Образованность является важным источником национального воспитания. При определении духовности понятие "образованный человек" является более широким, чем понятие "культурный человек" (8).

Правовое воспитание это формирование осознание права, свободы и обязанности граждан перед обществом и государством. В соответствии с Конституцией Республики Таджикистан и другими нормативно-правовыми актами страны, оно определяется следующим образом:

Право на жизнь, на образование и общественное воспитание, на защиту общества, на получение информации о политической, экономической и социальной жизни общества, на свободу слова, на участие в политической жизни общества, на участие в выборах и референдумах, избирать и быть избранным, обращения в органы государственной власти и общественные объединения, на участие в культурной жизни и использование культурных достижений, на участие в управлении государством, право на труд, на социальную защиту, на отдых, право на выезд и въезд, право на гарантию судебной защиты, на жилье, на конфиденциальность переписки, право человека на личную неприкосновенность, на неприкосновенность имущества и наследства, на здравоохранение, на создание семьи, на личное мнение.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Молодежь Таджикистана: в чем нуждается и что имеет [Электронный ресурс] / Душанбе. Мой любимый город. Новости // Режим доступа: www. 2shanbe/tj/1-1 -0-943

2. Debating school opens in Tajikistan [Электронный ресурс] / OSCE // Режим доступа: www. osce. org/taj ikistan/57506.

3. Закон РТ «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия» // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан.- 2006. - №3.- 168.

4. Культурное пространство Центральной Азии: единство в многообразии. Душанбе, 2010.

5. Молодежь и современная наука. - Душанбе: Бухара, 2012. - 234 с.

6. Чахони паём (Мир вестей). - 2011. - 21. 01. - С.3

7. Мирзоалиев, Н. Музеи - зеркало истории // Таджикистан. - 2012. - №7.

8. Культурное пространство Центральной Азии: единство в многообразии. Душанбе, 2010. - 242 с.

REFERENCES:

1. Youth of Tajikistan: what is needed and what is [electronic resource] / Dushanbe. My favorite city. News // Access: www. 2shanbe / tj / 1-1-0-943

2- Debating school opens in Tajikistan [electronic resource] / OSCE // Access: www. osce. org / tajikistan / 57506.

3-RT Law "On protection and use of objects of historical and cultural heritage" //Akhbori Majlisi Oli Republic of Tajikistan in -2006- №3,- 168 p.

4- The Cultural Space of Central Asia: unity in diversity. Dushanbe, 2010. 5 The youth and modern science. - Dushanbe: Bukhara, 2012. - 234 р.

6 Jakhoni paem (World news - world message). - 2011 - 21. 01. - p.3

7 Mirzoaliev, N. Museum - "Mirror of History" // Tajikistan. - 2012. - №7. 8-Cultural Space of Central Asia: unity in diversity. Dushanbe, 2010. - 242 р.

Работа культурно-просветительных учреждений по эстетическому воспитанию молодежи Ключевые слова: воспитание, молодежь, духовность, нравственность, патриотизм

Статья посвящена воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма, свободы и обязанности каждого гражданина перед обществом. Основными качествами воспитательного человека является любовь к отечеству, бережное отношение к окружающему миру, почитание родителей, святость семейных отношений. Национальное воспитание-это становление национального мышления граждан. Оно вбирает в себя гордость за свою нацию, уважение и почитание истории и культурного наследия предков, обычаев и традиции своего народа, связь истории с сегодняшней жизнью народа, возрождение национальных обычаев и традиций, развитие экономического, языкового, научного и культурного просвещения и уважения к другим нациям с учетом исторического опыта таджикского народа.

Work of cultural and educational institutions on the youth' aesthetic education

Keywords: education, youth, spirituality, morality, patriotism

The article is devoted to educating the younger generation in the spirit of patriotism, freedom and responsibility of each citizen to society, love to country, the attitude towards the world, honoring parents, the sanctity of the family. National education is becoming citizens of national thinking. It incorporates the pride of the nation, respect and reverence for the history and cultural heritage of their ancestors, the customs and traditions of its people, communication history with today's life of the people, the revival of national customs and traditions, the development of economic, linguistic, scientific and cultural education, and respect for others nations, taking into account the historical experience of the Tajik people.

Сведения об авторе:

Кодирова Мижгона Гайратовна, аспирантка кафедры истории таджикского народа Таджикского национального университета(Республика Таджикистан, г. Душанбе), E-mail: uchzaphgu@mail.ru

Information about the author:

Qodirova Mijgona Gairatovna, a Post-graduate student of the Department of Tajik people Tajik National University (Republic of Tajikistan, Dushanbe), E-mail:uchzaphgu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.