Научная статья на тему 'Гуманитарная парадигма: к вопросу о сущности понятия'

Гуманитарная парадигма: к вопросу о сущности понятия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
986
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА / СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / ЛИЧНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР / HUMANITARIAN KNOWLEDGE / HUMANITARIAN PARADIGM / SOCIAL ASPECT / PERSONAL CHARACTER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Казанцева Анжела Анатольевна, Казанцева Елена Михайловна

В статье представлен анализ сущности составляющих понятия «гуманитарная парадигма» с точки зрения социального и личностного аспектов. Гуманитарное это есть уникальное, неповторимое и чаще всего связано с индивидуальностью, духовным миром человека, его личностными ценностями и смыслом жизни. Сфера социального знания представлена устойчивыми и воспроизводимыми отношениями между народами, общностями, группами и обществом в целом. Социальная и гуманитарная сферы взаимообусловлены. Без человека нет общества, в то время, как человек не может существовать без общества. Форма бытия человеческого рода, отраженная в обществе это социальный аспект, гуманитарный это знание о сущности человека в социальных группах и формах. Гуманитарное знание это тип знания, исходящего из конкретной личности, свободной в волеизъявлении. Парадигма рассматривается в статье как совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной теории и практике на конкретном этапе развития. Объектами гуманитарной парадигмы являются человек и система убеждений определенного научного сообщества. На основе толкования ключевых позиций разных исследователей авторы подводят к определению роли и статуса гуманитарной парадигмы в системе социально-гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANITARIAN PARADIGM: THE QUESTION OF THE NATURE OF

The article presents an analysis of the essence of the components of the concept of "humanitarian paradigm" from the point of view of social and personal aspects. Humanitarian it is unique, inimitable and often associated with the individual, the spiritual world of man, his personal values and the meaning of life. The sphere of social knowledge is represented by stable and reproducible relations between peoples, communities, groups and society as a whole. Social and humanitarian spheres are interdependent. Without man there is no society, while man cannot exist without society. The form of existence of the human race, reflected in society a social aspect, humanitarian-is the knowledge of the essence of man in social groups and forms. Humanitarian knowledge is a type of knowledge emanating from a particular individual, free in expression of will. The paradigm is considered in the article as a set of theoretical and methodological prerequisites that determine the specific scientific research, which is embodied in the scientific theory and practice at a particular stage of development. The objects of the humanitarian paradigm are the person and the belief system of a certain scientific community. Based on the interpretation of the key positions of different researchers, the authors lead to the definition of the role and status of the humanitarian paradigm in the system of social and humanitarian education.

Текст научной работы на тему «Гуманитарная парадигма: к вопросу о сущности понятия»

педагогические науки

Казанцева Анжела Анатольевна, Казанцева Елена Михайловна ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА: К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ...

УДК 37.011

ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА: К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ

© 2018

Казанцева Анжела Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования

Казанцева Елена Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и лингводидактики Иркутский государственный университет (664057 Россия, Иркутск, проспект Жукова, 26, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье представлен анализ сущности составляющих понятия «гуманитарная парадигма» с точки зрения социального и личностного аспектов. Гуманитарное - это есть уникальное, неповторимое и чаще всего связано с индивидуальностью, духовным миром человека, его личностными ценностями и смыслом жизни. Сфера социального знания представлена устойчивыми и воспроизводимыми отношениями между народами, общностями, группами и обществом в целом. Социальная и гуманитарная сферы взаимообусловлены. Без человека нет общества, в то время, как человек не может существовать без общества. Форма бытия человеческого рода, отраженная в обществе - это социальный аспект, гуманитарный - это знание о сущности человека в социальных группах и формах. Гуманитарное знание - это тип знания, исходящего из конкретной личности, свободной в волеизъявлении. Парадигма рассматривается в статье как совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной теории и практике на конкретном этапе развития. Объектами гуманитарной парадигмы являются человек и система убеждений определенного научного сообщества. На основе толкования ключевых позиций разных исследователей авторы подводят к определению роли и статуса гуманитарной парадигмы в системе социально-гуманитарного образования.

Ключевые слова: гуманитарное знание, гуманитарная парадигма, социальный аспект, личностный характер.

HUMANITARIAN PARADIGM: THE QUESTION OF THE NATURE OF

© 2018

Kazantseva Angela Anatolievna, candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education

Kazantseva Elena Mikhailovna, candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages and Linguodidactics Irkutsk State University (664057Russia, Irkutsk, Zhukov avenue, 26, e-mail: [email protected])

Abstract. The article presents an analysis of the essence of the components of the concept of "humanitarian paradigm" from the point of view of social and personal aspects. Humanitarian - it is unique, inimitable and often associated with the individual, the spiritual world of man, his personal values and the meaning of life. The sphere of social knowledge is represented by stable and reproducible relations between peoples, communities, groups and society as a whole. Social and humanitarian spheres are interdependent. Without man there is no society, while man cannot exist without society. The form of existence of the human race, reflected in society - a social aspect, humanitarian-is the knowledge of the essence of man in social groups and forms. Humanitarian knowledge is a type of knowledge emanating from a particular individual, free in expression of will. The paradigm is considered in the article as a set of theoretical and methodological prerequisites that determine the specific scientific research, which is embodied in the scientific theory and practice at a particular stage of development. The objects of the humanitarian paradigm are the person and the belief system of a certain scientific community. Based on the interpretation of the key positions of different researchers, the authors lead to the definition of the role and status of the humanitarian paradigm in the system of social and humanitarian education.

Keywords: humanitarian knowledge, humanitarian paradigm, social aspect, personal character.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В современном обществе человек ориентирован на удовлетворение своих потребностей посредством социальных, информационно-технологических ресурсов, а не через личностные качества, что приводит к ощущению «обезличивания» любой сферы общественной жизни. Данная проблема уже достаточно давно отмечается многими исследователями (И.А. Колесникова [1], Д.Л. Матухин [2], Ю.В. Сенько [3], С.Н. Гайнулина [4], и др.), что обусловливает необходимость в интегральных теоретических поисках и концепциях, а также в глубоком методологическом обосновании некоторых исходных позиций.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Необходимо отметить, что вопросы о гуманитарной парадигме, о сущности понятия, ее содержательных характеристиках являются одними из важных областей обсуждения среди исследователей разных научных сфер. Проблематика, связанная с гуманитарной парадигмой, обсуждается в контексте философского осмысления (В.Ф. Шаповалов [5]), научного спора о гуманитарной и естественнонаучной парадигмах (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков [6]), образования (Л.Ю. Монахова [7]), социологии (Т.А. Гез, В.О. Старикова [8]), и др. В то же

время остались не до конца ясными сущностные теоретические особенности данного феномена, не определен статус гуманитарной парадигмы в системе научного знания и механизмы его практического воплощения.

Формирование целей статьи (постановка задания). В связи с этим необходимо определить роль гуманитарного знания в системе развития общественного сознания, определить основные направления развития гуманитарной сферы с целью выявления интегративных тенденций в системе социально-гуманитарного образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Универсальный способ решения любой научной проблемы заключается в анализе ключевых понятий.

Первоначально необходимо четкое представление двух категорий: «гуманитарный» и «парадигма».

Слово «гуманитарный» (от лат. humanitas) означает «человечность», «человеческая природа». Традиционный взгляд на эту дефиницию заключается в представлении о науках, которые относятся «к изучению общества, культуры и истории народа в отличие от естественных и технических наук» [9].

Гуманитарное знание влияет на сознание конкретного человека, который развивается в результате присвоения данного сознания. Специфика гуманитарного знания заключается в том, что оно не может существовать вне человека. Человек сам производит данное знание,

Kazantseva Angela Anatolievna, Kazantseva Elena Mikhailovna HUMANITARIAN PARADIGM: THE QUESTION ...

pedagogical sciences

переосмысливая свой человеческий опыт, свое бытие в конкретном культурном обществе.

Степень гуманитарности знания зависит от степени человеческих смыслов. Толкование понятия «гуманитарный» выявляется во взаимосвязи научного знания с общегуманитарными понятиями, такими как милосердие, сочувствие, человеколюбие и т д. Проблемы свободы человека, социального и экзистенциального, относительных и абсолютных ценностей, соотношения рационального и «нерационального, взаимопонимания между разнотипными культурами и понимания между индивидами, герменевтического истолкования текста» находят свое отражение в гуманитарности[5].

Иначе говоря, гуманитарное - это есть уникальное, неповторимое и чаще всего связано с понятием личности. Индивидуальность, внутренний мир человека, его смысл жизни и личностные ценности - все это составляет ядро гуманитарного познания.

Личностный характер гуманитарного знания представлен во многих работах, посвященных исследованию природы гуманитарности.

И. А. Колесникова в своей работе пишет, что источником гуманитарного знания является субъективный мир самого человека, который, в свою очередь, получает это знание не только при помощи речи, мышления, но и воображения, фантазирования и переживания. По мнению автора, такое знание как итог познания обязательно включает в себя специфическую информацию о познающем субъекте [1].

В. Шаповалов в результате научных размышлений в статье «О специфике гуманитарного знания (заметки на полях известной темы)» подводит читателя к заключению, что научное гуманитарное знание наиболее часто увязывается с постижением «человеческого в человеке», личности, ее внутреннего духовного мира [5].

Согласно Ф. Т. Михайлову гуманитарное знание — это есть всегда «человеческое знание», составляющей которого является человеческое действие, и оно же есть понимание [10].

Необходимо отметить, что такая позиция в отношении взаимообусловленности и взаимосвязи гуманитарного знания непосредственно с личностным аспектом не всегда была стабильной и общепринятой. В данном случае речь идет о социологии, которая претендовала стать универсальной наукой о человеке, как новая точка зрения на человеческую природу.

Понимание человека как субъекта только социального приводит к отрицанию нерушимости внутреннего мира личности и ее самобытности, а также к уничтожению ее свободы. Если мы рассматриваем личность как что-то незначительное и преходящее в нашем обществе, не имеющего каких-либо собственных прав, то становится очевидным, что с личностью можно не считаться в пользу «общего интереса». «Но что же это за общество,— отмечает Владимир Соловьев,— состоящее из бесправных и безличных тварей, из нравственных нулей. Будет ли это во всяком случае общество человеческое?» [5].

Не углубляясь в сущность вопроса о соотношении «социального» и «гуманитарного», отметим лишь, что область социального знания представлена устойчивыми и воспроизводимыми отношениями между народами, общностями, группами и обществом в целом. Гуманитарная же сфера как бы конкретизирует и уходит вглубь социального знания, представляя духовный мир человека, ценностное отношение к окружающему и личностное восприятие мира.

Как можно заключить, социальная и гуманитарная сферы взаимообусловлены. Без человека нет общества, в то время, как человек не может существовать без общества. Социальный аспект подразумевает форму бытия человеческого рода, которая отражена в обществе, а знание о сущности человека в социальных формах - есть суть гуманитарного знания. Гуманитарное знание - это

тип знания, исходящего из конкретной личности, свободной в волеизъявлении.

Таким образом, толкование понятия «гуманитарный» связано с теми или иными проявлениями человеческой духовности, человеческого духа, с уникальностью и неповторимостью конкретной личности и отражает ее самоценность.

Обращаясь к определению термина «парадигма», прежде всего надо отметить, что этимологически он восходит к греческому «paradeigma» в значении «пример, образец».

Данное понятие ввел Томас Кун, американский физик и историк. Ученый определил следующие периоды в развитии научной дисциплины:

- период допарадигмальный;

- период господства конкретной парадигмы;

- период кризиса нормальной науки;

- период научной революции, которая определяет смену парадигмы.

С точки зрения Т. Куна, определенное общество ученых представляет собой людей, которые придерживаются определенной парадигмы и,в то же время, парадигма может объединять членов конкретного научного сообщества, представляющего научное мнение. Обычно парадигмальные направления можно обнаружить в научных исследованиях, учебниках и они на достаточно продолжительный период определяют круг проблем и подходов к их решению в конкретной научной сфере или школе. Так, например, взгляды Аристотеля, ньютоновскую механику и т д. можно отнести к определенной парадигме [11].

В различных словарях анализируемое понятие представлено как система теорий, убеждений, установок и т.д. Так, в словаре по логике «парадигма» трактуется как «совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации, оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания» [12].

Словарь современной западной философии предлагает следующее толкование парадигмы: «совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции» [13].

Схожая позиция представлена и в глоссарии философских терминов ИФ им. Киренского РАН: «парадигма - совокупность общепринятых норм и идеалов научного исследования и той картины мира, с которой согласна основная масса научного сообщества».

В словаре основных терминов Е.Ю. Матвеева парадигма рассматривается как совокупность теоретических и методологических предпосылок, которые определяют конкретное научное исследование, представленная в научной теории и практике на определенном этапе [14].

Изначально понятие «парадигма» употреблялось в логике, затем нашло широкое применение в педагогике. В области педагогики термин «парадигма» начал употребляться в 70-е годы XX в., способствуя интеграции теоретического и практического педагогического образования. Это определение довольно быстро завоевало признание в науке [2].

Парадигма, как правило, господствует в течение определенного исторического периода. Наука достаточно долго пользуется определенной парадигмой, ее концептуальными положениями, которые редко меняются. Каждая парадигма рождалась в течение долгих теоретических изысканий и не менее долгого периода практического становления.

Большинство ученых используют данное понятие как обозначение для целого комплекса социальных, культурных, интеллектуальных практик и институтов, и форм мышления, которые проявляются в науках, в на-

116

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Казанцева Анжела Анатольевна, Казанцева Елена Михайловна ГУМАНИТАРНАЯ ПАРАДИГМА: К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ...

учном знании.

Итак, понятие «гуманитарный» связано непосредственно с абсолютной ценностью человеческой личности, ее ценностное отношение к изучаемой действительности, проявлением ее способностей, ее самореализацией. Термин «парадигма» включает в себя систему научных достижений в определённый исторический период времени.

Основываясь на вышеизложенных рассуждениях, можно заключить, что объектами гуманитарной парадигмы являются человек и система убеждений определенного научного сообщества. Иными словами, человек во всем разнообразии его связей с окружающей средой является центром. Человеческая сущность в его взаимосвязи с миром ценностей, культуры - есть классическая образовательная ценность. И именно гуманитарная парадигма должна выступить движущей силой новой системы образования, которая призвана способствовать выполнению обществом функций критического анализа существующего состояния дел, имеющихся проблем и возможных перспектив [15].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Колесникова И. А. Природа гуманитарного знания и его миссия в современном обществе // Социальные и гуманитарные знания. - № 3. - 2001.

2. Матухин, Д.Л. Основные направления развития высшего профессионального образования в контексте идей новой образовательной парадигмы / Д.Л. Матухин // Вестник Томского государственного педагогического университета. - №5. - 2012. - С. 110-115

3. Сенько Ю.В., Фроловская М.Н., Шкунов В. Г. Становление гуманитарного базиса профессиональной компетентности учителя // Известия Уральского отделения РАО : Журнал теоретических и прикладных исследований. 2008. Апр. № 2(50). С.48-55.

4. Гайнулина, С.Н. Гуманитарная парадигма в воспитании / С.Н. Гайнулина // Управление в социальных и экономических системах : м-лы XVII Международной научно-практической конференции (2-6 июня 2008 г., г. Минск) / Минский ин-т управления ; редкол.: Н.В. Суша [и др.]. - Минск, 2008. - С. 162-163.

5. Шаповалов В.Ф. специфике гуманитарного знания (заметки на полях известной темы) // Обществ. науки и современность. 1994. № 1. С. 85-92.

6. Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека // Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. - М., 2000.

7. Монахова Л.Ю. Актуальные исследования реализации гуманитарной парадигмы в современном образовании // Человек и образование. 2014. №1. С. 14-19.

8. Гез Т.А., Старикова В.О. Социология как гуманитарная наука и гуманистический характер продуцируемого ею профессионального мышления // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(59). URL: https://sibac.info/archive/ social/12(59).pdf (дата обращения: 10.08.2018)

9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. -Москва : Издательство «Азъ», 1992. - 955 с. - Электрон. версия печ. публ. - Режим доступа : ozhegov.info, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 03.04.2018).

10. Михайлов Ф. Т. Всегда ли мы знаем то, что знаем? / Ф.Т. Михайлов // Управление школой. - 1996. -Ноябрь. - № 2. - С. 10-13.

11. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - http://wikipedia.org . - (дата обращения: 14.03.2018).

12. Ивин, А.А. Никифорович, А.Л. Словарь по логике. - 1998 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.terme.ru/dictionary/193/word/metod (дата обращения: 13.03.2018).

13. Малахов, В.С. Филатов, В.П. Современна западная философия: Словарь. — 2- изд., переработанное и

дополненное. — М.: ТО — Остожье, — 1998. — 544 с.

14. Матвеева Е.Ю. Философия Краткий тематический словарь [Текст] : учеб. пособие / Е.Ю. Матвеева, Е.В. Решетникова; Сиб. гос. ун-т телекоммуникаций и информатики. - Новосибирск : [б. и.], 2006. - 184с.

15. Константиновский Д.Л. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования / [Вознесенская Е.Д., Дымарская О.Я., Чередниченко Г.А.]. — М.: ЦСП, 2006. — 264 с

Статья поступила в редакцию 29.06.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.