Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКОВ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ЮГА РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКОВ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ЮГА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / РЕГИОН / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / АПК / ЦЕНА / КАЧЕСТВО / ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балаева С.И.

Статья посвящена проблемам становления и регулирования продовольственного рынка, формированию рыночных структур и продовольственных связей, развитию системы сбыта и совершенствованию экономических отношений на продовольственном рынке. Особое внимание уделяется торговле продовольственными товарами и проблемам продовольственного обеспечения населения страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULARITIES OF FORMING REGIONAL MARKETS OF PROVISIONS OF THE SOUTHERN RUSSIA

This article is devoted to the problems of formation and regulation of food market, food market structures and relations, development of marketing systems and improvement of economic relations in food market. Special attention is paid to trade of food products and problems of food security.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКОВ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ЮГА РОССИИ»

УДК 332.1:338.436,33 (470,6)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКОВ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

ЮГА РОССИИ

Балаева С. И., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экология и безопасность

продовольственного сырья и товаров»

ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В. М. Кокова»

THE PECULARITIES OF FORMING REGIONAL MARKETS OF PROVISIONS

OF THE SOUTHERN RUSSIA

Balaeva S. I., Candidate of Economic Sciences, Associated Professor in the chair «Ecology and security of food»

FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokov»

Cтатья посвящена проблемам становления и регулирования продовольственного рынка, формированию рыночных структур и продовольственных связей, развитию системы сбыта и совершенствованию экономических отношений на продовольственном рынке. Особое внимание уделяется торговле продовольственными товарами и проблемам продовольственного обеспечения населения страны.

Ключевые слова: рынок, регион, продовольствие, АПК, цена, качество, производство.

This article is devoted to the problems of formation and regulation of food market, food market structures and relations, development of marketing systems and improvement of economic relations in food market. Special attention is paid to trade of food products and problems of food security.

Key words: market, region, food, ÂIC, price, quality, production.

Оценка организационно-экономических факторов формирования и развития продовольственного рынка регионов Юга России позволила выявить проблемы, связанные с сокращением объёмов производства сельскохозяйственного сырья, готовых пищевых продуктов, неравной конкуренцией, осложнением взаимоотношений между субъектами АПК, слабой инфраструктурой рынков, низким технико-технологическим уровнем производства, увеличением количества посреднических структур, проблемами в финансово-кредитной сфере, охватившими всех товаропроизводителей продовольствия.

Краеугольным камнем всех противоречий в формировании не только рынков южных регионов, но и страны в целом выступает отсутствие четкой государственной политики регулирования экономических взаимоотношений между субъектами продовольственного и финансового рынков. Актуальность обозначенных проблем продолжает последовательно нарастать и в значительной мере осложняться с повышением объемов импортной продукции, усилением продовольственной безопасности и национальной зависимости страны. В этой связи возникает

потребность разработки новых концептуальных подходов обеспечивающих формирование и устойчивое развитие продовольственного рынка регионов юга страны. Новизна концептуального подхода заключается в создании собственной ресурсной базы в регионах Юга России, путем ресурсопоставляющими и обслуживающими агропромышленное производство отраслями этих регионов. Практическая реализация данной схемы позволит создать действующую производственно-коммерческую функциональную базу и обеспечить потребности перерабатывающих предприятий в сельскохозяйственном сырье, а население качественными продуктами питания, достаточными для рационального питания. Создание собственной ресурсной базы обусловит формирование эффективной системы и для внешней и внутренней торговли продтоварами собственного производства.

В данном случае роль концептуального ядра в решении целого спектра вопросов продовольственного рынка с учетом стратегической значимости отводится рынку зерна. Глубинное изучение этого рынка позволило выявить комплекс факторов, связанных с ухудшением финансового состояния производителей зерна, диспарите-

том цен, снижением бюджетных субсидий, удорожанием кредитов, арендных платежей, сужением каналов сбыта зерна, сезонных колебаний цен. Важность последнего фактора состояла в том, что со снижением цен на зерновые культуры в осенний период финансовое состояние сельхозпредприятий ухудшалось, повышалась неплатежеспособность производителей.

До настоящего времени сохраняется проблема сезонных колебаний цен на зерновые культуры, обусловливающие создание ценовых волн, быстро распространяющиеся по рынкам. Эта проблема обусловливает экономическую нестабильность в зернопроизводящих регионах юга страны, объясняющаяся четырьмя объективными причинами: во-первых, низким уровнем развития зернового рынка, наносящий значительный ущерб на производителей и потребителей зерна; во-вторых, отсутствием единого рынка зерна в РФ; в-третьих, информационной непрозрачностью рынка зерна; в-четвертых, несфор-мированностью инфраструктуры зернового рынка.

Комплексная оценка состояния зернового рынка позволила установить, что решение указанных проблем возможно при устойчивом среднегодовом производстве зерна как минимум в 100 млн. т., обеспечении целевого финансирования его производства, расширении посевных площадей до 10 млн. га и фонда зерновых интервенций до 20-25 млн. т. продовольственного и фуражного зерна. Важнейшим аргументом в пользу предлагаемого подхода служит реальная возможность использования не используемых до настоящего времени свыше 30 млн. га сельхозугодий России.

Согласно реалиям настоящего времени не сложилась пока и рыночная концепция решения вопроса гарантированной скупки государством произведенного зерна по рыночным ценам и без посредников. На протяжении многих лет основные производители и экспортеры зерновых культур Юга России - Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская и Волгоградская области оказываются в чрезвычайно неординарной экономической ситуации, ввиду того, что вынуждены реализовывать свою продукцию не государствам-импортерам, а посредническим компаниям по демпинговым ценам. В этой связи, в целях защиты отечественных товаропроизводителей, крайне актуальным становится вопрос разработки гибкой системы квотирования импорта и экспорта зерновых культур, законодательного утверждения торговой наценки на экспорт в размере до 15%, ужесточения регулирующего воздействия государства.

Не менее сложной остается ситуация на рынке мяса и мясопродуктов. Россия и значительная часть её южных регионов была и остается одной из крупнейших импортеров мясосырья, продукты переработки которой в конечном итоге принимают форму отечественных и сопровождаются высокой ценой. Так только за июль 2012 г. в процентах к декабрю 2011 г. цены на мясо и мясопродукты в целом по РФ возросли на 4,2%. Причина роста потребительских цен на мясо как правило объясняется с одной стороны высокими затратами производства, торговыми надбавками, наличием многочисленных посредников в оптовом звене, импортной зависимостью рынка продовольствия, с другой стороны ростом мировых контрактных цен на мясо с 643 до 1105 долл. США за тонну.

Систематизация факторов, оказывающих серьезное влияние на формирование данного рынка в южных регионах России, показала неравнозначность развития этих рынков из-за превалирующего давления мирового рынка продовольствия. Необходимо обратить особое внимание на то, что государство на начальном этапе переходного периода демонстрировало пассивную стратегию, выражающуюся во фрагментарных, непоследовательных мерах, не позволяющих формировать экономически целесообразную агропродовольственную политику. И только в 2006 г., когда стала совершенно очевидной серьезность характера давления импортного продовольствия на формирование АПК России, министерством сельского хозяйства РФ были разработаны ряд системных документов, призванных определить формирование и дальнейшее развитие рынков продовольствия страны. Это ПНП «Развитие АПК» и его основное направление «Ускоренное развитие животноводства», «Доктрина о продовольственной безопасности», «О развитии сельского хозяйства» и принятая на его основе «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», «Концепции устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2020 г.».

В рамках этих ключевых направлений товаропроизводители ЮФО и СКФО получили реальную возможность для модернизации и технического перевооружения ряда животноводческих комплексов, сохранения действующего режима ограничения импорта мяса и мясопродуктов, создания новых высокопродуктивных пород скота. Причем общая поддержка регионов Северного Кавказа оценивалась только в рамках Госпрограммы в 330 млрд. руб. из них 202 млрд.

руб. направлено на развитие СКФО до 2012 г. и еще 53,9 млрд. руб. до 2013 г. В соответствии с реализацией госпрограммы в экономически отсталых регионах СКФО планируется создать 88 агропромышленных объектов. Активное участие государства радикально изменило ход событий в птицеводстве южных регионов. Мощный толчок к успешному развитию получили крупнейшие на Юге России холдинги: «Ресурс», «Ставропольский бройлер», «Евродон», «Оптифуд», «Бройлер Дон» и другие предприятия, сыгравшие важнейшую роль в обеспечении рынка мясом птицы. На сегодняшний день доля группы агропредприятий «Ресурс» (Ставрополь) в различных регионах ЮФО колеблется от 5 до 50%, в среднем же она занимает около 20% регионального рынка. Проведенные исследования позволяют утверждать, что емкость группы оценивается в 300 тыс. тонн.

Другой лидер регионального рынка - компания «Ставропольский бройлер» ежегодно обеспечивает рынок 120 тыс. т. мяса птицы и занимает 18% рынка. Эффективное функционирование холдинга «Оптифуд» под брендом «Куроедов» и «Куроедов премиум» обеспечивает на данном рынке порядка 10% мясной продукции. Компанию «Евродон» (Ростовская область) представляет на рынке новый бренд «Индоли-на». В 2014 г. объем производства мяса утки и индюшатины может составить 60 тыс. т. Продукцию местного производства на рынке КБР представляют ОАО «Птицефабрика Нальчикская», «Баксанский бройлер», «Велес-Агро» и др.

Деятельность этих и других компаний сконцентрирована на удовлетворении интересов потребителей, повышении конкурентоспособности продовольственного рынка Юга России. Использование ресурсных и инвестиционных возможностей ЮФО и СКФО может сыграть определенную прогрессивную роль в наращивании объемов производства мяса птицы. Для обеспечения устойчивого развития обозначенного сектора продовольственного рынка предлагается концептуальная модель создания мега- и семейных ферм в Краснодарском, Ставропольском краях, Волгоградской и Ростовской областях.

Эффективное использование внутренних резервов, а именно больших площадей сенокосов и пастбищ позволит создать в Адыгее, Дагестане, КБР, КЧР, РСО-А, Калмыкии, Чеченской республике, Ингушетии семейные фермы по разведению скотоводства. Оптимальное управление ими обеспечит экономический рост и конкурентоспособность выпускаемой экологически чистой продукции.

Несомненный интерес, по мнению Куртое-вой Л.М. представляет и рынок сахара, так как на продовольственном рынке южных регионов страны представлен сахар, преимущественно изготовленный из импортного сахара-сырца. Научная позиция ученого однозначно подтверждается данными статики, четко показывающая соотношение 45% к 55%, при стабильном превышении объема сахара-сырца. Позитивные тенденции в этой части продовольственного рынка стали наблюдаться только в 2006 г., когда были реализованы государственные целевые программы, позволившие регионам Юга России шире и эффективнее использовать собственные ресурсы и тем самым изменить ситуацию на рынке сахара в пользу сахара, изготовленного на 55% из сахарной свеклы. Несмотря на наличие серьезных проблем данный показатель в 2012 г. составлял уже порядка 71%. На сокращение производства сахара из сахара-сырца повлиял фактор роста мировых цен. Проведенная аналитика данных Росстата за июль 2012 г. показала, что потребительская цена на сахар по отношению к декабрю 2011 г. в стране возрослана 5,8%. В результате сократился уровень продаж в оптовой и розничной торговле.

Анализ данного сектора продовольственного рынка, проведенный в рамках настоящего исследования, позволяет говорить об отсутствии доступа предприятий к новым технологиям, инновационным видам тары, тароупаковочным, этикеточным материалам, позволяющие иностранным фирмам активно оккупировать этот рынок. Решение выявленных проблем требует повышенной оперативности, серьезной корректировки и проработки методологических подходов таможенно-тарифной политики, регулирования внешней торговли, так как от его функционирования, в конечном счете, зависит уровень формирования и развития многих других рынков продовольствия.

За годы аграрных реформ негативные трансформации наблюдались и на рынке плодово-ягодной продукции. В период с 1990-2010 гг. общая площадь садов и ягодников в СХО сократилась на 296 тыс. га, или на 55,6%, валовой сбор - на 974 тыс. т. или на 63%, урожайность -на 13,1 ц/га или 29,4%. Претерпели неудачу или полный распад ЛПХ населения, на долю которых приходилось до 81,1% производства фруктов и принадлежало 74,2% площадей садов и ягодников. Отсутствие во многих южных регионах страны сети оптовой торговли, заготовительных организаций, товарных бирж, торгово-закупочных кооперативов, оптовых продовольственных рынков породила непрозрачность

рынка плодово-ягодной продукции, позволила предприятиям АПК беспрепятственно продвигаться в теневую и полутеневую экономику, заполнить внутренний рынок импортной продукцией. Такое «давление» на реально складывающуюся ситуацию рынка наглядно подтверждают данные роста импорта яблок в 2000-2012 гг. в 2,3 раза, цитрусовых плодов - 1,7, бананов - 1,6, фруктовых и овощных соков в 1,6 раза. Ввоз яблок из стран дальнего зарубежья составляет 68,7%, цитрусовых плодов - 97,8, бананов -99,8, фруктовых и овощных соков - 66,2% и только 2% завозимой продукции реэкспортируется Россией в страны СНГ.

Ввиду достаточно высокой значимости рынка плодово-ягодной продукции, как важного сектора агропродовольственного рынка, например, в КБР региональными органами власти поставлены задачи по строительству в Баксанском районе на территории 10 га тепличного комплекса по выращиванию овощей с применением технологии, основанной на гидропонике и интенсивному садоводству, предполагающему выращивание саженцев в итальянском питомнике <^огЛег» до двухгодичного возраста, которые после высаживания дают урожай уже в первый год. До 2020 года в Кабардино-Балкарии планируется заложить 10 тыс. га садов интенсивного типа, урожайность которых составит в среднем 45-55 т/га в год.

В этой связи, представляется крайне своевременным совершенствование экономического механизма регулирования продовольственного рынка с использованием следующих взаимосвязанных рычагов и направлений:

- регулирование рыночных отношений должно базироваться на законодательной базе, соответствующей современным условиям хозяйствования;

- совершенствовать ценовую, кредитную и таможенно-тарифную политики на федеральном и региональном уровнях в соответствии с императивами мировой системы;

- расширять и развивать рыночную структуру продовольственного рынка и эффективные рыночные отношения между регионами Юга России;

- развивать маркетинг, мониторинг, формирование эффективных форм оптовой и розничной торговли на региональных рынках продовольствия.

Реализация указанных концепций позволит обеспечить сбалансированное взаимодействие элементов рыночного механизма спроса и предложения на продовольственном рынке ЮФО и СКФО.

Литература

1. Алтухов А.И. О национальном докладе «О ходе и результатах реализации в 2008г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков с.-х. продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» // Экономика с.-х. и перераб. предпр., 2009. - №10. - С. 8-15.

2. Медведев Д.А. Продовольственная безопасность России. Заседание Совбеза. 2009 г. 4.12. www/VIPERSON. RU.

3. Озерский C. «Коммерсантъ - Юг России». 2011. http://www.kommersant.ru

4. Куртоева Л.М. Рынок сахара в I квартале 2009 года. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2009. - № 6. -С. 68.

5. Скрынник Е.Б. Основные направления развития пищевой и перерабатывающей промышленности на среднесрочную перспективу // Пищевая промышленность, 2010. - № 1. - С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.