Научная статья на тему 'Формирование и развитие продовольственного рынка Чеченской Республики'

Формирование и развитие продовольственного рынка Чеченской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ТОВАРОДВИЖЕНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / FOOD MARKET / AGRICULTURAL PRODUCTS / MERCHANDISING / FOOD SECURITY / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асхабов Рамзан Юсупович, Магомадов Ваха Алиевич

В статье рассматриваются теоретические основы формирования и функционирования продовольственных рынков в регионах, а также роль и значение эффективного функционирования продовольственного рынка для продовольственной безопасности и здоровья нации. В работе обозначены проблемы продвижения качественной продукции на продовольственных рынках, произведенной отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями, что оказывает существенное влияние на уровень безработицы и повышение эффективности занятости населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Асхабов Рамзан Юсупович, Магомадов Ваха Алиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE FOOD MARKET OF THE CHECHEN REPUBLIC

This paper discusses the theoretical basis for the formation and functioning of food markets in the regions, as well as the role and importance of the efficient functioning of the food market for food security and health of the nation. In this paper, the problem of marked advancement of quality products in food markets, produced by domestic agricultural producers of good,i that has a significant impact on unemployment and improving employment.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие продовольственного рынка Чеченской Республики»

АСХАБОВ Р.Ю., МАГОМАДОВ В.А.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В статье рассматриваются теоретические основы формирования и функционирования продовольственных рынков в регионах, а также роль и значение эффективного функционирования продовольственного рынка для продовольственной безопасности и здоровья нации.

В работе обозначены проблемы продвижения качественной продукции на продовольственных рынках, произведенной отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями, что оказывает существенное влияние на уровень безработицы и повышение эффективности занятости населения. Ключевые слова: продовольственный рынок, сельскохозяйственная продукция, товародвижение, продовольственная безопасность, занятость, безработица.

ASKHABOV Я. У., MAGOMADOV УЛ.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE FOOD MARKET OF THE CHECHEN REPUBLIC

Abstract: This paper discusses the theoretical basis for the formation and functioning of food markets in the regions, as well as the role and importance of the efficient functioning of the food market for food security and health of the nation.

In this paper, the problem of marked advancement of quality products in food markets, produced by domestic agricultural producers of good,i that has a significant impact on unemployment and improving employment. Keywords: food market, agricultural products, merchandising, food security, employment, unemployment

Уровень развития регионального продовольственного рынка оказывает непосредственное влияние на качество жизни населения и в целом на социально-экономическое развитие региона. В связи с этим оптимизация развития продовольственного рынка является одной из приоритетных задач государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отдельно взятых регионов. Механизм функционирования регионального продовольственного рынка основан на взаимодействии объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления продовольственных товаров [2, с. 11].

Общеизвестно, что потребление населением плодов, ягод, овощей, а также продуктов их переработки во многом определяет здоровье нации. Современная наука о питании рассматривает овощи как жизненно необходимые продукты, а отдельные овощи являются не только продуктами питания, но и используются в лечебных целях (капустный и морковный соки, чеснок, лук, петрушка, укроп, ревень и т. д.). Вот некоторые из овощей, в которых содержатся антиоксиданты и другие полезные для долголетнего сохранения здоровья и активной жизнедеятельности человека вещества:

- белокочанная капуста — индол-3-карбинол, ускоряющий выведение из организма веществ, вызывающих рак прямой кишки и молочной железы;

- цветная капуста — аналогична брюссельской;

- морковь — бета-каротин, снижающий риск развития многих видов рака, в том числе рака легких, риск инсульта, развития ишемической болезни, спазмов сосудов, инфарктов и инсультов, способствует улучшению зрения;

- лук (особенно красный и желтый) — большое количество антиоксидантов, особенно квер-цетина, выводит канцерогенные вещества, разжижает кровь, обладает противовоспалительным, противогрибковым, противобактериальным действием;

- томат — содержит ликопин, в некотором смысле даже более мощное по воздействию, нежели бета-каротин, вещество, а также витамины С и А, калий и фолиевую кислоту (витамин В). Уменьшает риск развития многих видов рака, в том числе рака поджелудочной железы, матки, желудка, прямой кишки, гортани, пищевода, полости рта.

Практически все вышеперечисленные виды овощей доступны основной массе российских потребителей. При достаточном потреблении овощей лучше усваиваются и другие продукты питания [с. 93].

Многие исследователи данной проблемы подчеркивают, что для населения полезна та плодоовощная продукция, которая выращена в местных почвенно-климатических условиях.

Таблица 1.

Производство основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств (по данным Чеченстат)

Производство продуктов сельского хозяйства 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Сельскохозяйственные организации

Зерно (в весе после доработки), тыс. тонн 84,0 89,5 89,6 131,0 113,4 90,1 137,5 321,4

Сахарная свекла (фабричная), тыс. тонн 5,2 3,6 - 33,1 23,2 39,0 27,4 17,9

Семена подсолнечника, тыс. тонн 0,4 0,2 0,3 1,0 2,2 4,2 4,7 2,4

Картофель, тыс. тонн 0,0 0,0 0,1 0,2 0,8 0,4 0,2 2,1

Овощи, тыс. тонн 0,4 0,2 0,7 0,7 0,7 0,3 0,7 1,0

Скот и птица на убой (в живом весе), тонн 261 172 183 449 705 994 1140 1447

Молоко, тонн 430 437 467 525 489 814 810 932

Яйца, млн шт. 17,0 19,3 18,0 17,9 14,7 8,2 8,5 4,7

Шерсть (в физическом весе), тонн 9 9 10 55 94 46 35 33

Хозяйства населения

Производство продуктов сельского хозяйства 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Картофель, тыс. тонн 19,6 17,7 17,6 18,5 19,5 21,3 21,6 19,3

Овощи, тыс. тонн 20,9 18,0 17,8 19,0 21,5 24,5 25,5 21,4

Плоды и ягоды, тыс. тонн - 10,2 11,1 11,4 11,4 11,4 11,5 11,9

Скот и птица на убой (в убойном весе), тыс. тонн 17,1 18,5 19,7 19,4 19,6 19,6 19,7 19,7

Молоко, тыс. тонн 241,0 238,1 244,1 252,5 253,9 256,1 256,2 256,1

Яйца, млн шт. 30,6 87,4 91,2 91,2 83,9 78,7 71,3 77,2

Шерсть (в физическом весе), тонн 281 267 279 290 314 320 300 315

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Производство продуктов сельского хозяйства 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Зерно (в весе после доработки), тыс. тонн 27,0 27,6 29,9 45,9 53,1 29,4 41,5 30,2

Сахарная свекла (фабричная), тыс. тонн 0,4 - - - - 1,0 5,4 1,5

Семена подсолнечника 0,1 0,1 0,2 0,8 0,2 1,1 1,8 2,1

Картофель, тыс. тонн 0,1 0,1 0,1 0,2 0,0 0,1 0,4 0,2

Овощи, тыс. тонн 0,4 0,2 1,5 1,6 1,7 1,2 0,7 0,9

Скот и птица на убой (в убойном весе), тыс. тонн 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3

Молоко, тыс. тонн 2,9 3,2 5,5 5,6 5,7 5,7 5,9 5,9

Яйца, млн шт. 1,1 1,1 1,2 0,7 0,7 0,7 0,7 0,7

Шерсть (в физическом весе), тонн 55 60 75 177 166 153 141 149

Данные таблицы 1 показывают, что производство сельскохозяйственной продукции в Чеченской Республике значительно ниже объемов производства в 1990 году и, естественно, ниже потребностей населения. В 1990 году в Чеченской Республике было произведено 450 тысяч тонн зерна, а за последние годы лишь в 2012 году, благоприятном для озимых зерновых, было произведено зерна 321,4 тысяч тонн. А в крестьянских фермерских хозяйствах и в благоприятный для зерновых 2012 год было произведено меньше зерна по сравнению с 2009, 2010 и 2011 годами, когда отмечались неблагоприятные погодные условия. Это связано с отсутствием мотивации производства сельскохозяйственной продукции крестьянскими фермерскими хозяйствами из-за проблем сбыта. С учетом среднедушевого потребления овощей по рекомендациям международных медицинских учреждений за год около 100 кг при населении 1324,8 тысяч человек, из таблицы 1 видно, что потребляются овощи ввозимые. Такая же ситуация сложилась и с картофелем, мясом, молоком и т. д. Анализ проведенных нами исследований показывает, что только по недопроизведенной продукции животноводства упущены возможности трудоустройства почти всего незанятого населения Чеченской Республики.

Основная проблема неэффективного использования ресурсов сельского хозяйства, в том числе и трудовых, состоит в том, что формирование и развитие отечественных продовольственных рынков в регионах осуществляется очень медленно. Практически на всех региональных продовольственных рынках отсутствует налаженная система продвижения собственной продукции, тогда как во всех североамериканских и западноевропейских странах со сложившейся развитой рыночной экономикой поощряется политика продвижения на продоволь-

ственных рынках продукции, произведенной местными сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Численность населения Чеченской Республики растет. В 2006 году общая численность населения составляла 1152,3 тысяч человек, в том числе городское население — 401,3 тысяч человек, сельское — 751,0 тысяч, а в 2013 году общая численность населения — 1324,8 тысяч человек, то есть прирост на 13 %, с сохранением тенденции в соотношении, то есть 461,2 тысяч человек городского и 863,6 тысяч человек сельского населения. Эту тенденцию также необходимо учесть при прогнозировании функционирования продовольственного рынка и обеспечения производства собственной сельскохозяйственной продукции. Это гарантировало бы обеспечение населения качественной продукцией и оказало бы существенное влияние на повышение занятости сельского населения.

Основной внешний фактор, который влияет на продовольственный рынок, — масштабный импорт сельскохозяйственного сырья и продовольствия, сохраняющийся в последние годы, имеющий тенденцию к росту и оказывающий негативное воздействие на развитие отечественного АПК. Обслуживание импорта дорого обходится государству. Так, по данным Федеральной таможенной службы России, импортные поставки сельхозпродукции, сырья и продовольствия возросли на 24 % и в денежном выражении составили 586 млрд руб., или 36 % от общего розничного товарооборота на продовольственном рынке страны. В структуре импорта основных товарных групп продовольственного сырья наибольший удельный вес продолжают занимать мясо и мясные продукты (42 %), молоко и молочные продукты (13 %) и сахар-сырец (12 %). Устойчивой тенденцией последнего времени при осуществлении импорта становится рост стоимости продовольственных товаров при снижении их физического объема [6, с. 49].

Важным элементом структуры продовольственного рынка является характер экономических отношений, возникающих между субъектами рынка. Речь идет о конкурентной среде, которая представляет собой соревнование производителей и продавцов продовольственных товаров за привлечение конечных потребителей и максимизацию прибыли. В целом продовольственный рынок в мировом и даже в государственном масштабе относится к числу конкурентных. Однако для небольших территорий степень конкуренции значительно уменьшается. Развитие конкурентной среды находится в зависимости от барьеров входа на данный рынок новых хозяйствующих субъектов, которые делятся на барьеры экзогенного (обусловленные особенностями рынка) и эндогенного (обусловленные деятельностью действующих на рынке фирм) характера [3, с. 8]. Их содержание представлено в табл. 2.

Таблица 2.

Барьеры входа на продовольственный рынок территории

Вид барьера Основное содержание Примечание

1 2 3

Экзогенные барьеры

Ограниченная емкость рынка Низкая платежеспособность покупателей, небольшая и снижающаяся численность населения, высокая степень насыщенности рынка товарами делают его малопривлекательным для новых хозяйствующих субъектов Воздействие этого барьера усиливается по мере уменьшения территории. Особо сильное влияние он имеет на территориях с низким уровнем жизни населения

Высокая доля рынка у небольшого числа действующих субъектов Явные рыночные преимущества нескольких фирм, действующих на рынке, оказывают сильное влияние на потребительские предпочтения. Такие фирмы являются лидерами в снижении производственных издержек, имеют продвинутые товарные марки, налаженные сбытовые каналы. Это значительно затрудняет возможности новых хозяйствующих субъектов На отдельных продуктовых рынках имеются традиционные лидеры, конкурировать с которыми зачастую можно лишь за счет ценовых преимуществ

Эффект масштаба производства Высокое значение точки безубыточности, предполагающее необходимость больших объемов производства Для недорогих продуктов этот барьер является весьма ощутимым

Высокий уровень первоначальных капитальных затрат Большой размер капитальных затрат, необходимых для освоения, выпуска и реализации данного товара сдерживает потенциальных инвесторов от вложений в данный вид производства и ограничивает вход на этот рынок новых субъектов Особо значимо для отраслей, требующих постоянного совершенствования технологий (например, молочное и мясное производство)

Сезонность в производстве и реализации продукции Сезонные колебания в предложении сырья и спроса заставляют предпринимать дополнительные усилия для обеспечения бесперебойного поступления ресурсов и сглаживания скачков спроса Производство почти всех видов продовольственных товаров связано с преодолением данного барьера

Продолжение таблицы 2

Вид барьера Основное содержание Примечание

1 2 3

Экзогенные барьеры

Интеграция действующих на рынке субъектов Уже сложившиеся вертикальные и горизонтальные связи между действующими на рынке субъектами обеспечивают им увеличение контроля над рынком и ограничивают новых субъектов Объединение предприятий уменьшает возможности малого бизнеса. Они могут конкурировать лишь на узких рынках

Административные ограничения Ограничения на тот или иной вид деятельности со стороны органов власти (квотирование, лицензирование, усложненный порядок регистрации), неформальные отношения между органами власти и хозяйствующими субъектами Органы власти, преследуя собственные интересы или проводя политику патернализма, ограничивают вход на рынки внешних производителей

Экономические и организационные ограничения Направления инвестиционной, кредитной, налоговой, ценовой и таможенной политик государства не всегда способствуют повышению привлекательности рынка для вхождения на него новых субъектов Особое значение приобретает вопрос вступления в ВТО из-за конкурентных преимуществ зарубежных производителей

Эндогенные барьеры

Наличие резервных мощностей у действующих на рынке субъектов Возможности действующих субъектов увеличивать объемы производства за счет резервных мощностей дают им преимущества по сравнению с новыми субъектами, которым необходимо завоевать рынок Многие отечественные предприятия пищевой промышленности в настоящее время работают не на полную мощность

Авторские права действующих на рынке субъектов Имеющиеся у действующих субъектов всевозможные ноу-хау, лицензии, патенты и т. п. обеспечивают им преимущества на рынке и повышают конкурентоспособность Этот барьер имеет непродолжительное воздействие, так как в данной сфере сложно удерживать в тайне новации

Контроль над стратегическими ресурсами Контроль и обладание источниками сырья, ресурсами, специалистами и т. д. ограничивают возможности новых субъектов в их использовании Обычно данный барьер ощутим на региональных и локальных продовольственных рынках

Явные конкурентные преимущества у действующих субъектов рынка Превосходство действующих субъектов по издержкам, имиджу, качественным характеристикам, ценам и т. п. затрудняют возможности новых субъектов по завоеванию данного рынка Конкурентные преимущества фирмы формируют устойчивые потребительские предпочтения, имеющие инерционную силу

Роль конкуренции в экономике заключается в выяснении и распространении наиболее эффективных и результативных путей социально- экономического развития, способов производства и хозяйствования. В условиях глобализации экономики конкурентоспособными на мировом рынке становятся лишь те хозяйствующие субъекты, которые ведут интенсивную инвестиционную и инновационную деятельность, систематически осваивают последние научно-технические достижения, управленческие и организационные разработки, позволяющие снижать издержки производства, повышать производительность труда, увеличивать выпуск продукции высокого качества.

На это нацеливает регионы, входящие в СКФО, «Программа социально-экономического развития СКФО до 2025 года». В этой программе с учетом почвенно-климатических особенностей каждого региона обозначены приоритетные направления развития сельского хозяйства и указана конкретная поддержка со стороны федерального центра для достижения результатов по этим направлениям. Однако без действенного механизма продвижения продукции на региональных продовольственных рынках эта программа положительных результатов не даст.

В Чеченской Республике экологическое сельское хозяйство — перспективная форма хозяйствования, при которой определяющим фактором является сохранение естественных основ жизни. Это один из важнейших путей сохранения экосистем в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства, наиболее полной реализации конкурентных преимуществ в аграрном производстве.

Горные районы республик, входящих в СКФО, обладают благоприятными почвенно-климатическими условиями для возделывания сельскохозяйственных культур. Отсутствие вредителей и очагов заболеваний сельскохозяйственных культур позволяет воздействовать их без применения средств защиты растений, то есть производить экологически чистую продукцию.

В последнее время экологическое сельское хозяйство активно развивается в мире и начинает развиваться в России [4, с. 61-62] (табл. 3).

Таблица 3.

Термины, употребляемые в различных странах для обозначения экологического сельского хозяйства

Страна Употребляемый термин

Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Чехия, Венгрия Экологическое сельское хозяйство

Англия, Мексика, Россия Органическое сельское хозяйство

Австрия, Германия, Швейцария, Италия, Франция Биологическое сельское хозяйство

Канада, США, Австралия, Новая Зеландия, Япония Органическое сельское хозяйство, биодинамическое сельское хозяйство

Эстония, Литва Экологически чистое сельское хозяйство

Финляндия Природное сельское хозяйство

Утвержденная главой правительства программа развития конкуренции на продовольственном рынке Чеченской Республики на 2008-2010 годы от 13.08.2008 предлагает развитие добросовестной конкуренции на продовольственном рынке, поддержку республиканских сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществление постоянного мониторинга цен на сельскохозяйственное сырье и продовольствие, а также реализацию мер, направленных на улучшение регулирования торговли продуктами питания.

Рост потребительского рынка, как сказано в программе, будет способствовать увеличению предложений со стороны производителей продовольственных товаров, спросу на них предприятий оптово-розничной торговли и, как следствие, развитию конкуренции в сфере торговли продовольственными товарами на региональных рынках. Также в документе говорится, что реализацией этой программы предусматривается доведение доли республиканской сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке до 50 %.

По мнению хозяйственников, благодаря данной программе производство продукции сельского хозяйства во всех категория хозяйств к 2015 году должно возрасти на 85 %.

К 2015 году предусмотрено открытие дополнительно к существующим 55 еще 56 торгово-рыночных комплексов. При этом 20 % торговых мест на розничных рынках будут предоставляться непосредственно производителям сельскохозяйственной продукции. Отметим, что в список мероприятий вышеуказанной программы входят:

- развитие сети предприятий торговли продовольственного сектора;

- контроль целевого использования помещений и земельных участков, выделяемых под торговые площади;

- подготовка предложений по реконструкции и модернизации стационарных предприятий торговли;

- создание комплексной системы мониторинга и контроля предприятий потребительского рынка и информационно-справочной поддержки потребителей.

Всё это в итоге должно способствовать насыщению внутреннего продовольственного рынка и созданию предпосылок к развитию конкуренции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой же программе отмечается, что Минэкономразвития для реализации целевых заданий развития оптовой торговли продовольственными товарами в Чеченской Республике сформирует логистическую и складскую инфраструктуру, через которую будет обеспечиваться 6080 % всего оптового оборота продовольственных товаров.

Таким образом, в Чеченской Республике, как и во многих регионах, в последние годы проводится огромная работа по повышению эффективности формирования и функционирования продовольственных рынков, восстанавливаются и улучшаются объекты производственной инфраструктуры сельского хозяйства, совершенствуются инфраструктуры объектов социального развития села. Однако необходимо, как в странах с развитой рыночной экономикой, разрабатывать и поощрять политику продвижения на продовольственных рынках продукции, производимой отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Литература

1. Агирбов Ю. И., Мухаметзянов Р. Р., Леснов А. П. Рынки сельскохозяйственной продукции: учебное пособие. — М, 2005. — 345 с.

2. Борисов М. Ю. Формирование, функционирование и прогнозирование регионального продовольственного рынка: автореферат. — Грозный, 2012.

3. Зинчук Г. М. Развитие продовольственного рынка: теория, методология, практика. Автореферат доктора экономических наук. — Йошкар-Ола, 2009.

4. Методические рекомендации по совершенствованию организации производства и предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве / Борисов М. Ю., Гиненский Р. В., Камалов М. К., Колосова

Е. П., Можаев Е. Е., Семенов Е. И., Семенов В. А., Серегин А. В., Тарасов А. Ю., Цветков И. А. — М.: РГАЗУ, 2011. — 144 с.

5. Программа развития конкуренции на продовольственном рынке Чеченской Республики на 20082010 годы. Постановление правительства Чеченской Республики от 13.08.2008.

6. Серегин С., Ишмуратов М. Продовольственный рынок в экономике страны // Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал АПК: экономика, управление. — М., 2007.

7. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года от 6 сентября 2010 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.