Персональные финансы
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
в российской экономике
Р.С. ЕКШЕМБИЕВ, кандидат экономических наук, руководитель подразделения по развитию продаж кредитных продуктов Промсвязьбанка
Особенности формирования персональных финансов в России предопределены действием факторов, обусловленных переходным характером отечественной экономики. Такой экономической системе свойственны макроэкономическая структурная диспропорциональность, неопределенность отношений собственности, неразвитость институциональных основ экономики и финансового рынка. Кроме того, следует учитывать, что в условиях сложности макроэкономической ситуации в России часто проводится неадекватная государственная политика в сфере формирования и распределения персональных доходов и расходов.
При изучении особенностей персональных финансов в экономике России следует учитывать специфику источников статистической информации. В настоящее время официальными источниками статистики по указанной сфере финансовых отношений являются:
— система национальных счетов (СНС);
— баланс денежных доходов и расходов населения;
— данные статистических обследований персональных финансов, проводимых государственными статистическими органами.
Кроме того, важный источник информации составляют данные социологических опросов, проводимых общественными организациями.
Основным источником информации по персональным финансам России является СНС. Ныне используемый вариант методологии Системы национальных счетов разработан Статистической комиссией ООН и применяется с 1993 г. Методология национальных счетов в нашей стране основана на учете международного опыта в этой сфере.
Количественная оценка доходов в СНС основывается на трактовке этого экономического понятия
Дж. Хиксом. По его мнению, «доход следует определять как максимальную сумму, которую можно израсходовать на потребление в течение некоторого периода и в то же время сохранить в конце этого периода капитал, который был в начале» [1, с. 176].
Как отмечают авторы книги «Национальное счетоводство»: «Согласно версии СНС 1993 г. доход следует определять как максимальную сумму, которую можно израсходовать на потребление в течение некоторого периода и в то же время сохранить в конце этого периода капитал, который был в начале. Другими словами, определение доходов должно указывать, сколько можно потратить на потребление, не становясь при этом беднее» [2, с. 143]. Таким образом, в СНС изъятия из сбережений не рассматриваются в качестве дохода.
Важно учитывать, что в СНС доходы определяются на основе начислений, а не на кассовой основе. В СНС включаются не только денежные, но и натуральные доходы.
В СНС в располагаемый доход не включаются кредиты, а также поступление денег от продажи имущества, снятие средств со счетов в банках, реализация иностранной валюты и ценных бумаг, поскольку в таких случаях имеет место лишь изменение формы активов, а не получение дохода. В СНС операции с иностранной валютой учитываются на финансовом счете. Кроме того, в СНС учитываются условно начисленные услуги, к которым относится проживание в собственном жилище. Это означает, что в СНС арендная плата, которую собственник жилища, проживая в нем, оставляет в своем распоряжении, рассматривается как доход. Поэтому такая условная арендная плата включается в ВВП.
В России, согласно методическим положениям органов статистики, разрабатывается следующая группировка счетов доходов в СНС [3]:
финансы и кредит
53
1) счета первичного распределения доходов:
— счет образования доходов;
— счет распределения первичных доходов;
2) счета перераспределения доходов:
— счет вторичного распределения доходов;
— счет перераспределения доходов в натуральной форме;
3) счета использования доходов:
— счет использования располагаемого дохода;
— счет использования скорректированного располагаемого дохода.
Это соответствует международной практике. Однако статистическими органами России в настоящее время вследствие неготовности информационной базы не разрабатывается финансовый счет.
Как отмечают Л. В. Бондаренко и Е. В. Зубцова, используемая в СНС классификация доходов на первичные и текущие трансферты соответствует разделению доходов на факторные и нефакторные, применяемое в статистике советского периода [4, с. 19]. Классификация доходов на факторные и нефакторные использовалась также в первоначальной версии СНС.
На счете образования доходов отражаются оплата труда, чистые налоги на производство, валовая прибыль, валовой смешанный доход. Счет распределения первичных доходов служит для учета доходов от собственности — процентов, дивидендов, ренты, нераспределенной прибыли. Счет вторичного распределения доходов отражает изменение сальдо первичных доходов под влиянием трансфертов, формирующихся в результате социально-экономической политики государства. Балансирующей статьей данного счета является располагаемый доход как конечная сумма средств, используемых на потребление и сбережение в текущем году.
Счет использования доходов показывает конечное потребление доходов. Счет использования скорректированного располагаемого дохода применяется для учета перераспределения доходов в натуральной форме. На этом счете отражается весь объем услуг, предоставляемых индивидам органами государственного и муниципального управления и некоммерческими организациями бесплатно, т. е. все внерыночные услуги в сфере здравоохранения, культуры, образования. Однако в России этот счет до сих пор не разрабатывается вследствие отсутствия методики учета внерыночных услуг.
Счет использования располагаемого дохода представляет собой балансирующую статью счета распределения вторичных доходов. На нем отражаются доходы, которыми располагают индивиды для финансирования расходов на конечное потребление, а также для формирования валовых сбережений.
Располагаемый доход равен сумме оплаты труда, предпринимательских доходов от собственности, социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий, а также социальной помощи в натуральном виде).
Согласно мировой практике валовое сбережение представляет в СНС часть располагаемого дохода, предназначенную для использования не на конечное потребление, а на финансирование приобретения финансовых и реальных активов. Использование валового сбережения отражается на счете операций с капиталом. С этого счета чистые кредиты и чистое заимствование переносятся на финансовый счет, составляя его ресурсную часть, расходуемую на приобретение финансовых активов.
В настоящее время не все показатели системы СНС в России разрабатываются и публикуются. В частности, отсутствуют данные СНС о сбережениях и приобретении финансовых активов. Это обстоятельство значительно усложняет изучение процесса формирования персональных финансов в современной российской экономике.
Вторым по значимости источником статистической информации о персональных финансах России в настоящее время является баланс денежных до -ходов и расходов населения (БДДРН). Как известно, в советский период этот баланс представлял собой часть баланса народного хозяйства и использовался для централизованного планирования экономики. Данный баланс разрабатывался для сопоставления денежных доходов населения с товарной массой и предоставляемыми услугами. Поэтому БДДРН играл большую роль при планировании товарооборота и денежного обращения.
В России БДДРН рассчитывается до настоящего времени. Он разрабатывается по принципу «от расходов». Это означает, что составление данного баланса начинается с определения совокупных расходов на основе данных о покупках индивидов. Для таких расчетов, в частности привлекаются данные о товарообороте, приобретении жилья, оплате услуг ЖКХ, налоговых платежах. Основной проблемой таких расчетов является оценка официально не учитываемого государственной статистикой объема реализации товаров и услуг или, говоря точнее, — объема продаж, скрываемого в целях занижения налоговых платежей и получения предпринимательского дохода в форме наличных денег. Неучитываемый торговый оборот складывается из продаж, которые не регистрируются через кассовые аппараты и выручка от которых не приходуется в законодательно установленном порядке. Такие продажи осуществляются не только в сети киосков, на мелкооптовых рынках и базах, но и в средних по размерам городских магазинах.
Есть основания полагать, что нерегистрируемая реализация имеет место и в супермаркетах. По оценке органов государственной статистики, официальный оборот розничной торговли крупных, средних и малых предприятий торговли примерно в 2 раза ниже фактического розничного товарооборота [5, с. 67].
Общий объем денежных доходов индивидов определяется в БДДРН на основе данных о совокупных расходах. Основными статьями расходов являются: покупка товаров и оплата услуг, оплата обязательных платежей и взносов, накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, приобретение иностранной валюты. Кроме того, следует учитывать, что БДДРН, в отличие от СНС, составляется по кассовому методу, т. е. на основе фактических поступлений, а не начислений. В данный баланс включаются только денежные поступления.
В БДДРН к доходам относится оплата труда, социальные трансферты, доходы от собственности, поступления из финансовой системы, доходы от продажи иностранной валюты. Включение реализации ранее накопленной иностранной валюты в текущие доходы значительно искажает данные о реальном благосостоянии индивидов. В БДДРН совокупные доходы равны сумме расходов и сбере-
жений, включающих прирост денежных средств в национальной валюте на руках у населения.
Методология расчета БДДРН, по мнению автора, имеет существенные недостатки. Во-первых, в БДДРН все денежные поступления, в том числе кредиты, рассматриваются в качестве доходов. Во-вторых, в этот баланс не входят доходные поступления в натуральной форме. В-третьих, реализация накопленной индивидами иностранной валюты в соответствии с методологией БДДРН считается доходным поступлением. В-четвертых, при составлении БДДРН не проводится четкого разграничения между текущими и инвестиционными (капитальными) расходами. Это создает трудности при оценке валового сбережения индивидов. В-пятых, при разработке БДДРН допускаются неточности в оценке персональных доходов по регионам России, поскольку метод балансового определения доходов основывается на регистрации получения доходов и осуществления расходов, а они часто не совпадают с местом жительства индивидов. В частности, большой объем расходов в крупных городах приходится на приезжающих из других регионов.
Баланс денежных доходов и расходов населения за период 1990—2005 гг. приведен в таблице.
Баланс денежных доходов и расходов населения
1990 г. 2000 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Показатель млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. % млрд-руб. %
Доходы
Оплата труда* 292,7 76,4 2 500,0 62,8 4 492,2 65,8 5 677,9 63,9 6 862,4 63,2 2 183,6 65,0
Социальные трансферты 56,4 14,7 551,7 13,8 1 040,5 15,2 1 252,8 14,1 1 498,1 13,8 426,7 12,7
Доходы от собственности 9,5 2,5 270,9 6,8 353,8 5,2 693,1 7,8 988,1 9,1 282,2 8,4
Доходы от предпринима- 14,3 3,7 610,9 15,4 810,7 11,9 1 066,3 12,0 1 270,4 11,7 409,8 12,2
тельской деятельности
Другие доходы 10,3 2,7 47,8 1,2 132,1 1,9 195,5 2,2 238,9 2,2 57,1 1,7
Всего доходов 383,2 100,0 3 980,7 100,0 6 829,3 100,0 8 885,6 100,0 10 858 100,0 3 359,4 100,0
Расходы и сбережения
На покупку товаров и опла- 288,3 75,3 2 993 75,4 4 883,6 73,2 5 960,6 69,0 7 459,5 70,0 2 459,6 72,9
ту услуг
Оплата обязательных плате- 46,8 12,2 309,8 7,8 613,8 9,2 717,3 8,3 1 034,1 9,7 323,8 9,6
жей и взносов
Накопление сбережений во 28,9 7,5 301,0 7,6 693,8 10,4 1 094,3 12,7 1 087,5 10,2 290,1 8,6
вкладах и ценных бумагах
На приобретение иностран- - 0 253,6 6,4 366,9 5,5 631,0 7,3 884,9 8,3 313,7 9,3
ной валюты
Превышение доходов над +19,2 5,0 +110,1 +2,8 + 113,4 +1,7 +241,2 +2,7 +196,1 +1,8 -13,9 -0,4
расходами (прирост (+),
уменьшение (-) денег на руках)
Всего расходов 364,0 100,0 3 858,2 100,0 6 671,5 100,0 8 644,4 100,0 10 662 100,0 3 373,3 100,0
* В показатель «оплата труда» с 1999 г. включается объем скрытой заработной платы, который ранее учитывался в статье «другие доходы».
Источник: Социальное положение и уровень жизни населения 2002: Госкомстат России. — М., 2002. — С. 104; URL:www. mzsпf. т/шег^а/топИюп^.
финансы и кредит
55
Как видно из приведенных в ней данных, за годы экономических реформ в России произошли существенные изменения в формировании персональных финансов. Снизилась доля оплаты труд, социальных трансфертов, оплаты обязательных платежей и взносов. В то же время произошел значительный рост доходов от предпринимательской деятельности и собственности. Выросли накопления индивидов во вкладах, ценных бумагах и в иностранной валюте.
Такая динамика предопределяет, во-первых, усложнение процесса формирования персональных финансов в России; во-вторых, указывает на повышение значения долгосрочных финансовых активов и, соответственно, обусловливает высокие требования к качеству управления персональными финансами.
Третьим источником информации о персональных финансах являются выборочные обследования, проводимые российскими статистическими органами. Основной целью таких обследований является получение данных о доходах, расходах и сбережениях индивидов. Однако начиная с 1997 г. статистические органы составляют данные лишь о расходах и сбережениях, тем самым определяя доходы не прямым, а косвенным способом. При этом в ходе опросов индивидам задаются лишь вопросы об их расходах и сбереженных средствах. На взгляд автора, этот подход вполне обоснован. Такой способ определения доходов действительно способен дать более точную информацию, поскольку опрашиваемые откровеннее отвечают на вопросы о покупках, чем о полученных доходах. Такое поведение индивидов предопределено значительной долей скрытых доходов в совокупных денежных поступлениях.
В настоящее время в ходе обследований опрашивается около 49 тыс. домашних хозяйств, являющихся первичным звеном формирования персональных финансов. Они определяются на основе двухступенчатой случайной выборки. Эта выборка осуществляется по регионам. Сначала выбирается счетный участок, затем—домашнее хозяйство. Но определение доходов косвенным способом имеет очевидный недостаток, а именно: оказывается невозможным определение структуры доходов конкретных групп индивидов. Соответственно, нельзя сделать вывод о том, какие доходы наиболее значимы для отдельных социальных слоев общества. Информация о персональных доходах, полученная из выборочных обследований, значительно отличается от данных, рассчитываемых с использованием макроэкономических показателей. Существенный недостаток данных о расходах и сбережениях, получаемых в ходе выборочных обследований, связан с тем, что такие обследования
почти не охватывают наиболее зажиточных слоев. Это объясняется недоступностью для интервьюеров элитных загородных поселков и элитных домовладений в городах. Поэтому на итоговые результаты выборочных обследований сильное влияние оказывает преобладание индивидов с низкими доходами в общей массе опрашиваемых.
Четвертым источником информации о персональных финансах являются данные опросов, проводимых общественными организациями. Такие опросы в силу их специфичности не позволяют получить сведений о распределении индивидов по уровню доходов. Однако они дают возможность оценить соотношение между доходами и расходами. Поэтому их результаты могут использоваться при разработке государственной политики доходов индивидов и формирования персональных финансов.
Проведенный анализ макроэкономических факторов, определяющих доходы и расходы индивидов, а также изучение методологических подходов к расчету статистических показателей в этой сфере финансовых отношений позволяют выявить характерные особенности формирования персональных финансов в России.
Во-первых, особенности персональных финансов российских граждан определяются переходным характером отечественной экономики. В такой экономической системе происходит интенсивный процесс появления класса собственников капитала, а также увеличение доли персональных доходов от предпринимательской деятельности, финансовых активов, недвижимости. Соответственно финансы этой социальной группы постепенно начинают играть все более существенную роль в совокупных сбережениях и инвестициях. В переходной экономике этот процесс характеризуется неустойчивостью вследствие общей макроэкономической нестабильности. В России процесс формирования персональных финансов оказывается в сильной зависимости от конъюнктуры мирового рынка энергоносителей, экспортно-сырьевой направленности экономики.
Во-вторых, формирование доходов нового класса собственников в России сопровождается снижением доли трудовых доходов в ВВП России. Она оказывается значительно ниже, чем в развитых странах. Это снижает емкость внутреннего рынка, сдерживает рост персональных доходов, потребления, сбережений.
В-третьих, важной особенностью формирования персональных финансов в России является высокая доля иностранной валюты в доходах, расходах и сбережениях индивидов. Широкое использование иностранных денежных знаков связано с
длительным инфляционным периодом, ставшим следствием макроэкономической нестабильности. По мнению автора, применение валюты других стран в таких значительных объемах является фактором неустойчивости формирования персональных финансов в России. Это связано со значительными валютными рисками, в частности изменениями в соотношении доллара/евро, а также с высокими издержками при конвертации валют.
В-четвертых, в России наблюдается значительная доля скрытых доходов. К ним относятся как оплата труда, так и предпринимательский доход. Причинами широкого распространения скрытых персональных доходов является недостаточное развитие институциональных основ рыночной экономики в России, в частности системы эффективного контроля за доходами на всех стадиях их формирования, а также отказ от действенной политики доходов, направленной на обеспечение справедливой рыночной оценки стоимости рабочей силы, исходя из официального минимума заработной платы. Скрытая оплата труда в основном используется для потребления и сбережения на территории России, а скрытый предпринимательский доход вывозится за рубеж для осуществления потребительских расходов и инвестирования.
Весьма существенна дифференциация расходов конкретных групп индивидов, отраслевая и территориальная дифференциация персональных доходов.
Преодоление негативных особенностей персональных финансов в России должно быть направлено на повышение эффективности их формирования. К основным критериям такой эффективности следует относить: повышение уровня жизни за счет устойчивого роста доходов, увеличение емкости внутреннего рынка, возрастание значения персональных финансов в инвестиционном процессе.
Повышение уровня жизни за счет роста доходов возможно в условиях снижения темпов инфляции и роста реальных процентных ставок. Увеличение емкости внутреннего рынка означает качественный и количественный рост потребления индивидов, стимулирующий национальных производителей. Возрастание роли персональных финансов в инвестиционном процессе, с одной стороны, является фактором макроэкономической стабильности, а с другой — превращает персональные сбережения в важный источник будущих персональных доходов.
Ведущим направлением повышения эффективности управления персональными финансами на государственном уровне является действенная
государственная политика в этой сфере финансовых отношений. На современном этапе необходимо перейти к политике управления персональными финансами. Ключевыми направлениями этой политики являются:
— повышение официальной минимальной оплаты труда до полуторной величины прожиточного минимума, что позволит семье из двух работающих родителей содержать одного ребенка;
— использование прогрессивной шкалы налогообложения доходов, наследств, недвижимости для снижения в дифференциации доходов 10 % бедных и 10 % богатых;
— государственное субсидирование процентных ставок при банковском кредитовании жилищного строительства для молодых семей;
— демонополизация рынка потребительских товаров, прежде всего продовольствия, в целях стабилизации цен и повышения платежеспособности индивидов;
— стимулирование сбережений на приобретение жилья путем предоставления налоговых льгот на доходы, поступающие на специальные банковские накопительные счета;
— стимулирование за счет налоговых льгот и специальных государственных гарантий пенсионных накоплений;
— выпуск государственных ценных бумаг небольших номиналов;
— обеспечение транспарентности фондового рынка в целях расширения операций на нем физических лиц.
Разработка эффективной государственной политики управления персональными финансами является, на взгляд автора, важным инструментом макроэкономического регулирования экономики, направленного на увеличение емкости внутреннего рынка и обеспечение общей устойчивости отечественной экономики.
Список литературы
1. ХиксДж. Стоимость и капитал. — М.: Прогресс, 1993.
2. Национальное счетоводство / Под ред. Г. Д. Кулагиной. — М.: Финансы и статистика, 1997.
3. URL:www. gks. га.
4. Бондаренко Л. В., Зубцова Е. В. Доходы домашних хозяйств. - М.: ВНИИЭСХ, 2003.
5. Суворов А. В. Структура денежных доходов и расходов населения в современной России // Проблемы прогнозирования. 2004. — № 5.