Научная статья на тему 'Основы системы национального счетоводства (методические рекомендации)'

Основы системы национального счетоводства (методические рекомендации) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1457
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбакова О. М., Гирбасова Е. М.

Система национальных счетов представляет такую систему информации, в которой в компактной и хорошо обозримой форме содержатся сведения об ограниченном числе относительно однородных групп хозяйствующих субъектов (секторов экономики) и некотором ограниченном числе относительно однородных групп экономических операций между ними. Регистрация этих операций посредством двойной записи на счетах для секторов экономики позволяет, с одной стороны, исследовать экономику каждого сектора и взаимосвязи между ними, а с другой позволяет исчислить макроэкономические показатели. Авторы в статье рассматривают основные категории системы национальных счетов, порядок приведения данных учета и финансовой отчетности корпораций в соответствие с требованиями системы национальных счетов, методы расчета макроэкономических показателей для системы национальных счетов, а также методику составление системы национальных счетов на базе финансовой отчетности корпораций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы системы национального счетоводства (методические рекомендации)»

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА (Методические рекомендации)

О. М. РЫБАКОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики Российского университета дружбы народов Е. М. ГИРБАСОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и финансов Московского государственного института электронной техники

Введение

После окончания второй мировой войны, в 1947 г. известный экономист Р. Стоун, ученик и последователь Дж. М. Кейнса, в докладе, подготовленном для ООН, предложил принцип составления системы национальных счетов (СНС), который коротко можно сформулировать следующим образом: «хозяйствующий субъект — экономическая операция». Этот принцип означает следующее: СНС представляет такую систему информации, в которой в компактной и хорошо обозримой форме содержатся сведения об ограниченном числе относительно однородных групп хозяйствующих субъектов (секторов экономики) и некотором ограниченном числе относительно однородных групп экономических операций между ними. Регистрация этих операций посредством двойной записи на счетах для секторов экономики позволяет, с одной стороны, исследовать экономику каждого сектора и взаимосвязи между ними, а с другой — позволяет исчислить макроэкономические показатели.

Такая постановка вопроса о характере СНС требовала ответа на вопрос об источниках информации, о возможностях использования данных бухгалтерского учета. Однако концепция Р. Стоуна не могла быть реализована в 1950-х гг. потому, что даже высокоразвитые страны не были к ней готовы. В результате первый международный стандарт ООН в области национальных счетов, который увидел свет в 1952 г., не содержит рекомендаций

по составлению национальных счетов в разрезе секторов экономики. Он включает рекомендации по составлению ограниченного числа счетов для экономики в целом, которые позволяли получить наиболее важные макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт, национальный доход, сбережения, инвестиции и некоторые другие. На практике в это время рядом стран составлялись подобные показатели на основе обработки информации, получаемой из самых разных и не всегда согласованных между собой источников.

Известному экономисту А. Маршаллу принадлежит идея анализа поведения хозяйствующих субъектов, которая впоследствии была реализована в СНС. А. Маршалл одним из первых сформулировал принцип исчисления национального дохода. В работе «Принципы экономики» (1925 г.) он пишет, что чистый годовой доход страны — это сумма произведенных товаров за вычетом товаров, израсходованных в производстве, и амортизации основных фондов, плюс чистый доход от зарубежных инвестиций. Подобное определение национального дохода мало изменилось до настоящего времени.

Второй стандарт ООН в области национального счетоводства был одобрен Статистической комиссией ООН в 1968 г. Документ, ставший известным позднее среди специалистов как «голубая книга» (по цвету обложки), был подготовлен Р. Стоуном в сотрудничестве с американским экономистом Н. Айдиновым, работавшим в то время в Секретариате ООН.

Система национальных счетов ООН 1968 г. была значительным шагом вперед по сравнению с СНС 1953 г. Прежде всего, она включала не только традиционные счета национального дохода и национального продукта, но и новые, интегрированные в ее структуру блоки макроэкономической информации. Среди них: баланс межотраслевых связей, баланс национального богатства, система показателей движения финансовых ресурсов и др. Некоторые из новых блоков были разработаны в самой общей форме, однако связи с традиционными счетами национального дохода и валового внутреннего продукта были очерчены достаточно ясно. Кроме того, в СНС были предусмотрены счета не только для экономики в целом, но и для пяти ее секторов. Система национальных счетов ООН 1968 г. включала в качестве отдельной главы рекомендации по составлению национальных счетов в развивающихся странах, которые учитывали как особенности их экономики, так и проблемы с получением необходимой информации. Наконец, еще одна важная особенность СНС ООН 1968 г. состояла в том, что она использовала в наиболее последовательной форме принцип двойной записи каждой операции, позаимствованный из бухгалтерского учета.

Следует отметить, что СНС ООН 1968 г. сыграла положительную роль в разработке национальных счетов как на национальном, так и на международном уровне. На основе ее концепций и определений ООН стала выпускать Статистический ежегодник по национальным счетам, систематизирующий сравнимые в международном плане данные о важнейших макроэкономических показателях и их компонентах. Большинство стран мира предприняли меры по внедрению положений СНС ООН 1968 г. в регулярную статистическую практику.

На базе СНС ООН 1968 г Европейское Сообщество в начале 1970 г. разработало Европейский вариант СНС, представляющий адаптацию СНС к потребностям наиболее развитых европейских стран.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила новую систему национальных счетов, работа над которой продолжалась около 10 лет.

Целью пересмотра СНС 1993 г. была дальнейшая гармонизация системы с такими смежными разделами экономической статистики, как платежный баланс, статистика государственных финансов и др. Эта гармонизация означает, что определения и классификации отдельных блоков СНС должны быть строго координированы с определениями и классификациями упомянутых разделов экономической статистики. Например, определения, используемые в счетах «остального мира», где регистрируются операции с другими

странами мира, должны быть согласованы с определениями платежного баланса. Это сделано таким образом, чтобы основные итоги платежного баланса совпадали с основными итогами счетов «остального мира».

Другая цель пересмотра СНС 1993 г. состояла в том, чтобы сделать структуру счетов более ясной, логичной и последовательной, уточнить трактовку отдельных статей доходов и расходов. В этой связи следует отметить, что определение валового внутреннего продукта несколько расширено в СНС 1993 г. В частности, в накопление основных фондов включены расходы на геологоразведку, приобретение средств программного обеспечения, оригиналов художественных и литературных произведений. Кроме того, в составе расходов на накопление предусмотрена новая статья «Чистое приобретение ценностей», т. е. предметов, обладающих способностью сохранять стоимость в течение относительно длительного периода времени (ювелирные изделия, произведения искусства, антиквариат, золото в слитках). Иными словами, ценности обладают такими качествами, за которые инвесторы приобретают их для сохранения стоимости от инфляции. В новой СНС уточнена трактовка расходов на военные цели, на деятельность финансовых посредников, усовершенствованы методы оценки выпуска продукции в условиях высоких темпов инфляции. После 1993 г. начался период внедрения рекомендаций новой СНС в практику.

Сегодня система национальных счетов проникла во все сферы экономической и общественно-политической жизни развитых стран с рыночной экономикой.

Новая СНС ООН 1993 г. разработана с учетом особенностей экономики стран переходного периода, которые стали на путь экономических реформ в целях трансформации административно-командной системы управления экономикой в регулирование рыночного хозяйства. Переход Российской Федерации на систему национальных счетов позволит решить следующие задачи:

— обеспечить субъекты управления более широкой, ориентированной на рыночную экономику системой макроэкономической информации, необходимой прежде всего для разработки экономической политики в органах государственного управления;

— содействовать налаживанию международного экономического содружества стран СНГ для обеспечения универсального экономического языка, понятного экономистам, бизнесменам, менеджерам во всем мире;

— решить проблемы предоставления данных в международные экономические организации;

— облегчить участие стран СНГ в международных сопоставлениях валового внутреннего продукта, проводимых в рамках ООН на основе исчисления паритета покупательной способности валюты;

— устранить трудности в процессе привлечения иностранного капитала, связанные с различиями в учетных системах.

Основные категории системы национальных счетов

Структура каждого национального счета такова, что в правой его части всегда показываются ресурсы, а в левой — их использование. Балансирующая статья представляет собой разницу между указанными элементами и обычно записывается как ресурсы для последующего счета системы, например, в правой части счета производства показывается выпуск, в том числе рыночный и нерыночный, а в левой части — промежуточное потребление. Разница между выпуском и промежуточным потреблением представляет собой валовую добавленную стоимость, которая является балансирующей статьей и выступает в виде ресурса для счета образования доходов.

Система национальных счетов состоит из трех наборов счетов, каждый из которых предназначен для отражения различных аспектов процесса функционирования экономики. Это текущие счета, счета накопления и балансовые счета.

В текущих счетах отражаются операции, связанные с производством, образованием и перераспределением дохода, а также с использованием дохода, т. е. в текущих счетах СНС отражается то, что относится к операциям, завершенным в текущем отчетном периоде.

В счетах накопления отражаются операции, связанные с приобретением, использованием и выбытием объектов, которые продолжают использоваться в последующих периодах. В счетах накопления отражаются изменения в экономических активах и обязательствах.

В балансовых счетах отражаются запасы нефинансовых активов, финансовых активов и обязательств, а также представляется чистое национальное богатство страны в целом или чистая стоимость капитала в отдельных секторах экономики.

В данных рекомендациях рассматривается система национального счетоводства, включающая 12 счетов. Это счет производства, счет образования доходов, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распределения доходов, счет перераспределения доходов в натуральной форме, счет использования скорректированного располагаемого дохода, балансовый счет, счет

переоценки материальных ценностей, счет других изменений в величине активов, счет текущих операций остального мира, счет операций с капиталом и финансовый счет.

Целью внедрения системы национальных счетов является получение полной картины социальной и экономической деятельности в России с помощью системы взаимосвязанных счетов и таблиц по стране в целом, по секторам экономики и отраслям национального хозяйства.

Сектор экономики — это новое понятие в системе национального счетоводства. Сектор в СНС определяется как совокупность институционных единиц, т. е. единиц, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами.

Институционными единицами являются физические лица (или их группы) в форме домашних хозяйств и юридические лица.

Основными видами юридических лиц являются корпорации, некоммерческие организации и государственные учреждения. Корпорации создаются в целях рыночного производства товаров, работ и услуг. Они являются источниками прибыли или иной финансовой выгоды для своих владельцев, а также коллективной собственностью акционеров, учредителей или пайщиков и функционируют отдельно от своих владельцев, пользующихся ограниченной ответственностью. Обычно к корпорациям относятся открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, полные и коммандитные товарищества, производственные кооперативы. Предприятие, не подпадающее под определение корпорации, т. е. являющееся унитарным, дочерним предприятием или филиалом, — рассматривается как некорпоративное предприятие.

Если некорпоративное предприятие действует как корпорация, т. е. находится на самостоятельном балансе, реализует свою продукцию на рынке по экономически значимым ценам, обладает определенной самостоятельностью в отношении процесса производства и использования средств, то в СНС оно называется квазикорпорацией и рассматривается так же, как корпорация. Такими квазикорпорациями являются, например, государственные унитарные и совместные предприятия, филиалы иностранных фирм.

Понятие институционной единицы — более широкое, чем субъект хозяйствования, поскольку включает в себя и не субъектов хозяйствования, в том числе потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, учреждения, финансируемые из бюджета, за счет

внебюджетных средств и другими собственниками. Институционная единица — также шире понятия юридического лица, поскольку к ней относятся фермерские, крестьянские и личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели и простые товарищества, обособленные структурные подразделения и филиалы юридических лиц, т. е. субъекты экономической деятельности без права образования юридического лица.

Под сектором экономики в системе национальных счетов, таким образом, понимается часть национального хозяйства, состоящая из однородных институционных единиц, характеризуемых определенными, присущими только им специфическими признаками, обусловленными экономическими и социальными целями, которые они выполняют в условиях рыночной экономики.

Следует признать, что теперь наряду с классификацией (делением) национального хозяйства по признаку разделения труда и специализации производства, в основу управления (учета, анализа, регулирования) экономикой в системе национальных счетов в зависимости от целей, выполняемых институционными единицами, берутся определенные экономические и социальные признаки, предполагающие деление национального хозяйства на секторы экономики. Подобное деление делает сектор главным компонентом экономики по отношению к отрасли, а отрасль становится вторичным подразделением по отношению к каждому из секторов экономики.

Бесспорно, осуществлять статистический учет и анализ в разрезе секторов экономики значительно эффективнее, чем по отраслям экономики, так как становится предельно ясным на макроэкономическом уровне, «кто есть кто» и какой вклад вносит каждый сектор экономики в социально-экономическое развитие страны в целом.

В соответствии с типами экономического поведения по способу получения доходов институционные единицы (организации, акционерные общества) объединяются в шесть секторов экономики:

1. Сектор нефинансовых предприятий.

2. Сектор финансовых учреждений.

3. Сектор общего государственного управления.

4. Сектор домашних хозяйств.

5. Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКО).

6. Сектор внешнеэкономических связей или остального мира.

Сектор нефинансовых предприятий охватывает институционные единицы, основной функцией которых является производство и реализация продукции и нефинансовых услуг по ценам, воз-

мещающим издержки производства. Сюда включаются и те предприятия, затраты на производство в которых частично покрываются за счет субсидий и дотаций из государственного бюджета. В этот сектор входят предприятия всех организационно-правовых форм: государственные, акционерные, арендные, совместные, кооперативные, частные, а также различные ассоциации предпринимателей кроме простых товариществ.

К данному сектору экономики условно относятся также предприятия, полностью финансируемые за счет государственного бюджета, но занятые производством продукции (например, предприятия лесного и водного хозяйства). Сюда включаются и те некоммерческие организации (НКО), которые создаются предприятиями для обслуживания предпринимателей (торговые палаты, концерны, сельскохозяйственные, промышленные и торговые ассоциации, союзы и т. п.). Они находятся на финансировании предприятий, рассматриваемом в качестве оплаты услуг.

В сектор финансовых учреждений входят институционные единицы, занятые финансовыми операциями на коммерческой основе и операциями по страхованию. Это, во-первых, коммерческие кредитные учреждения, основной функцией которых является выпуск, приобретение, хранение и распределение финансовых средств: выпуск ценных бумаг, хранение денежных средств и предоставление кредитов институционным единицам. Их ресурсы формируются из фондов, образующихся в результате принятых обязательств (депозиты, сертификаты, облигации и т. п.) и полученных процентов. Во-вторых, страховые учреждения, ресурсы которых образуются за счет платежей по контрактам страхования. В-третьих, в этот сектор входят фондовые и валютные биржи, другие финансовые посредники, оказывающие финансовые услуги за счет комиссионных сборов (депозитарии, чековые фонды и т. п.). В этот сектор входят также некоммерческие организации, созданные и финансируемые финансовыми учреждениями.

С другой стороны, если Банк России неотделим от правительства в финансовом отношении, управляется и контролируется им, являясь частью системы правительственного управления, его следует включить не в сектор финансовых учреждений, а в сектор общего государственного управления.

Сектор общего государственного управления включает государственные учреждения центрального, регионального и местного уровня, состоящие на государственном бюджете. К ним относятся учреждения, оказывающие, во-первых, бесплатные услуги индивидуального характера в области

образования, здравоохранения, культуры и спорта, отдыха, социального обеспечения, жилищного хозяйства. Во-вторых, услуги коллективного характера в области государственного управления, поддержания общественного порядка и безопасности, обороны, науки и научного обслуживания, дорожного хозяйства и т. п.

В сектор общего государственного управления включаются также государственные фонды социального обеспечения, другие институционные единицы, функциями которых являются предоставление нерыночных услуг для коллективного пользования, а также перераспределение национального дохода и богатства. Сюда же входят НКО, ресурсы которых формируются за счет обязательных платежей, производимых институционными единицами других секторов экономики.

Сектор домашних хозяйств включает все резидентские домашние хозяйства. Он охватывает группы населения (ведущие домашнее хозяйство) в качестве потребителей продукции и услуг, а также ту предпринимательскую деятельность отдельных лиц, которую невозможно отделить от домашнего хозяйства. В этот сектор экономики включаются подсобные хозяйства рабочих и служащих, индивидуальные крестьянские хозяйства, хозяйства некооперированных кустарей и ремесленников, индивидуальные предприниматели. Особенностью этого сектора экономики является то, что в нем не ведется полного набора бухгалтерских счетов, нет самостоятельного баланса, но всегда присутствует самостоятельное распоряжение своими ресурсами, поэтому субъекты этого сектора считаются институционными единицами.

В сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, входят не субъекты хозяйствования, а институционные единицы, призванные обслуживать домашние хозяйства. Их функцией является предоставление товаров и услуг домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.

Выделяются следующие основные типы НКО, обслуживающие домашние хозяйства:

а) НКО, созданные для предоставления услуг, главным образом, их членам. Это профессиональные, творческие и другие союзы, политические партии, религиозные общества, добровольные спортивные общества и т. п. Такие организации финансируются в основном за счет членских взносов;

б) благотворительные общества и фонды, предоставляющие товары и услуги домашним хозяйствам на нерыночной основе, главным источником финансовых ресурсов для которых служат пожертвования в денежной и натуральной форме;

в) подразделения предприятий, оказывающие социально-культурные услуги в основном работникам этих предприятий. Такие подразделения рассматриваются как НКО, получающие средства в виде трансфертов от предприятия-учредителя, например, ведомственные жилища, больницы, профилактории, клубы, стадионы и т. п.

Таким образом, сектор НКО состоит из институционных единиц, целью деятельности которых не является извлечение прибыли. Этот сектор существует за счет членских взносов, пожертвований, субсидий и других целевых средств, полученных из других секторов экономики, а также из доходов от собственности.

Сектор внешнеэкономических связей или осталь -ногомира охватывает зарубежные институционные единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны, а национальные счета внешнеэкономических связей или остального мира характеризуют связи экономики России с экономикой стран как ближнего, так и дальнего зарубежья.

Рассмотренное деление экономики Российской Федерации на сектора экономики делает их главными компонентами народного хозяйства по отношению к отраслям, а отрасли — вторичным подразделением по каждому из секторов экономики. Только после деления экономики на сектора экономики можно будет адресно решать проблему регулирующих воздействий на ту или иную отрасль народного хозяйства в целях оптимизации темпов и пропорций экономического развития России.

Приведение данных учета

и финансовой отчетности корпораций в соответствие с требованиями системы национальных счетов

Для составления рекомендаций использованы данные учета и финансовой отчетности девяти открытых акционерных обществ, занимающихся транспортно-экспедиционной деятельностью и входящих в один из концернов Российской Федерации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность этих организаций включает в себя:

— баланс, форма № 1;

— отчет о прибылях и убытках, форма № 2;

— отчет об изменениях капитала, форма № 3;

— отчет о движении денежных средств, форма № 4;

— приложение к балансу, форма № 5.

В формах 1—5 отсутствуют показатели выручки брутто от продаж; фондов переоценки основных средств; фондов индексации собственных оборотных средств; прочих фондов, включающих в

себя потери от стихийных бедствий; расшифровки денежных средств, направленных на расчеты с государством; субсчетов, необходимых для составления счета текущих операций остального мира и других экономических показателей, что не позволяет рассчитать макроэкономические показатели и составить систему национальных счетов на базе бухгалтерской (финансовой) отчетности. В связи с этим возникает необходимость использования данных бухгалтерского учета для расчета выручки брутто от продаж, а также других отсутствующих макроэкономических показателей для составления системы национальных счетов. Приведение данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствие с требованиями СНС сводится к следующим рекомендациям:

1. Сводный бухгалтерский (финансовый) отчет (формы 1—5) для расчета макроэкономических показателей и составления системы национальных счетов представить в виде табл. 1—3.

2. В активы сводного бухгалтерского баланса добавить раздел «Ценности». Учет ценностей произвести на семнадцатом балансовом счете (План счетов 2001 г.) и выделить три субсчета, в том числе для учета драгоценных металлов и камней, антикварных изделий и предметов искусства, а также учета прочих ценностей.

3. Экономические показатели сводного баланса организаций сгруппировать так, чтобы ими было удобно пользоваться при расчете макроэкономических показателей и составлении балансового счета, счета операций с капиталом и финансового счета. Результаты группировки финансовых показателей в сводном балансе целесообразно представить в виде табл. 1.

4. В сводный отчет о прибылях и убытках включить выручку брутто от продаж (код строки 000). Разность между выручкой брутто и выручкой нетто от продаж представляет собой косвенные налоги в составе добавленной стоимости (код строки 270). После этого сводный отчет о прибылях и убытках следует представить в виде табл. 2, показатели которой позволят рассчитать валовой выпуск продукции, налог на производство и импорт, балансовую прибыль, а также другие макроэкономические показатели, необходимые для составления системы национальных счетов.

5. Выручка брутто от продаж включает в себя кредит 90 счета в корреспонденции с дебетом 62 счета и кредит 91 счета в корреспонденции со счетами 62 и 76 (План счетов 2001 г.). Но по дебету 76 и кредиту 91 счетов могут быть и другие поступления кроме выручки от продаж (штрафы от других организаций, проценты банка, безвозмездно полученные активы, корреспондирующие со счетом 98, прибыль прошлых лет, выявленные в отчетном году), которые надо вычесть из выручки брутто, рассчитанной от продаж.

6. Косвенные налоги в составе добавленной стоимости (табл. 2, код строки 270) эквивалентны налогам на производство и импорт и включают в себя налог на добавленную стоимость, налог на имущество и налоги от продаж.

7. Балансовая прибыль (табл. 2, код строки 140) определяется как выручка нетто от продаж минус себестоимость проданных товаров, коммерческие расходы и управленческие расходы. Полученный результат следует скорректировать следующим образом. Плюс проценты к получению, минус проценты к уплате, плюс доходы от

Таблица 1

Сводный баланс девяти корпораций*

А К Т И В Код строки На начало года На конец года

1. Долгосрочные активы 190 905 121 950 383

1.1. Нефинансовые активы 100 650 178 695 683

1.2. Финансовые активы 140 254 700 254 700

1.3. Нематериальные активы 110 243 0

2. Ценности 160 48 60

2.1. Драгоценные металлы и камни 161 — —

2.2. Антикварные изделия и другие предметы искусства 162 48 60

2.3. Прочие ценности 163 — —

3. Текущие активы 290 655 039 743 806

3.1. Материальные запасы и затраты 210 58 752 64 039

3.2. Краткосрочные финансовые активы 250 596 287 679 767

Б А ЛА НС 300 1 560 208 1 694 249

П А С С И В Код строки На начало года На конец года

4. Источники собственных средств 490 882 972 1 063 856

5. Долгосрочные финансовые обязательства 590 598 792 601 811

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Краткосрочные финансовые обязательства 690 78 444 28 582

Б А ЛА НС 700 1 560 208 1 694 249

* Здесь и далее в таблицах данные приведены в тысячах российских рублей.

участия в других организациях и прочие операционные доходы, минус прочие операционные расходы плюс прочие внереализационные доходы и минус прочие внереализационные расходы.

Если согласно перечисленным рекомендациям сводную финансовую отчетность корпораций представить в виде табл. 1—3, то можно рассчитать макроэкономические показатели на базе финансовой отчетности, составить систему национальных счетов, установить математическую зависимость между национальными счетами и между макроэкономическими показателями, входящими в систему национальных счетов.

Такое преобразование формы сводного баланса позволяет рассчитать изменения долгосрочных

нефинансовых активов, долгосрочных финансовых активов, нематериальных активов, ценностей, материальных запасов и затрат, краткосрочных финансовых активов, собственного капитала, финансовых обязательств, составить счет операций с капиталом, финансовый счет и балансовый счет.

Баланс корпорации представляет собой финансовое положение организации в какой-то конкретный день. Это как бы фотография финансового положения организации в определенный момент времени.

Такое преобразование сводного отчета о прибылях и убытках позволяет рассчитать косвенные налоги в составе добавленной стоимости, валовой выпуск продукции, налоги на производство и

Таблица 2

Сводный отчет о прибылях и убытках девяти корпораций

ПОКАЗАТЕЛЬ Код строки За 2005 г. За 2004 г.

1. Выручка (брутто) от продаж (товаров, работ и нефинансовых услуг) 000 1 200 087 887 616

2. Выручка (нетто) от продаж товаров, продукции и услуг (за минусом НДС, 010 1 075 347 794 787

акцизов и аналогичных обязательных платежей)

В том числе от продажи:

2.1. Агентирование 011 48 390 66 199

2.2. Товары 012 125 815 —

2.3. Транспортные услуги 013 666 715 557 145

2.4. Эксплуатация зданий 014 180 658 —

2.5. Организация приемов 015 37 637 —

2.6. Прочие 016 16 132 176 443

3. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 982 780 673 834

В том числе проданных:

3.1. Агентирование 021 40 294 53 90

3.2. Товары 022 112 038 —

3.3. Транспортные услуги 023 610 306 480 443

3.4. Эксплуатация зданий 024 171 986 —

3.5. Организация приемов 025 35 380 —

3.6. Прочие 026 12 776 139 484

4. Валовая прибыль 029 62 898 73 448

5. Коммерческие расходы 030 1 833 162

6. Управленческие расходы 040 8 344 8 972

7. Прибыль (убыток) от продаж (010—020—030—040) 050 82 390 111819

8. Проценты к получению 060 417 36

9. Проценты к уплате 070 310 54

10. Доходы от участия в других организациях 080 2 783 594

11. Прочие операционные доходы 090 2 967 1 368

12. Прочие операционные расходы 100 1 159 13 194

13. Прочие внереализационные доходы 120 1 273 1 187

14. Прочие внереализационные расходы 130 2 936 126

15. Прибыль (убыток) до налогообложения 140 84 450 101 630

(строки 050+060-070+080+090-100+120-130)

16. Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи 150 19 930 32 742

17. Прибыль (убыток) от обычной деятельности 160 64 520 68 887

18. Чрезвычайные доходы 170 — —

19. Чрезвычайные расходы 180 — —

20. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль отчетного периода 190 64 520 68 887

(строки 160+170-180))

21. Косвенные налоги в составе добавленной стоимости 270 124 740 92 829

В том числе:

21.1. Налоги на добавленную стоимость 271 103 950 83 257

21.2. Налоги из прибыли в составе добавленной стоимости 272 20 790 9 572

импорт, проверить правильность расчета выручки брутто от продаж через налоги на добавленную стоимость, налоги на имущество и налоги от продаж.

Разность между доходами и расходами является чистой прибылью или убытком за этот период. Оговорка «за этот период» является существенной. Например, если этот определенный период заканчивается 31 декабря, а продажа совершена 30 декабря, то в отчете о прибылях и убытках она будет отражена как доход за этот период даже в том случае, если покупатель не заплатил за товары до 1 января.

Курсовая разница по операциям в иностранной валюте используется при составлении счета переоценки материальных ценностей и изменяет ресурсы и использование ресурсов при составлении финансового счета.

Прочие фонды, в том числе потери от стихийных бедствий, используются при составлении счета других изменений в величине активов и изменяют ресурсы и использование ресурсов при составлении счета операций с капиталом.

Средства, учитываемые на субсчетах 60-4, 60-5, 62-4, 62-5, 66-4, 66-5, 67-5, 67-6, 75-3 и 76-10, используются при составлении счета текущих операций остального мира и уменьшают ре-

сурсы и использование ресурсов при составлении финансового счета.

Субсчета 60-4, 62-5 и 76-10 при положительной разности между ними на конец отчетного периода и на начало отчетного периода могут быть расположены как в колонке «Использование», если эти субсчета являются активными, так и в колонке «Ресурсы», если они являются пассивными. Субсчета 60-5, 75-3 при положительной разности между ними на конец отчетного периода и на начало отчетного периода располагаются в колонке «Использование».

Субсчета 62-4, 66-4, 66-5, 67-5 и 67-6 при положительной разности между ними на конец отчетного периода и начало отчетного периода располагаются в колонке «Ресурсы».

Методы расчета макроэкономических показателей для СНС

При составлении системы национального счетоводства воспользуемся табл. 1, 2 и 3. Дополнительно к таблицам покажем методы расчета отдельных макроэкономических показателей СНС на базе сводной финансовой отчетности корпораций.

1. Валовой выпуск (ВВ) включает в себя выручку брутто от реализации продукции, проценты

Таблица 3

Свод макроэкономических показателей, необходимых для составления системы национальных счетов

1. Движение ценностей1

НАИМЕНОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ Код строки Остаток на 01.01 Поступило Израсходовано Остаток на 31.12

1.1.Драгоценные металлы и камни 1.2.Антикварные изделия и другие предметы искусства 1.3.Прочие ценности 161 162 163 48 12 — 60

ВСЕГО ЦЕННОСТЕЙ 160 48 12 — 60

2. Затраты, произведенные организациями

ПОКАЗАТЕЛЬ Код строки За 2005 г. За 2004 г.

2.1. Оплата труда наемных работников В том числе: 2.1.1. Затраты на оплату труда 2.1.2. Отчисления на социальные нужды: 2.1.2.1. В фонд социального страхования 2.1.2.2. В пенсионный фонд 2.1.2.3. На медицинское страхование 2.1.2.4. На страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний 2.2. Амортизация основных средств и нематериальных активов, В том числе: 2.2.1. Амортизация основных средств 2.2.2. Амортизация нематериальных активов 620 630 810 820 740 880 640 412 294 408 216 795 77 613 8 672 60 702 7 805 434 16 152 16 152 0

1 Ценности — это товары значительной стоимости, которые в основном не используются в целях производства или потребления, но содержатся как средство сохранения стоимости во времени, так как их стоимость не должна уменьшаться по отношению к общему уровню цен.

Окончание табл. 3

НАИМЕНОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ Код Остаток строки на 01.01 Поступило Израсходовано Остаток на 31.12

3. Движение трансфертов

ПОКАЗАТЕЛЬ Код строки Сумма

3.1. Текущие трансферты от государства 3.2. Трансферты на платежи государству В том числе: 3.2.1. В бюджет 0 332 640 276 091

4. Движение фондов2

ПОКАЗАТЕЛЬ Код строки Остаток на 01.01. Поступило Израсходовано Остаток на 31.12

4.1. Фонд переоценки основных средств 4.2. Фонд индексации собственных оборотных средств 4.3. Курсовая разница по операциям в иностранной валюте ВСЕГО 4.4. Изменения чистой стоимости капитала в связи с потерями от стихийных бедствий 760 750 740 770 107 95 68 270 47 31 18 17 66 42 16 12 11 39 37 122 101 74 297 52

5. Движение средств, учитываемых на субсчетах

СУБСЧЕТ Код строки Остаток на 01.01 Поступило Израсходовано Остаток на 31.12

5.1. Субсчет 60-4. Расчеты с поставщиками и подрядчиками нерезидентами по импорту 217 9 12 14 7

5.2. Субсчет 60-5. Расчеты по авансам, выданным нерезидентам-экспортерам 248 11 10 15 6

5.3. Субсчет 62-4. Расчеты по авансам, полученным от нерезидентов по экспорту 249 10 14 18 6

5.4. Субсчет 62-5. Расчеты с покупателями по экспорту товаров и услуг 613 10 15 21 9

5.5. Субсчет 66-4. Краткосрочные кредиты в иностранных банках 614 12 17 20 9

5.6. Субсчет 66-5. Краткосрочные займы в иностранной валюте от нерезидентов 615 9 12 11 10

5.7. Субсчет 67-5. Долгосрочные кредиты в иностранных банках 236 8 11 7 12

5.8. Субсчет 67-6. Долгосрочные займы в иностранной валюте от нерезидентов 237 15 10 17 8

5.9. Субсчет 75-3. Расчеты с учредителями-нерезидентами 238 14 9 14 9

5.10. Субсчет 76-10. Расчеты с разными дебиторами и кредиторами-нерезидентами 239 10 8 11 7

к получению, доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы, прочие внереализационные доходы (табл. 2).

ВВ = 1202 543тыс. руб.

2. Промежуточное потребление (ПП) включает в себя со знаком плюс себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг; коммерческие расходы; управленческие расходы; проценты к уплате; прочие операционные расходы; прочие внереализационные расходы (табл. 2) и со знаком минус оплату труда наемных работников и амортизацию основных средств. Оплата труда наемных работников включает затраты на оплату труда и

2 Фонды переоценки основных средств и индексации собственных оборотных средств используются при составлении счета переоценки материальных ценностей и изменяют ресурсы и использование ресурсов при составлении счета операций с капиталом.

отчисления на социальные нужды. Отчисления на социальные нужды включают 35,8 % от затрат на оплату труда, в том числе в фонд социального страхования 4 %, в пенсионный фонд 28 %, на медицинское страхование 3,6 % и на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,2 %.

ПП = 682 793 тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Валовая добавленная стоимость (ВДС) получается арифметически путем вычитания промежуточного потребления из валового выпуска.

ВДС = 519 750 тыс. руб.

4. Оплата труда наемных работников (ОТНР) состоит из затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды (табл. 3).

ОТНР = 294 408 тыс. руб.

5. Налоги на производство и импорт (НПИ) представляют собой разность между выручкой брут-

то от реализации продукции и выручкой нетто от реализации продукции и выражаются косвенными налогами в составе добавленной стоимости.

НПИ = 124 740 тыс. руб.

6. Балансовая прибыль (БП) перенесена из табл. 2, строка 140.

БП = 84 450 тыс. руб.

7. Амортизация основных средств перенесена из табл. 3.

А (ОС) = 16152 тыс. руб.

Валовую добавленную стоимость можно представить в виде ее компонентов:

ВДС = ОТНР + НПИ + БП + А (ОС),

или

ВДС = 294 408 + 124 740 + 84 450 + 16152 =

= 519 750 тыс. руб.

9. Валовая прибыль — балансирующая статья счета образования доходов 100 602 тыс. руб. (519 750 — 294 408 — 124 740).

10. Сальдо первичных доходов — балансирующая статья счета распределения первичных доходов 519 750 тыс. руб. равно валовой добавленной стоимости.

11. Валовой располагаемый доход — балансирующая статья счета вторичного распределения доходов 187 110 тыс. руб. (519 750 — 332 640).

12. Скорректированный располагаемый доход — балансирующая статья счета перераспределения доходов в натуральной форме 187 110 тыс. руб. равен валовому располагаемому доходу.

13. Валовое сбережение — балансирующая статья счета использования скорректированного располагаемого дохода 187 110 тыс. руб. равно скорректированному располагаемому доходу.

14. Номинальные изменения капитала равны 27 тыс. руб. (297 000 — 270 000), в том числе:

— фонд переоценки основных средств равен 15 тыс. руб. (122 000 — 107 000);

— фонд индексации собственных оборотных средств равен 6 000 руб. (101 000 — 95 000);

— курсовая разница по операциям в иностранной валюте равна 6 000 руб. (74 000 — 68 000).

15. Изменение чистой стоимости капитала в связи с потерями от стихийных бедствий равно 5 000 руб. (52 000 — 47 000).

16. Изменения долгосрочных нефинансовых активов 45 505 тыс. руб. (695 683 — 650 178).

17. Изменения неосязаемых активов — 243 тыс. руб. (0 — 243).

18. Изменения ценностей 12 тыс. руб. (60 000 — 48 000).

19. Изменения материальных запасов и затрат 5 287 тыс. руб. (64 039 — 58 752).

20. Суммарное изменение нефинансовых активов 50 535 тыс. руб. (45 505 — 243 + 12 + 5 287 — 15 — 6 — 5).

21. Чистое кредитование 136 549 тыс. руб. (187 084 — 50 535).

22. Произведенные нефинансовые активы на начало года 708 978 тыс. руб. (650 178 + 48 + 58 752).

23. Непроизведенные нефинансовые активы на начало года 243 000 руб.

24. Всего нефинансовых активов на начало года 709 221 тыс. руб. (708 978 + 243).

25. Долгосрочные финансовые активы на начало года 254 700 тыс. руб.

26. Краткосрочные финансовые активы на начало года 596 287 тыс. руб.

27. Источники собственных средств на начало года 882 972 тыс. руб.

28. Долгосрочные финансовые обязательства на начало года 598 792 тыс. руб.

29. Краткосрочные финансовые обязательства на начало года 78 444 тыс. руб.

30. Произведенные нефинансовые активы на конец года 759 782тыс. руб. (695 683 + 60 + 64 039).

31. Непроизведенные нефинансовые активы на конец года равны нулю.

32. Всего нефинансовых активов на конец года 759 782 тыс. руб.

33. Долгосрочные финансовые активы на конец года 254 700 тыс. руб.

34. Краткосрочные финансовые активы на конец года 679 767 тыс. руб.

35. Всего финансовых активов на конец года 934 467 тыс. руб. (254 700+679 767).

36. Источники собств. средств на конец года 1 063 856 тыс. руб.

37. Долгосрочные финансовые обязательства на конец года 601 811 тыс. руб.

38. Краткосрочные финансовые обязательства на конец года 28 582 тыс. руб.

39. Изменения источников собственных средств 180 884 тыс. руб.

40. Изменения финансовых обязательств 46 843 тыс. руб.

41. Изменения пассивов за год 134 041 тыс. руб.

42. Изменения нефинансовых активов за год 50 561 тыс. руб.

43. Изменения финансовых активов 83 480 тыс. руб.

44. Изменения активов за год 134 041 тыс. руб.

Остальные макроэкономические показатели

вытекают из расчетов внутри системы национальных счетов.

Составление системы национальных счетов на базе финансовой отчетности корпораций

Согласно рекомендациям межгосударственного статистического комитета СНГ построение

(составление) системы национальных счетов необходимо начинать со счета производства, так как он является первым счетом в ряду текущих счетов, и методология его построения в значительной степени определяет методологию построения всех последующих счетов.

Счет производства. В счете производства (табл. 4) определяется валовая добавленная стоимость, составляющая основу исчисления валового внутреннего продукта.

Счет образования доходов. Счет образования доходов (табл. 5) является составной частью счетов распределения первичных доходов. Он отражает выплату первичных доходов институционными единицами.

Счет распределения первичных доходов (табл. 6) состоит из двух последовательных национальных счетов: счета образования доходов и счета размещения первичных доходов. Назначение счета распределения первичных доходов состоит в передаче их секторами экономики — производителями до-

бавленной стоимости секторам экономики — получателям их в виде первичных доходов.

Счет вторичного распределения доходов (табл. 7) показывает, как сальдо первичных доходов институционных единиц или сектора экономики трансформируется в их располагаемый доход посредством получения и выплаты текущих трансфертов, кроме социальных трансфертов в натуре.

Счет перераспределения доходов в натуральной форме (табл. 8) включает социальные трансферты в натуральной форме, получаемые институционными единицами или сектором экономики.

Счет использования скорректированного располагаемого дохода (табл. 9) показывает фактическое конечное потребление товаров и услуг институционными единицами независимо от источников их финансирования.

Счет переоценки материальных ценностей (табл. 10) отражает изменение стоимости активов в результате инфляции.

Таблица 4

Счет производства

Использование Сумма Ресурсы Сумма

1.2. Промежуточное потребление (ПП) 1.3. Валовая добавленная стоимость (ВДС) — балансирующая статья счета производства 682 793 519 750 1.1. Валовой выпуск продукции (ВВ) 1 202 543

Б А ЛА НС 1202 543 Б А ЛА НС 1202 543

Таблица 5

Счет образования доходов

Использование Сумма Ресурсы Сумма

2.2. Оплата труда наемных работников (ОТНР) 2.3. Налоги на производство и импорт (НПИ) 2.4. Валовая прибыль — балансирующая статья счета образования доходов 294 408 124 740 100 602 2.1. Валовая добавленная стоимость перенесена со счета производства 519 750

Б А ЛА НС 519 750 Б А ЛА НС 519 750

Таблица 6

Счет распределения первичных доходов

Использование Сумма Ресурсы Сумма

3.6. Доходы от собственности, переданные другим секторам экономики 3.7. Сальдо первичных доходов — балансирующая статья счета распределения первичных доходов 0 519 750 3.1. Валовая прибыль — перенесена со счета образования доходов 3.2. Оплата труда наемных работников 3.3. Налоги на производство и импорт 3.4. Субсидии на производство и импорт 3.5. Доходы от собственности полученные 100 602 294 408 124 740 0 0

Б А ЛА НС 519 750 Б А ЛА НС 519 750

Таблица 7

Счет вторичного распределения доходов

Использование Сумма Ресурсы Сумма

4.3. Трансферты на платежи государству В том числе в бюджет 4.4. Валовой располагаемый доход — балансирующая статья 332 640 276 091 187 110 4.1. Сальдо первичных доходов 4.2. Текущие трансферты от государства — целевое финансирование 519 750 0

Б А ЛА НС 519 750 Б А ЛА НС 519 750

Таблица 8

Счет перераспределения доходов в натуральной форме

Использование Сумма Ресурсы Сумма

5.3. Социальные трансферты в натуральной форме выплаченные 5.4. Скорректированный располагаемый доход — балансирующая статья счета перераспределения доходов 0 187 110 5.1. Валовой располагаемый доход перенесен со счета вторичного распределения доходов 5.2. Социальные трансферты в натуральной форме полученные 187 110 0

Б А ЛА НС 187110 Б А ЛА НС 187110

Таблица 9 Счет использования скорректированного располагаемого дохода

Использование Сумма Ресурсы Сумма

6.2. Расходы на конечное потребление 6.3. Поправка на изменение чистой доли домашних хозяйств по пенсионным фондам 6.4. Валовое сбережение — балансирующая статья счета 0 0 187 110 6.1. Скорректированный располагаемый доход перенесен со счета перераспределения дохода в натуральной форме 187110

Б А ЛА НС 187110 Б А ЛА НС 187110

Таблица 10

Счет переоценки материальных ценностей

Использование Сумма Ресурсы Сумма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Активы Пассивы

В том числе: В том числе:

7.4. Переоценка основных средств 15 7.1. Фонд переоценки основных средств, табл. 3.1.3 15

7.5. Индексация собственных 6 7.2. Фонд индексации собственных оборотных 6

оборотных средств средств, таблица 3.1.3

7.6. Курсовая разница по операциям в 6 7.3. Курсовая разница по операциям в иностранной 6

иностранной валюте (отрицательная) валюте, таблица 3.1.3 (положительная)

Переоценка статей баланса 27 Фонд переоценки в балансе 27

Счет других изменений в величине активов (табл. 11) отражает влияние неэкономической деятельности на изменение стоимости активов и пассивов, в том числе стихийных бедствий, войн, некомпенсируемых конфискаций или, напротив, списаний долгов. На практике этот счет пока не

Счет других изменен!

строится ни для отдельных секторов экономики, ни для экономики России в целом.

Счет текущих операций «остального мира». В счете текущих операций (табл. 12) отражаются показатели результатов внешнеэкономической деятельности: экспорта и импорта товаров, услуг,

Таблица 11

в величине активов за год

Использование Сумма Ресурсы Сумма

8.2. Прочие потери, В том числе: 8.2.1. Потери от стихийных бедствий 5 8.1. Прочие фонды, В том числе: 8.1.1. изменение чистой стоимости капитала в связи с потерями от стихийных бедствий (табл. 3.) 5

Таблица 12

Счет текущих операций «остального мира»

Использование Сумма Ресурсы Сумма

9.8.0. Долги (экспорт товаров и услуг) 9.0. Обязательства (импорт товаров и услуг)

9.8.1. Субсчет 62-4. Расчеты по авансам, полу- 4 9.1. Субсчет 60-4. Расчеты с поставщиками и 2

ченным от нерезидентов по экспорту (10—6) подрядчиками по экспорту (9—7)

9.8.2. Субсчет 66-4. Краткосрочные кредиты в 3 9.2. Субсчет 60-5. Расчеты по авансам, выдан- 5

иностранных банках (12—9) ным нерезидентам-экспортерам (11—6)

9.8.3. Субсчет 67-6. Долгосрочные займы в 7 9.3. Субсчет 62-5. Расчеты по экспорту товаров 6

иностранной валюте от нерезидентов (15—8) и услуг (10—4)

9.4. Субсчет 66-5. Краткосрочные займы в 1

иностранной валюте от нерезидентов (10—9)

9.5. Субсчет 67-5. Долгосрочные кредиты в 4

иностранных банках (12—8)

Окончание табл. 12

Использование Сумма Ресурсы Сумма

9.8.4. Превышение обязательств над долгами 12 9.6. Субсчет 75-3. Расчеты с учредителями нерезидентами (14—9) 9.7. Субсчет 76-10. Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (10—7) 5 3

В СЕГО 26 В СЕГО 26

интеллектуальной собственности; международной кооперации; совместной предпринимательской деятельности; трансграничного движения рабочей силы; международного туризма; внешнеэкономических транспортных, страховых, расчетных, кредитных и других операций, в том числе не имеющих возмездного характера.

Счет операций с капиталом. В этом счете (табл. 13) отражаются изменения нефинансовых активов, включающие изменения долгосрочных нефинансовых активов, неосязаемых активов, ценностей, материальных запасов и затрат, а также со знаком минус величины переоценки основных средств, индексации собственных оборотных

Счет опер;

средств и потерь от стихийных бедствий в колонке использования ресурсов.

Финансовый счет. Финансовый счет (табл. 14), как и счет операций с капиталом, относится к группе счетов накопления, которые отражают все изменения финансовых активов и пассивов в балансовом счете, происходящие в течение отчетного периода.

Сальдо изменений финансовых активов и пассивов должно равняться чистому кредитованию (заимствованию), но с обратным знаком. Однако на практике между ними обычно имеется статистическое расхождение, которое показывается в отдельной статье «Увязка между балансирующей

Таблица 13

1й с капиталом

Использование Сумма Ресурсы Сумма

7. Изменения долгосрочных нефинансовых 45 505 1. Валовое сбережение перенесено со 187110

активов счета использования скорректированно-

8. Изменения неосязаемых активов — 243 го располагаемого дохода

9. Изменения ценностей 12 2. Собственные средства организаций, не 0

10. Изменения материальных запасов и затрат 5 287 привлеченные из-за ненадобности

11. Уменьшение нефинансовых активов на 15 3. Привлеченные средства банков и других 0

величину переоценки основных средств организаций не использовались из-за

12. Уменьшение нефинансовых активов 6 ненадобности

на величину индексации собственных оборот- 4. Уменьшение ресурсов на величину 15

ных средств переоценки основных средств

13. Уменьшение нефинансовых активов 5 5. Уменьшение ресурсов на величину 6

на величину потерь от стихийных бедствий индексации собственных оборотных

14. Суммарное изменение нефинансовых 50 535 средств

активов 6. Уменьшение ресурсов на величину 5

15. Чистое кредитование — балансирующая 136 549 потерь от стихийных бедствий

статья счета операций с капиталом

Б А ЛА НС 187084 Б А ЛА НС 187 084

Таблица 14

Финансовый счет

Использование Сумма Ресурсы Сумма

6. Изменения долгосрочных финансовых активов (254 700 — 254 700) 7. Изменения краткосрочных финансовых активов (679 767 — 596 287) 8. Уменьшение финансовых активов на величину разницы по операциям в иностранной валюте 0 83 480 6 1. Чистое кредитование перенесено со счета операций с капиталом 2. Изменения долгосрочных финансовых обязательств (601 811 — 598 792) 3. Изменения краткосрочных финансовых обязательств (28 582 — 78 444) 136 549 3 019 — 49 862

9. Уменьшение финансовых активов на величину результата счета текущих операций остального мира 10. Суммарное изменение финансовых активов 11. Балансирующая статья — увязка между счетом операций с капиталом и финансовым счетом 26 83 448 6 226 4. Уменьшение ресурсов на величину курсовой разницы по операциям в иностранной валюте 5. Уменьшение ресурсов на величину результата счета текущих операций остального мира 6 26

Б А ЛА НС 89 674 Б А ЛА НС 89 674

Таблица 15

Балансовый счет организаций

А. Начальный баланс активов и пассивов

Активы Сумма Пассивы Сумма

АМ. 1 Произведенные нефинансовые активы 708 978 В. 90 Собственный капитал (источники собственных средств) 882 972

АМ. 2 Непроизведенные нефинансовые 243

активы

АЕ Финансовые активы 850 987 АЕ. Финансовые обязательства 677 236

В том числе: В том числе:

Долгосрочные финансовые активы 254 700 Долгосрочные финансовые обязательства 598 792

Краткосрочные финансовые активы 596 287 Краткосрочные финансовые обязательства 78 444

Б А ЛА НС 1560 208 БАЛАНС 1560 208

Б. Конечный баланс активов и пассивов

Активы Сумма Пассивы Сумма

АМ. 1 Произведенные нефинансовые активы 759 782 В. 90 Собственный капитал (источники собственных средств) 1 063 856

АМ. 2 Непроизведенные нефинансовые 0 АЕ. Финансовые обязательства 630 393

активы

АЕ. Финансовые активы 934 467

В том числе: В том числе:

Долгосрочные финансовые активы 254 700 Долгосрочные финансовые обязательства 601 811

Краткосрочные финансовые активы 679 767 Краткосрочные финансовые обязательства 28 582

Б А ЛА НС 1 694 249 БАЛАНС 1 694 249

В. Счет изменений в балансе за год

Использование Сумма Ресурсы Сумма

Активы Пассивы

АМ. Изменения нефинансовых активов 50 561 В. 90 Изменения собственного капитала (источников собственных средств) 180 884

АЕ. Изменения финансовых активов 83 480 АЕ. Изменения финансовых обязательств — 46 843

Всего изменений активов за отчетный период 134 041 Всего изменений пассивов за отчетный период 134 041

статьей счета операций с капиталом и балансирующей статьей финансового счета». Причина расхождения заключается в том, что финансовый счет составляется на основе совершенно иных источников данных, чем предыдущие счета СНС. Статистическое расхождение между счетом операций с капиталом и финансовым счетом является одной из наиболее непреодолимых методологических трудностей в СНС. Это расхождение может составлять до 5 % валового сбережения.

Балансовый счет. Согласно теории СНС балансовый счет (табл. 15) включает в себя начальный баланс активов и пассивов, конечный баланс активов и пассивов и счет изменений между балансами за отчетный период.

Итак, в счете изменений в балансе показываются изменения в активах и пассивах баланса по наиболее крупным статьям активов и пассивов баланса (табл. 1).

Литература

1. Рыбакова О. М. Система национальных счетов. Мн.: Гама — 5. 2002. 80 с.

2. Рыбакова О. М. Интеграция бухгалтерского учета в систему национальных счетов: Учеб. пособие. Уфа.: Изд-во Восточного ун-та, 1996. 118 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Рыбакова Е. М. Система национальных счетов — инструмент для проведения анализа и регулирования социально ориентированной рыночной экономики // Мн.: Вести БДПУ. 2003, № 3. С. 112 - 115.

4. Гирбасова Е. М. Переход Республики Беларусь к системе национального счетоводства // Бухгалтерский учет и анализ. Мн.: 2004, № 1. С. 16 - 19.

5. Гирбасова Е. М. Интеграция финансовой отчетности бюджетных организаций в систему национального счетоводства. // Бухгалтерский учет и анализ. Мн.: 2004, № 9. С. 50 - 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.