ки предприятий к инвестированию в исследования и технологические инновации, помогая сельскохозяйственным предприятиям повышать производительность, качество и конкурентоспособность.
В-четвертых, сосредоточить внимание на подготовке кадров для сельского хозяйства. Высококачественные человеческие ресурсы являются важным фактором развития высокотехнологичного сельского хозяйства в контексте цифровизации. Повышение качества человеческих ресурсов в сельском хозяйстве требует участия государства, бизнеса, учебных заведений и людей.
Необходимо активизировать создание базы данных по высоким технологиям в сельском хозяйстве; создавать благоприятные условия для организаций и частных лиц для доступа, использования и обмена информацией о применении технологий в сельском хозяйстве; организовывать и участвовать в национальных и международных сельскохозяйственных ярмарках и выставках высоких технологий.
Источники:
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. //[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gosprog.ru.(дата обращения 19.11.2021).
2. Гумеров Р.Р. Государственная программа развития сельского хозяйства: амбиции и реалии// ЭКО. 2019. №4 (538). - 11с.
3. Ломакин Г. В., Иванова Н. А., Камов Л. П., Столяров В. М. Современные подходы в развитии цифровизации сельского хозяйства России // IACJ. 2021. №4. - 10с.
4. Рассказов А.Н. Реализация государственной программы развития сельского хозяйства и основные направления развития животноводства // Техника и технологии в животноводстве. 2019. №3 (35). - 6с.
5. Фазылова С. С., Яркова Т. М. Цифровизация в сельском хозяйстве региона как инструмент развития// КЭ. 2020. №8. - 14с.
References:
1. The State Program for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets for 2013-2020. //[Electronic resource]. - Access mode: www.gosprog.ru. (accessed 19.11.2021).
2. Gumerov R.R. State Program for the Development of Agriculture: ambitions and realities// ECO. 2019. №4 (538). - 11C.
3. Lomakin G. V., Ivanova N. A., Kamov L. P., Stolyarov V. M. Modern approaches in the development of digitaliza-tion of agriculture of Russia // IACJ. 2021. No. 4. - 10C.
4. Stories A. N. Implementation of the state program of development of agriculture and the main directions of development of animal husbandry // Equipment and technologies in animal husbandry. 2019. No.3 (35) - 6s.
5. Fazylova S. S., Yarkova T. M. Digitalization in agriculture of the region as a development tool// KE. 2020. No. 8. - 14s.
DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-349-353
С.К. Шардан - д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «СевероКавказская государственная академия», г. Черкесск, [email protected],
S.K. Shardan - Doctor of Economics, Professor of the Department of Finance and Credit, FSBEI HE "North Caucasian State Academy", Cherkessk;
Р.М. Никаева - к.э.н., доцент кафедры «Управление региональной экономикой», ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, razetn @m ail. ru,
R.M. Nikaeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Regional Economy Management, FSBEI HE "Chechen State University named after A.A. Kadyrov", Grozny.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ FEATURES OF FORMATION AND USE OF STATE FINANCIAL RESOURCES IN THE SUBJECT
OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация. Развитие бюджетных отношений на каждом уровне управления Российской Федерации является важным вопросом в любой ситуации в стране и ее структурных образований. Для обеспечения эффективной взаимосвязи между бюджетами всех уровней и для финансовой независимости всех субъектов власти используют несколько методов составления доходной части бюджета.
Сложившаяся ситуация в стране характеризуется тем, что в РФ не имеются эффективных стимулов для увеличения собственных источников средств республиканских бюджетов, субъекты РФ приобретают больше прав в сфере распоряжения государственной собственностью и налогообложения, наблюдается увеличение зависимости доходной части региональных бюджетов от организации составления собственной финансовой базы.
Источники доходов РФ, существующие в настоящее время, нельзя назвать оптимальными и это приводит к несбалансированности региональных бюджетов. В результате этого возникает необходимость усиливать методы планирования доходов региональных бюджетов за счет увеличивая объемов собственных доходов.
Разработка эффективных методов формирования доходной части региональных бюджетов и необходимость системного исследования теоретических и практических вопросов формирования доходной и расходной части бюджетов субъектов РФ является в настоящее время актуальным.
Abstract. The development of budgetary relations at every level of government in the Russian Federation is an important issue in any situation in the country and its structural formations. To ensure effective interconnection between the budgets of all levels and for the financial independence of all subjects of power, several methods of drawing up the revenue side of the budget are used. The current situation in the country is characterized by the fact that in the Russian Federation there are no effective incentives to increase their own sources of funds of the republican budgets, the constituent entities of the Russian Federation acquire more rights in the sphere of disposing of state property and taxation, there is an increase in the dependence of the revenues of regional budgets on the organization of compiling their own financial base.
The sources of income of the Russian Federation, existing at the present time, cannot be called optimal and this leads to an imbalance in regional budgets. As a result, it becomes necessary to strengthen the methods of planning revenues of regional budgets by increasing the volume of their own revenues.
The development of effective methods for the formation of the revenue side of regional budgets and the need for a systematic study of theoretical and practical issues of the formation of the revenue and expenditure side of the budgets of the constituent entities of the Russian Federation is currently relevant.
Ключевые слова: бюджет, доходы, расходы, налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления, региональный бюджет, дефицит.
Keywords: budget, revenues, expenses, tax revenues, non-tax revenues, gratuitous receipts, regional budget, deficit.
Совокупность региональных бюджетов входит во второй уровень бюджетной системы РФ. Бюджет субъекта (региональный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Разрабатывается и утверждается бюджет субъекта РФ в форме закона субъекта РФ, он составляется на один финансовый год [2].
Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.
Бюджеты субъекта Российской Федерации и территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ [1].
Рассмотрим доходы динамику доходов республиканского бюджета за последние шесть лет.
Таблица 1 - Анализ исполнения республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики по доходам и расходам [4]
Доходы бюджета Сумма, млн. руб. Темп прироста (базисный) %
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
1. Доходы бюджета 20548,0 19078,6 21794,2 24099,7 27885,5 32287,6 +57,1
1.1. Налоговые и неналоговые доходы 5730,5 6463,3 6058,8 6292,4 6383,2 6524,7 +13,9
1.2. Безвозмездные поступления 14817,5 12615,3 15735,4 17807,3 21502,3 25762,9 + 73,9
3. Расходы бюджета 21184,3 19653,3 21764,6 24008,2 27529,2 32105,8 + 51,6
4. Дефицит (профицит) бюджета -636,3 - 574,7 - 29,6 +91,5 +356,3 + 181,8 х
По результатам анализа таблицы 6 можно сделать выводы о том, что сумма доходов республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики увеличилась за рассматриваемый период на 57,1 %, а сумма налоговых и неналоговых (собственных) доходов - на 13,9 %. Так же, наблюдаются колебания между разницей доходов и расходов. С 2015 г. по 2017 г. наблюдается дефицит, а с 2018 г. по 2020 г. - профицит.
ДИНАМИКА ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
■ Доходы бюджета ■ Налоговые и неналоговые доходы
■ Безвозмездные поступления ■ Расходы бюджета
■ Дефицит (профицит! бюджета
2015 щ- 2 016^- 2 017^. 201В 2019 2020
Рисунок 1 - Динамика доходов бюджета
Рисунок 2 - Соотношение доходов и расходов республиканского бюджета Карачаево - Черкесской Республики [4]
Динамика доходов и расходов республиканского бюджета Карачаево - Черкесской Республики за рассматриваемый период имеет устойчивый рост (рисунок 2).
Основная цель бюджетного анализа - исследование ряда показателей по ключевым параметрам, отражающим реальную картину составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета; налогообложения и собираемости налогов; изменение состояния экономики и финансов в зависимости от бюджетно-налоговой политики; соблюдение принципов бюджетного устройства и налогообложения [3].
Прооанализировав доходы республиканского бюджета КЧР за 2018-2020 годы наблюдается общее увеличение доходов на 34 %. Такое изменение произошло за счет роста безвозмездных поступлений и собственных налоговых и неналоговых поступлений на 7955,6 млн. руб. и 232,3 млн. руб. соответственно. Значительное место в данных бюджета занимают налоговые и неналоговый доходы (таблица 2).
Таблица 2 - Объем поступлений доходов республиканского бюджета
Карачаево-Черкесской Республики по основным источникам за 2018-2020 гг. [4]
Изменение
Статьи доходов бюджета 2018 г. 2019 г. 2020 г. базисное (+,-)
млн. руб. %
1 2 3 4 5 6
1. Налоговые и неналоговые доходы 6292,4 6383,2 6524,7 +232,3 +3,7
1.1. Налоги на прибыль, доходы 4009,3 3771,0 3869,4 -139,9 -3,5
1.2. Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 960,2 1190,1 1254,7 +294,5 +30,7
1.3. Налоги на совокупный доход 369,0 438,4 487,2 +118,2 +32,0
1.4. Налоги на имущество 638,3 642,5 596,7 -41,6 -6,5
1.5. Налоги, сборы за пользование природными ресурсами 47,2 58,7 59,3 +12,1 +25,6
1.6. Государственная пошлина 23,7 25,8 17,2 -6,5 -27,4
1.7. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 41,1 38,4 20,8 -20,3 -49,4
Продолжение таблицы
1 2 3 4 5 6
1.8. Платежи при пользовании природными ресурсами 47,2 58,7 59,3 +12,1 +25,6
1.9. Штрафы, санкции, возмещение ущерба 183,2 187,9 198,9 +15,7 +8,6
1.10. Прочие неналоговые доходы 20,4 30,4 20,5 +0,1 +0,5
2. Безвозмездные поступления 17807,3 21502,3 25762,9 +7955,6 +44,7
ВСЕГО ДОХОДОВ 24099,7 27885,5 32287,6 +8187,9 +34,0
Объем поступлений доходов республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики по основным источникам
■ Нала га вше и неналоговое доходи
■ Налоги на прибыль,доходы
■ Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ
■ Налоги на совокупный доход
■ Налоги на имущество
■ Налоги, сборы за пользование природными ресурсами
■ Государственная пошлина
■ Доходы от имущества, находящегося е государственной и муниципальной собственности
■ Платежи при пользовании природными ресурсами
■ Штрафы., санкции, возмещение ущерба
■ Прочие неналоговые доходы
Рисунок 3 - Объем доходов Карачаево-Черкесской Республики по основным источникам
Бюджетный анализ включает в себя такие показатели, как горизонтальный и вертикальный анализ. Исследование производятся за 3 последних года и на основе расчетов, делается ряд выводов и выявляются проблемы и пути их совершенствования.
Таблица 3 - Анализ безвозмездных поступлений в республиканский бюджет Карачаево-Черкесской Республики [4]
Безвозмездные поступления Сумма, млн. руб. Отклонение (+,-)
2018 г. 2019 г. 2020 г. Базисное Цепное
абс. отн. абс. отн.,%
1. Безвозмездные поступления из федерального бюджета - всего, в том числе: 17807,4 21502,3 25762,9 + 4260,6 + 19,8 + 7955,5 + 44,3
- сумма, млн. руб.
- доля в межбюджетных трансфертах, % 100 100 100 х х х х
1.1. Дотации
- сумма, млн. руб. 9511,9 10411,7 11308,4 + 896,7 + 8,6 + 1796,5 + 18,9
- доля в межбюджетных трансфертах, % 53,3 48,4 43,9 -4,5 х -9,4 х
1.2. Субсидии
-сумма, млн. руб. 6758,7 8644,1 9550,8 + 906,7 + 10,5 + 2792,1 + 41,3
- доля в межбюджетных трансфертах, % 38,0 40,2 37,1 -3,1 х -0,9 х
1.3. Субвенции
- сумма, млн. руб. 1171,9 1440,1 2499,0 + 1058,9 + 73,5 + 1327,1 в 2,1 р.
- доля в межбюджетных трансфертах, % 6,5 6,7 9,7 +3,0 х +3,2 х
1.4. Иные межбюджетные трансферты
-сумма, млн. руб. 392,9 1006,4 2404,7 +1398,3 в 2,4 р. + 2011,8 в 6,1 р.
- доля в межбюджетных трансфертах, % 2,2 4,7 9,3 +4,6 х +7,1 х
Анализируя доходную часть республиканского бюджета КЧР (таблица 3) можно отметить, что безвозмездные поступления из федерального бюджета занимают наибольшую часть. Так, данный показатель с 2018 по 2020 год увеличился на 44,3 %, что составляет 7955,5 млн. руб. Данное увеличение произошло за счёт наблюдаемой положительной динамики различных показателей, однако наибольшее изменение произошло в иных межбюджетных трансфертах. Их размер увеличился более
чем в 6 рад и составил 2011,8 млн. руб. В 2 раза изменились субвенции и их размер стал равен 1327,1 млн.руб. Наибольшую долю в межбюджетные трансфертах занимают дотации. Таким образом, их размер составил 53,3 % за 2018 и 43,9 % за 2020 год. 38-37 % удельного веса за анализируемый период составили субсидии. Их размер за 2020 год был равен 9550,8 млн. руб.
Рисунок 4 отражает соотношение таких показателей, как дотации, субсидии, субвенции и прочие межбюджетные трансферты.
Рисунок 4 - Структура безвозмездных поступлений доходов республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики [4]
В связи с пандемией новой коронавирусной инфекции в течение 2020 года в бюджете Карачаево-Черкесской Республики наблюдалось снижение поступлений налоговых и неналоговых доходов, в особенности по платежам, связанным с приостановлением деятельности отдельных организаций, в том числе бюджетной сферы. Рост налоговых и неналоговых доходов, а также выделение дополнительных дотаций из федерального бюджета обеспечивают увеличение поступлений в региональные бюджеты. В то же время, выделение дотаций из федерального бюджета не может в полной мере покрыть растущие потребности региона и обеспечивает лишь финансирование первоочередных расходов, что повышает риски несбалансированности регионального бюджета. Уменьшение зависимости от межбюджетных трансфертов и развитие собственного доходного потенциала - ключевая задача бюджетной политики. Как показывает практика последних лет, недостаточно активно используются внутренние резервы расширения доходной базы, которые в различной степени могут оказать влияние на бюджеты всех субъектов РФ. На федеральном уровне требуется развитие стимулирующих механизмов налогового, межбюджетного и нефинансового характера увеличения собственных поступлений в бюджеты субъектов РФ.
Источники:
1. Афанасьев, М. Бюджет и бюджетная система / М. Афанасьев. - Люберцы: Юрайт, 2012. - 777 с.
2. Грачева, Е.Ю. Бюджетная система и система налогов и сборов РФ: Учебник / Е.Ю. Грачева, О.В. Болти-нова. - М.: Норма, 2015. - 304 с.
3. Изабакаров, И.Г. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / И.Г. Изабакаров, Ф.И. Ниналалова. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 34 с.
4. КЧР в цифрах. 2020: Стат.сб./ ОП Северо- Кавказстата по КЧР - Черкесск, 2020.
5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Режим доступа: URL: www.gks.ru.
6. Официальный сайт Северо-Кавказстата. - Режим доступа: URL: http://www.stavstat.gks.ru. References:
1. Afanasiev, M. Budget and budgetary system / M. Afanasiev. - Lyubertsy: Yurayt, 2012. - 777 p.
2. Gracheva, E.Yu. The budgetary system and the system of taxes and fees in the Russian Federation: Textbook / E.Yu. Gracheva, O. V. Boltinov. - M .: Norma, 2015. - 304 p.
3. Izabakarov, I.G. The budgetary system of the Russian Federation: Textbook / I.G. Izabakarov, F.I. Ninalalova. - M .: University textbook, 2018. - 34 p.
4. KCHR in numbers. 2020: Statistical collection / OP Severo-Kavkazstat on KCR - Cherkessk, 2020.
5. Official website of the Federal State Statistics Service Access mode: URL: www.gks.ru.
6. Official site of the North Caucasusstat. - Access mode: URL: http://www.stavstat.gks.ru.