4. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие / М.А. Бовтенко. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. - 111 с. - ISBN 978-5-7782-0896-4.
5. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России / Б.С. Гершунский. - М.: ИТП и МИО РАО, 1993. - 160 с.
6. Кувалдина Т.А. Информационная технология разработки тестовых заданий в обучении студентов -будущих учителей информатики / Т.А. Кувалдина [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.ru/2002/VI/VI-0-245.html (дата обращения: 08.08.2019).
7. Лебедева М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагоги-ческого университета и как ее формировать / М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова // Информатика и образование. - 2004. - № 3. - С. 95-100.
8. Леонтьева Л.А. Преемственность в формировании информационно-коммуникационной компетенции у школьников и студентов вуза (на примере обучения иностранному языку): автореферат дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Леонтьева. - Ульяновск, 2011. - 30 с.
9. Леонтьева Л.А. Преемственность процесса формирования информационно-коммуникационной компетенции у школьников и студентов / Л.А. Леонтьева // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. - Ч. 4. - С. 141-145.
10. Морковина Э.Ф. Развитие информационной компетентности студента в образовательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Э.Ф. Морковина. - Оренбург, 2005. - 24 с.
11. Овчаренко Е.Н. Компонентный состав общепедагогического принципа преемственности обучения в системе «школа-вуз» / Е.Н. Овчаренко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -Т. 23. - С. 64-67. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/56394.htm (дата обращения: 08.08.2019).
12. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория / С.В. Тришина // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-11.htm. (дата обращения: 08.08.2019).
13. Филатова, Л.О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы / Л.О. Филатова. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. - 192 с. - ISBN 5-93208-178-3.
14. Хведченя, Л.В. К вопросу о преемственности содержания обучения в системе «школа-вуз» / Л.В. Хведченя // Преемственность в обучении ИЯ в условиях взаимодействия культур: материалы республиканской научной конференции. - Гродно, 1998. - С. 17-20.
15. Хеннер, Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования / Е.К. Хеннер. - М.: БИНОМ, 2015. - 191 с. - ISBN 978-5-9963-2617-4.
16. Шмелева, С. Информационно-коммуникативная подготовка юристов / С.Шмелева // Высшее образование в России. - 2004. - № 10. - С. 124-126.
Педагогика
УДК 371
старший преподаватель кафедры декоративно прикладного
искусства и методики преподавания Магомедгаджиева Эсбет Магомедовна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО КОСТЮМА
Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования художественной культуры школьников средствами народного костюма. Особо подчеркивается, роль и значимость народного костюма в воспитании школьников на базе оптимального привлечения творческого педагогического потенциала одежды народов Дагестана в развитии художественной культуры школьников.
Ключевые слова: особенности формирования, художественная культура, особенности традиций, народный костюм, творческое наследие, художественное образование учащихся школ.
Annotation. The article discusses the features of the formation of the artistic culture of schoolchildren by means of folk costumes. It emphasizes the role and importance of the national costume in the education of schoolchildren based on the optimal involvement of the creative pedagogical potential of the clothes of the peoples of Dagestan in the development of the artistic culture of schoolchildren.
Keywords: formation features, artistic culture, features of traditions, folk costume, creative heritage, art education of school students.
Введение. Термин «художественная культура» чаще всего отождествляется с искусством. Это связано с тем, что искусство является системообразующим элементом художественной культуры, обладающее значительной культурогенной способностью. При этом выделяют различные формы художественной культуры:
- художественное восприятие,
- художественное творчество,
- а также художественную критику и т. д [1].
В составе художественной культуры вносят три ведущих элемента:
- производство,
- распространение,
- потребление художественных ценностей.
От взаимодействия ведущих элементов художественной культуры зависит многое, в частности:
- востребованность (или невостребованность) произведения, созданного автором;
- возможность формирования творческой личности;
- соответствие системы художественного производства, распределения, потребления художественных ценностей назначению искусства [2].
Изложение основного материала статьи. Художественная культура складывается исторически по мере развития общества и расширения сферы художественной деятельности и, оставаясь открытой системой, вбирает в себя новые формы и виды творчества.
Создание произведений искусства - трудоёмкий рпоцесс, он зависит от многих факторов:
- профессиональной подготовки мастера на основе определенной организации специального художественного образования;
- а также создания условий, при которых обладающий способностью к художественному творчеству человек мог бы обеспечить своей деятельностью свою жизнедеятельность ( реализация системы приобретения художественных произведений, оплаты труда мастера, предоставления возможности приобретения необходимых материалов, создание условий для распространения опыта различных художественных ремёсел и др.).
Структура художественной культуры включает множество разнородных элементов, существующих в тесной взаимосвязи друг с другом и вместе образуют определенную целостность.
На основе анализа специальной литературы [4-7], можно констатировать, что художественная культура включает в себя:
- собственно производство художественных ценностей;
- художественные ценности - произведения искусства;
- процесс распространения художественных ценностей;
- воспроизведение художественных ценностей;
- потребление художественных ценностей;
- совокупность наук о конкретных видах искусства;
- художественное образование;
- творческие объединения и организации;
- институты и организации, обеспечивающие существование и хранение художественных ценностей -музеи, выставочные залы, картинные галереи, театры, кино, библиотеки и др.
Формирование художественной культуры в школе осуществляется через изучение национальных культур, которое представляется нам как организация межкультурного общения, то есть «общения» посредством национального искусства, национальной художественной культуры.
Учёные выделяют следующие основные механизмы формирования художественной культуры у учащихся посредством:
- организации общения в процессе восприятия и создания продуктов художественного творчества,
- в процессе обучения различным видам ремёсел и компонентам художественной культуры,
- в процессе организации воспитания на основе произведений художественной культуры,
- различные виды деятельности, включающие восприятие, создание отдельных продуктов. связанных с художественной культурой.
Тем самым формирование художественной культуры происходит через основные виды деятельности школьников и задача педагогов - максимально насытить их необходимым содержанием, включающем лучшие образцы российской, национальной и общемировой культуры.
Модель этнокультурной личности школьника, реализуемая на уроках эстетического цикла в школе, включает в себя три основных компонента:
- мотивационный,
- этно-культурологический компонент,
- художественно-практический компонент.
Мотивационный компонент заключается в следующем:
Во - первых, в стремлении познать специфику своей и других культур;
Во - вторых, в желании идентифицировать себя через костюм со своим народом.
Этно-культурологический компонент включает:
- знание национальной художественной культуры своего и других народов;
- знание основных элементов мировой художественной культуры.
Художественно-практический компонент включает:
- умение создать творческую работу по мотивам национальной художественной культуры.
- умение воспроизводство изделий прикладного искусства.
При ознакомлении учащихся с народным костюмом, отражающим опыт многих поколений, собранный на протяжении столетий, важным является формирование эстетического ценностного отношения к нему.
«Традиционный костюм, - отмечает коллектив авторов, - является выразителем представлений народа об окружающем мире, его этнического самосознания и этническим определителем категорий «свой» -«чужой» [3, С. 44].
Дагестанский народный костюм содержит в себе художественные, природные, а так же социальные особенности.
Эстетическая функция в дагестанском народном костюме проявляется в способности преображать человека - делать его возвышенным, красивым.
Дагестанский народный костюм отличает при этом удобство, экономичность и целесообразность в красоте силуэта, в раскрытии возможностей материалов, в неповторимой колористике, рациональности конструкции всего костюма, выверенного годами.
Современные модельеры и художники при создании гражданских и сценических костюмов исходят из образности и декоративности традиционного костюма. Многое из того, что было когда-то первостепенным, обладало особой магией и сакральностью, отходит на второй план, выдвигая на первый план -декоративность [3].
При изучении современного дагестанского костюма просматриваются две основные тенденции:
- желание сохранить традиции древности,
- стремление к новизне, ломающее традиционные формы.
Как уже отмечалось выше, традиционная одежда создавалась веками, её усовершенствовали многие поколения. В результате какие - то конкретные элементы костюма возникали в различные исторические периоды под влиянием каких - либо политических или религиозных ситуаций.
Некоторые элементы были или заимствованы у других народов, затем, объединившись, постепенно формировали своеобразный тип одежды, который характерен только для определённой этнической общности.
С учётом вышесказанного, можно констатировать, что национальный костюм, как ничто другое, отражает эстетический идеал народа, его представление о красоте. При этом выбор материала, цвет, характер отделки, система кроя, специфические украшения и манера ношения одежды, придавали каждой этнической и даже родовой группе своеобразие и неповторимость, выделяя ее среди других.
Не подлежит сомнению тот факт, что национальная культура не должна быть изолированной от внешнего влияния и быть замкнутой в себе. При этом культура каждого народа Дагестана, не терявшая национального колорита и собственной традиционной самобытности, активно впитывала и позитивно перерабатывала художественные успехи и достижения других народов.
Основой самобытной и уникальной национальной художественной культуры народа, является его духовное самосознание, через столетия пронесшего культурное наследие предков, регулярно пополняя его новыми идеями и новым смыслом. Как и всякая культура, она, в некоторой степени универсальная, существуя и развиваясь в различных связях с культурами других народов. Через подобные связи происходит обоюдное обогащение и влияние культур других народов, сформирование своеобразных культурных архетипов, а, к примеру, длительности и интенсивности культурного взаимодействия - сформированность культурных общностей, имеющих над конфессиональный и над национальный характер.
Самобытность культуры дает надежду народу в сохранении и несении через многие года своей этнической идентичности и своеобразия, культурных кодов, которые открывают потомкам сокровенные тайны и духовность предков, наполняя их свежими идеями и смыслом, в унисон времени.
Мы считаем, что в многонациональной Республике Дагестан, необходимо последовательно формировать у молодежи художественную и эстетическую культуру, поскольку любой народ или народность, этническая группа всегда уникальны по своему, их культурное, историческое и национальное развитие имеет оригинальную специфику. Необходимо приложить усилия в усвоении культурных ценностей более развитых на сегодня цивилизаций, при этом тщательно сохраняя, оберегая собственное лицо, моральные ценности горцев, эстетические критерии и художественную культуру наших народов.
«Универсальность культуры, - отмечает Л. Ильясов, - позволит народу найти собственное место в культурном спектре многонационального государства, культурное взаимодействие и общий язык общения с другими народами, в первую очередь с соседними. Культурная же изоляция народа может привести к культурной ассимиляции, то есть утрате его самобытности, вырождению культуры» [4, с. 4].
Культура успешно развивается в соблюдении баланса между двумя основополагающими ее признаками: универсальностью и самобытностью. Ее прогрессивное развитие определяется жанровым ивидовым разнообразием и гармоничным развитием ее составляющих, поскольку все они взаимосвязаны, оказывающие заметное влияние друг на друга.
Как отмечает Т.М. Разина, « ... талант в народном искусстве потому и ярок, и значителен, что наиболее глубоко и полно усваивает традиционное, самое живое и актуальное в нем, чутко улавливает то, что в данный исторический момент наиболее созвучно эстетическим и духовным потребностям окружающих его людей» [6, с. 82].
К сожалению, в общеобразовательных школах дети до сих пор не получают даже общих представлений о столь значительном явлении национальной культуры, каким является народный костюм.
Выводы. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
Целенаправленная ценностно-ориентированная творческая деятельность в народном искусстве включает людей в эстетическое преобразование жизни, что оказывает огромное влияние на их воспитание.
Народный костюм всегда являлся и является важным средством общения (коммуникативная функция), т.к. в нём исторически заложено и отшлифовано годами огромное количество информации о владельце (информационная функция). В результате народный костюм способствует культурному взаимопониманию при контактах с представителями своих и иных социальных групп населения. Тем самым , уже столетиями, а подчас и тысячелетиями осуществляется передача исторического и художественного опыта от поколения к поколению.
Выше сказанное позволяет практически использовать народный костюм как педагогическое средство в формировании художественной культуры школьников: воспитание любви к народному искусству и культуре, осмысление взаимосвязей культур различных народов через знание исторического прошлого, использование возможностей народного творчества.
Дагестанский народный костюм имеет огромный воспитательный потенциал, способный оказать значительное влияние на формирование художественной культуры у подрастающего поколения.
Изучение народного костюма, по нашему мнению, - это путь к формированию художественной культуры, развитию творческой личности, которая способна постичь непреходящую ценность и красоту национально-художественной культуры; понимание вклада народа в общечеловеческую духовную культуру.
Литература:
1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999. С. 191.
2. Эренгросс Б.А., Апресян Р.Г., Ботвинник Е.А. Культурология. Учебник для вузов. - М.: Оникс, 2007. С. 12.
3. Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева Г.А. Одежда народов Дагестана. Историко-этнографический атлас. - М., 2001. С. 7.
4. Ильясов Л. Культура чеченского народа. - М., 2009. С. 4.
5. Русский народный костюм [Электронный ресурс]: http://poyasok.com/article тй^р?агйс^ id=150
6. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства: Специфика прикл. искусства. Эстет. природа ремесла. Нар. искусство и худож. промыслы. Самодеят. творчество. - М.: Сов. художник, 1985. С. 82.
7. Шлет Г.Г. Мысль и Слово. Избранные труды / Отв. ред.-составитель Т.Г. Щедрина. -М.: РОССПЭН, 2005. - 688 с.
Педагогика
УДК 371
старший преподаватель Мазанюк Елена Федоровна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы обеспечения преемственности между звеньями дошкольного и начального образования относительно реализации процесса экологического воспитания детей. в работе обосновывается значимость преемственности дошкольного и начального образования как условие непрерывности реализации экологического воспитания детей, обозначены основные формы и подходы обеспечения анализируемой в статье преемственности.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольное образование, начальное образование, дошкольники, младшие школьники, экологическое воспитание, условие обеспечения непрерывности экологического воспитания детей.
Annotation. The article is devoted to problems of continuity between the links of preschool and primary education regarding the implementation process ecological education of children. the paper substantiates the importance of the continuity of preschool and primary education as a condition for the continuity of the implementation of environmental education of children, identifies the main forms and approaches to ensure the continuity analyzed in the article.
Keywords: environmental education, pre-school education, primary education, preschool children, primary school children, environmental education, the condition for ensuring the continuity of environmental education of children.
Введение. В развитии личности важным аспектом является непрерывность образовательного процесса. В связи с этим огромное значение имеет преемственность дошкольного и школьного образования.
Преемственность в работе дошкольного и начального звеньев образования является, в том числе, важным условием непрерывности и эффективности формирования экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Сформированные у детей в дошкольном воспитательном заведении знания о природе, которые составляют основу экологического поведения, экологического мировоззрения, экологической культуры, должны расширяться и углубляться в школе. Бережное отношение к окружающей природной среде интегрирует в себе знания, чувства и самое главное действия. Поэтому экологическое воспитание строится на основе принципа междисциплинарности и комплексного раскрытия экологических проблем. Однако основная работа, направленная на формирование у детей основ экологического поведения, осуществляется в процессе познания природы.
Для соблюдения условия обеспечения преемственности дошкольного и начального образования в системе реализации экологического воспитания детей необходимо изучение теоретических аспектов данного процесса и особенностей его реализации.
Изложение основного материала статьи. Понятие преемственности в педагогической литературе имеет достаточно разносторонний диапазон толкований, однако, в основном, авторы сходятся в том, что преемственность предполагает определённую последовательность и поэтапность знаний, умений, навыков, способов деятельности, которыми должен овладеть ребёнок. В этом понятии выделяют три взаимосвязанных элемента:
- необходимая связь и соотношение границ частями образования на разных этапах обучения;
- взаимосвязь методов, приёмов, форм обучения;
- некоторые последовательно возрастающие требования к результативности обучения, воспитания, развития [1, с. 95].
Преемственность в учебном процессе имеет большое значение. Она даёт возможность постепенно увеличивать объем понятий и способов действий, а также образовывать у детей целостное представление о научном знании данной отрасли науки; влияет на мотивацию учения; позволяет педагогу использовать в учебном процессе продуктивные способы обучения, исследовательские и поисковые ситуации. Тем самым активизировать познавательную деятельность дошкольников, постепенно увеличивать нагрузку на него.
Под понятием преемственности в работе дошкольного и начального звена системы образования понимают такую систему работы, которая направлена на подготовку ребёнка к условиям школьного обучения и учёта того уровня его развития, с которым он пришёл в школу [7, с. 96].
А.М. Богуш считает, что преемственность - это осведомленность классного руководителя с программами и методиками обучения и воспитания детей в дошкольном учебном заведении, результатами развития детей, обученности и воспитанности детей по всем разделам программы и учёта их в дальнейшей работе начальной школы. Перспективность - это взгляд снизу вверх, это осведомлённость педагогов дошкольного звена образования с программами и технологиями обучения и воспитания учащихся начальной школы, это тот показатель, который позволяет определить адекватные возраста ориентировочные показатели усвоения дошкольниками знаний, умений и навыков, уровень развития и воспитанности ребёнка [2, с. 58].
Эффективность реализации преемственности дошкольного и начального образования является важным условием результативности формирования у детей следующих личностных образований:
- эмоционально-ценностного отношения к природе (положительный эмоциональный отклик, интерес, осознание ценности компонентов природы);
- познавательной компетентности относительно природы (объем, правильность и полнота, осмысленность, прочность и действенность знаний) и экологически целесообразного поведения (бережное отношение к природе, умение ухаживать за растениями и животными) [4, с. 92].