ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Соловьева Елена Евгеньевна, канд. филол. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» Российская Федерация, 162600, г. Череповец, пр. Луначарского, д. 5 [email protected] ОИСГО: 0000-0002-3730-0694
Попова Светлана Игоревна, д-р пед. наук, ведущий научный сотрудник ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» Российская Федерация, 162600, г. Череповец, пр. Луначарского, д. 5 [email protected] ОИСГО 0000-0002-2677-1917
Особенности формирования
ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
*
В процессе развития личности школьника Е. Е. Соловьева, С. И. Попова
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме — выявлению особенностей формирования гражданской идентичности школьника в процессе личностного развития. Гражданская идентичность рассматривается как один из наиболее сложных видов социальной идентичности, предполагающий развитие у личности высокого уровня самосознания. На каждом этапе взросления перед ребенком встают задачи соотнесения себя с новыми, все более широкими и сложными социальными образованиями. Поэтому осознание гражданином государства предполагает идентификацию себя как члена семьи, представителя своего рода (большой семьи), социальной группы, народа, нации. В статье анализируется сформированность компонентов гражданской идентичности у школьников: когнитивного (формирование образа Родины, представление о себе как гражданине и своих социальных ролях); ценностно-эмоционального (принадлежность к своему народу, гордость за страну); поведенческого (готовность к деятельности на благо Родины), а также их взаимодействие на основе эмпирических данных (в анкетировании приняли участие 502 учащихся общеобразовательных школ г. Череповца от 10 до 17 лет). К окончанию школы у учащихся сформирован когнитивный компонент гражданской идентичности. Сочувствие, сострадание, готовность прийти на помощь в нашем обществе воспринимаются положительно, и подростки разделяют это убеждение, но в конкретной жизненной ситуа-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Правительства Вологодской области и РФФИ в рамках научного проекта № 18-413-350010.
Вестник ПСТГУ
Серия IV: Педагогика. Психология.
2020. Вып. 58. С. 20-34
БО1: 10.15382Миг^202058.20-34
ции часто занимают пассивную позицию, отстраняются от решения проблемы. Эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты сформированы недостаточно. Именно на уровне личного участия происходит разрыв между когнитивным, эмоционально-оценочным и поведенческим компонентами. Воспитание деятельного сочувствия у школьника становится сегодня важнейшей задачей педагога. Формирование гражданской идентичности школьников представлено на примере организации вожатско-волонтерской деятельности. Учащиеся под руководством вожатого активно включаются в выполнение доброго малого дела, несут ответственность за его результаты.
Ключевые слова: формирование гражданской идентичности, развитие личности школьника, когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческий компоненты гражданской идентичности.
Понятие «гражданская идентичность» стало одним из наиболее обсуждаемых в современной психологии и социологии, а в связи с концепцией ФГОС — и в педагогике. Э. Фромм называл «чувство тождественности» (потребность в идентичности) одной из основных экзистенциальных потребностей человека: «Потребность в чувстве самотождественности проистекает из самих условий человеческого существования и, в свою очередь, служит источником наиболее сильных стремлений»1. Развитие личности зависит от того, насколько успешно происходит процесс идентификации себя в мире и с окружающим миром, это одновременно и цель, и условие осмысленного существования человека.
Э. Эриксон поставил понятие идентичности во главу угла личностного развития, рассматривая его как последовательный переход через ряд стадий, в каждой из которых происходит «Я-синтез» и перекристаллизация2. В его понимании идентичность — это динамическая структура, причем процесс развивается неравномерно, через преодоление кризисов. Комментируя теорию Э. Эриксона, А. В. Толстых формулирует понятие идентичности как «твердо усвоенный и лич-ностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным "Я" независимо от изменений "Я" и ситуации»3. Образ есть единство логического и эмоционального осмысления какого-то объекта действительности, применительно к себе это означает большую работу по осмыслению своих социальных ролей и функций, структурированию, иерархизации и соотнесению со своим «Я», достижению единства личности. Если учесть постоянную динамику внешних и внутренних процессов, то идентичность оказывается целью, так как любое состояние достигнутой сбалансированной целостности постоянно подвергается атакам внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. Как отмечает И. В. Егоров, «развитие самосознания личности ("Я-концепции") и таких подсистем, как профессиональная и гражданская идентичности, формируется через возникновение и разрешение внутриличностных конфликтов»4.
1 Фромм Э. Здоровое общество. М., 2011. С. 29.
2 См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.
3 Толстых А. В. Неизвестный классик // Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис: пер. с англ. / А. В. Толстых, общ. ред., комм., предисл. М., 1996. С. 5.
4 Егоров И. В. Кросс-культурное исследование профессиональной и гражданской иден-
Формирование идентичности — процесс постоянный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Но особенно важными являются детство и юность, когда процессы формирования протекают стремительно, а нарушения накладывают отпечаток на все последующее развитие личности. Поэтому так важно, чтобы формирование гражданской идентичности было гармоничным и осуществлялось при умелом руководстве педагога.
Осознание себя, своей уникальности начинается с первых минут жизни. Ребенок с момента рождения окружен действительностью, которая не тождественна ему, но, чтобы понять это, человек должен пройти большой путь самопознания5. В структуре идентичности выделяют личностную и групповую составляющие, причем социальная идентичность первична по отношению к личностной, так как именно в процессе взаимодействия с другими людьми человек накапливает новые знания о себе, изменяется сам и изменяет свои отношения с окружающими. На пересечении двух аспектов идентичности, согласно Х. Тэджфелу, формируется «Я-концепция».
Социальная идентичность, в свою очередь, имеет много составляющих, в зависимости от социальных групп, с которыми себя соотносит индивид. Существует множество определений гражданской идентичности, подходов к рассмотрению понятия6. В статье мы опираемся на позицию А. Г. Асмолова, который определяет гражданскую идентичность как «осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе» и подчеркивает, что она «имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру»7.
Компоненты гражданской идентичности соответствуют компонентам идентичности в целом: когнитивный (формирование образа Родины и малой родины, представление о себе как гражданине, и своих социальных ролях, связанных с этим); ценностно-эмоциональный (включение принадлежности к своему народу, гордости за страну в систему базовых ценностей и значимые переживания, связанные с ними); поведенческий (различные виды социальной активности, умения, необходимые для этого, и готовность к деятельности на благо Родины).
Гражданская идентичность формируется на основе других видов социальной идентичности и во взаимодействии с ними. На каждом этапе взросления перед ребенком встают задачи соотнесения себя с новыми, все более широкими и сложными социальными образованиями. Прежде, чем человек осознает себя гражданином государства, он должен пройти предшествующие стадии — иден-
тичности студенческой молодежи России и Белоруссии в контексте аттитюдов отъезда из страны // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 114—115.
5 См.: Склярова Т. В. Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2007. № 4 (7). С. 20-40.
6 Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6 (43-44). С. 140-142; Иванова Н. Л., Мазилова Г. Б. Гражданская идентичность в современных исследованиях // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2013. Вып. 11. С. 54-69.
7 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, ред. М., 2011. С. 37.
тификации себя как члена семьи, представителя своего рода (большой семьи), социальной группы, города (деревни), народа, нации. В процессе формирования гражданской идентичности личности приходится соотносить себя с очень большой социальной общностью (нацией, народом, народами своей страны), политическими структурами (государство), абстрактными понятиями (гражданин, патриотизм), метаобразами (Родина, народ). Поэтому формирование гражданской идентичности в основном завершается только в юности, но изменения могут происходить и в дальнейшем в зависимости от мировоззрения, жизненной ситуации, круга общения и т. д.
М. В. Шакурова подчеркивает, что для формирования идентичности принципиальную роль играют значимые другие, которые дают ребенку «антропо-образы» и «антропо-образцы»8. Этапы формирования гражданской идентичности связаны с этапами формирования идентичности в целом и расширения круга других в картине мира ребенка. На первом этапе это семья (значимые другие — родители), круг общения — родители, братья и сестры, другие родственники. В процессе становления личности содержательное и ценностное измерения идентичности расширяются, все шире становится круг социальных взаимодействий человека, труднее — решаемые задачи, сложнее и разветвленнее — иерархия ценностей. Ребенок еще не выходит за пределы узкого круга любящих его людей, но развитие его познавательной и эмоциональной сферы, эмпатии, навыков общения станет фундаментом, на котором смогут быть построены социальные отношения в будущем. Нарушения социализации в этот период влекут за собой наиболее серьезные и глубокие последствия.
Ранняя целостность ребенка неминуемо разрушается при вступлении в первый коллектив (для большинства это опыт детского сада): осваиваются новые социальные роли, выбирается позитивная или негативная модель взаимодействия. Поэтому на первый план выходит формирование позитивного отношения к другому, себе, окружающим, миру. Ребенок получает первые сведения о своей малой родине, о стране, в которой он живет, о своем народе. Гражданское воспитание осуществляется через наглядные образы своей семьи, родной природы, родной культуры, праздников.
С приходом в школу ребенок попадает в сложноорганизованное пространство, где он вынужден выстраивать отношения и со взрослыми (учителя, администрация, родители учеников), и с детьми (одноклассники и учащиеся из параллельных классов, старшие и впоследствии младшие школьники). Значимым взрослым в начальной школе чаще всего становится учитель, наиболее важный круг общения — друзья, одноклассники. В этот период формируется идентичность ученика, осваиваются нормы поведения в обществе.
Дети младшего школьного возраста обнаруживают в себе множество талантов и способностей. В связи с этим им приходится выстраивать как долговременные, так и кратковременные отношения в самых разных сферах деятельности — и в учебной, и во внеучебной. И снова перед личностью возникает дилем-
8 См.: Шакурова М. В. Формирование идентичности современного ребенка в контексте социокультурной ситуации его развития // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 15-26.
ма — противостояние или сотрудничество, агрессия, эскапизм или кооперация и общение. К концу младшего школьного возраста закладываются основы всех компонентов гражданской идентичности: знания об истории своей Родины, о достижениях народа и др. На основе сформированной любви к своей семье, своим близким и друзьям развивается чувство привязанности к малой родине, гордости за свою Отчизну, свой народ. В связи с открытостью детей этого возраста к познанию, сочувствию, к освоению новых видов деятельности перед учителем как значимым взрослым стоит задача по вовлечению школьников в общественно-полезную деятельность: ребенок должен опытно понять, что состояние окружающей среды зависит от его усилий.
Переход в основную школу совпадает с юношеским кризисом. Если на предыдущем этапе были сформированы навыки общения, то новые связи со сверстниками и взрослыми устанавливаются легче. Значимыми другими становятся сверстники (иногда и взрослые), а также в современной действительности персонажи фильмов, игр, книг. Характер отношений в этом возрасте более эмоциональный. Подросток более требователен в своих привязанностях и поэтому уязвим. Пытаясь разобраться в себе, он не всегда способен к адекватной самооценке и саморегуляции своих эмоций и поведения. Стремительное развитие самосознания предоставляет возможности для формирования гражданской идентичности. Как отмечает Н. П. Кириленко, благоприятными предпосылками формирования гражданской идентичности в юношеском возрасте становятся: стремление к овладению социокультурным пространством, высокий уровень развития критической рефлексии, необходимость самоопределения в различных жизненных сферах, гражданская активность9.
В основной школе важно формирование всех компонентов гражданской идентичности: когнитивного (всестороннее знание о своей стране, области, городе или деревне, размышление о судьбе народа), эмоционально-ценностного (чувство причастности к своему кругу, школьному классу, любовь к родной природе), поведенческого (участие в соревнованиях за честь класса, школы, города, защита окружающей среды и т. д.). Подросток критично относится к миру взрослых, это распространяется и на его образы малой родины, страны, народа. Он остро ощущает малейшую фальшь, поэтому возникает опасность создания негативной идентичности, когда подросток начинает стыдиться своей Родины, принадлежности к своему народу, что приводит к глубокому внутреннему расколу.
В современных условиях обучение в старших классах связано с переходом к профильному образованию. Уже в 14-15 лет подростку предстоит выбрать сферу будущей деятельности, выдержать конкурс в учебное заведение. При этом его самооценка подвергается серьезной проверке. Большинство учащихся расстаются со своим классом, школой и вливаются в новые учебные коллективы, значительная часть начинает осваивать будущую профессию в профессиональных учебных заведениях. Главная задача этого этапа — самоопределение, поэтому наиболее важен ценностный компонент, так как формируется мировоззрение,
9 См.: Кириленко Н. П. Формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения: значение, структура, возрастные особенности // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. Вып. 4. С. 471-476.
и гражданское самоопределение должно занять в нем свое место. Поведенческий компонент также связан с личностным и профессиональным самоопределением: старшеклассник готов участвовать не в любой деятельности, а в такой, которая соответствует его личным и профессиональным устремлениям.
Формирование гражданской идентичности происходит в контексте формирования общей идентичности личности, осознания ею своей уникальности, своего места в природной и социальной среде, своей самости, через формирование самоуважения и уважения к миру в целом и к другому в частности.
Системно-деятельностный подход положен в основу концепции формирования гражданской идентичности в ФГОС для средней школы на всех ступенях. В начальной школе должны быть сформированы «основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России»10. Концепция Стандарта рассматривает гражданскую идентичность в неразрывной связи с этнической и национальной. Ответственное отношение к природе, окружающей среде, уважение к народам многонациональной Родины необходимы для становления гражданской составляющей личности. ФГОС основного общего образования развивает эту концепцию, на этом этапе перед школой стоят задачи «воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству». Акцент делается на «овладении культурой своего народа и уважении к народам России и человечества, <...> воспитании чувства ответственности и долга перед Родиной»11. В основной школе закладывается фундамент мировоззрения. На данном этапе важен культурно-исторический компонент, который помогает связать прошлое с настоящим и будущим, пробудить чувство персональной ответственности за страну и за свою малую родину.
По замыслу разработчиков концепции итогом образования и воспитания в старших классах должна стать сформированная гражданская позиция12. Формирование гражданской идентичности является стержнем ФГОС на всех этапах образования. От малого — к большому, от конкретного — к абстрактному, от семьи — к народу своей страны.
В нашем исследовании мы опирались на идею, что формирование идентичности — это следствие сформированной потребности человека. Аффилиативная потребность, потребность в любви и общении является одной из базовых. В деятельности, направленной на ее удовлетворение, формируется личность. В изучении процесса формирования гражданской идентичности участвовали учащиеся 4-х (10-11 лет), 8-х (14-15 лет) и 10-х классов (16-17 лет). Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ Череповца, крупного провинциального города (330 тыс. населения), особенностью которого является высокая степень индустриализации (промышленный центр Северо-Запада).
10 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ от 06 октября 2009 г. № 373). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.05.2019).
11 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.05.2019).
12 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ от 17 мая 2012 г. № 413). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.05.2019).
Подобранный для проведения исследования диагностический инструментарий позволил изучить все компоненты гражданской идентичности на основе использования взаимодополняющих проективных методик: методика «Кто я?» (модификация методики М. Куна) (когнитивный компонент), методика «Неоконченное предложение» (когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты), методика «Недописанная ситуация» (эмоционально-ценностный компонент), методика «Способы саморегуляции эмоциональных состояний» (эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты).
С целью изучения компонентов гражданской идентичности было проведено исследование. Методика «Кто я?»13 позволяет выявить представления школьников о своих социальных ролях, выполняемых в обществе (когнитивный компонент). Учащимся 4-х, 8-х и 10-х классов было предложено определить себя, ответив на вопрос «Кто я?» (количество ответов не ограничено). Испытуемые сами определяли, какие роли для них значимы. Учащиеся отнеслись к заданию ответственно, среднее количество самоопределений — 6-7 данных, как в номинативных конструкциях (я — ученик, я — девочка), так и в глагольных (я хорошо рисую, я люблю свой город). В подавляющем большинстве анкетируемые старались показать себя с лучшей стороны (среди учащихся 4-5-х классов никто не отметил своих отрицательных качеств, среди старших подростков отрицательные свойства назвали 6,5% опрошенных).
Анализ анкет показал, что подавляющее большинство идентифицирует себя как ученика, более половины осознают себя человеком. Для учащихся важную роль в их самоопределении играет вовлеченность в дополнительные занятия, увлечения (спортивные секции, кружки, хобби). Членом семьи чувствуют себя почти половина опрошенных (см. ил. 1).
На свою национальность указали единицы (6%), что в целом объяснимо незначительным процентом представителей других национальностей в г. Череповце, спокойными межнациональными отношениями.
Данные нашего анкетирования выявляют ряд возрастных отличий. Среди учащихся 4-х классов нередки ответы: «Я — это я» (14%), которые могут быть интерпретированы двояко: либо дети еще не могут подобрать слово, чтобы подчеркнуть свою уникальность, в отличие от старшеклассников, которые использовали ответ «личность», либо мы наблюдаем формирование новой ценностной категории. Учащиеся определяют себя через имя (35%): они еще достаточно открыты, тогда как подростки и старшие школьники не называют своего имени, видимо, из соображений конфиденциальности (ил. 1).
Младший подросток строит свою «Я-концепцию», образно говоря, в виде ромашки, где каждый лепесток означает определенную социальную роль, например: «Я — ученица, И.[имя], музыкант, художник, спортсмен, коренная че-реповчанка, дочь, разумный человек, выдумщик». Другой пример: «Я — школьник, живу в Череповце, хороший футболист, играю на пианино, люблю животных». В этих самоопределениях еще не прослеживается структура, скорее перечисление своих социальных ролей, предпочтений и оценок.
13 Методика «Кто я?», модификация методики М. Куна (см.: Как проектировать универсальные учебные действия...).
14-е классы 18-е классы >10-е классы
Ил. 1. Показатели категорий идентичности учащихся (%)
Данные анкет восьмиклассников демонстрируют существенные изменения «Я-концепции», которую можно сравнить с «минным полем»: подросток уже осознает опасности внешнего мира, но не знает путей и способов справляться с трудностями. Это — период самоуглубления и попыток (не всегда удачных) взглянуть на себя со стороны, стремления заявить о себе и страха быть непризнанным. Открытость, оптимизм, готовность действовать сменяются самоанализом и рефлексией, стремлением защитить свою индивидуальность. Картина мира старшего подростка построена на контрастах, что приводит к структуризации «Я-концепции» через создание системы биполярных оппозиций.
Мальчика привлекает мужской мир, но он чувствует себя еще не вполне мужчиной, при этом возникает влечение к женщине, которое еще не находит адекватного выражения. Отношения с членами семьи не удовлетворяют подростка, потому что в семье, как правило, существует инерция восприятия его как ребенка, в то время как он уже видит себя по-новому. Противоположный полюс — круг сверстников — и манит, и страшит подростка: он предъявляет высокие требования к друзьям и испытывает неуверенность в себе, страх не понравиться. Меняются приоритеты в дополнительных занятиях: больше ценится спорт, чем занятия искусством, что напрямую связано со стремлением утвердиться в новом социальном пространстве, уже не родители влияют на выбор дополнительного образования, а сверстники.
Ответы восьмиклассников эмоциональны, самокритичны, подробны. Стабильным остается определение себя как ученика, члена семьи, друга, незначительно увеличиваются показатели вовлеченности в дополнительную активность (преимущественно спорт). Старшие подростки определяют себя прежде всего как человека (77%), а также ожидаемо высокий процент гендерной и возрастной идентификации (65% учащихся 8-х классов указывают свой пол, 27% — возраст), что доказывает их вступление в юношеский возрастной кризис. Эти данные свидетельствуют о напряженном самоанализе, поиске своего места в социуме на переходном этапе от детства к юности. Чувство сопричастности своему народу, осознание себя гражданином своей страны также входит в круг тем, осмысляемых в этом возрасте (27%). При этом показатель региональной идентичности
ниже, чем в начальной школе (15 вместо 27%). Интерес к домашним животным заметно падает: подростков этого возраста волнуют значительно больше мир людей, их взаимоотношения. Мы видим небольшой рост идентификации себя как друга.
К 10-му классу многие противоречия личности и социума находят разрешение. «Я-концепция» ранней юности развернута в будущее, в перспективу. В этом возрасте молодые люди лишь частично живут в реальном мире, их сознание обращено в будущее. Принадлежность к учащимся отмечают только 37%, так как видят себя уже не учащимися, а будущими профессионалами. Дополнительные занятия тоже связаны с будущей профессией: значение хобби и увлечений становится чуть меньше (52%), в основном ученики старших, профильных классов уже определились с выбором будущей сферы деятельности. Осознав себя членом семьи (показатель стабильный), старшеклассники формируют образ своей будущей семьи. Чувство принадлежности к определенной нации создает базу для развития национального самосознания. Характерно понимание своего гражданства (10-классники уже получили паспорт), стремление служить Родине (или в негативном варианте — желание покинуть страну в поисках лучшей жизни). Гендерное самоопределение возвращается к более спокойным показателям (21%), поскольку большинство молодых людей уже научились выстраивать отношения с противоположным полом. Также снижаются показатели самоопределения своей индивидуальности по сравнению с предыдущим периодом. На роль «человек» указывают 27% опрошенных 10-классников, но появляется понимание себя как личности (17%). Важным остается общение со сверстниками (37%), при этом старшеклассники предпочитают слово «общение», а не «дружба». Мы предполагаем, что это связано больше с сетевым общением, взаимодействием через социальные сети.
Старшеклассники не определяют себя по отношению к родному городу, в отличие от учащихся начальной и основной школы. Данная позиция по отношению к региональной идентичности может быть обусловлена более критичным отношением к своему городу, с одной стороны, а с другой — желанием вырваться за пределы привычной среды в более широкий мир, реализовать свой потенциал (близость крупных городов — Москвы и Санкт-Петербурга — традиционно приводит к оттоку молодежи из Череповца).
Методика «Неоконченное предложение» позволила проанализировать гражданскую позицию учащихся. Цель методики: изучить сформированность компонентов гражданской идентичности у школьников — представление о Родине (когнитивный); отношение к родному краю (эмоционально-ценностный); готовность что-то сделать для Родины, малой родины (поведенческий). Также в анкете предусматривается выяснить отношение к семье, понимание ее значимости для человека; отношение к другому человеку. Мы предположили, что гармоничное формирование гражданской идентичности базируется на ответственном отношении к своей семье и непосредственному окружению. Школьникам предстояло ответить на четыре блока вопросов: 1) представление о Родине, отношение к ней, анализ положительных и отрицательных сторон, готовность включиться в активную деятельность; 2) аналогичные вопросы о своем городе
и школе; 3) представление о своей семье; 4) о сочувствии и умении общаться, эмоционально реагировать.
Образ Родины для учащихся складывается из следующих компонентов (по убыванию):
• место, где родился и живет;
• дом (чувство защищенности, безопасности);
• страна (Россия);
• многонациональная страна;
• большая территория;
• язык и культура;
• природа;
• армия (сила, могущество).
Учащиеся переживают за судьбу своей Родины, испытывают страх войны, критикуют политику государства. Но закончить предложение «Я могу сделать для своей страны...» смогли немногие, что свидетельствует о недостаточной сформированности деятельностного компонента. Если представление о России и отношение к ней формируется достаточно четко и в целом позитивно, то отношение к своему краю, родному городу неоднозначно. Образ города для одних ассоциируется с красотой, интересными людьми, природой, для других — с серыми домами, заводскими трубами, грязью, невозможностью самореализоваться. Учащиеся хорошо понимают социально-экономические проблемы города, хотят что-то изменить, но не знают, как это сделать, не уверены в своей нужности и значимости своих усилий, отстраняются, ограничивая свое социальное пространство. Третий блок ответов на вопросы позволил обнаружить однозначно позитивное отношение к семейным ценностям, традициям, благодарность родителям, заботу о членах семьи. Четвертый блок позволил выявить сформированное понятие о том, что прийти на помощь друзьям, одноклассникам — это хорошо и правильно, но в конкретной ситуации школьники затрудняются проявить активную позицию. В целом данные этого исследования показывают, что к окончанию школы учащиеся имеют достаточно сформированный когнитивный компонент гражданской идентичности, а эмоционально-ценностный и поведенческий нуждаются в дальнейшем развитии, которое может опереться на выработанную семейную идентичность в ходе выстраивания партнерских отношений семьи и школы.
Дополнительную информацию об эмоционально-ценностном компоненте гражданской идентичности дает методика «Недописанная ситуация» (Н. Е. Щурковой)14. Цель методики — установление степени выраженности ценностных ориентаций обучающихся как непосредственно-чувственного отражения их эмоциональных отношений к ценностям «жизнь», «человек», «мое "Я"», «общество», «человечество». Учащимся были предложены проблемные ситуации, на которые необходимо было отреагировать словом или действием. Анализ ответов показал, что сочувствие к другому дается нелегко, особенно, если
14 См.: Щуркова Н. Е., Попова С. И., Потанина Л. Т. Обучение в процессе воспитания школьника. Руководство для заместителя директора школы по учебному процессу. М., 2011. Ч. 3.
приходится противостоять мнению класса. В то же время и агрессивность проявляется редко, чаще школьники выказывают безразличное отношение или не видят проблемы. По шкале от 1 до 10 средний балл выраженности ценностных ориентаций — 5-6.
Цель методики «Способы саморегуляции эмоциональных состояний» (С. И. Поповой)15 — выявить переживаемые учащимися эмоциональные состояния и способы саморегуляции эмоциональных состояний, используемые в жизненных ситуациях, иллюстрирующих противоречие (эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты). Учащимся были предложены проблемные ситуации, которые они должны были продолжить.
В ходе эмпирического исследования были выявлены следующие особенности сформированности гражданской идентичности школьников. Сочувствие, сострадание, готовность прийти на помощь в нашем обществе воспринимается положительно, и подростки разделяют это убеждение, но в реальной жизненной ситуации многие отстраняются, не готовы проявить сочувствие, оказать посильную помощь. Происходит разногласие между словом и делом. Фиксируется разрыв между когнитивным, эмоционально-оценочным и поведенческим компонентами. Налицо фрагментарность гражданского восприятия, подразумевающая отказ от ответственности, пассивность, отстраненность, критичность к другим, в том числе к власти, государству16.
Воспитание деятельного сочувствия и активного включения в деятельность становится сегодня важнейшей задачей педагога. Без этого формирование гражданской позиции невозможно, слова остаются словами, а молодежь замыкается в узком круге эгоистических задач своего образования, карьеры, личного благополучия.
Целенаправленное формирование всех компонентов гражданской идентичности учащихся осуществляется в ходе организации вожатско-волонтерской деятельности в период учебного года и в каникулярное время на базе общеобразовательного лицея «АМТЭК» г. Череповца17. Учащиеся под руководство вожатых активно включаются в реализацию программы малых добрых дел: помощь одиноким пожилым людям и инвалидам, совместные мероприятия с воспитанниками детских домов и сверстниками с ОВЗ, защита окружающей среды и т. д.
Основными направлениями формирования гражданской идентичности школьников являются:
• акцент на базовых и инструментальных ценностях культуры в условиях естественно протекающей урочной и внеурочной жизнедеятельности учащихся18;
• развитие социального партнерства семьи и школы;
15 См.: Попова С. И. Педагогическое регулирование эмоциональных состояний школьника: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2016.
16 См.: Наумова Д. В. Диагностика видов гражданского мировосприятия молодежи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 108-118.
17 См.: Попова С. И., Клюквина И. Б. Роль вожатского отряда в формировании уклада лицейской жизни // Воспитание школьников. 2018. № 4. С. 13-21.
18 Потанина Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Психологические науки. 2011. № 2. С. 85-90.
• приобщение учащихся к активной социальной деятельности в рамках семьи, школы, взаимодействию с общественными организациями и т. д. В ходе целенаправленной деятельности выявляются особенности и механизмы формирования гражданской идентичности как основы субъектной причастности школьника к различным аспектам жизнедеятельности собственной семьи, своей школы, населенному пункту (городу, поселку и т. д.), области, Российской Федерации и т. д.
Список литературы
Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010.
№ 5-6 (43-44). С. 140-142. Егоров И. В. Кросс-культурное исследование профессиональной и гражданской идентичности студенческой молодежи России и Белоруссии в контексте аттитюдов отъезда из страны // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 113— 127.
Иванова Н. Л., Мазилова Г. Б. Гражданская идентичность в современных исследованиях // Проблемы социальной психологии личности: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2013. Вып. 11. С. 54-69.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, ред. М., 2011. Кириленко Н. П. Формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения: значение, структура, возрастные особенности // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. Вып. 4. С. 471-476.
Наумова Д. В. Диагностика видов гражданского мировосприятия молодежи // Вестник
ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 108-118. Попова С. И. Педагогическое регулирование эмоциональных состояний школьника:
дис. ... д-ра пед. наук. М., 2016. Попова С. И., Клюквина И. Б. Роль вожатского отряда в формировании уклада лицейской жизни // Воспитание школьников. 2018. № 4. С. 13-21. Потанина Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Психологические науки. 2011. № 2. С. 85-90. Склярова Т. В. Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2007. № 4 (7). С. 20-40.
Толстых А. В. Неизвестный классик // Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис: пер.
с англ. / А. В. Толстых, общ. ред., комм., предисл. М., 1996. С. 5-19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ от 06 октября 2009 г. № 373). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.05.2019).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.05.2019).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
(Приказ от 17 мая 2012 г. № 413). URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.05.2019). Фромм Э. Здоровое общество. М., 2011.
Шакурова М. В. Формирование идентичности современного ребенка в контексте социокультурной ситуации его развития // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 15-26.
Щуркова Н. Е., Попова С. И., Потанина Л. Т. Обучение в процессе воспитания школьника. Руководство для заместителя директора школы по учебному процессу. М., 2011. Ч. 3.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2020. Vol. 58. P. 20-34 DOI: 10.15382/sturIV202058.20-34
Elena Solovieva, Candidate of Sciences in History, Associate Professor, Cherepovets State University, 5 Pr. Lunacharskogo, Cherepovets 162600, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-3730-0694
Svetlana Popova, Doctor of Sciences in Education, Leading Researcher, Cherepovets State University, 5 Pr. Lunacharskogo, Cherepovets 162600, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-2677-1917
Specific Features of Forming Civil Identity in Personal Development of School Students
E. Solovieva, S. Popova
Abstract: The article deals with an issue of identifying specific features of forming civil identity of school students in the process of personal development. Civil identity is regarded as one of the most complicated varieties of social identity that implies development in the person of a high level of self-consiousness. In each stage of growing, the child faces the tasks of relating oneself to new, broader and more complicated social structures. For example, in order to assimilate the notion of state, the citizen has to identify oneself as a member of a family, a representative of his or her extended family, of a social group, of a people, a nation. The article analyses the formation of civil identity among school students, i.e. cognitive (forming the image of home country, seeing oneself as a citizen with one's own social roles); value-related and emotional (belonging to a nation, being proud of one's country); behavioural (willingness to be useful to one's home country); their interaction based on empirical data (in filling the questionnaire 502 school students of Cherepovets took part, their age was 10-17). By the time of graduation, the students have formed their cognitive component of civil identity. Empathy, compassion, readiness to provide help are considered positive in our society, and teenagers share this belief, whereas in real-life situations they often take a passive stand and withdraw from solving problems. Emotional, value-
related and behavioural components are developed insufficiently. It is in the personal involvement that the disruption of cognitive, emotional, assessment-related and behavioural components takes places. Inspiring active empathy in school children is a very important task that challenges teachers nowadays. Building civil identity in school students is shown through an example of running volunteer summer-camp activities. Under guidance of a summer-camp supervisor, school students become involved in performing a certain useful task and are responsible for its outcome.
Keywords: formation of civil identity, development of student's personality, components of civil identity: cognitive, emotional and value-related, behavioural.
References
Asmolov A. (ed.) (2010) Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstvija v nachal'noj shkole. Asmolov A. (ed.) (2010) Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deistviia v nachal'noi shkole. Ot deistviia k mysli: posobie dlia uchitelia [How to design universal educational activities at primary school. From action to thought: a teacher's guide]. Moscow (in Russian)
Egorov I. (2019) "Kross-kul'turnoe issledovanie professional'noi i grazhdanskoi identichnosti studencheskoi molodezhi Rossii i Belorussii v kontekste attitiudov ot''ezda iz strany" [Cross-cultural study of professional and civil identity of students of Russia and Belarus in the context of attitudes of departure from the country]. Vestnik PSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psihologja, 52, p. 113-127 (in Russian).
Erikson E. (2006) Identichnost': Iunost' i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow (Russian translation).
Fromm E. (2011) Zdorovoe obshchestvo [The sane society]. Moscow (Russian translation).
Ivanova N., Mazilova G. (2013) "Grazhdanskaia identichnost' v sovremennykh issledovaniiakh" [Civil identity in contemporary studies]. Problemy sotsial'noipsikhologii lichnosti. Saratov, 11, p. 140-142 (in Russian).
Kirilenko N. (2016) "Formirovanie grazhdanskoi identichnosti u podrastaiushchego pokoleniia: znachenie, struktura, vozrastnye osobennosti" [Formation of civil identity in the younger generation: its value, structure, age characteristics]. Izvestiia Saratovskogo universiteta: Filosofiia. Psikhologiia. Pedagogika, 16/4, p. 471-476 (in Russian).
Naumova D. (2017) "Diagnostika vidov grazhdanskogo mirovospriiatiia molodiozhi" [Investigating types of civil worldview of young people]. Vestnik PSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psihologiia, 46, p. 108-118 (in Russian).
Popova S., Kliukvina I. (2018) "Rol' vozhatskogo otriada v formirovanii uklada litseiskoi zhizni" [The role of summer-camp supervisors in forming the lyceists' life]. Vospitanie shkol'nikov, 4, p. 13-21 (in Russian).
Potanina L. (2011) "Razvitie tsennostno-smyslovoi sfery lichnosti shkol'nika: usloviia i mekhanizmy" [Development of value-related and semantic sphere of student's personality: conditions and mechanisms]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Psikhologicheskie nauki, 2, p. 85-90 (in Russian).
Shakurova M. (2016) "Formirovanie identichnosti sovremennogo rebenka v kontekste sotsiokul'turnoi situatsii ego razvitiia" [Formation of identity of the contemporary child in the context of socio-cultural situation of his or her development]. Vestnik PSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psikhologiia, 2 (41), p. 15-26 (in Russian).
Shchurkova N., Popova S., Potanina L. (2011) Obuchenie v protsesse vospitaniia shkol'nika. Rukovodstvo dlia zamestitelia direktora shkoly po uchebnomu protsessu [Training in the process of education of the student. Guidance for the deputy director for the educational process]. Moscow, part 3 (in Russian).
Skliarova T. (2007) "Vozrastnye osobennosti razvitiia detei i vospriiatiia materiala dukhovno-nravstvennogo soderzhaniia" [Age peculiarities of children's development and perception of material of spiritual and moral content]. Vestnik PSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psikhologiia, 4 (7), p. 20-40 (in Russian).
Tolstykh A. (ed.) (1996) "Neizvestnyi klassik" [Unknown classic], in Erikson E. Mentichnost': Iunost'ikrizis [Identity: Youth and the crisis]. Moscow, p. 5-19 (in Russian).
Vodolazhskaia T. (2010) "Identichnost' grazhdanskaia" [The civil identity]. Obrazovatelnaia politika, 5-6, p. 140-142 (in Russian).