Научная статья на тему 'Модель социального конструирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания'

Модель социального конструирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
488
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / CIVIC IDENTITY / SOCIAL CONSTRUCTION / MULTICULTURAL EDUCATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MODEL / PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Соловьева Елена Евгеньевна, Попова Светлана Игоревна

Для Российской Федерации как многонационального государства особенно остро стоит вопрос о воспитании сознательного, активного и ответственного члена общества. Формирование гражданской идентичности учащихся понимается как целенаправленный процесс, предусматривающий проживание, переживание и осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. В этой связи актуальным является разработка модели социального конструирования гражданской идентичности школьников в условиях поликультурного воспитания. Исследование проведено на базе «Общеобразовательного лицея «АМТЭК» г. Череповца, в котором участвовало 117 учащихся в возрасте от 11 до 16 лет. Эмпирическую основу составили проективные методики: модифицированный вариант методики З.И. Сикевич в виде эссе на тему: «Что означает для меня быть россиянином?», «Недописанная ситуация» и методика свободного выбора предъявленных ответов (Н.Е. Щурковой), «Способы саморегуляции эмоциональных состояний» (С.И. Поповой). Применен сравнительный анализ показателей сформированности компонентов структуры гражданской идентичности учащихся до и после апробации авторской модели социального конструирования. Для статистической обработки результатов исследования был применен критерий Фишера. В результате исследования была выявлена диспропорция показателей сформированности компонентов (когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого) гражданской идентичности и разработана модель социального конструирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания. Отмечены значимые изменения по всем показателям, более выражена динамика по показателю сформированности когнитивного компонента (φ = 3,47; p < 0,01). Для школьников характерно стремление к осмыслению процессов, происходящих в современном обществе и собственной позиции, но отсутствует опыт ориентации на другого человека, адекватного выражения проживаемых эмоций с учетом контекста ситуации, выбора учащимся способов саморегуляции эмоциональных состояний, содействующих разрешению проблемы, готовность включиться в активную социальную деятельность. В ходе реализации модели социального конструирования гражданской идентичности деятельность учащегося выстраивается как деятельность активного субъекта собственной жизнедеятельности. Социальное конструирование гражданской идентичности школьников осуществляется как последовательный целостный процесс, в противовес фрагментарным, периодическим воздействиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Соловьева Елена Евгеньевна, Попова Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of social construction of civic identity of students in a multicultural environment

For our country as a multinational state, the issue of educating a conscious, active and responsible member of society is particularly acute. The formation of students ' civic identity is understood as a purposeful process that involves living, experiencing, and realizing that a person belongs to a community of citizens of a particular state on a General cultural basis. The purpose of the study is to identify the dynamics of indicators of formation of components of the structure of civil identity of students on the basis of approbation of the author's model of social construction of civil identity of students in the conditions of multicultural education. The implementation of the model provides for the development of students ' ability to independently design an individual trajectory of entry into society The study was conducted on the basis of the "General education Lyceum" AMTEK " in Cherepovets, it involved 117 students aged 11 to 16 years. The empirical basis was made up of projective methods: a modified version of the method by Z. I. Sikevich in the form of an essay on the topic: "What does it mean for me to be a Russian?", "Unfinished situation" and the method of free choice of presented answers (N.E. Shchurkova), "Methods of self-regulation of emotional States" (S. I. Popova). A comparative analysis of the indicators of the formation of components of the structure of civil identity of students before and after the approbation of the author's model of social construction is carried out. The Fisher criterion was used for statistical processing of the results of the study. The study revealed a disparity in the development of indicators of formation of components (cognitive, emotional-value and behavioral) of civil identity and developed a model of social construction of civil identity of students in the conditions of multicultural education. Significant changes in all indicators were noted, and the dynamics in the indicator of the formation of the cognitive component was more pronounced. For students characterized by the understanding of the processes occurring in modern society and their own positions (statistically significant differences at the level p<0.01 in the experimental classes), but no experience orientation to the other person, adequate expression of live emotion based on the context of the situation, selection of students methods of self-regulation of emotional States, contributing to the resolution of the problem, readiness to engage in active social activities (statistically significant differences at the level p<0.05 in the experimental classes). It is concluded that during the implementation of the model of social construction of civil identity, the student's activity is built as the activity of an active subject of their own life activity. The social construction of the civic identity of schoolchildren is carried out as a consistent holistic process, as opposed to fragmentary, periodic influences.

Текст научной работы на тему «Модель социального конструирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-01/ Дата публикации: 29.02.2020 УДК 37.032

Е. Е. Соловьева, С. И. Попова

Модель социального конструирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания

Для Российской Федерации как многонационального государства особенно остро стоит вопрос о воспитании сознательного, активного и ответственного члена общества. Формирование гражданской идентичности учащихся понимается как целенаправленный процесс, предусматривающий проживание, переживание и осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. В этой связи актуальным является разработка модели социального конструирования гражданской идентичности школьников в условиях поликультурного воспитания.

Исследование проведено на базе «Общеобразовательного лицея «АМТЭК» г. Череповца, в котором участвовало 117 учащихся в возрасте от 11 до 16 лет. Эмпирическую основу составили проективные методики: модифицированный вариант методики З.И. Сикевич в виде эссе на тему: «Что означает для меня быть россиянином?», «Недописанная ситуация» и методика свободного выбора предъявленных ответов (Н.Е. Щурковой), «Способы саморегуляции эмоциональных состояний» (С.И. Поповой). Применен сравнительный анализ показателей сформированности компонентов структуры гражданской идентичности учащихся до и после апробации авторской модели социального конструирования. Для статистической обработки результатов исследования был применен критерий Фишера.

В результате исследования была выявлена диспропорция показателей сформированности компонентов (когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого) гражданской идентичности и разработана модель социального конструирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания. Отмечены значимые изменения по всем показателям, более выражена динамика по показателю сформированности когнитивного компонента (ф = 3,47; р < 0,01). Для школьников характерно стремление к осмыслению процессов, происходящих в современном обществе и собственной позиции, но отсутствует опыт ориентации на другого человека, адекватного выражения проживаемых эмоций с учетом контекста ситуации, выбора учащимся способов саморегуляции эмоциональных состояний, содействующих разрешению проблемы, готовность включиться в активную социальную деятельность.

В ходе реализации модели социального конструирования гражданской идентичности деятельность учащегося выстраивается как деятельность активного субъекта собственной жизнедеятельности. Социальное конструирование гражданской идентичности школьников осуществляется как последовательный целостный процесс, в противовес фрагментарным, периодическим воздействиям.

Ключевые слова: гражданская идентичность, социальное конструирование, поликультурное воспитание, психолого-педагогическая модель, развитие личности

Ссылка для цитирования:

Соловьева Е. Е., Попова С. И. Модель социального конструирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 105-118. сМ: 10.32744^.2020.1.8

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-01/ Accepted: 22 December 2019 Published: 29 February 2020

E. E. Solov'eva, S. I. Popova

The model of social construction of civic identity of students in a multicultural environment

For our country as a multinational state, the issue of educating a conscious, active and responsible member of society is particularly acute. The formation of students ' civic identity is understood as a purposeful process that involves living, experiencing, and realizing that a person belongs to a community of citizens of a particular state on a General cultural basis. The purpose of the study is to identify the dynamics of indicators of formation of components of the structure of civil identity of students on the basis of approbation of the author's model of social construction of civil identity of students in the conditions of multicultural education. The implementation of the model provides for the development of students ' ability to independently design an individual trajectory of entry into society

The study was conducted on the basis of the "General education Lyceum" AMTEK " in Cherepovets, it involved 117 students aged 11 to 16 years. The empirical basis was made up of projective methods: a modified version of the method by Z. I. Sikevich in the form of an essay on the topic: "What does it mean for me to be a Russian?", "Unfinished situation" and the method of free choice of presented answers (N.E. Shchurkova), "Methods of self-regulation of emotional States" (S. I. Popova). A comparative analysis of the indicators of the formation of components of the structure of civil identity of students before and after the approbation of the author's model of social construction is carried out. The Fisher criterion was used for statistical processing of the results of the study.

The study revealed a disparity in the development of indicators of formation of components (cognitive, emotional-value and behavioral) of civil identity and developed a model of social construction of civil identity of students in the conditions of multicultural education.

Significant changes in all indicators were noted, and the dynamics in the indicator of the formation of the cognitive component was more pronounced. For students characterized by the understanding of the processes occurring in modern society and their own positions (statistically significant differences at the level p<0.01 in the experimental classes), but no experience orientation to the other person, adequate expression of live emotion based on the context of the situation, selection of students methods of self-regulation of emotional States, contributing to the resolution of the problem, readiness to engage in active social activities (statistically significant differences at the level p<0.05 in the experimental classes).

It is concluded that during the implementation of the model of social construction of civil identity, the student's activity is built as the activity of an active subject of their own life activity. The social construction of the civic identity of schoolchildren is carried out as a consistent holistic process, as opposed to fragmentary, periodic influences.

Key words: civic identity, social construction, multicultural education, psychological and pedagogical model, personality development

For Reference:

Solov'eva, E. E., & Popova, S. I. (2020). The model of social construction of civic identity of students in a multicultural environment. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 43 (1), 105-118. doi: 10.32744/pse.2020.1.8

_Введение

развитие современного подростка происходит в поликультурном мире (под по-]ликультурностью мы понимаем не только многонациональность российского общества, но также и множественность социальных субкультур, социальное расслоение, многоконфессиональность, молодежные субкультуры и т.д.). Структура современного общества становится более сложной, а контакты подростка с окружающим миром - многоуровневыми. Развитие личности, процесс самоидентификации находятся под сильным психологическим давлением социальной среды.

Понятие «гражданская идентичность» до сих пор является предметом обсуждения ученых. В зарубежных исследованиях «civic identity» появилось сравнительно недавно. Роналд Л. Джексон и Майкл Э. Хогг рассматривают гражданскую идентичность как «формирование и согласование личных и групповых идентичностей, поскольку они связаны с присутствием, ролью и участием в общественной жизни» [1, с.81]. В отечественной науке последних лет это понятие активно обсуждается. В.В. Водолажская рассматривает феномен с двух сторон: индивидуальной («осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее личностный смысл») и социальной («признак гражданской общности, характеризующий ее как коллективного субъекта») [2, с. 140]. Л.М. Дробижева включает в понятие «отождествление себя с гражданами страны, представление об этом сообществе, ответственность за него, понимание интересов, а также переживаемые в связи с этим чувства» [3, с.49]. Более широко трактует гражданскую идентичность А.Г. Асмолов, подчеркивая, что она имеет «личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру» [4, с.37]. Н.Л. Иванова и Г.Б. Мазилова проблему гражданской идентичности рассматривают с позиции формирования гражданственности [5]. Н.В. Безгина раскрывает психологическую структуру гражданской идентичности и выделяет когнитивный, эмоциональный, поведенческий и семантико-символический компоненты [6]. Роль социальных институтов в формировании гражданской идентичности современных подростков как ценностной характеристики их личностного развития представлена в исследовании Т.А. Каратаевой [7].

Э. Эриксон обращал внимание на особую значимость отрочества для становления идентичности, «поскольку молодежь может предложить свою лояльность и энергию как сохранению того, что продолжает казаться истинным, так и революционному изменению того, что утратило свою обновляющую значимость» [8, с. 145]. Мы рассматриваем гражданскую идентичность как один из самых сложных уровней идентичности, требующий достаточного уровня развития абстрактного мышления, сформированно-сти ценностных установок, ответственного отношения к себе и миру, поэтому формирование ее становится возможным именно к периоду ранней юности.

Проблема формирования гражданской идентичности в школьной образовательной среде рассматриваются в статьях И.Г. Беляковой [9], В.П. Сергеевой [10] и др. Нами проанализированы психолого-педагогические модели формирования гражданской идентичности И.Г. Беляковой [9], И.В. Кожанова [11], В.А. Кречетовой [12], а также социологическая модель Н.Ю. Кравченко [13].

В ходе исследовании мы исходили из того, что формирование гражданской идентичности как высшей ступени развития личности невозможно без устойчиво сформированной социальной идентичности предшествующих ступеней, когда ребенок осоз-

нает себя членом семьи, классного, школьного коллектива, частью этноса, ассоциирует себя с местом своего рождения и проживания. Если на каком-то уровне наблюдаются деформации идентичности или негативная идентичность, дальнейшее формирование тормозится или останавливается. Личностно не осознанные, не прочувствованные ценности вызывают ощущение фальши, столь не терпимое подростком, что приводит к отказу от них. Поэтому успешное развитие гражданской идентичности обусловливается непрерывностью становления и развития личности и характеризуется взаимодействием и гармоничным становлением всех компонентов (когнитивного, эмоционально-ценностного и поведенческого) идентичности.

Мы отмечаем разницу в подходах американских и российских исследователей в вопросе формирования гражданской идентичности. Для первых важна активизация гражданской позиции в условиях развитой демократии, которая, в первую очередь, должна повлиять на повышение активности избирателей. Так Бритт Уилкенфелд называет три аспекта формирования гражданской идентичности: «гражданские знания», «развитие демократических отношений» и «участие в гражданской деятельности» [14]. Дж. Торни-Пурта считает, что система образования способствует становлению гражданской активности, если не только заботится о гражданских знаниях и навыках, но и обеспечивает «открытую атмосферу в классе для обсуждения вопросов», а также «подчеркивает важность избирательного процесса и поощряет школьную культуру, основанную на участии» [15].

Недавние исследования Р. Сэндерсон, М. Прентиса, Л. Вулфа, Н. Вайнштейн, Т. Кэс-сера и Т. Кромптона [16] убедительно показали, что гражданская активность напрямую зависит от самостоятельно усвоенной ценности заботы о других, их благополучии и демонстрируют обратную зависимость от ценности личного успеха и превалирования личных интересов. Эти наблюдения подтверждают нашу мысль о необходимости формирования альтруистических качеств личности для более гармоничного формирования социальной идентичности в целом, и гражданской - в частности.

В трудах отечественных психологов и педагогов на первое место выдвигаются проблемы, связанные с трудностями формирования гражданской позиции в условиях становления открытого общества, а также внутриличностные процессы. Т.Д. Марцин-ковская и И.В. Чумичева утверждают, что в современной России из-за неразвитости гражданского общества и, следовательно, отсутствия объектов для идентификации, затруднено формирование гражданской идентичности у подростков [17]. А.А. Николаева выделяет три основных функции гражданской идентичности: 1 - интегративную (формирование чувства «Мы»), 2 - «самореализации и самоактуализации личности в социально значимых и социально оцениваемых видах деятельности» и 3 - защитную, дающую человеку чувство безопасности, стабильности» [18, с. 70].

Подросток самостоятельно выстраивает понимание себя и своего места в мире, среди сверстников и взрослых, формирует отношение к базовым ценностям, выбирает траектории вхождения в гражданское общество. Успешную реализацию этого процесса, согласно П. Бергеру и Т. Лукману, обеспечивает образ другого, понимание его эмоций, поведения как залог «формирования обобщенного другого» и «интернализа-ции общества как такового, а значит, и устанавливаемой объективной реальности, и в то же время она включает субъективное установление целостной идентичности» [19]. Воспитание предполагает тактичное и острожное воздействие на процесс формирования личности, не монолог учителя, воспитателя, а диалог подростка и взрослого. Оригинальный метод обращения к оперативным образам объекта окружающего мира,

обсуждение его с позиций базовых ценностей способствует расширению смысловой картины мира учащегося в процессе самоидентификации [20]. Влияние на развивающуюся личность оказывают и социальные группы, общество в целом.

Таким образом, под формированием гражданской идентичности учащихся нами понимается целенаправленный процесс, предусматривающий проживание, переживание и осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе [20].

С учетом проведенного теоретического исследования мы предлагаем практико-ори-ентированную модель социального конструирования гражданской идентичности, готовую к использованию, как исследователями, так и педагогами в работе с учащимися.

Модель социального конструирования гражданской _идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания

Модель социального конструирования реализуется на основе уважения к личности подростка, признании его выбора, развитии мышления, эмоционального отклика, активного включения учащихся в социально значимую деятельность (см. табл. 1).

Таблица 1

Модель социального конструирования гражданской идентичности учащихся в

условиях поликультурного воспитания

Цель Конструирование гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания

Компоненты гражданской идентичности и задачи Когнитивный Эмоционально-ценностный Поведенческий

Способствовать осознанию себя гражданином России, частью российской нации; побуждать учащихся к изучению истории и культуры многонационального российского народа Способствовать принятию учащимися общенациональных нравственных ценностей (в т.ч. семейных, этнических, религиозных), формированию уважения к своему народу и другим народам РФ, гордости и любви в Родине им малой родине Формировать мотивацию к активному и ответственному участию в общественной жизни (в т.ч. класса, школы, региона, страны); развивать у учащихся готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию

Принципы Последовательности Комплексности Интегративности Сотрудничества

Функции Ориентирующая Развивающая Регулирующая Самоопределения

Процессы и средства Исследовательский Практический Контролирующий Рефлективный

Научный обзор; данные анкетирования, собеседования, опроса Методики, педагогический опыт, объекты культуры Данные рефлексии учащихся (обратная связь, отзывы, рецензии, презентации) Данные формирующего эксперимент, методики анализа и обобщения

Условия Психолого-педагогические Организационные

Использование методов и средств, оказывающих влияние преимущественно на эмоциональную сферу личности. Инициирование самостоятельного конструирования школьниками индивидуальной траектории вхождения в общество. Вариативность и гибкость использования форм, средств и методов формирования гражданской идентичности школьников. Выявление учащимися смысла собственных действий. Формирование региональной идентичности как базы гражданской идентичности. Создание смысловых контекстов на основе изучения личностных смыслов учащихся. Использование средств, стимулирующих процессы смыслообразования. Использование форм совместной и самостоятельной деятельности.

Результаты Положительная динамика показателей компонентов гражданской идентичности Гармоничная структура гражданской идентичности учащихся

Модель состоит из четырех взаимодействующих блоков. Первый - исследовательский - предполагает проведение тестирования и анкетирования для выяснения уровня сформированности компонентов гражданской идентичности, и определения основных направлений деятельности. В нашем случае основными были признаны такие направления:

• Корректировка когнитивного компонента (усвоение понятий «гражданское общество», «российский народ» в ходе дискуссий, мероприятий, направленных на осмысление своего места в социуме: от малой группы - к региону, затем стране и миру);

• Усиление эмоционально-ценностного компонента (развитие эмпатии через усиление социальных коммуникаций в ходе интерактивных мероприятий; совместных игр, полезной деятельности);

• Развитие поведенческого компонента (вовлечение в общественно-полезный труд, волонтерство через систему проектов).

План воспитательной работы образовательного учреждения корректируется с учетом этих направлений.

Второй блок - практический - подразумевает реализацию поставленных целей и задач в ходе урочной и внеурочной деятельности, во взаимодействии с семьей, учреждениями дополнительного образования, заинтересованными общественными организациями). Акцент на включении учащихся в социально значимую деятельность (в соответствии с их возрастом), для того чтобы подростки могли осознать свои жизненные приоритеты, выстроить свою траекторию вхождения в гражданское общество. Как справедливо пишет М.В. Шакурова, «система образования должна предоставить молодому человеку возможность социальной практики (творческой, а не образцу) и самоутверждения в том или ином Я-образе», и добавляет «включение индивида в социум развертывается от «узкого» (микросоциального) соотнесения к «широкому» (макросоциальному)» [29].

Третий блок - контролирующий - предполагает отслеживание изменений в самосознании учащихся через систему обратной связи (удовлетворенность учащихся своей деятельностью, отзывы, отклики на мероприятия, наблюдения учителя за изменениями в поведении учащихся).

Четвертый блок - рефлексивный - предусматривается подведение итогов эксперимента, он состоит из контрольного тестирования, анкетирования, выборочного собеседования и анализа полученных данных, в том числе результатов проведенной в образовательном учреждении воспитательной работы, изучения динамики формирования гражданской идентичности в соответствии с заданными критериями.

_Материалы и методы

Исходными документами для понимания целей и задач модели стали «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [21] и «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» [22]. Ориентация на личностное развитие и деятельностный подход, положенные в основу концепции ФГОС среднего образования [23], определили и нашу методику.

Цель эмпирического исследования - выявить динамику показателей сформированности компонентов структуры гражданской идентичности учащихся на основе

апробации авторской модели социального конструирования гражданской идентичности школьников в условиях поликультурного воспитания. Реализация модели предусматривает развитие у учащихся способности к самостоятельному конструированию индивидуальной траектории вхождения в общество.

На основе теоретического анализа были определены критерии оценки эффективности развития способности подростка к самостоятельному конструированию индивидуальной траектории вхождения в общество и подобраны соответствующие диагностические методики:

• Степень осмысления образа гражданина России, жителя Вологодской области выявлялась с помощью модифицированного варианта методики З.И. Сикевич в виде эссе на тему: «Что означает для меня быть россиянином?» [24] (когнитивный компонент).

• Степень проявления сочувствия изучалась на основе методики «Недописанная ситуация» (Н.Е. Щурковой) [25] (эмоционально-ценностный компонент).

• Выбор учащимся способов саморегуляции эмоциональных состояний, содействующих разрешению проблемы, определялся по методике С.И. Поповой «Способы саморегуляции эмоциональных состояний» [26; 27] (эмоционально-ценностный компонент).

• Готовность школьника включиться в активную социальную деятельность исследовалась на основе методики свободного выбора предъявленных ответов (Н.Е. Щурковой) [25] (поведенческий компонент).

Выборку составили младшие и старшие подростки (^е, VIM-е классы), МАОУ «Общеобразовательный лицей «АМТЭК» г. Череповца, всего 117 человек.

Для статистической обработки результатов исследования был применен критерий Фишера (ф), который предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего эффекта.

_Результаты исследования

На констатирующем этапе эксперимента были получены результаты методик, являющихся индикаторами компонентов гражданской идентичности подростков.

В ходе анализа эссе на тему: «Что означает для меня быть россиянином?» было выделено смысловое содержание изучаемого явления в ответах учащихся, которое преимущественно связано с эмоционально-субъективными темами - любовь к своей стране; гордость за нее, ее историю, традиции; готовность защитить Родину; забота о будущем; признание России как поликультурного государства и необходимость выстраивать доброжелательное межнациональное взаимодействие. Учащиеся отмечают важность выполнения россиянином обязанностей и соблюдения законов [27]. При этом наблюдается интересный феномен: принадлежность к гражданам страны отмечает почти половина восьмиклассников, а к народу, этносу - только 8,6%, определяют свое отношение к месту рождения и проживания - 14%. Критическое отношение к родному городу и стране усиливается по мере возрастного развития и достигает пика у старших подростков: 5-е классы - 4,7% опрошенных высказали недовольство качеством жизни и политикой, 8-е классы - 19,2%.

В результате анализа диагностических методик «Недописанная ситуация» и «Способы саморегуляции эмоциональных состояний» было выявлено, что степень прояв-

ления сочувствия у учащихся с возрастом понижается (5-е классы - 24,4%, 8-е классы - 13,1%), что приводит к трудностям понимания другого и нарушениям социальной коммуникации. В ситуации выбора подростки предпочитают защитные способы саморегуляции, склонны к бездействию, опираются не на личную оценку ситуации, а коллективное поведение.

Результаты анализа методики свободного выбора предъявленных ответов позволяют констатировать, что учащихся хотели бы включиться в активную социальную деятельность, но не владеют навыками участия в социальной жизни на уровне микрогрупп, поэтому затрудняются в выстраивании траектории собственного вхождения в гражданское общество (5-е классы - 69,2%, 8-е классы - 49,5%).

В ходе исследования проверялось предположение о том, что осмысление учащимися образа гражданина, проявление сочувствия лицеистом с ориентацией на другого человека, выбор учащимся способов саморегуляции эмоциональных состояний, содействующих разрешению проблемы, готовность включиться в активную социальную деятельность содействуют развитию способности лицеиста к самостоятельному конструированию индивидуальной траектории вхождения в общество.

В ходе формирующего этапа была апробирована модель социального конструирования гражданской идентичности в условиях поликультурного воспитания (см. рис. 1).

Предложенная модель прошла апробацию на базе МАОУ «Общеобразовательный лицей «АМТЭК» г. Череповца. Выборка представлена лицеистами пятых, (29 человек) и восьмых (27 человек) классов.

Контрольный эксперимент показал значимость изменений основных показателей, полученных в конце учебного года в экспериментальных группах, представлена в таблице 2.

В ходе формирования гражданской идентичности школьника в системе воспитания отмечены значимые изменения по всем показателям у пятиклассников и восьмиклассников экспериментальных групп. Более выражена динамика по показателю «осмысление образа гражданина России».

Таблица 2

Значимость изменений показателей формирования гражданской идентичности

учащихся

Компонент гражданской идентичности Критерий Показатель ф* (V класс) ф* (VIII класс)

Когнитивный Осмысление образа гражданина России Отмечают принадлежность к гражданам страны; народу; определяют свое отношение к месту рождения и проживания 2,43** 3,47**

Эмоционально-ценностный Проявление сочувствия Степень проявления сочувствия и сострадания у учащихся 1,52* 2,03*

Поведенческий Включенность в активную социальную деятельность Желание включиться в активную социальную деятельность 3,27* 2,57*

Условные обозначения:

* Статистически достоверные различия на уровне р < 0,05; ** Статистически достоверные различия на уровне р < 0,01.

_Обсуждение результатов

Поскольку лицей предоставляет учащимся повышенный образовательный уровень и раннее профильное обучение, педагогический коллектив акцентирует свое внимание на гармоничном развитии учащихся, развитии их эмоциональной сферы, гражданского самосознания [30]. На предварительном этапе было проведено анкетирование учащихся и разработаны предложения по формированию гражданской идентичности учащихся. План воспитательной работы построен на основе принципов интегративности форм и способов духовно-нравственного воспитания и социально-педагогического партнерства. Разработана и реализована комплексная программа духовно-нравственного воспитания учащихся, направленная на повышение эмпатии, улучшение социального взаимодействия, овладение методами и формами волонтерской помощи, формирование активной гражданской позиции. Педагогический коллектив решает многие воспитательные задачи во взаимодействии с семьей, другими образовательными учреждениями высшего, среднего и дополнительного образования, общественными и муниципальными организациями, СМИ.

В ходе проведенного исследования отмечены значимые изменения по всем показателям, более выражена динамика по показателю сформированности когнитивного компонента. Для школьников характерно стремление к осмыслению процессов, происходящих в современном обществе и собственной позиции. В этот период расширяются границы представлений школьников о своем месте в социокультурном пространстве. Смысловое содержание изучаемого явления «быть россиянином», «быть вологжанином» в ответах учащихся связано с эмоционально-субъективными темами, они отмечают важность выполнения россиянином обязанностей и соблюдения законов, но еще недостаточно осмыслено отношение школьников к системе законов, правил и других атрибутов государства, как социального института.

Данные выполненного исследования согласуются с результатами, полученными Л.Т. Потаниной и Т.В. Скляровой, которые указывают, что «на предварительном этапе исследования учащиеся показали ограниченность мировоззрения...» [28, с. 260].

В целом с возрастом у школьников наблюдается снижение эмпатийных проявлений как непосредственно-чувственное отражение отношений к базовым ценностям Жизнь, Человек, Мое «Я», Общество, Человечество. В противоречивых жизненных ситуациях школьники чаще используют защитные (активные и пассивные) способы саморегуляции эмоциональных состояний, бездействие, отвлечение и оценку ситуации.

В то же время, выбор подростками способов саморегуляции эмоциональных состояний характеризуется разнообразием по форме выражений и не ограничивается использованием защитных способов, бездействием, отвлечением и переключением внимания (в сравнении с предварительным этапом исследования). В целом анализ результатов формирующего эксперимента показал, что для пятиклассников характерны: эмоциональная отзывчивость, активность и инициативность при выстраивании социальных контактов; стремление к исследованию собственного внутреннего мира; интерес к конструированию способов саморегуляции, ориентированных на разрешение проблемы.

В процессе организуемой деятельности восьмиклассники стремятся к выстраиванию конструктивных отношений с окружающим миром, интенсивному проживанию и осмыслению собственной жизни. Они обнаруживают связь собственных переживаний с действиями, стремятся выстраивать логику проявления своей субъектности, осмысливать перспективы собственной жизни. Восьмиклассники достаточно откровенны, вместе с тем проявляется некоторая неуверенность в собственных силах, переживание конфликтных тенденций во внутреннем плане, что отразилось в конструировании способов саморегуляции эмоциональных состояний.

По итогам формирующего эксперимента можно сделать вывод о жизнеспособности и эффективности предложенной модели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы сравнивали нашу модель с существующими. Социолог Н.Ю. Кравченко строит свою трехкомпонентную модель на основе личностных теорий З. Фрейда, Э. Эриксона, И.С. Кона и др., а также изучения социологических опросов 1990-2000-х гг. и приходит к выводу о блокировании процессов становления гражданственности в современном российском обществе [13]. Предложенная модель носит социологический характер и полезна для анализа причин недостаточного развития гражданской идентичности у россиян. И.Г. Белякова в своей модели, предназначенной для высшей школы, подчеркивает значение исторического и политико-правового образования и воспитания студентов, преемственность и последовательность формирования гражданской идентичности. Она выделяет три аспекта развития личности как «представителя этноса, гражданского общества и мирового сообщества». По ее мнению, система формирования личности «должна отражать последовательность этапов формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования» [9, с.102]. Модель В.А. Кречетовой, выполненная на базе исследования национально-государственной идентичности студентов Харьковского университета, состоит из четырех блоков: определения понятия, образовательных условий, образовательных мероприятий и исследования динамики «Я-концепции» [12]. Наиболее концептуальной можно считать педагогическую модель формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования И.В. Кожанова, состоящую из нескольких блоков (целевого, теоретико-методологического, диагностического, прогностического, содержательного, праксиологического, организационного, результативного). Как пишет исследователь, «в модели отражена последовательность этапов формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации: пропедевтического (целевой и теоретико-методологический блоки), диагности-ко-прогностического (диагностический и прогностиче-ский блоки), формирующе-продуктивного (содержательный, праксиологический и организа-ционный блоки), оценочно-итогового (диагностический и результативный блоки)» [11]. Модель И.В. Кожанова носит теоретический характер и, безусловно, имеет большую значимость для исследований в области гражданской идентичности. Наша модель ориентирована на исследователей и педагогов и носит практико-ориентированный характер: любой педагог может провести исследование по предложенным методикам, определить структуру и уровень сформированности компонентов гражданской идентичности, определить актуальные направления развития гражданской идентичности, чтобы скорректировать свой план воспитательной работы.

_Заключение

Новизна исследования состоит в том, что развитие способности школьника к самостоятельному конструированию индивидуальной траектории вхождения в общество рассматривается в процессе организации жизнедеятельности учащегося посредством обращения к базовым (Человек, Жизнь, Общество, Природа, Человечество) и инструментальным ценностям культуры. Структура гражданской идентичности представлена следующими компонентами:

• когнитивным (осмысление учащимся образа гражданина России);

• ценностно-эмоциональным (значимые переживания школьника как непосредственно-чувственное отражение отношений к базовым ценностям, выбор учащимся способов саморегуляции эмоциональных состояний);

• поведенческим (готовность школьника включиться в активную социальную деятельность).

Проведенное исследование позволило решить ряд исследовательских задач.

Впервые формирование гражданской идентичности школьника представлено как целенаправленный процесс, предусматривающий проживание, переживание и осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного региона и государства посредством организации смыслообразующей деятельности. Источниками смыслообразования выступают базовые и инструментальные ценности культуры.

В процессе совместной деятельности педагог инициирует проживание и осмысление учащимся отношений к базовым ценностям культуры как источникам смыслообразования, самостоятельное конструирование способов саморегуляции, готовность учащегося включиться в активную социальную деятельность.

Эмпирическим путем были выявлена диспропорция показателей сформирован-ности компонентов (когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий) гражданской идентичности школьников. Модель социального конструирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания включает: компоненты, принципы (последовательности, комплексности, интегративности, сотрудничества), функции (ориентирующая, развивающая, регулирующая, самоопределения), процессы (исследовательский, практический, контролирующий, рефлексивный), средства, психолого-педагогические и организационные условия, критерии и результаты. Определены критерии оценки эффективности сформированности показателей компонентов структуры гражданской идентичности учащихся: степень осмысления образа гражданина России, жителя Вологодской области; степень проявления сочувствия; выбор способов саморегуляции, содействующих разрешению проблемы; готовность включиться в активную социальную деятельность.

Модель социального конструирования гражданской идентичности учащегося в условиях поликультурного воспитания реализуется на основе создания педагогом смыслового контекста, выстраиваемого с ориентацией на личностные смыслы школьника, посредством обращения к базовым и инструментальным ценностям культуры.

Развитие способности школьника к самостоятельному конструированию индивидуальной траектории вхождения в общество на основе согласованной деятельности учителей-предметников, классных руководителей, выстраивания отношений социаль-

ного партнерства с родителями учащихся, общественными организациями оказывает влияние на характер и результат формирования гражданской идентичности школьников. Деятельность учащегося выстраивается как деятельность активного субъекта соб-

V л V»

ственной жизнедеятельности. Социальное конструирование гражданской идентичности школьников реализуется как последовательный целостный процесс, в противовес фрагментарным, периодическим воздействиям.

_Благодарности

Авторы выражают благодарность И.Б. Клюквиной, заместителю директора по воспитательной работе общеобразовательного лицея «АМТЭК» г. Череповца, а также студентам-филологам ЧГУ, помогавшим в проведении эмпирического исследования.

_Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Правительства Вологодской области и РФФИ, проект № 18-413-350010.

ЛИТЕРАТУРА

1. Jackson R.L. & Hogg, M.A. Civic identity [Электрон.ресурс] // In Encyclopedia of identity. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, Inc. 2010. P. 81-83. URL: https://sk.sagepub.com/reference/identity/n30.xml?PageNum=80 (дата обращения 12.10.2019).

2. Водолажская Т.В. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6 (43-44). С.240-242.

3. Дробижева Л.М. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде // Социологические исследования. 2010. № 12. С. 49-58.

4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

5. Иванова Н.Л., Мазилова Г.Б. Гражданская идентичность и формирование гражданственности // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 4. С. 11-20.

6. Безгина Н.В. Психологическая структура гражданской идентичности // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3-1. С. 241-249.

7. Каратаева Т.А. Роль социальных институтов в формировании гражданской идентичности современных подростков // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 4 (204). С. 3- 7.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

9. Белякова И.Г. Формирование гражданской идентичности в образовательной среде глобализирующегося пространства // Вестник культуры и искусств. 2017. № 2 (50). C. 98- 105.

10. Сергеева В.П. Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе // Проблемы современного образования. 2011. № 4. С. 12-15.

11. Кожанов И.В. Модель формирования гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 2. С. 315-326.

12. Кречетова В.А. Построение теоретической модели конструирования гражданской идентичности студентов // Альманах современной науки и образования. 2013. № 9 (76). C. 91-97.

13. Кравченко Н.Ю. Трехкомпонентная модель формирования гражданской идентичности: возможности и ограничения // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2016. № 3 (35). С. 82-90.

14. Wilkenfeld B. Does Context Matter? How the Family, Peer, School, and Neighborhood Contexts Relate to Adolescents'Civic Engagement [Электрон.ресурс] // CIRCLE Working Paper/ No 64. 2009. May. URL: https:// civicyouth.org/PopUps/WorkingPapers/WP64Wilkenfeld.pdf (дата обращения 20.09.2019).

15. Torney-Purta J. The school's role in developing civic engagement: A study of adolescents in twenty-eight countries // Applied Developmental Science. 2002. № 6(4). Р. 203-212.

16. Sanderson R., Crompton T., Prentice M., Wolf L., Weinstein N., Kasser T. Strangers in a Strange Land: Relations

Between Perceptions of Others' Values and Both Civic Engagement and Cultural Estrangement // Frontiers in Psychology. - 2019. - Vol. 10. Issue 3. - P. 559-570. D0l:10.3389/fpsyg.2019.00559.

17. Марцинковская Т.Д., Чумичева И.В. Проблема социализации подростков в современном мультикультурном пространстве [Электрон.ресурс] // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 39. URL: http://psystudy.ru/ num/2015v8n39/1094 (дата обращения 7.11.2019).

18. Николаева А.А. Гражданская идентичность в структуре социальных идентичностей личности // Психологическая наука и образование. 2011. № 4 (29). С. 67-70.

19. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. с англ. Е. Руткевич. М.: Изд-во «Медиум», 1995. 323 с.

20. Попова С.И., Соловьева Е.Е., Тихонова Л.П. Теоретические основы формирования гражданской идентичности учащихся в условиях поликультурного воспитания // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире. Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. / Отв. ред. В. В. Константинов. М.: Перо, 2018. С. 303-311.

21. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Духовно-нравственное воспитание российских школьников // Педагогика: науч.-теорет. журн. РАО. 2009. № 4. С. 55-64 .

22. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 24 с.

23. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. 39 с.

24. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб: Речь, 1999. 203 с.

25. Щуркова Н.Е., Попова С.И., Потанина Л.Т. Обучение в процессе воспитания школьника. Руководство для заместителя директора школы по учебному процессу. - М.: Педагогический поиск. 2011. Часть 3. 160 с.

26. Попова С.И. Педагогическое регулирование эмоциональных состояний школьника. Дисс. ... докт. пед. наук. М., 2016. 484 с.

27. Попова С.И., Соловьева Е.Е. Исследование сформированности гражданской идентичности учащихся в изменяющемся мире // Известия Российской академии образования. 2019. № 1 (49). С. 98-108.

28. Потанина Л. Т., Склярова Т. В. Развитие ценностно-нравственных представлений у учащихся в системе школьного образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 255-265. D0I:10.32744/ pse.2019.3.19

29. Шакурова М.В. Российская идентичность как личностный результат: опыт размышления // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Социологические науки. 2013. № 7 (82). С. 23-26.

30. Попова С.И., Клюквина И.Б. Роль вожатского отряда в формировании уклада лицейской жизни // Воспитание школьников. 2018. № 4. С. 13-21.

REFERENCES

1. Jackson R.L. & Hogg, M.A. Civic identity. Encyclopedia of identity. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, Inc. 2010. P. 81-83. Available at: https://sk.sagepub.com/reference/identity/n30.xml?PageNum=80 (accessed 12.10.2019).

2. Vodolazhskaya T.V. Civil Identity. Educational Policy. 2010. No. 5-6 (43-44). P.240-242. (In Russian)

3. Drobizheva L. M. Identity and ethnic attitudes of Russians in their own and foreign ethnic environment. Sociological studies. 2010, no. 12, pp. 49-58. (In Russian)

4. Asmolov A.G. How to design universal educational actions in elementary school: from action to thought: a manual for the teacher. Moscow, Education Publ., 2008. 151 p. (In Russian)

5. Ivanova N.L., Mazilova G.B. Civil identity and the formation of citizenship. Bulletin of the Saratov University. Series Acmeology Education. Developmental psychology, 2010, no. 4, pp. 11-20. (In Russian)

6. Bezgina N.V. The psychological structure of civic identity. Bulletin of Tula State University. Humanitarian sciences, 2013, no. 3-1, pp. 241-249. (In Russian)

7. Karataeva T.A. The role of social institutions in the formation of the civic identity of modern adolescents. Bulletin of the Orenburg State University, 2017, no. 4 (204), pp. 3-7. (In Russian)

8. Erickson E. Identity: youth and crisis: Transl. from English / Total ed. and foreword. Tolstykh A.V. Moscow, Progress Publ., 1996. 344 p. (In Russian)

9. Belyakova I.G. The formation of civic identity in the educational environment of a globalizing space. Bulletin of Culture and Arts, 2017, no. 2 (50), pp. 98-105. (In Russian)

10. Sergeeva V.P. The formation of civic identity in the educational process. Problems of modern education, 2011, no. 4, pp. 12-15. (In Russian)

11. Kozhanov I.V. A model for the formation of a civic identity in the process of ethnocultural socialization in the system of continuing education. Pedagogical Journal, 2017, vol. 7, no. 2, pp. 315-326. (In Russian)

12. Krechetova V.A. The construction of a theoretical model for the construction of civic identity of students. Almanac of modern science and education, 2013, no. 9 (76), pp. 91-97. (In Russian)

13. Kravchenko N.Yu. Three-component model of the formation of civic identity: opportunities and limitations. Bulletin of Tomsk State University Philosophy. Sociology. Political science, 2016, no. 3 (35), pp. 82-90. (In Russian)

14. Wilkenfeld B. Does Context Matter? How the Family, Peer, School, and Neighborhood Contexts Relate to Adolescents'Civic Engagement [Electron.resourse]. CIRCLE Working Paper No 64. 2009. May. Available at: https:// civicyouth.org/PopUps/WorkingPapers/WP64Wilkenfeld.pdf. (accessed 20.09.2019).

15. Torney-Purta J. The school's role in developing civic engagement: A study of adolescents in twenty-eight countries. Applied Developmental Science, 2002, no. 6(4), pp. 203-212.

16. Sanderson R., Crompton T., Prentice M., Wolf L., Weinstein N., Kasser T. Strangers in a Strange Land: Relations Between Perceptions of Others' Values and Both Civic Engagement and Cultural Estrangement. Frontiers in Psychology, 2019, vol. 10, issue 3, pp. 559-570. D0I:10.3389/fpsyg.2019.00559.

17. Martsinkovskaya T.D., Chumicheva I.V. The problem of socialization of adolescents in the modern multicultural space. Psychological research, 2015, vol. 8, no. 39. Available at: http://psystudy.ru/num/2015v8n39/10940n Russian) (accessed 7.11.2019).

18. Nikolaeva A.A. Civic identity in the structure of social identity of a person. Psychological science and education, 2011, no. 4 (29), pp. 67-70. (In Russian)

19. Berger P., Luckman T. The social construction of reality. A treatise in the sociology of knowledge / Transl. from English E. Rutkevich. Moscow, Publishing house "Medium", 1995. 323 p. (In Russian)

20. Popova S.I., Solovieva E.E., Tikhonova L.P. Theoretical foundations of the formation of civic identity of students in the context of multicultural education. Socio-psychological adaptation of migrants in the modern world. Materials of the 4th International Scientific and Practical Conference. / Ed. V.V. Konstantinov. Moscow, Perot Publ., 2018, pp. 303-311. (In Russian)

21. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Spiritual and moral education of Russian schoolchildren. Pedagogy: scientific-theoretical. journal RAO, 2009, no. 4, pp. 55-64. (In Russian)

22. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia. Moscow, Education Publ., 2014. 24 p. (In Russian)

23. The concept of federal state educational standards of general education: project / Russian Academy of Education; editors A.M. Kondakov, A.A. Kuznetsov. Moscow, Education Publ., 2008. 39 p. (In Russian)

24. Sikevich Z.V. Sociology and psychology of national relations. Saint-Petersburg, Rech' Publ., 1999. 203 p. (In Russian)

25. Schurkova N.E., Popova S.I., Potanina L.T. Education in the process of educating a student. Guide for the deputy director of the school for the educational process. Moscow, Pedagogical search Publ., 2011. Part 3. 160 p. (In Russian)

26. Popova S.I. Pedagogical regulation of the emotional states of the student. Diss. Dr Ped. Sci., Moscow, 2016. 448 p. (In Russian)

27. Popova S.I., Solovieva E.E. The study of the formation of civic identity of students in a changing world. News of the Russian Academy of Education, 2019, no 1 (49), pp. 98-108. (In Russian)

28. Potanina L. T., Sklyarova T. V. Development of value-moral ideas in students in the school system. Perspectives of science and education, 2019, no 3 (39), pp. 255-265. DOI: 10.32744/pse.2019.3.19 (In Russian)

29. Shakurova M.V. Russian identity as a personal result: the experience of reflection. Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University. Sociological sciences, 2013, no. 7 (82), pp. 23-26. (In Russian)

30. Popova S.I., Klyukvina I.B. The role of the leader of the squad in the formation of the lyceum life. Education of schoolchildren, 2018, no. 4, pp. 13-21. (In Russian)

Информация об авторах Соловьева Елена Евгеньевна

(Россия, г. Череповец) Доцент, кандидат филологических наук Череповецкий государственный университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-3730-0694

Information about the authors

Elena E. Solov'eva

(Russia, Cherepovets) Associate Professor, PhD in Philological Sciences Cherepovets State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-3730-0694

Попова Светлана Игоревна

(Россия, г. Череповец) Доцент, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Череповецкий государственный университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-2677-1917

Svetlana I. Popova

(Russia, Cherepovets) Associate Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Leading Researcher Cherepovets State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-2677-1917

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.