Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / моделирование / игровое моделирование / готовность / формирование готовности / model / modeling / game modeling / readiness / formation of readiness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Зинаида Валерьевна

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к использованию игрового моделирования в профессиональной деятельности. Целью исследования является разработка и обоснование модели подготовки будущих учителей начальных классов к использованию игрового моделирования в профессиональной деятельности. Существующие модели подготовки учителей начальных классов рассчитаны, в большей степени, на передачу фундаментальных знаний и профессиональных навыков, без учета динамичных и инновационных нововведений сектора экономики, которые, как правило, приводят к изменению наполнения содержания традиционных профессий новыми функциями. Особая значимость исследования заключается в том, что в настоящее время система среднего профессионального образования находится на этапе модернизации, что приводит к изменению технологии подготовки профессиональных кадров. Возникает необходимость в изменении процесса преподавания будущих учителей начальных классов современными интерактивными методами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонова Зинаида Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of professional training of future primary school teachers to use game modeling in professional activities. The purpose of the study is to develop and substantiate a model for preparing future primary school teachers to use game modeling in professional activities. The existing models of primary school teacher training are designed, to a greater extent, for the transfer of fundamental knowledge and professional skills, without taking into account the dynamic and innovative innovations of the economic sector, which, as a rule, lead to a change in the content of traditional professions with new functions. The special significance of the study lies in the fact that at present the system of secondary vocational education is at the stage of modernization, which leads to a change in the technology of training professional personnel. There is a need to change the teaching process of future primary school teachers with modern interactive methods.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ»

7. Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева [и др.]. - Москва: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2019. - 96 с.

8. Среднее профессиональное образование в России: Статистический обзор / Н.Б. Шугаль, В.И. Кузнецова, Л.Б. Кузьмичева [и др.]. - Москва: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2022. - 72 с.

9. Три факта о трудоустройстве выпускников 2016-2018 годов // Федеральная служба государственной статистики. -URL: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/88401 (дата обращения: 19.06.2023)

10. Федеральный проект «Профессионалитет» // Министерство просвещения Российской Федерации. - URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/additional_vocational_education (дата обращения: 17.05.2023)

11. Федеральное статистическое выборочное наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование // Федеральная служба государственной статистики. - URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html (дата обращения: 19.02.2023)

Педагогика

УДК 377.111. 3

аспирант Никоиова Зинаида Валерьевна

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К

ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к использованию игрового моделирования в профессиональной деятельности. Целью исследования является разработка и обоснование модели подготовки будущих учителей начальных классов к использованию игрового моделирования в профессиональной деятельности. Существующие модели подготовки учителей начальных классов рассчитаны, в большей степени, на передачу фундаментальных знаний и профессиональных навыков, без учета динамичных и инновационных нововведений сектора экономики, которые, как правило, приводят к изменению наполнения содержания традиционных профессий новыми функциями. Особая значимость исследования заключается в том, что в настоящее время система среднего профессионального образования находится на этапе модернизации, что приводит к изменению технологии подготовки профессиональных кадров. Возникает необходимость в изменении процесса преподавания будущих учителей начальных классов современными интерактивными методами.

Ключевые слова: модель, моделирование, игровое моделирование, готовность, формирование готовности.

Annotation. The article is devoted to the problem of professional training of future primary school teachers to use game modeling in professional activities. The purpose of the study is to develop and substantiate a model for preparing future primary school teachers to use game modeling in professional activities. The existing models of primary school teacher training are designed, to a greater extent, for the transfer of fundamental knowledge and professional skills, without taking into account the dynamic and innovative innovations of the economic sector, which, as a rule, lead to a change in the content of traditional professions with new functions. The special significance of the study lies in the fact that at present the system of secondary vocational education is at the stage of modernization, which leads to a change in the technology of training professional personnel. There is a need to change the teaching process of future primary school teachers with modern interactive methods.

Key words: model, modeling, game modeling, readiness, formation of readiness.

Введение. Изучение готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности, в любой области, вызывает неподдельный интерес как у самих профессиональных учреждений, занимающихся подготовкой, так и у работодателей. На сегодняшний день система профессионального образования, как и система школьного образования, развивается в направлении образовательных трендов. Одним из которых является повышение качества образования через изменение модели обучения и включение активных методов обучения.

Изложение основного материала статьи. Подготовка педагогических кадров осуществляется всегда по двум направлениям: обучение и практика. Природа возникновения этих направлений различна, но они важным образом дополняют друг друга в модели подготовки профессиональных кадров. Нас интересует, какие изменения происходят в подготовке будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже и как меняются технологии [1, С. 15]. Предполагаем, подготовка студентов с помощью интерактивных технологии, позволит изменить традиционную систему обучения будущих учителей начальных классов. В рамках эксперимента на базе г. Красноярска «Красноярского педагогического колледжа им. М. Горького №1», в котором приняли участие 214 студентов, обучающихся по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, мы исследовали проблему готовности будущих учителей начальных классов к использованию игрового моделирования. Эксперимент проводился следующими методами: анкетирование, наблюдение, анализ дневников практики (как средство определение трудностей при использовании игрового моделирования).

Результат анкетного опроса показал, что:

- треть респондентов (30,2%) имеют представление, что такое игровое моделирование; четверть из опрошенных (15,4%), понимают, что такое игровое моделирование на основании теоретических знаний;

- 74,6% затрудняются дать определение термину «игровое моделирование»;

- 35,6% респондентов говорят о возможных вариантах использования игрового моделирования;

- 77,6% опрошенных не видят высокой продуктивной возможности для развития личности при использовании игрового моделирования в образовательной деятельности;

- 86,4% будущих учителей начальных классов не использовали игровое моделирование в учебных и воспитательных целях при прохождении практики;

- 78,6% студентов не имели возможности на практике оценить эффективность использования игрового моделирования учителем-наставником в профессиональной деятельности.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что уровень готовности будущих учителей начальных классов к использованию игрового моделирования низкий. Отсутствие теоретических знаний об игровом моделировании, свидетельствует о низком уровне когнитивного компонента. Не умение организовывать работу в учебной и внеурочной деятельности, говорит о низком уровне развития деятельностного компонента. Мотивационный компонент, тоже находится на достаточно низком уровне, это очевидно из ответов респондентов на вопрос о результативности использования игрового

моделирования в образовательном процессе. Рефлексивный компонент в данном случае, тоже не отличается высоким показателем, потому как оценить возможности игрового моделирования не удалось основной части респондентов.

В период прохождения практики фиксировались затруднения, возникающие у будущих учителей начальных классов при использовании игрового моделирования в профессиональной деятельности.

Анализ результатов опроса будущих учителей начальных классов определил следующие дефициты подготовки: студенты не имеют теоретических знаний об игровом моделировании; не умеют организовывать работу в учебной и внеурочной деятельности с его использованием; не имеют мотивации для использования игрового моделирования в образовательном процессе.

После прохождения практики, нами был проведен срез для выявления трудностей, которые возникли у студентов при использовании игрового моделирования в образовательном процессе. В результате опроса, мы получили рейтинг трудностей, которые будущие учителя начальных классов испытывают при использовании игрового моделирования. Будущим учителям начальных классов сложно: планировать занятий с использованием игрового моделирования; организовывать проектную деятельность с использованием игрового моделирования; организовывать исследовательскую деятельность с использованием игрового моделирования; диагностировать проблемы для правильного использования игрового моделирования; разрабатывать и подбирать игры с учетом образовательных задач; организовывать и проводить занятия с использованием игрового моделирования.

Для определения причин возникновения трудностей при использовании игрового моделирования, нами была предложена модифицированная анкета В.Л. Синебрюховой. С учетом 4 компонентов модели (мотивационный, когнитивный, деятельностный, результативный), мы рассмотрели иерархию причин трудностей, возникающих у студентов при использовании игрового моделирования в профессиональной деятельности [3, С. 54].

Выводы. Анализ полученных результатов показал, что отсутствие дополнительных курсов по игровому моделированию и отсутствие условий практической подготовки по использованию игрового моделирования в начальной школе, являются самыми важными трудностями для будущих учителе начальных классов. Далее были обозначены трудности связанные с отсутствием в раздел практики заданий с возможным применением игрового моделирования и отсутствием теоретических знаний в программах подготовки об игровом моделировании. По мнению респондентов, отсутствие связи дидактического и методического сопровождения в колледже и реализация на практике использования игрового моделирования в образовании младшего школьника, является одной из значимых проблем, которая вызывает затруднения при прохождении практики. Сложным для будущих учителей начальных классов оказалось и проведение самоанализа, самооценки и корректировки собственной деятельности по использованию игрового моделирования. Далее были выделены проблемы к содержанию практических заданий в разделах психолого-педагогических дисциплин (не в полном объёме используются задания с применением игрового моделирования); нет возможности на практике увидеть занятие с использование игрового моделирования; не анализируются уроки с использованием игрового моделирования. Эти трудности выбирались респондентами чаще всего. Существенного влияния на возникновение трудностей не оказывает отсутствие интереса к профессиональной деятельности; отсутствие интереса к использованию игрового моделирования в организации учебного процесса. Полученные результаты, позволяют нам говорить о том, что в колледже отсутствует системная работа по подготовке учителей начальных классов к использованию игрового моделирования в образовательной деятельности. Результаты эксперимента показали, что формирование готовности будущего учителя начальных классов к использованию игрового моделирования нуждается в системной подготовке, которая позволит формировать и развивать знания, умения и навыки в использовании игрового моделирования как одного из инновационных методов обучения. Полученные данные послужили основой для организации формирующего эксперимента.

Литература:

1. Иващенко, Е.В. Профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов к оценке учебных достижений школьников: монография / Е.В. Иващенко, Т.М. Стручаева. - Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2009. - 176 с.

2. Синебрюхова, В.Л. Дидактические затруднения в контрольно-оценочной деятельности учителя при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / В.Л. Синебрюхова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2013. -№ S6. -С. 31-35. -URL: http://e-koncept.ru/2013/13558.htm

3. Смирнова, Е.О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова.-М.: Изда-во Юрайт, 2019.-223 с.

4. Щуркова, Н.Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве: практ. пособие / Н.Е. Щуркова. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 217 с.

Педагогика

УДК 37.048.3

кандидат педагогических наук, доцент Ноговицына Надежда Михайловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы буллинга в общеобразовательной организации. Представлен обзор научной литературы по вопросам природы агрессивного и конфликтного поведения. Проанализированы подходы известных психологов в понимании термина «буллинг». Определен потенциал общеобразовательной организации как основного субъекта профилактики буллинга среди обучающихся подросткового возраста. Внимание автора уделяется деятельности социального педагога как основного субъекта профилактики буллинга среди обучающихся подросткового возраста. Представлены результаты педагогического эксперимента по оценке ситуации с буллингом и выявлении особенностей поведения подростков в конфликтах в Намской СОШ№1 им. И.С. Гаврильева. Представлены выводы по результатам педагогического эксперимента.

Ключевые слова: агрессия, буллинг, конфликт, обучающийся, подросток, поведение, профилактика. Annotation. The article substantiates the relevance of the problem of bullying in a general education organization. The review of scientific literature on the nature of aggressive and conflict behavior is presented. Approaches of famous psychologists in understanding of the term "bullying" are analyzed. The potential of general educational organization as the main subject of bullying prevention among adolescent students is determined. The author focuses on the activities of a social pedagogue as the main subject of bullying prevention among adolescent students. The results of the pedagogical experiment to assess the situation with bullying and to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.