Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСА ГОТОВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСА ГОТОВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонова Зинаида Валерьевна

Статья посвящена игровому моделированию как важному средству в подготовке будущих учителей начальных классов. С одной стороны, об игровом моделировании известно достаточно давно, а с другой, о нем мало говорят и используют в процессе подготовки педагогов начальных классов. От мастерства учителя в использовании этого интерактивного метода, зависит решение многих актуальных задач начального обучения, среди которых развитие коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий, формирование самостоятельной оценки учащихся. В статье представлена модель подготовки будущего учителя начальных классов к использованию игрового моделирования. В заключение статьи обсуждаются необходимые компетенции и условия для формирования готовности у будущего учителя начальных классов к использованию игрового моделирования в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никонова Зинаида Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION OF THE ISSUE OF READINESS TO USE GAME MODELING BY FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

The article is devoted to game modeling as an important tool in the training of future primary school teachers. On the one hand, game modeling has been known for a long time, and on the other, little is said about it and is used in the training of primary school teachers. The solution of many urgent tasks of primary education depends on the teacher's skill in using this interactive method, including the development of communicative, cognitive universal educational actions, the formation of independent assessment of students. The article presents a model of preparing a future primary school teacher to use game modeling. In conclusion, the article discusses the necessary competencies and conditions for the formation of readiness of a future primary school teacher to use game modeling in the educational process.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСА ГОТОВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Педагогика

УДК 377.111.3

аспирант Никонова Зинаида Валерьевна

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» (г. Красноярск)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСА ГОТОВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ БУДУЩИМИ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. Статья посвящена игровому моделированию как важному средству в подготовке будущих учителей начальных классов. С одной стороны, об игровом моделировании известно достаточно давно, а с другой, о нем мало говорят и используют в процессе подготовки педагогов начальных классов. От мастерства учителя в использовании этого интерактивного метода, зависит решение многих актуальных задач начального обучения, среди которых развитие коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий, формирование самостоятельной оценки учащихся. В статье представлена модель подготовки будущего учителя начальных классов к использованию игрового моделирования. В заключение статьи обсуждаются необходимые компетенции и условия для формирования готовности у будущего учителя начальных классов к использованию игрового моделирования в образовательном процессе.

Ключевые слова: модель, моделирование ,игровое моделирование, формирование готовности.

Annotation. The article is devoted to game modeling as an important tool in the training of future primary school teachers. On the one hand, game modeling has been known for a long time, and on the other, little is said about it and is used in the training of primary school teachers. The solution of many urgent tasks of primary education depends on the teacher's skill in using this interactive method, including the development of communicative, cognitive universal educational actions, the formation of independent assessment of students. The article presents a model of preparing a future primary school teacher to use game modeling. In conclusion, the article discusses the necessary competencies and conditions for the formation of readiness of a future primary school teacher to use game modeling in the educational process.

Key words: model, modeling, game modeling, readiness formation.

Введение. Изменения, происходящие в мире, формируют новые образовательные бренды. Исследования, проведенные Московской школой управления «Сколково», обозначили появления новых траекторий образования в России. Постепенно консервативные способы обучения отступают на второй план, на смену им приходят инструменты обучения, развивающие когнитивное и продуктивное состояние сознания: симуляторы, тренажеры, игровые образовательные онлайн платформы. Становится актуальным получение навыков и знаний через новые образовательные технологии, которые позволят учащимся строить свою траекторию развития в процессе обучения. Существующие модели подготовки учителей начальных классов рассчитаны на передачу фундаментальных знаний и профессиональных навыков, без учета динамичных и инновационных нововведений сектора экономики, которые, как правило, приводят к изменению наполнения содержания традиционных профессий новыми функциями. Таким образом, в профессиональном образовании возникает необходимость в подборе новых форм, методов, способов подготовки будущих учителей начальных классов, которые дадут им возможность быстро реагировать на изменяющиеся реалии общества. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начальной школы, подтверждает необходимость использования моделирования в учебном процессе. Один из метопредметных результатов, заключается в необходимости использования младшими школьниками знаково-символических средства при создании моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Мы понимаем, что наиболее эффективным видом моделирования для формирования такого навыка у учащихся, является игровое моделирование. Игровое моделирование при умелом использовании этого метода педагогом, несомненно, показывает высокие результаты в развитии учащихся. Оно оказывает влияние на поведенческие привычки ребенка, развивает его коммуникативные способности, стимулирует к стратегическому планированию и принятию решений, влияет на его социальную активность. Младший школьник, полученный в игре опыт, проецирует на свои социальные и образовательные модели. Поэтому, игровое моделирование-педагогическая модель, применяемая в образовательном процессе для создания игровых ситуаций, в которой школьник познает характеристики реальных систем и явлений [1]. У большинства младших школьников, в результате неправильно использованного педагогом метода, складывается понимание, что моделирование это несложный и нетрудоемкий процесс. Прежде всего, это связано с неумением учителя правильно организовать процесс игрового моделирования и неточным пониманием цели использования интерактивного метода при организации образовательной деятельности. Педагог часто использует игры для стимуляции интереса или в развлекательных целях, не понимая их серьезную развивающую задачу. Таким примеров являются тренинги «Испорченный телефон» (развитие навыков слушания ребенка) или «Мафия» (развитие навыков невербального общения), и т.д. [2, С. 3-5].

Наличие исследований в этой проблемной области, готовит о том, что тема продолжает оставаться актуальной, но мало изученной. Анализ научных источников показал, что основные научные педагогические и психологически изыскания в область моделирования сделаны Й. Хейзингом, Х.Г. Гадамером, А.Н. Дахиным, Д. Снидалем, А.Ф. Лосевым, Н.Н. Нечаевым. Ряд исследований А.А. Вербицкого, А.М. Новикова, М.В. Кларина, М.В. Ментса, В.А. Трайнева, были посвящены исследованию игровых технологий. Последнее время, в ряде научных трудов изучается готовность студентов к будущей профессиональной деятельности. Исследования на эту тему можно найти в трудах В.В. Горшковой, В.Б. Родичева, Т.В. Девяткиной и ряда других исследователей.

Изложение основного материала статьи. Понятие «готовность» непростой педагогический феномен, и особенно к использованию игрового моделирования, потому как связан с профессиональным развитием и явлением еще не наступившим. Термин моделирование многоаспектен, мы же рассматриваем моделирование как процесс построения и исследования различных явлений путем построения их моделей. Моделирование в образовательном процессе необходимо для выбора цели, способов и средств достижения результата с помощью модели. В этом случае возникает понятие модели. Лосев А.Ф. определял модель как «способ деятельного создания нового фрагмента действительности, которое составляет суть особенного и единичного». Моделирование в образовательном действии рассматривается как процесс, а модель как результат [3, С. 15-18]. Игровое моделирование, принято считать одним из важных инструментов развития воображения, мышления, памяти, внимания учащихся, через включение его в смоделированную ситуацию с конкретными образовательными задачами, где сам обучающийся должен занимать активную позицию. Использование игрового моделирования в качестве педагогического метода позволяет конструировать концептуально-методические объекты, в которых комплексно могут быть представлены потенциально возможные явления [4, С. 26-52].

В рамках настоящего исследования разработана модель формирования готовности будущих учителей начальных классов к использованию игрового моделирования. Модель представлена с позиции личностно-деятельностного и контекстуального подходов и состоит из нескольких модулей (целевого, содержательного, контрольно-оценочного).

Структура целевого модуля модели формирования готовности будущих учителей начальных классов к использованию игрового моделирования.

Целевой модуль содержит цель, принципы, компетенции, лежащие в основе процесса формирования готовности к использованию игрового моделирования и условия. Главная цель модели - формирование готовности будущих учителей начальных классов к использованию игрового моделирования в профессиональной деятельности.

В основе необходимых компетенций для формирования готовности к использованию игрового моделирования лежат:

- игровая компетентность, включает в себя совокупность знаний, умений и навыков в области игровой культуры, теоретических и исторических аспектах игры, ее принципов построения и организации. По мнению Е.О. Смирновой, учитель обладающий этой компетенцией, это прежде всего человек с хорошим воображением, свободно преодолевающий сложившиеся стереотипы, умеющий комбинировать знакомые игровые сюжеты [5];

- коммуникативная компетентность, рассматривается как наличие навыков вербализации, умение словесно описывать эмоции, чувства, принимать сигналы невербального общения, правильно их распознавать и использовать их в процессе обучения. Важным представляется способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с учащимися при наличии знаний и умений и эмоциональном благополучии. Основу компетенции составляют общительность и умение управлять своим вниманием и внимание учащихся. Часто эта компетенция у педагога не сформирована, при всей своей очевидности и необходимости. Причинами этого становятся: излишняя суетливость, эмоциональность, директивная позиция, стереотипизация поведения;

- интерактивная компетентность предполагает продуктивное взаимодействие между участниками процесса с целью обмен знаниями, идеями, действиями. По мнению А.П. Панфиловой, для данной компетенции характерны умения по организации командной работы, управлению межличностными и деловыми конфликтами и руководству дискуссией;

- социально-перцептивная компетентность, включает умение познавать свои индивидуально-психологические особенности, оценить психическое состояние, и уметь воспринимать и объективно включаться в познание учащихся. К.Роджерс определил эту компетентность как совокупность позитивных ценностей учителя, понимание важности и значимости каждого человека, свободу личностного выбора и личностной ответственности за последствия этого выбора и гуманистическое общение между партнерами [6].

Отсутствие данных компетенций у будущего учителя начальных классов приведет к невозможности применить игровое моделирование в профессиональной деятельности.

Содержательный модуль модели формирования готовности будущих учителей начальных классов к использованию игрового моделирования.

Содержательный модуль включает в себя этапы формирования готовности будущих учителей начальных классов к использованию игрового моделирования, содержание и методы обучения, комплекс необходимых средств.

Первый этап обучения - информационный - обусловлен учебной деятельностью и включает в себя изучение профессионального модуля «Игропедагогика» и междисциплинарного курса «Теория и методика игровой деятельности/игропрактика в преподавании». Будущие учителя начальных классов, в рамках теоретического курса, изучают психолого-педагогические основания игры, осваивают технологию разработки образовательной программы на основе игры, планируют игровые занятия, создают условия для применения игры с учетом учебно-воспитательных задач. Студенты овладевают навыками проведения послеигровой рефлексии, определяют ее роль в формировании образовательных результатов, учатся создавать игровое пространство с учетом потребностей учащихся, учитывая их особенности возраста.

Второй - квазипрофессиональный этап реализуется через имитацию профессиональной деятельности. По предлагаемым сюжетам, будущий учитель начальных классов создает модель игры, учитывая условия, особенности возраста, определяет содержание, подбивает необходимые методы, средства, создает условия, предусматривает возможные риски, планирует образовательные результаты и проводит апробацию на экспериментальной группе [7, С. 56].

Третий-практический этап. Этот этап реализуется через прохождение будущими учителями начальных классов производственной и преддипломной практики.

Контрольно-оценочный модуль модели формирования готовности будущих учителей начальных классов к использованию игрового моделирования.

Контрольно-оценочный модуль модели содержит в себе критерии оценки эффективности формирования готовности к использованию игрового моделирования в профессиональной деятельности. Содержит сам результат, выполняет диагностическую и оценочную функции [8, С. 15-16].

Функция диагностики осуществляется на всех этапах реализации модели. Она позволяет осуществлять контроль и производить корректировку процесса формирования готовности будущих учителей начальных классов к использованию игрового моделирования, для получения наилучшего результата Позволяет прогнозировать дальнейшее развитие событий с применением обоснованных видов, форм и методов контроля.

Функция оценки позволяет сопоставлять полученные результаты с планируемыми и соотносить с определенными критериями. Оценочная функция состоит в сопоставлении полученных результатов с предполагаемыми и соотнесении этих результатов с поставленными критериями. Оценка результатов обучения осуществляется посредством выявленных групп критериев эффективности с учетом необходимых компетенций для использования игрового моделирования в профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов: когнитивного, мотивационного, деятельностного, личностного.

Выводы. Таким образом, эффективное включение в процесс подготовки данной модели предполагает единство подобранного содержательного ядро программы, методов и средств. При всей стройности модели, результат не всегда предсказуем, это связано с тем, что будущие учителя начальных классов переносят полученные знания и опыт из учебной ситуации в квази-профессиональную деятельность, но субьективно-личностный фактор влияет на уровень техники использования игрового моделирования каждого конкретного студента.

Представленная модель включает целевой, содержательный, результативный компоненты, включая критерии и показатели эффективности. Она позволяет включать интеграцию содержания педагогических и психологических дисциплин, вариативность, преемственность и модернизацию заданий, квази-исследования и квази-профессиональную деятельность. Итак, наличие сформированных компетенций в совокупности с правильно подобранными условиями смогут обеспечить эффективность процесса реализации представленной модели в образовательном процессе.

Литература:

1. Винник, В.К. Игровое моделирование как средство повышения учебно-познавательной активности в образовательном процессе / В.К. Винник, Н.В. Гонова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 (Ч. 1). -URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20407 (дата обращения: 03.05.2023).

2. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова; под общ. ред. B.A. Сластёнина, И.А. Колесниковой. - 3-е изд., испр. - M.: Издательский центр «Академия », 2008. - 20 с.

3. Лосев, А.Ф. Введение в общую теорию языковых моделей / А.Ф. Лосев. - М., 1968. - 294 с.

4. Методологические проблемы развития мышления субъектов М545 образовательного процесса: монография / под общ. ред. Т.Н. Ищенко; СибГУ им. М.Ф. Решетнева. - Красноярск, 2021. - 232 с.

5. Смирнова, Е.О. Игровая компетентность воспитателя / Е.О. Смирнова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - №9. - С. 4-9

6. Электронная библиотека БдуаШЬ. Сот: сайт. -https://royaШbxom/book/rodgers_kari/stanovleшe_Hchnostivzglyad_na_psihoterapiyu.htmL

7. Щуркова, Н.Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве: практическое пособие / Н.Е. Щуркова. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 165 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06553-4. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/514332 (дата обращения: 03.05.2023).

8. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии / А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры иностранных языков Самойлова Татьяна Анатольевна

Санкт-Петербургский университет Министерства Внутренних Дел России (г. Санкт-Петербург)

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МВД РФ

Аннотация. В статье анализируется применение антропологического подхода к проектированию содержания иноязычной подготовки сотрудников подразделений по вопросам миграции к профессиональной деятельности. Гуманитарно- антропологический подход, отражающий целостную систему идей, ориентированную на Человека как предмет познания становится все более востребован. В гуманитарной парадигме антропологическое знание наиболее полно раскрывает свои основные идеи, а именно: человек изучается как личность, как субъект деятельности; признается наивысшей ценностью. С данной позиции образование рассматривается как среда гуманитарно ориентированной жизнедеятельности. Педагогика как область гуманитарного знания, изначально обращенная к человеку, к целям, путям, способам и условиям организации его развития, не может существовать вне антропологического аспекта. Антропологизация содержания дисциплины «Иностранный язык» предполагает соблюдение следующих принципов: гуманитарности, непрерывности, индирективности, эмпатийности, социокультурного соответствия. Указанный методологический подход служит основанием для применения антропологически ориентированных технологий и методов обучения в организациях высшего образования МВД России. Его применение активизирует развитие индивидуальных способностей, стимулирует мотивацию поиска самостоятельных решений, развивая тем самым компетенции креативности и критического мышления. Гуманитарно-антропологический подход предлагается использоваться в качестве мировоззренческой основы иноязычной подготовки в образовательных организациях высшего образования МВД РФ, как способ концептуального осмысления и интерпретации целей, путей, механизмов, средств, результатов ее реализации, построения антропологически ориентированных технологий обучения. Гуманитарная составляющая в содержании учебной дисциплины «Иностранный язык» способствует росту личностного самосознания, развитию профессионального мышления и мировоззрения будущих сотрудников подразделений по вопросам миграции с опорой на духовно-нравственные цели и ценности гуманизма.

Ключевые слова: гуманитарно-антропологический подход; иноязычная подготовка; образовательные организации высшего образования МВД РФ; подготовка к профессиональной деятельности; содержание дисциплины; сотрудник миграционной службы.

Annotation. The article analyzes the application of the anthropological approach to the design of the content of foreign language training of employees of migration units for professional activities. The humanitarian-anthropological approach, reflecting an integral system of ideas focused on Man as a subject of knowledge, is becoming increasingly in demand. In the humanitarian paradigm, anthropological knowledge most fully reveals its main ideas, namely: a person is studied as a person, as a subject of activity; is recognized as the highest value. From this position, education is considered as an environment of humanitarian-oriented life. Pedagogy as a field of humanitarian knowledge, initially addressed to a person, to the goals, ways, ways and conditions of organizing his development, cannot exist outside the anthropological aspect. Anthropologization of the content of the discipline "Foreign Language" involves compliance with the following principles: humanitarianity, continuity, indifference, empathy, socio-cultural correspondence. This methodological approach serves as the basis for the application of anthropologically oriented technologies and teaching methods in higher education organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Its use activates the development of individual abilities, stimulates the motivation to search for independent solutions, thereby developing the competencies of creativity and critical thinking. The humanitarian-anthropological approach is proposed to be used as the ideological basis of foreign language training in educational organizations of higher education of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, as a way of conceptual comprehension and interpretation of the goals, ways, mechanisms, means, results of its implementation, construction of anthropologically oriented teaching technologies. The humanitarian component in the content of the academic discipline "Foreign Language" contributes to the growth of personal self-awareness, the development of professional thinking and worldview of future employees of migration units based on spiritual and moral goals and values of humanism.

Key words: humanitarian-anthropological approach; foreign language training; educational organizations of higher education of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; preparation for professional activities; the content of the discipline; Migration Officer.

Введение. На современном этапе развития Российской Федерации перед образованием поставлены новые стратегические задачи, предусматривающие гибкое реагирование на запросы саморазвития и самореализации обучающихся, проблемы социальной мобильности, непрерывного образования, медиа и цифровой грамотности (сегодняшняя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.