Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / УРОК / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА / ИГРА / ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИГРОВОЙ КОНСТРУКТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гакаме Юлия Даудовна, Сергеева Бэлла Владимировна, Рыбалкина Алина Андреевна

Одной из важнейших задач качественного современного образования в условиях стремительно меняющегося социокультурного пространства является формирование творческой личности, умеющей активно взаимодействовать в социуме, находить оптимальные решения в сложных ситуациях, проявлять гибкость и мобильность в системе общественных отношений, учитывая при этом установленные социокультурные нормы, уметь критически их оценивать, вносить конструктивные предложения по их развитию и совершенствованию. В связи с этим особенно актуальной становится проблема формирования социальной компетентности младших школьников. Игровое моделирование является эффективным средством включения обучающихся в решение социальных проблем, погружения в искусственно созданную, безопасную среду, моделирующую социальную реальность. Актуальность представленного в статье исследования обусловлена потребностью учителей начальных классов в уточнении педагогических условий использования игрового моделирования на уроках в начальной школе как способа развития социальной компетентности младших школьников. Цель статьи состоит в описании результатов проведенного естественного педагогического эксперимента по формированию социальной компетентности младших школьников посредством игрового моделирования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе выделены, обоснованы и структурированы педагогические условия по использованию игрового моделирования как способа развития социальной компетентности, соотнесены его этапы и методы с формируемыми социальными компетенциями младших школьников. Практическая значимость проведенного исследования обусловлена разработкой методических материалов, описанием практического использования игрового конструктора на уроках в начальной школе, составленного в соответствии с уровнем вовлеченности учащихся в процесс моделирования. Результаты исследования представляют практический интерес: учителя начальных классов могут применять в своей работе такие разработки, как технологическая карта урока на основе игрового моделирования; комплекс уроков с использованием игрового моделирования по окружающему миру (2 класс, А. А. Плешаков, ФГОС УМК «Школа России»), картотека игр, игровой конструктор, составленный в соответствии с уровнем вовлеченности учащихся в процесс моделирования игры. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке методических пособий и дидактических материалов для начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гакаме Юлия Даудовна, Сергеева Бэлла Владимировна, Рыбалкина Алина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME MODELING AS A WAY OF DEVELOPING SOCIAL COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

One of the most important tasks of modern education in a rapidly changing socio-cultural environment is the formation of a creative person who can actively interact in society, find optimal solutions in difficult situations, show flexibility and mobility in the system of social relations, taking into account the established sociocultural norms, be able to critically evaluate them, make constructive proposals for their development and improvement. In this regard, the problem of the formation of social competence of primary school students becomes especially urgent. Game modeling is an effective means of involving students in solving social problems, immersion in an artificially created, safe environment that simulates social reality. The relevance of the research presented in the article is due to the need for primary school teachers to clarify the pedagogical conditions for using game modeling in the primary school classroom as a way to develop the social competence of primary school students. The purpose of the article is to describe the results of a natural pedagogical experiment on the formation of social competence of primary school students by means of game modeling. The theoretical significance of the study lies in the fact that the authors identified, substantiated and structured in their work the pedagogical conditions for the use of game modeling as a way of developing social competence and correlated its stages and methods with being formed social competences of primary school students. The practical significance of the study is due to the development of teaching materials, description of the practical use of the game constructor in the primary school classroom, compiled in accordance with the level of student involvement in the modeling process. The research results are of practical interest: primary school teachers can use in their work such materials as a technological map of a lesson based on game modeling; a set of lessons using game modeling on the topic “Surrounding world” ( grade 2, A.A. Pleshakov FSES EMC “School of Russia”), card index of games, game constructor, compiled in accordance with the level of student involvement in the process of modeling the game. The results obtained in the course of the research can be used in the development of teaching aids and didactic materials for primary school.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ»



ISSN 2304-120X

ниег

научно-методический электронный журнал

2021, № 12 (декабрь)

Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки)

ART 211080

DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11080

УДК 372.4

Развитие социальной компетентности младших школьников в процессе игрового моделирования

Game modeling as a way of developing social competence

of primary school students

Авторы статьи

L

Authors of the article

Гакаме Юлия Даудовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия

ORCID: 0000-0001-9424-1742 gakame_yud@mail.ru

Сергеева Бэлла Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ Во «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия

ORCID: 0000-0003-4776-3833 5906372@mail.ru

Рыбалкина Алина Андреевна,

учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53», г. Краснодар, Россия ORCID: 0000-0002-0936-2775 alinerybalkina@yandex.ru

Yulia D. Gakame,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education, Kuban State University, Krasnodar, Russia ORCID: 0000-0001-9424-1742 gakame_yud@mail.ru

Bella V. Sergeeva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methodology of Primary Education, Kuban State University, Krasnodar, Russia ORCID: 0000-0003-4776-3833 5906372@mail.ru

Alina A. Rybalkina,

Primary School Teacher, Secondary School № 53, Krasnodar, Russia

ORCID: 0000-0002-0936-2775 alinerybalkina@yandex.ru

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для цитирования

For citation

Гакаме Ю. Д., Сергеева Б. В., Рыбалкина А. А. Развитие социальной компетентности младших школьников в процессе игрового моделирования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 12. С. 43-55. URL: http://e-koncept.ru/2021/211080.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11080

Yu. D. Gakame, B. V. Sergeeva, A. A. Rybalkina, Game modeling as a way of developing social competence of primary school students // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2021. No. 12. P. 43-55. URL: http://e-koncept.ru/2021/211080.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11080

Поступила в редакцию Received 22.10.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 05.12.21

Принята к публикации Accepted for publication 05.12.21 Опубликована Published 30.12.21

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Гакаме Ю. Д., Сергеева Б. В., Рыбалкина А. А., 2021

Аннотация

Abstract

L

Одной из важнейших задач качественного современного образования в условиях стремительно меняющегося социокультурного пространства является формирование творческой личности, умеющей активно взаимодействовать в социуме, находить оптимальные решения в сложных ситуациях, проявлять гибкость и мобильность в системе общественных отношений, учитывая при этом установленные социокультурные нормы, уметь критически их оценивать, вносить конструктивные предложения по их развитию и совершенствованию. В связи с этим особенно актуальной становится проблема формирования социальной компетентности младших школьников. Игровое моделирование является эффективным средством включения обучающихся в решение социальных проблем, погружения в искусственно созданную, безопасную среду, моделирующую социальную реальность. Актуальность представленного в статье исследования обусловлена потребностью учителей начальных классов в уточнении педагогических условий использования игрового моделирования на уроках в начальной школе как способа развития социальной компетентности младших школьников. Цель статьи состоит в описании результатов проведенного естественного педагогического эксперимента по формированию социальной компетентности младших школьников посредством игрового моделирования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе выделены, обоснованы и структурированы педагогические условия по использованию игрового моделирования как способа развития социальной компетентности, соотнесены его этапы и методы с формируемыми социальными компетенциями младших школьников. Практическая значимость проведенного исследования обусловлена разработкой методических материалов, описанием практического использования игрового конструктора на уроках в начальной школе, составленного в соответствии с уровнем вовлеченности учащихся в процесс моделирования. Результаты исследования представляют практический интерес: учителя начальных классов могут применять в своей работе такие разработки, как технологическая карта урока на основе игрового моделирования; комплекс уроков с использованием игрового моделирования по окружающему миру (2 класс, А. А. Плешаков, ФГОС УМК «Школа России»), картотека игр, игровой конструктор, составленный в соответствии с уровнем вовлеченности учащихся в процесс моделирования игры. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке методических пособий и дидактических материалов для начальной школы.

One of the most important tasks of modern education in a rapidly changing socio-cultural environment is the formation of a creative person who can actively interact in society, find optimal solutions in difficult situations, show flexibility and mobility in the system of social relations, taking into account the established sociocultural norms, be able to critically evaluate them, make constructive proposals for their development and improvement. In this regard, the problem of the formation of social competence of primary school students becomes especially urgent. Game modeling is an effective means of involving students in solving social problems, immersion in an artificially created, safe environment that simulates social reality. The relevance of the research presented in the article is due to the need for primary school teachers to clarify the pedagogical conditions for using game modeling in the primary school classroom as a way to develop the social competence of primary school students. The purpose of the article is to describe the results of a natural pedagogical experiment on the formation of social competence of primary school students by means of game modeling. The theoretical significance of the study lies in the fact that the authors identified, substantiated and structured in their work the pedagogical conditions for the use of game modeling as a way of developing social competence and correlated its stages and methods with being formed social competences of primary school students. The practical significance of the study is due to the development of teaching materials, description of the practical use of the game constructor in the primary school classroom, compiled in accordance with the level of student involvement in the modeling process. The research results are of practical interest: primary school teachers can use in their work such materials as a technological map of a lesson based on game modeling; a set of lessons using game modeling on the topic "Surrounding world" ( grade 2, A.A. Pleshakov FSES EMC "School of Russia"), card index of games, game constructor, compiled in accordance with the level of student involvement in the process of modeling the game. The results obtained in the course of the research can be used in the development of teaching aids and didactic materials for primary school.

Ключевые слова

Key words

игра, модель, моделирование, игровое моделирование, игровой конструктор, урок, технологическая карта урока, компетентность, социальная компетентность

game, model, game modeling, game constructor, lesson, lesson flow chart, competence, social competence

Благодарности

_ Acknowledgements

Авторы выражают благодарность МБОУ СОШ № 7 имени Ю. А. Грановского ст. Тбилисской, МБОУ СОШ № 20 г. Краснодара, кафедре педагогики и методики начального образования факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета за возможность проведения педагогического исследования.

The authors express their gratitude to Secondary School No. 7 named after Yu. A. Granovsky, st. Tbilisskaya, Secondary School No. 20 of Krasnodar, the Department of Pedagogy and Methods of Primary Education of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies of the Kuban State University for the opportunity to conduct pedagogical research.

Введение / Introduction

Стратегия реализации компетентностного подхода в отечественном образовании предполагает формирование, развитие и становление личности, отвечающей потребностям трансформирующейся социотехнологической среды, многополярного, поликультурного общества. Развиваясь в условиях смешанной реальности и стремительно расширяющейся территории социализации, личность младшего школьника находится в поиске социокультурных ориентиров, регулируемых опор передвижения, инструментов взаимодействия с объектами разных обществ. Развитие социальной компетентности младших школьников может стать прочным фундаментом в процессе их социализации [1, 2]. Моделирование реальной действительности и формирование социальных компетенций возможно через игру. Социальные контакты детей в условиях игры дают возможность приобретения ими социальных знаний, навыков, освоения новых ролей, определения жизненных целей, формирования их личностной идентичности [3].

Обзор литературы / Literature review

Для понимания сущности игрового моделирования рассмотрим основные определения понятий «моделирование», «модель», «имитация», «игра», «игровое моделирование». Процесс моделирования включает в себя такие категории, как имитация и модель. В. А. Ясвин рассматривает возможности применения модели в целях изучения образовательной среды. Автор указывает, что «под моделью подразумевается искусственно созданное для изучения явление» [4]. Имитация предполагает подражание, уподобление либо воспроизведение наблюдаемых или воображаемых объектов, предметов, явлений окружающей действительности. В отличие от игры, которая также имитирует различные стороны человеческой деятельности, процесс имитации, по мнению А. П. Панфиловой, предполагает большую свободу и включение людей в качестве знакового материала наряду с различными орудийными элементами. Моделирование А. К. Бейсембаева трактует как «своеобразный метод обучения, основанный на исследовании каких-либо явлений, процессов или различных систем путем построения и изучения их моделей, использования моделей для определения и характеристик реальных предметов, явлений, систем» [5]. Моделирование позволяет наглядно выстраивать схемы, отражающие специфику взаимодействия и функционирования элементов, входящих в рассматриваемую систему. Игра представляет собой некоторую имитацию реальности, модель реального мира. По мнению Л. С. Выготского, игра есть пространство «внутренней социализации» ребенка, выступает в качестве средства усвоения социальных установок [6,7]. А. Н. Леонтьев определял сущность игры как «свободу личности в воображении», «иллюзорную реализацию нереализуемых интересов» [8]. При описании использования игры в начальном образовании нигерийской школьной системы Майкл Олубумн наряду с положительным эффектом в области когнитивного развития младших школьников отмечает значимость игры как способа развития взаимодействия, сотрудничества, возможность актуализации игровых ценностей в реальных ситуациях [9]. Особую категорию занимают в современном мире видеоигры. Проживание реальных событий в условиях виртуального мира, многократное повторение для достижения поставленной цели позволяет, по мнению M. Матиевича и T. Тополовчана, преодолеть страх неудач в реальной

практике [10]. Игровое моделирование М. В. Фоминых рассматривает как построение педагогических моделей с целью применения их в образовательном процессе; а также использование моделей в игровой ситуации для определения поведения игроков и характеристик реальных систем и явлений в процессе игры [11, 12]. А. П. Панфилова определяет игровое моделирование как метод, оказывающий влияние не только на формирование умений и навыков творческого и интеллектуального развития обучаемых, динамику развития их мотивации, но и на процесс приобретения инновационного практического опыта по решению интеллектуальных, творческих, тупиковых и кризисных проблем [13, 14].

Применение в образовательной практике игрового моделирования способствует развитию социальной компетентности младших школьников. Данная категория рассматривается в работах Т. И. Самсоновой, С. А. Учуровой как интегративное личностное образование, включающее социальные знания, умения, способности, необходимые для адекватной адаптации в социальной среде, конструктивного взаимодействия, построения поведения в соответствии с принятыми в обществе нормами [15, 16]. Как система знаний о социальной действительности и себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, трактуется В. Н. Куницыной [17, 18]. Н. В. Калинина при определении социальной компетентности акцентирует внимание на таких личностных качествах, как любовь, призвание, вера, обеспечивающих адаптацию личности в обществе и способствующих ее самореализации, самоактуализации и самоопределению [19]. О. Ставрова, Д. Э. Стеллар, Р. Уиллер рассматривают мораль, нравственные качества личности как определенный параметр измерения социальных взаимодействий [20, 21]. В представленной работе мы под социальной компетентностью рассматриваем определенную систему социальных знаний, умений и навыков взаимодействия, умение экологично, конструктивно и продуктивно выстраивать свои коммуникации в условиях разных социокультурных сред.

Эрик Де Корте, профессор Центра педагогической психологии и образовательных технологий (CIP&T) Университета Левена (Бельгия), акцентирует внимание на важности формирования у обучающихся адаптивной компетентности, требующей достаточно сформированного уровня саморегуляции школьников, включающей в себя умение осознанно и осмысленно применять в практике полученные знания, творчески и гибко подстраиваясь под различные условия [22]. Данные показатели в определенной степени демонстрирует и уровень сформированности социальной компетентности. Е. З. Томова отмечает связь между социальными и межкультурными компетенциями [23]. Социальная компетентность является многогранной категорией, лежащей в плоскости пересечения множества разных компетенций, характеризующих систему взаимодействия с миром и с самим собой. О неоднородном понимании мира субъектом, множественности интерпретаций различных вариантов значения одного и того же объекта или предмета пишет В. В. Знаков [24], отмечает знаковую основу эмпирической реальности, распознавание которой является внутренним условием понимания субъектом мира. Построение игровых моделей в учебном процессе может способствовать расширению представлений об окружающей действительности. Прагматическое и непрагматическое отражение мира представлено в работе А. Н. Гусева [25]. Их качественное различие заключается в наличии ценностно-нравственного отношения в содержании непрагматического способа, что позволяет

обнаруживать в объектах и явлениях нравственно-этические ценности и личностные смыслы. Г. Шрюфер, К. Вренгер, И. Линдеманн в качестве эффективного способа формирования компетенций рассматривают различные виды рефлексий, которые способствуют развитию критического оценивания реальной действительности, умения анализировать проблемные ситуации в условиях неопределенности и неясности [26]. Авторы считают, что каждый человек, придерживаясь той или иной точки зрения, должен понимать ее относительность, учитывать другие мнения, признавая существование разных систем ценностей. На этапе составления моделей для будущих игр, этапе обсуждения воспроизведенных игр мы использовали различные способы рефлексии, развивающие способы познания действительности через призму прагматического и непрагматического анализа.

Для понимания особенностей формирования социальной компетентности младших школьников нами были проанализированы некоторые труды отечественных ученых. О. А. Крузе-Брукс, рассматривая социальную компетентность как инте-гративное качество личности, предполагающее ценностное отношение к продуктивному взаимодействию с различными группами и индивидами, исследовала развивающие возможности учебной кооперации обучающихся [27]. Ю. В. Коротина в проведенном исследовании представила содержание компонентов социальной компетентности на основе сформулированных критериев и показателей [28]. Так, когнитивный компонент представлен системой знаний об объектах социальной действительности, мотивационно-ценностный - широтой социальных интересов младших школьников, поведенческий - наличием способности у обучающихся к самооценке поведения и коррекции собственных действий. Данная модель структурно-содержательного наполнения социальной компетентности была взята нами за основу при проведении диагностических процедур с младшими школьниками. Е. И. Зарипова рассматривает процесс становления социальной компетентности младших школьников через призму особенностей региональной образовательной среды, выделяя в ней четыре группы возможностей, условно обозначая «духовные», «предметно-пространственные», «социально-контактные» и «технологические» [29]. А сам процесс становления социальной компетентности обозначает как «процесс социального развития, происходящий во взаимодействии школьника с общностью при осуществлении социально и личностно значимой деятельности». В нашем исследовании специфика регионального контекста была учтена при разработке игр, составлении комплекса уроков на основе игрового моделирования.

Обобщая результаты теоретического анализа ключевых категорий исследования, следует отметить, что рассматриваемые понятия неоднозначно трактуются в психолого-педагогической литературе. Есть необходимость в операционализации социальных компетенций детей младшего школьного возраста с учетом требований и характеристик современного социокультурного пространства и более детального описания возможностей, требований, условий использования игрового моделирования в работе с младшими школьниками.

Материалы и методы исследования / Materials and research methods

В ходе педагогического эксперимента использовались следующие методы исследования:

1) теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

2) эмпирические: наблюдение, тестирование, естественный педагогический эксперимент.

3) математические методы обработки результатов исследования.

С целью выделения, обоснования и проверки эффективности педагогических условий по использованию игрового моделирования как способа развития социальной компетентности младших школьников на базе МБОУ СОШ № 7 имени Ю. А. Грановского ст. Тбилисской было проведено исследование, состоящее из трех этапов. Всего исследованием охвачено 48 учеников начальных классов (23 обучающихся экспериментального 2 «А» класса, 25 обучающихся контрольного 2 «Б» класса).

Результаты исследования / Research results

На констатирующем этапе эксперимента нами было проведено исследование по выявлению уровня развития социальной компетентности у младших школьников. Целью проведения данного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что разработанные нами уроки на основе игрового моделирования с учетом педагогических условий будут положительно влиять на формирование социальной компетентности младших школьников.

Исследовались следующие компоненты социальной компетентности:

1. Мотивационный, включающий отношение к другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, внимания, помощи.

2. Когнитивный, который связан с пониманием норм поведения в обществе, норм общения.

3. Поведенческий, связанный с выбором адекватных ситуаций и способов общения, навыками самоорганизации, самоконтроля, навыками неконфликтного взаимодействия.

Мы рассматривали все три компонента во взаимосвязи, так как изменения в одном компоненте повлекут за собой изменения и в двух других компонентах.

Для определения уровня социальной компетентности, в частности мотивацион-ного компонента, мы вели листы наблюдения по следующим показателям:

- проявляет ли ученик интерес к общению;

- признает ли ученик ценность взаимодействия с другими людьми;

- принимает ли ученик нормы и правила взаимодействия с людьми (нормы морали, этикет);

- стремится ли ученик проявлять ответственность за свои поступки;

- желает ли ученик конструктивно взаимодействовать с другими людьми.

Результаты наблюдения за уровнем сформированности мотивационного компонента социальной компетентности представлены на рис. 1.

На констатирующем этапе эксперимента по результатам наблюдения в экспериментальном классе высокий уровень мотивационного компонента социальной компетентности показали 22% учащихся, а в контрольном - 24%; средний уровень был характерен для 65% учащихся экспериментального класса и для 60% учащихся контрольного класса; низкий уровень показали 13% экспериментального класса и 16% контрольного класса.

Для диагностики исходного уровня поведенческого и когнитивного компонента мы использовали методику Е. А. Перелыгиной, И. С. Фишман на определение уровня сформированности социальной компетентности младших школьников [30]. Результаты наблюдения за уровнем сформированности поведенческого и когнитивного компонентов социальной компетентности представлены в табл. 1.

£ эксп. контр.

и

и «

§ 100% -

? 65% 60% ^ 50%

| 22-%24% ■■ 13% 16%

* 0%

® высокий средний низкий

Уровень сформированности мотивационного компонента

Рис. 1. Уровень сформированности мотивационного компонента социальной компетентности

на констатирующем этапе эксперимента

Таблица 1

Уровень сформированности поведенческого и когнитивного компонентов социальной компетентности у учащихся на констатирующем этапе

эксперимента

Классы Уровни сформированности поведенческого и когнитивного компонентов социальной компетентности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокий Средний Низкий

Эксп. 26% (6 учащихся) 61 % (14 учащихся) 13% (3 учащихся)

Контр. 32% (8 учащихся) 52% (13 учащихся) 16% (4 учащихся)

Итак, на констатирующем этапе эксперимента по результатам тестирования в экспериментальном классе высокий уровень поведенческого и когнитивного компонентов социальной компетентности показали 26% учащихся, а в контрольном - 32%; средний уровень был характерен для 61% учащихся экспериментального класса и для 52% учащихся контрольного класса; низкий уровень показали 13% в экспериментальном классе и 16% в контрольном классе.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил сделать вывод, что уровень сформированности всех компонентов социальной компетентности у учащихся данных классов развит недостаточно, что обусловило необходимость разработки педагогических условий организации урока на основе игрового моделирования.

На формирующем этапе эксперимента нами были отобраны следующие педагогические условия организации урока на основе игрового моделирования:

1. Проведение уроков по специально разработанной технологической карте.

2. Вовлечение учащихся в процесс моделирования игровых ситуаций на уроках (с применением игрового конструктора).

3. Разработка и реализация комплекса уроков на основе игрового моделирования.

Рассмотрим подробнее реализацию данных условий на уроках.

1. Проведение уроков по специально разработанной технологической карте урока. Образец технологической карты урока представлен в табл. 2.

Таблица 2

Образец технологической карты

Тема Красная книга

Цель Проверить знания учащихся о назначении Красной книги, обсудить и расширить представления о методах сохранности исчезающих видов животных и растений, сформировать ценностное отношение к окружающей природе, развить социально-экологическую активность младших школьников

Оборудование Схема ответа, мультимедиа

Краткое содержание Занятие проводится в форме парламентских дебатов. Обучающиеся делятся на парламентеров, оппозиционеров, выбираются таймкипер, журналисты, бло-геры, общественность. Парламентерам надо убедить общественность в необходимости Красной книги, оппозиция убеждает общественность в обратном. При этом каждая команда высказывается, оперируя аргументами, приводя примеры, обосновывая свою позицию (используя формулу МОПС: мнение, обоснование, пример, следствие). Ключевое утверждение: «Красная книга - спасение природы». Журналисты, блогеры задают вопросы выступающим. Ораторам необходимо убедить зрителей в верности своих суждений. В завершение дебатов общественность принимает решение

Этапы игры 1. Подготовительный. 2. Выступление парламентеров. 2. Выступление оппозиции. 3. Подведение итогов. 4. Рефлексия

Роли Парламентеры, оппозиция, таймкипер, общественность, журналисты, блогеры, ведущий

Уровень вовлеченности учеников в игровом занятии Пороговый

Промежуточный ТТ В

Продвинутый

Формируемые социальные компетенции - Умение формулировать проблему и находить пути ее решения; - умение конструктивно взаимодействовать друг с другом, учитывать точку зрения другого; - умение обозначать свою позицию, соблюдая правила и нормы поведения в обществе - способность бережно и ценностно относиться к окружающей природе

Способ рефлексии Заполнение «Анкеты», включающей следующие вопросы: 1. Своей работой на уроке я... 2. Урок для меня показался... 3. Получил новое знание о. 4. Для меня полезным стало. 5. Планирую в будущем...

По мнению А. П. Панфиловой, познавательный эффект игровых технологий обусловлен интеграцией аналитического, экспертного и экспериментального методов [31]. Процесс конструирования игры осуществляется с помощью аналитического метода (сбор и анализ информации по оценке реальной действительности, выделение ключевых элементов, определение взаимосвязи между ними). Участвуя в игре, наблюдая за проигрываемой реальностью в «миниатюре», участники игры превращаются в экспертов реальной действительности, собственных переживаний, познания мира другого, и здесь в качестве доминирующего метода выступает экспертный. Процесс игрового моделирования своего рода запуск определенного эксперимента. В ходе игры участники преобразовывают некоторые элементы, вносят изменения, проверяют свои предположения, и на этих этапах учитель использует экспериментальный метод.

Уровень вовлеченности (пороговый, промежуточный, продвинутый) обучающихся в процесс игрового моделирования определяется учителем на основе наблюдения, исходя из готовности обучающихся, их интересов и потребностей. Пороговый уровень предполагает составление карты игры учителем, промежуточный (А, В, С) -

совместное с учителем, продвинутый - самостоятельное конструирование игры обучающимися при консультативной помощи учителя.

Подробнее осуществление выбора уровня вовлеченности учащихся в процесс игрового моделирования представлен на рис. 2.

ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

ЭТАПЫ МЕТОДЫ УРОВЕНЬ ВКЛЮЧЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Поро- Промежуточный Продви-

говый А В С нутый

Целеполагание Аналитический У У+Уч. У+Уч. У+Уч. У

Конструирование моделей > Аналитический —1 У У+Уч. У+Уч. Уч. У

Составление правил и сценария игры Экспериментальный —1 У У+Уч. У Уч. У

Воспроизведение Экспериментальный ► Уч. Уч. Уч. Уч. Уч.

Рефлексия Экспертный —1 У+Уч. У+Уч. У+Уч. У+Уч. У+Уч./ Уч.

Примечание: условные обозначения - У (учитель),

/ч (ученик).

Рис. 2. Функциональная модель процесса игрового моделирования в работе с младшими школьниками

С целью вовлечения учащихся в процесс игрового моделирования был составлен игровой конструктор, по которому учащиеся могли самостоятельно составлять дидактические игры. Создание игр является эффективным методом формирования социальной компетентности младших школьников. Шаблон игрового конструктора

представлен на рис. 3.

Тема урока Название игры ^ Цель игры

Рис. 3. Шаблон игрового конструктора

Разработанный игровой конструктор выполнен в форме вагона, каждый имеет свое название, расположен в определенной последовательности и представляет элементы игрового моделирования, необходимые для создания дидактической игры на уроках в начальной школе. В рамках педагогического эксперимента применялись различные формы работы с классом.

1. Фронтальная - одновременная работа со всем классом, при которой учитель демонстрировал макет игрового конструктора, каждый вагон которого содержал пустой лист, затем совместно с учащимися заполнял необходимые «вагончики» в соответствии с выбранным уровнем их вовлеченности.

2. Групповая: учитель делил учащихся на группы, каждой группе раздавал шаблоны игрового конструктора, учащиеся в группах работали над созданием игры.

3. Индивидуальная: учитель раздавал каждому ученику шаблон с игровым конструктором, полностью открытый для заполнения либо частично заполненный, учащимся предлагалось создать свою мини-игру по теме урока либо завершить составление игры, начатой соседом и т. п. В случае работы с полностью заполненным шаблоном учащиеся анализировали игры, давали критические оценки, обсуждали и дополняли.

В соответствии с уровнем вовлеченности учащихся в процесс моделирования была создана картотека игр с полностью и частично заполненными фрагментами дидактических игр в соответствии с тематическим планом дисциплины. Игровое моделирование реализовывалось не на всех уроках. Был составлен комплекс уроков игрового моделирования в соответствии с типами урока по ФГОС; уровнями вовлеченности учащихся в процесс игрового моделирования, формируемыми компетенциями и разделами учебной дисциплины «Окружающий мир» («Где мы живем?», «Природа», «Жизнь города и села» «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествие») на основе календарно-тематического планирования А. А. Плешакова (ФГОС УМК «Школа России») [32-34]. По всем представленным разделам была составлена картотека игр по учебной дисциплине «Окружающий мир».

На контрольном этапе эксперимента была проведена вторичная диагностика социальной компетентности младших школьников. Полученные результаты в экспериментальном классе показали большую положительную динамику в сравнении с показателями учащихся контрольного класса. Это подтвердило продуктивность реализованной работы по формированию социальной компетентности младших школьников на основе игрового моделирования. Также по результатам наблюдения за обучающимися во время учебной деятельности можно отметить повышение у них уровня познавательной активности, инициативы, творчества, желания создавать новые социально полезные игры, отмечено также самостоятельное перераспределение временного ресурса за счет повышения производительности учебного труда (быстрое конструирование игр и более детальный анализ и оценка работ друг друга).

Заключение / Conclusion

Данные исследования позволили сделать вывод об эффективности проделанной работы, послужили основой для подтверждения выдвинутой в начале исследования гипотезы о том, что если проведение уроков в начальной школе на основе игрового моделирования осуществлять в соответствии со следующими условиями:

- использование специально разработанной технологической карты урока,

- постепенное включение обучающихся в процесс игрового моделирования,

- структурирование уроков в комплекс в соответствии с типами уроков, степенью вовлеченности учащихся в процесс игрового моделирования и формируемыми социальными компетенциями,

то уровень социальной компетентности младших школьников будет иметь положительную динамику.

Необходимо подчеркнуть, что учащиеся стали лучше взаимодействовать друг с другом, научились распределять задачи в соответствии с исполняемой ролью в группе, также перестали бояться высказывать тактично свою точку зрения.

Ссылки на источники / References

1. Гакаме Ю. Д., Журавлева В. С. Педагогические условия использования игры в процессе адаптации младших школьников к обучению // Инновационные процессы в научной среде: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Научный Центр «Аэтерна». - Уфа, 2014. - С. 105-106.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.

3. Vukovic M. Survival camps in nature as a form of social skills training // Journal of elementary education. - 2021. -Vol. 14. - Spec. Issue. - Р. 129-151.

4. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

5. Бейсембаева А. К. Игровое моделирование как инновационная технология в образовании // Молодой ученый. - М., 2018. - № 48. - 275 с.

6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. - М.: Юрайт, 2019. - 160 с.

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.

8. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. - 1996. -№ 3. - С. 19-32.

9. Olubunm M. Odewum Interactive effects of acolour wheel motion game on pupils' cognitive development in graphic arts // Journal of elemntary education. - 2020. - Vol. 13. - № 2. - Р. 153-168.

10. Matijevic M., Topolovcan T. Informal learning among teenagers through video games: a qualitative analysis of experiences, game modes and didactic benefits // Journal of elemntary education. - 2019. - Vol. 12. - № 1. - Р. 1-26.

11. Фоминых М. В. Инновационные преимущества технологии моделирования в профессионально-педагогическом образовании. - М.: Буки-Веди, 2014. - 265 с.

12. Исакова Т. В. Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья. - СПб.: РГПУ, 2017. - 201 с.

13. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. за-вед. / под общ. ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М.: Академия, 2006. - 362 с.

14. Соловьева А. В. Формирование социальной компетентности младших школьников // Молодой ученый. -2020. - № 26.1. - URL: https://moluch.ru/archive/316/72280/

15. Самсонова Т. И. Социальная компетентность подростков: условия и технологии формирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. - Сер. 12. - Вып. 2. - С. 192-196.

16. Учурова С. А. Групповая учебная работа как способ развития социальной компетентности учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук / ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А. Г. Горького». - Екатеринбург, 2007. - 24 с.

17. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.

18. Финогенов А. В. Игровые технологии в школе: учеб.-метод. пособие. - Красноярск: КГУ, 2001. - 89 с.

19. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. - 2001. - № 4. - С. 120-128.

20. Tomljenovic Z. The Cognitive Aspect of Interactive Learning and Teaching in Visual Arts // Journal of elementary education. - 2020. - Vol. 13. - № 2. - Р. 131-152.

21. Stellar J. E., Willer R. Unethical and Inept? The Influence of Moral Information on Perceptions of Competence Stanford University // Journal of Personality and Social Psychology. - 2018. - № 114 (2). - С. 195-210.

22. Де Корте Э. Проектирование учебного процесса: создание высокоэффективных образовательных сред для развития навыков саморегуляции // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. - 2019. - № 4. - С. 30.

23. Томова Е. З. Развитие социальной и межкультурной компетенции у студентов посредством взаимного оценивания // Образование и саморазвитие. - 2021. - Т. 16. - № 3. - С. 213-229.

24. Знаков В. В. Психологические условия понимания мира человека // Вопросы психологии. - 2018. - № 1. - С. 16-27.

25. Потанина Л. Т., Гусев А. Н. Прагматическое/непрагматическое видение мира как показатель нравственного развития школьника // Вопросы психологии. - 2018. - № 5. - С. 23-32.

26. Шрюфер Г., Вренгер К., Линдеманн И. Образование в интересах устойчивого развития: «рефлексии» как инструмент формирования компетенций // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. - 2020. - № 2. - С. 152.

27. Крузе-Брукс О. А. Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы средствами учебной кооперации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / ГОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого». - Великий Новгород, 2008. - 26 с.

28. Коротина Ю. В. Структурно-содержательные особенности социальной компетентности младших школьников // Вестник ТГУ. - 2010. - Вып. 12 (92). - С. 143-149.

29. Зарипова Е. И. Становление социальной компетентности школьника в условиях региональной образовательной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук / ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет». - Омск, 2005. - 24 с.

30. Панфилова А. П. Указ. соч. - С. 27.

31. Перелыгина Е. А., Фишман И. С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентно-стей учащихся начальной школы. - Самара, 2008. - 128 с.

32. Плешаков А. А., Соловьева А. Е. Окружающий мир: метод. рек. 2 класс: пособие для учителей общеобразо-ват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012. - 95 с.

33. Баранова О. И., Журавлева В. С. Театрализованная игра как средство педагогического сопровождения социальной адаптации первоклассников // Современная наука: теоретический и практический взгляд: между-нар. науч.-практ. конф. - 2015. - С. 167-170.

34. Сергеева Б. В., Шерстюк А. Е. Дидактическая игра как средство активизации коммуникативной деятельности младших школьников // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа, 2014. - С. 103-105.

1. Gakame, Yu. D. & Zhuravleva, V. S. (2014). "Pedagogicheskie usloviya ispol'zovaniya igry v processe adaptacii mlad-shih Shkolnikov k obucheniyu" [Pedagogical conditions for the use of the game in the process of adaptation of primary school students to learning], Innovacionnye processy v nauchnoj srede: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Nauchnyj Centr "Aeterna", Ufa, pp. 105-106 (in Russian).

2. Zimnyaya, I. A. (2004). Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii [Key competences as the effective-target basis of the competence approach in education], Issle-dovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, Moscow, 38 p. (in Russian).

3. Vukovic, M. (2021). "Survival camps in nature as a form of social skills training", Journal of elementary education, vol. 14, spec. issue, pp. 129-151 (in English).

4. Yasvin, V. A. (2001). Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to design], Smysl, Moscow, 365 p. (in Russian).

5. Bejsembaeva, A. K. (2018). "Igrovoe modelirovanie kak innovacionnaya tekhnologiya v obrazovanii" [Game modeling as an innovative technology in education], Molodoj uche-nyj, Moscow, № 48, 275 p. (in Russian).

6. Vygotskij, L. S. (2019). Igra i ee rol' v psihologicheskom razvitii rebenka [The game and its role in the psychological development of the child], Yurajt, Moscow, 160 p. (in Russian).

7. Vygotskij, L. S. (1982). Sobranie sochinenij [Collected works], Pedagogika, Moscow, 504 p. (in Russian).

8. Leont'ev, A. N. (1996). "Psihologicheskie osnovy doshkol'noj igry" [Psychological foundations of preschool game], Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, № 3, pp. 19-32 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Olubunm, M. (2020). "Odewum Interactive effects of acolour wheel motion game on pupils' cognitive development in graphic arts", Journal of elemntary education, vol. 13, № 2, pp. 153-168 (in English).

10. Matijevic, M. & Topolovcan, T. (2019). "Informal learning among teenagers through video games: a qualitative analysis of experiences, game modes and didactic benefits", Journal of elemntary education, vol. 12, № 1, pp. 1-26 (in English).

11. Fominyh, M. V. (2014). Innovacionnye preimushchestva tekhnologii modelirovaniya v professional'no-pedagog-icheskom obrazovanii [Innovative advantages of modeling technology in vocational pedagogical education], Buki-Vedi, Moscow, 265 p. (in Russian).

12. Isakova, T. V. (2017). Razvitie social'noj kompetentnosti kak faktor social'nogo zdorov'ya [Development of social competence as a factor of social health], RGPU, St. Petersburg, 201 p. (in Russian).

13. Panfilova, A. P. (2006). Igrovoe modelirovanie v deyatel'nosti pedagoga [Game modeling in the work of a teacher]: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. za-ved., Akademiya, Moscow, 362 p. (in Russian).

14. Solov'eva, A. V. (2020). "Formirovanie social'noj kompetentnosti mladshih shkol'nikov" [Formation of social competence of primary school students], Molodoj uchenyj, № 26.1. Available at: https://moluch.ru/archive/316/72280/ (in Russian).

15. Samsonova, T. I. (2008). "Social'naya kompetentnost' podrostkov: usloviya i tekhnologii formirovaniya" [Social competence of adolescents: conditions and technologies of formation], Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta, ser. 12, vyp. 2, pp. 192-196 (in Russian).

16. Uchurova, S. A. (2007). Gruppovaya uchebnaya rabota kak sposob razvitiya social'noj kompetentnosti uchashchihsya [Group learning as a way to develop the social competence of students]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, GOU VPO "Ural'skij gosudarstvennyj universitet im. A. G. Gor'kogo", Ekaterinburg, 24 p. (in Russian).

17. Kunicyna, V. N., Kazarinova, N. V. & Pogol'sha, V. M. (2001). Mezhlichnostnoe obshchenie [Interpersonal communication]: ucheb. dlya vuzov, Piter, St. Petersburg, 544 p. (in Russian).

18. Finogenov, A. V. (2001). Igrovye tekhnologii v shkole [Game technology at school]: ucheb.-metod. posobie, KGU, Krasnoyarsk, 89 p. (in Russian).

19. Kalinina, N. V. (2001). "Formirovanie social'noj kompetentnosti kak mekhanizm ukrepleniya psihicheskogo zdoro-v'ya podrastayushchego pokoleniya" [Formation of social competence as a mechanism for improving the mental health of the younger generation], Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, № 4, pp. 120-128 (in Russian).

20. Tomljenovic, Z. (2020). "The Cognitive Aspect of Interactive Learning and Teaching in Visual Arts", Journal of elementary education, vol. 13, № 2, pp. 131-152 (in English).

21. Stellar, J. E. & Willer, R. (2018). "Unethical and Inept? The Influence of Moral Information on Perceptions of Competence Stanford University", Journal of Personality and Social Psychology, № 114 (2), pp. 195-210 (in English).

22. De Korte, E. (2019). "Proektirovanie uchebnogo processa: sozdanie vysokoeffektivnyh obrazovatel'nyh sred dlya razvitiya navykov samoregulyacii" [Design of the educational process: creating highly effective educational environments for the development of self-regulation skills], Voprosy obrazovaniya/Educational Studies Moscow, № 4, p. 30 (in Russian).

23. Tomova, E. Z. (2021). "Razvitie social'noj i mezhkul'turnoj kompetencii u studentov posredstvom vzaimnogo oce-nivaniya" [Development of social and intercultural competence in students through mutual assessment], Obrazovanie i samorazvitie, t. 16, № 3, pp. 213-229 (in Russian).

24. Znakov, V. V. (2018). "Psihologicheskie usloviya ponimaniya mira cheloveka" [Psychological conditions for understanding the human world], Voprosy psihologii, № 1, pp. 16-27 (in Russian).

25. Potanina, L. T. & Gusev, A. N. (2018). "Pragmaticheskoe/nepragmaticheskoe videnie mira kak pokazatel' nravstven-nogo razvitiya shkol'nika" [Pragmatic / non-pragmatic vision of the world as an indicator of the moral development of a student], Voprosy psihologii, № 5, pp. 23-32 (in Russian).

26. Shryufer, G., Vrenger, K. & Lindemann, I. (2020). "Obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitiya: "refleksii" kak instrument formirovaniya kompetencij" [Education for sustainable development: "reflections" as a tool for the formation of competences], Voprosy obrazovaniya/Educational Studies Moscow, № 2, p. 152 (in Russian).

27. Kruze-Bruks, O. A. (2008). Formirovanie social'noj kompetentnosti uchashchihsya nachal'noj shkoly sredstvami uchebnoj kooperacii [Formation of social competence of primary school students by means of educational cooperation]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, GOU VPO "Novgorodskij gosudarstvennyj universitet imeni Yaroslava Mudrogo", Velikij Novgorod, 26 p. (in Russian).

28. Korotina, Yu. V. (2010). "Strukturno-soderzhatel'nye osobennosti social'noj kompetentnosti mladshih shkol'nikov" [Structural and content features of social competence of primary school students], Vestnik TGU, vyp. 12 (92), pp. 143-149 (in Russian).

29. Zaripova, E. I. (2005). Stanovlenie social'noj kompetentnosti shkol'nika v usloviyah regional'noj obrazovatel'noj sredy [Formation of social competence of a schoolchild in a regional educational environment]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, GOU VPO "Omskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet", Omsk, 24 p.

30. Panfilova, A. P. (2006). Op. cit., p. 27 (in Russian).

31. Perelygina, E. A. & Fishman, I. S. (2008). Metodicheskie rekomendacii po formirovaniyu klyuchevyh kompetentnostej uchashchihsya nachal'noj shkoly [Methodological recommendations for the formation of key competences of primary school students], Samara, 128 p. (in Russian).

32. Pleshakov, A. A. & Solov'eva, A. E. (2012). Okruzhayushchij mir: metod. rek. 2 klass [Surrounding world: method. recomendations 2nd grade]: posobie dlya uchitelej obshcheobrazovat. uchrezhdenij, Prosveshchenie, Moscow, 95 p. (in Russian).

33. Baranova, O. I. & Zhuravleva, V. S. (2015). "Teatralizovannaya igra kak sredstvo pedagogicheskogo soprovozhdeniya social'noj adaptacii pervoklassnikov" [Theatrical play as a means of pedagogical support for the social adaptation of first-graders], Sovremennaya nauka: teoreticheskij i prakticheskij vzglyad: mezhdunar. nauch.-prakt. konf, pp. 167170 (in Russian).

34. Sergeeva, B. V. & Sherstyuk, A. E. (2014). "Didakticheskaya igra kak sredstvo aktivizacii kommunikativnoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov" [Didactic game as a means of enhancing the communicative activity of primary school students], Novye zadachi psihologii i pedagogiki i puti ih resheniya: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf, Ufa, pp. 103-105 (in Russian).

Вклад авторов

Ю. Д. Гакаме - анализ теоретических основ проблемы, описание результатов исследования.

Б. В. Сергеева - анализ теоретических основ проблемы.

А. А. Рыбалкина - описание педагогического эксперимента.

Contribution of the authors

Yu. D. Gakame - analysis of the theoretical foundations of the problem, description of the research results.

B.V. Sergeeva - analysis of the theoretical foundations of the problem.

A. A. Rybalkina - description of the pedagogical experiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.