Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
40
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНР / обучение / воспитание / развитие / чтение / младшие школьники / методы / training / education / development / reading / primary schoolchildren / methods

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Береговая К.А.

Формирование навыков чтения у младших школьников фундаментальный навык дальнейшей социализации. Обучение и воспитание детей с ОНР осуществляется в специальных условиях и требует определенных подходов. В данной статье речь пойдет об особенностях формирования такого важнейшего навыка как чтение у младших школьников с нарушениями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Береговая К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF FUNCTIONAL BASIS OF READING IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH GENERAL UNDEVELOPMENT OF SPEECH

Developing reading skills in younger schoolchildren is a fundamental skill for further socialization. The education and upbringing of children with special needs is carried out in special conditions and requires certain approaches. This article will discuss the features of developing the most important reading skill in primary schoolchildren with speech impairments.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

УДК 376.3

Береговая К.А.

студентка кафедры специального (дефектологического)образования, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова

(г. Симферополь, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Аннотация: формирование навыков чтения у младших школьников -фундаментальный навык дальнейшей социализации. Обучение и воспитание детей с ОНР осуществляется в специальных условиях и требует определенных подходов. В данной статье речь пойдет об особенностях формирования такого важнейшего навыка как чтение у младших школьников с нарушениями речи.

Ключевые слова: ОНР, обучение, воспитание, развитие, чтение, младшие школьники, методы.

Проблемами изучения общего недоразвития речи в контексте психолого-педагогической науки занимались различные отечественные исследователи: Р.Е. Левина, Д.Ю. Скрябина, В.К. Воробьева, И.Н. Евтушенко, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Т.А. Сидорчук, С.В Лелюх и др.

В учебной литературе Н.М. Борозинец, Т. С. Шеховцова, М.В. Колокольникова отмечается, что впервые определение понятию «общее недоразвитие речи» было дано Р.Е. Левиной в 50-60е годы XX века. По ее мнению, под понятием общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом следует понимать такую речевую недоразвитость, при которой нарушенными звеньями считаются все компоненты речевой системы преимущественно относящимся, как к смысловой, так и к звуковой стороне оформления [1].

Шашкина Г. Р. при ОНР отмечает позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования [3].

Д.Ю. Скрябина замечает, что системное нарушение речевых компонентов характеризуется различными проявлениями. В их число входит:

- ограничение словарного запаса

- многочисленные речевые замены

- использование разных форм слов без учета констестуальных связей

- аграмматизмы

- бедность и стереотипность оформления речи

- нарушения звуко-слоговой структуры речи [2]

Анализируя ошибки и трудности младших школьников с общим недоразвитием речи в процессе обучения чтению можно сделать вывод, что они возникают вследствие недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языка [2].

Начиная овладевать элементарными навыками чтения, младшие школьники испытывают затруднения в развитии фонетической стороны речи, лексики и грамматического строя. Вследствие этого, одной из функциональных особенностей формирования базисов чтения являются систематические занятия на протяжении всей начальной школы. Такие занятия должны включать в себя формирование устной речи, подготовительные занятия к овладению грамотой, совершенствование навыков анализа и синтеза, развитие моторики [2].

Обучение чтению младших школьников с ОНР должно быть слоговым. Используются разнообразные приемы слияния звуков в слог. Знакомые слова читаются детьми целиком с выделением ударного слога, обращая внимание на знаки в тексте. Ошибки при чтении корригируются логопедом. В некоторых случаях слова, в которых наиболее часто встречаются ошибки подвергаются повторному анализу и синтезу. Так, наиболее часто для коррекции ошибок при чтении, слова выписываются на доску и логопедом демонстрируются буквы и слоги разрезной азбуки [2].

Ф.Ф. Рау работу по уточнению звукового состава слова рекомендует проводить по методу «слушать-читать-произносить» Такой метод заключается в использовании микрофона, когда ребенок сначала слушает предложение, прочитанное логопедом, затем читает его самостоятельно с использованием гарнитуры, что позволяет ему услышать собственную речь и понять ошибку. В случае необходимости и частых ошибок логопед повторно применяет данный метод [2].

В словах, в которых школьник с ОНР допускает больше всего ошибок логопедом используется следующий метод: предъявляются картинки с таким же звуком (туфли-тапочки)

При обучении аспектам чтения младшие школьники переходят к упражнениям в чтении слогов со звуком, буквой, а также сочетаниям «гласный+согласный+гласный». Далее проводятся упражнения по работе с ритмом, слиянием звуков в слог [1].

Упражнения для чтения включают в себя и работу с разрезной азбукой. В таких упражнениях логопедом предоставляются образцы слогов в любой форме (на доске, в букваре, на индивидуальных карточках) по которым дети складывают такие-же слоги и анализируют полученное. Такие упражнения могут быть интерпретированы по-разному: как с составлением схемы на выученное слово, так и составлением слова по схеме [2].

В индивидуальной работе со школьниками рекомендуется проводить работу над ошибками дополнительным выписыванием слов и слогов в тетрадь. Во фронтальной работе учитель также использует дактилирование, что позволяет уточнять фонемный состав слов и проводить работу над ошибками.

Дальнейшая работа с младшими школьниками в 4-5х классах складывается методом самостоятельного чтения. Д.Ю. Скрябина отмечает, что самостоятельное чтение с подключением логопеда в затруднительных местах включает в себя: чтение через слово или определенные отрезки текста поочередно с кем-либо в одном и том же ритме чтение диалога чтение

заученного стихотворения чтение с остановками и соблюдением знаков препинания [2].

Обучение базисам чтения школьников с ОНР, по мнению автора, на первом этапе заключается в формировании техники речи, в упражнениях на постановку дыхания, тембра голоса, артикуляцию. Обучение чтению проводится на заранее упрощенных речевых материалах. Одновременно с обучением чтению проводится психологическая работа по принятию речевого дефекта и устранению личностных черт характера школьников, проявляющихся в замкнутости вследствие имеющихся нарушений.

Так, второй этап обучения чтению школьников с ОНР строится на усложненном речевом материале и сводится к прочтению текста и его смысловому пониманию [2].

На третьем этапе проводится автоматизация новых речевых навыков и их использование в различных ситуациях общения. Особое внимание при коррекции ОНР в младшем школьном возрасте обращают на воспитание психологической устойчивости к трудностям усвоения материалов в том числе умение адекватно реагировать на проявление спонтанных неудач в повседневной речевой активности [1].

Таким образом, обучение навыкам чтения младших школьников -важный аспект в психолого-педагогической практике. Связано это с тем, что неполноценная речевая деятельность оставляет значимый отпечаток на дальнейшей сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников : учебное пособие / Р. И. Лалаева. — Санкт-Петербург : КАРО, 2019. — 256 с.;

2. Скрябина, Д. Ю. Логопедия : хрестоматия / Д. Ю. Скрябина. — Глазов : ГГПИ им. Короленко, 2020 — Том 2 — 2020. — 368 с.;

3. Спирова, Л. Ф. Недостатки чтения у детей и пути их преодоления // Недостатки речи у учащихся младших классов массовой школы. М.: Просвещение, 1965

Beregovaya K.A.

Crimean Engineering and Pedagogical University (Simferopol, Russia)

FEATURES OF FORMATION OF FUNCTIONAL BASIS OF READING IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH GENERAL UNDEVELOPMENT OF SPEECH

Abstract: developing reading skills in younger schoolchildren is a fundamental skill for further socialization. The education and upbringing of children with special needs is carried out in special conditions and requires certain approaches. This article will discuss the features of developing the most important reading skill in primary schoolchildren with speech impairments.

Keywords: training, education, development, reading, primary schoolchildren, methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.