НАПРАВЛЕНИЯ ПРОПЕДЕВТИКИ ЧТЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
М.А. Бурба, магистрант
Научный руководитель: Т.А. Алтухова, канд. пед. наук, доцент
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
(Россия, г. Белгород)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-1-1-108-111
Аннотация. В статье на основе анализа результатов экспериментального изучения состояния функционального базиса навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи определяются основные направления пропедевтики чтения. Приводятся примеры заданий и упражнений, включенных в рабочую тетрадь по пропедевтике чтения. Целенаправленно и систематически проводили коррекционно-развивающую работу со старшими дошкольниками с ОНР в плане обучения их первоначальным навыкам чтения, учитывая состояние функционального базиса, что, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности логопедической работы.
Ключевые слова: предпосылки овладения навыком чтения, пропедевтика чтения, дошкольники с общим недоразвитием речи.
Пропедевтика навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе дошкольного образования.
К числу психических функций, лежащих в основе формирования навыка чтения, ученые относят устную речь (ее фоне-тико-фонематическую сторону и лексико-грамматический строй) - вербальный компонент функционального базиса письменной речи, а также пространственные представления, зрительный гнозис, зрительно-моторную координацию, сукцессивные операции, слухоречевую и зрительную память - невербальный компонент функционального базиса (Т.А. Алтухова [1], А.Н. Корнев [5], А.В. Лагутина [6], Р.И. Лалаева [8], Р.Е. Левина [9], И.Н. Садовникова [10] и др.).
Согласно исследованиям, у детей с ОНР к началу овладения навыком чтения могут оказаться несформированными не только устно-речевые предпосылки, но и психические функции, составляющие невербальный компонент функционального базиса. Причем, в плане готовности к обучению грамоте эти дети могут представлять неоднородную группу: у одних может преимущественно оказаться несформиро-ванным вербальный компонент функцио-
нального базиса, у других - наряду с выраженными нарушениями развития устной речи может наблюдаться относительно незначительное недоразвитие невербального компонента, а у третьих - достаточно выраженным может быть недоразвитие обоих компонентов (А.В. Лагутина [6]).
Поэтому для реализации индивидуального и дифференцированного подходов в организации и реализации пропедевтики навыка чтения у этих детей важным является определение состояния его предпосылок (функционального базиса).
Целью констатирующего этапа нашего экспериментального исследование стало выявление состояния предпосылок навыка чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе констатирующего этапа эксперимента решались следующие задачи:
1.Подобрать диагностический инструментарий для изучения состояния предпосылок навыка чтения.
2. Организовать изучение состояния предпосылок навыка чтения.
3. Осуществить количественный и качественный анализ результатов изучения состояния предпосылок навыка чтения.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад
№89 «Центр развития ребенка «Непоседы» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 24 старших дошкольника, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые имели логопедическое заключение «Общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития».
Обследование включало 2 блока:
1 блок - обследование вербального компонента функционального базиса чтения. Применялись диагностические методики следующих авторов: Г.А. Волковой [2], Л.Н. Ефименковой [3],
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко [4]. Обследование вербального компонента проходило по следующим направлениям: обследование фонематического восприятия; обследование звуковой культуры речи; обследование словаря; обследование грамматической стороны речи; обследование связной речи.
2 блок - обследование невербального компонента функционального базиса чтения. При отборе диагностического инструментария мы опирались на диссертационное исследование А.В. Лагутиной [6]. Обследование невербального компонента проходило по следующим направлениям: обследование двигательной сферы; обследование процесса зрительного восприятия; обследование особенностей сформирован-ности акустического гнозиса; обследование слухоречевой памяти; обследование зрительно-предметной памяти; обследование процессов внимания.
По результатам изучения состояния двух блоков определялся также уровень сформированности функционального базиса чтения в целом.
На рисунке 1 представлен уровень сформированности функционального базиса чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
80% 60% 40% 20% 0%
71%
29%
I Высокий уровень
I Средний уровень
Низкий уровень
Рис. 1. Уровень сформированности функционального базиса чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Исходя из полученных данных, был сделан вывод о том, что у основной части обследованных детей (71%) преобладает низкий уровень сформированности предпосылок овладения навыком чтения, и 29% детей продемонстрировали средний уровень.
У детей с низким уровнем отмечались недостаточная сформированность компонентов фонематического восприятия, нарушения звуковой культуры речи, ограниченный словарный запас, нарушения грамматического строя речи и несформи-рованность связной речи, а также были выявлены низкие показатели развития
двигательной сферы, зрительного восприятия, несформированность акустического гнозиса, слухоречевой памяти и процессов внимания.
У детей со средним уровнем преобладали устно-речевые проблемы, преимущественно в лексико-грамматическом строе и связной речи, а также отмечалась менее выраженная недостаточность в развитии двигательной сферы, слухоречевой памяти, внимания.
Анализ результатов исследования показал, что в нашей выборке основную группу составили дошкольники с ОНР, у которых
были не сформированы оба компонента функционального базиса чтения.
Результаты исследования позволили определить направления пропедевтической работы по обучению чтению старших дошкольников с ОНР:
1. Формирование функционального базиса чтения:
- работа над развитием речевых функций (фонематическое восприятие, звуко-буквенный анализ);
- работа над развитием неречевых функций (зрительное восприятие, акустический гнозис, слухоречевая память, внимание).
2. Обучение начальным навыкам чтения (пропедевтика слогового чтения, пропедевтика правильности чтения, пропедевтика выразительности и смыслового компонента чтения).
Нами была разработана рабочая тетрадь-тренажер по пропедевтике чтения старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для овладения каждой буквой и приемами чтения с ней в рабочей тетради предлагаются приемы, задания и упражнения, которые учитывают указанные выше направления и способствуют правильному восприятию и запоминанию графического знака, отработке умения согласовывать этот графический знак с соответствующим звуком/звуками, навыка выделения этого знака из ряда других, умение находить букву в слове и тексте, прочтение звука (гласного) или слога (слова, предложения) с различной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной).
Приведем примеры этих упражнений и заданий:
- для коррекции и развития фонематического восприятия, формирования навыка
Библиографический список
1. Алтухова Т.А. Формирование навыка чтения у обучающихся с общим недоразвитием речи, осваивающих начальный уровень образования: коррекционно-пропедевтический аспект. - Белгород: БелГУ, 2020.
2. Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Владос, 2013. - 680 с.
3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 2015. - 112 с.
4. Коноваленко В.В. Правильное произношение и чтение. Популярное пособие для родителей и воспитателей. Серия Дошкольное образование // В.В. Коноваленко, С В. Коноваленко. - М.: Гном и Д, 2000. - 144 с.
звуко-буквенного анализа: «Рассмотри рисунки и назови их. Найди и раскрась только те предметы, в названиях которых есть заданный звук», «Назови слова, которые начинаются на заданный звук», «Хлопни, когда услышишь звук»);
- для развития внимания, зрительного восприятия и усвоения зрительного образа буквы, для пропедевтики правильности чтения: «Обведи букву, которая написана правильно», «Найди и покажи все буквы», «Наложенные рисунки», «Буквы спрятались», «Найди и подчеркни в данных словах букву», «Найди и подчеркни в предложениях букву», «Вылепи букву из пластилина», «Выложи букву из пуговиц»);
- для развитие моторных функций: «Обведи и напиши букву», «Заштрихую букву» и др.);
- для пропедевтики способа чтения: «Какие гласные спрятались в словах?», «Буквы подружились», «Найди границы слогов в слове», «Прочитай слова»;
- для пропедевтики выразительности чтения: «Прочитай букву (слог, слово, предложение) с соответствующей интонацией», «Определи, какой клоун произнес звук - грустный или веселый»);
- для пропедевтики понимания - «Прочитай и найди картинку» и др.
На наш взгляд, таким образом организованная рабочая тетрадь позволит целенаправленно и систематически проводить коррекционно-развивающую работу со старшими дошкольниками с ОНР в плане обучения их первоначальным навыкам чтения, учитывая состояние функционального базиса, что, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности логопедической работы.
5. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. - М.: Экс-мо, 2014. - 128 с.
6. Лагутина А.В. Формирование функционального базиса чтения у детей 4-х лет с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2006. - №6. - С. 48-59.
7. Лагутина А.В. Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - Москва, 2007. - 192 с.
8. Лалаева Р.И. Логопедия в таблицах и схемах. Учебное пособие / Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. - М.: Парадигма, 2016. - 216 с.
9. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Эксмо, 2014. - 367 с.
10. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 256 с.
DIRECTIONS OF PROPAEDEUTICS OF READING IN OLDER PRESCHOOLERS WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT
M.A. Burba, Graduate Student
Supervisor: T.A. Altukhova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Belgorod State National Research University (Russia, Belgorod)
Abstract. In the article, based on the analysis of the results of an experimental study of the state of the functional basis of reading skills in older preschool children with general speech underdevelopment, the main directions of propaedeutics of reading are determined. Examples of tasks and exercises included in the workbook on propaedeutics of reading are given. Purposefully and systematically carried out correctional and developmental work with older preschoolers with ONR in terms of teaching their initial reading skills, taking into account the state of the functional basis, which, in turn, will contribute to improving the effectiveness of speech therapy work.
Keywords: prerequisites for mastering the reading skill, propaedeutics of reading, preschoolers with general speech underdevelopment.