Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
DOI 10.47643/1815-1329 2020 11 76
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА (ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
ЕРИН Василий Васильевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса Юридического института Кемеровского государственного университета, (Кемерово, Россия). E-mail: [email protected]
ОПИЛАТ Наталья Ивановна,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права Юридического института Кемеровского государственного университета, (Кемерово, Россия). E-mail: [email protected];
НЕВЗОРОВ Тимур Борисович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса Юридического института Кемеровского государственного университета, (Кемерово, Россия). E-mail: [email protected];
РЫБАШКОВА Альбина Радиковна,
ассистент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса Юридического института Кемеровского государственного университета, (Кемерово, Россия). E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье проводится анализ и дается правовая оценка такому неправовому регулятору общест-
венных отношений, как религия. Авторами рассматривается двоякая роль религиозной нормы и её влияние на формирование и развитие судебной практики. Авторы проводят анализ экологических норм, содержащихся в текстах священных книг основных мировых религий. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что все религии мира призывают человека заботиться об окружающей природной среде и населяющих Землю живых существах. Объединение усилий религиозных организаций в борьбе за сохранение природы будет способствовать формированию и развитию экологического сознания каждого жителя нашей планеты.
Abstract: The article analyzes and gives a legal assessment of such a legal regulator of public relations as religion. The authors con-
sider the dual role of religious norms and their influence on the formation and development of judicial practice. The authors analyze the environmental norms contained in the texts of the Holy books of the main world religions. The results obtained allow us to conclude that all religions of the world call on people to take care of the natural environment and the living creatures that inhabit the Earth. Combining the efforts of religious organizations in the fight for nature conservation will contribute to the formation and development of ecological consciousness of every inhabitant of our planet.
Ключевые слова: экологическое сознание, религиозная норма, православие, ислам, буддизм, иудаизм, экологический кризис, охрана окружающей среды.
Keywords: environmental consciousness, religious norm, Orthodoxy, Islam, Buddhism, Judaism, environmental crisis, environmental
protection.
Право является не единственным механизмом регу-
Религия несет в себе историческую память народов, является хранителем нравственных ценностей и ориентиров, которые служат своеобразным «компасом» для человека.[3] В зарубежной юриспруденции актуальность изучения вопросов взаимодействия права и религии связывают с новым явлением и «возвращение религии в публичное пространство, возвращение религиозной составляющей общественной жизни».[4] В ходе исследования в Юридическом институте Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых распространенности неправовых регуляторов в правоприменительной практики и использование религиозных норм при вынесении решения были получены следующие результаты :
1. Подавляющее большинство судей (54%) никогда не используют религиозные нормы ;
2. Из оставшихся 46% : 37% применяют религиозные нормы только, когда в законе есть ссылка на них, 8% помимо ссылки руководствуются духом законодательства в случае детализации правоприменительных процессов, 1% считает необходимым учитывать религиозные убеждения.[5]
При этом стоит обратить внимание, что религиозная норма выступает как образец поведения, с одной стороны, с другой - регулирует поведение широкого круга лиц (приверженцев религии, субъектов, отправляющих религиозные обряды).
Православное христианство рассматривает вопросы
лирования общественных отношений. Воздействие на общественные отношения осуществляется также с помощью норм морали, религиозных постулатов, обычаев и национальных традиций и т.д. Не стоит отбрасывать в сторону влияние правил морали и этики общественных организаций, субкультур и различных социальных групп. Россия является многонациональным государством, в котором проживает более 180 национальностей (этнических групп)[1], исповедующих различные религии, в том числе православие, ислам, католицизм, протестантизм, иудаизм и др.
В настоящий момент наблюдается, с одной стороны,
повышение роли неправовых регуляторов, их соединение с позитивным правом в определенных аспектах (например, исчезновение кровной мести), с другой - наоборот, противостояние с правом (например, развитие АУЕ - новой молодежной субкультуры)[2]. Законодатель признает большое влияние неправовых регуляторов и отражает это путем их признания, например, отнесение обычаев к источникам гражданских правоотношений. Если рассмотреть религиозные нормы, то суды рассматривая дела, встречаются с большим количеством религиозных споров, например, при регистрации или ликвидации религиозной организации, соотнесение религиозного и светского образования, различным пониманием религиозных текстов.
Земельное право; природоресурсное право; экологическое
право; аграрное право
экологического правосознания, экологической этики, веры, любви к природе. И во многом право при формировании правовой культуры исходит из религиозных канонов. Священное писание (Библия Ветхого и Нового Завета) и Священное предание (решения Вселенских канонических соборов, труды патриархов церкви) являются источниками классического православия [6], также стоит отметить, что Священное писание содержит большое количество правил, регулирующих отношения человека и природы, например, Ветхий Завет, Бытие (1, 28) указывает «...и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями,) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею)...»[7]. В вышеуказанном наставлении наблюдается передача человеку владельческих прав пользования природой, что также подтверждается в Псаломе 23.1 «господня Земля и что наполняет её, вселенная и все живущее в ней». В ряде случаев Библия содержит запрещающие нормы экологического характера (Второзаконие 20, 19) и нормы, призывающие беречь и заботиться о животных (Послание к Евреям 10:1-18, Притчи 12:10). Забота о природе помимо Библии отражалась и в трудах отцов церкви. Иерений Полонский в своем произведении «против ересей» писал: «.для христианина характерным есть уважение к природе и любой твари. и мы не имеем права распоряжаться ничем по нашим прихотям и своеволью»[6]. Русская Православная Церковь также уделяет большое внимание вопросам экологии. Так Архиерейским собором в 2000 г. были приняты Основы социальной концепции РПЦ, в которой целый раздел посвящен проблемам экологии. Церковь отмечает неоправданный рост общественного потребления ресурсов, стремление к изобилию и роско-ши.[8] Между человеком и природой невозможно органического единства, т.к. люди руководствуются эгоистическими побуждениями и вседозволенностью. По мнению РПЦ человек должен «показать свое царское достоинство не в господстве и насилии над окружающим миром, но в «возделывании» и «хранении» царства природы, за которое он ответственен перед Богом». С христианской точки зрения природа рассматривается с двух сторон, первая сторона заключается в том что, природа - это дом, в котором человек не является хозяином, он всего лишь домоправитель. Природа для него не кладезь ресурсов для эгоистического и безответственного поведения. Вторая сторона, заключается в том, что природа это храм, где человек, являясь священником, служит не природе, а единому Творцу. В основах социальной концепции также отмечается антропологический характер экологических проблем, источником которых является человек. Однако, как считает РПЦ, ответы на вопросы, поставленные экологическим кризисом, следует искать в душе человека, не обращая внимания на экономику, биологию, технологию и т.д.
Однако в определенной мере не стоит винить одного лишь человека во всех земных бедах, хотя, с другой стороны, не стоит и принижать антропогенное влияние на окружающую среду. Еще одним документом принятым Архиерейским собором РПЦ 04.02.2013 году является «Позиция Русской Право-
славной Церкви по актуальным проблемам экологии».[9] В данном документе церковь отмечает ответственность всего человечества за состояние окружающей природной среды, загрязнение и разрушение природы рассматриваются как следствие человеческого греха, его воплощение. Церковь призывает осмыслить вопросы экологии и отмечает, что восстановление здоровья природы есть результат духовного возрождения личности и общества, аскетическом отношении человека к своим потребностям и самоограничении. Такое негативное отношение человека к природе происходит по причине глубоко духовного кризиса человечества, который необходимо преодолеть и воспитывать в детях и молодежи ответственность за природу. Церковь также уделяет большое внимание экологической деятельности, которое понимается как заповеданное господом обращение человека с тварным миром. Нарушения между человеком и природой являются результатом грехопадения людей. При этом для того, чтобы экологическая деятельность достигла своих результатов, человеку следует преодолеть свое отчуждение от Бога и жить по его заповедям.
Также с целью привлечения внимания к вопросам экологии с 2015 года решением Священного Синода РПЦ первое воскресение сентября объявляется днем молитвы о Божи-ем творении (днем всеобщего экологического служения), в который предлагается совместными усилиями повсеместно проводить экологические мероприятия.[10]
С точки зрения Ислама человек и его окружающая среда являются единым творением Аллаха. Все на земле создано для восхваления и поклонения своего Творца. Однако человеку на земле определена также своя роль, он является наместником Создателя на земле. «..Разве не видели вы, что Аллах подчинил вам все, что есть на небесах, и всё, что есть на земле, и щедро одарил вас благами своими» (Сура 31, Лукман, аят 20) [11]. Однако власть человека не безгранична, он отвечает за землю, за природу и за все живые организмы на земле «.Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести её и испугались этого, а человек взялся нести её...(Сура 33, Союзники, аят 72) [11]. Ответственность человека проявляется в охране окружающей среды и сохранении баланса в природе, по Корану запрещено чрезмерное потребление ресурсов и истребление живых организмов. «.Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное в день уборки, но не излишествуйте, ведь Он не любит тех, кто излишествует.» (Сура 6, Скот, аят 141)[11]. Особое внимание в Коране уделено животным «.И он создал лошадей, и мулов, и ослов, дабы вы могли ездить на них и как источник красоты..» (Сура 16, Пчелы, аят 8)[11]. Человеку следует с любовью относится к животным, избегать жестокого и негуманного отношения, охотиться только на тех животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу. Во время охоты также не стоит забывать об умеренности: нельзя охотиться каждый день, нельзя допускать изнеможения природы, нельзя охотиться ради удовольствия, убивать животных следует быст-
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 11(191)
ро с причинением наименьших страданий. Помимо экологических, особое внимание уделяется санитарно-эпидемиологическим вопросам, в частности законами шариата запрещено испражняться в водоемы, рядом с дорогой и фруктовыми деревьями, в парках, садах.[12] В некоторых странах (например, Индонезия) появился термин «экоджихад», «который определяет защиту окружающей среды, разрешенный и безвредный для природы образ жизни.[13] В 2015 году в Стамбуле в ходе международного исламского экологического симпозиума была принята специальная декларация об изменении климата, которая явилась обращением ко всем мусульманам мира с просьбой остановить разрушение мира и пересмотреть сложившиеся экономические отношения.
Если рассматривать все религии с точки зрения эко-логизированности, то одной их высоколоэкологичных является Буддизм. Согласно концепции буддизма человек и природа являются единым целым, в буддизме отсутствует роль Бога-Творца, все живые организмы находятся во взаимозависимости и ответственности.[14] Все живые организмы проходят путь (колесо сансары) от низших ступеней к более высоким, с тем, чтобы прекратить действие кармы и достичь высшей цели -нирваны. Для этого человек должен уважать жизнь, не только людей, но и бережно относится к животным, растениям, минералам. Основными принципами буддизма являются: терпимость, «ахимса» (непричинение вреда живому), «мета» (доброта и любовьк абсолютно всем существам), «бадхичитта» (мило-
Библиография:
1. Национальный состав России // http://www.statdata.ru/nacionalnyj-sostav-rossii (дата обращения: 01.08.2020)
2. Тюремные игры // Российская газета 18.08.2020. № 8236
3. Овсепян Ж.И. Конституционные статусы религий в современном мире (государства Европы, Азии, Индостана и дальнего Востока // Конституционное и муниципальное право, 2017, № 7.
4. Бассам Тиби. Исламистская шариатизация политики и социума. Источник конфликта между цивилизациями // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 6 (79) С.37.
5. Малышкин А.В. Применение судами неправовых норм (по материалам социологического исследования) // Российский судья, 2018, № 4.
6. Фролов М.А. Христианские основы эколого-правового регулирования (православный контекст экологического правосознания) // Экологическое право, 2010, № 1.
7. Библия. Российское библейское общество. М. 1999.
8. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 2000г. приняты Освященным Архиерейским Собором РПЦ // http://www.patriarchia.ru/db/text/419128 (дата обращения: 02.08.2020).
9. Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии принята освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 04.02.2013 // http://www.patriarchia.ru/db/text/2775125 (дата обращения: 02.08.2020)
10. Протоиерей Олег Мумриков. Перспектива построения экологической деятельности. Московские епархиальные ведомости. № 12. 2015 // https://mepar.ru/library/vedomosti/90/2132 (дата обращения; 02.08.2020).
11. Священный Коран // https://quran-online.ru/31:20 (дата обращения: 02.08.2020)
12. Ислам и экология (из цикла «Халяль и харам в Исламе) // http://rdum.info/religious-rites/religious-rites_35.html (дата обращения: 03.08.2020)
13. Л.М. Ефимова. Экоджихад: ислам и защита окружающей среды // https://mgimo.ru/about/news/experts/ekodzhikhad-islam-i-zashchita-okruzhayushchey-sredy (дата обращения: 02.08.2020)
14. М.С. Уланов. Буддийская культура и экологическое сознание// Вестник Калмымкого университета. 2017. № 34 (2). Ст. 157-162.
15. Т.Г. Дорофеева, И.В Самойлова, И.Н. Мавлюдов. Мировые религии и экологическая этика //Современный ученый. 2017. № 2. Ст.172-176.
16. К.М. Алилова, Г.М. Абдурахманов, П.Д. Алиева Сравнительный анализ отношений религий к глобальным проблемам экологии и место ислама в устойчивом развитии общества //Юг России: экология, развитие. 2006. № 4.
сердие и сострадание) [15]. Несмотря на уважительное отношение к природе, хозяйственная деятельность человека не прекращается, она становится более экологически ориентированной. В своей Нобелевской речи Святешейство Далай-Лама XIV особо обратил внимание на охрану окружающей среды, предложив превратить Тибетское нагорье в крупнейший мировой биосферный парк, а экономику развивающихся стран создавать с учетом экологически ориентированных путей развития.
Согласно иудаистским представлениям, природный мир является вершиной божественного творения, а человек, вмещающий в себя природу, является так называемым олам катан (малая вселенная). Он обладает тем, что отсутствует в природе «дыханием», не признавая рока или судьбы, иудаизм наделяет человека свободой выбора между добром и злом. Обладая свободой воли, человеку, чтобы творить добро, недостаточно просто избегать зла, он должен по мере сил устранять зло. [16]
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы о том, что основные религии мира призывают каждого человека относиться к окружающей природной среде бережно и заботливо. Экологические нормы, содержащиеся в религиозных текстах и последующих документах религиозных организаций в определенной степени способствуют формированию экологического сознания. Однако необходимо объединение усилий всех религиозных организаций для формирования экологического сознания с целью преодоления экологического кризиса.