Научная статья на тему 'Мировые религии и экологический кризис'

Мировые религии и экологический кризис Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
477
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА / RELIGION / RELIGIOUS VALUES / ENVIRONMENTAL CRISIS / ENVIRONMENTAL ETHICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Васюткин Д. Ю.

В статье рассматривается значение религии в преодолении экологического кризиса, а также в становлении нового экологического мировоззрения и ценностных установок деятельности людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировые религии и экологический кризис»

Васюткин Д.Ю. ©

Аспирант кафедры философии, Восточно-Сибирский государственный университет

технологий и управления

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация

В статье рассматривается значение религии в преодолении экологического кризиса, а также в становлении нового экологического мировоззрения и ценностных установок деятельности людей.

Ключевые слова: религия, религиозные ценности, экологический кризис, экологическая этика

Keywords: religion, religious values, environmental Crisis, environmental ethics

Религия как одна из форм общественного сознания в том или ином виде всегда касалась взаимоотношения человека с природным миром,

традиционно выражала определенную этическую заботу об окружающей среде и налаживала моральные обязательства на человека по отношению к ней. Однако постепенно, с развитием современной цивилизации, эти этические аспекты становились все более незаметны и вторичны, их редко уже можно было встретить в реальной религиозной практике.

Тем не менее, по словам В.П. Гайденко, с развитием техногенной цивилизации, именно в религии отчасти сохранился «мифический» тип отношения к природе, который характеризуется органичной цельностью, слитностью человека с природным миром, где взаимоотношения человека с природой регулирует система ритуалов и этических норм (обычаев, освященных запретов и предписаний), а традиционные формы жизнедеятельности, ограничивают его вмешательство, обеспечивая сохранение окружающей среды и выживание человека [3,43].

Поэтому не случайно, в ситуации беспрецедентных темпов уничтожения человеком дикой природы и природных ресурсов, возник вопрос о потенциальной роли религии и религиозных ценностей в преодолении экологического кризиса. Экологический энциклопедический словарь дает определение экологическому кризису как напряженному состоянию взаимоотношений между человечеством и природой, характеризующееся несоответствием развития производительных сил и производственных отношений в человеческом обществе возможностям биосферы. Экологический кризис характеризуется не только усилением воздействия человека на природу, но и резким увеличением влияния измененной людьми природы на общественное развитие [8,701].

Основной причиной глобального экологического кризиса современной цивилизации называется потребительская и природопокорительская идеология человечества. Быстрое нарастание негативных последствий непродуманного развития техногенной цивилизации обусловили условия для коренного изменения жизни людей, человечество оказывается перед альтернативой глобального экологического коллапса или поиска нового мировоззрения и ценностных установок деятельности людей.

Поэтому привлечение религии, ее традиционных ценностей в определении отношений человека с природным миром, в освоении обществом новой универсальной морали, экологической этики, обосновывающей коэволюцию человека и природы, является актуальным в настоящее время. Если корни экологического кризиса видятся в технико-экономической идеологии, то религиозные ценности способны пробудить в людях сознание, отличное от материального и технологического мышления, способное противостоять культу потребления.

©© Васюткин Д.Ю., 2012 г.

Являясь частью общественного организма, религия испытывает на себе влияние нарастающих глобальных проблем цивилизации, в том числе и проблему экологического кризиса. Одной из самых больших трудностей в современной религии, является вопрос о том, как реагировать на экологические кризис, который, как считают некоторые исследователи, был увековечен огромным распространением материализма и секуляризации в современном обществе, особенно в тех обществах, находящихся под влиянием современного Запада . Другие, например как историк Линн Уайт, предполагают, что акцент в иудаизме и христианстве о трансцендентности Бога над природой и власть людей над ней привел к обесцениванию природного мира и последующего уничтожения его ресурсов для утилитарных целей [4,49].

Вопрос адаптации религиозных учений в условиях экологического кризиса знаменует собой важный этап в религиозной мысли. В дополнение к основным экономическим и политическим изменениям, требуется принятие мировоззрения, которое отличаются от тех, что захватили воображение современных индустриальных обществ, которые рассматривают природу как товар. В настоящее время разработкой новой экологической теологии и экологической этики занимаются представители многих религий мира. Религия трансформируется в части отношения к природе, защите окружающей среды.

Если еще во времена О.Леопольда «религия пока еще ничего не знает о включении природы в сферу моральности» [6], то в последние десятилетия многие мировые и локальные религии вернулись к своим истокам и интерпретируют их согласно требованиям той этической системы, которая не исключает природу. Появились исследования о религиозных и священных аспектах природы, идеи построения экологической этики на религиозных ценностях. Возникшая экотеология стала сосредотачиваться на взаимосвязи религии и природы в свете экологических проблем, исходить из существовании связи между человеческим религиозным, духовным мировоззрением и деградацией природы.

В поисках духовного обоснования новой экологической культуры люди начали все чаще обращаться к буддизму, исламу, индуизму, христианству и другим религиям. Однако еще недавно многие из этих религий не включали обоснование защиты природы в сферу своих интересов.

Так как между разными религиями существуют значительные различия, каждая из них предлагает свой уникальный набор моральных ценностей и экологических правил на пути преодоления экологического кризиса. Рассмотрим в качестве примера христианство и ислам.

Христианство. Говоря об отношении христианства к природе нельзя не упомянуть известное эссе Линн Уайт «Исторические корни нашего экологического кризиса», в котором она возлагает на христианство огромное бремя исторической вины за современную экологическую ситуацию. Линн Уайт называет христианство, особенно в своей западной форме, - наиболее антропоцентрической из всех мировых религий [4, 53]. Это эссе вызвало яростную дискуссию между теологами и экологами, благодаря чему способствовало привлечению внимания западных христианских церквей к проблемам окружающей среды. Во многом развивая идеи Л.Уайт, некоторые защитники окружающей среды, ссылаясь на Библию (особенно Бытие 1:26,1:28), утверждают, что христианство противопоставляет людей и природу, человек в ней видится хозяином природного мира и природа дана в его исключительное пользование. Отвергнув анимизм, христианство сузило этическую сферу человека, сняло святость с природы, делая ее объектом бездушной эксплуатации, а христианская эсхатология не позволяет ей внести вклад в решение проблемы экологического кризиса.

Однако нельзя быть согласными с этими утверждениями. Можно согласиться с тем, что исторически протестантизм и католицизм допустил вопиющее неуважение к окружающей среде. Но нельзя сказать, что христианство неизбежно приводит к высокомерному и пренебрежительному отношению к природе. Примером тому могут быть отчасти православные традиции, как наиболее экологически чистые выражения христианской веры.

Также, настоящее время, теологи стали интерпретировать традиционную христианскую доктрину в свете концепции управления, где в «обладайте... и владычествуйте над всею землею» (Быт 1:26-28) стали видеть директиву «защищать, а не эксплуатировать природу»[6]. В силу принадлежности мира Богу, природа свята и мы должны её уважать. Другие жизненные формы, подобно самой земле, обладают правами, так как они являются результатом божественного труда. А Бытие 1:31 « И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма», говорит о том, что природа обладает для Бога, во всей своей целостности, присущей ценностью, отсюда забота о природе является религиозным императивом. Теолог Р.Баэр писал о том, что бог желает видеть природу как и человека, искупленной в небесном царстве и в силу этого христиане должны включать природу в свою моральную сферу [6]. По словам Л.И. Василенко: «Библия, «расколдовав» «демифологизировав» мир, вовсе не секуляризировала природу, не сделала отношение к твари бездуховным: если мы признаем природу творением Божиим, это означает, что мы видим ее в соотнесенности с ее Творцом, которому воздается честь, хвала и благодарение» [2, 83].

Таким образом, отношение к природе в христианстве вовсе не является чем-то экологически неприемлемым. Христианство способно оказать позитивное влияние в решении экологического кризиса, являясь одним из источников формирования экологической этики.

Ислам. Отношение к природе и ее понимание в исламе вытекает из положений Корана, прежде всего это положение о сотворении мира Аллахом и о существовании всего сущего в соответствии с волей Аллаха. Природа в исламе словно зеркало, которое отражает красоту и мудрость своего Творца. Это напоминает мусульманину о божественном происхождении природы, о необходимости трепетного отношения к окружающей среде и играет большую роль в формировании экологической культуры. Алилова Е.Л. пишет, что «в основе религиозных учений ислама лежит идея о том, что человек должен жить в гармонии с природой, учиться пониманию свойственных ей явлений, законов и в преобразованном виде воплощать их в материальных и духовных ценностях»[1,159]. Согласно исламской традиции, у людей нет неограниченной власти над природой, и поэтому они должны наносить ей наименьший вред. Человек ответственен за равновесие с природой.

В тоже время в исламе прослеживается утилитарное отношение к природе, где природа во многом существует для человека, чтобы использовать ее и извлекать из этого пользу для достижения своих целей.

«И Он подчинил вам все, что есть на небесах, и все, что есть на земле.» (Сура 45, «Коленопреклоненная»; аят 14).

«Он есть тот, кто сотворил землю во служение вам, посему ходите по тропам и услаждайтесь дарами ее.» (Сура 67, «Власть»; аят 16).

«И Он подчинил вам море, дабы вы могли питаться свежим мясом из него и доставать из него украшения, которые вы носите. И ты видишь корабли, бороздящие его, дабы вы могли плыть по нему и дабы вы могли добиваться щедрот его и быть благодарным.» (Сура 16, Пчелы; аят 15).

Однако современные мусульманские теологи говорят о том, что хотя человеческие существа и находятся на вершине великой цепи бытия, они не являются владельцами природы, поэтому единственная цель природы - не только быть полезной людям. Согласно канонам ислама, с миром нельзя соперничать, он сам по себе, как сам по себе Бог. Это значит, что человек должен с трепетом относиться к природе. Человеку не позволяется активно вмешиваться в природные процессы, поскольку он, как самое разумное и сознательное творение Бога, призван охранять природу и ответственен за сохранность ее красоты и чистоты.

«...Вкушайте плоды их, когда они дадут плод, и давайте должное во время жатвы, но не будьте неумеренны. Поистине, Он не любит неумеренных...» (Сура 6, «Скот»; аят 142).

Такие идеи современных мусульманских теологов отчасти схожи с христианской концепцией управления.

Следует отметить, что большинство мусульманских стран находятся в природной зоне пустынь, полупустынь и сухих степей субтропического и тропического поясов Земли, то есть, в зоне с

крайне ограниченным экологическим потенциалом. Поэтому проблема экологического кризиса для этих стран особенно актуальна. Бывший президент Исламской республики Иран, Мохаммад Хатами, назвал одной из первоочередных задач в XXI веке «установление длительного мира между человеком и природой» [7, 6].

Экологические проблемы вызвали необходимость реформации религии, возникла потребность в развитии религиозно-философской мысли в таком направлении, которое бы позволило исламу быть актуальным для развития экологической этики. Но уже сейчас, ислам со своим охранительным отношением к природе, может играть положительную роль в процессе достижения гармонии с природой.

В независимости от того, что различные религии по-разному смотрят на природу и окружающий мир, в деле преодоления экологического кризиса и выживания человека они преследуют единую цель. Как пишет Патриарх Варфоломей I: «окружающая среда объединяет нас, поверх наших религиозных и философских взглядов, равно как политических и культурных различий. Мы должны научиться ощущать нашу всеобщую взаимосвязь, потому что в конечном счете нас будут судить в зависимости от той нежности, с которой мы относились к людям и природе» [5].

В поисках долгосрочной экологической устойчивости, несомненно, существует расхождение между современными проблемами в области окружающей среды и религиозными традициями. Религиозные традиции не могут дать конкретных указаний в решении таких сложных вопросов, как изменение климата, опустынивание, или вырубки леса. Но в то же время признано, что определенные ориентации и ценности мировых религий могут быть не только полезными, но и необходимыми для более полной космологической ориентацией и экологической этики. Несмотря на исторические и культурные обстоятельства, существуют определенные религиозные взгляды и практика, а также общие этические ценности, которые могут быть определены для расширения и углубления экологического мировоззрения.

Очевидно, что религии играют одну из важнейших ролей в формировании ценных установок в деятельности людей, которые смогут ориентировать нас в мир природы. Размер и сложность стоящих перед нами проблем требует совместных усилий, как между религиями, так и в диалоге с другими ключевыми областями человеческой деятельности. Религия должна взаимодействовать с наукой, экономикой, образованием, правом, в диалоге с которыми, рассматривались бы экологические проблемы.

Литература

1. Алилова К.М. Экологический аспект общественного сознания: Анализ религиозно-философских концепций: Дис. ... док. философ. наук: 09.00.11 / Алилова К.М. - Махачкала, 2001. - С.312

2. Василенко Л.И. - Отношение к природе и Библия // Мир Библии. - 1997, № 4, - С. 80-87

3. Гайденко В.П. - Природа в религиозном мировосприятии // Вопросы философии. -1995. - №3. - С.43-52

4. Линн Уайт-мл. - Исторические корни нашего экологического кризиса // Гуманитарный экологический журнал. -2000. - Т. 2. Вып. 1. - С. 49-55.

5. Патриарх Варфоломей I [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.antimodern.ru/bartolomew.html

6. Родерик Нэш Права природы. История экологической этики [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://read.newlibrary.ru/read/nyesh_roderik/page1/istorija_yekologicheskoi_yet^ki.html

7. Сайед Мохаммад Хатами - Диалог цивилизаций - путь к взаимопониманию и сотрудничеству // Издание Культурного центра при посольстве Исламской Республики Иран в РФ. - 2000. - №3. - С.464

8. Экологический энциклопедический словарь. - М.: Ноосфера, - 2002. - С. 764

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.