Научная статья на тему 'Исламское вероучение в решении экологических проблем'

Исламское вероучение в решении экологических проблем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
398
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ЭКОЛОГИЯ / СОЦИОПРИРОДНЫЕ СИСТЕМЫ / БИОСФЕРА / ИСЛАМСКИЕ ЦЕННОСТИ / ISLAM / ECOLOGY / ISLAMIC VALUES / ENVIRONMENT / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алилова К. М., Алилов А. Н.

В решении экологических проблем ислам играет немаловажную роль. Авторы анализируют основные положения исламского вероучения и показывают их значение в охране окружающей среды. Подробно освещается значение мусульманской религии в выработке экологического сознания и соответствующего образа жизни, показана роль исламского вероучения как фактора устойчивого развития общества в условиях возрождения религиозных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Due to the increase in the number of ecological problems, the role of Islam in their solution has grown. In this article, the authors analyze the main concepts of the Islamic faith and their role as far as the environment is concerned. The role of the Muslim faith in the development of the ecological consciousness and the relevant way of life are also studied in detail. The problem of portraying Islam as a factor of society's sustainable development under the revival of religious values is posed.

Текст научной работы на тему «Исламское вероучение в решении экологических проблем»

Алилова К.М., Алилов А.Н.

ИСЛАМ И ЭКОЛОГИЯ

УДК 28-4:504

К.М. Алилова1,А.Н. Алилов2

Исламское вероучение в решении экологических проблем

Дагестанский государственныйуниверситет;М1таИ@таИги 2Московский автомобильно-дорожный институт (ТУМахачкалинский филиал)

В решении экологических проблем ислам играет немаловажную роль. Авторы анализируют основные положения исламского вероучения и показывают их значение в охране окружающей среды. Подробно освещается значение мусульманской религии в выработке экологического сознания и соответствующего образа жизни, показана роль исламского вероучения как фактора устойчивого развития общества в условиях возрождения религиозных ценностей.

Ключевые слова: ислам, экология, социоприродные системы, биосфера, исламские ценности.

Due to the increase in the number of ecological problems, the role of Islam in their solution has grown. In this article, the authors analyze the main concepts of the Islamic faith and their role as far as the environment is concerned. The role of the Muslim faith in the development of the ecological consciousness and the relevant way of life are also studied in detail. The problem of portraying Islam as a factor of society's sustainable development under the revival of religious values is posed.

Keywords: Islam, ecology, environment, ecological consciousness, Islamic values.

В современных условиях, когда многие регионы сотрясают социальные, межнациональные и межконфессиональные конфликты, представляется обоснованным обращение к духовным ценностям мировых религий. Рассматривая глобальные проблемы экологического характера, специалисты обратили внимание на их прямую связь с религиозно-культурными традициями разных народов. Фактически речь идет о новом видении современного мира - социально-экологическом.Бурная научно-техническая рево-люциястала причиной экологического кризиса в ХХ в.Основные научные дискуссии об этих проблемах велись в«Римском клубе», возглавляемом А. Печчеи.

Столетиями религиозно-культурная традиция формировала отношение человечества к природе и окружающему миру. Процесс обращения к религиозно-культурным традициям различных народов связан прежде всего с поиском нравственных основ сосуществования людей в современном обществе. Человеческое сообщество должно понимать, что окружающая природа - это единственное место для его жизни. Последние исследования специалистов-экологов говорят о том, что развитие общества должно происходить в полном соответствии с законами биосферы. При этом люди должны понимать свое предназначение в окружающем мире. Например, возрождение конфуцианской традиции на Востоке - не просто дань моде. Оно возникло в период масштабного кризиса европейских идеалов, ценностей и рационализма, которые присущи западной цивилизации. Современная техника парадоксальным образом заставляет людей вновь обратиться к истине вечно живой всеобщности и, следовательно, подлинной человечности в человеке.

По мнению известного американского социолога П. Бергера, «религиозная традиция представляет собой тщательное управление слишком опасным человеческим опытом» [2, с. 221]. По мнению христианских теологов, природа стала враждебной людям.

68

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

Алилова К.М., Алилов А.Н.

Они видят причины глобального экологического кризиса имировых катастроф в грехопадении людей, и за это они должны обвинять только себя.

Один из основателей современной социологии М. Вебер отмечал, что ислам, как и другие религии на Востоке, не содержит мотивов (или ориентации) рационального этического моделирования мира в соответствии со святыми заповедями. В противоположность протестантизму, ислам принимает этот мир как извечно данный, а значит наилучший из миров, что послужило главным препятствием развитию в мусульманских странах капитализма - импортированного продукта Запада [8].

Вхождение стран мусульманского Востока в орбиту современного капитализма вместе с развитием индустрии, ростом безработицы и экологических проблем одновременно привело и к размыванию в них вековых традиций и самой мировоззренческой системы ислама. Многие мусульманские духовные лидеры считают, что в современных условиях только возвращение к духовным ценностям сможет помочь людям выйти из создавшейся экологической ситуации и сохранить окружающий мир как творение Всевышнего: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. И Аллах над всякой вещью мощен!»[5,с. 3, а.186].

Авторитет Корана среди мусульман и высокая оценка творения Всевышнего могут быть использованы в экологическом воспитании и формировании соответствующего сознания не только у верующих. Согласно положениям Корана, Аллах является творцом жизни, небес, земли, человека и всех созданий. Следовательно, все существующее появилось в результате целенаправленных действий. Кроме того, Аллах указывается как давший форму предметам и вещам: «Господь наш тот, кто дал каждой вещи свой строй, а потом вел по пути» [5,c.20, а. 32]. Подобные положения Корана могут найти отражение в исламском варианте решения глобальных проблем экологического характера. В процессе экологического воспитания важная роль должна быть отведена исламу с его природоохранным отношением к биосфере. В Коране сказано: «Не производите расстройства на земле после устроения ее. Призывайте Его со страхом и упованием...» [5,c.7, а.5].

Религиозно-культурная традиция мусульман призывает жить в гармонии с природой. В Коране говорится: «Полностью соблюдайте меру и вес.Не снижайте людям в их вещах и не портите зеленого после ее устройства» [5,c.7, а.83].

Уже здесь видно, что религиозно-этические нормы ислама в отличие от христианства не ориентируют на активное преобразование природы. Фактически ислам регламентирует и сакрализует повседневную сферу жизни человека. Отсюда семья и быт в мусульманских странах гораздо устойчивее, чем в других. В эту область человеческих взаимоотношений последователи ислама не разрешают вмешиваться никому. Такая строгая регламентация может способствовать формированию экологического сознания как одного из главных факторов устойчивого развития общества.

Основа ислама - осознание целостности с Всевышним и окружающим природным миром. Люди обязаны помнить, что пребывание в этом мире временно, вечность есть возврат к Богу. «Воистину сотворение небес, земли и всего того, что находится в них, есть знамение для обладающих умом»[5,с.3, а. 190].

Как пишет в журнале «Ислам» М. Магомедрасулов, Аллах сотворил все сущее и сделал человека наместником на земле. Всевышний дал ему это право потому, что лишь он способен думать и рассуждать [6, с. 19]. Согласно вероучению ислама, все в этом мире взаимосвязано, и человек, который является частью природы, в том числе.

Традиционное общество, для которого характерна значительная зависимость от окружающей природы и географической среды, невысокий индустриальный потенциал

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

69

Алилова К.М., Алилов А.Н.

стран мусульманского Востока, принижение роли деятельности по преобразованию окружающей природы, в определенной степени можно объяснить экологическим духом мусульманской этики. «А если бы истина последовала за их страстями, тогда пришли бы в расстройство небо и земля, и те, кто в них...» [5,c. 23, а. 73]. Это кораническое положение звучит как предостережение, котороенавязывается западными странами мусульманскому миру в связи с безграничным потреблением материальных благ, размыванием традиционных исламских ценностей. Объектом купли-продажи становится всё ранее значимое и ценное. У нас на Кавказе, в частности в Дагестане, рыбные запасы, нефть и другие природные ресурсы уже стали предметом повышенного внимания коррумпированных чиновников и организованных криминальных групп. Здесь необходим контроль со стороны правительства, природоохранных органов, мусульманского духовенства, ибо такая ситуация не может способствовать устойчивому развитию как регионов Кавказа, так и Республики Дагестан.

Население планеты, которое традиционно проживает в ареале мусульманской цивилизации, уже столкнулось с экологическими последствиями индустриального развития. Поэтому проблему гуманизации и этизации различных сфер человеческой деятельности необходимо решать с опорой на духовное наследие и культурно-исторические традиции мусульманской религии.

За последние десятилетия в странах мусульманского Востока наблюдается значительный разрывустоявшихся ценностей, смыслов и структур.

Сосуществование современной капиталистической модели с добуржуазными укладами в мусульманском мире делает людей особенно восприимчивыми к проблемам нравственного порядка, и на это есть свои причины. Экономическая модернизация, «рывок в современность» не могут не нацеливать на освоение новых стереотипов миропонимания, поведения в быту, в обществе и т. д. Между тем, как отмечал В. Зомбарт (1863-1941), «пока хозяйственная система строится, пока от свободного решения отдельных лиц зависит, как им действовать, до тех пор нравственные учения и вытекающие их них правила нравственности действующих людей имеют, само собой разумеется, гораздо более широкое поле для своего проявления, чем потом, когда отдельные мероприятия будут механизированы и отдельные субъекты принудительно втиснуты в определенную линию соотношений» [4, с. 220].

Стараясь модернизировать свою экономическую систему, мусульманский мир использовал пример индустриально развитых стран Запада. А пример этих стран представляется не совсем впечатляющим, т. к. приходится искать решение многих экологических проблем, которые сопутствуют индустриальному развитию и подъему, когда культ наживы утверждается в ущерб духовно-нравственным принципам.

В целом же для последователей исламского вероучения характерны соответствующий исламской традиции образ поведения и мышления, направленность на созерцательность и соединение с окружающей природой, которая противопоставляется научной рациональности. Как считают современные западные исследователи, «историческая сила, которую современный ислам вновь приобрел и еще может приобрести, коренится в том, что в его концепции сохранилась решающая сфера трансцендентного» [7]. Поэтому неудивительно, что многие положения Корана для большинства верующих мусульман и по сегодняшний день важнее научных истин.

Современный отечественный ориенталист Л.С. Васильев отмечает, характеризуя мусульман, что те, «делая привычное дело, редко стремятся к чему-то большему, тем более новому и неизведанному, чуждому привычной норме и грозящему ее разрушить» [3, с. 187].

70

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

Алилова К.М., Алилов А.Н.

Выполнение предписаний Корана всегда являлось залогом крайнего консерватизма и конформизма последователей мусульманской религии, которые должны ежедневной пятикратной молитвой показывать свое религиозное рвение. Все это отражается на ценностных ориентациях экологического характера тех, кто считает себя последователями исламского вероучения. Сторонники традиционного ислама считают, что окружающий мир своим существованием обязан воле Аллаха.Согласно его воле, люди должны жить в гармонии с окружающей средой. В отличие от христианской, этика ислама с его культом Аллаха не ориентирует человека на активное преобразование природы. В Коране не найти положения, подобного следующему: «Не много ты умалил его перед ангелами; славою и честию ты увенчал его; поставил его владыкою над делами рук твоих; все положил под ноги его» (Пс. 8, с. 269).

В этом существенное отличие исламской экологической этики от христиан-ской.Однако ислам во многом повторяет христианское отношение к природе, хотя и со своими специфическими особенностями. Именно это позволяет в какой-то степени формировать бережное отношение к окружающей среде. В условиях глобального экологического кризиса мусульманская религия призывает людей поразмыслить над творением Всевышнего, охранять биосферу. Об этом напоминает Коран: «Поистине, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи, в корабле, который плывет по морю с тем, что полезно людям, в воде, что Аллах низвел с неба и оживил ею землю, после ее смерти, и рассеял на ней всяких животных, и в смене ветров, и в облаке подчиненном, между небом и землей - знамение людям разумным» [5,c.2, а. 159].

Проблемы экологического характера в мусульманском мире ив других странах во многом сходны. Ислам не выделяет духовных и светских начал и в этом смысле объединяет людей. Рассматривая экологические вопросы в рамках мусульманской традиции, можно привлечь значительное количество верующих в природоохранную деятельность, в движение за защиту биосферы.

Современные глобальные экологические проблемы человечества вызвали потребность в духовно-ценностной переориентации ислама и развитии религиозной мысли. Важнейшая цель ислама - способствовать формированию у людей экологической эти-ки.Человек является частью окружающей среды,он не сможет выжить без сохранения сотворенной Всевышним природы. Люди должны пользоватьсяземлей мудро и с любовью. Познать отношения общества и природы, согласно исламской философии,можно только познав гармонию мира и его отдельных частей.

Литература

1. Библия. - М., 1994.

2. Бергер П. Религиозный опыт и традиции. Религия и общество. - М., 1994.- Ч.1.

3. Васильев Л.С. История Востока. - М., 1983.

4. Зомбарт В. Этюды по истории духовного развития современного человека. - М., 1924.

5. Коран / пер. И.Ю. Крачковского. - М., 1986.

6. Магомедрасулов М. Некоторые суры Корана носят названия животных // Ислам. -2011. - № 25 (01).

7. Leonardi C. Christentum und Islam in der postmodernen Kultur. «Saekulum». - Frei-burg-Munchen, 1978.

8. WeberM. The Sociology of Religion. - L.,1965.

Поступила в редакцию 30.11.2013 г.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.