Научная статья на тему 'Ислам, Индия, терроризм: взаимосвязи и противоречия'

Ислам, Индия, терроризм: взаимосвязи и противоречия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1106
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / ИСЛАМ / РЕЛИГИЯ / ТЕРРОРИЗМ / РАДИКАЛИЗМ / INDIA / ISLAM / RELIGION / TERRORISM / RADICALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яковлев А. Ю.

В статье говорится о причинах восприятия ислама в Индии в качестве религии террора со стороны иноверцев. Исследованы взаимосвязи ислама и терроризма в стране. Выявлены противоречия в распространенной концепции «ислам - религия террора».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article investigates the reasons why Islam isidentified in India as a terrorist religion by adherents of a different faith. The interrelation of Islam and terrorism has also been examined as well as the contradictions in the widespread concept Islam is a religion of terror identified.

Текст научной работы на тему «Ислам, Индия, терроризм: взаимосвязи и противоречия»

Яковлев А.Ю.

УДК 323.2

А.Ю. Яковлев

Ислам, Индия, терроризм: взаимосвязи и противоречия

Государственный университет управления; [email protected]

В статье говорится о причинах восприятия ислама в Индии в качестве религии террора со стороны иноверцев. Исследованы взаимосвязи ислама и терроризма в стране. Выявлены противоречия в распространенной концепции «ислам - религия террора».

Ключевые слова: Индия, ислам, религия, терроризм, радикализм.

This article investigates the reasons why Islam isidentified in India as a terrorist religion by adherents of a different faith. The interrelation of Islam and terrorism has also been examined as well as the contradictions in the widespread concept “Islam is a religion of terror” identified.

Keywords: India, Islam, religion, terrorism, radicalism.

Сегодня, услышав об очередном теракте, среднестатистический житель Земли наверняка свяжет его с деятельностью представителей ислама. Подобное характерно для подавляющего большинства современных государств, включая Индию. Практически после каждого теракта поднимается волна антимусульманской агрессии, СМИ день и ночь кричат об исламской угрозе. Подобное наблюдается и в большинстве городов Индии, особенно если это произошло в местности с доминирующим проживанием индусов.

Что же касается «исламской угрозы», то о ней говорили задолго до образования современного индийского государства и не на территории этой южно-азиатской страны. Впервые подобные слова, по мнению А.В. Малашенко, «могли вырваться еще в VII в. из уст мекканского курейшита-язычника, иудея из города Ясриб (ставшего потом священной Мединой), византийца или перса» [22, c. 10].

Бытующее в современном обществе мнение о неразрывной связи ислама и терроризма, а также об угрозе прогрессивному человечеству со стороны этой религии представляет серьезную опасность для цивилизации и несомненный научно-исследовательский интерес для ученых. В этой связи вспоминаются слова 4-го из праведных халифов Али ибн Абу-Талиба: «Самое большое богатство - разум, самая большая нищета - невежество» [8, c. 24].

Постараемся исследовать заявленную проблему. Ставя задачу разобраться в обозначенном вопросе, прежде всего обратимся к причинам подобного положения дел и анализу факторов, толкающих мусульман Индии на использование террористических методов борьбы. К последним можно отнести:

- отношение со стороны представителей других конфессий (преимущественно индусов) к религии пророка Мухаммада как к радикальной идеологии насилия и террора;

- отождествление иноверцами мусульман либо с террористами, либо с их пособниками;

- противопоставление отсталой исламской цивилизации развитой светской демократии;

- навязывание мусульманам чуждых им ценностей;

- видение в приверженцах ислама второсортных граждан и закомплексованность значительной части уммы Индии;

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

15

Яковлев А.Ю.

- демонизация государственными и местными властями и СМИ мусульман и конструирование из них образа врага.

Проанализируем приведенные пункты более подробно.

Что собой представляет ислам? Он является одной из трех мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Возник в VII в. в Западной Аравии. Основатель - пророк Мухаммад. Сегодня данное вероучение по числу сторонников второе в мире, а в соседних с Индией странах - Пакистане и Бангладеш - доминирующее. Ислам является государственной религией в нескольких десятках государств Азии и Африки.

Концепция ислама, с одной стороны, крайне проста, с другой, требует во избежание неверного понимания тех или иных постулатов довольно скрупулезного изучения. В основу мусульманской веры положена идея о Всевышнем создателе и концепции посюстороннего (конечного) и потустороннего (вечного) миров. Если человек желает после смерти попасть в лучший мир, где ему уготованы спокойствие и блаженство, то необходимо следовать ряду принципов, изложенных в одном из хадисов Пророка: «...какие действия приведут меня в Рай и уберегут от Ада?.. Ты должен поклоняться лишь одному Богу Единому - Аллаху, не придавая Ему никого в соучастники; ты должен по часам творить молитву; ты должен платить очистительную милостыню (закат); ты должен соблюдать пост в священный месяц Рамадан; и, наконец, ты должен совершить паломничество к Дому (Ибрахима в Мекке)» [35, с. 230].

Таким образом, принявший ислам обязан выполнять 5 требований, представляющих собой столпы этой религии: шахада - символ веры; салат (салят) - молитва; закат (закят) - благотворительность; саум - пост; хадж - паломничество к святым местам. Среди некоторой части богословов бытует мнение, что к этим базовым принципам необходимо прибавить еще 6-й - джихад.

Шахада - это признание человеком того, что «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - Посланник Его». Именно эту фразу произносит принимающий ислам перед тем, как стать мусульманином.

Каждый правоверный должен молиться 5 раз в день в определенное время. Крайне важно придерживаться этого, т. к. пропущенные молитвы необходимо будет восполнять, в противном случае это перекладывается на его детей. При этом человек может быть освобожден от данной повинности в силу тяжелой болезни, нахождения в пути и пр. Вопросы, связанные с молитвой, четко проработаны. Так, в пятницу мусульманину следует совершать молитву (джума-намаз) в мечети. Это сплачивает общину и устраняет социально-экономическое неравенство между людьми, т. к. на настоящем коллективном мероприятии присутствуют все, вне зависимости от происхождения и материального достатка. Молитва дополняется проповедью имама.

Закат является налогом в пользу нуждающихся мусульман. Его уплата очищает человека. Подобная практика полезна по многим причинам. Она несет в себе социальную нагрузку, способствует более равномерному распределению богатства в обществе, помогает бедным свести концы с концами, попавшим в сложные жизненные обстоятельства - преодолеть их, скрепляет общину и др.

Саум заключается в соблюдении в течение месяца Рамадан запрета на употребление воды и пищи, а также воздержание от некоторых других вещей в период от рассвета до заката. Пост дисциплинирует человека, заставляет его быть более сдержанным в желаниях. Помимо всего прочего, он полезен с медицинской точки зрения.

Под хаджем понимается паломничество в Мекку и посещение святых мест. Хадж должен совершить в своей жизни один раз каждый правоверный. Если здоровье не позволяет сделать это, то человек может вместо себя отправить «заместителя». В случае отсутствия средств на поездку верующий от этой повинности освобождается.

16

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

Яковлев А.Ю.

Джихад ввиду достаточно частого упоминания в современных СМИ и научном обороте в несколько искаженном виде требует более обстоятельного разбора. В переводе с арабского джихад означает «усилие», отдачу всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама. Первоначально под ним подразумевались защита и борьба за распространение религии Пророка, в т. ч. и вооруженными методами. Во многом по этой причине джихад стал ассоциироваться со священной войной. Помимо джихада меча (или газавата) есть еще и джихад руки (применение дисциплинарных мер в отношении преступников и нарушителей нравственных норм), джихад языка (повеление достойного одобрения и запрет порицаемого), сердца (борьба с собственными дурными наклонностями). Последние три представляют собой духовный джихад, т. е. внутреннее самосовершенствование на пути к Аллаху.

Рассмотрим несколько дефиниций исследуемого нами понятия. Так, специализированный энциклопедический словарь дает краткое, но емкое определение джихаду -«борьба за веру» [17, с. 66]. В. Порохова видит в джихаде «усилия, предпринимаемые верующим человеком на Господнем промысле» [35, с. 116]. Есть и те, кто придерживается более узкого понимания данной категории. Например, французский востоковед А. Массэ полагает, что джихад - это священная война [24, с. 177], хотя позиция автора может несколько отличаться от приведенной русскоязычной версии. Сам основатель ислама пророк Мухаммад говорил: «Самый лучший джихад - благочестивый хадж» [12, с. 196].

Джихад делят на великий (духовное самосовершенствование верующего) и малый (война с неверными). Великий джихад - внутреннее преобразование человека, а не насильственное. Данный факт может служить одним из аргументов в отнесении ислама не к религии войны, а к вере, ратующей за чистоту и совершенство человека.

Не найдя заложенного в религиозных основах ислама насилия, перейдем к последователям Пророка. Возможно, в них самих скрыты негативные качества, приписываемые мусульманам индусами и представителями иных религий. Делая это, необходимо, как правильно заметил один из ведущих исламоведов России М.Я. Яхьяев, «...понять, в чем заключается принципиальная разница между такими исламскими феноменами, как набожность, благочестие и фанатизм» [40, с. 191].

О том, кого следует отнести к последователям Пророка, как нельзя лучше говорит один из хадисов: «Мусульманин - это тот, кто никогда не причиняет вреда другому мусульманину ни языком, ни руками; и мухаджир есть тот, кто способен себя удержать от недозволенного (запретного) Аллахом» [35, с. 110]. Иначе говоря, это человек, признающий единого Создателя и живущий по добровольно принятому вероуставу Всевышнего или шариату.

Тем самым религия ислама представляет собой образ жизни правоверного, базирующийся на принципах, изложенных в Коране и хадисах Пророка. Следуя указанным наставлениям, человек начинает осознавать наличие в нем божьего духа, что пробуждает в человеке иман (нравственность) [4, с. 7].

Таким образом, мы видим, что в самом фундаменте ислама не заложено никаких идей насилия. Поэтому автор солидарен с Г.И. Мирским относительно того, что «.ни Коран, ни Сунна, если не вырывать из контекста отдельные цитаты (чем и занимаются экстремисты), не содержат в себе, да и не могут содержать по причинам чисто теологического свойства, призыва к беспощадной, тем более вооруженной, борьбе.» [25].

Однако в исламском мире есть крайне малая, но довольно активная часть мусульман, которая озабочена радикализацией ислама в целом. Это Ахмад Таки ад-Дина Ибн Тай-

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

17

Яковлев А.Ю.

мийа, Мухаммад Ибн Абд аль-Ваххаб, Хасан аль-Банну, Сейид Кутб, Абд ас-Салям Фа-раг, Абуль-Ала Маудуди, Айман Мухаммед Рабие аз-Завахири, Усама бен Ладен и др.

Одним из «виновников» появления в средние века крайних направлений в исламе является Ибн Таймийа, живший во 2-й половине XIII - 1-й четверти XIV в. Именно ему приписывают дополнение пяти столпов веры шестым - джихадом. Значительный вклад в продолжение воззрений своего предшественника внес Абд аль-Ваххаб, который выступал за возврат к первоначальному исламу периода пророка Мухаммада, строгое следование Корану, правомочность хадисов лишь периода первых четырех халифов. Но Абд аль-Ваххаб не был столь радикален, как может показаться на первый взгляд, и ко многому приписываемому ему не имеет прямого отношения [10].

Еще одним теологом, призывавшим к возвращению в лоно истинного ислама, был Хасан аль-Банна. Спасти единоверцев от атеизма и неверия он пытался с помощью созданной им в 20-е гг. ХХ в. структуры «Братья-мусульмане». Лозунгом организации стали слова: «Бог - наша цель, Пророк - наш руководитель, Коран - наша конституция, джихад - наш путь, смерть во имя Бога - наше стремление» (цит. по [41, с. 6]). В основу указанной формулы были положены следующие его мысли: «Мы верим, что нормы ислама и его учение исчерпывающие, охватывают поступки людей по всему миру сейчас и в дальнейшем. А считающие данное учение сконцентрированным лишь на обрядовости и ритуальности ошибаются, т. к. вера в ислам - истина, норма поведения, гражданство и национальность, религия и государство, слово и дело, священный текст и меч...» [43, с. 232-233].

Преемник Хасана аль-Банны Сейид Кутб внес существенный вклад в проработку многих положений исламизма. В частности, он разделил, вопреки исламской традиции, людей на мусульман, строго исполняющих принципы шариата, и неверных, к которым отнес не только атеистов и представителей иных конфессий, но и последователей ислама, не придерживающихся строго канонов религии [40, с. 208-209].

Начинания своих египетских сограждан продолжил основатель «Аль-Джихада» Абд ас-Салям Фараг. В своей доктрине он призвал к убийству игнорирующих исламские нормы мусульман и считал вероотступника хуже неверного: «С ним нужно воевать, пока не вернется к Суду Аллаха и его посланника и не перестанет судить ни в большом, ни в малом другим судом» [21].

Нельзя не отметить и роль в прорастании террористического древа Абуль-Ала Маудуди, Аймана Мухаммеда Рабие аз-Завахири, «террориста № 1» Усамы бен Ладена. Последнему принадлежат слова, направленные на консолидацию своих сторонников: «Крайне важным для сообщества мусульман и тех, кто придерживается доктрины са-лафизма, является то. что для них возвращение к истинному исламу только дело времени и воли Аллаха» [42, с. 92].

Концепции данных мыслителей-практиков - всего лишь одни из возможных трактовок ислама. Другое дело, что именно их идеи часто используются как концептуальный стержень в исламистской пропаганде при вербовке и подготовке террористов. Любая из форм проявления радикального ислама - искаженное толкование сути религии. Различные учения выделяют разное их число и дают им отличные друг от друга наименования и определения. К «классическим» можно отнести исламизм, ваххабизм, сала-физм и джихадизм.

Как нельзя точно дал определение радикализму М.Я. Яхьяев, он фактически выявил и черты, присущие крайним формам ислама. Так, в его понимании «радикализм -это тип социально-политической деятельности, который базируется на крайних, предельно агрессивных идеологиях и чрезвычайных, решительных действиях, направлен-

18

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

Яковлев А.Ю.

ных на коренное изменение всей существующей социально-экономической и политической системы» [41, c. 4].

Если принять во внимание точку зрения ЯМ. Ханмагомедова по поводу первого обозначенного нами явления, то «под термином исламизм большинство исследователей понимают политизированный ислам, и он употребляется для обозначения практики использования исламской религии в политических целях» [38, c. 43]. А.В. Малашенко высказался так: «Исламизм - лишь один из множества терминов, определяющих политическую активность под эгидой религии» [22, с. 46]. А если быть несколько более точным, исламизм - это идеология, базирующаяся на принципах шариата, призывающая к активным действиям по построению идеального мусульманского общества и государства.

Ваххабизм, в свою очередь, - религиозно-политическое движение, в основу которого положены идеи Ибн Таймийа и Абд аль-Ваххаба. Широкое распространение этот термин получил лишь в ХХ в. и не без помощи британских властей Индии, начавших использовать это слово для обозначения реформистских движений в исламе и «ненадежных» мусульман. Салафизм - направление мусульманской мысли, призывающее единоверцев ориентироваться во всем на Пророка, халифов и его сподвижников. Джихадизм -радикальное направление в исламе, получившее широкое распространение в 80-е гг. в период войны в Афганистане, оно заключается в физическом уничтожении неверных.

Целью вышеизложенных идеологий является построение Всемирного халифата. Это решается через возвращение в лоно «истинного ислама», что может достигаться как мирным способом, так и путем повсеместного введения законов шариата и истребления неверных и отступников. Необходимость следования этому обосновывается выдержками из Корана. Например, популярностью у террористов пользуются 1-е аяты 9-й суры под названием «Покаяние»: «В день великого паломничества Аллах и Его Посланник объявят людям о том, что Аллах и Его Посланник отрекаются от многобожников. Если вы раскаетесь, то тем лучше для вас. Если же вы отвернетесь, то знайте, что вам не сбежать от Аллаха. Обрадуй же вестью о мучительных страданиях неверующих... Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются, то отпустите их, ибо Аллах - Прощающий, Милосердный» [19, с. 203].

В своих трактовках радикалы делают упор на следующую часть 5-го аята: «Убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду». Таким образом, они как бы «легализуют» с точки зрения ислама убийство неверных, а также недостаточно набожных мусульман, которых они нередко относят к этой же категории. Стоит отметить, что на данную уловку попалось немало людей, в основном малообразованных, т. к. человек, умеющий читать, открыв Коран, заметит нехватку 1, 2 и 4-го аятов суры: «Аллах и Его Посланник освобождены от договоров с многобожниками. Посему странствуйте по земле в течение четырех месяцев и знайте, что вам (многобожникам) не сбежать от Аллаха и что Аллах опозорит неверующих. Это не относится к тем многобожникам, с которыми вы заключили договор и которые после этого ни в чем его не нарушили и никому не помогали против вас. Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока. Воистину, Аллах любит богобоязненных» [19, с. 203].

Даже впервые читающий Коран заметит, что не всех неверных можно убивать, а также то, что в тексте идет речь о каких-то четырех месяцах. Правильно понять настоящую суру помогут знания контекста и истории ниспослания этого откровения. Речь идет о событиях 631 г., когда язычники в очередной раз нарушили обязательства мирного договора с мусульманами. И пророк Муххамад вынужден был денонсировать уже

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

19

Яковлев А.Ю.

фактически не действовавшее соглашение. Несмотря на это, он дал четыре месяца на исправление ситуации. И только после окончания данного срока мусульманам разрешалось прибегнуть к насильственным действиям по отношению к врагам.

Подобная снисходительность явно не подтверждает тезис о кровожадности последователей Пророка. Более того, «суровое наказание Аллаха за одно из самых страшных злодеяний с тяжелыми последствиями, от которого нет избавления, ложится на того, кто пролил кровь человека без права на это» [35, c. 142]. Данные слова хадиса могут разрушить еще одно заблуждение о том, что приверженцы ислама с момента возникновения религии вели себя агрессивно по отношению к иноверцам и ради наживы нападали на их караваны и населенные пункты. Во-первых, сунна Пророка запрещает необоснованное насилие. Во-вторых, первые мусульмане составляли единицы от жителей Мекки, и им физически было бы сложно совершить насилие по отношению к преобладающему числу неверных. В-третьих, последователи Пророка были вынуждены эмигрировать сначала в Эфиопию, затем в Медину. Автор не имеет возможности далее развивать данную тему, это область самостоятельного исследования, к которому уже приступил ЯМ. Ханмагомедов [37, с. 19-26].

Помимо обвинения в жестокости мусульман часто отождествляют с отсталыми жителями планеты. Это отчасти обусловлено уровнем образования эмигрировавших из своих стран приверженцев ислама. Так, ежегодно в Индию в поисках лучшей жизни переселяются сотни тысяч наиболее обездоленных граждан соседних государств, преимущественно Бангладеш. Сталкиваясь с подобной категорией приезжих, коренные жители начинают причислять всех граждан этих стран к необразованным и малокультурным, а государства - к отсталым. Но настоящее положение дел несколько иное. Для доказательства проведем сравнительный анализ уровня жизни и доли мусульман в структуре населения Индии и других стран.

Таблица № 1. Сравнение уровня жизни и доли мусульман в структуре населения

Индии и других стран [5, с. 49-64]

Страна Доля мусульман в структуре населения страны, % ВВП на душу населения, тыс. долл. США Уровень грамотности, %

Индия 13,4 3,7 61

Страны Южной Азии

Бангладеш 83 1,7 47,9

Бутан 0 6,2 47

Мальдивы 100 8,8 96,3

Непал 4,2 1,3 48,6

Пакистан 97 2,8 49,9

Шри-Ланка 7,6 5,7 90,7

Страны Европы, Азии и Африки

Великобритания 2,7 36,6 99,0

Конго (ДРК) 10 0,4 67,2

Россия 10-15 17 99,4

Саудовская Аравия 100 24,5 78,8

Сомали 100 0,6 37,8

20

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

Яковлев А.Ю.

При сопоставлении указанных выше параметров Индии с другими странами Южно-азиатского региона можно прийти к следующим выводам. Несмотря на значительную разницу в доле мусульманских граждан Индии и ее соседей Пакистана и Бангладеш, ВВП на душу населения в трех государствах сопоставим: отличается лишь в 1,3 и 2,2 раза соответственно. Также данный индийский показатель отличается лишь на 400 долл. США от непальского, хотя последователей пророка Мухаммада в Непале живет в 3 раза меньше. Мальдивы же превосходят Индию по ВВП на душу населения почти в 2,5 раза при 100-процентном мусульманском населении. Бутан тоже обогнал южно-азиатского гиганта по данному параметру, хотя в нем нет приверженцев ислама.

Сравнение южно-азиатских государств по уровню грамотности не выводит зависимости этого показателя и численности мусульманских конфессий. Так, в Индии из 13,4 % приверженцев ислама 61 % образованных, в Шри-Ланке 7,6 % мусульман, но 90,7 % грамотных жителей, на Мальдивах соответственно 100 и 96,3 %.

Не прослеживается связь исследуемых нами трех параметров в европейских, африканских и иных азиатских странах. Например, Саудовская Аравия и Сомали - полностью мусульманские государства, но ВВП на душу населения различается в 40 раз. При схожем числе последователей ислама в России и Демократической Республике Конго (ДРК) доходы на человека разнятся в 42,5 раза, а уровень грамотности - на 1/3.

Таким образом, можно сделать вывод об отсутствии прямой зависимости между уровнем жизни и числом мусульман, живущих на территории Индии и других стран.

Помимо всего прочего последователей Мухаммада обвиняют в дикости и отсталости. Одним из наиболее часто встречающихся аргументов является положение женщины в исламе. Индусы и иные немусульмане видят в представительнице слабого пола угнетённую личность. Однако это далеко не так. В исламе к женщине относятся уважительно, она воспринимается как продолжательница рода, мать, благородное создание, вверенное на сохранение [3; 18; 26; 2; 1]. Примерами могут служить: право на ежемесячный семидневный «отпуск» (возможность не работать) в менструальный период, наследственная имущественная доля после смерти близких родственников, денежная выплата в случае развода, даже если супруг ни разу не вступал с ней в половую связь и др.

Несмотря на довольно убедительные аргументы, у основной части индусов и граждан иных государств с немусульманским большинством сохраняется клише угнетенной мусульманской женщины. И это не удивительно, ведь отчаяние может толкнуть человека даже на такие радикальные поступки, как использование себя в качестве смертни-цы. По количеству подобных актов в 1994-2004 гг. Индия заняла 5-е место, уступив Израилю, Ираку, Шри-Ланке и России [16]. Но далеко не все смертницы - мусульманки. По статистике 70 % терактов ТОТИ* в Шри-Ланке были совершены смертницами [16], но в стране последователи Пророка они составляют менее 7 % населения.

Серьезным раздражающим фактором служит навязывание мусульманам чуждых им «универсальных ценностей». Ввиду экономической силы США и некоторых стран Европы идет активное насаждение культурных, нравственных, политических и иных атрибутов западной цивилизации. Выходит, что «в процессах глобализации особый статус приобретает не традиционная и не национальная культура (более того, национальное подвергается критике как провинциализм), а массовая составляющая культуры, становящаяся в данных обстоятельствах инструментом разрушения национальных культурных традиций, механизмом культурной экспансии и (если учитывать политическое и экономическое лидерство США) американизации культуры» [20, с. 172].

* ТОТИ - Тигры освобождения Тамил-Илама - тамильскоеповстанческое движение, сражавшееся за создание независимого тамильского государства Тамил-Илам на территории Шри-Ланки.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

21

Яковлев А.Ю.

За последние десятилетия подобное серьезнейшее влияние было оказано и на Индию, что приводит к выхолащиванию местного колорита и самобытности. Западной экспансии подвергаются все конфессии и этнические общности государства. «В этих процессах, - пишет А.В. Костина, - экономическое первенство западного мира означает прежде всего возможность определять вектор глобального развития, где вестернизация становится механизмом распространения западной культуры, представляемой мировому сообществу в качестве культуры единственно универсальной, а повсеместной унификации - как исторически неизбежной» [20, с. 172].

Тяжелее всего приходится мусульманам. Исламские традиции наиболее чужды навязываемым ценностям, ввиду чего правоверные усиленно сопротивляются им. Ситуация для уммы усугубляется и тем, что остальные конфессии во многом побеждены и уже ведут агитацию на стороне «врага».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подобное положение дел вынуждает наиболее отчаявшихся представителей мусульман Индии идти на такие крайние меры, как терроризм. В этой связи актуальны слова руководителя «Джамаат-уд-Дауа» Хафиза Абдулы Рахмана Макки: «Ислам - религия мира и гармонии. Те бедные, подавляемые мусульмане, которые сражаются в защиту своей чести и своих прав, не террористы. На самом деле настоящими террористами являются те, кто совершает зверства и организует ракетные нападения на Ирак, Афганистан, Кашмир и другие территории» [28].

Схожей точки зрения придерживается председатель Совета муфтиев России Р. Гайнутдин: «Почему именно ислам избран в качестве пропагандистского камуфляжа террористов? - Только потому, что именно ислам является последним реальным препятствием на пути архитекторов «нового мирового порядка» [9, с. 97].

Западный взгляд на эту проблему выразил бывший руководитель Федеральной разведывательной службы ФРГ Эрнст Урлау: «Притягательная сила «Аль-Каиды» и глобального джихада обусловлена не высокой целью, а наличием общего врага. К террору может подключиться каждый, договариваться об общей цели не надо, достаточно иметь общего врага в лице США, Запада, открытых западных обществ и т. д.» [34, с. 41].

В Индии, как и в других странах, где мусульмане составляют меньшинство, к ним относятся если не как к второсортным гражданам, то, по крайней мере, настороженно. Причин этому много, остановимся на двух, имеющих исторические корни. Первая -миф о насильственном обращении представителей индуизма в ислам в период завоевания и правления мусульман в Индии. Но не все индийские исследователи придерживаются подобной точки зрения. Например, С. Накви отмечает: «В противоположность распространенному и ошибочному мнению, вовсе не мечом ислам проложил себе путь в Индию. Ислам несли одухотворенные суфии, предлагавшие принципы равенства многовековому стабильному, но малоподвижному в своей кастовости порядку» [27, с. 372].

Вторая - память о событиях 1947-1948 гг., связанных с разделом колонии и миллионами жертв. Индийцы считают, что в кровопролитии виноваты сепаратисты-мусульмане, захотевшие иметь свое собственное государство. Другой вопрос, что мало кто анализировал причины подобного поведения приверженцев ислама, а также учитывал факт исторической предопределенности раздела.

Неприязнь к мусульманам дает о себе знать как на бытовом уровне, так и в действиях государственных и муниципальных органов. Приверженцев ислама индусы крайне неохотно берут на работу, а если и делают это, то стараются выплачивать им меньшее вознаграждение, нежели единоверцам. Из последователей Пророка часто пытаются сделать «козлов отпущения», например «повесив» на них нераскрытые уголовные дела. Так, только с 1996 по 2006 г. силовыми ведомствами Индии были задержаны и допрошены

22

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

Яковлев А.Ю.

почти 16 тыс. мусульман, подозреваемых в террористической деятельности [11]. Это вызывает негодование уммы и ведет к межрелигиозным столкновениям и распрям.

Провокационные действия властей и отдельных индусов не всегда приводят к ответным действиям со стороны мусульман, тем более террористическим. Причины терпимости отчасти кроются в индивидуальном страхе отдельных членов уммы Индии и ее разобщенности. Индийские мусульмане - это потомки людей, исторически проживавших на территории современной Индии, переселенцы из Бангладеш и Пакистана, новообращенные низкокастовые индусы и т. д. Они представляют собой разрозненную массу, порой даже говорящую на разных языках. Если в мире только 20 % мусульман понимают арабский язык [6, с. 39], то в Индии их еще меньше.

Ислам - общинная религия, и каждый член уммы должен чувствовать свою причастность к ней. В хадисах Пророка есть такие строки на этот счет: «Верующие друг для друга как стены, которые соединены между собой и поддерживают друг друга» [12, с. 10].

В.Г. Путилин выделил три «уровня» этнической самоидентификации мусульман: 1) макроуровень - мировой; 2) средний - государственный; 3) клановый и племенной [30, с. 36]. Но у индийских мусульман эти связи практически отсутствуют, что значительно ослабляет мусульманское сообщество страны.

С каждым годом в Индии и за ее пределами набирает силу антиисламская волна, сеющая панику среди рядовых граждан и призывающая идти на борьбу с мусульманами. Одним из ее типичных проводников выступает российский писатель Е.П. Чудинова. Она противопоставляет два мира - христианский (западный, европейский) и исламский (азиатско-африканский). Первый, по ее мнению, имеет такие атрибуты, как цивилизованность, развитость, упорядоченность, миролюбивость, толерантность, базирующиеся на римском праве. Для второго характерна дикость, отсталость, хаос, агрессивность, ненависть к иноверцам, закрепленная в шариате. В своих трудах Е.П. Чудинова, к примеру, мусульман, эмигрировавших в Европу, называет «легализовавшейся шайкой наркоторговцев» и призывает «держать оборону перед наступлением шариата», т. к. «враг перешел к открытым военным действиям»[39, с. 49, 77, 73].

Как верно подметил А.В. Малашенко, «предубежденность против ислама обусловлена элементарным страхом передвсе растущим количеством мусульман» [22, с. 171]. Ислам является единственной религией в мире, доля приверженцев которой значительно выросла за предыдущие сто лет (с 13 до 19 %). При этом, в отличие от других религиозных общин, в мусульманской не наблюдается значительного роста числа атеистов. Среди 5 стран мира с наибольшим числом мусульман 3 относятся к Южной Азии - Индия, Пакистан и Бангладеш - 2, 3 и 4-е места соответственно. В свою очередь, прогноз роста численности представителей этой религии говорит, что к 2050 г. мусульман будет 27,8 % от всех жителей планеты [33].

Что касается количества представителей основных мировых религий, то они приблизительно следующие: христиане - 2,0 млрд чел., мусульмане - 1,4 млрд чел., индусы - 1 млрд чел.; буддисты - 500 млн чел., иудеи - 13-14 млн чел. [23, с. 4].

Сегодня индийская и мировая общественность видят для себя угрозу не столько со стороны потомственных последователей ислама, сколько от новообращенных мусульман. Довольно часто они видятся как маргиналы-террористы. Им навешивают ярлыки «предателей» своей религии, а в качестве причин принятия ислама указывают различные психологические патологии, травмы детства, латентную агрессию и т. д. Тем самым насаждается мысль о том, что дети неэтнических мусульман могут принять ислам только если физически или психически нездоровы. Подобное отношение к новообра-

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

23

Яковлев А.Ю.

щенным, мягко говоря, не оправданно, т. к., во-первых, вера - личное дело каждого, во-вторых, они составляют лишь от 3 до 8 % численности международных террористических организаций [16].

Стало модным подозревать мусульман в использовании для террора вещей, относящихся к традиционным элементам исламской культуры. Довольно часто в этот список попадают хавала (в переводе с арабского «передача») или худж («расписка»), широко используемые в Индии, Пакистане и других странах. Они были придуманы в Средние века торговцами. Для того чтобы не быть ограбленными в дороге, купцы не брали денег. В одном месте покупали расписку, в которой говорилось, сколько денег у путешественника с собой. Хавала основана на доверии.

В наше время перевод денег осуществляется операторами, действующими через ювелирные и иные торговые лавки, уличных торговцев или владельцев иного мелкого бизнеса. Отдав деньги или ценности в одной точке земного шара, человек практически мгновенно может получить эквивалентную сумму в местной валюте на другом конце планеты. Информация о переводе посылается письмом по электронной почте, по телефону или сообщается иным образом. У такого метода масса преимуществ, в т. ч.: быстрота, надежность, экономия на стоимости услуги (значительно дешевле иных видов банковских и почтовых переводов) и обменном курсе. Сегодня она используется в том числе и террористическими организациями. Но именно только «в том числе».

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что автор ни в коей мере не старался оправдать террор мусульман Индии. Задача заключалась в выявлении истинных причин использования последователями Пророка вооруженных методов борьбы. Как показал анализ факторов, толкающих мусульман на использование террора, в основном преобладает ответная реакция на действия представителей других религиозных конфессий.

Литература

1. Абдуллаев И.О. Супружество и интимная жизнь мусульман. Что необходимо знать мужчинам и женщинам. - СПб, 2012.

2. Аляутдинов Ш. Женщины и ислам. - СПб, 2011.

3. Баш Х. Права женщины в исламе. - Казань, 2001.

4. Бетильмерзаева М.М., Керимов М.М. Соотношение веры и знания: религиознофилософский анализ // Исламоведение. - 2012. - № 3.

5. Благосостояние населения мира: справочные таблицы и диаграммы / сост. Г.Б. Ерусалимский. - СПб, 2013.

6. Боташева А.К. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегия противодействия: автореф. дис. ... докт. по-лит.наук. - Краснодар, 2009.

7. Бьюкенен П. Дж. Правые и не-правые: как неоконсерваторы заставили нас забыть о рейгановской революции и повлияли на президента Буша. - М., 2006.

8. Вагабов М.В. Коранические мудрости в модернизирующемся мире // Исламоведение. - 2012. - № 1.

9. Гайнутдин Р. Ислам против терроризма // Терроризм и религия. - М., 2005.

10. Де Лонг-Ба Н.Дж. Реформы Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба и всемирный джихад. - М., 2010.

11. Дики К., Мазумбар С. Не смыть кровью // Русский Newsweek. - 2008. - № 50.

12. Жемчужины аль-Бухари. Хадисы Пророка с комментариями ас-Кастани. -СПб, 2011.

24

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

Яковлев А.Ю.

13. Иванов В. На смену бойцам «Аль-Каиды» придут профессионалы террора // Независимая газета - Независимое военное обозрение. - 2005. - № 3.

14. Иванов В. Невидимые миру деньги // Независимая газета - Независимое военное обозрение. - 2004. - № 38.

15. Иванов В. Новые мусульмане вступают в войну с Западом // Независимая газета - Независимое военное обозрение. - 2006. - № 35.

16. Иванов В. Террористы-смертники наступают // Независимая газета - Независимое военное обозрение. - 2006. - № 12.

17. Ислам: Энциклопедический словарь. - М., 1991.

18. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы шариата на проблемы современности. - СПб, 2009.

19. Коран / пер. смыслов Э.Р. Кулиева. - М., 2012.

20. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М., 2011.

21. Малашенко А. В. Неприятие фундаментализма как его зеркальное отражение // НГ-религия. - 1997. - 25 декабря.

22. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. - М., 2006.

23. Малашенко А.В. Мой ислам. - М., 2010.

24. Массэ А. Ислам. Очерки истории. - М., 1982.

25. Мирский Г. Американская сверхдержава против исламистского терроризма // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 10.

26. Мутаххари М. Правовой статус женщины в исламе. - СПб, 2010.

27. Накви С. Возможен ли радикальный ислам в Индии? // Радикальный ислам: взгляд из Индии и России. - М., 2010.

28. Низамов Е. Паратеррористическая операция // Коммерсант Власть. - 2008. -№ 48.

29. Прозоров С.М. Заметки об исламе // Исламоведение. - 2010. - № 1.

30. Путилин Б.Г. Террористический интернационал. - Жуковский, 2005.

31. Разумовский И. Деньги пахнут. Кровью // Трибуна. - 2005. - 9 июля.

32. Сафонов А.Е. Терроризм апокалипсиса // Международная жизнь. - 2006. - № 5.

33. Сценарий «Новый Халифат» // Коммерсант Власть. - 2006. - № 22.

34. УрлауЭ.Террорбезконца? // International Politik.- 2007.- №3.

35. Хадисы Пророка / пер. и коммент. Иман (Валерии) Пороховой. - М., 2011.

36. Халид А. Ислам после коммунизма: религия и политика в Центральной Азии. -М., 2010.

37. Ханмагомедов Я.М. Первые походы мусульман и их мотивы // Исламоведение. -2010. - № 1.

38. Ханмагомедов Я.М. Религиозно-политический экстремизм: единство и многообразие проявлений // Исламоведение. - 2012. - № 1.

39. Чудинова Е.П. Похищение Европы. Исламизация и капкан толерантности. - М., 2012.

40. Яхьяев М.Я. Феномен религиозного фанатизма. - Махачкала, 2006.

41. Яхьяев М.Я. Причины радикализации ислама в современном мире // Исламоведение. - 2012. - № 2.

42. Ahmad T. The Islamist Challenge in West Asia. - New Delhi, 2013.

43. Mitchell R.P. The Society of the Muslim Brothers. - L., 1993.

Поступила в редакцию 13 февраля 2014 г.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.