Научная статья на тему 'О концепции справедливости в исламе'

О концепции справедливости в исламе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
533
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ИСЛАМА / КОНЦЕПЦИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ / ДОКТРИНА ИСЛАМА / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИСЛАМСКОЕ СООБЩЕСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ISLAM CONCEPT / JUSTICE CONCEPT / ISLAM DOCTRINE / OUTLOOK / ISLAMIC COMMUNITY / INTEGRATION AND SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Койчуев Айтек Алим-джашарович

В статье предпринята попытка показать определяющее значение концепции справедливости в социальной доктрине ислама. Адекватное понимание роли и значения этой концепции в обществе, а также в сознании и мировоззрении мусульман является необходимым условием их комфортной интеграции в поликультурный российский социум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author undertakes an attempt to show the key role of the concept of justice in the social doctrine of Islam. The adequate understanding of a role and a value of this concept in the society and also in consciousness and outlook of Moslems is a necessary condition of their comfortable integration into polycultural Russian society.

Текст научной работы на тему «О концепции справедливости в исламе»

2011 '03 ВЛАСТЬ 111

Айтек КОЙЧУЕВ

О КОНЦЕПЦИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ИСЛАМЕ

В статье предпринята попытка показать определяющее значение концепции справедливости в социальной доктрине ислама. Адекватное понимание роли и значения этой концепции в обществе, а также в сознании и мировоззрении мусульман является необходимым условием их комфортной интеграции в поликультурный российский социум. The author undertakes an attempt to show the key role of the concept of justice in the social doctrine of Islam. The adequate understanding of a role and a value of this concept in the society and also in consciousness and outlook of Moslems is a necessary condition of their comfortable integration into polycultural Russian society.

Ключевые слова:

концепция ислама, концепция справедливости, доктрина ислама, мировоззрение, исламское сообщество, интеграция и социализация; Islam concept, justice concept, Islam doctrine, outlook, Islamic community, integration and socialization.

КОЙЧУЕВ

Айтек

Алим-Джашарович —

к.пед.н., заведующий

лабораторией

педагогических

и этнокультурных

исследований

в сфере образования,

доцент Карачаево-

Черкесского

государственного

университета

им. У.Д. Чиеоа,

г. Карачаевск

аАек_ког^иеу@

уаИ.т

Рассматривая концептуальные основы ислама, на наш взгляд, следует, прежде всего, начать с концепции справедливости. По нашему мнению, такие востребованные сегодня идеи ислама, как терпимость к иным вероучениям, признание их богоугодности и праведности, основаны на концепции справедливости, признанной в исламе одной из высших ценностей и добродетелей (причем как отдельного человека, так и общества). Провозглашая ислам последним откровением Всевышнего, а пророка Мухаммада — «печатью пророков и посланников», ислам, тем не менее, в соответствии с провозглашенным принципом справедливости требует почитания предшествовавших Мухаммаду пророков и посланников, скорее уважительного, нежели просто терпимого отношения к доисламским монотеистическим религиям и к их последователям. Подобное уважение как к учениям, так и к последователям иудаизма и христианства отчетливо читается в Коране, находит свое выражение в сунне пророка Мухаммада и деяниях праведных халифов.

Примеры широко известны, тем не менее приведем некоторые из них, на наш взгляд, наиболее глубоко выражающие сущность ислама. В Коране говорится: «Воистину, уверовавшим в ислам, а также иудеям, христианам и сабиям — всем, кто уверовал в Бога, в Последний день и творил добро, уготована награда у их Господа (5:73). Уверовали мы (мусульмане) в ниспосланное нам и ниспосланное вам (людям Писания). Бог наш и ваш — Один и Тот (Бог Единый), и мы предаемся Ему» ( 29:46); «Мы (мусульмане) верим в свои деяния, а вы (люди Писания) — свои. Бог соберет всех нас вместе, и к Нему мы возвратимся (42:14); Всевышний обращается к своему посланнику: «Ты непременно убедишься, что самые дружески расположенные к верующим (мусульманам) те, кто говорят: "Ведь мы же христиане!" Это потому, что среди них есть священнослужители и монахи и они не высокомерны» (5:85). Бог также обращается к людям Писания: «Основы (веры) вы лишитесь, коль Тору и Евангелие не будете блюсти, а также то, что помимо них ниспослано вам от вашего Господа!» (5:72). О многом, на наш взгляд, говорит и тот факт, что в одном из пунктов общественного договора, заключенного между мусульманами и иудеями в Медине, говорилось: «Да будет свободна воля и справедливость». И действительно, как известно, в этом образованном мусульманами под руководством Мухаммада городе-государстве на основе общественного договора жили и созидали мусульмане, иудеи, арабы-язычники и христиане.

112

ВЛАСТЬ

2011 '03

Следование принципу справедливости позднее обусловило и определило отношение мусульман к иноверцам в период правления праведных халифов. Халиф Умар в своем письме к правителю одной из провинций халифата Али ибн Артату писал: «Уделите внимание на условия жизни защищенных (т.е. немусульман), и обращайтесь с ними ласково. Если кто-то из них достигнет почтенного возраста и останется без средств, вы должны дать ему средства. Если он имеет названных братьев, потребуйте, чтобы они заботились о нем...» В другом своем письме халиф Умар писал: «Если была допущена несправедливость по отношению к мусульманину или к немусульманину, верните ему его долг. Если такой человек уже умер, верните его право наследникам».

Как видно из содержания писем, верховный правитель могущественного исламского государства требовал по отношению к немусульманам не просто терпимости (читай, толерантности), но «ласкового», т.е. глубоко уважительного и доброго отношения, а в соблюдении гражданских прав предписывал исходить из справедливости. Имам Ибн Таймийя говорил: «Аллах воздвигнет справедливое государство, даже если это государство неверных, и не воздвигнет деспотичного государства, даже если это исламское государство»1.

Следует отметить, что доброжелательное отношение мусульман к иноверцам и неуклонное соблюдение принципа справедливости в мусульманском обществе независимо от религиозной, расовой, национальной принадлежности его граждан, в свою очередь, детерминировало и стимулировало объединенные созидательные усилия мусульман и немусульман во благо развития исламского общества. Так, заметный вклад в науку внесли пользовавшиеся покровительством мусульман христиане и зороастрийцы, участвовавшие в переводе греческих научных трудов, особенно в области философии. Например, известный философ Ханин ибн Исхак, христианин по вероисповеданию, знаток арабского и греческого языков, осуществил перевод на арабский язык трудов Аристотеля и Галена. Сабиту ибн Каре принадлежат переводы греческих книг по астрономии и математике. Он перевел на арабский язык

1 Зарринкуб А.Х. Исламская цивилизация. — М. : Андалус, 2004, с. 56

труды Архимеда, Аполлония и Евклида. В то же время Сабит ибн Кара и сам слыл знающим математиком и врачевателем. Заметную пользу мусульманские ученые извлекли из иранской академии Гонде Шапур, считавшейся центром просвещения Ирана и Индии. Благодаря выпускникам этого учебного заведения мусульманская наука обогатилась достижениями иранской и индийской научных школ. Вышеизложенное позволяет констатировать, что мусульманские ученые сумели извлечь заметную пользу не только из греческого научного наследия, но из наследия других народов, в частности народов Центральной Азии, Ирана и Индии.

Как и иным вероучениям, исламу присущи назидательность, направленность на воспитание и перевоспитание людей и общества. Начиная с первых проповедей Мухаммада и в течение полутора тысячелетий, ислам решает задачу воспитания добродетельной личности и здорового общества, основанного на справедливости, совещательности и равенстве.

В Коране подчеркивается, что учение ислама ниспослано через пророка Мухаммада как милость Господа человечеству, руководство верного пути к обретению божьей благодати в обоих мирах. По нашему мнению, жизнь каждого праведного, не причиняющего вреда другим людям человека имеет в исламе высочайшую, близкую к абсолютной ценность. Справедливость и гуманизм, забота о человеке, его свободе, достоинстве и развитии ясно проходит через все учение ислама, который утверждает, что наиболее близки к Господу люди, обладающие знаниями и справедливые в суждениях и поступках.

Попытаемся обосновать свои суждения. Первое — жизнь человека в исламе имеет абсолютную, т.е. безусловную ценность. Второе — об идее исламского гуманизма. Утверждая, что жизнь человека в исламе имеет абсолютную, т.е. безусловную ценность, мы исходим, во-первых, из содержания суры 5, аята 35 Корана, которые гласят: «Кто убил душу не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил (спас) ее, тот как будто оживил людей всех». Во-вторых, из п. 1 Всеобщей исламской декларации прав человека, опубликованной в Париже 19 сентября 1981 г., в которой говорится следующее: «Человеческая жизнь священна и неприкосновенна, и

2011 '03

ВлАсть

113

для ее защиты должны предприниматься все усилия. В частности, никто не может быть ранен или предан смерти кроме как властью закона, основанного на установлениях Всевышнего, даровавшего людям жизнь, изложенных в Священных писаниях» (курсив наш. — А.К.). Статья 2а Каирской декларации прав человека в исламе, принятой на XIX Исламской конференции министров иностранных дел ОИК, проходившей в Каире с 31 июля по 5 августа 1990 г., гласит: «А. Жизнь — это дар Божий, право на жизнь гарантировано каждому человеку. Люди, общества и государства обязаны обеспечить полную защиту этого права от любых посягательств на него, лишение жизни запрещено, кроме как по причинам, предписанным Шариатом — Законом Бога и путем к нему. В. Сохранение человеческой жизни в течение всего времени, отпущенного богом, — долг, предписанный Шариатом — Законом Бога и путем к нему». В-третьих, мы посчитали необходимым подчеркнуть ценность человеческой жизни в исламе, не обходя такой полемический термин, как «абсолютная ценность», еще и потому, что псевдоисламское утверждение о том, что земная жизнь человека не имеет большой ценности, активно используется идеологами экстремизма. В-четвертых, говоря об абсолютной ценности человеческой жизни в исламе, мы не утверждаем, что ислам возводит жизнь человека в абсолют — в значении синонима обожествления, подобное утверждение было бы и в корне ошибочно, неверно, а с точки зрения ислама — религии строгого единобожия — и страшно греховно! В-пятых, ислам последовательно выступал против такого бича в истории многих народов, как кровная месть, никоим образом ее не поддерживая и тем более не освящая, а заменяя выкупом за кровь и искупительной пожизненной заботой убийцы о семье убитого им человека, происходившей под общественным надзором.

Теперь относительно идеи исламского гуманизма. Рассматривая ее, мы исходим, во-первых, из значения термина «гуманизм» (от лат. humanus, что означает: человечный, человечность, а в более широком толковании — осмысленная и действенная гуманность человека, которая вместе с тем является образом жизни человека). Во-вторых, как следует из содержания суры 1

Аль-Фатиха, благо всего человечества и отдельного человека (по исламу человек — наместник Бога на земле, и рождается он безгрешным) находится в центре исламского мировоззрения, исламского образа жизни, ставящего целью вести человека и человечество по пути служения Богу, а значит, к благу человека и человечества в обоих мирах.

Исходя из вышеизложенного, считаем возможным констатировать, что ислам как религиозное учение и образ жизни никак не противоречит принципам гуманизма и построению справедливого общества, основным принципом которого является взаимное уважение, равенство, единство и взаимопомощь. С позиции ислама фактором консолидации верующих в данном случае может служить знание и понимание членами общества единых основ всех учений единобожия. Исламская концепция справедливости также, на наш взгляд, детерминирует равные условия для развития личности. Особого внимания заслуживает то, что поиск знания и овладение им вменяется в обязанность каждому мусульманину.

Здесь следует подчеркнуть, что побуждение людей к знаниям в исламе является пожизненным и поиски знания, предпринимаемые мусульманином, не должны прекращаться до часа его смерти. Как отмечает аль-Хашими, «истинный мусульманин всегда либо обладает знанием (т.е. использует знания во благо всех окружающих. — А.К.), либо находится в процессе приобретения знания, а третьего не дано»1.

В истории исламской уммы имеются многочисленные примеры непрерывного движения мусульман по пути к новым знаниям, причем старания и усердие их увеличивались пропорционально обретенным знаниям.

По нашему мнению, именно высокое значение знания наряду со справедливостью и равенством в доктрине ислама детерминировало развитие образования и науки в молодом исламском обществе. В данной связи известный исследователь истории ислама и его философских традиций Абдол Хосейн Зарринкуб пишет: «Огромное количество высших школ в исламских странах (в период расцвета исламской цивилизации) вызывает удивление и

1 Там же, с. 47.

114

ВлАсть

2011 '03

в наше время, в век бурного развития машиностроения и техники, а также говорит об не имеющем аналогов энтузиазме»1. Свободный научный поиск в рамках исламской нравственности понимался как главный движитель прогресса. Большое значение для развития образования имело и то, что в своем большинстве учебные заведения были общенародными, обучение в них было свободным. О значительном влиянии арабо-мусульманской научной школы на европейскую свидетельствуют заимствованные из исламской традиции термины, такие, например, как reading (чтение), hearing (слушание), licence (разрешение), baccalarius (бакалавр) и др.2

Мусульманское научное движение, детерминированное стремлением мусульман к освоению и популяризации знаний как религиозного, так и светского порядка, а также наличием для этого предпосылок и необходимых условий, приобрело мощный и разносторонний, охвативший все мусульманское общество характер.

Отдельного рассмотрения в исламе заслуживает особая ответственность людей, обладающих знаниями.

Из-за ошибки человека, признанного знающим в исламе, могут прийти в заблуждение многие рядовые верующие, тем самым будет нанесен вред многим людям, ибо впадет в грех не только допустивший ошибку, но и общество, за что все будут нести ответственность перед Богом. Поэтому особая ответственность обладающих знаниями является справедливой.

Ответственность обладающих знаниями, исходя из вышеизложенного, можно разделить на ответственность перед Богом, обществом, семьей, близкими и перед своей душой. Обладающие знаниями мусульмане во всех своих делах обязаны служить примером, быть сведущими как в религиозных, так и в мирских делах

1 Аль-Хашими, Мухаммад Али. Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей Ислам с помощью Корана и Сунны / пер. с араб. Абдулла Нирша. — М. : Издатель Этаев, 2007, с. 41.

2 Там же, с. 42.

и науках, «вызывать любовь и уважение людей, что, свою очередь, будет способствовать успеху их призыва (к знаниям и вере. — А.К.) и приведет к тому, что люди откликнутся на него»3.

В данной связи отметим, что концепция справедливости, по исламу, предъявляет ряд требований к обществу и к самому человеку, воспитываемому и постигающему знания в течение всей жизни. Требование к обществу заключается в создании необходимых условий для непрерывного развития личности (передовые институты науки и образования, библиотеки, секции и школы по интересам, здоровая атмосфера, культ нравственности и т.д.). Требования к личности: приложение постоянных усилий к духовному росту и воспитание таких качеств, как нравственность, постоянство, стойкость, любовь к знаниям, ответственность и др.

Следует еще раз подчеркнуть, что концепция справедливости является одной из главных ценностных доминант мусульман, определяющих и обусловливающих их мировоззрение и менталитет. По нашему мнению, эту особенность исламской ум-мы необходимо принимать во внимание всем государственным и муниципальным службам, всем общественным институтам страны, заинтересованным в межконфессиональном согласии, стабильности и успешной интеграции религиозных меньшинств в российский социум. Одним из главных условий достижения этой цели является соблюдение всеми социальными институтами и гражданами принципов справедливости и равенства по отношению к национальным и религиозным меньшинствам. То есть, принципов, предоставляющих возможность позитивной самореализации, достижения жизненных планов и карьерных высот, равного пользования социальными благами, а также обеспечивающих всем гражданам равные возможности в служении обществу с его адекватной и справедливой оценкой и стимулированием.

3 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.