2011 '03 ВЛАСТЬ 111
Айтек КОЙЧУЕВ
О КОНЦЕПЦИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ИСЛАМЕ
В статье предпринята попытка показать определяющее значение концепции справедливости в социальной доктрине ислама. Адекватное понимание роли и значения этой концепции в обществе, а также в сознании и мировоззрении мусульман является необходимым условием их комфортной интеграции в поликультурный российский социум. The author undertakes an attempt to show the key role of the concept of justice in the social doctrine of Islam. The adequate understanding of a role and a value of this concept in the society and also in consciousness and outlook of Moslems is a necessary condition of their comfortable integration into polycultural Russian society.
Ключевые слова:
концепция ислама, концепция справедливости, доктрина ислама, мировоззрение, исламское сообщество, интеграция и социализация; Islam concept, justice concept, Islam doctrine, outlook, Islamic community, integration and socialization.
КОЙЧУЕВ
Айтек
Алим-Джашарович —
к.пед.н., заведующий
лабораторией
педагогических
и этнокультурных
исследований
в сфере образования,
доцент Карачаево-
Черкесского
государственного
университета
им. У.Д. Чиеоа,
г. Карачаевск
аАек_ког^иеу@
уаИ.т
Рассматривая концептуальные основы ислама, на наш взгляд, следует, прежде всего, начать с концепции справедливости. По нашему мнению, такие востребованные сегодня идеи ислама, как терпимость к иным вероучениям, признание их богоугодности и праведности, основаны на концепции справедливости, признанной в исламе одной из высших ценностей и добродетелей (причем как отдельного человека, так и общества). Провозглашая ислам последним откровением Всевышнего, а пророка Мухаммада — «печатью пророков и посланников», ислам, тем не менее, в соответствии с провозглашенным принципом справедливости требует почитания предшествовавших Мухаммаду пророков и посланников, скорее уважительного, нежели просто терпимого отношения к доисламским монотеистическим религиям и к их последователям. Подобное уважение как к учениям, так и к последователям иудаизма и христианства отчетливо читается в Коране, находит свое выражение в сунне пророка Мухаммада и деяниях праведных халифов.
Примеры широко известны, тем не менее приведем некоторые из них, на наш взгляд, наиболее глубоко выражающие сущность ислама. В Коране говорится: «Воистину, уверовавшим в ислам, а также иудеям, христианам и сабиям — всем, кто уверовал в Бога, в Последний день и творил добро, уготована награда у их Господа (5:73). Уверовали мы (мусульмане) в ниспосланное нам и ниспосланное вам (людям Писания). Бог наш и ваш — Один и Тот (Бог Единый), и мы предаемся Ему» ( 29:46); «Мы (мусульмане) верим в свои деяния, а вы (люди Писания) — свои. Бог соберет всех нас вместе, и к Нему мы возвратимся (42:14); Всевышний обращается к своему посланнику: «Ты непременно убедишься, что самые дружески расположенные к верующим (мусульманам) те, кто говорят: "Ведь мы же христиане!" Это потому, что среди них есть священнослужители и монахи и они не высокомерны» (5:85). Бог также обращается к людям Писания: «Основы (веры) вы лишитесь, коль Тору и Евангелие не будете блюсти, а также то, что помимо них ниспослано вам от вашего Господа!» (5:72). О многом, на наш взгляд, говорит и тот факт, что в одном из пунктов общественного договора, заключенного между мусульманами и иудеями в Медине, говорилось: «Да будет свободна воля и справедливость». И действительно, как известно, в этом образованном мусульманами под руководством Мухаммада городе-государстве на основе общественного договора жили и созидали мусульмане, иудеи, арабы-язычники и христиане.
112
ВЛАСТЬ
2011 '03
Следование принципу справедливости позднее обусловило и определило отношение мусульман к иноверцам в период правления праведных халифов. Халиф Умар в своем письме к правителю одной из провинций халифата Али ибн Артату писал: «Уделите внимание на условия жизни защищенных (т.е. немусульман), и обращайтесь с ними ласково. Если кто-то из них достигнет почтенного возраста и останется без средств, вы должны дать ему средства. Если он имеет названных братьев, потребуйте, чтобы они заботились о нем...» В другом своем письме халиф Умар писал: «Если была допущена несправедливость по отношению к мусульманину или к немусульманину, верните ему его долг. Если такой человек уже умер, верните его право наследникам».
Как видно из содержания писем, верховный правитель могущественного исламского государства требовал по отношению к немусульманам не просто терпимости (читай, толерантности), но «ласкового», т.е. глубоко уважительного и доброго отношения, а в соблюдении гражданских прав предписывал исходить из справедливости. Имам Ибн Таймийя говорил: «Аллах воздвигнет справедливое государство, даже если это государство неверных, и не воздвигнет деспотичного государства, даже если это исламское государство»1.
Следует отметить, что доброжелательное отношение мусульман к иноверцам и неуклонное соблюдение принципа справедливости в мусульманском обществе независимо от религиозной, расовой, национальной принадлежности его граждан, в свою очередь, детерминировало и стимулировало объединенные созидательные усилия мусульман и немусульман во благо развития исламского общества. Так, заметный вклад в науку внесли пользовавшиеся покровительством мусульман христиане и зороастрийцы, участвовавшие в переводе греческих научных трудов, особенно в области философии. Например, известный философ Ханин ибн Исхак, христианин по вероисповеданию, знаток арабского и греческого языков, осуществил перевод на арабский язык трудов Аристотеля и Галена. Сабиту ибн Каре принадлежат переводы греческих книг по астрономии и математике. Он перевел на арабский язык
1 Зарринкуб А.Х. Исламская цивилизация. — М. : Андалус, 2004, с. 56
труды Архимеда, Аполлония и Евклида. В то же время Сабит ибн Кара и сам слыл знающим математиком и врачевателем. Заметную пользу мусульманские ученые извлекли из иранской академии Гонде Шапур, считавшейся центром просвещения Ирана и Индии. Благодаря выпускникам этого учебного заведения мусульманская наука обогатилась достижениями иранской и индийской научных школ. Вышеизложенное позволяет констатировать, что мусульманские ученые сумели извлечь заметную пользу не только из греческого научного наследия, но из наследия других народов, в частности народов Центральной Азии, Ирана и Индии.
Как и иным вероучениям, исламу присущи назидательность, направленность на воспитание и перевоспитание людей и общества. Начиная с первых проповедей Мухаммада и в течение полутора тысячелетий, ислам решает задачу воспитания добродетельной личности и здорового общества, основанного на справедливости, совещательности и равенстве.
В Коране подчеркивается, что учение ислама ниспослано через пророка Мухаммада как милость Господа человечеству, руководство верного пути к обретению божьей благодати в обоих мирах. По нашему мнению, жизнь каждого праведного, не причиняющего вреда другим людям человека имеет в исламе высочайшую, близкую к абсолютной ценность. Справедливость и гуманизм, забота о человеке, его свободе, достоинстве и развитии ясно проходит через все учение ислама, который утверждает, что наиболее близки к Господу люди, обладающие знаниями и справедливые в суждениях и поступках.
Попытаемся обосновать свои суждения. Первое — жизнь человека в исламе имеет абсолютную, т.е. безусловную ценность. Второе — об идее исламского гуманизма. Утверждая, что жизнь человека в исламе имеет абсолютную, т.е. безусловную ценность, мы исходим, во-первых, из содержания суры 5, аята 35 Корана, которые гласят: «Кто убил душу не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил (спас) ее, тот как будто оживил людей всех». Во-вторых, из п. 1 Всеобщей исламской декларации прав человека, опубликованной в Париже 19 сентября 1981 г., в которой говорится следующее: «Человеческая жизнь священна и неприкосновенна, и
2011 '03
ВлАсть
113
для ее защиты должны предприниматься все усилия. В частности, никто не может быть ранен или предан смерти кроме как властью закона, основанного на установлениях Всевышнего, даровавшего людям жизнь, изложенных в Священных писаниях» (курсив наш. — А.К.). Статья 2а Каирской декларации прав человека в исламе, принятой на XIX Исламской конференции министров иностранных дел ОИК, проходившей в Каире с 31 июля по 5 августа 1990 г., гласит: «А. Жизнь — это дар Божий, право на жизнь гарантировано каждому человеку. Люди, общества и государства обязаны обеспечить полную защиту этого права от любых посягательств на него, лишение жизни запрещено, кроме как по причинам, предписанным Шариатом — Законом Бога и путем к нему. В. Сохранение человеческой жизни в течение всего времени, отпущенного богом, — долг, предписанный Шариатом — Законом Бога и путем к нему». В-третьих, мы посчитали необходимым подчеркнуть ценность человеческой жизни в исламе, не обходя такой полемический термин, как «абсолютная ценность», еще и потому, что псевдоисламское утверждение о том, что земная жизнь человека не имеет большой ценности, активно используется идеологами экстремизма. В-четвертых, говоря об абсолютной ценности человеческой жизни в исламе, мы не утверждаем, что ислам возводит жизнь человека в абсолют — в значении синонима обожествления, подобное утверждение было бы и в корне ошибочно, неверно, а с точки зрения ислама — религии строгого единобожия — и страшно греховно! В-пятых, ислам последовательно выступал против такого бича в истории многих народов, как кровная месть, никоим образом ее не поддерживая и тем более не освящая, а заменяя выкупом за кровь и искупительной пожизненной заботой убийцы о семье убитого им человека, происходившей под общественным надзором.
Теперь относительно идеи исламского гуманизма. Рассматривая ее, мы исходим, во-первых, из значения термина «гуманизм» (от лат. humanus, что означает: человечный, человечность, а в более широком толковании — осмысленная и действенная гуманность человека, которая вместе с тем является образом жизни человека). Во-вторых, как следует из содержания суры 1
Аль-Фатиха, благо всего человечества и отдельного человека (по исламу человек — наместник Бога на земле, и рождается он безгрешным) находится в центре исламского мировоззрения, исламского образа жизни, ставящего целью вести человека и человечество по пути служения Богу, а значит, к благу человека и человечества в обоих мирах.
Исходя из вышеизложенного, считаем возможным констатировать, что ислам как религиозное учение и образ жизни никак не противоречит принципам гуманизма и построению справедливого общества, основным принципом которого является взаимное уважение, равенство, единство и взаимопомощь. С позиции ислама фактором консолидации верующих в данном случае может служить знание и понимание членами общества единых основ всех учений единобожия. Исламская концепция справедливости также, на наш взгляд, детерминирует равные условия для развития личности. Особого внимания заслуживает то, что поиск знания и овладение им вменяется в обязанность каждому мусульманину.
Здесь следует подчеркнуть, что побуждение людей к знаниям в исламе является пожизненным и поиски знания, предпринимаемые мусульманином, не должны прекращаться до часа его смерти. Как отмечает аль-Хашими, «истинный мусульманин всегда либо обладает знанием (т.е. использует знания во благо всех окружающих. — А.К.), либо находится в процессе приобретения знания, а третьего не дано»1.
В истории исламской уммы имеются многочисленные примеры непрерывного движения мусульман по пути к новым знаниям, причем старания и усердие их увеличивались пропорционально обретенным знаниям.
По нашему мнению, именно высокое значение знания наряду со справедливостью и равенством в доктрине ислама детерминировало развитие образования и науки в молодом исламском обществе. В данной связи известный исследователь истории ислама и его философских традиций Абдол Хосейн Зарринкуб пишет: «Огромное количество высших школ в исламских странах (в период расцвета исламской цивилизации) вызывает удивление и
1 Там же, с. 47.
114
ВлАсть
2011 '03
в наше время, в век бурного развития машиностроения и техники, а также говорит об не имеющем аналогов энтузиазме»1. Свободный научный поиск в рамках исламской нравственности понимался как главный движитель прогресса. Большое значение для развития образования имело и то, что в своем большинстве учебные заведения были общенародными, обучение в них было свободным. О значительном влиянии арабо-мусульманской научной школы на европейскую свидетельствуют заимствованные из исламской традиции термины, такие, например, как reading (чтение), hearing (слушание), licence (разрешение), baccalarius (бакалавр) и др.2
Мусульманское научное движение, детерминированное стремлением мусульман к освоению и популяризации знаний как религиозного, так и светского порядка, а также наличием для этого предпосылок и необходимых условий, приобрело мощный и разносторонний, охвативший все мусульманское общество характер.
Отдельного рассмотрения в исламе заслуживает особая ответственность людей, обладающих знаниями.
Из-за ошибки человека, признанного знающим в исламе, могут прийти в заблуждение многие рядовые верующие, тем самым будет нанесен вред многим людям, ибо впадет в грех не только допустивший ошибку, но и общество, за что все будут нести ответственность перед Богом. Поэтому особая ответственность обладающих знаниями является справедливой.
Ответственность обладающих знаниями, исходя из вышеизложенного, можно разделить на ответственность перед Богом, обществом, семьей, близкими и перед своей душой. Обладающие знаниями мусульмане во всех своих делах обязаны служить примером, быть сведущими как в религиозных, так и в мирских делах
1 Аль-Хашими, Мухаммад Али. Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей Ислам с помощью Корана и Сунны / пер. с араб. Абдулла Нирша. — М. : Издатель Этаев, 2007, с. 41.
2 Там же, с. 42.
и науках, «вызывать любовь и уважение людей, что, свою очередь, будет способствовать успеху их призыва (к знаниям и вере. — А.К.) и приведет к тому, что люди откликнутся на него»3.
В данной связи отметим, что концепция справедливости, по исламу, предъявляет ряд требований к обществу и к самому человеку, воспитываемому и постигающему знания в течение всей жизни. Требование к обществу заключается в создании необходимых условий для непрерывного развития личности (передовые институты науки и образования, библиотеки, секции и школы по интересам, здоровая атмосфера, культ нравственности и т.д.). Требования к личности: приложение постоянных усилий к духовному росту и воспитание таких качеств, как нравственность, постоянство, стойкость, любовь к знаниям, ответственность и др.
Следует еще раз подчеркнуть, что концепция справедливости является одной из главных ценностных доминант мусульман, определяющих и обусловливающих их мировоззрение и менталитет. По нашему мнению, эту особенность исламской ум-мы необходимо принимать во внимание всем государственным и муниципальным службам, всем общественным институтам страны, заинтересованным в межконфессиональном согласии, стабильности и успешной интеграции религиозных меньшинств в российский социум. Одним из главных условий достижения этой цели является соблюдение всеми социальными институтами и гражданами принципов справедливости и равенства по отношению к национальным и религиозным меньшинствам. То есть, принципов, предоставляющих возможность позитивной самореализации, достижения жизненных планов и карьерных высот, равного пользования социальными благами, а также обеспечивающих всем гражданам равные возможности в служении обществу с его адекватной и справедливой оценкой и стимулированием.
3 Там же.