К ВОПРОСУ ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ЕРИН Василий Васильевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса Юридического института Кемеровского государственного университета. E-mail: [email protected]; ОПИЛАТ Наталья Ивановна,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права Юридического института Кемеровского государственного университета. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье проводится анализ и дается правовая оценка такому неправовому регулятору общественных отношений, как религия. В статье рассматривается двоякая роль религиозной нормы и её влияние на формирование и развитие судебной практики. На примере православия, автор выделяет особенности влияния христианства, как одной из самых распространенных религий в мире и в России, на общественное поведение субъектов экологического права, формирование экологического правосознания и правовой культуры личности и общества. Русская православная церковь, указывает на место человека в земном мире не как властелина, а как домоправителя, поставленного Творцом с целью присматривать и управлять земным царством. Отношение человека к природе следует рассматривать с позиции человеческого дома, исключая эгоистическое и безответственное поведение, и божественного храма, где человеку выделена роль священнослужителя. В тоже время многие ученые склонны обвинять христианство в том, что оно явилось причиной настоящего экологического кризиса. Для выхода из него, по мнению церкви и ученых, следует преодолеть духовный кризис человечества или переосмыслить старую религию или найти новую религию. Выводы, отмеченные в статье, могут быть использованы для дальнейшего развития и совершенствования законодательства и правоприменительной практики.
Abstract: The article analyzes and gives a legal assessment of such a non-legal regulator of public relations as religion. The article considers the dual role of religious norms and its influence on the formation and development of judicial practice. On the example of Orthodoxy, the author highlights the peculiarities of the influence of Christianity, as one of the most widespread religions in the world and in Russia, on the social behavior of subjects of environmental law, the formation of environmental legal consciousness and legal culture of the individual and society. The Russian Orthodox Church points to the place of man in the earthly world not as a ruler, but as a steward, set by the Creator with the aim of looking after and managing the earthly Kingdom. The relation of man to nature should be viewed from the standpoint of the human home, excluding selfish and irresponsible behavior, and the divine temple, where man is allocated the role of a priest. At the same time, many scientists are inclined to blame Christianity for the fact that it was the cause of this ecological crisis. To get out of it, according to the Church and scientists, it is necessary to overcome the spiritual crisis of humanity or rethink the old religion or find a new religion. The conclusions noted in the article can be used for further development and improvement of legislation and law enforcement practice.
Ключевые слова: регулятор общественных отношений, религиозная норма, православие, духовный кризис, охрана окружающей среды.
Keywords: the regulator of social relations, religious norms, Orthodoxy, spiritual crisis, environmental protection.
Право является не единственным механизмом регулирования общественных отношений. Воздействие на общественные отношения осуществляется также с помощью норм морали, религиозных постулатов, обычаев и национальных традиций и т.д. Не стоит отбрасывать в сторону влияние правил морали и этики общественных организаций, субкультур и различных социальных групп. Россия является многонациональным государством, в котором проживает более 180 национальностей (этнических групп)[1], исповедующих различные религии, в том числе православие, ислам, католицизм, протестантизм, иудаизм и др.
В настоящий момент наблюдается, с одной стороны, повышение роли неправовых регуляторов, их соединение с позитивным правом в определенных аспектах (например, исчезновение кровной мести), с другой - наоборот, противостояние с правом (например, развитие АУЕ - новой молодежной субкультуры)[2]. Учитывая большое влияние неправовых регуляторов, законодатель всё же осуществляет их признание и закрепление. Например, отнесение к источникам гражданских правоотношений обычаев в широком их понимании. Если рассмотреть религиозные нормы, то суды, рассматривая дела, встречаются с большим количеством религиозных споров, например, при регистрации или ликви-
дации религиозной организации, соотнесение религиозного и светского образования, различным пониманием религиозных текстов. Религия несет в себе историческую память народов, является хранителем нравственных ценностей и ориентиров, которые служат своеобразным «компасом» для человека. [3] В зарубежной юриспруденции актуальность изучения вопросов взаимодействия права и религии связывают с новым явлением и «возвращение религии в публичное пространство, возвращение религиозной составляющей общественной жиз-ни».[4] В ходе исследования в Юридическом институте Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых распространенности неправовых регуляторов в правоприменительной практике и использование религиозных норм при вынесении решения были получены следующие результаты :
1. Подавляющее большинство судей (54%) никогда не используют религиозные нормы ;
2. Из оставшихся 46% : 37% применяют религиозные нормы только, когда в законе есть ссылка на них, 8% помимо ссылки руководствуются духом законодательства в случае детализации правоприменительных процессов, 1% считает необходимым учитывать религиозные убеждения.[5]
При этом стоит обратить внимание, что религиоз-
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 3(183)
ная норма выступает как образец поведения, с одной стороны, с другой - регулирует поведение широкого круга лиц (приверженцев религии, субъектов, отправляющих религиозные обряды). В большинстве случаев религиозные нормы рассматриваются людьми как строго обязательные божественные повеления. В связи с тем, что по данным 2012 года самое большое число жителей России исповедует православие, в дальнейшем в статье будет рассмотрено влияние православия на охрану окружающей среды.
В настоящий период времени в эпоху глобализации и монополизации крупных корпорациями прав собственности на природные ресурсы, глобального экологического кризиса, широко распространенного безразличия народов к той территории, на которой они проживают и которая их окружает, человеку необходимо переосмысление своих взглядов на окружающей его природу, переоценка системы ценностей, места человека, его роль и влияние на планету в целом. Поскольку методы экологического права в борьбе за охрану окружающей среды не столь эффективны, человеку нужно найти другие методы для сохранения планеты. В этом вопросе православие может оказать посильную помочь и пользу. Православное христианство рассматривает вопросы экологического правосознания, экологической этики, веры, любви к природе. И во многом право при формировании правовой культуры исходит из религиозных канонов. Священное писание (Библия Ветхого и Нового Завета) и Священное предание (решения Вселенских канонических соборов, труды отцов церкви) являются источниками классического православия,[6] также стоит отметить, что Священное писание содержит большое количество правил, регулирующих отношения человека и природы, например, Ветхий Завет, Бытие (1, 28) указывает «...и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями,) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею)...»[7]. В вышеуказанном наставлении наблюдается передача человеку владельческих прав пользования природой, что также подтверждается в Псаломе 23.1 «господня Земля и что наполняет её, вселенная и все живущее в ней». В ряде случаев библия содержит запрещающие нормы экологического характера (Второзаконие 20, 19) и нормы, призывающие беречь и заботиться о животных (Послание к Евреям 10:1-18, Притчи 12:10). Забота о природе помимо Библии отражалась и в трудах отцов церкви. Иерений Полонский в своем произведении «против ересей» писал: «.для христианина характерным есть уважение к природе и любой твари. и мы не имеем права распоряжаться ничем по нашим прихотям и своеволью»[6]. В последствии Русская Православная Цер-
ковь также уделяет большое внимание вопросам экологии. Так Архиерейским собором в 2000 г. были приняты Основы социальной концепции РПЦ, в которой целый раздел посвящен проблемам экологии. Церковь отмечает неоправданный рост общественного потребления ресурсов, стремление к изобилию и роскоши.[8] Между человеком и природой невозможно органического единства, т.к. люди руководствуются эгоистическими побуждениями и вседозволенностью. По мнению РПЦ человек должен «показать свое царское достоинство не в господстве и насилии над окружающим миром, но в «возделывании» и «хранении» царства природы, за которое он ответственен перед Богом». По мнению РПЦ с христианской точки зрения природа рассматривается с двух сторон, первая сторона заключается в том что, природа - это дом, в котором человек не является хозяином, он всего лишь домоправитель. Природа для него не кладезь ресурсов для эгоистического и безответственного поведения. Вторая сторона, заключается в том, что природа это храм, где человек, являясь священником, служит не природе, а единому Творцу. В основах социальной концепции также отмечается антропологический характер экологических проблем, источником которых является человек. Однако, по мнению РПЦ, ответы на вопросы, поставленные экологическим кризисом, следует искать в душе человека, не обращая внимания на экономику, биологию, технологию и т.д. В определенной степени с данным положением можно согласиться не в полной мере, поскольку помимо хозяйственного влияния человека на Землю оказывает воздействие Солнце и другие планеты. В недрах земной коры могут происходить процессы, способствующие извержениям вулканов, возникновению цунами и др. В связи с этим в определенной мере не стоит винить одного лишь человека во всех земных бедах, хотя, с другой стороны, не стоит и принижать производственное влияние на окружающую среду. Еще одним документом принятым Архиерейским собором РПЦ 04.02.2013 году является «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии».[9] В данном документе церковь отмечает ответственность всего человечества за состояние окружающей природной среды, загрязнение и разрушение природы рассматриваются как следствие человеческого греха, его воплощение. Церковь призывает осмыслить вопросы экологии и отмечает, что восстановление здоровья природы есть результат духовного возрождения личности и общества, аскетическом отношении человека к своим потребностям и самоограничении. Такое негативное отношение человека к природе происходит по причине глубоко духовного кризиса человечества, который необходимо преодолеть и воспитывать в детях и молодежи ответственность за природу. Церковь также уделяет боль-
шое внимание экологической деятельности, которое понимается как заповеданное господом обращение человека с твар-ным миром. Нарушения между человеком и природой являются результатом грехопадения людей. При этом для того, чтобы экологическая деятельность достигла своих результатов, человеку следует преодолеть свое отчуждение от Бога и жить по его заповедям. РПЦ выделяет в отдельное направление своей деятельности экологическую программу и сора-ботничество с общественными, государственными и международными институтами в сфере экологии путем:
- участия в форумах, конференциях экологической направленности;
- оценки общественно значимым экологическим проектам, оказывающим влияние на охрану окружающей среды;
- разработка и реализация совместных образовательных и воспитательных программ и т.д.
Также с целью привлечения внимания к вопросам экологии с 2015 года решением Священного Синода РПЦ первое воскресение сентября объявляется днем молитвы о Божием творении (днем всеобщего экологического служения), в который предлагается совместными усилиями повсеместно проводить экологические мероприятия. [10] Од-
нако некоторые ученые не разделяют позицию РПЦ и полагают, что «христианство не только установило дуализм человека и природы, но и настояло на том, что воля Божия именно такова, чтобы человек эксплуатировал природу ради своих целей».[11] По мнению Линн Уайт-младшей именно христианство показало человеку психологическую возможность эксплуатировать природу. Она считает, что экологический кризис будет дальше углубляться, пока человек не отвергнет христианские догматы, найдя новую религию или не переосмыслив старую.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: соглашаясь с мнением Русской Православной Церкви и международными учеными о том, что человечество и Земля в настоящий момент находятся в глубоком экологическом кризисе. Выйти из кризиса можно только совместными усилиями всех заинтересованных сторон, в том числе и религии и людей. Однако, с одной стороны, было бы не совсем корректно обвинять кого-либо в том, что явилось причиной существующего состояния окружающей среды. В данный момент представляется важным определиться с методами или способами выхода из экологического кризиса и пониманием общей цели, к которой стремятся все заинтересованные стороны.
Библиография:
1. 2.
5.
6.
7.
8.
10.
11.
Национальный состав России // http://www.statdata.ru/nacionalnyj-sostav-rossii (дата обращения: 01.01.2020)
Что значит АУЕ: расшифровка тюремного понятия, которое так активно использует молодежь. Комсомольская правда. Киров 05.05.2017 // https://www.kirov.kp.ru/daily/26701.4/3725256/ (дата обращения: 01.01.2020)
Овсепян Ж.И. Конституционные статусы религий в современном мире (государства Европы, Азии, Индостана и дальнего Востока // Конституционное и муниципальное право, 2017, № 7.
Бассам Тиби. Исламистская шариатизация политики и социума. Источник конфликта между цивилизациями // Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 6 (79) С.37.
Малышкин А.В. Применение судами неправовых норм (по материалам социологического исследования) // Российский судья, 2018, № 4. Фролов М.А. Христианские основы эколого-правового регулирования (православный контекст экологического правосознания) // Экологическое право, 2010, № 1.
Библия. Российское библейское общество. М. 1999.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 2000г. приняты Освященным Архиерейским Собором РПЦ // http://www.patriarchia.ru/db/text/419128 (дата обращения: 02.01.2020).
Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии принята освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 04.02.2013 // . http://www.patriarchia.ru/db/text/2775125 (дата обращения: 02.01.2020)
Протоиерей Олег Мумриков. Перспектива построения экологической деятельности. Московские епархиальные ведомости. № 12. 2015 // https://mepar.ru/library/vedomosti/90/2132 (дата обращения; 02.01.2020).
Линн-Уайт-младшая. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. С. 188-202.
4.