112
Труды БГТУ, 2019, серия 6, № 1, с. 112-115
УДК 1:281.9(476)
Н. М. Кожич
Белорусский государственный технологический университет
ИДЕЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ В ПРАВОСЛАВИИ
В статье показано, что проблема взаимоотношения человека и природы стала частью христианского мировоззрения. Вопросы экологии являются одним из компонентов социальной концепции, а также социального и миссионерского служения Русской православной церкви. Интерпретация экологической проблематики церковью напрямую связана с христианской антропологией. Отмечается, что церковь видит причину экологического кризиса в духовной деградации людей и процессах секуляризации. Выявлено, что, по мнению церкви, именно актуализация христианских ценностей в современной культуре будет способствовать решению глобальных проблем. Церковь выступает с требованиями повысить нравственную ответственность людей, предлагает ввести экологическое обучение и воспитание в систему духовного и светского образования.
Ключевые слова: православие, социальное учение, экология, антропология, духовный кризис.
N. M. Kozhich
Belarusian State Technological University
THE IDEA OF CAREFUL ATTITUDE OF THE PERSON TO THE NATURE IN ORTHODOXY
In article it is shown that the problem of relationship of the person and the nature became a part of Christian outlook. Environmental issues are one of components of the social concept and also social, and missionary service of Russian Orthodox Church. Interpretation of an ecological perspective by church is directly connected with Christian anthropology. It is noted that the church sees the reason of ecological crisis in spiritual degradation of people and processes of laicisation. It is revealed that, according to church, updating of Christian values in modern culture will promote the solution of global problems. The church makes requirements to increase the moral responsibility of people, suggests to enter ecological training and education into the system of spiritual and secular education.
Key words: Orthodoxy, social doctrine, ecology, anthropology, spiritual crisis.
Введение. Рассмотрение вопроса об идеях экологической безопасности в социальном учении православной церкви имеет важное практическое значение. Это связано с тем, что начиная с конца ХХ в. особую актуальность приобрели проблемы, получившие статус глобальных, т. е. подрывающих основы существования человеческой цивилизации. Данное обстоятельство обусловлено ростом численности населения, увеличением потребления природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, изменением климатических условий. В этой связи возникает необходимость в изменении ценностных ориентаций, принципов деятельности людей, сохранения природной среды обитания. Переход общества на постиндустриальную стадию развития сопровождается кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни, а также происходит разрыв между современной культурой и традиционными нравственными ценностями. Возникновение экологической проблематики в философии и религии обусловлено формированием тенденции к трансформации современного общества для решения глобальных проблем. Во-
прос о взаимоотношении человека и природы становится частью христианского мировоззрения, а также предметом изучения для религиозных идеологов. Русское православие стремится к поиску новых возможностей влияния на мировоззренческие ориентации людей.
Основная часть. В современном мире глобализация экономики и всех остальных сфер общественной жизни стала ведущей тенденцией в социальном развитии. Это привело к изменению позиции человека по отношению к окружающей среде, уничтожению религиозных и культурных ценностей. Человек всячески стремится установить власть и контроль над другими людьми, в том числе и над окружающей средой. Природный мир превращается в место эксплуатации. Ресурсы часто используются в неразумных целях. Об опасности экологической катастрофы стало известно еще в 70-х гг. ХХ в. С этого момента христианские церкви принимают активное участие в обсуждении данной проблемы, разрабатывают способы, позволяющие сохранять окружающую среду. В частности, Вселенская патриархия в 1988 г. провела экологическую конференцию на ост-
рове Патмос; в 1989 г. состоялась первая экуменическая встреча православных и протестантских церквей Европы, а также Конференция римо-католических епископов в Базеле, где освещались экологические вопросы с богословской и практических точек зрения; в 1991 г. Православная академия Крита провела межправославную конференцию по координации деятельности церквей в решении вопроса об охране среды обитания и т. д. Такие мероприятия в христианском мире теперь организуются почти ежегодно.
С точки зрения современного христианства природа представляет собой самостоятельную ценность. Она есть место для жизни, развития, счастья и совершенствования людей. При этом важно отметить, что в раннем и средневековом христианстве изначально природа рассматривалась как мир, сотворенный Богом для человека. Последний мыслился привилегированным существом. Он получил от Бога возможность пользоваться всем, что создано в этом мире для него. Человек объявлялся властелином творения. В настоящее время христианская антропология выделяет в человеке три уровня: первый - это тело, второй - психика, или душа, а третий - дух. Свойством духа являются разум и свобода. Как пишет А. Мень, «только человек может быть "хозяином своих поступков" и нести за них ответственность. Животное не выбирает - выбирает лишь человек. Только для него существует нравственная оценка поступков... Человек способен реали-зовывать свою потенциальную свободу только благодаря развитию, упражнениям, воспитанию в себе высших духовных задатков. В противном случае он как бы отрекается от своего дара. Тогда он действительно всецело подпадает под действие низменных инстинктов и общественных условий» [1. с. 18]. В Библии подчеркивается, что человека создал Бог по своему подобию. Имеется в виду не внешний, телесный облик, так как Бог - это чистая духовность. Богоподобие заключается в личностном уровне разума, в свободе воли, в способности к творчеству и саморазвитию. Человек был помещен в Эдем - Сад Блаженств, который представляет собой метафору блаженного неведения и перехода от незнания к познанию добра и зла. Таким образом, история грехопадения - это осознание человеком своей смертности, это начало самопознания и выбора. Так называемый первородный грех в христианстве интерпретируется как источник всех человеческих страданий. Бог создает совершенный мир, а столкновение человека со злом, страданиями, несправедливостью и т. д. рассматривается как отклонение от добра, от божественных пред-
писаний, как неправильное использование свободной воли, следование собственным целям. Человек предпочел плотские, чувственные, земные ценности высшим, божественным. Зла как такового в мире нет, так как Бог есть добро, начало всех начал. Считается, что всемогущий Бог мог бы вернуть человека на истинный путь, но это было бы результатом принуждения, поэтому он не вмешивается в ход человеческой жизни и дает людям силы для преодоления страданий и надежду на спасение через покаяние и добровольное воссоединение с Творцом. Бог дает урок спасения, принимая облик Иисуса Христа как образца нравственного совершенства.
Для истории христианства характерна неоднозначная трактовка природы. С одной стороны, природа прекрасна и совершенна, так как создана и придумана Богом; она всегда мыслилась как продолжение самого Бога. Красота природы выступала как отблеск божественной красоты. С другой стороны, она рассматривалась как источник зла. Вся человеческая жизнь выступала как борьба между божественным началом - душой - и природным греховным началом - телом, поэтому считалось, что природа противостоит человеку и обществу, ее нужно постоянно преодолевать.
В настоящее время Русская православная церковь считает, что основной проблемой современного экологического кризиса являются не технологические просчеты, а грехопадение, духовная деградация, отчуждение от Бога. В «Основах социальной концепции Русской православной церкви» отмечается, что «в природе как в зеркале отразилось первое человеческое преступление. стало невозможным полное органическое единство человека и окружающего мира. в своих отношениях с природой, приобретших потребительский характер, люди стали все чаще руководствоваться эгоистическими побуждениями. Они стали забывать, что единственным Владыкой Вселенной является Бог. в то время как человек есть лишь "домоправитель", коему вверено богатство дольнего мира» [2]. Предназначение людей заключается в том, что они должны нести ответственность перед Творцом за сохранение «величественного царства природы». Церковная идеология подчеркивает, что дальнейшее совершенствование технологий не приведет к решению этого вопроса. Несмотря на то, что развивается экологическая этика, появляются ресурсосберегающие технологии, безотходные производства и т. д., обозначенная проблема окончательно решена не будет. В документе «Об основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека»,
114
Идея бережного отношения человека к природе в православии
принятом на Архиерейском Соборе в июне 2008 г., подчеркивается, что «жизнь по закону плоти противна Божиим заповедям и не соответствует нравственному началу, заложенному Богом в природу человека. В отношениях с другими людьми под влиянием греха человек действует как эгоист, заботящийся об удовлетворении своих потребностей за счет ближних. Такая жизнь опасна для личности, общества и окружающей природы, ибо нарушает гармонию бытия, оборачивается душевными и телесными страданиями, болезнями, уязвимостью перед последствиями разрушения среды обитания» [3]. Церковь в вопросах экологии отстаивает принцип «единства и целостности сотворенного Богом мира». Проблема может решиться через покаяние, поскольку экологический кризис порожден духовным. Мир современного человека обесценен, нет смысла, вся жизнь сводится к физическому существованию, отсюда следует стремление к гедонизму, потребительскому отношению к жизни. Отмечается, что «полное преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо... Антропогенная основа экологических проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души» [2]. Современное православие подчеркивает необходимость аскезы, довольства малым, разумного использования материальных благ.
2-5 февраля 2013 г. состоялся Архиерейский собор Русской православной церкви, на котором был принят документ «Позиция Русской православной церкви по актуальным проблемам экологии». В нем речь идет о необходимости проведения конкретных практических мероприятий для предотвращения экологической катастрофы. В частности, говорится о том, что следует в высших церковных учебных заведениях расширить богословские исследования в области взаимоотношений человека и природы; также включать экологическую тематику в церковные форумы, при этом учитывать подходы научных дисциплин экологического профиля, обмениваться опытом в межхристианском и межрелигиозном диалогах; ввести в литургию молебны на сельскохозяйственную деятельность и специальные молитвы против стихийных бедствий и техногенных катастроф. Большое внимание документ уделяет экологическому воспитанию, которое должно быть направлено на преодоление духовного кризиса через культивирование умеренности и воздержанности в удовлетворении жизненных потребностей. По мнению церковных идеологов, следует вводить темы христианской эколо-
гической этики в церковные и даже светские образовательные программы. В документе содержится призыв к священнослужителям и мирянам всячески содействовать охране окружающей среды путем воздержанности, уважения к другим, исполнения заповедей. Тема экологии церковью рассматривается как компонент пастырского, миссионерского, социального и молодежного служений» [4]. Церковь также в 2015 г. установила День особой молитвы о Божьем творении - первое воскресение сентября. Тем самым очевидно, что для православных христиан отношение к окружающей среде приобретает особую значимость. Однако эта проблема уже решается не только на уровне идеологии. В частности, Объединение молодежи Белорусской православной церкви разработало специальную эколого-краеведческую программу, направленную на охрану водных ресурсов под названием «Источники». Она получает реализацию в сотрудничестве с экологическим отделом Гродненской епархии и Минским Свято-Никольским православным молодежным братством. В проекте принимают участие экокоманды - молодежные группы, члены которых занимаются благоустройством родников и других источников воды, находящихся рядом с приходами. Объединение проводит экологические семинары, в которых обсуждаются вопросы, связанные с охраной и очищением водных ресурсов [5]. В сентябре 2018 г. состоялся экологический фестиваль «Птушю над царквой» в православном приходе в честь святителя Николая Японского. Мероприятие было посвящено Международному дню наблюдения птиц при содействии Центра экологического воспитания и развития, а также Клуба белорусских велобердеров (лесных велосипедистов). В рамках фестиваля состоялся концерт, прошла экоэкскурсия по экотропе и представлена экологическая выставка о способах утилизации отходов [6].
Заключение. Таким образом, усиление ан-тропоцентристской ориентации в современной культуре, стремление к гедонизму, излишнему потреблению ресурсов рассматриваются религиозными идеологами как причина возникновения экологического кризиса. Данная проблема может быть решена путем изменения системы ценностей, принципов поведения. Отмечается необходимость формирования экологического сознания священности и уважения к природе. Церковь всячески содействует развитию экологической этики, стимулирует активность духовенства и мирян в поиске решения экологических проблем, разрабатывает комплекс воспитательных мероприятий в целях сохранения окружающей среды.
Литература
1. Мень А. История религии. В поисках пути, истины и жизни. М.: ФОРУМ-ИНФРА, 1998. 216 с.
2. Основы социальной концепции Русской православной церкви. URL: http://www.мospat.ru (дата обращения: 31.10.2018).
3. Об основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. URL: http://www.мospat.ru (дата обращения: 12.11.2018).
4. Позиция Русской православной церкви по актуальным проблемам экологии. URL: http:// www.yareparhia.ru (дата обращения: 10.09. 2018).
5. Завершился первый семинар ОМБПЦ по программе «Источники». URL: http://www.ombpc. blogspot.com (дата обращения: 13.09.2018).
6. Архив новостей раздела «Церковь и экология»: 30 сентября в Минске пройдет экологический фестиваль «Птушю над царквой». URL: http://www. sobor.by (дата обращения: 03.10.18).
References
1. Men' A. Istoriya religii. Vpoiskakh puti, istiny i zhizni [History of religion. In search of a way, the truth and life]. Moscow, FORUM-INFRA Publ., 1998. 216 p.
2. Osnovy sotsial 'noy kontseptsii Russkoy pravoslavnoy tserkvi [Bases of the social concept of Russian Orthodox Church]. Available at: http://www.mospat.ru (accessed 31.10.2018).
3. Ob osnovakh ucheniya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi o dostoinstve, svobode i pravakh cheloveka [About bases of the teaching of Russian Orthodox Church about the advantage, freedom and human rights]. Available at: http://www.mospat.ru (accessed 12.11.2018).
4. Pozitsiya Russkoy pravoslavnoy tserkvi po aktual'nym problemam ekologii [Position of Russian Orthodox Church on current problems of ecology]. Available at: http://www.yareparhia.ru (accessed 10.09.2018).
5. Zavershilsya pervyy seminar OMBPTs po programme «Istochniki» [The first seminar of OMBPTs according to the Sources program]. Available at: http://www. ombpc.blogspot.com (accessed 13.09.2018).
6. Arkhiv novostey razdela "Tserkov' i ekologiya": 30 sentyabrya v Minske proydet ekologicheskiy festival' "Ptushki nad tsarkvoy" [News archive of the section "Church and Ecology": on September 30 in Minsk there will take place the ecological festival "Ptushki over Tsarkvy"]. Available at: http://www. sobor.by (accessed 03.10.18).
Информация об авторе
Кожич Наталья Михайловна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]
Information about the author
Kozhich Natal'ya Mikhaylovna - PhD (Philosophy), Assistant Professor, the Department of Philosophy and Law. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]
Поступила 28.02.2019