В.В. ПЕТРУНИН, кандидат философских наук, доцент кафедры религиоведения и теологии Орловского государственного университета
Е-шаи:рвШп1п@и$1ги
ЭКОФИЛЬНЫЕ ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО УЧЕНИЯ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ
В статье рассматривается экологическая проблематика социального учения русского православия. Автор, обращаясь к «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», анализирует антропогенные причины современного экологического кризиса, преодоление которого невозможно без преодоления кризиса духовного.
Ключевые слова: православие, социальное учение, экологические проблемы, духовный кризис.
Во второй половине XX в. наука о религии дополнилась новым исследовательским направлением, предложенным шведским учёным О. Хульткранцем1. Речь идёт об экологии религии. Введение в религиоведческую науку нового направления обосновывалось убеждением в том, что «окружающая среда оказывает значительное влияние на многие аспекты культуры, в том числе на религиозные верования и обряды» [3, 216]. Данное заключение Хульткранц получил, изучая быт и религию некоторых современных народов, сохраняющих первобытную организацию жизни.
Однако научное сообщество восприняло исследовательскую гипотезу Хульткран-ца достаточно сдержанно [3, 216-228]. Возможность применения экологического подхода в отношении примитивных религий могла быть принята, однако в более развитых религиозных традициях, его метод не работал. Оставляя вне рамок данной статьи дискуссию о правомерности экологического подхода к изучению религии, мы, в свою очередь, хотим обратить внимание на существование экологической проблематики внутри различных религиозных традиций мира.
Наиболее разработанной в теоретическом плане экология предстаёт в христианстве. Экофильные идеи являются частью христианского социального учения. Более того, мы можем говорить о формировании экологической этики христианства как самостоятельного направления в современном богословии различных христианских кон -фессий.
Ввиду особого значения экологии для современного человека справедливо поставить вопрос о необходимости религиоведческого изучения экологической проблематики различных религиозных традиций мира. Данное обстоятельство позволяет предполагать возможность появления религиозной экологии как новой исследовательской области в отечественной науке о религии.
Проблемное поле религиозной экологии можно представить, обратившись к рассмотрению экологических вопросов в социальном учении русского православия2.
Официальная позиция Русской Православной Церкви по проблеме защиты окружающей среды представлена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Москов -ского Патриархата. В данном документе целая глава посвящена проблемам экологии [5, 85-88].
Прежде всего в своём социальном учении Церковь выражает обеспокоенность гло -бальными проблемами, стоящими перед современным человечеством. Одна из та© В.В. Петрунин
ких проблем - экологическая. Главной причиной, приведшей к подобной ситуации, называется рост потребления в западных странах, что ведёт к гло -бальной неконтролируемой эксплуатации природных ресурсов. Потребительский образ жизни распространяется и на отношение человека к природе.
Таким образом, мы можем говорить о том, что Церковь чётко определяет взаимосвязь антропологии и экологии. Московский Патриархат прямо указывает на то, что «экологические проблемы носят, по существу, антропологический характер, будучи порождены человеком, а не природой. Посему ответы на многие вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся в человеческой душе, а не в сферах экономики, биологии, технологии или политики» [5, 87]. Современная антропологическая реальность ясно показывает взаимосвязь духовного и экологического кризиса.
Впрочем, первым примером нарушения экологического баланса является человеческое грехопадение в Эдемском саду, следствием чего стало отчуждение человека от Бога, что повлияло не только на самого человека, но и на природу. Нарушено было органическое единство человека и окружающего мира. В современную эпоху мы наблюдаем обострение экологической проблемы. В связи с этим Московский Патриархат призывает к развитию хозяйственной деятельности человечества на основе экологической этики. Нравственное отношение к природе должно основываться не только на гуманистической, но и на христианской основе. Церковь призывает к сострадательному отношению к окружающей нас тварной среде3.
Подчёркивая необходимость преодоления экологического кризиса, Русская Православная Церковь указывает на тот факт, что «полное преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо. ... Антропогенная основа экологических проблем показывает, что мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души» [5, 88].
Таким образом, представленная в социальной концепции русского православия экофильная позиция позволяет говорить о начале оформления экологической этики в русском богословии. Вместе с тем экофильные идеи высказываемы были Священноначалием Русской Православной Церкви и ранее. Например, в 1974 г. митрополит Таллинс-
кий и Эстонский Алексий (будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II) дал ясное христианское видение экологической проблемы, стоящей перед человечеством. Многие положения, высказанные им, были потом воспроизведены в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».
В своей статье митрополит Алексий указал на то, что «бедственное состояние природы, так или иначе связанное с научно-технической и хозяйственной деятельностью человека и поражающее его самого, имеет своей глубинной причиной искажение нравственной основы изначально данного человеку господства над природой» [1, 65]. Начало этого искажения было положено грехопадением человека. С течением времени «хозяйственный аскетизм стал постепенно уступать место хозяйственному эгоизму, ставшему впоследствии источником экологической проблемы» [1, 69].
Соответственно разрешение экологической проблемы напрямую связывается с духовно-нравственным возрождением человека. Данное обстоятельство указывает на необходимость проявления христианской активности не только в деле личного спасения, но и в деле спасения мира от грозящих ему катастроф.
По мнению митрополита Алексия, способствовать разрешению экологической проблемы должно международное сотрудничество стран и народов, необходимым условием которого будет являться нравственное оздоровление всего человеческого общества.
Стоит отметить, что в современном мировом православии наиболее яркий пример пропаганды экофильных идей даёт деятельность Вселенского Патриарха Варфоломея I. За своё внимание к вопросам охраны окружающей среды Варфоломея часто именуют «зелёным патриархом»4.
Подчёркивая нравственный характер экологического кризиса, Варфоломей I указывает на необходимость мистико-аскетического отношения к природе. Сотериологическая перспектива человека не ограничивается только собственным обожением, но и предполагает преображение всего космоса.
Патриарх подчёркивает, что «мы, православные, не можем не верить в святость материального мира и не защищать окружающую среду. Мы ждём не только нового неба, но и новой земли. ... Это не утопическая мечта: для нас, православных, это реальность, которая начинается уже сейчас.
Это наш обет Богу - мы обещали Ему примирить всё творение. ... Преображение тварного мира -живая реальность для тех, кто жаждет его и трудится ради братского единения людей по всему миру» [2, 199-200].
Подводя итог краткому обзору экофильных идей православия, мы можем отметить, что экологическая проблематика рассматривается в тесной связи с сотериологической перспективой человека. Обращение к идее обожения человека непосредственно указывает на возможность преображения мира, а следовательно, и на окончательное разрешение экологической проблемы в рамках синер-гийного взаимодействия Бога и человека. Теозис предполагает онтологическое преображение всего тварного мира, о чём прямо свидетельствует святоотеческое наследие православия. Например, «по учению святого Максима Исповедника, первый человек призван был воссоединить в себе всю совокупность тварного бытия; он должен был одновременно достигнуть совершенного единения с Богом и таким образом сообщить состояние обожения всей твари. ... он должен был соединить рай со всей землёй, то есть, нося всегда рай в себе в силу своего постоянного общения с Богом, он должен был превратить в рай всю землю. После этого ему предстояло уничтожить пространственные условия не только для своего духа, но также и для тела, соединив небо и землю, то есть весь чувственный мир. Перейдя границы чувственного, он должен был затем . соединить в себе самом мир сверхчувственный и чувственный. ... Таким образом, свершилось бы обожение человека и всего тварного мира» [4, 83-84].
Стоит отметить ещё один аспект обращения Московского Патриархата к экологической пробле-
матике - политический. Подчёркивая невозможность разрешения экологических проблем в рамках секулярного мировоззрения, Церковь вступает в идейное противостояние с современным государством, что в нынешних условиях отделения Церкви от государства задаёт экологической проблематике перспективу политического конфликта. В то же время Московский Патриархат подчёркивает, что деятельность по сохранению окружающей среды есть одна из областей соработниче-ства Церкви и государства [5, 22-23].
Кроме того, говоря о необходимости международного сотрудничества для решения экологических проблем, Церковь осознаёт о необходимости построения такого сотрудничества на «началах справедливости и равенства людей перед Богом» [5, 104]. Это предполагает справедливое разрешение ряда социально-экономических проблем, стоящих перед современным человечеством. Данное обстоятельство прямо указывает на необходимость обеспечения равного доступа к современным эко-фильным технологиям как развитых, так и развивающихся стран. Поэтому особенно актуальны положения социальной концепции русского православия, призывающие к утверждению христианских ценностей в международных отношениях [5, 97-105].
Таким образом, мы можем говорить о том, что появление «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» стало началом выработки православной стратегии в отношении экологических проблем, стоящих перед современным человечеством. Важный момент данной стратегии заключается в том, что экологическая этика русского православия является частью христианской этики, которая, в свою очередь, ориентирована на со-териологическую миссию Церкви.
Примечания
L См.: Hultkrantz Д. Type of Religion in the Arctic Hunting Cultures: A Religio-Ecological Approach // Hunting and Fishing / Ed. by H. Hvarfner. - Lulea, 1965. - P. 265-318; Idem. An Ecological Approach to Religion // Ethnos. - 1966. - Vol. 31. - P. 131-150. Idem. Ecology of Religion: Its Scope and Method // Science of Religion: Studies in Methodology / Ed. by Lauri Honko. - The Hague: Mouton, 1979. - P. 221-236.
2 Экологическая проблематика занимает важное место в социальном учении различных религиозных организаций, представленных в Российской Федерации. См.: Компендиум социального учения Церкви. - М.: Паолине, 2006. -С. 298-319; Основы социальной концепции Российского Объединённого Союза Христиан Веры Евангельской. - М.: Б.и., 2002. - С. 26; Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России. - М.: Б.и., 2009. - С. 209-221.
3 Одним из примеров сострадательного отношения к земной твари является позиция Московского Патриархата в отношении корриды. В 2001 году, когда в Москве планировалось проведение данного мероприятия, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил со специальным обращением против проведения корриды. Московские
власти учли мнение Патриарха и корриду отменили. См.: Чаплин В., прот. Церковь в России: обстоятельства места и времени. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, Арефа, 2008. - С. 206.
4 См.: Cosmic Grace, Humble Prayer: The Ecological Vision of the Green Patriarch Bartholomew I / John Chryssavgis ed. - Grand Rapids: Eerdmans, 2003; Gschwandtner C. Orthodox Ecological Theology: Bartholomew I and Orthodox Contributions to the Ecological Debate // International Journal for the Study of the Christian Church. - Vol. 10. - № 2-3. -Р. 130-143.
Библиографический список
1. Алексий, митрополит Таллинский и Эстонский. Христианский взгляд на экологическую проблему // Церковь и время. - 1999. - № 1 (8). - С. 62-84.
2. Варфоломей, патриарх. Приобщение к таинству: Православие в третьем тысячелетии / Всесвятейший Вселенский Патриарх Варфоломей. - М.: Эксмо, 2008. - 368 с.
3. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2007. - 239 с.
4. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - М.: Б.и., 1991. - С. 8-199.
5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. - 2000. - № 8. - С. 5-105.
V.V. PETRUNIN
ECOPHILIAC IDEAS OF RUSSIAN ORTHODOX SOCIAL TEACHINGS
The article is devoted to ecological issues of Russian Orthodox social teachings. Analyzing «The Basics of Social Concepts of the Russian Orthodox Church» the author highlights anthropogenic reasons for modern ecological crisis, which can't be overcome without overcoming spiritual crisis.
Key words: Orthodoxy, social teachings, ecological problems, spiritual crisis.