Н. И. Зямалова
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ ДУШИ В БИБЛИИ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ
Работа представлена кафедрой философии, культурологии и истории Дальневосточного рыбохозяйственного технического университета (Дальрыбвтуз).
Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Е. В. Кулебякин
В статье рассказывается о проблемах экологии и экологии души в том смысле, в каком можно понимать сохранение здоровых нравственных начал человека. Выделяются библейские экологические представления и взгляды русских православных деятелей по этим проблемам. Анализ позиции РПЦ показывает ее созвучие современным светским научным экологическим принципам. Основные положения статьи основаны на текстах Библии и трудах православных деятелей, а также светских религиоведческих работах.
Ключевые слова: Библия, христиане, экологические проблемы, православие,
Русская православная церковь, природа, человек, богословы, концепция.
N. Zyamalova
PROBLEMS OF SOUL ECOLOGY IN THE BIBLE AND THE RUSSIAN ORTHODOX TRADITION
The article is devoted to the problems of ecology and soul ecology considered as preservation of a person’s healthy moral principles. The author describes the biblical ecological ideas and views of Russian Orthodox figures on these prob-
lems. The analysis of the Russian Orthodox Church ’s position shows its consonance with modern secular scientific ecological principles. The main points of the article are based on the Bible texts, works of the Orthodox figures and secular religious studies.
Key words: Bible, Christians, ecological problems, Orthodox, Russian Orthodox Church, nature, man, theologians, conception.
В среде верующих христиан испокон веков Библия считается энциклопедией жизни, в которой содержатся ответы на все главные вопросы бытия. Важнейшее место в ней занимают вопросы экологии, в том числе экологии души в том смысле, в каком можно понимать сохранение здоровых нравственных начал человека.
Экологические проблемы рассматриваются в ряде работ современных российских православных теологов, в частности в сборнике статей «Православие и экология» [6]. Как поясняется в православной литературе, Библия -это Книга жизни, она содержит заповеди, данные Богом человеку для благосостояния и благоденствия во всех сферах жизни. В статьях об экологии в свете Священного Писания показано, что экология может помочь нам взглянуть на Библию новыми глазами.
«Многие места Библии прославляют Бога за создание природы, за ее постоянное обновление... (Пс. 76, 16-17). Поскольку мы люди, мы должны уважать этот мир, если мы хотим жить на Земле. Когда пределы, определенные Богом, нарушаются, можно легко разрушить хрупкое равновесие» [1, с. 32]. Обсуждая экологические проблемы, христиане часто обращаются к одному месту в Библии - 21 главе Апокалипсиса, в которой говорится о новых небесах и новой земле, где не будет более страдания, где Бог осушит все слезы. Христианское отношение к экологии включает в себя надежду и эсхатологическое исповедание веры, это суть христианской веры [3, с. 75]. Согласно Библии Бог создал совершенный мир, мир величественный, ошеломляюще изобильный биологическими видами, и позаботился о том, чтобы этот мир имел достаточно ресурсов для удовлетворения потребностей людей. Более того, творение красиво: неописуемость неба на закате,
сверкающий грохот водопада и, может быть, самая прекрасная в мире игра красок - радуга» [3, с. 57].
Однако, несмотря на совершенство созданного мира с огромными жизненными ресурсами, по мнению христианских авторов, существует проблема нарушения хрупкого равновесия в природе и виновник этому человеческое существо, его разрушающая жизнедеятельность. «С самого начала человеческое существо было единственной частью творения, несущей в себе угрозу всей этой красоте. Изначально человек не понимал, что означает быть сотворцом. Люди были призваны заботиться о Божьем творении - “наполняйте землю и обладайте ею” (Быт. 1, 28), но эти слова Библии используются для оправдания злоупотреблений, разрушений, насилия над тем, что сотворено Богом» [3, с. 57].
Вряд ли можно согласиться с подобной общей негативной оценкой всей деятельности человека. Но вместе с тем нельзя не признать, что в современном постиндустриальном обществе, раздираемом противоречиями, конфликтами, катастрофами, локальными войнами на всех уровнях, возникла общечеловеческая необходимость поиска решения накопившихся экологических проблем, достигших критического порога. В книге ветхозаветного пророка Иоиля намечены принципы, которые помогают в размышлениях о сути и путях решения экологических проблем. Пророка Иоиля по справедливости можно назвать «пророком экологии» [10, с. 46].
Подход Иоиля к проблемам, связанным с изучением развития окружающей среды, можно свести к семи пунктам:
1. Надо осознать экологическую ситуацию.
2. Надо призвать к изменению системы ценностей и образа жизни.
3. Экологические и духовные проблемы должны стать стержнем, вокруг которого организуется жизнь людей.
4. Следует предупредить людей о грядущем суде и разрушении.
5. Природа и общество должны быть восстановлены и обновлены.
6. В преображении общества у каждого человека должна быть своя роль и своя ответственность.
7. Вопросы экологии и развития должны рассматриваться в единстве политических экономических и социальных аспектов.
Но пафос Библии, с позиции современного теолога, все-таки в оптимизме ее заповедей, так как Бог влияет на людей и творение, чтобы обновление и преображение возобладали над разрушением и отчаянием. «Потерять самообладание означает потерять контроль над ситуацией, потратив драгоценное время и упустив возможность что-то сделать.
Иоиль призывает к постоянному бодрствованию перед лицом природных опасностей (Иоиль 1, 2-4, 6-7, 9-12, 17-20; 2, 2-10)» [10, с. 48]. Библия также против эгоистических устремлений человека, в них она видит разрушительную силу, только в объединении лежат пути к спасению.
Природная или антропогенная катастрофа приводит обычно к социальным потрясениям, к крушению социальных, экономических и политических систем. Инстинкт выживания побуждает каждого спасаться в одиночку, эгоистическая забота о себе разрушает социальную организацию. Что же пророк природы говорит людям, которых объял хаос и развал. В разгар кризиса Он признает размах несчастья и призывает людей держаться вместе, объединяться, организовываться. В одиночку выжить шансов немного, просвет там, где объединение. Иоиль видел, как необходимо людям соединяться для обмена опытом и соединения сил, люди сильны и солидарны только в единстве.
Иоиль пытается привести людей в чувство напоминанием о том, что для борьбы с
поразившим их несчастьем у них есть еще сила веры:
• Назначьте пост, объявите торжественное собрание, созовите старцев и всех жителей страны сей.
• В дом Господа Бога вашего, и взывайте к Господу. [1, с. 14].
• Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание.
• Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев.
• Пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы [2, с. 15, 16].
И, наконец, положение об очищении души в минуты скорби, когда Библия призывает к переосмыслению своих жизненных ценностей: «Когда люди становятся жертвами природных или антропогенных катастроф, люди находятся в отчаянии. В такие моменты трудно найти слова, если скорбь велика и только слезами человек может выразить отчаяние. В этот момент следует людей призывать к изменению их ценностей, их путей, их жизни» [10, с. 48].
Итак, можно сделать вывод, что пути к преодолению экологического кризиса, намечаемые в Библии, предполагают:
• равновесие отношений «Человек - природа», ресурсосберегающую деятельность, с заботой о будущих поколениях;
• изменение установленных ценностей в соответствии с заповедями Библии, подход к вопросам экологии и развития с позиций единства политических экономических и социальных аспектов.
С позиций христианства на рубеже второго и третьего тысячелетий от Рождества Христова человечество вступило в период переломного, пограничного существования. Глобальные проблемы, экологический кризис являются проявлением, доказательством того, что наступила эпоха принятия ответственных решений.
Православная церковь, осознавая всю ответственность за судьбу мира, глубоко обеспокоена экологической проблемой, порожденной современной цивилизацией. Хри-
стианская антропология утверждает, что страдает не только человек, как дитя природы, но и сама природа тяготится оттого, что человек не занимает в ней подобающего места. Библейский апостол Павел отмечает, что тварь (творение, сотворенный мир) «покорилась суете не добровольно... и с надеждою ожидает откровения сынов Божиих... Ибо знает, что вся тварь совокупно стенает и му-чится доныне» (Рим. 8:19-22).
Заповедь поста («не вкушай»), согласно представлениям христианства, как раз напоминала человеку в Эдеме о том, что он не хозяин, учила самосознанию и самоограничению. Человек был введен в мир, как в храм. Человек на земле не хозяин, а «арендатор», пользователь. Но случилось иначе. Человек захотел стать «как Бог» и снять с себя послушание ему.
Православное богословие считает, что главной причиной экологических бед является грехопадение человека, отход от христианских норм жизни. Святой праведный Иоанн Кронштадский утверждал, что «человек подвергается разным несчастьям в сей скоротечной жизни, в особенности - страстям, скорбям, болезням и смерти после грехопадения» [9, с. 19]. Православная церковь предупреждает, что мы стоим на краю пропасти. Без решительных действий человеческая цивилизация обречена. По мнению Церкви, надежда только на свои силы, тщетна и безосновательна. Человек не способен создать собственным своим усилием ни совершенно иную цивилизацию, ни полностью сам перемениться. «Человек погружен в природу, -он отовсюду объят ею, и никогда, пока живем на земле, не сможет выйти из-под ее влияния. Природа - творение Божие. А ко всему, что принадлежит Богу, мы должны относиться с глубокой осторожностью и любовью» [2, с. 64].
Природа оказывает глубокое воздействие на душу человека. Ничего так тесно не сближало человека с природой, как работа на земле. У крестьянина или садовника неизмеримо больше любви и понимания природы, чем у городского жителя, так как они близки
к природе, которая для них является мате-рью-кормилицей. «Полюбите хотя бы цветы, и вы полюбите всю природу, полюбите все, в чем есть искра жизни. Когда какой-либо из цветов, за которым вы ухаживали с такой любовью, окончит свое краткое существование и склонит свою поблекшую головку, сердце ваше наполнится грустью, вы почувствуете, что между жизнью цветка и вашей жизнью есть сходство, что и ваша жизнь не более как жизнь однодневного цветка перед лицом вечности» [2, с. 69] - говорят священнослужители.
Программу выхода из экологического кризиса предлагает Митрополит Сурожский Антоний, указывавший в своих работах, что изменение экологического сознания людей нужно начать с себя. Далее необходимо организовать массовое экологическое движение. Подкрепить и выразить экосознание и деятельность в правах, в законах, в привычках [4, с. 13].
Соглашаясь с позицией церковного иерарха, следует добавить, что положение не изменится сразу, но сознание людей будет меняться.
Христианские теологи подчеркивают глубинную связь экологического кризиса с деформацией мировидения современного человека, с нарушением «экологии души», нравственного отношения к природе и к ближнему. Кризис этот не только и не сколько экологический, главнейшая причина лежит не вовне, а в человеческом сердце. В первую очередь мы переживаем кризис нашего собственного мышления.
Прежде чем решать проблемы экологии, люди должны переменить свои взгляды на мир, а это означает, в свою очередь, что нужно изменить их взгляд на самих себя, считают иерархи Русской православной церкви. Пока этого не будет сделано, все природоохранительные проекты, несмотря на самые лучшие намерения, не будут давать никакого эффекта: ведь мы будем бороться с симптомами, а не с причинами.
Русская православная церковь считает, что основная проблема современного эколо-
гического кризиса - это не технические просчеты, а следствие, которое повлекло за собой грехопадение. Решение может прийти не через дальнейшее совершенствование технологии, а только через покаяние, через «мета-нойю» - понимая это слово в его буквальном смысле, как «изменение мышления» (от гр. МйапЫа - выработка нового взгляда на мир, на объективное) [10, с. 264].
Три вещи особенно необходимы в этом обновляющем «изменении мышления». Трезвенность в поступках, бдительность, бодрость духа, внутренняя просветленность. Это означает, что каждый из людей должен научиться отличать «я хочу» от «мне необходимо». Только через самоотрицание, воздержание, готовность пройти мимо желаемого и сказать «нет», человек может обрести свое подлинное место в мире. Жадность и скупость затемняют мир, обращая все в прах и пепел; щедрость и отсутствие эгоизма делают мир прозрачным, обращая жизнь вещей в таинство.
Русская православная церковь считает, что в современном обществе человек подчас теряет осознание жизни как дара Божия, а иногда даже самый смысл бытия, которое порою сводится к физическому существованию. Окружающая природа при подобном отношении к жизни уже не воспринимается как дом, а тем более как храм, становясь лишь «средой обитания». Духовно деградирующая личность приводит к деградации и природу, так как не способна оказывать преображающее воздействие на мир. У человека, деятельность которого духовно не ориентирована, техническая мощь порождает утопические надежды на безграничные возможности человеческого разума и на силу прогресса.
Полное преодоление экологических проблем в условиях духовного кризиса немыслимо (это не означает, что Русская православная церковь призывает свернуть природоохранительную деятельность). Русская православная церковь связывает надежду на положительное изменение взаимосвязей человека и природы со стремлением общества к духовному возрождению. Антропогенная
основа экологических проблем показывает, что люди изменяют окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а поэтому преобразование природы должно начинаться с преображения души. Преподобный Максим Исповедник убежден: «человек может превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом» [5, с. 370].
Его мысль развивает протоирей Александр Ключарь: «Для достижения лучших земных условий, человек порой сознательно разрушает и губит экологию, нанося тяжелую рану, и даже непоправимую для будущего потомства. Коротка и скоротечна наша земная жизнь, сделать верный выбор и успеть суметь подготовиться к встрече с Вечностью и Праведным Судьей - наше право и задача. Там оправданий не будет, так как на это отпущено время и право в этой земной жизни. Если человек живет не по принципу потребительскому - дай мне самое лучшее, то ему не трудно увидеть премудрость Бо-жию в закономерности мирового бытия» [7, с. 12].
Многие экологические декларации отражают принцип управления землей как садом, но этого совершенно недостаточно, чтобы выполнить намеченное. Нужны дополнительные, решительные действия и их координация со стороны всех заинтересованных организаций и движений.
Когда все человечество, или хотя бы мы -россияне, увидим самую главную и опасную причину в разрушении, а затем и гибели физического мира через нарушение естественных законов природы и будем противостоять ей, тогда главная и первая задача экологии будет выполнена, так как скорость разрушающих сил замедлится.
Самая же главная разрушительная причина кроется в том, на взгляд православных богословов, что частично нарушена, а большей частью разрушена экология человеческой души. Цитируя Достоевского можно сказать: «Если в душе нет Бога, то такому человеку все возможно». Поэтому тюрьмы переполнены преступниками, и преступле-
ния увеличиваются. Об этом пророчески предсказывал замученный в Гулаге профессор и ученый, священник Павел Флоренский: «Если вы помешаете людям иметь общение с Богом в храмах, то нравы людские настолько исказятся и испортятся, что тюрем не хватит, нужно будет строить новые, и государство перестанет существовать, как государство» [7, с. 18].
Таким образом, экологический кризис заставляет пересмотреть отношения человека с окружающим миром. Сегодня все чаще критикуется концепция господства человека над природой и потребительский принцип во взаимосвязях с нею.
Осознание того, что современное общество платит за блага цивилизации слишком дорогую цену, вызывает противодействие хозяйственному эгоизму. Выявляются виды деятельности, наносящие вред природной среде, разрабатывается система ее защиты, пересматриваются методы хозяйствования, предпринимаются попытки создания ресурсосберегающих технологий и безотходных производств, которые одновременно могли бы «встроиться» в естественный природный круговорот. Только делается это пока еще вяло, зачастую формально, неэффективно.
Существенное значение имеет развитие экологической этики. Руководствующееся ею общественное сознание выступает против потребительского образа жизни, требует повысить нравственную и юридическую ответственность за вред, нанесенный природе, предлагает усилить экологическое обучение и воспитание, призывает объединить усилия по защите окружающей среды на базе широкого международного взаимодействия.
Русская православная церковь всегда придавала важное значение вопросу взаимоотношения человека и природы, экологическим проблемам. Глобальная задача экологии в ее понимании состоит в том, чтобы
прежде стремясь к исканию вечных благ Царства Небесного, надо не забывать о земном, в рамках христианства соблюдать нравственные заповеди: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, чти отца твоего и матерь и др., т. е. совершенствоваться в духовно нравственном возрождении.
Святейший Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси, еще в 1974 г. связывал падение нравственности и кризисное состояние окружающей среды. «Экологический кризис, несомненно, связан с нравственным состоянием общества. Недаром глубокая тревога по этому поводу охватила ныне многих мыслителей, ученых, общественных и церковных деятелей» [8, с. 104].
Одним из главных принципов позиции Русской православной церкви в вопросах экологии является принцип единства и целостности сотворенного Богом мира. Православие не рассматривает окружающую нас природу обособленно, как замкнутую структуру. Растительный, животный и человеческий мир взаимно связаны. С христианской точки зрения природа есть вместилище ресурсов, предназначенных не для эгоистического и безответственного потребления, но дом, где человек является не хозяином, а домоправителем. Экологические проблемы носят, по существу, антропологический характер, будучи порождены человеком, а не природой. Поэтому ответы на многие вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся в основном, в человеческой душе, а не в сферах экономики, естественных наук, техники.
Таким образом, краткий анализ воззрений современной Русской православной церкви в вопросах экологии показывает, что они в значительной мере созвучны современным светским, научным позициям в решении экологических проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Accelerated Climate Change - Sign of Peril, Test of Faith. Geneva, WCC Programme Unit on Justice, Peace and Creation. 1994., 368 с.
2. Лебедева Е. А. Отношение христианина к природе // Православие и экология. М., 1999. 448 с.
3. Марго Кесман. Завет, молитва и справедливость в творении. Пять эссе о Библии // Экотеология: голоса Севера и Юга / под ред. Дэвида Г. Холмана. М., 1997. 368 с.
4. Митрополит Сурожский Антоний. Христианство и экологический кризис // Экотеология. Голоса Севера и Юга. М., 1997. 368 с.
5. Основы социальной концепции Русской православной церкви // О социальной концепции русского православия. М., 2002.
6. Православие и экология. Московский Патриархат. Отдел религиозного образования и катехизации. М., 1999. 448 с.
7. Протоирей Александр Ключарь. Глобальная задача экологии в свете Православного учения // Сборник пленарных докладов 8 Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2000 2888 с.
8. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Христианский взгляд на экологическую проблему // Православие и экология. М., 1999. 448 с.
9. Святой праведный Иоанн Кронштадский. Беседа о Боге - промыслителе мира // Православие и экология. М., 1999. 448 с.
10. Философский энциклопедический словарь М., 1999. 576 с.
11. Хосе Пепс М. Кьюненен. Пророк природы и развития // Экотеология: голоса Севера и Юга. М., 1997. 368 с.
REFERENCES
1. Accelerated Climate Change - Sign of Peril, Test of Faith. Geneva, WCC Programme Unit on Justice, Peace and Creation. 1994., 368 s.
2. Lebedeva E. A. Otnosheniye khristianina k prirode // Pravoslaviye i ekologiya. M., 1999. 448 s.
3. Margo Kesman. Zavet, molitva i spravedlivost' v tvorenii. Pyat' esse o Biblii // Ekoteologiya: golosa Severa i Yuga / Pod red. Devida G. Kholmana. M., 1997. 368 s.
4. Mitropolit Surozhskiy Antoniy. Khristianstvo i ekologicheskiy krizis // Ekoteologiya. Golosa Severa i Yuga. M., 1997. 368 s.
5. Osnovy sotsial'noy kontseptsii Russkoy pravoslavnoy tserkvi // O sotsial'noy kontseptsii russkogo pravoslaviya. M., 2002.
6. Pravoslaviye i ekologiya. Moskovskiy Patriarkhat. Otdel religioznogo obrazovaniya i katekhizat-sii. M., 1999. 448 s.
7. Protoirey Aleksandr Klyuchar'. Global'naya zadacha ekologii v svete Pravoslavnogo ucheniya // Sbornik plenarnykh dokladov 8 Mezhdunarodnykh Rozhdestvenskikh obrazovatel'nykh chteniy. M., 2000 2888 s.
8. Svyateyshiy Patriarkh Moskovskiy i vseya Rusi Aleksiy II. Khristianskiy vzglyad na eko-logicheskuyu problemu // Pravoslaviye i ekologiya. M., 1999. 448 s.
9. Svyatoy pravedny Ioann Kronshtadskiy. Beseda o Boge - promyslitele mira // Pravoslaviye i eko-logiya. M., 1999. 448 s.
10. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' M., 1999. 576 s.
11. Khose Peps M. K'yunenen. Prorok prirody i razvitiya // Ekoteologiya: golosa Severa i Yuga. M., 1997. 368 s.