Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ-СИРОТ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ-СИРОТ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ПОДРОСТКИ-СИРОТЫ / ПОДРОСТКИ / ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ В СЕМЬЕ / ADAPTATION / DISADAPTATION / PSYCHOLOGICAL SECURITY / ADOLESCENTS-ORPHANS / TEENAGERS LIVING IN A FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Польшина Мария Александровна

Статья посвящена особенностям формирования эффективных форм социально-психологической адаптации у подростков-сирот и подростков, воспитывающиеся в семье. Представлены результаты их исследования. Предусматривалось, что подростки-сироты не могут преодолеть трудностей социально-психологической адаптации профессионального и личностного самоопределения, не выстраивают правильно программу своей дальнейшей семейной жизни. В результате исследований детдомовских детей, показатель их развития внимания и памяти не имеет значительных отклонений от среднестатистической нормы. Подростки-сироты в большей степени, чем их сверстники, уверены в том, что другие люди замышляют что-то нехорошее и хотят причинить вред, готовы проявлять негативные чувства при малейшем возбуждении (грубость, напряжение, ярость, вспыльчивость).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMING EFFECTIVE FORMS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN ADOLESCENT TEENAGERS IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION

The article is devoted to the peculiarities of the formation of effective forms of socio-psychological adaptation in orphaned teenagers and teenagers who are brought up in a family. The results of their research are presented. It was envisaged that orphaned teenagers could not overcome the difficulties of socio-psychological adaptation of professional and personal self-determination, and did not build a proper program for their further family life. As a result of studies of children in orphanages, the indicator of their attention and memory development does not have significant deviations from the average norm. Orphaned teenagers are more confident than their peers that other people are planning something bad and want to cause harm, and are ready to show negative feelings at the slightest excitement (rudeness, tension, rage, short temper).

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ-СИРОТ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

Психология

УДК 159.9.072

кандидат биологических наук, доцент Польшина Мария Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ-СИРОТ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена особенностям формирования эффективных форм социально-психологической адаптации у подростков-сирот и подростков, воспитывающиеся в семье. Представлены результаты их исследования. Предусматривалось, что подростки-сироты не могут преодолеть трудностей социально-психологической адаптации профессионального и личностного самоопределения, не выстраивают правильно программу своей дальнейшей семейной жизни. В результате исследований детдомовских детей, показатель их развития внимания и памяти не имеет значительных отклонений от среднестатистической нормы. Подростки-сироты в большей степени, чем их сверстники, уверены в том, что другие люди замышляют что-то нехорошее и хотят причинить вред, готовы проявлять негативные чувства при малейшем возбуждении (грубость, напряжение, ярость, вспыльчивость).

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация психологическая защищенность, подростки-сироты, подростки, воспитывающиеся в семье.

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of the formation of effective forms of socio-psychological adaptation in orphaned teenagers and teenagers who are brought up in a family. The results of their research are presented. It was envisaged that orphaned teenagers could not overcome the difficulties of socio-psychological adaptation of professional and personal self-determination, and did not build a proper program for their further family life. As a result of studies of children in orphanages, the indicator of their attention and memory development does not have significant deviations from the average norm. Orphaned teenagers are more confident than their peers that other people are planning something bad and want to cause harm, and are ready to show negative feelings at the slightest excitement (rudeness, tension, rage, short temper).

Keywords: adaptation, disadaptation, psychological security, adolescents-orphans, teenagers living in a family.

Введение. В течение всей жизни личность часто находится в процессе адаптации. Социальная-психологическая адаптация предполагает вхождение индивида в новую группу, организация положительного сотрудничества с членами этой группы и совместной деятельности. Подростки в это сложное время сталкиваются с новыми социальными требованиями и ролями, которым нужно следовать.

В процессе социализации подростков-сирот в условиях современного общества одной из ее составляющих является возможность к быстрой и эффективной социально-психологической адаптации. Главным образом, это определено трудностями адаптации подростков в сложном процессе взаимодействия с социальным окружением, что приводит к отрицательным последствиям, выраженным в их дезадаптированности [3].

Исходя из реалий общества, существенными значениями становятся не только адаптационные возможности подростков-сирот, их невосприимчивость негативного воздействия стрессов, но и возможность их результативно преодолевать, выработка, как приемлемых шаблонов, так и нестандартных стратегий поведения в разных условиях социализации.

Изложение основного материала статьи. А.Н. Сухов социально-психологическую адаптацию определяет как «овладение личностью роли при вхождении в новую социальную ситуацию». В механизме осуществления он различает добровольную и принудительную стороны адаптивности, а по результативностям - позитивную и негативную [2, 3].

Исследуя проблемы социально-психологической адаптации, А.А. Реан говорит о наиболее эффективным ее типе - «вероятностно- комбинированный». Он исполняется в итоге восприятия вероятности успешности адаптации при различных типах адаптационной стратегии. Так, при выборе стратегии подростками-сиротами воспринимаются :

1) потенциал подростков-сирот в плане изменения, приспособление среды к себе;

2) цена усилий при выборе стратегии изменения среды или себя (психологические и физические затраты);

3) требования социума (сила, степень враждебности, степень ограничения потребностей подростком, дестабилизирующие влияния) [6].

К факторам адаптации относятся те качества, которые определяют индивида, его личностные характеристики и внешнюю деятельность [6]. Следовательно, адаптированность подростков-сирот в социуме предполагает наличие многих особенностей в их деятельности и поведении.

Т.Д. Дубовицкая и А.В. Крылова предлагают считать такими: адаптивность; самоприятие; эмоциональный комфорт (уравновешенность, оптимизм)/эмоциональный дискомфорт (беспокойство, тревожность или, апатия); приятие других/конфликт с другими; интернальность; стремление к доминированию [2, 5]. В рамках нашего исследования мы будем использовать данные факторы социальной адаптации как форму психологической защищенности.

Кратко рассмотрим подробнее данные факторы:

Адаптивность - способность к адаптации, приспособлению подростков-сирот к существующим в социальном окружении критериям и требованиям оценки за счет присвоения ценностей и норм данного социума. Высокие уровни социально-психологической адаптивности говорят о принятии подростком себя как субъекта собственного развития, об отсутствии внутренних границ в осознании проблем, трудностей и потребности разрешать текущие задачи с опорой на имеющийся опыт; о стремлении корректно относиться к себе и другим, в целом это можно считать неким показателем конструктивной жизненной позиции и личностной зрелости.

Самоприятие личности - это позитивное отношение к себе, достаточно высокие самоуважение и самооценка. Оно обеспечивается, кроме сформированной гибкости раморегуляции и возможностью к

моделированию поведения. Моделирование - это возможность детально, осознанно, адекватно находить существенные условия решения планов, как в данной ситуации, так и в перспективе, что ведет к перепрограммированию действий и поведения. В результате - достижению успеха [5, 6].

Один из важных компонентов адаптационной системы подростков-сирот - это принятие других, интерес к своему окружению, умение его понимать и преимущественно бесконфликтно взаимодействовать с ним. Умение приспосабливаться к другим людям как показатель общей адаптации, учитывать в совместной жизни, или учебе их желание, интересы, ценности, лежит на достаточном самоуважении индивида, удовлетворенности своими базовыми аспектами и качествами, своим уровнем достижений. Индивид, принимающей себя таким, какой он есть, проявляет эмпатию и, включается в деятельность другого. Есть и обратная связь: если он принимает других, ему легче принять себя - возможно, благодаря опыту коммуникации, приобретенной в активном общении.

В качестве резерва, обеспечивающего успешную адаптацию (принятие других), можно отметить открытость, коммуникабельность, любовь к коллективным мероприятиям и развлечениям, непосредственность эмоций и поступков, нацеленность на быструю совместную работу, оптимизм, интерес и владение информацией, а также активность индивида, способность брать на себя инициативу и ответственность, эффективно решать задачи и преодолевать возникающие трудности [5, 6].

Эмоциональный комфорт, определяется как уравновешенность, спокойствие, главным образом, позитивное эмоциональное состояние и ожидание, ощущение внутреннего благополучия и гармоничного сочетания внешних и внутренних характеристик их индивидуального бытия. Достижение эмоционального комфорта связано с экстраверсивностью подростка-сироты, способностью быстро, гибко управлять собой, своим состоянием и действием, легко и эффективно меняясь в динамично меняющихся условиях, а также активностью индивида.

Личности, принимающей себя и других, проще чувствовать себя спокойно, комфортно. Так как, она экстраверсивна, повернута в сторону социума, она старается понимать общество, тренирует коммуникативные навыки и стратегии реагирования. В жизненных и конфликтных условиях она хорошо ориентирована, контролирует себя и знает, что делать, поэтому ее эмоциональный комфорт часто является не только причиной, но и следствием хорошей адаптированности.

Интернальность - ожидание внутреннего контроля, направленность на то, что решение жизненных целей зависит от себя самого, акцентируются личная ответственность и компетентность. Человек с высоким уровнем субъективного контроля убежден, что происходящие с ним ситуации зависят, от его личностных качеств (компетентности, целеустремленности, уровня способностей и т. п.) и являются следствиями его собственной деятельности. Ожидание внешнего контроля - расчет на толчок и поддержку извне, пассивность в решении жизненных задач. Человек с низким уровнем субъективного контроля считает, что его успехи и неудачи зависят от внешних обстоятельств - ситуаций окружающей среды, действий других людей, случайности, везения или невезения и т.д. [5, 6].

Наконец, еще один адаптационный параметр - это стремление к доминированию - основная движущая сила поведения и деятельности индивида. Склонность к власти над другими людьми субъект хочет компенсировать ощущение своей неполноценности. Доминирование - иерархия социальных взаимоотношений, подразумевающая борьбу за приоритетные позиции. Характер доминирования - это стремление контролировать свое социальное окружение, воздействовать на других, обольщать, убеждать, давать советы, приказывать, отговаривать, запрещать.

Обратная связь стремления к доминированию - зависимость, ведомость, тенденция полагаться на чужое мнение, не соревноваться с другими людьми, не конкурировать, такая личность пытается оставаться в тени и следовать приказу руководителей без возражений [5, 6].

Таким образом, для формирования эффективных форм социально-психологической адаптации существенное значение имеют психологические механизмы преодоления трудных ситуаций, стратегии копинг-поведения, которые снижают риск появления дезадаптации или полностью адаптируют личность.

Особую группу обучающихся, нуждающихся в социализации, составляют подростки-сироты, подростки, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, особенно выпускники детских домов. Это связано со специфическими особенностями данной категории подростков, обусловленными условиями их жизни.

Такими особенностями являются трудности установления контактов со взрослыми, неумение общаться с людьми вне учреждения, низкий уровень социального интеллекта; нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, слабо развитое чувство ответственности за себя и других, низкая социальная активность, склонность к аддитивному поведению, потребительская позиция по отношению к другим, обществу, государству, неуверенность в себе.

Исходя из этого, было проведено исследование форм социально-психологической адаптации у подростков-сирот. Экспериментальная работа осуществлялась на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения "Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дом детства» г. Оренбурга.

Методика шкала социально-психологической адаптированности: К. Роджерса, Р. Даймонда (адаптация Снегиревой Т.В.) [1]. позволила диагностировать компоненты психологической защищенности: формы социально-психологической адаптации у подростков-сирот, подростков оставшихся без попечения родителей, в экспериментальной и контрольной группах. В исследовании приняли участие 20 детей подросткового возраста 15-16 лет.

В связи с тем, что психологическая защищенность является формой адаптационных процессов, анализ адаптированности испытуемых позволяет определить и описать рассматриваемый феномен. Диагностические данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Процентное распределение уровней по методике Шкала социально-психологической адаптированности: К. Роджерса, Р. Даймонда, в %

Уровни Низкий Норма Высокий

Эг Кг Эг Кг Эг Кг

Адаптированность 65,00 30,00 35,00 60,00 0,00 10,00

Дезадаптиров 5,00 15,00 35,00 70,00 60,00 15,00

Самопринятие 60,00 20,00 40,00 65,00 0,00 15,00

Непринятие себя 10,00 25,00 50,00 65,00 40,00 10,00

Принятие других 40,00 40,00 35,00 60,00 0,00 0,00

Непринят. других 25,00 25,00 35,00 50,00 40,00 25,00

Эмоц. комфорт 60,00 15,00 35,00 70,00 5,00 15,00

Эмоц. дискомфорт 10,00 20,00 45,00 65,00 45,00 15,00

Внутр. контроль 80,00 50,00 20,00 25,00 0,00 25,00

Внешний контроль 25,00 25,00 45,00 60,00 30,00 15,00

Уход от проблем 10,00 20,00 30,00 60,00 60,00 20,00

Адаптированности/дезадаптированности. В таблице 1 заметно, что среди подростков-сирот не обозначен высокий уровень адаптированности, а низкий выявлен больше чем у половины (65,00%). Низкая адаптированность показывает на недостаточную психологическую защищенность этих подростков, негативное их самоощущение, сниженный социальный статус, неудовлетворенность собой и своей жизнью. У подростков, воспитывающихся в семье, низкая психологическая защищенность встречается в два раза реже (30,00%).

Подростки с нормой показателя адаптированности, характеризующим и нормальную степень психологической защищенности, составляют примерно треть экспериментальной (35,00%) и более половины контрольной группы (60,00%). У этих подростков проблематика во взаимодействии с окружением существуют, но адаптивные способности позволяют более или менее успешно решать их.

Показатели дезадаптации диагностированы высокими у 60,00% подростков-сирот и лишь у некоторых подростков из семьи (15,00%). Это говорит о незащищенности, которая проявляется симптомами депрессивного настроения, беспокойства, тревоги. В пределах нормы показатель дезадаптированности, характеризующий нормальную психологическую защищенность, диагностирован у трети подростков экспериментальной группы (35,00%) и большинства подростков контрольной группы (70,00%).

Низкий уровень дезадаптированности, который показывает на достаточную защищенность, мало отмечается среди подростков-сирот - 5,00%. Эти подростки адаптированы к окружающему социуму, возникающие проблемы незначительны и преодолимы. Это обозначается у 15,00% подростков из семьи.

Самоприятие. В таблице 1 показаны показатели самоприятия и неприятия себя. Из данных, диагностированных в таблице видно, что высокий показатель самоприятия не свойственен для подростков-сирот. Более часто у них встречается низкий показатель самоприятия (у 60,00%), а у 40,00% определяется высокое неприятие себя, что указывает на низкое положительное отношение к собственным личностным качествам, способностям и т.п. Низкий уровень самоприятия представлен втрое реже в контрольной выборке (20,00%). В это же время у части подростков-сирот (40,00%) отмечается нормативный уровень самоприятия, который в контрольной группе определен у большинства испытуемых (65,00%).

Неприятие себя обозначено у 40,00% подростков-сирот. Уровень в пределах нормы - у половины (50,00%). Низкий показатель неприятия себя - у 10,00%. У большинства их респондентов из семей (65,00%) показатели неприятия себя в пределах нормы, и у каждого четвертого (25,00%) - низкие.

Приятие/неприятие других. Из данных таблицы заметно, что принятие других у подростков, воспитывающихся в детском доме преимущественно низкое (65,00%). Такой уровень говорит о низкой терпимости к обществу, проявлению замкнутости и отгороженности. В контрольной выборке таких респондентов меньше половины (40,00%).

Вторая половина экспериментальной выборки имеет показатель принятия других в пределах нормы (35,00%). В контрольной выборке это большинство испытуемых (60,00%). Эти субъекты имеют положительные отношения с обществом: легко ладят с ним, разделяют взгляды и интересы раверстников, общительны. Высокий показатель приятия других не диагностирован у респондентов вне зависимости от наличия семейного воспитания, что является особенностями подросткового возраста, высокой критичностью по отношению к себе и окружающей среде.

Неприятие других у подростков-сирот ярко обозначено в 40,00% случаев, у подростков, воспитывающихся в семьях, в 25,00%. Этому уровню уровне характерна сдержанность, замкнутость, отгороженность, недоверие и настороженность по отношению к другим людям.

На нормативном уровне неприятие других отмечается у 35,00% подростков-сирот и половины подростков из семей.

У каждого пятого подростка в каждой группе (25,00%) неприятие других на низком уровне. Эти подростки не склонны отгораживаться от окружающих, а напротив - достаточно открыты, заинтересованы в общении. Можно говорить о том, что у большинства подростков-сирот характер отношения к окружающим людям несколько проблемный, что связано с личностными особенностями испытуемых.

Эмоциональный комфорт/дискомфорт. В таблице 1 представлены диагностированные степени этого показателя. У подростков экспериментальной выборки высокий уровень эмоционального комфорта определилась в 5,00% случаев, а высокий уровень дискомфорта - практически у половины респондентов (45,00%). У испытуемых, воспитывающихся в семьях, каждое из этих состояний определилось у 15,00%. Так, среди подростков, воспитывающихся в детском доме больше тех, кто переживает негативное эмоциональное состояние.

Низкий уровень эмоционального комфорта отмечается более чем у половины подростков-сирот (65,00%) и только у 15,00% подростков из семей. Низкий уровень эмоционального дискомфорта выявлен у 10,00% испытуемых в экспериментальной группе и представлен у пятой части подростков контрольной группы (20,00%).

Примерно треть подростков-сирот (35,00%) и большинство подростков из семей (70,00%) имеют нормальный уровень эмоционального комфорта, отражающего общее положительное эмоциональное состояние. Эмоциональный дискомфорт в пределах нормы у 45,00% подростков-сирот и более половины подростков из семей (65,00%). Итак, можно говорить о снижении эмоционального комфорта и некотором повышении дискомфорта у подростков-сирот.

Внутренний/внешний контроль. В таблице 1 выявлены данные относительно фактора контроля. Так, у подростков-сирот слабый внутренний контроль (у 80,00%). В пределах нормы - у остальных 20,00%. А среди подростков из семей у каждого четвертого обозначается высокий внутренний контроль (25,00%), и также у каждого четвертого внутренний контроль в пределах нормы. Низкий внутренний контроль выявляется у 50,00% испытуемых из семей. Так, они в большей мере принимают ответственность на себя за события, происходящие в своей жизни, объясняя их своим характером, способностями, поведением.

Внешний контроль выявлен сильнее у подростков-сирот: высокий (у 30,00%) и в пределах нормы (45,00%). Низкий внешний контроль диагностирован только у 25,00% подростков-сирот. Высокий уровень у подростков из семей определен у 15,00%, а в пределах нормы - более чем у половины (60,00%). Низкий внешний контроль наблюдается у 25,00% испытуемых из семей. Эти данные говорят о том, что у подростков-сирот в большей мере проявляется внешний контроль по сравнению с внутренним, а также и по сравнению со сверстниками. Они склонны приписывать причины происходящего внешним факторам. Это может проявляться в неуравновешенности, неуверенности, тревожности, подозрительности, конформности. Такие подростки ощущают беспомощность, бессилие, трудности принятия решений, не считают себя способными что-либо изменить в сложившейся ситуации.

Уход от проблем (таблица 1). Сильно выраженная склонность к уходу от проблем определена более чем у половины подростков-сирот (60,00%), которые в своих ответах говорили, что часто мечтают и с трудом возвращаются к действительности, стараются не думать о проблемах и застревают на обидах. Это в контрольной выборке проявляется вдвое реже - у каждого пятого подростка (20,00%).

В нормальной степени фактор "уход от проблем" представлен у 30,00% подростков экспериментальной группы и у большинства подростков контрольной группы - 60,00%. Еще 10,00% подростков-сирот и 20,00% их сверстников из семей отрицают в себе характеристики ухода от проблем.

Эта причина более выражена у подростков-сирот, что может объясняться как возрастными и характерологическими особенностями, так и влиянием условий жизни в детском доме.

Выводы. Так, по итогам статистического анализа нами было доказано, что показатель психологической защищенности подростков, воспитывающимися в детском доме снижен по сравнению с подростками из семей. Диагностические данные методики позволяют охарактеризовать психологическую защищенность подростков-сирот следующими показателями: выраженная дезадаптированность (60,00%) и преобладание слабой адаптированности (65,00%); низкое самоприятие (60,00%); низкое приятие других (65,00%); высокая степень эмоционального дискомфорта (45,00%) и низкая степень эмоционального комфорта (65,00%); ослабление внутреннего контроля (80,00%); тенденция к уходу от проблем (60,00%).

Снижение психологической защищенности подростков-сирот по сравнению с их сверстниками из семей может объясняться влиянием психологической депривации и других условий социальной ситуации воспитания в учреждении интернатного типа.

Литература:

1. Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Исаева Е.Р. и др. Методика психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями: пособие для врачей и мед. психологов/ Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, Е.Р. Исаева — СПб.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2009.

3. Польшина М.А., Насибуллина А.Д. Психологическая защищенность и копинг-поведение подростков-сирот в конфликтных ситуациях / М.А. Польшина, А.Д. Насибуллина // Казанский педагогический журнал. -2017. - № 2. - С. 169-174.

4. Польшина М.А. Механизмы психологической защищенности у подростков-сирот в разных социальных ситуациях / М.А. Польшина. - Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 59. - Ч. 4. -С. 444-447.

5. Польшина М.А. Социально-психологическая адаптация как фактор психологической защищенности подростков-сирот в социуме / М.А. Польшина. - Вестник костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - № 2. - С. 80-84.

6. Татаренко Д.Д. Адаптация семьи к новой социальной ситуации развития с приемными детьми // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Психологические науки. - 2010. - № 4. - С. 136-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.