Научная статья на тему 'Особенности формирования доходов региональных бюджетов в новых экономических условиях на примере Чеченской Республики'

Особенности формирования доходов региональных бюджетов в новых экономических условиях на примере Чеченской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
региональный бюджет / доходы бюджета / налоговые доходы / неналоговые доходы / межбюджетные трансферты / regional budget / budget revenues / tax revenues / non-tax revenues / inter-budget transfers

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лариса Борисовна Лазарова, Камилла Феликсовна Бжинаева

Научная статья посвящается изучению вопросов формирования регионального бюджета в условиях финансового кризиса, в частности, проведен анализ доходов бюджета Чеченской Республики: изучены основные факторы, которые оказали существенное влияние на динамику поступлений в региональный бюджет. Ключевым аспектом исследования выступают новые экономические условия исполнения доходов региональных бюджетов в условиях кризиса и санкционного давления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the formation of regional budget revenues in new economic conditions using the example of the Chechen Republic

The scientific article is devoted to the study of the formation of the regional budget in conditions of the financial crisis, in particular, an analysis of the budget revenues of the Chechen Republic was carried out: the main factors that had a significant impact on the dynamics of revenues to the regional budget were studied. The key aspect of the study is the new economic conditions for the execution of regional budget revenues, in conditions of crisis and sanctions pressure.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования доходов региональных бюджетов в новых экономических условиях на примере Чеченской Республики»

Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 87 — 96. Audit journal. 2024;(1):87 — 96.

ФИНАНСЫ

Научная статья УДК 33

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-1 -87-96 NIION: 201 7-0074-1 /24-011

EDN: https://elibrary.ru/MUORUW MOSURED: 77/27-021-2024-01-211

Особенности формирования доходов региональных бюджетов в новых экономических условиях на примере Чеченской Республики

Лариса Борисовна Лазарова1, Камилла Феликсовна Бжинаева2

1 2 Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации, Владикавказ, Россия

1 llblazarova@mail.ru

2 kamilla-175@mail.ru

Аннотация. Научная статья посвящается изучению вопросов формирования регионального бюджета в условиях финансового кризиса, в частности, проведен анализ доходов бюджета Чеченской Республики: изучены основные факторы, которые оказали существенное влияние на динамику поступлений в региональный бюджет. Ключевым аспектом исследования выступают новые экономические условия исполнения доходов региональных бюджетов в условиях кризиса и санкционного давления.

Ключевые слова: региональный бюджет, доходы бюджета, налоговые доходы, неналоговые доходы, межбюджетные трансферты

Для цитирования: Лазарова Л.Б., Бжинаева К.Ф. Особенности формирования доходов региональных бюджетов в новых экономических условиях на примере Чеченской Республики // Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 87—96. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-87-96. EDN: https://elibrary.ru/MUORUW.

FINANCE

Original article

Features of the formation of regional budget conditions using the example of the

Larisa B. Lazarova1, Kamilla F. Bzhinaeva2

1 2 Vladikavkaz branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Vladikavkaz, Russia

1 llblazarova@mail.ru

2 kamilla-175@mail.ru

Abstract. The scientific article is devoted to the study of the formation of the regional budget in conditions of the financial crisis, in particular, an analysis of the budget revenues of the Chechen Republic was carried out: the main factors that had a significant impact on the dynamics of revenues to the regional budget were studied. The key aspect of the study is the new economic conditions for the execution of regional budget revenues, in conditions of crisis and sanctions pressure.

Keywords: regional budget, budget revenues, tax revenues, non-tax revenues, inter-budget transfers For citation: Lazarova L.B., Bzhinaeva K.F. Features of the formation of regional budget revenues in new economic conditions using the example of the Chechen Republic // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(1):87—96. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-87-96. EDN: https://elibrary.ru/MUORUW.

© Лазарова Л.Б., Бжинаева К.Ф., 2024

revenues in new economic Chechen Republic

Введение. Региональные бюджеты выступают важнейшей составной частью бюджетной системы Российской Федерации и играют ключевую роль в социально-экономическом развитии субъекта. Бюджетные средства направляются на финансирование социальных и целевых программ. В связи с высокой нагрузкой по финансированию социальных задач в регионах СКФО за анализируемый период наблюдался острый недостаток собственных доходов. В результате проблемы финансовой зависимости бюджетов субъектов РФ от межбюджетных трансфертов усугубились. Бесспорно, 2019 г. выступил в качестве триггера высокой дотационности региональных бюджетов. Это было вызвано ростом распространения коронавирусной инфекции и, как следствие, стагнацией экономики.

В 2022 г. рост дотационности продолжился. Ситуация осложнилась в том числе нарастающим санкционным давлением со стороны стран Европейского союза и Соединенных Штатов Америки после объявления специальной военной операции на территории ДНР и ЛНР. В результате введенного пакета санкций в большей степени пострадала банковская сфера, оборонный и энергетический комплекс. В контексте данного вопроса необ-

Источник: составлено авторами на основе [1].

Исходя из данных табл. 1, следует отметить, что республиканский бюджет Чечни был исполнен на протяжении анализируемого пе-

ходимо отметить, что в значительной степени пострадали страны ЕС, так как достаточно сильно зависят от поставок энергоносителей из России. Некоторые предприятия, пережившие Вторую мировую войну, в нынешней экономической ситуации были вынуждены покинуть рынок. Так, в частности, достаточно сильно пострадали европейские сельхозпроизводители, так как потеряли огромный рынок сбыта. В то же время наблюдался рост отечественной экономики, освободились ниши для развития предприятий различных отраслей. Кроме того, в сложившихся условиях меняется миропорядок, Россия в корне меняет свою ориентацию, налаживает партнерские отношения со странами БРИКС.

На основании сказанного можно сделать вывод, что вопросы формирования региональных бюджетов в новых экономических условиях являются актуальными прежде всего с точки зрения увеличения доходов.

Результаты исследования. В рамках научного исследования в качестве примера формирования регионального бюджета проанализированы доходы бюджета Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации.

Рассмотрим основные бюджетные показатели Чеченской Республики (табл. 1).

риода с дефицитом, так как расходы Чеченской Республики превышали доходы, что графически отображено на рис. 1.

200 100 0

-100

121,5122,6

131,8 134

142 148,4

-2,2

2020 год 2021 год

□ Доходы □ Расходы ■ Профицит (дефицит)

2022 год

Таблица 1. Исполнение республиканского бюджета Чеченской Республики, млрд руб.

Показатель 2020 г. 2021 г. 2021 г. к 2020 г. 2022 г. 2022 г. к 2021 г.

Абсолютное отклонение Относительное отклонение Абсолютное отклонение Относительное отклонение

Всего доходов 121,5 131,8 10,3 108,5 142,0 10,2 107,7

Всего расходов 122,6 134,0 11,4 109,3 148,4 14,4 110,7

Профицит (—дефицит) -1,1 -2,2 -1,1 200,0 -6,4 -4,2 290,9

Рис. 1. Показатели исполнения республиканского бюджета Чеченской Республики с 2020 по 2022 г., млрд руб.

Согласно данным рис. 1 в 2020 г. объем дефицита Чеченской Республики был зафиксирован на отметке 1,1 млрд руб., в 2021 г. — 2,2 млрд руб., в 2022 г. — 6,4 млрд руб. Таким образом, дефицит регионального бюджета Чеченской Республики на протяжении исследуемого периода неуклонно рос.

Источник: составлено авторами на основе [1].

Согласно данным рис. 2, за три года наблюдалась положительная динамика по совокупным доходам регионального бюджета Чеченской Республики. Так, в 2020 г. этот показатель был зафиксирован в объеме 121,5 млрд руб., в 2021 г. отмечался рост доходов в фак-

Доходы Чеченской Республики, как и в предыдущие годы, были сформированы за счет большой доли безвозмездных поступлений, собственные доходы включали в себя налоговые и неналоговые поступления. Состав доходной части бюджета Чечни представлен на рис. 3.

Согласно данным рис. 3, в доходах Чеченской Республики преобладали безвозмездные поступления. В абсолютных значениях безвозмездные поступления в 2020 г. составляли 106,9 млрд руб., в 2021 г. наблюдался рост в фактическом выражении на 8,4 млрд руб., или 107,9 млрд руб., достигнув отметки 115,3 млрд руб. Относительно 2021 г. в 2022 г. наблюдался рост на 7,7 млрд руб., или 106,7 млрд руб. Таким

Анализируя исполнение бюджета Чеченской Республики, целесообразно рассмотреть состав доходной базы бюджета республики. Данные табл. 2 свидетельствуют о стабильной динамике роста совокупных доходов в бюджете Чечни, что графически отображено на рис. 2.

тическом выражении на 10,3 млрд руб., или 108,5 п.п. В 2022 г. этот показатель вырос на 10,2 млрд руб., или 107,7 п.п., по сравнению с аналогичным показателем базисного года. Совокупный объем доходов по итогам 2022 г. достиг отметки 142,0 млрд руб.

образом, анализ динамики безвозмездных поступлений показал тенденцию стабильного роста. Высокий уровень дотационности субъекта СКФО обусловлен прежде всего низким уровнем налоговой базы. На долю безвозмездных поступлений из федерального бюджета за анализируемый период приходится около 80%, при этом в связи со сложившейся экономической ситуацией растут риски сокращения помощи федерального бюджета. Ключевым моментом в понимании данного вопроса выступает то, что на сегодняшний день дотации на одного жителя Чечни составляют порядка 29 тыс. руб. на человека, что в семь раз превышает аналогичный показатель по другим субъектам РФ (4 тыс. руб. на человека), СКФО (14 тыс. руб. на человека).

Таблица 2. Доходы республиканского бюджета Чеченской Республики, млрд руб.

Показатель 2020 г. 2021 г. 2021 г. к 2020 г. 2022 г. 2022 г. к 2021 г.

Абсолютное отклонение Относительное отклонение Абсолютное отклонение Относительное отклонение

Доходы всего, 121,5 131,8 10,3 108,5 142,0 10,2 107,7

в том числе:

налоговые поступления 13,9 15,7 1,8 112,9 17,9 2,2 114,0

неналоговые поступления 0,6 0,9 0,3 150,0 1,1 0,2 122,2

безвозмездные

поступления 106,9 115,3 8,4 107,9 123,0 7,7 106,7

Рис. 2. Динамика совокупных доходов регионального бюджета Чеченской Республики

с 2020 по 2022 г., млрд руб.

Рис. 3. Состав доходов регионального бюджета Чеченской Республики с 2020 по 2022 г., млрд руб.

Динамика налоговых поступлений отображена на рис. 4.

Согласно данным, представленным на рис. 4, общий объем налоговых поступлений Чеченской Республики показал положительный тренд. В 2020 г. анализируемый показатель составил 13,9 млрд руб. В 2021 г. наблюдался рост в фактическом выражении на

1,8 млрд руб., или 112,9 п.п., достигнув отметки 15,7 млрд руб. В 2022 г. доходы выросли на 2,1 п.п., или 113,4 млрд руб., относительно аналогичного показателя базисного года. В 2022 г. доходы составили 17,8 млрд руб.

В табл. 3 представлены налоговые доходы республиканского бюджета Чеченской Республики за 2020—2022 гг.

2021 г. к 2020 г. 2 2022 г. к 2021 г.

Показатель 2020 г. 2021 г. Абсолютное Относительное Абсолютное Относительное

отклонение отклонение отклонение отклонение

Налоги на прибыль, доходы, в том числе: 8,01 8,94 0,9 111,6 9,82 0,9 109,8

• налог на прибыль организаций 1,07 1,66 0,6 155,1 1,57 -0,1 94,6

• налог на доходы физических лиц 6,94 7,27 0,3 104,8 8,24 1,0 113,3

Налоги на имущество 3,28 3,41 0,1 104,0 3,83 0,4 112,3

Налоги, сборы и регуляр-

ные платежи за пользова-

ние природными ресурса-

ми 0,01 0,01 0,0 100,0 0,01 0,0 100,0

Иные налоговые поступ-

ления 2,6 3,34 0,7 128,5 4,14 0,8 124,0

Налоговые поступления

всего 13,9 15,7 1,8 112,9 17,8 2,1 113,4

Источник: составлено авторами на основе [1].

Рис. 4. Динамика налоговых доходов регионального бюджета Чеченской Республики

с 2020 по 2022 г., млрд руб.

Таблица 3. Налоговые доходы республиканского бюджета Чеченской Республики, млрд руб.

Как правило, в рыночных условиях хозяйствования налоговые доходы выступают в качестве основного источника формирования финансовых ресурсов региона. В составе налоговых поступлений Чеченской Республики большая часть приходилась на налоги на прибыль. Данная статья доходов была сформирована за счет поступлений по налогу на прибыль организации и налогу на доходы физических лиц.

За истекшие три года наблюдалась тенденция роста доходов республиканского бюджета по налогу на прибыль (рис. 5). В 2020 г. анализируемый показатель составлял в фактическом выражении 8,01 млрд руб. В 2021 г.

Данные, представленные на рис. 6, демонстрируют скачкообразный характер динамики налога на прибыль. Так, в 2020 г. этот показатель был зафиксирован на отметке 1,07 млрд руб., в 2021 г. — 1,66 млрд руб., в течение года вырос на 0,6 млрд руб., или 155,1 п.п., по сравнению с аналогичным показателем ба-

доходы были мобилизованы в объеме 8,94 млрд руб., что больше на 0,9 млрд руб., или 111,6 п.п., относительно показателя 2020 г. В 2022 г. положительная динамика продолжилась и рост изучаемого показателя составлял 0,9 млрд руб., или 109,8 п.п. За последние годы регион достиг значительных успехов в различных сферах экономики. Это подтверждается экономическими показателями, наблюдается рост ВРП в среднем на 15% в год, в три раза увеличился объем выпуска сельскохозяйственной продукции, растет туристический поток, как следствие, развивается оптовая и розничная торговля.

зисного года. В 2022 г. отмечалось снижение налога на прибыль в фактическом выражении на 0,1 млрд руб., или 94,6 п.п., составив 1,57 млрд руб. Это обусловлено затянувшемся финансовым кризисом, который затронул все сферы экономики. Наблюдается существенный дефицит финансовых ресурсов.

15

2020 год 2021 год 2022 год

Рис. 5. Динамика налога на прибыль, доходы, поступившие в региональный бюджет Чеченской Республики с 2020 по 2022 г., млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Динамика налога на прибыль, поступившего в региональный бюджет Чеченской Республики

с 2020 по 2022 г., млрд руб.

Согласно данным, представленным на монстрирует стабильный рост. В 2020 г. этот рис. 7, налог на доходы физических лиц, де- показатель составил 6,94 млрд руб., в тече-

ние года вырос в абсолютном значении на 0,3 млрд руб., или 104,8 п.п., относительно аналогичного показателя базисного года, достигнув отметки 7,27 млрд руб. В 2022 г. рост этого показателя составлял 1,0 млрд руб., или 113,3 п.п., по сравнению с базисным годом.

Согласно данным рис. 8, налог на имущество в бюджет Чечни за анализируемой период демонстрировал положительный тренд. Так, в 2020 г. этот показатель был исполнен в объеме 3,28 млрд руб., в 2021 г. вырос в фактическом выражении на 0,1 млрд руб., или 104,0 п.п., относительно аналогичного показателя предыдущего года. В 2022 г. поступ-

ления от налогов на имущество были мобилизованы в объеме 3,83 млрд руб., что больше на 0,4 млрд руб., или 112,3 п.п., показателя 2021 г.

Иные налоговые поступления в доходах бюджета Чеченской республики были исполнены в 2020 г. в объеме 2,6 млрд руб. В 2021 г. анализируемый показатель вырос в фактическом выражении на 0,7 млрд руб., или 128,5 п.п., относительно аналогичного показателя базисного года, достигнув отметки 3,34 млрд руб. В 2022 г. темп роста снизился, и изучаемый показатель был исполнен на уровне 4,14 млрд руб. (рис. 9).

Рис. 7. Динамика налога на доходы физических лиц, поступившего в региональный бюджет Чеченской Республики с 2020 по 2022 г., млрд руб.

Рис. 8. Динамика налога на имущество, поступившего в региональный бюджет Чеченской Республики с 2020 по 2022 г., млрд руб.

Анализ неналоговых доходов бюджета Чеченской республики за истекшие три года демонстрирует положительный тренд (табл. 4),

драйвером выступили доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Рис. 9. Динамика иных налоговых поступлений в региональный бюджет Чеченской Республики

с 2020 по 2022 г., млрд руб.

Таблица 4. Неналоговые доходы республиканского бюджета Чеченской Республики, млрд руб.

Показатель 2020 г. 2021 г. 2021 г. к 2020 г. 2022 г. 2022 г. к 2021 г.

Абсолютное отклонение Относительное отклонение Абсолютное отклонение Относительное отклонение

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 0,11 0,31 0,2 281,8 0,54 0,2 174,2

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства 0,07 0,02 -0,1 28,6 0,04 0,0 200,0

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 0,06 0,04 0,0 66,7 0,03 0,0 75,0

Штрафы, санкции, возмещение ущерба 0,36 0,49 0,1 136,1 0,49 0,0 100,0

Всего неналоговые доходы 0,6 0,9 0,3 150,0 1,1 0,2 122,2

Источник: составлено авторами на основе [1].

Согласно данным рис. 10, сумма неналоговых доходов Чеченской Республики, как и в предыдущие годы, была значительно меньше по сравнению с налоговыми поступлениями и составляла в 2020 г. 0,6 млрд руб., в 2021 г.

рост этого показателя в абсолютном выражении составлял 0,3 млрд руб., или 150 п.п., по сравнению с аналогичным показателем базисного года. В 2022 г. прирост за год составил 0,2 млрд руб., или 122,2 п.п.

Рис. 10. Динамика неналоговых поступлений в региональный бюджет Чеченской Республики

с 2020 по 2022 г., млрд руб.

Согласно данным, представленным на рис. 11, наглядно видно, что доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, демонстрируют тренд роста. В 2020 г.

Данные рис. 12 наглядно демонстрируют отрицательную динамику доходов от оказания платных услуг (работ) и компенсации

анализируемый показатель составлял 0,1 млрд руб., в последующем году произошел рост на рекордные 0,2 млрд руб., или 281,8 п.п., в 2022 г. рост остался на том же уровне.

затрат Чеченской Республики, которые за три года снизились и не достигли даже уровня 2020 г.

Рис. 12. Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат Чеченской Республики

с 2020 по 2022 г., млрд руб.

Рис. 11. Динамика доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности Чеченской Республики с 2020 по 2022 г., млрд руб.

Кроме того, доходы от продажи матери- Республики показали отрицательный тренд альных и нематериальных активов Чеченской (рис. 13).

0,15 0,1 0,05 0

2020 год

0

2021 год

0

2022 год

Рис. 13. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов Чеченской Республики, млрд руб.

В то же время наблюдается рост поступлений от штрафов, санкций и возмещения ущерба в бюджет Чеченской Республики (рис. 14). Так, в 2020 г. этот показатель бы зафиксирован на

отметке 0,4 млрд руб., в течение года вырос и составил 0,5 млрд руб. В 2022 г. остался без изменений.

Рис. 14. Доходы от штрафов, санкции, возмещения ущерба, поступившие в бюджет Чеченской Республики с 2020 по 2022 г., млрд руб.

Заключение. За анализируемый период Россия, как и многие страны, столкнулась с затянувшимся финансовым кризисом. В 2020 г. отечественная экономика была вынуждена адаптироваться к постфинансовому кризису, что привело к закрытию и сокращению ряда малых и средних предприятий. В результате региональные бюджеты недополучили значительную часть доходов. В 2021 г. Правительство РФ предприняло шаги по восстановлению экономики, в том числе направив основную часть средств федерального бюджета в регионы, что вызвало рекордный рост безвозмездных поступлений в доходах субъектов Российской Федерации (2021 г. — 82 492 891,9 тыс. руб.; 2022 г. — 77 389 818,7 тыс. руб.). Однако в 2022 г. российская экономика столкнулась с масштабными санкциями со стороны европейских стран и США, оказавшими отрицательное воздействие на доходную базу регионов.

Данная ситуация потребовала от федерального центра разработки эффективных ме-

ханизмов для поддержки регионов. Обозначим основные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты в ходе формирования доходной части бюджетов: низкая инвестиционная привлекательность регионов Российской Федерации, недостаточно развитое малое и среднее предпринимательство как источник потенциального дохода, распространение теневой экономики, высокий уровень коррумпированности контролирующих органов. Из-за данных проблем потенциальные доходы не в полной мере поступают в бюджет субъекта.

Для решения перечисленных проблем по формированию доходной части региональных бюджетов предлагается комплексный подход, включающий пересмотр налоговых льгот, борьбу с недобросовестными налогоплательщиками, эффективное использование государственного и муниципального имущества, разработку новых инвестиционных программ, расширение государственно-частного партнерства, все эти меры повысят уровень инвестиционной привлекательности субъектов.

Дополнительно необходимо ужесточить наказания за коррупционные преступления и принять меры по выявлению и наказанию незаконных предпринимателей.

Список источников

1. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Электронный бюджет // иЯЬ:Ь11р8://шшш.Ьиё§е1.§оу.ги/Глав-ная-страница?_аёГ.с1г1-81а1е=у§а1§оаке_4&ге§1-onId=45000000

2. Официальный сайт Министерства финансов Чеченской Республики // URL: https: //www.minilnchr.ru/

3. Лазарова Л.Б., Каирова Ф.А. Современные концепции финансов и кредита. М., 2020.

4. Каирова Ф.А., Лазарова Л.Б. Финансы: расчетно-аналитическая работа: учеб.-метод. пособие. М., 2023.

5. Каирова Ф.А., Габеева М.А. Госпрограммы как инструмент программно-целевого управления расходами бюджета РСО — Алания // Экономика и предпринимательство. 2019. № 11 (112). С. 401—405.

6. Каирова Ф.А., Кучиева Р.Э. Проблемы сбалансированности бюджетной системы РФ на современном этапе // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). С. 121.

7. Каирова Ф.А, Атаева С.Ш.К. Современное состояние казначейской системы исполнения региональных бюджетов // Эконо-

мика и предпринимательство. 2017. № 2-1 (79). С. 261-263.

References

1. The unified portal of the budget system of the Russian Federation. Electronic budget // URL: https://www.budget.gov.ru/Главная-стра-ница?_adf.ctrl-state=vgatgoake_4&RegionID= 45000000.

2. Official website of the Ministry of Finance of the Chechen Republic // URL: https:// www.minfinchr.ru/

3. Lazarova L.B., Kairova F.A. Modern concepts of finance and credit. M., 2020.

4. Kairova F.A., Lazarova L.B. Finance: calculation and analytical work: stud.-method. the manual. M., 2023.

5. Kairova F.A., Gabeeva M.A. State programs as a tool for program-oriented management of budget expenditures of the Republic of North Os-setia — Alania // Economics and entrepreneur-ship. 2019. No. 11 (112). pp. 401—405.

6. Kairova F.A, Kuchieva R.E. Problems of balancing the budget system of the Russian Federation at the present stage // Economics and En-trepreneurship. 2018. No. 8 (97). p. 121.

7. Kairova F.A, Ataeva S.Sh.K. The current state of the treasury system for the execution of regional budgets // Economics and entrepreneur-ship. 2017. No. 2-1 (79). pp. 261—263.

Информация об авторах

Л.Б. Лазарова — профессор кафедры экономики и финансов Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук;

К.Ф. Бжинаева — магистрант Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Information about the authors L.B. Lazarova — Professor of the Department of Economics and Finance of the Vladikavkaz branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economics;

K.F. Bzhinaeva — Master's Student of the Vladikavkaz branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.12.2023; одобрена после рецензирования 18.01.2024; принята к публикации 1 6.02.2024.

The article was submitted 18.12.2023; approved after reviewing 18.01.2024; accepted for publication 16.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.