Научная статья на тему 'Особенности формирования бюджетной отчетности'

Особенности формирования бюджетной отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2481
354
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС / БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Марина Баировна, Зандеева Надежда Дариевна

В статье отражены актуальные проблемы анализа бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений. Рассмотрены требования к формированию бюджетной отчетности с целью определения показателей, объективно отражающих финансовую устойчивость учреждения и эффективности деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования бюджетной отчетности»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ

ОТЧЕТНОСТИ

1 2 Васильева М.Б. , Зандеева Н.Д.

1Васильева Марина Баировна - кандидат экономических наук, доцент; 2Зандеева Надежда Дариевна - магистрант, направление: менеджмент, кафедра бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложений, Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления,

г. Улан-Удэ

Аннотация: в статье отражены актуальные проблемы анализа бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений. Рассмотрены требования к формированию бюджетной отчетности с целью определения показателей, объективно отражающих финансовую устойчивость учреждения и эффективности деятельности предприятия.

Ключевые слова: бюджетная отчетность, бухгалтерский баланс, бюджетные учреждения.

Бюджетная отчетность - это процесс, при помощи которого оценивается прошлое и текущее финансовое положение, и результаты деятельности организации. Оценка финансового состояния предприятия и финансовых результатов его деятельности по данным бухгалтерской отчетности - это главная цель.

К бюджетным учреждениям относятся организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы.

Бюджетные учреждения получают финансовое обеспечение в форме субсидии на государственное задание. Для выполнения государственного (планового) задания утверждается мониторинг и контроль, и устанавливается порядок компенсационных и стимулирующих выплат их руководителям. Издается приказ об утверждении, состав комиссии, формы отчетов. Мониторинг выполнения планового задания производится по следующим направлениям: соответствия объема и качества предоставленных услуг (выполненных работ) целевых показателей эффективности деятельности государственного учреждения. Выплаты компенсационного характера устанавливаются на определенный срок, но не более календарного года. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда.

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период, ее обязаны формировать все организации, согласно статье 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ.

Система сбора, регистрации и обобщения данных в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и операциях, приводящих к изменению активов и обязательств, вот что представляет собой бюджетный учет. Бюджетная отчетность позволяет оценить способности организации стабильно функционировать, и делает возможным сравнение информации за различные периоды времени, чтобы объективно оценить спланировать и спрогнозировать будущее организации.

Бюджетное учреждение финансируется из федерального бюджета, субъектов Российской Федерации, либо местных бюджетов.

Формирование, представление и анализ бюджетной отчетности осуществляется согласно приказу Минфина РФ Инструкции №191н от 28 декабря 2010г. «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Организации обязаны составлять ежемесячные, квартальные (формируется по истечению трех месяцев отчетного года, нарастающим итогом) отчетности. И подводящей итог финансовому состоянию предприятия является годовая отчетность -формируется на 1 января года, следующего за текущим.

Бюджетная отчетность (за исключением сводной и консолидированной) составляется на основе информации из Главной книги, которая должна быть заверена руководителем и главным бухгалтером. В первую очередь, чтобы сформировать отчет, необходимо сравнить остатки и обороты по счетам бюджетного учета с остатками и оборотами аналитических регистров учета. Данные, предоставленные в годовой отчетности должны подтверждаться результатами инвентаризации обязательств и активов.

Рассмотрим состав бюджетной отчетности более подробно.

Одной из главных форм бюджетной отчетности является Баланс государственного учреждения (ф. 0503730), который формируется на основании сальдовых остатков соответствующих счетов бюджетного учета.

Согласно ст. 48 ГК РФ бухгалтерский баланс является свидетельством выполнения обязательств юридическим лицом, т.е., выполняя экономико-правовую роль, обеспечивает имущественную отделенность хозяйствующего предприятия [1]. С помощью бухгалтерского баланса определяется конечный финансовый результат работы предприятия за определенный отчетный период. По данному показателю определяются возможности руководителей предприятия сохранить и увеличивать вверенные им денежные средства и материальные ресурсы. В практике европейских стран бухгалтерский баланс служит отчетностью об уровне финансового состояния компании.

Баланс содержит информацию о финансовых и нефинансовых активах и обязательствах организации.

В актив бухгалтерского баланса входят статьи, отражающие конкретные элементы средств хозяйствования. В практике отечественной бухгалтерии статьи актива размещаются в бухгалтерском балансе по подвижности имущества. Это означает, что они зависят от того, с какой скоростью данная часть имущества преображается в денежную форму. К примеру, оборотные активы (срок использования менее 1 года: денежные средства, материалы, сырье, и т.п.) более ликвидны, чем внеоборотные активы (срок использования более 1 года: здания, НМА, различные долгосрочные вложения и т.п.). Одним словом, актив баланса - это опись имущества, представленная в денежной форме.

Пассив баланса указывает на величину капитала, вложенного в деятельность компании, а также то, в какой форме он участвовал в образовании имущества.

Пассивная часть баланса разделяется на капитал и обязательства, что отражает не только характер различных обязательств перед собственниками и третьими лицами, чьи средства используются в хозяйственной деятельности компании, но и срочность, а также способы их погашения.

Для правильного построения бухгалтерского баланса необходимо показать:

■ полную картину хозяйственной деятельности компании;

■ соответствующую группировку хозяйственных явлений;

■ изучение связей между хозяйственными действиями, основываясь на правильной корреспонденции счетов.

Таким образом, можно провести анализ финансово-хозяйственной деятельности и движения имущественных средств компании.

Итоговый баланс показывает имущество организации по объему финансовых и экономических средств, предоставленных кредиторами и собственниками.

При анализе такого баланса можно получить полную информацию об оборотных и внеоборотных средствах организации. Также можно определить способы их дальнейшего наращивания.

Анализ на основе бухгалтерского баланса очень трудоемкий и малоэффективный процесс, что обусловлено наличием слишком большого количества показателей, не позволяющих выделять главные тенденции финансового состояния предприятия. Используемая на сегодня форма отчетности в некоторых случаях определяет синтетические счета в разделах баланса не совсем правильно. В настоящее время баланс соответственно нормативным документам составляется в нетто-оценке. Вот почему перед проведением аналитического исследования финансового состояния следует сформировать пригодный для этого баланс.

Согласно рекомендации Н.А. Блатова, одного из разработчиков теории балансоведения исследовать динамику и структуру финансового состояния компании нужно с помощью сравнительного аналитического баланса, получаемого из исходного бухгалтерского баланса с посредством сжатия отдельных статей и дополнением его показателями структуры и динамики [4, c. 152]. Такой способ позволяет сводить воедино и систематизировать расчеты, проведенные аналитиком. B этой работе рекомендуется следующая последовательность составления сравнительного аналитического баланса, основанного на ф. 0503730) «Бухгалтерский баланс», и рекомендованного Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций»:

Шаг I - проверять соответствие статей баланса нетто-оценке соответственно требованиям п. 35 ПБУ 4/99: «в бухгалтерском балансе должны присутствовать числовые показатели в нетто-оценке, это означает, что за минусом регулирующих величин, должны быть пояснения. Это позволит обеспечить достоверность данных в балансе до проведения анализа;

Шаг II - провести дополнительную очистку баланса от присутствующих в нем регулирующих статей, что позволит уточнить валюту баланса;

Шаг III - агрегация однородных статей баланса, их переоформление.

Предлагаемый вариант анализа баланса построен с учетом объединения статей по однородности для получения нужных данных в целях проведения расчета показателей финансового состояния предприятия. Его состав и форма включают более существенные показатели, которые характеризуют, важных для анализа, динамику и статику финансового состояния компании. Какие процедуры нужно выполнять для конвертации отчетного баланса в аналитический, зависит от определенных задач и условий анализа. Определить его на все случаи невозможно, при этом важно, чтобы были скорректированы показатели, существенно искажающие реальные данные. Изменения, произведенные в бухгалтерском балансе, повышают уровень аналитичности.

В соответствии с Инструкцией № 33н от 25.03.2011г. Минфина России государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения должны сдавать Отчет об исполнении плана ФХД. Отчет формируется ежемесячно по состоянию на 1 число каждого месяца нарастающим итогом с начала года.

Согласно данной инструкции бюджетная организация должна сдавать ф. 0503737 в разрезе всех КФО, применявшихся в организации за отчетный период:

■ доходы учреждения (КФО 2);

■ субсидии на выполнение государственного задания (КФО 4);

■ субсидии на иные цели (КФО 5);

■ средства по обязательному медицинскому страхованию (КФО 7).

Показатели исполнения плана отражаются на основании аналитических данных

бухгалтерского учета учреждения в разрезе аналитических кодов вида доходов и расходов соответственно по разделам отчета (ф. 0503737).

- Отчет об обязательствах (ф. 0503738);

- Отчет о финансовых результатах (ф. 053721) отражает информацию о результатах деятельности доходов и расходов за отчетный период в разрезе:

■ деятельности с целевыми средствами;

■ деятельности по государственному заданию;

■ приносящей доход деятельности.

- Пояснительная записка к балансу (ф. 0503760).

Все формы отчетности должны быть заверены руководителем и главным бухгалтером учреждения, а также предоставлять данные о своей деятельности органам государственной статистики, учредителям и иным лицам в соответствии с Инструкцией № 157н от 01.12.2010 «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

Составление бухгалтерской отчетности - это окончательный этап процесса ведения бухгалтерского учета, который может стать для руководителя любой организации серьезным основанием для принятия важных управленческих решений. В связи с этим, значимым является формирование бухгалтерской отчетности в соответствии с действующим законодательством, т.к. финансирование может прерваться, если учреждения будут отступать от утвержденных норм и правил ее составления.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 29 декабря 2017 г.).

2. Приказ Минфина России от 01.12.2010 №157н (ред. от 27.09.2017) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

3. Приказ Минфина России от 28.12.2010 года №191н (с изм. от 02.11.2017 года) «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

4. Кузина ¿..^.Бухгалтерский учёт в бюджетных организациях: Учеб.-практич. пособие. М.: «Издательство ПРИОР», 2016. с. 352.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.