Учет и отчетность бюджетных учреждений
ГОДОВАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: КЛАССИФИКАЦИЯ, СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
М. В. БЕСПАЛОВ, кандидат экономических наук, доцент, заместитель главного бухгалтера Тамбовский государственный университет
им. Г. Р. Державина, Тамбов, Российская Федерация
В статье рассматриваются понятие и структура бухгалтерской отчетности бюджетной организации; анализируются основные элементы бухгалтерского баланса (ф. 0503730), отчета об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) и отчета о финансовых результатах (ф. 053721) бюджетного учреждения. В статье приведена классификация бюджетной отчетности.
Ключевые слова: бухгалтерская отчетность, бюджетные учреждения, баланс, отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), отчет о финансовых результатах
Под отчетностью понимают систему показателей, взаимосвязанных между собой, а также результаты деятельности учреждения за отчетный период. Информация об отчетности используется внешними пользователями для анализа деятельности учреждения, прогнозирования и планирования. Отчетность отражает сведения о проведенной работе, которые сгруппированы в определенном порядке. Отчетный год для всех организаций и учреждений — это период с 1 января по 31 декабря включительно.
Учреждения составляют отчетность на следующие даты:
— квартальная отчетность — составляется на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
— годовая отчетность — составляется на 1 января года, следующего за отчетным.
Квартальная отчетность является промежуточной, поэтому она составляется нарастающим итогом, с начала финансового года. Отчетность должна включать в себя показатели деятельности всех подразделений и филиалов, независимо от места нахождения.
Составление бухгалтерской отчетности — это завершающий этап процесса ведения бухгалтерского учета, особенности которого могут влиять на содержание или методику составления. Если учреждение не предоставило бухгалтерскую отчетность в установленные сроки, то финансирование может приостановиться. Поэтому главной задачей бюджетных учреждений является подготовка и сдача отчетности.
Бухгалтерская отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государственной тайне по действующему законодательству, представляется с учетом требований этого законодательства.
Содержащиеся в отчетности показатели должны соответствовать контрольным соотношениям, предусмотренным для каждой формы отчетности. Одновременно важно соблюдать логическую и арифметическую увязку показателей отчетов между собой.
Бюджетная отчетность должна быть сброшюрована, пронумерована, содержать оглавление и сопроводительное письмо на бумажном и электронном носителях. Прежде чем составить отчетность, нужно сверить обороты и остатки по аналитическим регистрам учета с оборотами и остатками по счетам бюджетного учета. Отчетность составляется на основе данных Главной книги, после чего должна быть отправлена на подпись руководителю и главному бухгалтеру. Информация, которая предоставлена в годовой отчетности, должна быть подтверждена результатами инвентаризации активов и обязательств.
Отчетность можно классифицировать следующим образом:
— по видам;
— по назначению;
— по срокам составления;
— по степени обобщения.
Отчетность по видам делится:
— на статистическую отчетность;
— на оперативную отчетность;
— на бухгалтерскую отчетность;
— на налоговую отчетность.
Под статистической отчетностью понимают количественные и качественные показатели, указывающие на работу учреждения за конкретный период, например контроль качества, движение финансовых и трудовых показателей. Для составления статистической отчетности необходима информация статистического учета и текущего бухгалтерского учета.
Оперативная отчетность необходима для текущего контроля за деятельностью учреждения. По порядку составления она схожа со статистическим отчетом.
Полнота расчетов показателей по налогам характеризует налоговую отчетность. Данные налоговых расчетов определяют правильность исчисления налоговых платежей. Отчетность составляется на основе бухгалтерского учета. При помощи бухгалтерской отчетности осуществляется контроль за сохранностью имущества учреждения.
Отчетность по назначению подразделяется:
— на государственную отчетность, в которой отражаются наиболее важные стороны деятельности учреждения;
— на специальную отчетность, включающую в себя отчетность об отчислениях на социальное страхование и расходах за счет этих отчислений;
— внутреннюю отчетность, предназначенную для повседневного контроля за финансовой деятельностью учреждения, например, сведения о работе подразделений.
По срокам составления и предоставления отчетность подразделяется:
— на внутригодовую отчетность (сведения и показатели о ходе работы и результатах деятельности за день, квартал, год);
— годовую отчетность (результаты работы учреждения за год).
По степени обобщения информации отчетность подразделяется:
— на первичную отчетность, которая составляется субъектом и характеризует финансовую деятельность учреждения;
— на сводную или консолидированную отчетность, которая составляется учреждениями, имеющими дочерние и зависимые филиалы. Основной для составления такой отчетности являются первичные данные.
К качественным характеристикам бухгалтерской отчетности можно отнести:
— понятность;
— достоверность;
— уместность;
— сопоставимость;
— нейтральность.
Охарактеризуем каждую из них.
Понятность является основным качеством
отчетности и означает доступное и разборчивое содержание сведений в отчетности, но для этого пользователь должен обладать знаниями в области бухгалтерского учета.
Уместность — это полезность для пользователей, способность повлиять на экономическое решение, позволяет оценить прошлое, будущее и настоящее.
Под достоверностью понимают отчетность, которая сформирована и составлена по правилам, установленным правовыми актами нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Сопоставимость означает сравнение с информацией других учреждений.
Под нейтральностью понимают удовлетворение потребностей всех пользователей информации, а не отдельных категорий.
Показатели форм отчетности должны быть представлены в соответствии с требованиями инс-
трукции по бюджетному учету. В том случае, если отсутствуют данные каких-либо показателей, в этой графе ставится прочерк. Если имеются отрицательные показатели, то в отчетности они должны отражаться с минусом.
Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года и предоставляется вышестоящему распорядителю бюджетных средств в установленные сроки.
Бюджетная отчетность обычно делится следующим образом:
— на годовую отчетность;
— на квартальную отчетность:
— на месячную отчетность.
В состав отчетности входят:
— Баланс государственного учреждения (ф. 0503730);
— Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
— Отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
— Отчет об обязательствах (ф. 0503738);
— Отчет о финансовых результатах (ф. 053721);
—Пояснительная записка к балансу (ф. 0503760).
По просьбе представителя учреждения учредитель на сопроводительном листе и в левом верхнем углу титульного листа баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) обязан проставить отметку о поступлении бухгалтерской отчетности учреждения, подпись (с расшифровкой) ответственного исполнителя учредителя.
Следует отметить, что сроки предоставления внутренней отчетности для обособленного подразделения устанавливает головное учреждение. Внутренняя отчетность обособленных подразделений учреждения внешним пользователям не предоставляется.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Хранящаяся в архиве отчетность за предыдущие периоды может быть использована при анализе финансовой отчетности бюджетного учреждения.
Баланс государственного учреждения формируется учреждением по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным периодом. К нему прилагается справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503730). Формирование справки происходит на основании показателей по
учету имущества и обязательств. В балансе содержатся сведения о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах учреждения.
Баланс бюджетного учреждения состоит из следующих разделов:
— раздел «Нефинансовые активы» 010000000. В этот раздел входят объекты, которые находятся в пользовании хозяйствующего субъекта и приносят экономическую выгоду в результате использования. Данный раздел включает в себя следующие строки:
— Основные средства (101);
— Нематериальные активы (102);
— Непроизведенные активы (103);
— Материальные запасы (105);
— Вложения в нефинансовые активы (106);
— Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг (109) и др.
Объекты нефинансовых активов учитываются по аналитическим группам синтетического счета: недвижимое имущество (10), особо ценное движимое имущество (20), иное движимое имущество (30) и др.;
— раздел «Финансовые активы» 020000000. В данный раздел включаются активы учреждения, представленные в виде денежных средств, либо правом требования денежных средств. Сюда можно отнести: денежные средства учреждения (201), финансовые вложения (204), а также все виды дебиторской задолженности (205, 206, 208, 210);
— раздел «Обязательства» 030000000. В этот раздел входят расходные обязательства, которые подлежат исполнению в соответствующем финансовом году; включают в себя: расчеты с кредиторами по долговым обязательствам (301), расчеты по принятым обязательствам (302), расчеты по платежам в бюджет (303) и прочие расчеты с кредиторами (304);
— раздел «Финансовые результаты» 040000000. Данный раздел отражает результаты деятельности учреждения. Для учета финансовых результатов используются следующие счета: финансовый результат экономического субъекта (401), в том числе финансовый результат прошлых отчетных периодов (40130), доходы и расходы будущих периодов (40140 и 40150), резервы предстоящих расходов (40160).
Справка по консолидируемым расчетам составляется головным учреждением, а также его подразделениями для определения взаимосвязи показателей. Предоставляется ежеквартально, на 1 января
года, следующего за отчетным, и на другие даты, установленные головной организацией. Справка составляется нарастающим итогом и раздельно по каждому коду счета, например:
1. по сч. 030404000 «Внутриведомственные расчеты» для внутренних расчетов между головным учреждением и обособленными подразделениями;
2. по следующим счетам:
— 040120241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»;
— 040110180 «Прочие доходы».
Отчет об обязательствах, принятых учреждением, составляется и предоставляется по итогам года, полугодия, а также на дату, установленную учредителем.
Отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) является одним из основных отчетов бюджетного учреждения. Он определен приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».
В соответствии с приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности составляется в разрезе источников финансового обеспечения, а именно:
— собственные доходы учреждения (код вида — 2);
— субсидии на выполнение государственного задания (код вида — 4);
— субсидии на иные цели (код вида — 5);
— бюджетные инвестиции (код вида — 6);
— средства по обязательному медицинскому страхованию (код вида — 7).
Отчет составляется на первый квартал, полугодие, девять месяцев и год. На 1 января показатели отражаются без учета результата заключительных операций по закрытию счетов.
Показатели исполнения плана отражаются на основании аналитических данных бухгалтерского учета учреждения в разрезе аналитических кодов вида доходов и расходов соответственно по разделам отчета (ф. 0503737).
Раздел 1. «Доходы учреждения». В данном разделе отражается информация по кассовым пос-
туплениям доходов, которые могут быть исполнены следующим способом:
— через лицевые счета, с помощью которых учреждение осуществляет кассовое обслуживание;
— через счета в рублях и иностранной валюте, открытые в кредитных организациях учреждению в соответствии с законодательством;
— через кассу учреждения.
При формировании раздела отчета показатели отражают следующую информацию:
- графа 5 — на основании аналитических данных по видам доходов, которые отражены на забалансовом сч. 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения», открытых к сч. 020111000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» и 020113000 «Денежные средства учреждения в органе казначейства в пути». Зачисление на лицевые счета учреждения наличных денег, которые поступили в кассу организации в виде дохода, в графу 5 не включаются;
— графа 6 — на основании аналитических данных по видам доходов, отраженных на забалансовом сч. 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения», которые открыты к сч. 020121000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» (для автономных учреждений), 020123000 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути» и 020127000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации»;
— графа 7 — на основании аналитических данных по видам доходов, которые поступили в отчетном периоде в кассу учреждения и отражены по сч. 020134000 «Касса»;
— графа 8 — на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета, которые отражают некассовые операции по доходам учреждения, в разрезе видов доходов.
Раздел 2. «Расходы учреждения». В данном разделе отражается информация по расходам учреждения, которые могут быть исполнены следующим образом:
— через лицевой счет — графа 5;
— через счета в рублях и иностранной валюте — графа 6;
— через кассу учреждения — графа 7;
— посредством проведения некассовых операций исполнения расходов — графа 8;
— посредством суммы исполненных плановых назначений за отчетный период — графа 9, в которой суммируются графы 5, 6, 7, 8.
Показатели данного раздела отчета отражают:
— в графе 5 — на основании аналитических данных по видам расходов, которые отражены на забалансовом сч. 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», открытых к счетам 020111000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства». При этом операции по получению с лицевого счета наличных денежных средств для осуществления выплат по расходам учреждения в графу 5 не включаются;
— в графе 6 — на основании аналитических данных по видам расходов, отраженных на забалансовом сч. 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», открытых к сч. 020121000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации» (для автономных учреждений), 020126000 «Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации» и 020127000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации»;
— в графе 7 — на основании аналитических данных по видам выплат по расходам, произведенным в отчетном периоде из кассы учреждения, отраженных по сч. 020134000 «Касса»;
— в графе 8 — на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета, отражающим некассовые операции по расходам учреждения, в разрезе видов расходов.
Раздел 3. «Источники финансирования дефицита средств учреждения». В данном разделе содержится информация по кассовым поступлениям и выбытию источников финансирования дефицита средств бюджета, которые исполнены через лицевые счета — графа 5; через счета в рублях и иностранной валюте — графа 6; через кассу учреждения — графа 7; данные о некассовых операциях — графа 8 и итоговая сумма исполненных плановых назначений за отчетный период — графа 9.
Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) отражает информацию о результатах деятельности как по доходам, так и по расходам на 1 января года. Данный отчет содержит в себе информацию о доходах, расходах, изменения финансовых и нефинансовых активов, обязательств за отчетный период.
Показатели отражаются в отчете в разрезе деятельности с целевыми средствами (графа 4), деятельности по оказанию услуг (работ) (графа 5), средств во временном распоряжении (графа 6) и итогового показателя (графа 7). Показатели отражаются в отчете без учета результата заключительных
операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года.
В отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) добавлена новая строка 303 «Резервы предстоящих расходов», в связи с чем чистый операционный результат (показатель строки 300 отчета) определяется как разность строк 301 и 302, которая суммируется с показателем строки 303.
В отчете (ф. 0503721) при его составлении за 2015 г. изменилось наименование графы 6 формы: вместо «Средства во временном распоряжении» она теперь называется «Приносящая доход деятельность» (и в ней отражаются данные по счетам, сформированным по коду вида деятельности 2) (п. 1.32, 2.3 приказа Минфина России N° 172н от 29.12.2014 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н». Графа 5 теперь называется «Деятельность по государственному заданию», в ней отражаются показатели по коду вида деятельности 4.
Кроме того, несколько изменена структура показателей, формирующих строку 100 «Прочие доходы». Показатель строки 100 формы 0503721 равен сумме строк 101—104. При этом:
— по строке 101 будут отражаться все субсидии, получаемые учреждением по кодам вида деятельности 4 и 5;
— по строке 102 будут отражаться доходы, полученные учреждением в форме субсидий на осуществление капитальных вложений;
— по строке 103 отражаются доходы по иным трансфертам.
В целом бюджетные учреждения должны вести бухгалтерский учет и составлять отчетность в порядке, установленном законодательством РФ, а также предоставлять данные о своей деятельности органам государственной статистики, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами бюджетного учреждения, что следует из ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Также бюджетные учреждения как налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расче-
ты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. В зависимости от направления и вида деятельности состав налоговой отчетности бюджетных учреждений может варьироваться. Так, например, если в учреждении есть транспортные средства, то возникает обязанность в предоставлении декларации по транспортному налогу.
Список литературы
1. БеспаловМ. В. Анализ основных изменений законодательства в области налогообложения и бухгалтерского учета // Все для бухгалтера. 2014. № 1. С. 28—32.
2. Беспалов М. В. Анализ основных изменений налогового и бухгалтерского законодательства в 2015 г // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. № 4. С. 23—30.
3. Беспалов М. В. Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений: состав, структура, правила составления // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 8 С. 10—13.
4. БеспаловМ. В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 14. С. 2—9.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
6. О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н: приказ Минфина России от 29.12.2014 № 172н.
7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
8. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.