Научная статья на тему 'Особенности формирования ассортиментной политики аптечными организациями'

Особенности формирования ассортиментной политики аптечными организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2985
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамова В.В.

Рассмотрены классификация товаров аптечного ассортимента, состояние и перспективы развития рынка лекарственных средств. Даны рекомендации фармацевтическим организациям Владивостока по формированию ассортимента лекарственных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гамова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования ассортиментной политики аптечными организациями»

Маркетинг

В.В. Гамова,

кандидат экономических наук, профессор кафедры коммерции, логистики и рекламы ДВГАЭУ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ АПТЕЧНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Рассмотрены классификация товаров аптечного ассортимента, состояние и перспективы развития рынка лекарственных средств. Даны рекомендации фармацевтическим организациям Владивостока по формированию ассортимента лекарственных средств.

В России в настоящее время зарегистрировано более 15 тыс. наименований лекарственных средств (ЛС); с учетом дозировок и различных лекарственных форм их более 40 тыс. Если раньше в крупной аптеке ассортимент лекарственных средств и изделий медицинского назначения (ИМН) не превышал 2 тыс. наименований, то теперь он колеблется от 3 до 8 тыс., а в некоторых аптеках г. Москвы превышает 8 тыс. наименований [3].

Несмотря на то что имеется тенденция к постоянному увеличению потребления ЛС в расчете на одного среднестатистического жителя в России, этот показатель у нас по сравнению с другими странами остается самым низким. Более того, в связи с постоянным ростом цен на ЛС увеличивается число граждан, для которых они становятся недоступными.

Важным моментом формирования фармацевтического рынка является существенное пополнение его новыми группами товаров. Это гомеопатические средства, биологически активные добавки к пище; лечебно-профилактические сборы и чаи из лекарственного растительного сырья; диетическое питание; минеральные воды; гигиенические и косметические средства и др. Причем эти группы товаров аптечного ассортимента очень существенно обозначили свои позиции. Их доля по стоимостной оценке составляет около 50% фармацевтического рынка. Это группы для профилактики заболеваний и лечения [1].

Спецификой лекарственных средств является то, что они в малых долях обладают лечебным эффектом, а при передозировке могут привести к отравлению или даже смерти. Некоторые из них вызывают лекарственную зависимость и даже наркоманию.

Статистические данные свидетельствуют, что основной причиной смертности людей во всем мире часто оказывается либо полное отсутствие лекарств, либо их низкое качество и неправильное применение. По данным ВОЗ, из 11 млн смертей в год можно было предотвратить 8 млн (73%), так как заболевания, приведшие к ним, вполне излечимы. Чаще всего это болезни сердца, пневмония, диспептические заболевания, корь, малярия [2].

По всему миру огромной проблемой является резистентность бактерий к антибиотикам. Устойчивость к лекарствам в последнее время наблюдается почти при всех инфекционных заболеваниях, а ее проявления значительно варьируются. Так, согласно последним обобщенным статистическим данным, в 10-90% случаев шигеллы оказываются нечувствительными к ампициллину [1].

Анализ применения 50 наиболее часто используемых в России препаратов показывает, что 40% из них оказываются либо неэффективными, либо недостаточно безопасными, при том что мировая медицина знает их более действенные и безопасные аналоги. Таким образом, люди в России часто тратят большие деньги на малоэффективные, иногда низкого качества, а порой и опасные лекарства. Особенно часто используются не по назначению антибиотики. Российские производители изготавливают 60% наименований препаратов, включенных в 11-й исправленный перечень жизненно важных лекарств ВОЗ. Лишь семь из 20 наиболее часто используемых в России лекарств включены в данный перечень ВОЗ, и только у 10 из этих лекарств доказана их терапевтическая эффективность [2].

Традиционная товарная номенклатура розничной аптечной организации формировалась на протяжении прошлого столетия; деление ассортимента на группы поддерживалось существованием статистической отчетности, где информация о групповой (ассортиментной) структуре товарооборота должна была обобщаться только в заданном виде. В результате определенной инерции сложившееся тогда деление на ассортиментные группы (их было восемь: медикаменты и химические товары, перевязочные материалы и предметы ухода за больными, мыло туалетное, парфюмерия, минеральные воды, очковая оптика, медицинская техника, прочее) еще некоторое время использовалось в работе аптечных организаций; да и исторически подтверждено, что такое деление было разумным.

За последние 10 лет ассортимент лекарственных средств увеличился почти в 5 раз, такие же изменения произошли и в других ассортиментных группах. Кроме того, появились новые товары, которых ранее не было на фармацевтическом рынке. Реально аптечная организация выросла из существовавших рамок товарной номенклатуры. В 1997 г. Минздравом России был издан приказ № 349 "О перечне товаров, реализуемых через фармацевтические (аптечные) организации", который ратифицировал реально существующие группы товаров аптечного ассортимента. Кроме того, на государственном же уровне появилась необходимость стандартизации терминологии в области торговли, был принят и введен в действие ГОСТ "Торговля. Термины и определения", которым предписы-

вается в нормативно-технической документации придерживаться утвержденной терминологии [3].

Таким образом, на совершенно равных правах существует несколько классификаций товаров аптечного ассортимента, что необходимо учитывать, приступая к аналитической работе: а) традиционная, принятая в фармацевтическом маркетинге; б) по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) и в) по ГОСТу (для лекарственных средств известны еще несколько). Безусловно, эти классификации решают различные задачи, и целесообразно на этапе планирования выбрать такую, которая отвечает целям ассортиментной политики аптечной организации [9].

Классический вариант цепочки при рыночных отношениях в фармацевтике следующий: производитель - врач - пациент - аптечный работник (фармацевт). Суть ее в том, что покупает лекарство пациент. Но (и в этом отличие от других товарных рынков) какой именно препарат и в каких количествах купить, решает не он, а врач. Не случайно за границей основные маркетинговые усилия фармацевтических фирм сосредоточены на врачах: их заваливают рекламно-информационной литературой, снабжают бесплатными образцами лекарств, приглашают на семинары и т.д. В то же время аптечному работнику отведена пассивная роль исполнителя чужих указаний.

В современной России цепочка выглядит иначе, а именно: производитель (посредник) - аптечный работник (фармацевт) - пациент -врач. Дело в том, что десятилетиями наша страна была отрезана от достижений фармацевтики, при этом препараты, радикально менявшие методику лечения, доходили до нас только тогда, когда их выпуск по лицензии осваивали страны СЭВ или Индия. При этом, укрепившись на емком советском рынке, партнеры из социалистических стран не утруждали себя сменой поколений лекарств - конкурентов-то все равно не было. В этих условиях методы лечения оказались ориентированы на безнадежно устаревший по мировым меркам набор препаратов [7].

Советские, а затем российские врачи научились творить чудеса даже с помощью имевшихся в их распоряжении лекарств. Но мировых новинок фармацевтики они не могли освоить. А учитывая сверх загруженность и нищенскую зарплату наших врачей, вряд ли можно надеяться, что они смогут их изучать в обозримом будущем.

Сложилась тупиковая ситуация. На мировом рынке за последние 20-30 лет появилось огромное количество эффективных препаратов, до сих пор не используемых в России. Отечественный потребитель нуждается в этих лекарствах и готов платить за них немалые деньги. Но врачи не выписывают эти препараты, т.к в своей массе не знакомы с ними. В результате все - производители лекарств, врачи и пациенты - оказываются в проигрыше.

Вот тут-то на центральное место в цепочке в качестве советчика для врача и пациента выходит аптечный работник. Он играет роль катализатора, помогающего всем элементам фармацевтического рынка преодолеть тупик и нормально работать.

Неоднократно проводившиеся опросы показывают, что практикующий врач в России достаточно равнодушен и даже глух к теоретиче-

ской информации о новых лекарственных средствах и начинает интересоваться ею только тогда, когда соответствующий препарат появляется в аптеках. Аптеки же охотно берут на себя роль посредника, доводящего эффективную новинку до потребителя, потому что это приносит им прямую выгоду. Молва о хорошо реализуемом лекарстве распространяется по всей аптечной сети с быстротой молнии, и вскоре его уже можно встретить на каждом прилавке. Но выигрывают от подобной активности не только сами аптеки [5].

Наше население десятилетиями не знало и еще десятилетия могло бы обходиться без удобных и в ряде случаев более безопасных быстрорастворимых форм лекарства (шипучие таблетки), не появись они повсеместно в продаже. Подобное можно сказать и о впервые появившемся на прилавках прекрасном выборе слабительных или резко расширившемся ассортименте противопростудных средств. Конечно, все это можно высокомерно считать мелочами. Но с такой точкой зрения вряд ли согласятся потребители. К примеру, те из них, жизнь которых еще недавно была полна унизительных мучений из-за отсутствия тех же слабительных. Роль аптек серьезна и во внедрении сильнодействующих лекарств. Так, расширение использования антибиотиков цефалоспоринового ряда в отечественной практике вряд ли было бы столь бурным, если бы они не стали легко доступны.

Конечно, не следует идеализировать ситуацию и тем более считать российский вариант продвижения лекарства каким-то "преимуществом". В конце концов, аптека хоть и очень специфическое, но все же торговое предприятие, ее интерес к повышению оборота и прибыли может иметь и негативные стороны. О том, что это не досужие домыслы, можно судить по той простоте, с которой в аптеках сейчас без рецепта продаются даже сильнодействующие препараты. Безусловно, предпочтительным был бы классический вариант цепочки, когда популярность приходит только к тем препаратам, на которых остановит свой взгляд врачебное сообщество страны.

Но столь же опасно смешивать желаемое и действительное. Чтобы исполнять роль арбитра, отбирающего на безбрежном мировом фармацевтическом рынке лучшие лекарственные препараты, врач должен занять совсем другое место в обществе, да и серьезно повысить свою квалификацию. В реальной жизни хорошее новое лекарственное средство действительно легче увидеть в аптеке, чем услышать о нем от врача. И было бы расточительством не использовать тот потенциал совершенствования отечественного рынка, который несет в себе перестроившаяся на рыночный лад аптека.

Как показывают практика и результаты мониторинга аптечных продаж, схема лечения и самолечения среднестатистического жителя достаточно проста и непритязательна. При малейшем недомогании и (или) в случае снижения трудоспособности наши граждане в подавляющем числе случаев принимают дешевую "аскорбинку" (за квартал ее потребляется более 11 млн упаковок), предпочитая ее всем другим витаминным препаратам, пусть даже и содержащим специальные наборы витаминов и микроэлементов в повышенных дозах для быстрого устранения явлений

того или иного авитаминоза. Однако нельзя не упомянуть занявший 16-е место отечественный препарат "Компливит", и это, безусловно, положительный факт.

Также на все случаи жизни у наших соотечественников припасена но-шпа (3-е место). Если же разболится голова, под рукой анальгин (по объемам физического потребления - 35 млн упаковок - он занимает одно из первых мест). Аллергию среднестатистический россиянин лечит диа-залином, ринит - нафтизином. В качестве седативного средства чаще всего применяют корвалол.

Список препаратов - лидеров по денежным объемам продаж - эс-сенциале форте (доля в общем объеме составляет 0,91%), цереброзилин (0,7%), виагра (0,47%), ламизил (0,39%), низорал (0,69%), амиксин (0,45%), сумамед (0,66%), кавинтон (0,66%), дюфастон (0,31%), вобэнзим (0,28%) не совпадает с рейтингом по физическим объемам потребления, так как данные препараты одни из самых дорогих на рынке. Число их потребителей, слишком малое по сравнению с пользователями анальгина или "аскорбинки", подтверждает общемировую закономерность - на 20% всего населения земли приходится 80% денежного объема потребления всех медикаментов [1].

Из особенностей и характеристик фармацевтических товаров можно отметить следующие:

1. По срокам использования фармацевтические товары могут быть длительного пользования (как, например, предметы санитарии, гигиены, медицинские приборы) и кратковременного пользования (лекарственные средства, лекарственное сырьё, лечебная косметика и парфюмерия).

2. По характеру спроса фармацевтические товары скорее являются товарами массового спроса. Однако и в группе фармацевтических товаров можно выделить:

а) товары массового спроса;

б) товары пассивного спроса. Они отличаются либо высокой ценой, либо низкими качественными характеристиками, либо о товаре мало известно из-за недостатка информации и отсутствия рекламы;

в) товары особого спроса (эксклюзивного спроса) с уникальными свойствами. Их приобретение связано с предварительной оценкой имеющегося ассортимента и последующим выбором товара путем сравнения по качеству, оформлению, цене, фирме-производителю, стране.

Насущная задача аптек - иметь на прилавках не только полный перечень жизненно важных лекарств, но и расширить номенклатуру препаратов.

Товарная номенклатура в аптечной сети - это номенклатура всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц с учетом торговых марок, лекарственных форм, фасовок и дозировок. Например, в состав номенклатуры входят товары следующих ассортиментных групп: минеральные воды; лекарственные препараты; перевязочные материалы и предметы ухода за больными; парфюмерия; очковая оптика; парафарма-цевтическая продукция.

Ассортимент каждой группы слагается из нескольких подгрупп, видов, подвидов и разновидностей товаров. Например:

вид товара (лекарственное средство) - анальгин;

подвид (лекарственная форма) - таблетки, порошок, раствор для

инъекций;

разновидности (лекарственные препараты) - раствор для инъекций

в ампулах разной концентрации (25%, 50%) и объема (1,1; 2,0).

Показателями товарной номенклатуры являются:

1. Широта - общая численность ассортиментных групп, реализуемых аптечным учреждением (например, химические реактивы, перевязочные материалы, изделия медицинского назначения).

2. Глубина - многовариантность предложений каждого вида отдельного товара в рамках ассортиментной группы (например, многовариантность детских подгузников в зависимости от веса и возраста ребенка).

3. Насыщенность - общее число составляющих номенклатуру отдельных товаров.

4. Гармоничность - степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, каналов распределения.

Неотделимы друг от друга понятия ассортиментной политики и товарной политики, включающей в себя инновационную политику (нововведения) и саму ассортиментную политику.

Формирование товарной политики может идти:

1. Путем расширения товарной номенклатуры за счет включения новых ассортиментных групп товаров. Насущная задача аптек - иметь на прилавках не только полный перечень жизненно важных лекарств, но и расширить номенклатуру товаров за счет предметов ухода за больными, средств гигиены, санитарии, других ИМН.

2. За счет достижения гармоничности товаров различных ассортиментных групп.

3. За счет углубления товарной номенклатуры, т.е. увеличения насыщенности уже существующих ассортиментных групп.

4. Путем оптимизации и рационального набора обязательного перечня лекарственных средств.

Задачи ассортиментной политики могут быть различными:

• удовлетворение запросов потребителей;

• оптимальное использование технологических знаний и опыта фармацевтической организации;

• оптимизация финансовых результатов фармацевтической организации;

• завоевание новых покупателей;

• соблюдение принципа гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия и включения нетрадиционных для него отраслей;

• соблюдение принципа синергизма.

Сравнительная характеристика некоторых классификаций товаров, используемых на фармацевтическом рынке, представлена в табл. 1 [9].

Таблица 1

Классификация товаров аптечного ассортимента

Терминология, принятая в фармацевтическом маркетинге ГОСТ "Торговля. Термины и определения" ОКП-К

Товарная номенклатура Совокупность ассортиментных групп и товарных единиц, предлагаемых потребителям фармацевтической организации Ассортимент товаров Набор товаров, объединенных по какому-нибудь одному или совокупности признаков Класс товаров Множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей

Ассортиментная группа Набор или совокупность товаров, объединенных по какому-либо признаку Класс товаров Совокупность товаров, имеющих определенное функциональное назначение Подкласс товаров Множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия

Подгруппа/субподгруппа Множество товаров, имеющих общее назначение, направление использования, механизм действия (фармакотерапевтическая группа) Группа товаров Совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей Группа товаров Подмножество товаров, удовлетворяющих более специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями сырья, материалов, конструкций

Вид товаров Международные непатентованные и торговые наименования лекарственных средств, названия изделий медицинского назначения Вид товаров Совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием Подгруппа товаров Подмножества товаров, имеющих общее с группой назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками

Подвид товаров Лекарственные формы и типы изделий медицинского назначения Разновидность товаров Совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков Вид товаров Совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками

Разновидность (товарная единица, ассортиментная позиция) Лекарственная форма в соответствующей дозировке и фасовке Конкретные марки модели, артикулы, сорта ОКП-А

Основываясь на данных, полученных в целом по стране, можно сделать вывод, что с учетом сложившейся конъюнктуры рынка ассорти-

ментную политику следует строить, опираясь на спрос, т.е. по факту, а также с учетом того, что основной целью деятельности коммерческой организации является прибыль. На примере Владивостокской медфирмы Астра-Плюс можно проследить, какие же группы и подгруппы лекарственных средств дали наибольшую прибыль за 2001 г. (табл. 2).

Таблица 2

Структура ассортимента наиболее рентабельных лекарственных средств Владивостокской медфирмы "Астра-Плюс"

Группа лекарственных средств Сумма, руб. Рентабельность, %

Сердечно-сосудистые (всего) 2758958 9,7

в т.ч.

верапамил 426588 1,5

пирацетам 368575 1,3

трентал 352119 1,2

Витамины (всего) 2232561 7,6

в т.ч.

аскорбиновая кислота 389243 1,3

гематоген 312904 1,1

Антибиотики (всего) 1016805 5,0

в т.ч.

ципролет 339266 1,2

Средства для лечения ЖКТ (всего) 1325617 4,7

в т.ч.

эссенциале форте 506931 1,7

мезим-форте 407863 1,4

Химиотерапевтические средства (всего) 1342366 4,6

в т.ч.

синтетические антибактериальные 325561 1,1

Анальгезирующие, жаропонижающие,

противоревматические, противоподагри-

ческие (всего) 1182282 4,1

в т.ч.

но-шпа 337618 1,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

баралгин амп. 237333 1,1

Для лечения респираторных заболеваний

(всего) 1129422 3,0

в т.ч.

ацикловир 163923 0,6

ингалипт 102955 0,4

Для женщин (всего) 683649 2,4

в т.ч.

мастодинон фл. 50 мл 435035 1,5

Антибиотики противогрибковые (всего) 429427 1,5

в т.ч.

низорал 182003 0,7

клотримазол 177684 0,6

Антиаллергические (всего) 329962 1,3

в т.ч.

супрастин 169600 1,1

Данные табл. 2 показывают, что наибольшую рентабельность имеют две группы: сердечно-сосудистые препараты и витамины (9,7 и 7,6%

соответственно); несколько меньшую - химиотерапевтические средства и препараты для лечения желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) (4,6 и 4,7%)1.

Если теперь сравнить структуру потребления ЛС по укрупненным позициям в стране и в г. Владивостоке, то можно сделать следующий вывод (табл. 3): потребление сердечно-сосудистых ЛС во Владивостоке имеет самый высокий удельный вес - 23,2%, витаминов - 21, анальгези-рующих и противоревматических ЛС - 17,4%, т.е. и в целом уровень их потребления здесь гораздо выше по сравнению с потреблением по стране.

Таблица 3

Сравнительная характеристика потребления ЛС в России и в г. Владивостоке в 2001 г.

Группа лекарственных средств Удельный вес, %

Россия г. Владивосток

Анальгезирующие, жаропонижающие, противоревматические 19,7 17,4

Химиотерапевтические 14,3 12,7

Для лечения ЖКТ 10,8 9,9

Для лечения респираторных заболеваний 8,3 14,6

Сердечно-сосудистые 18,6 21,2

Антисептические и дезинфицирующие 10,8 1,2

Витамины 17,5 21

Это объясняется особенностями климата г. Владивостока, т.к. резкие перемены погоды, характерные для него, сильно влияют на сердечнососудистую систему, а ряд неблагоприятных факторов приводит к хроническим авитаминозам.

Для формирования правильной политики управления товарными запасами необходимо отслеживать информацию по следующим показателям: товарооборот (дневной, месячный, квартальный, годовой), изменение товарооборота в зависимости от сезонного спроса, товарные запасы в днях (в последнем случае, как показывает практика, при еженедельном графике поставок наиболее оптимальный показатель товарного запаса - 14-15 дней). Снижение этого запаса с точки зрения ведения бизнеса недопустимо.

Контроль за составлением заявок на поставку новых партий продукции необходимо осуществлять, анализируя динамику продаж каждого отдельного препарата или ИМН. В этом может помочь заполнение специальной учетной формы, в которой, в частности, указываются наименование ЛС, форма выпуска, срок годности, дата поступления на склад, поставщик, количество, оптовая и розничная цена.

Основная задача этого контроля - определение момента, при наступлении которого необходимо сделать заказ на поставку.

1 Здесь и в табл. 4 - оперативные статистические данные фармацевтической фирмы "Астра-Плюс", г. Владивосток.

Расчет производится на основании анализа статистических данных. Исходная цифра - годовая потребность (обозначим ее как ) в конкретном препарате, что определяется путем вычисления среднего уровня продаж на протяжении хотя бы нескольких месяцев. Исходя из этого показателя, вычисляется qmax и дт,п. Под первым понимается количество единиц товара, которое необходимо заказать при формировании заявки; второе - показатель товарного остатка в упаковках, при достижении которого следует осуществлять заказ. Для препаратов с высоким уровнем продаж (более 100 упаковок в месяц) дтах вычисляется из расчета двухнедельной потребности по формуле 0:24, где 0 - годовая потребность в препарате, а 24 - количество поставок в год. Для препаратов с низким уровнем продаж (менее 100 упаковок в месяц) дтах рассчитывается, исходя из недельной потребности по формуле 0:48, где 48 - количество поставок в год. Что же касается дт,п, то в обоих случаях этот показатель составляет 30% от дтах.

На основании оперативных данных был произведен расчет оптимального количества единиц товара, которое необходимо заказать при формировании заказа, и показатель товарного остатка, при достижении которого следует осуществить заказ (расчет некоторых лекарственных средств приведен в табл. 4).

Некоторые группы лекарственных препаратов подвержены сезонным колебаниям. Например, из статистических данных видно, что основное потребление противопростудных средств приходится на период с октября по апрель, а пик продаж сердечно-сосудистых препаратов падает на осень. Все это, конечно, необходимо учитывать при оформлении заявок.

Разработанные ассортиментные перечни, разновидности товаров должны корректироваться с учетом многих факторов: изменения конъюнктуры платежеспособного спроса, цен, производства новинок, структуры импортных товаров и др.

По меняющейся номенклатуре товаров в связи с конъюнктурой рынка надо определить ассортимент с учетом данных прогнозов и экспресс-исследований, проводимых путем анкетных опросов продавцов и покупателей для выяснения товарных предпочтений, а также нужно обеспечить наличие в торговой аптечной сети взаимосвязанного и взаимозаменяемого ассортимента товаров, позволяющего осуществить комплексные поставки.

Для более успешной коммерческой работы фармацевтических организаций Владивостока можно предложить следующие рекомендации:

1. Использовать приведенную методику расчетов по оптимизации объемов заказов закупочной работы. Это позволит ограничить закупку медикаментов, пользующихся слабым спросом.

¡Таблица Ц

Расчет оптимальной потребности в некоторых наиболее популярных лекарственных: средствах для аптек медфщмы "Астра-Плюс" г. Владивостока

Лекарственное Декабрь Остаток Средний Расход Оборот Средняя Средний Qicîi

средство Приход Расход 01.02.02 остаток Е ДНЯХ цена оборот >100 >100 >100 >100

е месяц зв/ы m 'м SB/M m 'м

Вгшшша 1554 1399 157 541 14773 13,2 6,48 190 95 - 32 -

Пищишь 9632 5562 4824 2422 64995 13,4 20.21 268 134 - 45 -

■ЙёйШЛ 4669 0 8403 79622 38,0 140,49 47 - 12 - 4

Еааашш. 3236 3290 1022 2068 37679 19,8 18,09 174 87 - 29 -

Кяша&да. 5276 3065 3748 2290 50932 16,2 62,21 68 - 17 - 6

4991 147 1825 34272 19,2 54,3 53 - 13 - 4

Итого 5276 8056 3895 4115 85204 17,4 - - - - - -

СКШК форте 10448 5282 6793 3122 54394 20,7 29:16 155 78 - 26 -

4376 7551 3631 21360 61,2 228,93 8 - 2 - 1

5229 9033 3550 59385 21,5 496,46 10 - 2 - 1

Итого 0 9605 16584 7181 80745 32,0 - - - - - -

Кйщгае^шлааз 3628 2236 2207 1228 27144 16,3 21,19 107 53 - 18 -

ЙШЕвсорйй! 3058 2131 939 1389 37918 13,2 7,5 421 211 - 70 -

ищдаж 5614 3949 6750 5041 50203 36,1 6,11 685 342 - 114 -

Анаприлнн 2680 3116 2594 1811 34991 18,6 7.11 410 205 - 68 -

891 3296 2294 17923 46,1 26,59 56 - 14 - 5

675 1620 6530 13055 180,1 71,8 15 - 4 - 1

Итого 0 1566 4916 8824 30978 102,5 - - - - - -

0 22 7 7165 11,4 1 597 299 - 100 -

Нитроглицерин 7260 2904 4357 3846 21331 64,9 10.35 172 86 - 29 -

Дшаши 519 0 847 11383 26,8 10.53 90 - 23 - 8

Валериана 546 1438 947 1666 13517 44.4 0,93 1211 606 - 202 -

йшш 2862 2048 1009 722 18045 14,4 4:64 324 162 - 54 -

ВСЕГО 55794 57770 56994 53451 670087 28,7 - - - - - -

2. На приобретение лекарственных препаратов (импортные и дорогие отечественные) сердечно-сосудистого направления, витаминов, химиотерапевтических средств для лечения респираторных заболеваний необходимо сделать максимальную наценку (45%) за счет снижения наценки на менее востребованные препараты или недорогие лекарственные средства массового спроса (например, ацетилсалициловая кислота, но-шпа). Это позволит увеличить рентабельность и решить социальную задачу - удовлетворение спроса малообеспеченных слоев населения и льготных категорий граждан, затраты по которым частично или полностью несет бюджет города и края.

3. Уделить внимание подготовке и повышению квалификации работников аптечных киосков по изучению преимуществ и отличительных свойств тех или иных препаратов, особенно новинок, только что появившихся на нашем рынке.

4. Проводить маркетинговые исследования конъюнктуры фармацевтического рынка.

Литература

1. Дремова Н.Б., Дзюба В.Ф., Соломка С.В., Холявина М.М. Маркетинговые исследования потребителей товаров и услуг аптечных предприятий // Новая аптека. 2001. №4.

2. Ежова Т.В., Мошкова Л.И. Служба фармацевтической информации. Пути развития // Новая аптека. 2000. №6.

3. Лоскутова Е.Е. Управление ассортиментом в аптечной организации: основные аспекты // Новая аптека. Спец. выпуск. 2001.

4. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Москва, 2000.

5. Панюшин Р. Торговля лекарствами - тоже искусство // Фармацевт. вестник. 2001. №5, 13 февр.

6. Пономарев И.Г., Макаренков С.В. Региональные аспекты развития фармацевтического рынка и потребления лекарственных средств в России // Новая аптека. 2000. №6,7.

7. Тазлов П. Реклама как критерий развития фармарынка России (по итогам 1 полугодия 2000 года) // Фармацевт. вестник. 2000. №31, 22 авг.

8. Толочко В.М., Пестун И.В. Анализ маркетинговой стратегии аптеки. Харьков: Укр. фармацевт. академия, 2001.

9. Фомина А.В., Кича Д.И. Формирование ассортиментной политики // Новая аптека. 2001. №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.