— ФАРМАЦИЯ —
УДК 614.273
А.С. Галанцева, И.Ш. Малогулова, И.В. Амелина
АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ПРОТИВОВИРУСНЫХ ПРЕПАРАТОВ В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Г. ЯКУТСКА
Аннотация. В статье рассмотрены результаты анализа ассортимента противовирусных препаратов аптечной организации, проведенного с помощью документальных и маркетинговых методов, таких, как ABC-анализ, кодирование лекарственного препарата (цифровое кодирование по общему классификатору продукции, общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, анатомо-терапевтическо-химической классификации и международной классификации болезней). В результате ABC-анализа выявлены самые продаваемые и востребованные лекарственные препараты исследуемой фармакотерапевтической группы. С помощью кодирования определена группа принадлежности продукции, что необходимо для принятия управленческих решений по формированию товарной и ассортиментной политики. Рассчитанные коэффициенты глубины, полноты и гармоничности ассортимента могут быть применены в практике работы аптеки для полного удовлетворения спроса населения на противовирусные препараты.
Ключевые слова: грипп, аптека, лекарство, кодирование лекарственного средства, полнота ассортимента, глубина ассортимента, противовирусные средства, лечение, коэффициент, инфекции
A.S. Galantseva, I.Sh. Malogulova, I.V. Amelina Analysis of the anti-viral drugs assortment in pharmacies of Yakutsk
Abstract. The article analyzes the assortment of antiviral drugs in the pharmacies. The assortment is analyzed using such methods as the ABC analysis, coding of medicinal product ( digital coding according to the General Classification of Products, All-Russian Classifier of Economic Activities, Products and Services, Anatomic
ГАЛАНЦЕВА Анна Сергеевна - студентка 5 курса кафедры фармакологии и фармации Медицинского института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова». Адрес: 677013, г. Якутск, Ойунского 27/2. E-mail: [email protected]
GALANTSEVA Anna Sergeevna - 5th-year student, Department of Pharmacology and Pharmacy, Institute of Medicien, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. 677013. Yakutsk, ul. Oyunskogo 27/2. E-mail: [email protected]
МАЛОГУЛОВА Ирина Шамильевна - доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры фармакологии и фармации Медицинского института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова». Адрес: 677016, г. Якутск, Ойунского 27. E-mail: [email protected]
MALOGULOVA Irina Shamilevna - Candidate of Biological Sciences, Docent, Associate Professor, Department of Pharmacology and Pharmacy, Institute of Medicine, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. 677016 Yakutsk, ul. Oyunskogo, 27. E-mail: [email protected]
АМЕЛИНА Ирина Владимировна - доцент, кандидат фармацевтических наук, заведующий кафедрой организации и экономики фармации ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 35. E-mail: [email protected]
AMELINA Irina Vladimirovna - Candidate of Biological Sciences, Docent, Associate Professor, Candidate of Pharmaceutical Sciences, Head of the Department of Organization and Economics of Pharmacy, Far-Eastern State Medical University. 680000, Khabarovsk, ul. Muraveva-Amurskogo, 35. E-mail: [email protected]
Therapeutic Chemical Classification and the International Classification of Diseases). The ABC analysis identified the most sold and sought after medicinal drugs of the considered pharmacological group. With the help of coding, the group of products was identified, which helps to make effective managerial decisions regarding the products and assortment policies. The calculated coefficients of depth and completenesscan be used by pharmacies for meeting the population's demand for antiviral drugs.
Keywords: influenza, pharmacy, medication, medicines coding, complete assortment, deep assortment, antivirals, treatment, coefficient of infection.
Введение
Для исследования в области анализа запасов лекарств аптеки наиболее актуальной является противогриппозная группа лекарственных средств, так как грипп относится к группе самых распространенных острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) [1]. Инфекции дыхательных путей легко передаются от больного человека и носителя к здоровому, поэтому некоторые из них являются причинами эпидемий и пандемий. В связи с этим доступность, эффективность, безопасность и постоянное наличие в ассортименте фармацевтической организации лекарственных противовирусных препаратов имеют важное значение для профилактики и лечения этой нозологии [2].
Целью исследования явился анализ ассортимента противовирусных препаратов аптечной организации.
Для реализации данной цели последовательно решены следующие задачи:
- изучить классификацию и основные фармакотерапевтические свойства противовирусных лекарственных препаратов, зарегистрированных в РФ;
- исследовать аптечный ассортимент противовирусных лекарственных препаратов;
- провести АВС-анализ и рассчитать показатели качества структуры ассортимента для исследуемых препаратов.
Материалы и методы
Сбор материала осуществлялся в аптечной организации г. Якутска.
Объектом изучения стали анкеты респондентов, ассортимент противовирусных лекарственных препаратов (противогриппозная группа). Методами исследования были выбраны: социологический опрос, кодирование, расчет коэффициентов качества структуры ассортимента; ABC-анализ.
В результате информационного поиска по исследуемой теме выявлено, что в мире ежегодно фиксируется до 1 млрд случаев ОРВИ, в России - более 37 млн. [3]. В последние десятилетия в России ежегодно регистрируется 3-5 миллионов случаев гриппа и десятки миллионов случаев острых респираторных заболеваний [4].
На первом этапе исследования нами был изучен ассортимент противовирусных лекарственных препаратов, включенных в Госреестр и разрешенных к обращению на фармацевтическом рынке РФ. Для изучения потребительских предпочтений разработан инструментарий социологического исследования и проведено анкетирование респондентов. Первичная обработка анкет позволила сформировать перечень наиболее известных и востребованных препаратов, из которого были выбраны 5 для последующего анализа: «Кагоцел», «Эргоферон», «Амиксин», «Ингавирин» и «Арбидол».
Кодирование лекарственного средства было проведено на примере противовирусного препарата «Амиксин», определение по цифровому кодированию включало: общий классификатор продукции, общероссийский классификатор видов деятельности, продукции и услуг, анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств, международная классификация болезней - 10 (МКБ-10).
Общий классификатор продукции:
930000 - Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения;
933000 - Препараты химико-фармацевтические химиотерапевтического действия;
933700 - Препараты ветеринарные и средства химиотерапевтические прочие;
933770 - Средства противовирусные;
933779 - Амиксин, йодантипирин.
Общероссийский классификатор видов деятельности, продукции и услуг:
2423000 - Фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты;
2423180 - Полупродукты для производства медикаментов прочие;
2423181 - Полупродукты для производства противовирусных средств.
Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств:
J05AX - Противовирусный и иммуномодулирующий препарат. Индуктор синтеза интерферона.
Международная классификация болезней - 10:
В00 - Инфекции, вызванные вирусом герпеса (Herpes simplex);
В02 - Опоясывающий лишай (Herpes zoster);
А60- Аногенитальная герпетическая вирусная инфекция (Herpes simplex);
J06.9 - Острая инфекция верхних дыхательных путей;
J10 - Грипп, вызванный идентифицированным вирусом гриппа.
Далее проведен анализ качества структуры ассортимента, рассчитаны коэффициенты полноты и глубины ассортимента по формулам, приведенным в специальной литературе [5]:
1) показатель действительной полноты, характеризующийся фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый - регламентируемым или планируемым количеством товаров;
2) глубина товарной номенклатуры, которая отражает многовариантность предложений каждого вида отдельного товара в рамках ассортиментной группы [6].
Для формирования ядра ассортимента использовался метод ABC-анализа, который широко применяется в целях совершенствования товарной и ассортиментной политики фармацевтических организаций [7].
В основе ABC-анализа лежит принцип Парето, согласно которому 20 % ассортиментных позиций приносят 80 % прибыли. На практике обнаруживается следующее: при АВС-анализе, все полученные наименования лекарственных средств распределяют на несколько групп: группа А - высокооборачиваемые ЛС (пользующиеся наибольшим спросом), они составляют 10 % ассортимента и дают 80 % товарооборота; группа В - среднеоборачиваемые, на долю которых приходится 15 % товарных позиций, - обеспечивающие 15 % товарооборота; в группу С включаются низкооборачиваемые товары аптечного ассортимента (около 75 % товарных позиций) - дают 5 % от товарооборота [8].
Расчеты изначально произведены в формате MS Excel.
Результаты исследования
Рассмотрим вышеизложенное на примере цифрового кодирования лекарственного препарата «Амиксин». На основании общего классификатора продукции, общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, анатомо-терапевтическо-хи-мической классификации и международной классификации болезней была определена группа принадлежности продукции.
Нами рассчитаны коэффициенты полноты (Кп) и глубины (Кг) для всех исследуемых лекарственных средств. Расчет был произведен по стандартной формуле нахождения К и К :
К = Пф /Пб ,
п факт базовая
где:
Пфакт - имеющиеся в наличии товарные единицы;
П6азовая - ассортиментные позиции, имеющиеся в Госреестре.
Лекарственный препарат арбидол производится в виде таблеток и капсул. В данной аптеке присутствует лишь в форме таблеток, поэтому Кп составил лишь 0,5 (50 %), также недостаточная полнота ассортимента была выявлена у эргоферона (0,5), который наличествовал только в таблетируемой лекарственной форме. Ассортимент остальных препаратов был представлен в полном объеме (К =1).
Коэффициент глубины ассортимента был рассчитан по следующей формуле:
К =Кф /Кб ,
г факт базовая 7
где:
Кфакг - имеющиеся в наличии разновидности товаров по каждому наименованию;
К6азовая - разновидности товаров по каждому наименованию, имеющиеся в Госреестре.
При анализе разновидностей товарных единиц было выявлено, что арбидол, эргоферон, ка-гоцел, ингаверин в данной аптечной организации представлены во всех выпускаемых дозировках, К составил 1,0. В случае амиксина, который имелся только в дозировке 125 мг, К составил 0,5. г г
Таким образом, коэффициенты полноты ассортимента арбидола и эргоферона составляют 0,5 (или 50 %), что говорит о частичной возможности аптеки в удовлетворении спроса на данный лекарственный препарат, в остальных случаях - о полной способности набора товаров удовлетворять одинаковые потребности.
Коэффициент глубины амиксина составляет 50 %, что означает неполную насыщаемость ассортимента данного товара. В то же время коэффициенты глубины эргоферона, кагоцела, ин-гавирина и арбидола составляют 1 (или 100 %), что свидетельствует о гармоничности (полной насыщаемости ассортимента по дозе) данных препаратов.
Как уже говорилось выше, при проведении АВС-анализа препараты были разделены на три группы: группа А - наименования препаратов, которые вносят наибольший вклад в объем продаж; группа В - среднеоборачиваемые; группа С - препараты, на которые расходуется не более 5-10 % бюджета.
В табл. 1 отражено количество проданного товара (единиц) и объём продаж (в рублях) за период с сентября 2016 по сентябрь 2017 гг. Далее осуществлен расчет доли с накоплением результата анализа ассортимента и разделение по группам.
Таблица 1
Количество проданного товара (единиц) и объём продаж (в рублях) противогриппозных препаратов на основании АВС-анализа, за период с сентября 2016 - сентябрь 2017 гг.
Препарат Количество Цена, руб Объем продаж, руб Доля продаж, % Доля куммуля-та, % Группа (А, В, С)
Арбидол 57 237 13509 21,0148394 21,0148394 А
Кагоцел 68 254 17272 26,87328852 47,89177247 А
Ингавирин 19 513 9747 15,16523525 63,05700772 А
Эргоферон 32 397 12704 19,76599452 82,82300224 В
Амиксин 16 690 11040 17,17699776 100 С
По результатам анализа (табл. 1) в группу А вошли «Арбидол», «Кагоцел», «Ингавирин», в группу В - «Эргоферон», в группу С - «Амиксин». В ассортименте аптеки, следовательно, находится больше препаратов, на которые расходуется 70-80 % бюджета, тогда как на «Амиксин» - не более 5-10 %.
Заключение
С помощью цифрового кодирования идентифицируется каждая единица товара, что облегчает поиск принадлежности к той или иной группе продукции.
Исходя из расчётов, можно сделать вывод, что аптека обладает доступным ассортиментом для обеспечения населения противовирусными препаратами, возможностью (50 %) удовлетворить спрос на лекарственные препараты «Арбидол» и «Эргоферон», способностью полностью удовлетворить спрос (100 %) на такие препараты, как «Кагоцел», «Ингавирин» и «Амиксин».
Препарат «Амиксин» обладает неполной насыщаемостью по дозировке (50 %), в то время как «Арбидол», «Кагоцел», «Ингавирин», «Эргоферон» имеют полную насыщаемость (по дозе) этого препарата (100 %), что является актуальным в сезоны с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой по гриппу.
На основании ABC-анализа выявлено, что «Лрбидол», «Кагоцел» и «Ингавирин» (группа Л) часто покупаемые препараты и дают 80 % товарооборота, «Эргоферон» (группа B) относится к среднеоборачиваемым, «Лмиксин» - к низкооборачиваемым (группа С). Для низкооборачи-ваемых препаратов целесообразно применение программы лояльности, а также обеспечение дополнительной рекламы.
Литература
1. Ющук, Н.Д., Венгров, Ю.Я. Инфекционные болезни: национальное руководство / Н.Д. Ющук, Ю.Я. Венгров. - M.: ГЭОТЛР-Ыедиа, 2009. - 1056 с.
2. Прозоркина, Н.В., Рубашкина, Л.Л. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии / Н.В. Прозоркина, Л.Л. Рубашкина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 384 с.
3. Свистушкин, В.Ы., Ыустафаев, Д.Ы. Острые респираторные вирусные инфекции: принципы рациональной терапии / В.Ы. Свистушкин, Д.Ы. Ыустафаев // РЫЖ. 2014. - 1897 с.
4. Бобров, MB. Клинико-экономическое обоснование этиотронного лечения ОРВИ: автореф. дис. ... канд. мед. наук / MB. Бобров. - Волгоград, 2006. - 145 с.
5. Васнецова, О.Л. Mедицинское и фармацевтическое товароведение: учебник для ВУЗов / В.О. Васнецова. - M.: ГЭОТАР-Mедиа, 2005. - 135 с.
6. Снегирев, В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям / В. Снегирев. - СПб.: Питер, 2007. - 410 с.
7. Ласковец, С.В. Применение методов анализа ассортимента в целях совершенствования товарной политики компании / С.В. Ласковец, Р.В. Каптюхин, О.Н. Жидкова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2014. - № 2 (27). - 145 с.
8. Яковлева, Д.Н. Некоторые аспекты анализа аптечного ассортимента в сетевых аптеках / Д.Н. Яковлева // Экономический вестник фармации. - 2005. - № 1. - 53 с.
References
1. Yushchuk, N.D., Vengrov, Yu.Ya. Infekcionnye bolezni: nacional'noe rukovodstvo / N.D. Yushchuk, Yu.Yu. Vengrov. - M.: GEHOTAR-Media, 2009. - 1056 s.
2. Prozorkina, N.V., Rubashkina, L.A. Osnovy mikrobiologii, virusologii i immunologii / N.V. Prozorkina, L.A. Rubashkina. - Rostov-na-Donu: Feniks, 2012. - 384 s.
3. Svistushkin, V.M., Mustafaev, D.M. Ostrye respiratornye virusnye infekcii: principy racional'noj terapii / V.M. Svistushkin, D.M. Mustafaev // RMZH. 2014. - 1897 s.
4. Bobrov, M.V. Kliniko-ehkonomicheskoe obosnovanie ehtiotropnogo lecheniya ORVI: avtoref. dis. ... kand. med. nauk / M.V. Bobrov. - Volgograd, 2006. - 145 s.
5. Vasnecova, O.A. Medicinskoe i farmacevticheskoe tovarovedenie: uchebnik dlya VUZov / V.O. Vasnecova. - M.: GEHOTAR-Media, 2005. - 135 s.
6. Snegirev, V. Roznichnyj magazin. Upravlenie assortimentom po tovarnym kategoriyam / V. Snegirev. -SPb.: Piter, 2007. - 410 s.
7. Laskovec, S.V. Primenenie metodov analiza assortimenta v celyah sovershenstvovaniya tovarnoj politiki kompanii / S.V. Laskovec, R.V. Kaptyuhin, O.N. ZHidkova // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. - 2014. - № 2 (27). - 145 s.
8. YAkovleva, D.N. Nekotorye aspekty analiza aptechnogo assortimenta v setevyh aptekah / D.N. YAkovleva // EHkonomicheskij vestnik farmacii. - 2005. - № 1. - 53 s.