МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
4. Vitamins, Minerals & Supplements: The Role of the Physician. [Электронный pecypc]:URL:http://www.accenthealth.com/AccentHealth/media/Documents/ VMS_whitepaper_2014.pdf (дата обращения: 31.03.2017).
5. Probiotics and Prebiotics in Food, Nutrition and Health / Semih Otle§ // Taylor & Francis Group, 2014. 510 p.
6. Фармацевтический рынок России. Итоги 2015 г.: аналитический отчет. ЗАО «Группа ДСМ», 2015. 124 с.
Farmacevticheskiy rinok Rossii. Itogi 2015 g.: analit. otchot. ZAO «Gruppa DSM», 2015.124 s.
7. Фармацевтический рынок России. Выпуск сентябрь 2016 г.: аналит. обзор. ЗАО «Группа ДСМ», 2016. 27 с.
Farmacevticheskiy rinok Rossii. Vipusk sentyabr, 2016 g.: analit. obzor. ZAO «Gruppa DSM», 2016. 27 s.
8. СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота БАД».
SanPiN 2.3.2.1290-03 «Gigienicheskie trebovaniya k organizacii proizvodstva I oborota BAD».
9. Регистр лекарственных средств России, 2016. [Электронный ресурс]: URL: http://www.rlsnet.ru (дата обращения: 20.11.2016).
Registr lekarstvennih sredstv Rossii. 2016. [Elektronniy resurs]: URL: http:// www.rlsnet.ru (data obrashchenija 20.11.2016).
10. Регистр БАД - Единый электронный справочник БАД. [Электронный ресурс]: URL:http://registrbad.ru/bad/47837 (дата обращения: 20.11.2016).
Registr BAD - Ediniy elektronniy spravochnik BAD [Elektronniy resurs]: URL: :http://registrbad.ru/bad/47837 (data obrashchenija 20.11.2016).
11. Реестры Роспотребнадзора и сан.-эпид. службы России. [Электронный ресурс]: URL: http://fp.crc.ru/ (дата обращения: 20.11.2016).
Reestry Rospotrebnadzora i san-epid. Sluzhby Rossii. [Elektronniy resurs]: URL: URL: http://fp.crc.ru/(data obrashchenija 20.11.2016).
УДК: Б15.272.4:Б15.45:Б14.27(470.45)
Код специальности ВАК: 14.04.03
СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ ГИПОЛИПИДЕМИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В РОЗНИЧНОМ СЕГМЕНТЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ю.С. Князева,
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет»
Дата поступления 27.0Б.2017
Князева Юлия Сергеевна - e-maií: Knjazeva1978@maií.ru
В статье представлены результаты анализа региональных особенностей, структуры и динамики потребления гиполипидемических лекарственных препаратов в розничных аптечных организациях Волгоградской области. Анализ годовых отчетов по розничной реализации 18 аптечных организаций региона за 2013-2016 гг. показал рост продаж всех препаратов розувастатина и аторвастатина и снижение продаж симвастатина. Описана методика, позволяющая структурировать ассортимент гиполипидемических препаратов исследуемых аптек по величине маркетингового потенциала на основании матрицы деления аптечного ассортимента по доле в валовом доходе аптечной организации и по скорости реализации. По величине маркетингового потенциала препараты распределились следующим образом: очень высокий - нет препаратов; высокий - 3,03%; средний - 9,09%; низкий - 18,18%; очень низкий маркетинговый потенциал - 69,7%. Необходимо обеспечить постоянное наличие в аптеках региона позиций с высоким и средним маркетинговым потенциалом как дающих максимальный экономический эффект.
Ключевые слова: гиполипидемические препараты, статины, аптечная организация,
маркетинговый потенциал, структура потребления.
The article presents the results of analysis of regional features, structure and dynamics of consumption of lipid-lowering drugs in retail pharmacy organizations of the Volgograd region. Analysis of annual reports on retail sales of 18 pharmacy organizations in the region for 2013-2016 showed an increase in sales of all preparations of rosuvastatin and atorvastatin, and a decrease in sales of simvastatin. A technique is described that allows structuring the assortment of hypolipidemic drugs of the pharmacies under investigation in terms of the marketing potential based on the pharmacy product division matrix by the share in the gross revenue of the pharmacy organization and by the rate of sales. In terms of marketing potential, the drugs were distributed as follows: very high - no drugs; High - 3,03%; The average is 9,09%; Low - 18,18%; Very low marketing potential - 69,7%. It is necessary to ensure the constant presence in the region's pharmacies of positions with high and medium marketing potential, which give the maximum economic effect.
Key words: hypolipidemic drugs, statins, pharmacy organization, marketing potential,
consumption structure.
Введение
Основной задачей любого аптечного учреждения является бесперебойное обеспечение населения фармацевтической продукцией. Наличие в аптеке ассортимента, соответствующего потребностям промежуточных потребителей (врачей, осуществляющих назначение, и их пациентов) создает необходимые условия для бездефектурного отпуска гиполипидемических лекарственных препаратов (ГЛП), получения финансовой прибыли аптекой и созда-
ния положительного имиджа аптечной организации в целом. Таким образом, для оптимизации потребления той или иной группы лекарственных средств аптека должна располагать таким ассортиментным портфелем, который удовлетворит потребность населения в любом препарате, назначенном лечащим врачом, а также позволит при необходимости подобрать достойную дженерическую замену.
М*
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Гиперхолестеринемия (ГХС) обнаруживается при диспансеризации более чем у 60% пациентов 30-69 лет, являясь важнейшим фактором риска развития сердечно-сосудистых осложнений [1, 2]. В связи с этим гиполипидемиче-ские лекарственные препараты (ГЛП) считаются базовыми в лечении ишемической болезни сердца (ИБС), гипертонической болезни (ГБ), цереброваскулярной болезни, сосудистых осложнений сахарного диабета (СД) и ряда других заболеваний [3]. Врачи Волгоградского региона назначают гиполипидемические препараты практически 100% больным с ИБС и в меньшей степени пациентам с ГБ (84%), СД (82%) и нарушениями мозгового кровообращения (72%) [4]. На начало 2016 года в России зарегистрированы гиполипидемические препараты пяти групп: ингибиторы 3-гидрокси-3-метилглутарил-КоА редуктазы (статины); дериваты фиброевой кислоты (фибраты); никотиновая кислота и ее производные; комбинированные гиполипидеми-ческие препараты; прочие гиполипидемические препараты (препараты эзетимиба и Омега-3 ПНЖК) [5]. Проведенное ранее анкетирование фармацевтических специалистов показало низкую осведомленность многих аптечных работников об особенностях фармакотерапевтического действия ГЛП, их побочных эффектах и взаимодействиях [6]. Еще более остро стоит проблема низкой приверженности пациентов к приему ГЛП и, как следствие, в течение полугода после начала приема ГЛП до 70% пациентов прекращают прием, что вызывает утяжеление характера течения заболевания и развитие его осложнений [7]. Представилось важным изучить ассортимент гиполипидемических препаратов, динамику, структуру и особенности их потребления в аптечных организациях Волгоградской области, с целью более эффективного управления ассортиментом исследуемой группы.
Целью исследования являлся анализ структуры, динамики и особенностей потребления гиполипидемических лекарственных препаратов в аптеках Волгоградской области, а также выявление в исследуемой группе торговых наименований, дающих максимальный экономический эффект.
Материал и методы
В ходе исследования была проанализирована динамика и структура потребления группы ГЛП в 18 аптечных организациях города Волгограда и Волгоградской области за четыре года, что позволило в дальнейшем экстраполировать полученные результаты на весь розничный сегмент регионального рынка. Были проанализированы годовые отчеты по розничной реализации 18 аптечных организаций за 20132016 гг. Затем ассортимент исследуемых аптек был структурирован по величине маркетингового потенциала (МП).
Метод определения маркетингового потенциала с помощью ABC-XYZ анализа, предложенный И.Н. Тюренковым и Л.Н. Горшуновой [8, 9], является, по мнению авторов статьи, наиболее понятным и наглядным для структурирования и дифференциации аптечного ассортимента. Данный показатель используется для определения потенциальных возможностей получения аптекой прибыли при реализации конкретного наименования лекарственного препарата. Определение МП на основе двух показателей, валового дохода (ВД) и скорости реализации (СР), позволяет отнести тот или иной лекарственный препарат к определенной
группе. МП исследуемой группы на фармацевтическом рынке Волгоградской области определялся следующим образом. 1. Были проанализированы продажи ГЛП по каждому торговому наименованию в отдельности и группы в целом. Было определено количество упаковок, проданных в течение 2016 года, рассчитаны среднемесячные продажи в натуральном и денежном эквиваленте (продажи каждой группы и каждого наименования были разделены на 12). 2. На основе полученных данных была рассчитана СР каждого наименования (продажи каждого наименования в натуральном выражении за год делились на 365 дней) и сумма дохода от реализации. 3. Рассчитав отношение объема дохода от реализации отдельных торговых наименований ГЛП за месяц к общему доходу за месяц от реализации группы и всего ассортимента аптечной организации в целом, были определены доли (в %) каждого ГЛП в валовом доходе группы и всего аптечного ассортимента. 4. Доход от реализации всей группы за месяц был отнесен к общему доходу за месяц, полученному от реализации всего ассортимента аптек. Так была определена доля группы ГЛП в общем ВД. Далее при суммировании обоих рейтингов конкретного торгового наименования определялся его МП внутри всего аптечного ассортимента. Авторами метода была разработана специальная матрица ABC-XYZ, построенная на основе данных СР и доли в ВД, представленная на рисунке.
Согласно приведенной матрице весь аптечный ассортимент был разделен авторами метода по маркетинговому потенциалу на пять групп: I - очень высокий МП (A1-I); II - высокий МП (A2-I, A3-I, A1-II, A2-II, A1-III); III - средний МП (B-I, A3-II, A2-III, A1-IV, A1-V); IV - низкий МП (С-I, B-II, A3-III, A2-IV, A3-IV, A2-V, A3-V); V - очень низкий МП (С-II, B-III, C-III, B-IV, C-IV. B-V, C-V). При реализации товаров I и II групп можно получить самый высокий доход. Методика позволяет сконцентрировать внимание на препаратах, имеющих особое коммерческое значение, выстраивая, тем самым, наиболее эффективную товарную и ценовую политику.
Скорость реализации ГОчень высокая >5 упаковок в день (XI) A1-I МП I A2-I МП II A3-I МП II B-I МП III C-I МП IV
II. Высокая 1-4 упаковки в день (Х2) Al-II МП II A2-II МП II A3-II МП III B-II МП IV C-II МП V
III. Средняя 0,14-1 упаковка в день или 1-6 упаковок в неделю (Y1) Al-III МП II A2-III МП III АЗ-III МП IV B-III МП V C-III МП V
IV. Низкая, 0,07-0,14 упаковок в день или 1-3 упаковки в месяц (Z1) Al-IV МП III A2-IV МП IV A3-IV МП IV B-IV МП V C-IV МП V
V. Очень низкая, 0,07 упаковок в день или 1 упаковка в месяц и менее (Z2) Al-V МП III A2-V МП IV A3-V МП IV B-V МП V C-V МП V
Al Очень высокая >0,25% А2 Высокая >0,1%, но <0,25% A3 Средняя >0,05%, но <0,1% в Нткая >0,01%, но <0,05% с Очень низкая <0,01%
Доля в валовом доходе
РИС.
Матрица деления аптечного ассортимента по доле в валовом доходе аптечной организации и по скорости реализации.
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Результаты и их обсуждение
Сравнительный анализ ассортимента гиполипидемиче-ских лекарственных препаратов аптечных организаций Волгоградской области за период с 2007 по 2016 г. позволил установить, что ассортимент исследуемой группы увеличился более чем в три раза и претерпел значительные изменения в качественном и количественном отношении. Так, 10 лет назад аптеки располагали лишь 19 препаратами исследуемой группы: ловастатин, флувастатин (оригинальный препарат - Лескол форте), препараты симвастатина (включая оригинальный препарат Зокор и несколько дже-нериков), первые препараты аторвастатина, ципрофибрат и никотиновую кислоту в таблетках и ампулах. В 2008 году ассортимент статинов значительно расширился за счет появления в аптеках препаратов аторвастатина и комбинированных препаратов (Кадуэт, Инеджи). Появление в 2009 г. оригинального препарата розувастатина (Крестор) стало началом «эры» розувастатина. С этого момента расширение аптечного ассортимента шло уже в основном за счет появления новых дженерических препаратов статинов (аторвастатина и розувастатина). В последующие годы (2010-2016 гг.) в аптеках появилось только два оригинальных препарата исследуемой группы - Ливазо (питаваста-тин) и Омакор (гиполипидемический препарат Омега-3 жирных кислот), в основном же ассортимент расширялся за счет дженериков. В настоящее время крупные волгоградские сетевые аптеки располагают практически всеми имеющимися у дистрибьюторов ГЛП, что в целом говорит о востребованности группы, однако ассортимент ГЛП небольших аптек оставляет желать лучшего - отсутствует ряд препаратов, особенно в высоких дозировках и больших фасовках (по 84, 90, 100 таблеток). Причина этого - недостаток свободных средств и опасения руководителей аптек по поводу того, что препарат так и не будет реализован до окончания срока годности. Система «предзаказа» (приобретения у дистрибьютора дорогостоящих лекарств только по запросу конкретного покупателя) широко используется в небольших аптеках, однако в условиях жесткой конкуренции, чаще всего, больные имеют возможность приобрести требуемый препарат в другой, более крупной аптеке, располагающей широким ассортиментом лекарственных препаратов. При этом аптека, отказавшая препарат, теряет и прибыль, и лояльного покупателя. Данный факт делает актуальной разработку оптимального ассортиментного портфеля ГЛП для аптек Волгоградской области, обеспечивающего бездефектурный отпуск препаратов данной группы.
Анализ динамики потребления ГЛП в 2016 году показал, что верхние строки рейтинга продаж в натуральном выражении (по количеству упаковок) в 2016 году занимают отечественные препараты аторвастатина, Торвакард (Чешская Республика), никотиновая кислота в ампулах и таблетках (Россия), розувастатин отечественных производителей, Аторис (Словения), и симвастатин (различные производители). Аторвастатин и розувастатин имеют доступную цену, что, с одной стороны, делает липидснижающую терапию статинами доступной различным категориям больных, а с другой стороны, ставит на повестку дня вопрос о биоэквивалентности и безопасности данных препаратов. Препараты никотиновой кислоты находятся на третьем месте рейтинга в связи с широким спектром применения (в составе
комбинированной терапии сердечно-сосудистых и других заболеваний) и, несмотря на наличие выраженных побочных эффектов, до сих пор активно назначаются врачами региона [4]. Свойство никотиновой кислоты расширять сосуды и улучшать микроциркуляцию нашло широкое применение в профессиональной и домашней косметологии. Достаточно часто раствор никотиновой кислоты отпускается фармацевтическими специалистами без рецепта врача, что в корне неверно, тем не менее, потребление данного препарата продолжает расти (за исследуемый период прирост продаж в натуральном выражении составил 15,58%). Середину рейтинга занимают дженерические препараты статинов (аторвастатина, розувастатина, симвастатина). Самые низкие продажи в натуральном выражении в 2016 г. были у комбинированных препаратов, фибратов, препаратов эзетимиба и некоторых дженериков симвастатина.
С 2013 по 2016 г. прирост продаж в натуральном выражении в розничном звене наблюдался практически у всех препаратов аторвастатина (в 2016 г. - 7 ТН в наличии в исследуемых аптеках) и розувастатина (в 2016 г. - 10 ТН в наличии). Так, продажи аторвастатина (различных производителей) за исследуемый период выросли на 38,23%, Торвакарда - на 20,00%, Аториса - на 58,78%. Анализ потребления дженерических препаратов розувастатина показал еще более значительный, чем у аторвастатина, прирост продаж в натуральном выражении, например, Розукард - 247,55%, Акорта -325%; Розулип - 142,71%, Роксера - 72,92%. Кроме того, с
2013 г. в аптеках появились новые дженерики Розувастатина (Розувастатин-Изварино, Розувастатин-СЗ, Розарт, Сувар-дио, Розистарк), обладающие на сегодняшний день пониженным или непредсказуемым спросом. Одновременно с вышесказанным в анализируемый период наблюдалось падение продаж практически у всех препаратов симвастатина (в 2016 г. - 9 ТН в наличии в исследуемых аптеках). Вероятно, это связано с переходом врачей-терапевтов и врачей-кардиологов региона на назначение более современных и эффективных препаратов аторвастатина и розувастатина. Полученные данные прироста (или падения) продаж ГЛП за четыре года лишь частично согласуются с данными российского рейтинга продаж ГЛП в натуральном выражении за 2016 год, опубликованного маркетинговым агенством DSM Group. Это говорит о наличии своей, специфической для региона, структуры потребления ГЛП, во многом обусловленной предпочтениями лечащих врачей Волгоградской области.
На следующем этапе исследования группа ГЛП была структурирована по продажам, по доле в валовом доходе (ВД) аптеки, по скорости реализации (СР), по величине маркетингового потенциала (МП). Были определены лидирующие группы гиполипидемических препаратов и отдельные торговые наименования-лидеры внутри самих групп. Доля ГЛП в валовом товарообороте 18 исследуемых аптек в стоимостном выражении в 2016 году в среднем составила около 1,73%. В целом за исследуемый период наблюдается тенденция роста удельного веса группы ГЛП в структуре продаж анализируемых аптек (1,22% - в 2013 г.; 1,33% - в
2014 г., 1,48% - в 2015 г.; 1,73% - в 2016 г.). Этот факт следует рассматривать как благоприятный, свидетельствующий об увеличении потребления препаратов группы.
В результате мониторинга данных розничных продаж был определен средний удельный вес отдельных групп ГЛП в
▲1
SSM
товарообороте анализируемых аптек в 2016 году. Наибольший удельный вес, как и ожидалось, имели препараты группы «Статины» (1,41%). Доля остальных групп в общем товарообороте исследуемых аптек очень мала и суммарно составляет лишь 0,30%. Доля лекарственного препарата в валовом доходе аптеки определяется долей проданных (уже с торговой наценкой) ГЛП. Согласно приведенной выше матрице, по влиянию на валовый доход аптек ГЛП распределились следующим образом: группа А1 - 3,12%, группа А2 -12,50%; группа A3 - 15,63%, группа В - 31,25% и группа С -37,50%. Таким образом, большинство наименований ГЛП по влиянию на валовый доход относится к группам В и С (низкая и очень низкая доля в ВД исследуемых аптек).
Ассортимент ГЛП по скорости реализации (средние продажи ГЛП в аптеке в день в натуральном выражении) показал, что повышенным спросом обладает только один препарат из 35 торговых наименований, имеющихся в исследуемых аптеках, - Аторвастатин различных производителей. В целом 31,42% ГЛП относятся к группе с высокой и умеренной скоростью реализации (повышенный и умеренный спрос); 14,29% препаратов имеют замедленную скорость реализации и более половины препаратов группы (54,29%) обладают очень низкой скоростью реализации или непредсказуемым спросом. Таким образом, анализ аптечного ассортимента по СР дает необходимые сведения для оптимизации формирования товарных запасов с позиций исключения затоваривания и снижения их стоимости, с одной стороны, а с другой, исключения дефектуры и отказов. Кроме того, градация по СР позволяет разрабатывать тактику закупок с учетом более эффективного использования собственных и заемных оборотных средств.
По величине маркетингового потенциала ГЛП распределились следующим образом: очень высокий МП (I) - нет препаратов; высокий МП (II) - 3,03% препаратов; средний МП (III) - 9,09%; низкий МП (IV) - 18,18%; очень низкий МП (V) - 69,7%. Эффективность использования оборотных средств определяется не только наценкой, но и способом формирования товарного запаса, от которого зависит оборачиваемость средств. При формировании товарного ассортимента I группы можно получить самый высокий доход и самую высокую эффективность использования оборотных средств. Однако, в 2016 году нет ГЛП с очень высоким МП, так как единственный препарат (Крестор), имеющий долю в ВД больше 0,25% (группа А1), обладает низкой скоростью реализации (IV). Высокий МП имеет только Аторвастатин отечественных производителей (A2-II). На российском рынке данный препарат занимает первую строчку рейтинга по объему продаж в упаковках и пятое место по объему продаж в денежном выражении. Формирование товарного запаса на Аторвастатин, имеющий высокую скорость реализации, необходимо осуществлять по формуле «2+1», то есть запасы формируются на три дня, но пополняются каждые два дня (например, понедельник, среда, пятница). Средний МП (III) имеют лишь 9,09% ГЛП из присутствующих в волгоградских аптеках, а именно три препарата: Крестор (A1-IV), Торвакард (A2-III) и Овенкор (A2-III). Эти наименования имеют умеренную скорость реализации, но существенно влияют на товарооборот (группа A), поэтому запасы в аптеке по данным позициям рекомендуется формировать по формуле «5+3», то есть на 8 дней,
чтобы увеличить резервный запас и избежать дефектуры и отказов. Остальные 87,9% наименований ГЛП имеют низкий (18,2%) и очень низкий (69,7%) маркетинговый потенциал. Эти наименования либо не пользуются спросом, либо дают невысокий доход при реализации. Они будут обеспечивать и более низкую эффективность использования оборотных средств. Тем не менее, для сохранения положительного имиджа аптечной организации, во избежание отказов и потери лояльных покупателей они должны быть в наличии в аптеке в минимально возможном количестве (1-2 упаковки). Оптимальным для данных наименований является схема заказа «10+4» из расчета 1-2 упаковки в месяц. Необходимо учитывать, что МП лекарственного препарата не является постоянной величиной и может меняться в зависимости от стадии его жизненного цикла, рекламной политики фирмы-производителя, образовательных мероприятий, проводимых с фармацевтическими специалистами и врачами. Новый лекарственный препарат при условии активного его продвижения может за довольно короткое время стать узнаваемым, потребление его вырастет и это приведет к переходу в группу с более высоким МП.
Заключение
Структурирование гиполипидемических препаратов по маркетинговому потенциалу позволяет сконцентрировать внимание на позициях, дающих максимальный экономический эффект, более эффективно управлять аптечным ассортиментом и повысить рентабельность и оборачиваемость затраченных средств. При этом необходимо коммерческие характеристики ГЛП соотносить с такими показателями, как терапевтическая эффективность и безопасность. Наличие в аптечной организации оптимального по широте и глубине ассортиментного портфеля ГЛП, позволяющего осуществлять бездефектурный отпуск запрашиваемых препаратов и исключающего затоваривание, с учетом того, что терапия ГЛП длится много лет, позволит аптеке приобрести лояльных покупателей, осуществляющих многолетнюю ги-полипидемическую терапию. Учитывая расширение сфер применения ГПЛ, а также непрерывный рост числа джене-рических препаратов с доступной ценой, можно прогнозировать дальнейшее увеличение доли ГЛП в структуре продаж аптечных организаций Волгоградской области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аронов Д.М., Лупанов В.П. Атеросклероз и коронарная болезнь сердца. М.: Триада-Х, 2009. 248 с.
Aronov D.M., Lupanov V.P. Ateroskleroz i koronarnaya bolezn' serdtsa. M.: Triada-X, 2009. 248s.
2. Евдокимова А.А., Мамедов М.Н., Шальнова С.А. Оценка распространенности факторов риска в случайной городской выборке мужчин и женщин. Профилактическая медицина. 2010. № 2. С. 3-8.
Yevdokimova A.A., Mamedov M.N., Shal'nova S.A. Otsenka rasprostranennosti faktorov riska v sluchaynoy gorodskoy vyborke muzhchin i zhenshchin. Profilakticheskaya meditsina. 2010. № 2. S. 3-8.
3. Князева Ю.С, Тюренков И.Н. Рынок гиполипидемических средств: клиническая эффективность, критерии безопасности и перспективы применения новых лекарственных препаратов для лечения дислипидемий. Ремедиум. 2016. № 9. С. 28-34.
Knyazeva Yu.S, Tyurenkov I.N. Rynok gipolipidemicheskikh sredstv: klinicheskaya effektivnost', kriterii bezopasnosti i perspektivy primeneniya novykh lekarstvennykh preparatov dlya lecheniya dislipidemiy. Remedium. 2016. № 9. S. 28-34.
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
4. Князева Ю.С. Предпочтения и информированность врачей-терапевтов и врачей-кардиологов при назначении гиполипидемических лекарственных препаратов. Вестник ВГУ. Серия: Химия. Биология. Фармация. 2017. № 2. С. 124-127.
Knyazeva Yu.S. Predpochteniya i informirovannost' vrachey-terapevtov i vrachey-kardiologov pri naznachenii gipolipidemicheskikh lekarstvennykh preparatov. Vestnik VGU. Seriya: Khimiya. Biologiya. Farmatsiya. 2017. № 2. S. 124-127.
5. Государственный реестр лекарственных средств [Электронный ресурс] URL: http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx (дата обращения: 04.03.2016).
Gosudarstvennyy reyestr lekarstvennykh sredstv [Elektronnyy resurs] URL: http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx (data obrashcheniya: 04.03.2016).
6. Князева Ю.С. Осведомленность фармацевтических специалистов Волгоградского региона о гиполипидемических лекарственных препаратах. Вестник ВолгГМУ. 2016. № 2. С. 36-40.
Knyazeva Yu.S. Osvedomlennost' farmatsevticheskikh spetsialistov Volgo-gradskogo regiona o gipolipidemicheskikh lekarstvennykh preparatakh. Vestnik VolgGMU. 2016. № 2. S. 36-40.
7. Мишенко М.А., Кононова С.В. Анализ факторов, влияющих на приверженность к гиполипидемической терапии. Медицинский альманах. 2014. № 1. С. 95-98.
Mishenko M.A., Kononova S.V. Analiz faktorov, vliyayushchikh na priverzhennost' k gipolipidemicheskoy terapii. Meditsinskiy al'manakh. 2014. № 1. S. 95-98.
8. Тюренков И.Н., Горшунова Л.Н. Оценка маркетингового потенциала аптечного ассортимента. Новая аптека. 2006. № 7. С. 53-57.
Tyurenkov I.N., Gorshunova L.N. Otsenka marketingovogo potentsiala aptechnogo assortimenta. Novaya apteka. 2006. № 7. S. 53-57.
9. Тюренков И.Н., Горшунова Л.Н. Товарная политика и управление ассортиментом аптечных организаций: учеб. пособие. Волгоград. 2007. 116 с.
Tyurenkov I.N., Gorshunova L.N. Tovarnaya politika i upravleniye assortimentom aptechnykh organizatsiy: ucheb. posobiye. Volgograd. 2007. 116 s. \
УДК: 615.011.4:615.038:544.77.03
Код специальности ВАК: 14.04.01
ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПЛАСТИН ЛЕКАРСТВЕННЫХ НА ОСНОВЕ БИОДЕГРАДИРУЕМЫХ КРИОСТРУКТУРИРОВАННЫХ ПОЛИМЕРОВ
Н.А. Ковязина,
ФГБОУ ВО «Пермская государственная фармацевтическая академия»
Ковязина Наталья Анатольевна - e-mail: natanat.k@mail.ru
Дата поступления 19.06.2017
Проблема лечения ран и раневой инфекции определяет не только клиническое, но и социальное значение. Этиологически обоснованным подходом к раневой терапии является использование пластин лекарственных с иммобилизированными лекарственными средствами. Терапевтическую эффективность пластин лекарственных определяют биофармацевтические параметры полимеров. В статье отражены результаты исследований физико-химических свойств криоструктурированных биодеградируемых полимеров по показателям физиологичности, паропроницаемости, адгезии и степени абсорбции. Скрининг с использованием функции желательности Харрингтона показал, что наиболее перспективными для получения пластин лекарственных являются композиции на основе желатина аэрированного, коллагена, метилцеллюлозы и натрий-карбоксиметилцеллюлозы.
Ключевые слова: пластины лекарственные, лиофилизация, адгезия,
абсорбция, паропроницаемость.
The problem of treatment of wounds and wound infection determines not only clinical, but also social value. An etiologically based approach to wound therapy is the use of medicinal plates with immobilized drugs. The therapeutic efficacy of medicinal plates determines the biopharmaceutical parameters of polymers. The article features the results of the researched physico-chemical properties of the cryostructural biodestroyed polymers in terms of physiology, vapour permeability, adhesion and absorption. The use of the Harrington desirability function screening has shown that the following compositions based on aerated gelatin, collagen, methyl cellulose and sodium carboxymethyl cellulose are most promising for the medicinal plates preparation.
Key words: medicinal plates, lyophilization, adhesion, absorption, vapour permeability.
Введение
Проблема восстановления обширных раневых дефектов в результате травм, ожогов, послеоперационных вмешательств была и остается одной из самых актуальных в современной медицине. В настоящее время число обожженных пациентов за год в РФ составляет в среднем 120 тыс. человек [1], а с гнойно-воспалительными заболеваниями мягких тканей - до 70% больных хирургического профиля [2]. Эти данные свидетельствуют об актуальности и нерешенности проблемы лечения длительно незаживающих ран, приобретающей все большую социальную и экономическую значимость.
В настоящее время активно внедряются в клиническую практику раневые покрытия с иммобилизированными лекарственными средствами растительного, химико-фармацевтического и биологического происхождения, позволяющими сочетать воздействие на рану полимерной основы и местную медикаментозную терапию [3]. Пластины лекарственные (Lamina medicinalis) - твердая лекарственная форма, представляющая собой пластину определенного размера, состоящую из основы и равномерно распределенного в ней действующего вещества (веществ), предназначенную для накладывания на раневую поверхность