Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
427
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ПОДРОСТКИ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Н.П., Булычева Е.В., Сетко И.А.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте становится акутальной проблемой в настоящее время. В этой связи возникает необходимость ее раннего выявления и коррекции. В статье приведены данные о том, что умеренная степень выраженности индекса агрессивности у учащихся формировалась за счет сильной степени выраженности вербальной агрессии (74,8 ± 1,29 балла) и умеренной степени выраженности физической агрессии (52,6 ± 1,04 балла) и раздражения (36,5 ± 0,94 балла). У подростков определена трансформация агрессии в период от 11 до 17 лет за счет смены одних форм агрессии, таких как физическая агрессия, обида, подозрительность, аутоагрессия, на другие, более социализированные - косвенную, вербальную, раздражение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко Н.П., Булычева Е.В., Сетко И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF AGGRESSION IN MODERN STUDENTS OF DIFFERENT AGE GROUPS

Aggressive behavior in adolescence is becoming an acute problem now. In this regard, there is a need for its early detection and correction. The article presents data that the moderate severity of the aggressiveness index in students was formed due to a strong degree of verbal aggression (74.8 ± 1.29 points); and a moderate degree of physical aggression (52.6 ± 1.04 points) and irritation (36.5 ± 0.94 points). In adolescents, the transformation of aggression was determined in the period from 11 to 17 years due to the change of some forms of aggression, such as physical aggression, resentment, suspicion, autoagression to other more socialized indirect, verbal, irritation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП»

УДК [159.913:613.86]-053.5 Н. П. СЕТКО, Е. В. БУЛЫЧЕВА, И. А. СЕТКО

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России N. P. SETKO, E. V. BULYCHEVA, I. A. SETKO

FEATURES OF THE FORMATION OF AGGRESSION IN MODERN STUDENTS OF DIFFERENT AGE GROUPS

FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health ofRussia

Резюме. Агрессивное поведение в подростковом возрасте становится акутальной проблемой в настоящее время. В этой связи возникает необходимость ее раннего выявления и коррекции. В статье приведены данные о том, что умеренная степень выраженности индекса агрессивности у учащихся формировалась за счет сильной степени выраженности вербальной агрессии (74,8 ± 1,29 балла) и умеренной степени выраженности физической агрессии (52,6 ± 1,04 балла) и раздражения (36,5 ± 0,94 балла). У подростков определена трансформация агрессии в период от 11 до 17лет за счет смены одних форм агрессии, таких как физическая агрессия, обида, подозрительность, ауто-агрессия, на другие, более социализированные — косвенную, вербальную, раздражение.

Ключевые слова: агрессия, подростки, школьники.

Summary. Aggressive behavior in adolescence is becoming an acute problem now. In this regard, there is a need for its early detection and correction. The article presents data that the moderate severity of the aggressiveness index in students was formed due to a strong degree of verbal aggression (74.8 ± 1.29 points); and a moderate degree of physical aggression (52.6 ± 1.04points) and irritation (36.5 ± 0.94 points). In adolescents, the transformation of aggression was determined in the period from 11 to 17 years due to the change of some forms of aggression, such as physical aggression, resentment, suspicion, autoagression to other more socialized indirect, verbal, irritation.

Key words: aggression, teenagers, school children.

Агрессия как свойство личности, так и приобретенное качество в результате социализации основана на биологически адаптивных механизмах, является актуальной проблемой современного общества [1-2]. В условиях трансформирования психики в подростковом возрасте при действии комплекса факторов его жизнедеятельности проблема агрессивного поведения учащихся становится особенно актуальной вследствие того, что она может рассматриваться как фоновое явление агрессивной преступности в будущем [3-4].

Цель исследования — особенности формирования агрессии у современных подростков различных возрастных групп.

Материалы и методы. Исследование агрессии проведено у 600 подростков по методике А. Басса и А. Дарки (1957) в модификации А. К. Осницкого (1998) с определением типа агрессии и степени ее выраженности по балльной системе с соблюдением принципов Хельсинкской

декларации Всемирной медицинской ассоциации в действующей редакции (Форталеза, 2013).

Статистический анализ полученных данных проводился с помощью табличных процессоров MS Excel и компьютерной программы Statistica 9. Программа SPSS (Statistical Package for the Social Sciences) в среде Windows XP. Для выявления статистически значимых различий в сравниваемых группах применялись параметрические методы (метод Стьюдента) с расчетом ошибки репрезентативности и коэффициента Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что суммарный индекс агрессивных реакций у учащихся составлял 88,1 ± 1,36 балла, средние значения которого соответствовали слабому уровню (рис. 1). Однако среди подростков слабый уровень данного показателя установлен лишь у 18,1 % обследованных, тогда как у 58,2 % подростков он был средней степени выраженности, а у 23,7 % подростков имел сильную степень выраженности (рис. 2). Суммарный индекс агрессивности у учащихся формировался за счет таких двух показателей, как индекс агрессивности, средние значения которого соотвествовали умеренной степени выраженности (54,6 ± 1,15 балла), и индекса враждебности, средние значения которого также соотвествовали умеренной степени выраженности (33,5 ± 1,09 балла). При этом сильная степень выраженности индекса агрессивности выявлена у каждого третьего подростка (33,7 %), а индекса враждебности у каждого десятого (14,4 %).

Суммарная балльная оценка индекса агрессивности у обследуемых подростков формировалась за счет сильной степени выраженности вербальной агрессии (74,8 ± 1,29 балла); умеренной степени выраженности физической агрессии (52,6 ± 1,04 балла); раздражения (36,5 ± 0,94 балла). При этом сильная степень выраженности установлена по показателю вербальной агрессии у каждого второго подростка (54,5 %), по показателю физической агрессии - у каждого пятого подростка (27,2 %) и по показателю раздражение - у каждого десятого подростка (17,4 %) (рис. 3).

Индекс враждебности у подростков формировался за счет подозрительности умеренной степени (37,0 ± 1,17 балла) и обиды слабой степени выраженности (30,2 ± 2,03 балла). Максимальный процент подростков по данным показателям имел среднюю степень выраженности -от 56,6 % обследованных по показателю обиды до 70,7 %

по показателю подозрительности; в то время как сильная степень выраженности по исследуемым показателям определена, соответственно, среди 11,7 % и 17,7 % подростков (рис. 4).

Для сравнительного анализа становления выраженности показателей агрессии у подростков были сформированы три возрастные группы 11-12 лет (5-6-й класс), 13-15 лет (7-9-й класс) и 16-17 лет (10-11-й класс) на основании учета литературных данных, что именно в этих

возрастных пределах формируются особенности психических состояний и учета типичности действия факторов жизнедеятельности [5]. С увеличением возраста от 11 лет к 17 годам градиентно уменьшается балльная оценка выраженности индекса враждебности с 38,5 ± 0,29 балла до 26,7 ± 0,19 балла, р < 0,05; и увеличивается индекс агрессивности с 38,9 ± 0,99 балла до 66,2 ± 0,52 балла, р < 0,05 и суммарного индекса агрессивных реакций с 79,5 ± 0,84 балла до 100,6 ± 0,57 балла, р < 0,05 (табл. 1).

20 60 № 100 120 Ш 160 150 200 220 240 260 Баллы

Степень выраженности агпессии: ш щ слабая ; * —ФутереннйЯ;

¡сильная

Рис. 1 - Интегральный показатель агрессивности у подростков (М ± т, баллы)

18,1 | | 58,2

Суммарный индекс агрессивных реакций

Индекс агрессивности

14,3

52,6

21,9

Индекс враждебности

63,7

23,7

33,1

14,4

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Рис. 2 - Процент подростков с учетом степени выраженности интегральных показателей агрессивности (%) 2,4 43,1 545

Вербальная агрессия Раздражение Физическая агрессия

21,8 60,9 17,4

19,1 53,7 27,2

0%

10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Рис. 3 - Процент подростков с учетом степени выраженности показателей индекса агрессивности (%)

12,2 70,7

17,7

Подозрительность Обида

31,7 56,6 11,7

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Рис. 4 - Распределение учащихся подросткового возраста в зависимости от степени выраженности показателей агрессии (%)

Таблица 1 - Показатели агрессивности учащихся подросткового возраста

Показатели агрессии Возрастные группы учащихся (период обучения) Все учащиеся

11-12 лет (5-6-й класс) 13-15 лет (7-9-й класс) 16-17 лет (10-11-й класс)

Физическая агрессия 78,5 ± 0,36 46,5 ± 0,25* 32,8 ± 0,31* 52,6 ± 0,25

Косвенная агрессия 24,6 ± 0,61 37,2 ± 0,37* 43,8 ± 0,41* 35,2 ± 0,39

Раздражение 38,1 ± 0,50 25,4 ± 0,59* 46,2 ± 0,42* 36,5 ± 0,50

Негативизм 30,6 ± 0,49 29,6 ± 0,39 25,3 ± 0,42 28,5 ± 0,18

Обида 35,9 ± 0,39 29,7 ± 0,33* 24,9 ± 0,27* 30,2 ± 0,89

Подозрительность 44,2 ± 0,54 40,9 ± 0,16 25,8 ± 0,36* 37,0 ± 0,65

Вербальная агрессия 70,1 ± 0,29 76,2 ± 0,18 78,1 ± 0,58* 74,8 ± 0,11

Аутоагрессия 73,1 ± 0,33 72,4 ± 0,65 65,4 ± 0,28* 70,3 ± 0,42

Индекс враждебности 38,5 ± 0,29 35,3 ± 0,32 26,7 ± 0,19* 33,5 ± 0,32

Индекс агрессивности 38,9 ± 0,99 59,6 ± 0,48* 66,2 ± 0,52* 54,6 ± 0,92

Суммарный индекс агрессии 79,5 ± 0,84 84,2 ± 0,65* 100,6 ± 0,57* 88,1 ± 0,83

Примечание — * - р < 0,05 при сравнении данных возрастных групп с данными 11-12-летних учащихся.

Снижение индекса враждебности было обусловлено достоверным уменьшением у учащихся от 11 лет к 16-17 годам показателя обиды с 35,9 ± 0,39 балла до 24,9 ± 0,27 балла (р < 0,05) и подозрительности с 44,2 ± 0,54 балла до 25,8 ± 0,36 балла (р < 0,05). Увеличение индекса агрессии у учащихся к 16-17 годам было связано с достоверным увеличением раздражительности с 38,1 ± 0,50 балла до 46,2 ± 0,42 балла (р < 0,05) и вербальной агрессии с 70,1 ± 0,29 балла до 78,1 ± 0,58 балла (р < 0,05).

При этом показатель физической агрессии у учащихся к 16-17 годам достоверно снижался с 78,5 ± 0,36 балла до 32,8 ± 0,31 балла (р < 0,05); а уровень косвенной агрессии увеличивался с 24,6 ± 0,61 балла до 43,8 ± 0,41 балла (р < 0,05). Дополнительно, у учащихся к 16-17 годам отмечалось достоверное снижение аутоагрессии с 73,1 ± 0,33 балла до 65,4 ± 0,28 балла (р < 0,05).

В этой связи у учащихся от 11 до 17 лет выявлено увеличение числа подростков с сильной степенью выражен-

Рис. 5 - Удельный вес учащихся подросткового возраста с сильной степенью выраженности показателей агрессии

ности косвенной агрессии в 3,3 раза; раздражения - в 2,8 раза; вербальной агрессии - в 1,5 раза на фоне снижения числа учащихся с сильной степенью выраженности физической агрессии в 1,4 раза; обидой - в 2,2 раза; подозрительности - в 2,6 раза и аутоагрессии - в 1,7 раза. При этом к 17 годам уменьшилось число учащихся с сильной степенью выраженности индекса враждебности в 2,4 раза на фоне увеличения числа учащихся с сильной степенью выраженности индекса агрессии в 1,4 раза и суммарного индекса агрессивных реакций в 1,3 раза (рис. 5).

Выводы. У каждого пятого подростка определен сильной степени выраженности суммарный индекс агрессивности, который формировался за счет сильной степени выраженности индекса агрессии у каждого третьего подростка и индекса враждебности у каждого десятого подростка. От 11 к 17 годам у подростков отмечено увеличение от 1,2 до 1,7 раза выраженности косвенной агрессии и раздражения на фоне снижения выраженности физической агрессии в 2,9 раза; подозрительности - в 1,7 раза и обиды - в 1,4 раза. Это особо актуально, поскольку у определенной категории учащихся в школе

УДК 616.379-008.64-053.2-082

агрессия развивается и трансформируется в устойчивое личностное качество, которое при неблагоприятных социальных условиях приводит к резкому росту уровня антисоциальных проявлений и, как следствие, к повышению социальной напряженности в обществе [6]. __Литература:_

1. Левандовская, Л. В. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте / Л. В. Левандовская. -Текст : электронный // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 1. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75039.htm (дата обращения: 28.05.2021).

2. Иванова, А. Д. Психолого-педагогическое исследование тендерных различий агрессивности подростков / А. Д. Иванова, Д. Ф. Шамсутдинова. - Текст : непосредственный // Здоровье и образование в XXI веке. - 2016. - Т. 15 (11). - С. 87-90.

3. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведер ния подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. - Москва : Просвещение, 2003. - 38 с. - Текст : непосредственный.

4. Вишневецкий, К. В. Вербальная агрессия как фоновое явление агресф сивной преступности / К. В. Вишневецкий. - Текст : непосредственК ный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - № 1. - С. 109-113.

5. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 940 с. - Текст : непосредственный.

6. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина. - Москва, 1998. - 158 с. - Текст : непосредственный.

С. Б. ЧОЛОЯН1, А. К. ЕКИМОВ1, О. Г. ПАВЛОВСКАЯ2, М. В. ШЕЕНКОВА2, Н. С. МОЛОДЦОВ1, Е. Н. БАЙГАЗИНА1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОБЩЕННОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕЧЕНИЕМ В КРУГЛОСУТОЧНОМ СТАЦИОНАРЕ

1 - ГАУЗ «Областная детская клиническая больница»

2 - ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

S. B. CHOLOYAN1, A. K. EKIMOV1, O. G. PAVLOVSKAYA2, M. V. SHEENKOVA2, N. S. MOLODTSOV1, E. N. BAYGAZINA1

USING THE GENERALIZED PROCESS TO MANAGE TREATMENT IN A 24-HOUR HOSPITAL

1 - SAHCI «Regional Children's Clinical Hospital»

2 - FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health ofRussia

Резюме. Представлены результаты применения обобщенного процесса для управления лечением 147 детей с ин-сулинозависимым сахарным диабетом с неврологическими осложнениями (E10.4). Проведен анализ последовательности и числа работ, связанных с лечебно-диагностическими мероприятиями. Сформирована система мониторинга лечащего врача и заведующего отделением за обследованием и лечением пациента с использованием справочников и информационной системы в нотации ARIS eEPC.

Ключевые слова: процессный подход, управление медицинской организацией, медицинские информационные системы, лечение сахарного диабета у детей, метод ориентированных деревьев с оценками, математическое моделирование.

Summary. The results of the application of the generalized process to manage the treatment of 147 children with insulin-dependent diabetes mellitus with neurological complications (E10.4) are presented. The analysis of the sequence and number of works related to medical and diagnostic measures has been carried out. A system for monitoring the attending physician and the head of

the departmentfor the examination and treatment ofa patient has been formed using reference books and an information system in the ARIS eEPC notation.

Key words: process approach, management of a medical organization, medical information sy£ems, treatment of diabetes mellitus in children, method of oriented trees with e£imates, mathematical modeling.

Применение современных подходов к управлению в медицинских организациях (МО), внедрение информационных технологий, использование современных математических методов анализа и моделирования позволяют более эффективно решать практические задачи. Одним из видов подходов к управлению является процессный [2, 3, 6]. Для производственных процессов МО (профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных и иных процессов) характерно то, что входные и выходные параметры работ имеют определенную вариабельность. При описании классического процесса в нотации ARIS eEPC после каждого события идет определенная функция (работа) [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.