Суицидология и аддиктология
приходится на препубертатный период, что объясняется присутствием в клинической картине практически у всех детей с органическими поражениями головного мозга гипердинамической симптоматики. В исследуемой подгруппе лиц с органическими расстройствами личности 70% подростков воспитывались в неполной семье, 23% из них были сиротами, жили в условиях интерната или с другими родственниками. В семьях преобладали формальные (в 38% случаев) и конфликтные отношения (32%). Дети воспитывались в условиях безнадзорности (23%), гипоопеки (38%), жестких взаимоотношений (20%). В 49% случаев родители в семье алкоголизировались, в 3% - принимали наркотики, в 6% - имели криминальный опыт, были судимы. В подгруппе испытуемых с легкими когнитивными расстройствами 62% подростков воспитывались в неполных семьях, 43% из них были сиротами. В 46% отмечались формальные, в 30% конфликтные семейные отношения, воспитание по типу безнадзорности, гипоопеки, жестких взаимоотношений выявлены в 22%, 27% и 27%, соответственно. В 46% случаев родители злоупотребляли спиртными напитками, в 3% - употребляли наркотики, 11% родителей были судимы. В подгруппе лиц с органической деменцией 64% подростков росли в неполной семье, 43% из них - сироты, формальные семейные отношения отмечались в 36%, конфликтные - в 45% случаев, воспитание по типу безнадзорности, гипоопеки, жестких взаимоотношений определялись в 27%, 185 и 36% соответственно. В 55% случаев родители алкоголизировались, в 27% привлекались к уголовной ответственности за различные преступления. Нарушение структуры и функции семьи, асоциальное поведение родителей и т.д., способствуют сближению этих подростков с асоциальной компанией, формированию делинквентного стиля жизни. В группе с органическими расстройствами личности наибольший процент привлечения к уголовной ответственности приходится на возраст 14 лет, у лиц с органической деменцией - на возраст 15 лет, а у подростков с легкими когнитивными нарушениями -в равной мере на 14 и 15 лет. Обращает на себя внимание более широкий возрастной диапазон совершения уголовно наказуемых деяний в группе с органическими расстройствами личности. Это обусловлено нарастающей социальной дезадаптацией, подростки прекращают учиться, ничем не заняты (26% подростков на момент совершения правонарушения имели работу), начинают алкоголизироваться (72%), переходят от употребления токсических веществ (51%) к наркотикам (26%) [5, 6]. Испытуемые с легкими когнитивными нарушениями лишь в 19% случаев были трудоустроены, 68% - алкоголизировались, причем 72% из них - злоупотребляли спиртными напитками, в 35% случаев подростки употребляли токсические вещества, в 5% - наркотики, что и определяет стабильно высокие цифры совершения правонарушений в указанной группе в возрастном диапазоне от 13 до 17 лет. В то же время дементные испытуемые к 16-18 годам были трудоустроены (45%), прекращали прием токсических веществ (37%), «выпадали» из асоциальных подростковых группировок [7, 8].
Выводы. Проведенный анализ позволил выявить факторы, вызывающие формирование делинквентного поведения и механизмы совершения правонарушения у подростков с различными клиническими формами органического расстройства личности потомков лиц, пострадавших в результате радиационных инцидентов на Южном Урале.
Литература:
1. Буйков В.А., Колмогорова В.В., Буртовая Е.Ю. Динамика личностных изменений у облученных в отдаленные периоды после Южно-уральских радиационных аварий // Вестник Южно -Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2009. - № 20 (153). - С. 133-136.
2. Колмогорова В.В., Буйков В.А., Полецкий В.М. Исследование уровня тревоги и депрессии у жителей, проживающих на радиоактивно-загрязнённых территориях ВУРСА // Академический журнал Западной Сибири. - 2013. - Том 9, № 2. - С. 30-31.
3. Колмогорова В.В., Полецкий В.М. Невротизация пострадавших вследствие аварии 1957 г. на ПО «МАЯК» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча // Академический журнал Западной Сибири. - 2013. - Том 9, № 3. - С. 87-87.
4. Колмогорова В.В., Полецкий В.М. Клинические проявления астенического синдрома у пострадавших после радиационных аварий на Южном Урале // Академический журнал Западной Сибири. - 2014. - Том 10, № 1 (50).
5. Колмогорова В.В., Полецкий В.М. Анализ клинических вариантов хронического ПТСР у облучённого населения Южного Урала // Академический журнал Западной Сибири. - 2013. - Том 9, № 4. - С. 76-76.
6. Полецкий В.М., Колмогорова В.В. Анализ клинических вариантов хронического ПТСР у облучённого населения Южного Урала // Академический журнал Западной Сибири. - 2013. - Том 9, № 4. - С. 76.
7. Полецкий В.М., Колмогорова В.В. Формирование суицидального поведения у пациентов с посттравматическими изменениями личности на радиоактивно-загрязнённых территориях ВУРСА // Тюменский медицинский журнал. - 2013. - Том 15, № 3. - С. 6.
8. Полецкий В.М., Колмогорова В.В. Варианты непсихотических нейропатических синдромов органических расстройств // Академический журнал Западной Сибири. - 2013. - Том 9, № 4. - С. 83.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ПСИХООРГАНИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ ИОНИЗИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ
Л.П. Барковская
ОКС психоневрологическая больница № 1, г. Челябинск E-mail автора: [email protected]
У 150 подростков аддиктивное, подвергшихся воздействию ионизирующих факторов, обнаруживался психоорганический синдром, отмечалось аддиктивное поведение, приводящее к общественно опасным действиям.
Ключевые слова: аддиктивное поведение, психоорганический синдром, воздействие ионизирующих факторов, профилактика.
Аддиктивное поведение, приводящие к общественно опасным действиям подростками, подвергшихся воздействию ионизирующих факторов в результате радиационных инцидентов на Южном Урале, остаются одной из важнейших проблем общей и судебной психиатрии, прежде всего в плане профилактики. Для обоснования мер предупреждения аддиктивно-
Том 16, № 1, 2014 Тюменский медицинский журнал
33
Суицидология и аддиктология
го поведения необходим анализ как психопатологических, мотивационных сторон поведения пациентов, так и оценка роли макро- и микросоциальных факторов, влияющих на общественно опасные действия [1, 2].
Цель исследования: анализ влияния взаимодействующих факторов - ситуации, личности, индивидуальных психических предпосылок, средовых и групповых влияний на формирование аддиктивных тенденций у несовершеннолетних испытуемых с психоорганическим синдромом [3, 4].
Материал и методы.
Анализируемую группу составили 150 подростков с органическими расстройствами личности в возрасте от 14 до 18 лет, совершивших преступления против личности (ст. 105,111, 132, 213 УК РФ).
Основным методом исследования являлся клинико-психопатологический анализ, дополненный результатами патопсихологического исследования: методики Векслера, ПДО, УНП, тест Люшера.
Результаты и обсуждение.
У всех 150 подростков (100%) клиническая картина определялась наличием легкого психоорганического синдрома, критериями которого являлись: нарушения познавательной деятельности, связанные со снижением интеллекта, низкий уровень обобщения, конкретность ассоциаций, трудность установления логических связей и отношений (вербальных и наглядно-образных); обстоятельность суждений, инертность мыслительных действий; нарушение мнестических процессов; нарушение умственной работоспособности.
У 84 испытуемых (56%) определена низкая норма интеллектуальных возможностей, интеллект 48 испытуемых (32%) соответствовал зоне «пограничной» между низкой нормой и умственным дефектом, у 18 подростков (12%) выявлен лёгкий умственный дефект. 126 подростков (84%) обучались по программе массовой школы, у 18 из них после начальной школы отмечалось снижение успеваемости. Практически все подростки в целом были достаточно хорошо ориентированы в привычных жизненных вопросах. Однако при возникновении субъективно сложных проблем и аффективно насыщенных ситуаций проявлялись присущие им эмоциональная неустойчивость, преимущественно с реакциями раздражения, вспыльчивостью, недостаточными ресурсами интеллектуально-волевого самоконтроля поведения и т.д. У 72 испытуемых (48%) при патопсихологическом исследовании выявлен неустойчивый характерологический тип, в 54 случаях (36%) - возбудимый, эксплозивный тип, у 24 подростков (16%) отмечен тормозимый радикал личности. Деформации личности в сторону аддиктивного поведения способствуют многообразные социальные условия, из которых наибольшее значение имеют особенности воспитания: отсутствие контроля со стороны родителей, отрицательный психологический климат в семье, неспособность и нежелание родителей привить ребенку нравственно-этические ценности и выработать социально-положительные ориентиры. Кроме этого у всех обследуемых подростков родители, являлись пострадавшими в результате радиационных инцидентов на Южном Урале и имели официальный статус «пострадавшего» [5, 6]. У 84 человек (56%) наследственность
отягощена алкоголизмом родителей, в 12 случаях (8%) - сочетанием алкоголизма и психической патологии. 24 подростка (16%) воспитывались в деформированной семье с наличием отчима, 54 (36%) - в неполной семье с отсутствием отца, 12 (8%) - в связи с отсутствием родителей воспитывались другими родственниками. 132 подростка (88%) воспитывались в условиях гипоопеки и безнадзорности. Таким образом, нарушение структуры и функции семьи, асоциальное поведение родителей, их конфликтность и жестокость по отношению к детям, и т.д. способствуют к сближению этих подростков с асоциальной компанией, формированию «криминогенных установок», аддиктивному поведению и нарушению психосоциальной адаптации.
В 108 случаях (72%) правонарушение носило групповой характер. 78 подростков (52%) в момент инкриминируемого им деяния находились в состоянии алкогольного опьянения. Ведущим мотивом совершенного деяния служило стремление к самоутверждению внутри группы 114 человек (76%) [7, 8].
В ы в о д ы . Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что противоправное поведение определяется ни одним каким-то фактором, а взаимосвязанным комплексом личностных особенностей, ведущей психопатологической симптоматики, средовых и групповых влияний. Поэтому экспертный анализ и оценка должны осуществляться с позиций системного подхода. Соблюдение этого принципа позволит предупредить возможное искажение экспертных выводов, оградит экспертов от переоценки отдельных звеньев процесса регуляции поведения.
Литература:
1. Буйков В.А., Колмогорова В.В. Анализ клинико - психологического статуса в отдаленном периоде радиационного воздействия // Вестник Южно - Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2011. - № 42 (259). - С. 69-72.
2. Буртовая Е.Ю., Буйков В.А., Аклеев А.В., Колмогорова В.В. Особенности аффективных расстройств на органической почве у населения в отдаленные периоды в зоне радиационных инцидентов на Южном Урале // Вестник Южно - Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2006. - № 3-1. - С. 112-118.
3. Колмогорова В.В., Буйков В.А., Аклеев А.В. Отдаленные психические расстройства у пострадавших в результате радиационных инцидентов на Южном Урале и у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС (монография). - Москва, 2006. - С. 112-128.
4. Колмогорова В.В., Буйков В.А. Эмоциональные расстройства у пострадавшего населения с органическими проявлениями после радиационных аварий на Южном Урале // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2013. - № 5 (80). - С. 58-61.
5. Колмогорова В.В., Полецкий В.М. Эффективность реабилитационно-восстановительных программ у облученных в, результате Южноуральских аварий с невротическими, связанными со стрессом, соматоформными, расстройствами // Вестник СМУС 74. Совет молодых ученых и специалистов. - Челябинск. - 2013. - № 1 (3). - С. 102-105.
6. Колмогорова В.В. Отдаленные психические расстройства у пострадавших в результате радиационных инцидентов на Южном Урале и у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС: Дисс ... канд. мед. наук. - Оренбург, 2003. - С. 77-79.
7. Полецкий В.М., Колмогорова В.В. Современная концепция резидуально-органических расстройств // Академический журнал Западной Сибири. - 2013. - Том 9, № 2. - С. 76.
8. Полецкий В.М., Колмогорова В.В. Варианты непсихотических нейропатических синдромов органических расстройств // Академический журнал Западной Сибири. - 2013. - Том 9, № 4. - С. 83.
34
Тюменский медицинский журнал Том 16, № 1, 2014