Научная статья на тему 'Особенности физиологической и психологической адаптации студентов на первых курсах в условиях первых недель учебного года по дисциплине «Физическая культура»'

Особенности физиологической и психологической адаптации студентов на первых курсах в условиях первых недель учебного года по дисциплине «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ / ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА / PHYSICAL CULTURE / ADAPTATION TO PHYSICAL STRESS THAT CAUSES INJURY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумов Сергей Борисович, Сыроваткина Ирина Анатольевна, Хвалебо Галина Васильевна

В данной статье затрагиваются аспекты адаптации учащихся в первые недели занятий физическими упражнениями. Не секрет, что, прибывая после каникул, и начиная изучение дисциплины в начале семестра, студенты далеко не всегда эффективно втягиваются в учебный процесс, что негативно сказывается на качестве усвоения дисциплины и может привести к травматизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумов Сергей Борисович, Сыроваткина Ирина Анатольевна, Хвалебо Галина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article addresses aspects of adaptation of students in the first weeks of exercise. It's no secret that coming after the holidays, and beginning the study of discipline in the beginning of the semester students are not always effectively involved in the educational process, which negatively affects the quality of learning discipline and can lead to injuries.

Текст научной работы на тему «Особенности физиологической и психологической адаптации студентов на первых курсах в условиях первых недель учебного года по дисциплине «Физическая культура»»

сторон речи, в будущем затрудняя процесс школьного обучения детей. По мнению учёных и практиков, для устранения дизартрии даже лёгкой степени выраженности необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления (Е.Ф. Архипова, О.Г. Приходько и др.).

Своевременная диагностика и коррекция нарушений речевого развития являются необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создают предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. Это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза зависит выбор адекватных направлений коррек-ционно-логопедического воздействия на ребенка с лёгкой степенью дизартрии и, соответственно, эффективность этого воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипова, Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. - М.: Астрель, 2007. - 332 с.

2. Давыдова, М.П. Коррекция речи у детей с дизартрией. Курск: Курский областной институт усовершенствования учителей, 1991. -134 с.

3. Карелина, И.Б. Дифференциальная диагностика стёртых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. 1996. № 5. С. 10 - 13.

4. Лопатина, Л.В. Приемы обследования дошкольников со стёртой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология. 1986. № 2. С. 64 - 70.

5. Токарева, О.А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков/ Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: 1969. С. 144 - 155.

С. Б. Наумов, И. А. Сыроваткина, Г. В. Хвалебо

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ПЕРВЫХ КУРСАХ В УСЛОВИЯХ ПЕРВЫХ НЕДЕЛЬ УЧЕБНОГО ГОДА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Аннотация. В данной статье затрагиваются аспекты адаптации учащихся в первые недели занятий физическими упражнениями. Не секрет, что, прибывая после каникул, и начиная изучение дисциплины в начале семестра, студенты далеко не всегда эффективно втягиваются в учебный процесс, что негативно сказывается на качестве усвоения дисциплины и может привести к травматизму.

Ключевые слова: физическая культура, адаптация к физическим нагрузкам, причины травматизма.

S.B. Naumov, I.A. Syrovatkina, G.V. Hvalebo

FEATURES OF PHYSIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS IN THEIR FIRST YEAR IN THE CONDITIONS OF THE FIRST WEEKS OF THE SCHOOL YEAR ON DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE

Abstract. This article addresses aspects of adaptation of students in the first weeks of exercise. It's no secret that coming after the holidays, and beginning the study of discipline in the beginning of the semester students are not always effectively involved in the educational process, which negatively affects the quality of learning discipline and can lead to injuries.

Key words: physical culture, adaptation to physical stress that causes injury.

Необходимым условием успешной деятельности студентов в вузе является их адаптация к учебному процессу. Адаптация представляет собой процесс активного приспособления индивида к изменившимся условиям среды при помощи различных социальных средств.

Следует отметить, что организм человека обладает сформировавшейся в процессе эволюции способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Под влиянием внешних факторов могут изменяться морфологические признаки, гомеостаз, физиологический статус и т.д. Однако адаптационные возможности организма не беспредельны, он не всегда и не в полной мере может приспособиться к тем или иным условиям среды, в том числе физическим нагрузкам, вследствие чего нередко возможно развитие различных заболеваний и происхождение травматизма [3].

Практика показывает, что наиболее высокий процент травматизма в высших учебных заведениях приходится именно на сентябрь - октябрь, т.е. на начало учебного года, когда занятия по физической подготовке проходят в основном вне спортивного зала - на стадионах, в лесопарковой зоне, на открытой местности и т.д. В этот период упор делается, как правило, на развитие скоро-

сти, взрывной и абсолютной силы, повышение разных видов выносливости организма (скоростной, силовой, координационно-двигательной), способности организма противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности, а так же на преодоление различных препятствий. Это достигается разнообразными видами упражнений: бег (бег на 100м, 3000м, 5000м, челночный бег), прохождение полосы препятствий, подтягивание на перекладине, силовые комплексные упражнения и т.д. В этой связи травмы в этот период носят соответствующий характер: растяжения, вывихи, ушибы и др. С позиции квалифицированного специалиста не учитывать этот фактор было бы некомпетентно.

Можно выделить несколько наиболее очевидных причин, отрицательно влияющих на процесс качественного освоения учебного материала и способствующих возникновению фактов травматизма. Вот некоторые из них:

1. Полное или частичное отсутствие активной двигательной деятельности у студентов во время каникул, и как следствие - ослабление опорно-двигательного аппарата.

2. Ведение нездорового образа жизни в соответствующий период времени (курение, употребление алкоголя).

3. Нерегулярное, неправильное, некачественное питание. Нарушение витаминизации организма, что отрицательно сказывается на метаболизме.

4. Систематическое нарушение режима работы и отдыха, недосыпание, и, как следствие, невнимательность на занятиях.

5. Перенесенные различные заболевания накануне семестра.

6. Нарушение и несоблюдение требований преподавателя.

7. Недостаточная организованность и порядок во время занятий.

8. И, как это ни парадоксально, недостаточная квалификационная подготовленность преподавателей, обусловленная отсутствием специального или педагогического образования.

9. Состояние физического, а также психологического и эмоционального переутомления, которые вызывают расстройство координации, снижение внимания и защитных реакций организма.

10. Наличие в организме хронических очагов инфекции.

11. Индивидуальные особенности организма (неспособность к сложнокоординированным упражнениям, склонность к спазмам сосудов и мышц, склонность к чрезмерной возбужденности, стрессовые состояния).

12. Естественно - социальный фактор (жилищно-бытовые условия, микроклимат в семье и др.).

Конечно же, это некоторые из основных, но далеко не все факторы, влияющие на возникновение и учащения фактов получения травм обучающимися. Эта тема довольно серьезная и требует более детального рассмотрения и изучения. Анализ причин спортивного травматизма позволяет прийти к выводу о том, что травматизм при занятиях физическими упражнениями может быть предупрежден (по крайней мере, сведен к минимуму). Решающую роль в профилактике спортивного травматизма играет преподаватель физической культуры [5]. Его деятельность должна протекать в тесном контакте с работниками медицинской службы.

Можно предложить несколько рекомендаций как начинающим преподавателям, так и специалистам с большим педагогическим стажем:

1. Необходимо планировать урок таким образом, чтобы нагрузка на организм постепенно увеличивалась от занятия к занятию.

2. Целесообразнее увеличивать подготовительную часть проведения занятия, ориентировочно на 5-10 минут, за счет основной части занятия.

3. Перед беговыми упражнениями наиболее тщательно разминать мышцы и суставы ног.

4. На занятиях уделять больше времени упражнениям, повышающим аэробную выносливость, т. е. способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы (бег, упражнения с собственным весом, плавание, ускоренное передвижение и др.).

5. Проводить релаксацию после нагрузок для восстановления мышц и подготовки их к последующей работе.

6. Стараться разграничивать аэробные и силовые упражнения от занятий к занятию (блочная подготовка), т.к. продолжительная аэробная и силовая работа плохо сочетаются между собой в физиологическом плане.

7. Систематическая проверка уровня остаточных знаний, полученных в ходе предыдущих занятий, в первой половине основной части занятия с целью уточнения успешности закрепления знаний.

8. Соблюдение основного принципа обучения: ознакомление, обучение, закрепление, совершенствование.

Следует учитывать, что вновь поступивших на учебу студентов и студентов старших курсов нужно относить к различным категориям занимающихся. Опыт показывает, что на сегодняшнем

этапе в условиях средней школы занятия по физической культуре проводятся на качественно-низком уровне или не проводятся вообще. Проводя исследования в данной области среди школ г. Таганрога и анализируя полученную информацию, можно прийти к выводу, что учителя физической культуры, обеспечивающие процесс обучения согласно программе среднего образования, имеют недостаточную профессиональную квалификацию. Это подтверждается несоответствием качественного уровня профессионального образования осуществляемой ими деятельности, а также элементарным незнанием нормативно-правовой базы, регламентирующей выполняемые школьниками нормативы. Еще одним негативным моментом является плохое представление учителями физической культуры всего объема своих обязанностей.

Сегодня перед обществом, а особенно перед школой, стоит важная задача - не только подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически здоровым, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье как залога будущего благополучия и успешности в жизни. Эта одно из важнейших направлений новых ФГОС.

Достижения физического воспитания обеспечиваются решением следующих основных задач, направленных на:

- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

- воспитание потребностей и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Однако популярность данной дисциплины в школе очень мала в связи с неумением преподавателя заинтересовать школьников учебным процессом, несоответствием основным требованиям материально-технической базы школы, а так же недостаточным наличием инвентаря для проведения уроков физической культуры [2].

Также причинами слабой физической подготовки студенческой молодежи является то, что студент не испытывает интереса к занятиям физической культуры, у него нет потребности в занятиях спортом, отсутствует стремление и умение улучшить свой физический статус. Это связано, в первую очередь, с низким уровнем грамотности в вопросах здоровье, профилактики заболеваний.

Главной целью физического воспитания в вузе является формирование физической культуры личности, способствующей подготовке к социально-профессиональной деятельности, сохранению и укреплению здоровья. Добиться этого можно лишь в том случае, если педагог по физической культуре направляет свою деятельность на формирование у студентов здоровьесберегающих компонентов, основной среди которых - повышение уровня мотивации к занятиям. Для этого необходимо учитывать наиболее предпочитаемые ими виды двигательной активности и с помощью средств и методов физического воспитания сформировать у студентов интерес к занятиям, использовать индивидуальный и дифференцированный подход к физической подготовленности и физическим возможностям обучающихся, применять на занятиях соревновательную деятельность, организовывать спортивные секции по интересам [2, 3, 4].

Все это позволит повысить уровень физического здоровья студентов, повысить их мотивацию. Таким образом, физическая культура, спорт, здоровый образ жизни будут способствовать адаптации студенческой молодежи к условиям жизни и профессиональной деятельности, позволят обеспечить высокую работоспособность и творческую активность, а в дальнейшем - трудовое долголетие.

Следует отметить, что не менее важным для первокурсников является психологический момент, являющийся серьезным барьером, особенно в первое время обучения. В первую очередь сюда относится то, что человек попадает в новый, незнакомый ему коллектив. Также многие юноши и девушки приезжают из других городов и именно в этот период начинают взрослую и самостоятельную жизнь, к которой тоже нужно приспосабливаться, что достаточно нелегко для людей, привыкших к совместному проживанию с родителями. Также совершенно новым и непривычным обстоятельством для вновь поступивших является требование строгой дисциплины и навыков основных видов двигательной деятельности на занятиях физической культуры. Но есть и еще один аспект - это то, что одно занятие в общеобразовательных учреждениях идет всего 40-45 минут, а в высших образовательных учреждениях -1 час 30 минут (в большинстве вузов РФ устанавливается именно такая продолжительность одного учебного занятия, но есть исключения, которые определяются уставами учебных заведений и соответствующими положениями).

У студентов, обучающихся второй год и более, проблемы психологического характера возникают значительно реже, но в плане физической подготовки также имеются свои трудности, особенно в начале учебного года. Как уже отмечалось выше, это обусловлено полным или частичным отсутствием активной двигательной деятельности у студентов во время очередных каникул, предшествовавших данному семестру, и, как следствие, ослаблением опорно-двигательного аппарата.

Для успешной адаптации студента в условиях вуза является необходимым проявление активной позиции, как у преподавателя, так и у студента, т.е. должна быть организована совместная деятельность. Преподавателем должны создаваться условия, особенно в адаптационный период, для раскрытия перед студентами широкого выбора для решения ими образовательных задач [1].

Кроме указанных проблем, которые в целом решаются исключительно за счет самодисциплины и самовоспитания, существует круг вопросов, связанных с системой взаимоотношений. Не всегда и не все студенты находят свое место в коллективе, для многих процесс становления может происходить продолжительное время.

На первом курсе происходит формирование отношения студенческой молодежи к учебе, к выбранной им профессии, студенты находятся в активном поиске «самого себя». Даже отлично окончив школу и поступив в институт, они не сразу обретают уверенность в своих силах. Сложными являются первые две-три недели, в этот период фиксируется бурная реакция на комплекс новых воздействий. В целом средняя продолжительность адаптационного периода у первокурсников составляет от 4 до 6 недель. Однако в процессе адаптации может возникнуть стадия затрудненной адаптации, характеризующаяся сочетанием внешних и внутренних трудностей, и перейти в стадию дезаптевированности. Чтобы этого не произошло, необходимо начиная с первых недель учебного процесса проведение кураторских часов, посвященных одной из следующих проблем «Я и моя группа», «Мой выбор профессии» и др. В ходе дискуссий определяются интересы каждого студента и их творческий потенциал. Также в группах проводятся анкетирование, индивидуальные собеседование, посещение кураторами групп мест проживания студентов. Все это позволяет воссоздать целостную картину состояния групп нового набора, определить направления в работе [1, 6].

Проведенный в течение нескольких лет анализ адаптации студентов первых курсов показывает, что процесс адаптации быстрее проходит у студентов, имеющих высокий средний бал в аттестате. Так же следует отметить, что студенты, имеющие более высокий по сравнению с другими, уровень физкультурно-спортивной подготовленности, лучше и быстрее адаптируются к процессу обучения в образовательном учреждении. Скорее всего, это связано с тем, что достижение высокого уровня физкультурно-спортивной подготовленности обусловлено прошлым тренировочным процессом, который характеризуется повышенными требованиями к режиму дня спортсменов, требованиями к дисциплине и самостоятельности, усвоению школьной программы в более короткие сроки и др. Однако следует отметить, что количество таких студентов невелико и составляет всего 12-15% от общего числа поступивших. Из этого числа студенты, специализирующиеся в игровых видах спорта (баскетбол, футбол, волейбол и т. д.) быстрее адаптируются к студенческой среде, а у студентов, спортивная специализация которых связана с индивидуальными достижениями (легкая атлетика, гимнастика и т.д.) процесс адаптации несколько затянут. Однако они более успешны в обучении по сравнению со своими оппонентами.

Большое значение в процессе адаптации студентов в вузе имеют спортивно-массовые мероприятия, смотры художественной самодеятельности и т.д. Положительное влияние на установление межличностных отношений в группе оказывает использование преподавателями физической культуры на занятиях, особенно в первые недели обучения, подвижных игр и эстафет.

Занятия спортом и физической культурой оказывают мощное воздействие на развитие и совершенствование организма. В то же время спорт предъявляет к организму высокие требования, создавая стрессовые ситуации, особенно после значительного перерыва (очередные каникулы у студентов, длительный период болезни и др.). При выполнении сложнокоординационных физических упражнений проявляются все психофизические качества обучающегося, что характеризует его как личность. Этим диктуется необходимость проведения со студентами сеансов психотерапии, психопрофилактики, психогигиены.

К психотерапии относятся полноценный сон, отдых, мышечная релаксация, специальные дыхательные упражнения, к психопрофилактике - психорегулирующая тренировка (индивидуальная и коллективная), к психогигиене - разнообразный досуг, комфортабельные условия быта, снижение отрицательных эмоций.

С помощью психологических воздействий удается снизить уровень нервно-психической напряженности, снять состояние психической угнетенности, быстрее восстановить затраченную нервную энергию и тем самым оказать существенное влияние на ускорение процессов восстановления в различных органах и системах организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давиденко, Д.Н. В сб.: Актуальные проблемы физического воспитания в профессиональной подготовке студентов высшей школы // Матер. 52-й межвуз. науч.-метод. конф. - СПб.: СПб ГМТУ - 2003, С. 37-39.

2. Занина, Т. Н., Сыроваткина, И. А., Хвалебо, Г. В. Основы профессионального мастерства учителя физической культуры // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова - 2013. -№ 1. - С. 21-26.

3. Кибенко, Е.И. Использование различных форм занятий в физическом воспитании при подготовке учителей-предметников с целью здоровьесберегающей среды образовательного пространства // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А. П. Чехова. - 2013. - № 1. - С. 32-36.

4. Кибенко, Е.И. Физическое воспитание студентов Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. - 2014. - № 2. - С. 101-106.

5. Кизиляева, Е. Ю., Барышникова, Т. В., Безбородов, Н. И. Обеспечение безопасности на уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 492-496.

6. Чурикова, И.Э. Особенности адаптации студентов в условиях педагогического колледжа. - Рязань: РГПУ имени С.А.Есенина - 2004. - С.63-64.

И.В. Янченко

СОТВОРЧЕСТВО В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНОЙ ГРУППОВОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ

Аннотация. В статье описывается принцип сотворчества пациента и психотерапевта в организации социореабилитации заикающихся подростков и взрослых средствами системы семейной логопсихотерапии; рассматривается проблема восстановления нарушенного речевого общения при заикании; анализируется творческая активность пациентов на разных этапах лечебного перевоспитания.

Ключевые слова: сотворчество, творчество, заикание, речевое общение, социореабилитация личности, система семейной групповая логопсихотерапии, библиотерапия.

I.V. Yanchenko

CO-CREATIVITY IN THE GROUP FAMILY LOGOPSYCHOTHERAPY SYSTEM

Abstract. The article considers the problem of restoring violation of speech communication when stuttering with the group family logopsychotherapy methods; it describes the principle co-creation of the patient and psychotherapeutist in the organization of correctional and pedagogical process; the article analyses patients' creativity activity on different periods of medical re-education.

Key words: co-creativity, creativity, stuttering, speech communication, group family logopsycho-therapy, bibliotherapy.

Книга выдающегося психотерапевта Ю.Б.Некрасовой, автора уникальной методики лого-психотерапии - лечения тяжелых случаев нарушенного речевого общения в форме заикания - называется «Лечение творчеством». «Сущность творчества состоит в том, что человек, создавая образ, или попадает в тон и такт природе, или берет фальшивую ноту... Попавшие в тон - преуспевают, взявшие фальшивую ноту - нет». Эти слова принадлежат не психологу и педагогу, а известному в профессиональных кругах металлургу XIX века В.Е. Грум-Гржимайло [цит. по 4, 7]. Но как созвучны они нам!

Современный интегративный подход к коррекции нарушенной речевой функции при заикании требует комплексного медико -психолого-педагогического воздействия, которое реализуется в различных направлениях: в восстановлении согласованности и координации всех звеньев речевой функциональной системы, формировании правильной техники речеобразования, а также в коррекции поведения и личности заикающихся (Г.Н. Волкова, В.А. Калягин, В.М. Шкловский). Однако, несмотря на большое разнообразие достаточно разработанных коррекционных методик, остаются определенные трудности в преодолении заикания. Это определяет поиск более эффективных методов и приемов, направленных как на восстановление темпо -ритмической организации речи, так и на социореабилитацию личности заикающегося в целом [5].

Заикание - это сложное психофизиологическое состояние, которое выражается в нарушениях темпа, ритма и плавности речи и проявляется в ситуациях значимого общения [1]. Расстройства речи у заикающихся имеют длительное течение, которое нарушает полноценный процесс коммуникации и приводит к определенным психологическим изменениям, нередко вызывающим деза-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.