Научная статья на тему 'Особенности физической рекреации взрослых на примере бразильского боевого искусства капоэйра'

Особенности физической рекреации взрослых на примере бразильского боевого искусства капоэйра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. А. Корчемкина

В статье раскрываются особенности физической рекреации как вида физической культуры, а также уточняются ее основные признаки. Бразильское боевое искусство капоэйра рассматривается как один из возможных способов организации физической рекреации взрослых, показаны его отличия и специфика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

физическая культура, физическая рекреация, социализация взрослых, боевые искусства, капоэйра

Текст научной работы на тему «Особенности физической рекреации взрослых на примере бразильского боевого искусства капоэйра»

Примечания

1. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура : учеб. пособие. М. : ГЭОТАР -Медиа, 2006. 568 с.; Коломоец Н. М. Гипертоническая болезнь и ишемическая болезнь сердца / Н. М. Коломоец, В. И. Бакшеев. М. : Медицина, 2003. 344 с.; Методические аспекты физической реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями /под ред. М. Д. Дидура. СПб.: [Б. и.], 2002. 76 с.; Mytskan T. Influence valueorientation sparents for upbringing of a healt hychild / T. Mytskan, I. Grygus // Технологии социальной работы с различными группами населения : сб. науч. статей V Междунар. науч.-практ. интернет-конф. / Забайкал. гос. ун-т ; под ред. С. Т. Кохана. Чита : ЗабГУ, 2015. С. 225-236.

2. Фоминова Г. В. Некоторые способы коррекции защитно-адаптационных реакций матери и плода при гипотонии беременных : дис. ... канд. мед. наук : 14.00.16. Саранск, 2004. 131 с.

3. Бабкина Е. В. Особенности динамики адаптационных реакций у женщин разных возрастных групп при артериальной гипотонии : дис ... канд. мед. наук : 03.03.01. М., 2011. 134 с.

4. Карпов И. Б. Оптимизация методов прогнозирования и профилактики артериальной гипотонии на фоне эпидуральной анестезии при операциях на артериях нижних конечностей : дис ... канд. мед. наук : 14.01.20. Воронеж, 2013. 164 с.

М. А. Корчемкина

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ВЗРОСЛЫХ НА ПРИМЕРЕ БРАЗИЛЬСКОГО БОЕВОГО ИСКУССТВА КАПОЭЙРА

В статье раскрываются особенности физической рекреации как вида физической культуры, а также уточняются ее основные признаки. Бразильское боевое искусство капоэйра рассматривается как один из возможных способов организации физической рекреации взрослых, показаны его отличия и специфика.

Ключевые слова: физическая культура, физическая рекреация, социализация взрослых, боевые искусства, капоэйра.

В составе физической культуры, как правило, выделяют ряд компонентов: спорт, физическое воспитание, реабилитацию, стабилизацию и физическую рекреацию. Неоспоримо то, что грамотно подобранные физические нагрузки необходимы человеку в любом возрасте. Все мероприятия, направленные на профилактику преждевременного старения, формирование здорового образа жизни включают в себя средства физической культуры. Спортивные нагрузки, участие в соревнованиях могут быть доступны не каждому взрослому человеку ввиду занятости, состояния здоровья и других причин, а средства физической рекреации, т. е. занятиям физическими упражнениями ради отдыха и удовольствия, могут стать прекрасной основой для поддержания здорового образа жизни, установления социальных контактов.

Термин «рекреация» в переводе с латинского языка означает восстановление. Так, В. П. Зайцев [1] дает следующее определение: «Физическая рекреация - это активный и пассивный отдых в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями вне производственной, научной, учебной и иной деятельности, направленный на формирование, восстановление, укрепление и сохранение здоровья человека, а также приносящий удовольствие и удовлетворение от них, но с использованием

средств физической культуры и ее форм, и методов занятий» [2]. Среди основных признаков рекреации мы бы выделили следующие:

• Основана на двигательной активности, а в качестве основных средств используются физические упражнения, что существенно отличает рекреацию от других хобби и увлечений (музыка, рукоделие и т. д.).

• Содержит интеллектуальные и эмоциональные компоненты, то есть человек в процессе занятия физической рекреацией не только совершенствует физические качества, но и получает возможность гармоничного развития в процессе познания мира. В этом контексте стоит указать на важную роль как интеллекта, так и телесного опыта в познавательной деятельности.

• Носит творческий, игровой характер. Игра в физической культуре разнообразна (игровые виды спорта, игра как элемент физического воспитания детей, игра в единоборствах и др.). В классической работе «Homo ludens» Й. Хейзинга, рассматривая универсальное значение игры в человеческой цивилизации, обращает внимание на игру в области спорта, выделяя в ней ряд особенностей. Особо он отмечает переход от состязаний, проходящих от случаю к случаю, к состязаниям, имеющим регулярные основания и строгие законы организации. Как подмечает Хейзинга, «теперь, со все большим систематизированием и все более строгой дисциплиной игры, что-то в ее чисто игровом содержании совершенно утрачивается. Поведение профессионала - это уже не игровое поведение, непосредственности и беспечности в нем уже нет» [3]. В занятиях физической рекреацией игровое поведение как раз проявляется ярко, вызывая эмоциональный подъем участников.

• Включает культурно-ценностные аспекты. Большинство видов физической рекреации для взрослых подразумевают не только выполнение определенных упражнений, но и освоение элементов культуры других стран (национальные единоборства, восточные практики).

Занятия проводятся в свободное от работы или учебы время на добровольной основе и приносят удовольствие занимающимся. Человек самостоятельно подбирает для себя время и место занятий и грамотно распределяет свою занятость и отдых.

Примерами занятий в рамках физической рекреации могут быть занятия восточными оздоровительными системами, туризм, плавание, посещение фитнес-клубов, занятия единоборствами, спортивными танцами и т. д. Большинство этих занятий в качестве хобби, с нашей точки зрения, могут способствовать повышению показателей физической работоспособности, повышению уровня ценности здоровья, снижению уровня ситуативной тревожности, повышению уровня коммуникабельности (общительности), повышению уровня социальной креативности личности. Такие особенности позволяют заниматься физической рекреацией людям разных возрастов, профессий, интересов, что позволяет серьезно расширить круг общения.

Рекреация стимулирует развитие творческой свободы, самореализации, способствует самообразованию. Исследователь С. Н. Реховская рассматривала мотивы взрослых, которые побуждают их заниматься физической рекреаций [4]. Так, у всех групп испытуемых на первом месте по распространенности находится такой мотив занятий физической рекреацией, как самосовершенствование, а последние места по степени значимости занимают мотивы достижения результата и долженствования. Что совершенно закономерно, так как достижение высочайших результатов не является целью физической рекреации.

А вот желание к самосовершенствованию и гармоническому развитию телесных, духовных, социальных аспектов личности - важнейший фактор применения средств физической рекреации в жизни человека. Но, несмотря на разнообразие возможных вариантов занятий физической рекреацией, в обществе все равно на-

блюдается высокий уровень заболеваний и нарушений в состоянии здоровья, связанный с гиподинамией. Для взрослых мы рекомендовали бы обратить внимание на нециклические, игровые виды активности, в рамках которых происходит формирование круга общения, а также только на те виды активности, которые вызывают радостные эмоции.

В качестве яркого примера современного вида физической рекреации можно привести стремительно развивающееся во всем мире боевое искусство капоэйра, которое зародилось в Бразилии, а в 2014 г. вошло в список нематериального культурного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) [5].

Бразильское единоборство капоэйра в России - молодой вид спорта, в нашей стране оно появилось чуть больше 20 лет назад, однако сейчас филиалы крупных школ капоэйры есть в большинстве крупных городов. Это специфическое боевое искусство, сочетающее в себе элементы боя, игры, акробатики, музыки. Капоэйра возникла в афро-бразильской культуре рабов, которые не могли под страхом наказания тренировать способы самозащиты [6]. Танцевать рабам разрешалось, поэтому большинство ударов они вынуждены были маскировать под танцевальные движения, выполняемые под традиционную музыку.

Первое время капоэйра в Бразилии была вне закона и расценивалась как опасное смертельное оружие. Мастер Бимба в 1930-е гг. открывает первую академию капоэйры, доказав властям, что капоэйра является важнейшим элементом культурного наследия Бразилии. Он определил правила, выделил основные связки, создал систему обучения. Впервые в истории стало возможным практиковать капо-эйру открыто.

Особенностью этого вида единоборств является его промежуточное положение в иерархии видов единоборств. В культуре капоэйра активно развиваются не только двигательные навыки, но и умения играть на музыкальных инструментах, задающих разный ритм поединка, акробатические и танцевальные элементы. В процессе обучения в большинстве школ всем данным аспектам уделяется значительное внимание.

Если рассматривать капоэйру как современный вид физической рекреации, то в ней ярко проявляются характерные черты и особенности этого вида физической культуры.

С точки зрения двигательной активности это полноценная физическая нагрузка, так как занятия построены по всем правилам спортивной тренировки. На уроках отрабатываются реальные боевые техники, удары, выполняемые с силой и точностью. Большое внимание отводится рефлекторным тренировкам, развитию реакции и поведению в нестандартных ситуациях. Однако нокаутирование противника не является главной целью, предпочтение отдается взаимодействию, общению и красоте внутри поединка. Поэтому база игры в капоэйру практически бесконтактна и не имеет разграничений по весу, полу и возрасту. Контактные техники присутствуют на тренировках (в мягкой, нетравмирующей форме) и во взаимодействии капоэйристов продвинутого уровня.

В капоэйре нет базовых стоек, основное движение, которое называется жинга (порт. ginga) - перемещение, из которого выполняются все удары и уходы. Из-за динамичности жингу можно принять за танцевальное движение, но, постоянно перемещаясь, капоэйрист быстрее атакует и уходит от ударов. Удары наносятся ногами, головой или руками не в полный контакт. От каждого удара есть множество возможных уходов и контратак. Неотъемлемой частью игры капоэйра являются акробатические элементы. Прыжковая акробатика служит не только для украшения и зрелищности: большинство элементов являются ударами.

Собирательный образ техники капоэйры имеет свои особенности и предъявляет различные требования к физической, тактической, технической и психической предрасположенности занимающегося. Техника капоэйры содержит множество приемов и предъявляет высокие требования к координации движений спортсмена. Она разработана таким образом, что при минимальной траектории и высокой скорости исполнения удары обеспечивают мощную атаку и надежную защиту, а чередование расслабления и напряжения мышц при постоянном перемещении повышает выносливость бойца и осложняет для противника выбор дистанции.

Особенностью капоэйры является большое количество ударов ногами, что требует идеального чувства равновесия. Когда спортсмен выполняет удар ногой, требуется дополнительно совершить усилие для сохранения равновесия на одной ноге. Развитие координации также крайне необходимо в акробатических элементах, так, в капоэйре, к примеру, около 20 видов колес (порт. «аи»). Выносливость как физическое качество необходимо для сохранения высокого темпа ведения игры во время поединков и для обеспечения продолжительного тренировочного процесса. Скоростно-силовые способности необходимы при выполнении неожиданных для противника ударов. Спортсмен, обладающий высоким уровнем скоростных способностей, имеет преимущество в выполнении действий нападения и защиты. Гибкость важна для овладения широким арсеналом ударов ногами, выполнения акробатики («Яогею», порт. «украшение)». Даже такие элементы, как мостик и шпагат, в капоэй-ре служат уходом от удара, а также показателями культуры движения капоэйриста, разнообразят технику его игры.

С точки зрения интеллектуального совершенствования капоэйра как вид физической рекреации развивает способности к изучению иностранных языков (например, все движения, названия - на португальском, а многие мастера на семинарах разговаривают на английском), помогает освоить элементы культуры других стран и народов, способствует обучению игре на музыкальных инструментах. К тому же современные исследования в области нейронаук показывают, что игра на музыкальных инструментах [7], новые двигательные навыки [8] или запоминание большого количества информации [9] влияют на структуры мозга и положительно воздействуют на интеллектуальное развитие.

Игровой характер капоэйры проявляется наиболее ярко в поединке участников. Совокупность ударов и уходов создает игровую атмосферу, здесь важны хитрость, ловкость и быстрота. Капоэйристы не используют термины: поединок, спарринг. Взаимодействие 2 капоэйристов называется ^а (порт. «игра»). Это похоже на шахматы, когда ум выше храбрости и силы, а «удар-уход» можно рассмотреть как «вопрос-ответ». В этом плане у каждого человека в процессе тренировок формируется собственный стиль игры, не обязательно выполнять все сложные элементы, важно умело пользоваться тем арсеналом движений и уловок, которые уже освоены. Поэтому возраст, рост или масса игрока в капоэйру не всегда будут иметь решающее значение: в игре могут участвовать люди всех возрастов. Известен афоризм мастера Паштиньи, который говорил: «Капоэйра - для всех: мужчин, женщин и детей. Не способен научиться только тот, кто не хочет» [10].

Изучение культурного наследия Бразилии, истории зарождения боевого искусства капоэйры, а также изучение танцевальной и музыкальной культуры существенно расширяет кругозор человека. Некоторые рассматривают капоэйру исключительно как бой, однако целью большинства школ капоэйры является не только боевой аспект (безусловно, важный), но и всестороннее гармоничное развитие, поддержание здоровья, повышение двигательной активности и развитие творческих и коммуникативных навыков.

В наше время у взрослого человека наблюдаются проблемы с состоянием здоровья, зачастую связанные с низким уровнем двигательной активности (гипокинезия, гиподинамия). Понятие здоровья включает в себя не только отсутствие болезней, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека. При таком положении дел именно физическая рекреация как элемент физической культуры для взрослых становится важным фактором для гармоничного развития личности ввиду ее направленности к коммуникации, формированию хорошего настроения от занятий двигательной активностью и укрепления здоровья.

Примечания

1. Зайцев В. П., Манучарян С. В., Прусик Кр., Прусик Е., Чеслицка М., Шарк-Ецкардт М. Методология физической рекреации: взгляд на проблемы, опыт, рекомендации II Педагогжа, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного вихо-вання i спорту. 2013. № 4. С. 13-2Q.

2. Зайцев В. П. Физическая рекреация в условиях современной цивилизации. Т. 1: Формирование рекреационной культуры здоровья : учеб. пособие I В. П. Зайцев, Н. А. Олейник, В. К. Гостищев и др. Харьков : ХГАФК, 2012. 512 с.

3. Хёйзинга Й. Homo Ludens: статьи по истории культуры I пер., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильвестрова ; коммент. Д. Э. Харитоновича. М. : Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.

4. Реховская С. Н. Физическая рекреация как фактор самореализации личности взрослого человека : автореф. ... канд. филос. наук. СПб., 2007. 22 с.

5. ЮНЕСКО включила капоэйру в список нематериального культурного наследия. URL: http:IItass.ruIkulturaI1605631.

6. Рогозин А., Рогозин Т. Введение в капоэйру: школа «Реал капоэйра». М. : Изд-во ИТРК, 2014. 143 с.

У. Schlaug G. The brain of musicians. A model for functional and structural adaptation // Annals New York academy of sciences. 2QQ1. Vol. 93Q. P. 281-299.

8. Немецкие ученые провели исследование, показавшее, что обучение жонглированию ведет к увеличению объема серого вещества в зонах коры головного мозга, отвечающих за моторно-зрительную координацию как у юных, так и у пожилых людей. См.: Boyke J., Driemeyer J., Gaser C., B^hel C., May A. Training-induced brain structure changes in the elderly // Journal of Neuroscience. 2QQ8. Vol. 28. P. 7Q31-7Q3S.

9. Лондонским таксистам нужно запомнить свыше 20 тысяч улиц города, в ходе обучения объем серого вещества в задней части гиппокампа существенно возрастает. См.: Draganski B., Gaser C., Busch V., Schuierer G., Bogdahn U., May A. Neuroplastici-ty: changes in grey matter induced by training / / Nature. 2QQ4. Vol. 42У. P. 311-312.

1Q. Нестор Капоэйра. Маленькая книга о капоэйре. URL: http://profilib.com/chtenie/126247/nestor-kapoeyra-malenkaya-kniga-o-kapoeyre-4.php

Е. В. Чащина, Е. Ю. Овсянникова, Г. В. Ковязина

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОК ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В научной статье теоретически обосновано совершенствование процесса развития координационных способностей у волейболисток на начальных этапах спортивной подготовки. Определена реализация дифференцированного подхода к содержательному и технологическому обеспечению учебно-тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.