Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование развития координационных способностей волейболисток группы начальной подготовки'

Теоретическое обоснование развития координационных способностей волейболисток группы начальной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
305
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Развитие координационных способностей волейболисток / дифференцированный подход / типологические свойства нервной системы

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Е. В. Чащина, Е. Ю. Овсянникова, Г. В. Ковязина

В научной статье теоретически обосновано совершенствование процесса развития координационных способностей у волейболисток на начальных этапах спортивной подготовки. Определена реализация дифференцированного подхода к содержательному и технологическому обеспечению учебно-тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование развития координационных способностей волейболисток группы начальной подготовки»

В наше время у взрослого человека наблюдаются проблемы с состоянием здоровья, зачастую связанные с низким уровнем двигательной активности (гипокинезия, гиподинамия). Понятие здоровья включает в себя не только отсутствие болезней, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека. При таком положении дел именно физическая рекреация как элемент физической культуры для взрослых становится важным фактором для гармоничного развития личности ввиду ее направленности к коммуникации, формированию хорошего настроения от занятий двигательной активностью и укрепления здоровья.

Примечания

1. Зайцев В. П., Манучарян С. В., Прусик Кр., Прусик Е., Чеслицка М., Шарк-Ецкардт М. Методология физической рекреации: взгляд на проблемы, опыт, рекомендации ¡I Педагогжа, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного вихо-вання i спорту. 2013. № 4. С. 13-2Q.

2. Зайцев В. П. Физическая рекреация в условиях современной цивилизации. Т. 1: Формирование рекреационной культуры здоровья : учеб. пособие | В. П. Зайцев, Н. А. Олейник, В. К. Гостищев и др. Харьков : ХГАФК, 2012. 512 с.

3. Хёйзинга Й. Homo Ludens: статьи по истории культуры | пер., сост. и вступ. ст. Д. В. Сильвестрова ; коммент. Д. Э. Харитоновича. М. : Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.

4. Реховская С. Н. Физическая рекреация как фактор самореализации личности взрослого человека : автореф. ... канд. филос. наук. СПб., 2007. 22 с.

5. ЮНЕСКО включила капоэйру в список нематериального культурного наследия. URL: http:||tass.ru|kultura|1605631.

6. Рогозин А., Рогозин Т. Введение в капоэйру: школа «Реал капоэйра». М. : Изд-во ИТРК, 2014. 143 с.

У. Schlaug G. The brain of musicians. A model for functional and structural adaptation // Annals New York academy of sciences. 2QQ1. Vol. 93Q. P. 281-299.

8. Немецкие ученые провели исследование, показавшее, что обучение жонглированию ведет к увеличению объема серого вещества в зонах коры головного мозга, отвечающих за моторно-зрительную координацию как у юных, так и у пожилых людей. См.: Boyke J., Driemeyer J., Gaser C., B^hel C., May A. Training-induced brain structure changes in the elderly // Journal of Neuroscience. 2QQ8. Vol. 28. P. 7Q31-7Q3S.

9. Лондонским таксистам нужно запомнить свыше 20 тысяч улиц города, в ходе обучения объем серого вещества в задней части гиппокампа существенно возрастает. См.: Draganski B., Gaser C., Busch V., Schuierer G., Bogdahn U., May A. Neuroplastici-ty: changes in grey matter induced by training / / Nature. 2QQ4. Vol. 42У. P. 311-312.

1Q. Нестор Капоэйра. Маленькая книга о капоэйре. URL: http://profilib.com/chtenie/126247/nestor-kapoeyra-malenkaya-kniga-o-kapoeyre-4.php

Е. В. Чащина, Е. Ю. Овсянникова, Г. В. Ковязина

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЛЕЙБОЛИСТОК ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В научной статье теоретически обосновано совершенствование процесса развития координационных способностей у волейболисток на начальных этапах спортивной подготовки. Определена реализация дифференцированного подхода к содержательному и технологическому обеспечению учебно-тренировочного процесса.

Ключевые слова: Развитие координационных способностей волейболисток, дифференцированный подход, типологические свойства нервной системы.

Современная подготовка волейболистов и волейбольных команд - сложный и многолетний педагогический процесс. Проблема успешного выступления спортсменов на соревнованиях выдвигает с особой актуальностью вопрос о разработке рациональных научно обоснованных и практически эффективных систем тренировок.

Виды спорта, где соревновательные результаты зависят от эффективности сочетания сложных действий и соизмерения их в пространстве и во времени, где необходимо быстро осмысливать и регулировать свои действия, относят преимущественно к координационным видам. К таким видам спорта относится и волейбол.

Роль координационных способностей в технической подготовке спортсменов давно признана специалистами как ведущая [1]. Одним из направлений совершенствования процесса развития координационных способностей у волейболистов на начальных этапах спортивной подготовки выступает реализация дифференцированного подхода к содержательному и технологическому обеспечению учебно-тренировочного процесса [2].

Доказано, что развивать и совершенствовать координацию движений у волейболистов наиболее целесообразно в возрасте 9-11 лет, что соответствует контингенту занимающихся в группах начальной подготовки ДЮСШ и СДЮШОР [3].

Развитие координационных способностей в игровых видах спорта, включая волейбол, способствует повышению уровня технико-тактической и кондиционной подготовленности игроков: результативности, стабильности и экономичности выполнения двигательных действий в игре [4]. Вместе с тем практика последних европейских и мировых чемпионатов, а также финальных стадий различных национальных первенств по игровым видам спорта показывает, что высшие командные достижения во многом определяются высоким уровнем развития и проявления личностных качеств и психических процессов спортсменов в решающие моменты игры [5].

Психологическая подготовка является процессом практического применения определенных средств и методов, направленных на создание психологической готовности спортсмена. К основным компонентам психологической подготовленности спортсмена относятся свойства личности (характер, темперамента, мотивация личности и т. д.), психические процессы и функции (ощущения, восприятия, особенности внимания, памяти и мышления), а также стабильные и положительные психические состояния. В детские и подростковые годы происходит развертывание свойств нервной системы, а к юношескому возрасту завершается формирование типа нервной системы. Для правильной организации психолого-педагогических воздействий в спортивной деятельности важно учитывать степень зрелости нервной системы, а также особенности функционирования основных нервных процессов, обусловленных возрастом.

Таким образом, все вышесказанное свидетельствует о наличии научной проблемы, актуальность которой обусловлена следующими противоречиями:

- между существующими научно обоснованными подходами к развитию координации движений у юных спортсменов и отсутствием единства взглядов специалистов на классификации специфических координационных способностей в волейболе и дифференциацию средств и методов их развития у волейболисток 9-10 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы;

- между современными требованиями к повышению эффективности соревновательной деятельности в волейболе и отсутствием научно обоснованных методик

развития координационных способностей волейболисток 9-10 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые разработана и доказана перспективность экспериментальной системы спортивной подготовки юных волейболисток и научно обосновано содержание методики дифференцированного использования её средств и методов, направленных на развитие специфических координационных способностей волейболисток 9-10 лет, имеющих различные типологические свойства нервной системы.

Анализ научно-методической литературы показал, что в возрасте 9-10 лет в организме детей происходят сложнейшие перестройки и спортивная тренировка, в частности по волейболу, может оказать как положительное влияние на рост и развитие ребенка, так и отрицательное, поэтому необходимо планировать учебно-тренировочные занятия с учетом возрастных особенностей развития детей.

Знание анатомо-физиологических и психических особенностей развития детей 9-10 лет и учет выявленных методических приемов в тренировочной деятельности будут способствовать не только естественному протеканию роста и развития организма детей, но и повышению качества учебно-тренировочного процесса на занятиях по волейболу.

Таким образом, полученные результаты обзора научно-методической литературы и анкетного опроса позволяют предположить, что новым основным методическим подходом к совершенствованию содержания методики развития координационных способностей волейболисток 9-10 лет будет дифференцирование средств их развития у волейболисток с сильной и слабой нервной системы, основанное на соблюдении принципов дифференцированного подхода, рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий и принципа сопряженного развития координационных способностей, кондиционных способностей и психических процессов.

Примечания

1. Близнюк Ю. В. Эффективность применения комплексной методики, основанной на сочетании поисковых и традиционных методов обучения, в процессе формирования двигательных навыков у учащихся 11-13 лет с разной силой нервной системы / Ю. В. Близнюк, О. А. Пилипко // Слобожанский научно-спортивный вестник ХГАФК. 2012. № 1. С. 12-18; Горская И. Ю. Теоретические и методические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Инесса Юрьевна Горская; Сиб. гос. акад. физ. культуры. Омск, 2001. 47 с.; Лукин В. А. Обучение двигательным действиям в волейболе на основе теории учебной деятельности (на примере ДЮСШ Горного улуса) / В. А. Лукин, С. В. Сабарайкин // Инновационная наука. Якутск, 2015. № 3. С. 89-93; Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. М. : ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.; Макаров Ю. М. Методология формирования игровой деятельности у юных спортсменов в игровых видах спорта : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Макаров Юрий Михайлович; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. СПб., 2013. 47 с.

2. Близнюк Ю. В. Указ. соч.; Лях В. И. Указ. соч.; Макаров Ю. М. Указ. соч.

3. Горская И. Ю. Указ. соч.; Лях В. И. Указ. соч.

4. Лях В. И. Указ. соч.; Макаров Ю. М. Указ. соч.

5. Близнюк Ю. В. Указ. соч.; Лукин В. А. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.