Научная статья на тему 'Отбор юных волейболисток на основе поэтапного контроля видов подготовленности'

Отбор юных волейболисток на основе поэтапного контроля видов подготовленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ / PEDAGOGICAL CONTROL / TESTING OF PHYSICAL AND TECHNICAL QUALIFICATION / MANAGEMENT OF TRAINING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Строшкова Нина Тадэушевна

В работе обосновывается использование комплексного тестирования всех видов подготовленности с целью своевременного корректирования тренировочных программ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selection of the young female volleyball players on the basis of stage-by-stage control of the qualification kinds

The work substantiates the complex testing of all kinds of qualification with the purpose of a duly correcting of training programs.

Текст научной работы на тему «Отбор юных волейболисток на основе поэтапного контроля видов подготовленности»

явлению, воплощающему не столько гуманистические ценности, сколько сложные и трагические моменты, выражена в проблематике, идейно-тематическом своеобразии произведений, речи и портретных характеристиках главных героев, а также в личном участии отдельных писателей в спортивном движении и соревнованиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верещагин, Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М. : Русский язык, 1990. - 246 с.

2. Починкин, А.В. Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Починкин А.В. - М., 2007. - 51 с.

3. Сараф, М.Я. Спорт в культуре XX века (становление и тенденции развития) // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7. - С. 5-12.

Контактная информация: stv_3@mail.ru

УДК 796.325

ОТБОР ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК НА ОСНОВЕ ПОЭТАПНОГО КОНТРОЛЯ

ВИДОВ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Нина Тадэушевна Строшкова, старший преподаватель,

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

г. Екатеринбург

Аннотация

В работе обосновывается использование комплексного тестирования всех видов подготовленности с целью своевременного корректирования тренировочных программ

Ключевые слова: педагогический контроль, тестирование физической и технической подготовленности, управление тренировочным процессом.

SELECTION OF THE YOUNG FEMALE VOLLEYBOLL PLAYERS ON THE BASIS OF STAGE-BY-STAGE CONTROL OF THE QUALIFICATION KINDS

Nina Tadeushevna Stroshkova, the senior teacher,

Russian State Professionally Pedagogical University,

Yekaterinburg

Annotation

The work substantiates the complex testing of all kinds of qualification with the purpose of a duly correcting of training programs.

Keywords: pedagogical control, testing of physical and technical qualification, management of training process.

ВВЕДЕНИЕ

Современная подготовка волейболистов и волейбольных команд - сложный и многолетний педагогический процесс, управляемый тренерами.

Проблема успешного выступления спортсменов на соревнованиях выдвигает с особой актуальностью вопрос о разработке рациональных научно-обоснованных и практически эффективных систем тренировок. Для успешного управления тренировочного процесса необходима такая его организация, которая давала бы максимальный эффект при минимальных затратах времени, средств и энергии. Эту задачу можно успешно решить только на основе точных знаний состояния спортсмена и характера воздействия на него тренировочных нагрузок. Поэтому эффективность управления находится в прямой зависимости от поступления достоверной, полной и своевременной информации об игроке или команде [1,2,6].

Среди важнейших функций управления значительная роль отводится контролю. Выполняя функцию обратной связи, он позволяет оценить эффективность применяе-

мых в ходе подготовки средств и методов, вносить корректировки в учебнотренировочные планы, индивидуализировать нагрузки [3,4]

Предметом исследования являлся отбор юных волейболисток, построенный на анализе и учете результатов поэтапного контроля физической, координационной и технической подготовленности.

Цель исследования - создание технологии проведения спортивного отбора, в которой информация, получаемая при комплексном тестировании детей, позволяет своевременно корректировать создаваемые программы тренировочных процессов с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Констатирующий эксперимент проводился с 1997 по 2004 год. Данный эксперимент проходил в специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва по волейболу «Уралочка» в группе начальной подготовки девочек 1990 года рождения. В сентябре 1997 года состоялся набор девочек в спортивную школу для занятий волейболом. На первом этапе было проведено тестирование с целью выявления начального уровня физической и координационной подготовленности. Тестирование проводилось тренерами-преподавателями, все результаты заносились в протоколы. В протокол тестирования заносились данные ребенка: фамилия, имя, год рождения, рост на момент тестирования, отдельная графа была отведена для прогнозного роста, который в дальнейшем был вычислен по ростовой формуле, предназначенной для девочек. В следующие графы были занесены результаты тестирования, после каждой графы содержащей численный показатель теста содержалась графа с оценкой результата теста. Фамилии девочек располагались в алфавитном порядке.

Для диагностики кондиционной физической подготовленности девочек-волейболисток использовались тестовые методики, предложенные Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту «О единой системе отбора перспективных спортсменов» от 10.08.1986 г.:

- бег 30 м (оценивание быстроты);

- прыжок в длину с места, прыжок в высоту по Абалакову,

- метание набивного мяча 1 кг, сидя (оценивание скоростной силы);

- челночный бег 3Х10м (оценивание координационных способностей);

- ИПК - интегральный показатель координации (оценивание прыжковой (баллистической) координации).

- рост стоя (антропометрическое измерение).

В Программе спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮСШОР по волейболу [8] на начальном этапе подготовки рекомендуется тестирование по технической подготовке, которое предусматривает следующие тесты:

- вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4;

- подача на точность (верхняя прямая);

- прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность.

Тестирование по физической и координационной подготовленности проводилось дважды в год согласно требованиям программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ). При первичном тестировании начального уровня развития физических качеств 11% девочек имели высокий уровень развития физических качеств (оценки 4-5), 9% - показали средний уровень развития физических качеств, 27% имели показатели, которые оценивались, как ниже среднего и 53% показали низкий уровень развития физических качеств. Оценивание уровня развития физических качеств и координационных способностей происходило по пятибалльной шкале. Высокий уровень соответствовал оценочному диапазону от 4,5 балла до максимальной оценки 5 баллов. Средний уровень - от 3,5 до 4,5 балла, уровень ниже среднего соответствовал оценочному диапазону от 2,5 балла до 3,5 баллов, и низкий уро-

вень оценивался в диапазоне от 1,5 до 2,5 баллов.

ЭКСПЕРИМЕНТ

По результатам тестирования и их анализа в группу начальной спортивной подготовки было отобрано 20 девочек, чьи показатели соответствовали требованиям, которые предъявляет к своим кандидатам женским волейболом.

Во время первого года тренировок применялась базовая тренировочная программа для групп начальной спортивной подготовки в ДЮСШ.

С полугодичной периодичностью после начального тестирования в группе проводилось комплексное тестирование физической, координационной и технической подготовленности. Тестирование физической подготовленности крайне необходимо в силу своих кардинальных изменений в сенситивном периоде развития физических качеств и координационных способностей, упущенное время для развития данных качеств и способностей, практически невосполнимо в будущем. Тестирование уровня технической подготовленности позволяло тренеру определять степень овладения техническими приемами игры девочками-волейболистками. Результаты тестирования анализировались и своевременно вносились изменения в программу тренировок [5].

Корректирующая программа подготовки девочек волейболисток 7-8 лет, была направлена на развитие и совершенствование общей и специальной физической подготовки, а также на совершенствование координационных способностей.

Для развития гибкости и профилактики травм у девочек-волейболисток использовались упражнения стретчинга, особое внимание уделялось укреплению мышц спины, так как при достаточно большом количестве прыжковых упражнений и постоянного увеличения длиннотных размеров тела мышцы спины у детей, занимающихся волейболом, развиты недостаточно.

Силовые способности в возрасте 7-8 лет развиты недостаточно, поэтому результаты, показанные в тесте «Метание мяча весом 1 кг» были на низком уровне, в связи с этим использовались упражнения с набивными мячами: метание в цель из различных положений, метание по отметкам, передачи набивного мяча партнеру. Упражнения с гантелями и резиновым амортизатором.

Для улучшения показателя прыжка в длину с места, были использованы прыжки в глубину, упражнения для укрепления мышц ног, прыжки в длину с места толчком двумя ногами в виде соревнований в парах, тройках или сам с собой. Прыжковое упражнение «слалом», прыжки через ряд конусов, многоскоки на двух ногах, на одной ноге. Прыжки на месте с доставанием высоко подвешенного предмета. Выполняется 10 прыжков, с отталкиванием двумя ногами. Интервал между прыжками составляет 58 с. Отдых 2-3 мин, затем еще одно повторение. Прыжки на месте с доставанием высоко подвешенного предмета. Выполняется 10 прыжков, с отталкиванием одной ногой. Интервал между прыжками составляет 5-8 с. Отдых 2-3 мин, затем еще одно повторение. Прыжки выполняются попеременно на левой и правой ногах. По две серии на правой и две серии на левой ноге. Прыжки с разбега с доставанием высоко подвешенного предмета. Выполняется 10 прыжков, с отталкиванием двумя ногами. Интервал между прыжками составляет 5-8 с. Отдых 2-3 мин, затем еще одно повторение. Прыжки с разбега с доставанием высоко подвешенного предмета. Выполняется 10 прыжков, с отталкиванием одной ногой. Интервал между прыжками составляет 5-8 с. Отдых 2-3 мин, затем еще одно повторение. Прыжки выполняются попеременно на левой и правой ногах. По две серии на правой и две серии на левой ноге. Использовался метод круговой тренировки для развития прыгучести и скоростно-силовых качеств, включающий в себя работу на 6 станциях, с использованием предметов (мячи, гантели, скакалки).

Для комплексного развития координационных способностей в программу подготовки были включены спортивные игры (баскетбол, волейбол) на уменьшенной площадке, с меньшим количеством человек «3Х3», «Футбол руками», «Баскетбол воз-

душным шаром» и другие.

На рисунке представлена динамика показателей физической и координационной подготовленности девочек-волейболисток за трехгодичный период.

бег 30м челночный прыжок в прыжок в метание ИПК

бег 3Х10м длину высоту набивного

мяча 1 кг

тесты

—♦—НП-1 (1990) —■— НП-3 (1990)

Рис. Показатели уровня физической и координационной группы девочек-волейболисток 1990 года рождения в 7 лет (НП-1) и в 10 лет (НП-3)

Полугодичная периодичность тестирования видов подготовленности позволяла не только вносить изменения в программу тренировочного процесса, но в ряде случаев давала возможность индивидуализировать средства для каждой конкретной волейболистки, что положительно сказывалось на результатах тестирования.

ВЫВОДЫ

1. Оперативный контроль уровня физической, координационной, технической подготовленности со своевременным внесением корректировок в учебнотренировочный процесс девочек-волейболисток, позволяет повысить эффективность спортивной тренировки в целом и, в итоге, достичь достаточно высокого уровня спортивных достижений в будущем.

2. Доказано положительное влияние программы подготовки, соответствующей этапу спортивного отбора, связанной с результатами тестирования и влияющей на эффективность отбора перспективных спортсменов, проявляющуюся в комплектовании учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР, в изменении содержания учебной программы и возможности осуществления индивидуального подхода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бомпа, Т. Подготовка юных чемпионов : пер. с англ. / Тудор Бомпа - М. : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ». 2003. - 259 с. : ил.

2. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 273 с.

3. Лях, В.И. Двигательные способности школьников : основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М. : Терра - Спорт, 2000. - 192 с.

4. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы : спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный).

- М. : Советский спорт, 2009. - 112 с.

5. Строшкова, Н.Т. Комплексный подход к проблематике первичного спортивного отбора детей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12. - С. 104-108.

6. Татарух, Р. Влияние уровня развития физических качеств студентов на темпы освоения техники игровых действий / Р. Татарух, Д. Наварецки // Человек в мире

физической культуры : сб. науч. тр. / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Григорьева ; Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов. - СПб., 2008. - С. 246-251.

Контактная информация: komendant-68@rambler.ru

УДК 378.02:372.8

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ

ГРАФИКЕ

Надежда Михайловна Тарасова, аспирант,

Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова (ЯГУ)

Аннотация

Предложены педагогические условия организации творческих работ будущих учителей физики и модель процесса развития их творческих способностей на занятиях по компьютерной графике, поэтапно описаны деятельности преподавателя и студентов, проведен обзор опытноэкспериментальной работы и отражены основные ее результаты.

Ключевые слова: творческие способности, компьютерная графика, профессиональная подготовка будущих учителей, процесс развития творческих способностей, модель развития.

MODEL OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF THE FUTURE PHYSICS TEACHERS DURING THE COMPUTER GRAPHICS STUDIES

Nadezhda Mihajlovna Tarasova, the post-graduate student,

The Yakut State University of M.K.Ammosov

Annotation

The pedagogical conditions of the organization of creative works for future teachers of physics and model of development of their creative abilities during computer graphics studies are offered, the activities of the teacher and students are described stage by stage, the review of experimental work is done and its basic results are reflected.

Keywords: creative abilities, computer graphics, vocational training of the future teachers, development of creative abilities, development model.

В последнее время поиском путей и способов развития творческих способностей занимаются [1-6]. Обоснованием исследования по развитию творческих способностей будущих учителей физики на занятиях по компьютерной графике выступает главная цель их практической работы - научиться формировать у учащихся физическую картину мира путем применения наглядных средств обучения и самостоятельная их разработка.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность модели развития творческих способностей будущих учителей физики на занятиях по компьютерной графике.

При создании модели (рис. 1) мы руководствовались следующими положениями:

1. Творческие способности - это не развитие креативного мышления, а развитие творческой личности, творческого потенциала, заложенного в каждом человеке. Г. Гельмгольц, А Пуанкаре выделили четыре фазы творческой деятельности (Рис. 1):

- фаза собирания материала, накопление знания, которые могут лечь в основу решения или переформулирования проблемы;

- фаза созревания или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью;

- фаза, озарения, или инсайта, когда решение часто совершенно неожиданно и целиком появляется в сознании;

- фаза контроля или проверки, которая требует полной включенности сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.