Научная статья на тему 'Теоретико-методические основы использования средств физической реабилитации для улучшения уровня здоровья при гипотонии'

Теоретико-методические основы использования средств физической реабилитации для улучшения уровня здоровья при гипотонии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
749
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гипотония / реабилитация / алгоритм

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н. Е. Нестерчук

В статье обосновано положительное влияние средств физической реабилитации на улучшение субъективных показателей уровня здоровья при гипотонии. Дан алгоритм использования средств физической реабилитации преподавателями университета с гипотонией и приведена его эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н. Е. Нестерчук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методические основы использования средств физической реабилитации для улучшения уровня здоровья при гипотонии»

этом направление меня побудило желание дать детям возможность для разностороннего развития и подготовки к самостоятельной жизни. Нацелить их на активное освоение окружающего мира от своей малой родины до окраин Отечества. И я думаю, что туризм - мой образ жизни.

Юные туристы на маршруте

Н. Е. Нестерчук

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ПРИ ГИПОТОНИИ

В статье обосновано положительное влияние средств физической реабилитации на улучшение субъективных показателей уровня здоровья при гипотонии. Дан алгоритм использования средств физической реабилитации преподавателями университета с гипотонией и приведена его эффективность.

Ключевые слова: гипотония, реабилитация, алгоритм.

164

На современном этапе развития общества все чаще врачам приходится сталкиваться с таким состоянием, как артериальная гипотензия. Данное состояние распространено среди разных возрастных групп, проявление гипотонии значительно снижает качество жизни. Многообразие причин, которые способствуют сниженному давлению, еще раз подтверждает значимость этой проблемы в современном мире. Стрессовые ситуации, метеорологическое влияние на организм, нарушение режима труда и отдыха, частые недосыпания, психоэмоциональные переживания - факторы, оказывающие непосредственное влияние на организм человека. Именно они и являются частыми причинами, вызывающими хроническую гипотонию [1].

Г. В. Фоминова предложила усовершенствованную методику терапии артериальной гипотонии беременных с применением немедикаментозных способов лечения. Автор апробировала новый метод лечения гипотонии беременных на основе использования селенотерапии [2].

Е. В. Бабкина на основании хронофизиологического исследования мозгового и центрального кровообращения у здоровых обследуемых и женщин с артериальной гипотонией разных возрастных групп в контрастные сезоны года установила цикличность гемодинамических реакций, которая свидетельствует о важной роли временной организации физиологических процессов в поддержании стабильности мозгового кровообращения. Автор выявила, что оптимальный уровень компенсаторных реакций наблюдается у женщин младшей возрастной группы [3].

И. Б. Карпов исследовал состояние адаптационных возможностей сердечнососудистой системы у больных с декомпенсацией кровотока в нижних конечностях с помощью анализа вариабельности сердечного ритма, при проведении активной ор-тостатической пробы. При этом автор установил, что наличие хронического заболевания на фоне выраженной сопутствующей патологии, приводящее к истощению адаптационно-компенсаторных возможностей, способствует возникновению ин-траоперационной артериальной гипотензии тяжёлой степени на фоне эпидураль-ной анестезии [4].

Цель исследования - разработать и апробировать алгоритм использования средств физической реабилитации для нормализации показателей уровня здоровья, таких как самочувствие, сон, аппетит, работоспособность.

Исследование проводилось на базе Центра реабилитации кафедры здоровья человека и физической реабилитации Национального университета водного хозяйства и природопользования. Для проведения исследования были подобраны 28 преподавателей вышеуказанного университета, у которых во время медосмотра была обнаружена гипотония. После собеседования они были разделены на две идентичные группы по состоянию здоровья, возрасту: основная группа (п = 14) и контрольная группа (п = 14). У всех преподавателей наблюдалась гипотония, которая была обнаружена при прохождении медосмотров. Обследование проводилось в течение недели. У всех участников исследования два раза в день проводили контрольное измерение давления - это подтвердило наличие гипотонии.

В течение 6 месяцев основная группа занималась по разработанному алгоритму использования средств физической реабилитации для нормализации показателей уровня здоровья, а контрольная группа придерживалась обычного режима.

Чтобы доказать эффективность физической реабилитации, мы перед началом и в конце исследования определили суммарную оценку субъективных показателей уровня здоровья (табл. 1).

Таблица 1

Оценка субъективных показателей уровня здоровья_

Показатели Оценка

«5» «4» «3» «2» «1»

Самочувствие О щущение физического и духовного подъема, радости, бодрости, желание работать Чувствуешь себя бодрым, уверенным, хорошо работается, жизнь воспринимается оптими- Работа воспринимается нормально Состояние неудовлетворительное, вялость, слабость, угнетение, нет желания выполнять любую работу Состояние плохое, почти болезненное

Сон Глубокий сон достаточной продолжительности (6-8 часов), лёгкое засыпание, ощущение бодрости, свежести после пробуждения Продолжи-тель-ность сна -обычная, возможны короткие сновидения, хорошее самочувствие после про- Неглубокий сон с пробуждениями, продолжительность его меньше нормы, после сна -ощущение недосыпания Короткий или беспокойный сон с неприятными сновидениями, трудное засыпание, утром - состояние разбитости, апатии Очень трудное засыпание, поверхностный сон, утром ощущение тяжести в голове, головная боль, подавленность

Аппетит Отличный аппетит, ощущается острая потребность в пище, принятие пищи вызывает удовлетворение Аппетнт хороший, но острого ощущения необходимости в еде не ощущается Желание поесть появляется в отведенные для принятия пищи часы Аппетита нет, от еды не ощущается удовольствие Аппетит полностью отсутствует

Работоспособность Очень хорошая, в любом виде деятельности высокая производительность, отсутствует чувство усталости Работается нормально Задача выполняется, но без эмоционального подъема Хаотичность, неупорядоченность работы, запланированное выполняется, но чувствуется недовольство собой и сделанным Плохая работоспособность

После проведенного курса было проведено вторичное обследование групп.

Беседа с преподавателями университета выявила, что они не обращают должного внимания на клинические проявления низкого артериального давления, расценивая это как индивидуальную особенность организма. Гипотония не является угрозой для жизни, но длительное ее течение негативно влияет на полноценную работу организма в целом и впоследствии может способствовать развитию сердечнососудистых заболеваний. При гипотонии возникают проблемы в функционировании центральной нервной системы, что приводит к нарушению нейрогормональной регуляции сосудистой активности.

Во время беседы были выявлены общие симптомы гипотонии: ^ вялость, апатия, ощущение слабости и усталости утром; ^ бодрость не ощущается даже после длительного сна; ^ головокружение; ^ ухудшение памяти, рассеянность; ^ снижение работоспособности; ^ снижение концентрации внимания;

^ преобладает эмоциональная неустойчивость, раздражительность, повышенная чувствительность к яркому свету, громкой речи;

^ головная боль протекает по типу мигрени с тошнотой и рвотой, уменьшается после прогулки на свежем воздухе или физических упражнений, растираний височных областей уксусом, прикладывания льда или холодного полотенца на голову, бывают головокружения.

Нами были выделены основные принципы проведения занятий по физической реабилитации:

Алгоритм использования средств физической реабилитации для нормализации показателей

уровня здоровья

^ тренироваться, но не напрягаться;

^ никогда не соревноваться с другими по интенсивности выполнения упражнений;

■ всегда придерживаться своего, наиболее хорошо переносимого темпа выполнения упражнений;

■ нагрузки увеличивать за счет удлинения времени выполнения, а не темпа;

■ не стесняться и не бояться делать кратковременные передышки, когда в них есть необходимость.

Использование средств физической реабилитации преподавателями основной группы основывалось на разработанном алгоритме и основных принципах проведения занятий при гипотонии (см. рисунок).

Двигательная активность как основной компонент алгоритма включала:

■ ЛФК 3 раза в неделю 30 минут;

■ подвижные игры 3 раза в неделю;

■ стретчинг 3 раза в неделю;

■ скандинавская ходьба 2 раза в неделю (дистанция индивидуальная);

■ физкультминутки в конце каждого часа рабочего времени;

■ вечерняя прогулка 15-30 минут.

Три раза в неделю в зале реабилитации проводили занятия с преподавателями основной группы, которые обязательно включали подвижные игры. Данный вид двигательной активности не только благоприятно влияет на организм, улучшает физические способности, но игра также помогает взрослому насладиться двигательной активностью, появляется спортивный азарт, что улучшает эмоциональное состояние и настроение, что очень важно при работе с людьми умственного труда. После подвижных игр проводилась ЛФК, учитывая индивидуальные особенности каждого преподавателя, подбирались упражнения, их количество и интенсивность, затем проводился стретчинг, который улучшает работу всего позвоночника, возвращает ему необходимую подвижность и эластичность всех мышц.

Мы широко использовали скандинавскую ходьбу, потому что это универсальный способ, который:

■ улучшает подвижность позвоночника,

■ включает в работу 90% всех мышц,

■ не перегружает суставы, как при обычной ходьбе и беге,

■ увеличивает объём легких,

■ укрепляет мышцы всего тела,

■ улучшает координацию,

■ улучшает сон,

■ улучшает психическое самочувствие.

Вечерние прогулки побуждают улучшение засыпания.

Преподаватели основной группы четко придерживались режима дня и рационально питались.

Также мы использовали дополнительные компоненты: лечебный массаж, ванны, сеансы ароматерапии.

Особое внимание уделяли проведению в конце каждой недели круглого стола, где обсуждали проблемы прошедшей недели и уточняли план действий на следующую неделю, что позволило вместе находить выход из разных ситуаций и получить необходимую консультацию и совет.

В начале и в конце исследования была определена суммарная оценка субъективных показателей уровня здоровья преподавателей с гипотонией основной группы (ОГ) и контрольной группы (КГ) (табл. 2, 3).

Таблица 2

Результаты определения оценки субъективных показателей уровня здоровья в начале исследования

№ Сумма баллов (самочувствие, сон, аппетит, работоспособность) х ±m

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

КГ 9 8 12 10 13 14 12 9 10 12 9 11 14 15 11,29±0,57

ОГ 11 13 9 8 10 12 9 11 9 14 12 10 12 11 10,79±0,44

Мы можем сделать вывод из табл. 2 об общем состоянии преподавателей с гипотонией в начале исследования. Средний балл основной и контрольной группы значительно не отличается. Самочувствие неудовлетворительное, ощущается вялость, угнетение, нет желания выполнять любую работу. Сон чаще неглубокий, с пробуждениями, после сна чувствуется недосыпание. Аппетит в большинстве случаев в норме. Работоспособность снижена, наблюдается хаотичность, неупорядоченность работы, не всегда выполняется то, что запланировали.

После 6 месяцев использования разных средств физической реабилитации в соответствии с разработанным алгоритмом, было проведено повторное обследование, в результате которого были обнаружены данные, которые указывают на эффективность примененной методики физической реабилитации.

Таблица 3

Результаты определения оценки субъективных показателей уровня здоровья в конце исследования

№ Сумма баллов (самочувствие, сон, аппетит, работоспособность) х ±m

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

КГ 11 8 11 12 14 11 13 10 9 14 11 10 12 16 11,57±0,55

ОГ 17 19 16 18 17 18 15 19 20 16 20 17 19 18 17,79±0,39

По результатам табл. 3 мы можем охарактеризовать общее состояние преподавателей с гипотонией в конце исследования. Средний балл оценки субъективных показателей уровня здоровья контрольной группы значительно не изменился: в начале исследования был равен 11,29±0,57; в конце исследования - 11,57±0,55. Это свидетельствует о том, что самочувствие преподавателей контрольной группы значительно не изменилось. Средний балл оценки субъективных показателей уровня здоровья основной группы увеличился: до начала исследования был равен 10,79±0,44; в конце исследования - 17,79±0,39. Это свидетельствует о том, что самочувствие преподавателей основной группы значительно улучшилось.

Выводы. Наше исследование показало, что разработанный алгоритм использования средств физической реабилитации для нормализации показателей уровня здоровья способствовал улучшению субъективных показателей уровня здоровья. Большинство преподавателей основной группы в конце исследования отметили, что они ощущают физический и духовный подъем, радость, бодрость, желание работать. Сон у них стал глубоким, легкое засыпание и ощущение бодрости после пробуждения. Также преподаватели основной группы отметили улучшение работоспособности при любом виде деятельности.

Примечания

1. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура : учеб. пособие. М. : ГЭОТАР -Медиа, 2006. 568 с.; Коломоец Н. М. Гипертоническая болезнь и ишемическая болезнь сердца / Н. М. Коломоец, В. И. Бакшеев. М. : Медицина, 2003. 344 с.; Методические аспекты физической реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями /под ред. М. Д. Дидура. СПб.: [Б. и.], 2002. 76 с.; Mytskan T. Influence valueorientation sparents for upbringing of a healt hychild / T. Mytskan, I. Grygus // Технологии социальной работы с различными группами населения : сб. науч. статей V Междунар. науч.-практ. интернет-конф. / Забайкал. гос. ун-т ; под ред. С. Т. Кохана. Чита : ЗабГУ, 2015. С. 225-236.

2. Фоминова Г. В. Некоторые способы коррекции защитно-адаптационных реакций матери и плода при гипотонии беременных : дис. ... канд. мед. наук : 14.00.16. Саранск, 2004. 131 с.

3. Бабкина Е. В. Особенности динамики адаптационных реакций у женщин разных возрастных групп при артериальной гипотонии : дис ... канд. мед. наук : 03.03.01. М., 2011. 134 с.

4. Карпов И. Б. Оптимизация методов прогнозирования и профилактики артериальной гипотонии на фоне эпидуральной анестезии при операциях на артериях нижних конечностей : дис ... канд. мед. наук : 14.01.20. Воронеж, 2013. 164 с.

М. А. Корчемкина

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ВЗРОСЛЫХ НА ПРИМЕРЕ БРАЗИЛЬСКОГО БОЕВОГО ИСКУССТВА КАПОЭЙРА

В статье раскрываются особенности физической рекреации как вида физической культуры, а также уточняются ее основные признаки. Бразильское боевое искусство капоэйра рассматривается как один из возможных способов организации физической рекреации взрослых, показаны его отличия и специфика.

Ключевые слова: физическая культура, физическая рекреация, социализация взрослых, боевые искусства, капоэйра.

В составе физической культуры, как правило, выделяют ряд компонентов: спорт, физическое воспитание, реабилитацию, стабилизацию и физическую рекреацию. Неоспоримо то, что грамотно подобранные физические нагрузки необходимы человеку в любом возрасте. Все мероприятия, направленные на профилактику преждевременного старения, формирование здорового образа жизни включают в себя средства физической культуры. Спортивные нагрузки, участие в соревнованиях могут быть доступны не каждому взрослому человеку ввиду занятости, состояния здоровья и других причин, а средства физической рекреации, т. е. занятиям физическими упражнениями ради отдыха и удовольствия, могут стать прекрасной основой для поддержания здорового образа жизни, установления социальных контактов.

Термин «рекреация» в переводе с латинского языка означает восстановление. Так, В. П. Зайцев [1] дает следующее определение: «Физическая рекреация - это активный и пассивный отдых в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями вне производственной, научной, учебной и иной деятельности, направленный на формирование, восстановление, укрепление и сохранение здоровья человека, а также приносящий удовольствие и удовлетворение от них, но с использованием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.