СПОРТ И ТУРИЗМ
М. А. Корчемкина
МЕТОДИКА РЕКРЕАЦИОННО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ВЗРОСЛЫХ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ КАПОЭЙРЫ
В работе рассматриваются особенности построения учебной тренировки по капоэйре. Особое внимание обращается на использования занятий в секции капоэйры как современного варианта физической рекреации взрослых.
Ключевые слова: физическая рекреация, капоэйра, боевое искусство, методика тренировки.
Физическая рекреация как особый тип физической культуры ориентирована на обеспечение физического, психического, духовного и социального развития личности [1]. Мы рассматриваем обучение бразильскому единоборству капоэйра как пример физической рекреации для взрослого населения [2]. Зародившись как боевое искусство, капоэйра обладает широким спектром возможных двигательных активностей, а также способов межличностной коммуникации и мотивации к саморазвитию [3]. Один из крупнейших мастеров в России Т. Клингхофер подчеркивает, что «развитие чувства ритма, творчество и максимальное разнообразие паттернов движений - вот только некоторые из основ капоэйры, боевого искусства, которое ставит аспект искусства выше боевого аспекта» [4]. Несмотря на то, что в вопросах боевых искусствах часто говорится о цели использования их в реальной драке, в данной работе мы этот аспект как раз исключаем: «Кто-то скажет, что капоэйра не эффективна, как средство защиты. Но давайте внимательно посмотрим на мир, в котором мы живем, что больше всего угрожает современному человеку, от чего люди страдают больше. Сегодня в списке 10 самых опасных вещей, которые могут убить вас с наибольшей вероятностью, будут не стычки на улице - люди страдают от одиночества, от заболеваний, связанных с недостатком движения, депрессия, вообще, приобретает масштабы эпидемии, настоящий бич современности. И вот назовите мне боевое искусство, которое защитит вас от этих вещей лучше, чем капоэйра» [5].
Взрослые чаще всего не рассматривают свои занятия физической культурой как способы достижения высокого спортивного результата, а основными мотивами являются поддержание формы, оздоровление, саморазвитие, поэтому в экспериментальной методике по преподаванию капоэйры мы включаем разные компоненты этого боевого искусства: бой, взаимодействие, музыка, акробатика, танцевальные движения [6].
Основными задачами тренировок по капоэйре мы считаем:
• улучшение чувства ритма, развитие музыкальных способностей, обучение игре на музыкальных инструментах;
• развитие физических качеств занимающихся;
• изучение языка, истории и традиций капоэйры;
© Корчемкина М. А., 2017 118
• повышение уровня социализации, общительности, социальной креативности личности;
• хорошее самочувствие занимающихся.
В процессе тренировок по капоэйре применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:
1) Метод строго регламентированного упражнения позволяет:
- обучать двигательным действиям любой сложности. В капоэйре существуют как совсем простые упражнения, так и требующие определенной физической подготовки и длительных тренировок. Базовые навыки можно получить в течение 1-2 месяцев тренировок, но тренировать акробатические элементы можно несколько лет;
- использовать физические упражнения на занятиях с любым контингентом людей и обеспечивать индивидуальный подход к занимающимся в процессе физического воспитания. Дело в том, что капоэйрой можно заниматься достаточно продолжительное время. Мастера выходят в роду и в 90 лет, при этом могут выполнять необходимые движения. Поэтому тренировки могут быть рассчитаны на разный возраст. Нагрузки можно подбирать для любого возраста и физической подготовки. Также в капоэйре, как и в любом боевом искусстве, возможны травмы. В восстановительный период индивидуальный подход необходим.
2) Метод обучения двигательным действиям: метод целостного разучивания и метод обучения двигательным действиям по частям.
В капоэйре используются оба метода, но особое внимание уделяется второму. Выделяемые части двигательного действия могут выполняться в виде так называемых подводящих упражнений.
Они представляют собой или упрощенные варианты изучаемых действий, или выделенные части, преобразованные в целостные двигательные действия (заход на удар без выполнения удара).
Тренер по капоэйре обычно использует разные типы демонстрации упражнения:
- 100% демонстрация;
- медленно, по частям, без объяснения;
- медленно, по частям, с объяснениями;
- медленное выполнение вместе с тренером и «зеркало».
3) Игровой метод
В капойэре этот подход специфичен: он заключается в игре (joga) в кругу (roda) между двумя капоэйристами. В капоэйре нет стандартных уходов для стандартного удара и редко применяются блоки. Зато против каждой атаки можно использовать целый ряд уклонов на выбор и произвести контратаку. Игра двух капоэйристов в паре позволяет проявить возможности взаимодействия, показать коронные элементы каждого игрока и посоревноваться в хитрости и ловкости. Эти обстоятельства позволяют осуществлять:
- самостоятельный выбор занимающимися решений двигательных задач;
- быстрое решение многообразных двигательных задач, внезапно возникающих в условиях постоянно изменяющейся ситуации;
- наличие сложного и разнообразного взаимодействия занимающихся в процессе игры.
4) Соревновательный метод
Соревновательный метод основан на использовании соревновательных нагрузок в тренировочном процессе. При этом желательно воспроизводить
специфические условия соревнования на тренировках и принимать участие в достаточно большом количестве соревнований.
В капоэйре спортивные соревнования проводятся не во всех школах, в России - на базе Федерации капоэйры России. Однако локальные и региональные соревнования проводятся с целью мотивации участников и обмена опытом.
5) Методы словесного воздействия:
- методы рассказа, описания, объяснения, в которых слово используется как средство передачи знаний. У капоэйры богатая и интересная история. Названия ударов, уходов, акробатических элементов, музыкальных инструментов даются на португальском языке, и перевод их значений помогает пониманию традиций и особенностей техники;
- методы команды, распоряжения, указания, где происходит воздействие словом в целях управления деятельностью занимающихся, счет и команды также даются на португальском языке («ум-дойс-трейс» - «раз-два-три», «трока» - «смена» и т. п.);
- методы разбора, замечания, словесной оценки, с помощью которых анализируется и оценивается деятельность занимающихся.
6) Методы наглядного (сенсорного) воздействия:
- методы зрительной наглядности, при которой тренер самостоятельно показывает упражнение или просит продемонстрировать кого-то из обучающихся с ним в паре;
- метод слуховой (звуковой) наглядности. Особое внимание на занятиях капоэйрой уделяется музыкальному сопровождению тренировки (живая музыка или в записи) и игре на музыкальных инструментах (беримбау, атабаке, пандейру, агого, рекуреку).
Многие приемы обучения капоэйре были сформулированы еще в первой половине ХХ в. мастером Бимбой, однако со временем они были дополнены классическими методами, используемыми в физической культуре.
Отличительные особенности и методические приёмы можно проиллюстрировать в контексте структуры занятия. Занятие можно условно поделить на 3 части, однако основная часть тренировки по капоэйре имеет особую специфику и делится на несколько частей.
I. Подготовительная часть
Разминка имеет огромное значение в занятиях любыми физическими упражнениями. В капоэйре проводится стандартная суставная разминка, которая способствует подготовке всех групп мышц к нагрузке. Однако специфической особенностью является то, что на тренировке по капоэйре перед выполнением основной суставной разминки часто используется музыкальный блок игры на инструментах по выбору в течение 5 минут. Каждый выбирает тот инструмент, в котором желает попрактиковаться, главный ритм задают обычно более опытные ученики и тренер, а остальные присоединяются, подстраиваясь под нужный ритм.
Музыкальное вступление:
- создает эмоциональный фон занятия;
- подготавливает обучающихся к выполнению физических упражнений;
- дает возможность попрактиковаться в игре на музыкальных инструментах и отработать ритмы;
- дает возможность вспомнить или выучить песни из капойэры, тем самым практиковать изучение португальского языка и изучать историю и культуру капоэйры;
- улучшает настроение занимающихся, повышает уровень общения, так как ученики часто помогают друг другу освоить ритм, показывают неточности, если у кого-то не сразу получается подключиться к общему ритму. Стоит отметить, что все музыкальные инструменты в капоэйре являются перкуссионными (ударными), и базовые ритмы освоить довольно быстро могут даже маленькие дети.
Двигательная разминка в капоэйре по большей части стандартна, содержит упражнения для общей двигательной подготовки всех мышц к последующей нагрузке [7], иногда может уделять особое внимание определенным мышцам, если того требует основная часть занятия. Однако отличительная особенность динамической разминки в том, что она выполняется обязательно под музыкальные ритмы, характерные для капоэйры, а также в ней используются характерные элементы, например базовое перемещение жинга, заходы на удары и т. п.
II. Основная часть
Основная часть занятия варьируется, исходя из задач конкретного занятия, однако в ней можно выделить три важные части: 1) отработка элементов капоэйры; 2) вариативный компонент; 3) рода.
1) Отработка элементов капоэйры
Этот блок направлен на освоение техники ударов, уходов, акробатических элементов бразильского единоборства по капоэйре. Тренер демонстрирует новый элемент (или тот элемент, который необходимо повторить), объясняет его выполнение. Обучающиеся тренируют данный элемент в парах. Один участник пары выполняет элемент (например, удар), а второй помогает ему - держит макивары для точности удара, выполняет уход. Затем роли меняются, по команде тренера происходит смена пар.
Единичные элементы в капоэйре - это лишь начальный этап разучивания, грамотное их применение в игре требует умения выполнять их в связке таким образом, чтобы между элементами не было пауз. Исходя из этого, тренер дает элементы не по одному, а в связке, которую можно запоминать и использовать в игре. Длинные парные связки «удар-уход» создают постоянную игровую обстановку «вопрос-ответ», и если в начале изучения ученики только повторяют их и разучивают в течение занятия, то со временем они начинают сочинять такие связки самостоятельно, проявляя творческие способности и одновременно закрепляя изученный материал. Например, тренер может давать такие творческие задания:
• придумать в паре связку с новым элементом, используя уже изученные;
• закончить завершение связки, которую предложил тренер;
• придумать собственную сольную связку, в которой будет использован изучаемый элемент.
Результаты ученики показывают в кругу (роде) по очереди, отмечая, какие элементы использовали ученики в своих заданиях.
2) Вариативный компонент
Очень важным в капоэйре является тот факт, что она обладает богатыми культурными, музыкальными традициями. Поэтому в вариативном компоненте как раз реализуются задачи, связанные с изучением традиций этого боевого искусства. Условно мы можем поделить темы вариативного компонента следующим образом: музыка, акробатика, взаимодействие.
а) Музыка, ритмы, песни
Музыка - это, пожалуй, один из самых оригинальных компонентов в капоэйре. В большинстве боевых искусств музыка не используется. В капоэйре она имеет огромное значение:
• музыка задает ритм и скорость игры;
• музыка указывает тип игры, например есть ритмы беримбау, которые указывают игрокам, какой стиль требует от них руководитель «батерии» (ансамбля музыкальных инструментов) - ангола, режиональ, иуна и др.;
• в песнях капоэйры повествуется о ее истории, традициях;
• музыка создает взаимодействие между хором и кантадором (солистом за главным беримбау).
Ввиду этих обстоятельств музыкальная составляющая тренировок необходима и в течение занятия. Она, как правило, небольшая, тренер может дать для изучения новую песню перед родой, рассказать о ее переводе, значении, смысле, уточнить, когда ее поют. Опытный капоэйрист понимает, что мастер, сидящий за беримбау, может что-то подсказывать играющему в роде или всей роде. Например, текст «Quero ver a menina jogar» (порт. Я хочу видеть женскую игру) говорит о том, что сейчас лучше выходить играть девушкам; «Sacode a poeira» (порт. Стряхните пыль) говорит о том, что игра слишком жесткая, игрокам неплохо просто сделать жингу, перевести дух и играть спокойнее и т. д. Поэтому нужно быть очень внимательным, когда играешь: не только выполнять элементы, удары и уходы, но и слушать кантадора.
Оркестр капоэйры называется bateria (батерия) и состоит из следующих инструментов: berimbau (беримбау) - главный музыкальный инструмент капоэйры, представляющий собой согнутую деревянную палку с натянутой струной и резонатором из сухой тыквы; pandeiro (пандейру) - бубен, ручной рамочный барабан; agogo (агого) - музыкальный инструмент в виде сдвоенного металлического колокольчика, на котором играют, ударяя по нему палочкой (бывают кокосовые или металлические агого); atabaque (атабаки) - высокий деревянный барабан с кожаной мембраной, натянутой веревками; reco-reco (реку-реку) - музыкальный инструмент в виде деревянной трубки с насечками, по ее ребристой поверхности проводят палочкой, таким образом извлекая характерный хруст [8]. Беримбау является ведущим инструментом и всегда задает ритм игры.
Базовые ритмы на этих музыкальных инструментах отрабатываются на занятиях, а более сложные вариации ученики тренируют на факультативах или самостоятельно.
Занятия с музыкальным сопровождением имеют и большое оздоровительно-эмоциональное значение [9]. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение занимающихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности. Музыка используется и как фактор обучения, поскольку движения под музыку легче запоминаются.
б) Акробатические элементы
В капоэйре очень много акробатических элементов: колеса, стойки, мостики, некоторые удары. Они используются как непосредственно удары, уходы или украшение игры (Floreo). На тренировках отрабатывается акробатический блок 122
индивидуально, в парах или в «дорожках». Например, в капоэйре есть более 2 десятков разных колес (Au), и, если у обучающегося не получается сразу какой-то сложный элемент, тренер подбирает упрощенные замены.
Хотя акробатика дает большую красоту в игре капоэйры, но важнейшими элементами всегда остается базовая техника - жинга, удары, уходы. Акробатика -критерий высокого мастерства, так как капоэйрист может перемежать классические удары и уходы сложнокоординационными упражнениями.
в) Взаимодействие
В капоэйре нет цели нанести сопернику удар в корпус. Гораздо важнее сделать красивую игру, основанную на взаимодействии. Мы уже не раз говорили, что игра похожа на шахматы, где нужно интеллектуально обыграть соперника и, используя движение, придумать ловкий уход от удара или контратаку. В конкретной партии нет побежденных и победителей, когда капоэйрист правильно и технично падает после подсечки или удара, он получает много преимуществ перед партнером.
Упражнения на взаимодействия выполняются в парах, в частности отрабатываются удары и уходы на близком (самом безопасном) расстоянии. Многие новички совершают ошибку - отходят в роде далеко от самого соперника, и в этой дальней зоне, как правило, самая высокая сила удара. Другая ошибка - оба соперника далеко друг от друга наносят удары, которые будут абсолютно неэффективны, даже если соперник не будет уходить от них. Взаимодействие нужно много тренировать, и в этих упражнениях развивается доверие к партнеру.
Также в работе с взаимодействием используются некоторые танцевальные элементы, например методы контактной импровизации. Контактная импровизация рассматривается как форма движения в дуэте. Два человека двигаются вместе, поддерживая спонтанный телесный диалог через кинестетические сигналы распределения веса и инерции [10].
В таких упражнениях осваивается техника ведения и следования, падения и приземления, перекатов и кувырков, работы с весом, работы с давлением рук партнера и многое другое. Такие тренинги способствуют более вдумчивому отношению к движению собственного тела и расширяют возможности взаимодействия в роде.
з) Рода
В капоэйре Roda (рода) «колесо, круг» - место для проведения игры капоэйры, представляющее собой круг из хлопающих и поющих людей, музыкального оркестра и пары, играющей внутри. В структуре тренировки рода занимает особое место, именно в роде обучающийся может опробовать свои силы в игре капоэйра, где нет установленных и четких связок, а удары и уходы нужно подбирать самостоятельно, взаимодействуя со своим партнером. В капоэйре существуют различные традиционные правила выхода и нахождения в роде, которые отвечают традициям (пожимание рук перед игрой, правила выкупа игры, благодарность за игру) [11] и безопасности (правила безопасного входа и выхода в роду).
III. Заключительная часть (5 минут)
Задачами заключительной части являются: расслабление мышц после нагрузки, закрепление хорошего настроения и самочувствия. В заключительной части выполняются упражнения на растяжку, подводятся итоги занятия, даются объявления, тренер также кратко характеризует прошедший урок и делает словесные рекомендации, позитивную оценку деятельности занимающихся -словесное одобрение.
Бразильское единоборство капоэйра является характерным примером физической рекреации и обладает существенным набором методов для
социализации. Для капоэйры характерны: полноценная физическая нагрузка, так как занятия построены по всем правилам спортивной тренировки; основы интеллектуального совершенствования, потому что она развивает способности к изучению иностранных языков, помогает освоить элементы культуры других стран, способствует обучению игре на музыкальных инструментах; имеет игровой характер, что наиболее ярко проявляется в поединке участников; обращает внимание на изучение культурного наследия Бразилии, истории зарождения боевого искусства, а также изучение танцевальной и музыкальной культуры существенно расширяет кругозор человека. Эти особенности позволяют осуществлять всестороннее гармоничное развитие, поддержание здоровья, повышение двигательной активности и развитие творческих и коммуникативных навыков.
Примечания
1. Зайцев В. П. Физическая рекреация в условиях современной цивилизации. Т. 1: Формирование рекреационной культуры здоровья : учеб. пособие / В. П. Зайцев, Н. А. Олейник, В. К. Гостищев и др. Харьков : ХГАФК, 2012. 512 с.
2. Корчемкина М. А. Особенности физической рекреации взрослых на примере бразильского боевого искусства капоэйра // Педагогическое искусство. Киров : ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2017. С. 170-174.
3. Менезес де Л. Б., Соуза де Р. П. Воспитательная, физическая и психологическая польза капоэйры // Тексты о Бразилии. Капоэйра. М., 2016. С. 110114.
4. Клингхофер Т. (Mestre Cueca). Уже более 15 лет я путешествую по миру... URL: https://vk.com/cueca?w=wall-57728066_29
5. Клингхофер Т. (Mestre Cueca). Кто-то скажет, что капоэйра не эффективна, как средство защиты. URL: https://vk.com/wall-28412485_2225
6. Кондуру Г. Ф. Метаморфозы капоэйры: комментарии к истории капоэйры // Тексты о Бразилии. Капоэйра. М., 2016. С. 21-34; Коста Силва да П. К. Капоэйра и физическое воспитание в ХХ веке // Тексты о Бразилии. Капоэйра. М., 2016. С. 103109.
7. Селуянов В. Н. Технология оздоровительной физической культуры. М.: Спор-тАкадемПресс, 2001. 172 с.; Теория и методика физической культуры : учеб. / под ред. Ю. Ф. Курамшина. М. : Сов. спорт, 2003. 464 с.; Тимофеева С. Н., Авдеева М. С. Применение индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях по физической культуре в вузе : учеб. пособие. Киров : Изд-во ВятГГУ, 2008. 138 с.
8. Рогозин А., Рогозин Т. Введение в капоэйру: школа «Реал капоэйра». М. : Изд-во ИТРК, 2014. 143 с.
9. Журова И. А. Использование музыки как один из методических приемов обучения и воспитания студентов на оздоровительных занятиях по физической культуре // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2013. № 2. Т. 6. С. 58-60.
10. Зубанов Д. А. Контактная импровизация как средство преодоления внутриличностных конфликтов старшеклассников с разным социометрическим статусом. URL: http://denz1203. narod. ru/index/0-5; Морозова Ю. Контактная импровизация. URL: http://www. girshon. ru/index. php/stati-po-tancevalnoj-kontaktnoj-improvizacii-i-performansu/articles/chto-takoe-obuchenie. html, свободный.
11. Фалкан Ж. Л. С. Интернационализация капоэйры // Тексты о Бразилии. Капоэйра. М., 2016. С. 110-114.