4. Константин (Горянов), еп. Религиозно-философская антропология Виктора Несмелова [Электронный ресурс] / Константин (Горянов), еп. - Режим доступа: http://www.odmЫago.ш/o cheloveke/19. - (Дата обращения: 20. 04. 2018).
5. Лобовик Б.А. Критика философской апологии религии. / Б.А. Лобовик. - Киев: Наукова думка, 1985. - 282 с.
6. Лосский Н.О. История русской философии. / Н.О. Лосский. - М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.
Пидлубный Роман Анатольевич
старший преподаватель ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 79+16
ЕДИНАЯ СИСТЕМА ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВТИЯ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ КОМПЛЕКСА ОФП «ENVERGADURA» ШКОЛЫ КАПОЭЙРЫ ARTE MUNDO
THE WHOLE SYSTEM OF BODY MOVEMENT BUILDING AS A PART OF PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN AN EXAMPLE OF GPP COMPLEX «ENVERGADURA» IN ACADEMY OF CAPOEIRA ARTE
MUNDO
Данная статья посвящена рассмотрению методики использования одного из методов ОФП капоэйры школы Arte Mundo в качестве основы системы построения движения в процессе физического воспитания детей.
Ключевые слова: Капоэйра, методика, всестороннее развитие, физическое воспитание, система построения движения, ОФП.
This article is devoted to the strategy of one GPP methods of Capoeira training as a basis of whole system of body movement building in the process of physical education of children in Academy of Capoeira Arte Mundo.
Key words: Capoeira, strategy, comprehensive development, physical education, system of body movement building, GPP.
В предыдущей работе по изучению капоэйры («Капоэйра как средство всестороннего развития ребенка») [1] автором не было затронуто рассмотрение методических вопросов сугубо практического характера. Настало время устранить эти лакуны.
Вопрос имеет достаточно широкие рамки рассмотрения в русле вопроса о всестороннем развитии ребенка. Поэтому было принято решение сузить эти рамки таким образом, чтобы исследовать развитие детей с применением методологии капоэйры в каждой отдельной сфере - физической, интеллектуальной и духовной.
В данной работе мы коснемся сферы физического развития детей, как основы всего треугольника сфер развития, как наиболее наглядной и важной сферы, служащей основанием для двух других - интеллектуальной и духовной.
В предыдущей работе мы определились, что боевые искусства в целом, и капоэйра в частности, суть один из лучших методов, позволяющих развивать детей гармонично и всесторонне, исключая перекосы во время развития в ту или иную сторону [1].
Основой для данной работы послужили идеи многих исследователей в области построения движения и изучения феномена боевых искусств, в частности капоэйры, а также собственные исследования и разработки автора.
Предметом данной работы является использование единой системы построения движения как базового метода физического совершенствования детей.
Объектом же, в свою очередь, выступает использование метода построения движения «Envergadura» Академии капоэйры «Arte Mundo» как одного из средств, позволяющих уже в довольно раннем возрасте создать двигательный базис ребенка в сфере физического развития.
Актуальность данной работы, на наш взгляд, заключается в том, что несмотря на достаточную изученность вопроса о построении движения, рассмотрение оного с точки зрения капоэйры, кажется, является еще недостаточно изученным, особенно в сфере детского физического развития. Рассмотрение данной проблематики позволит перейти к рассмотрению более широкого ряда вопросов практического характера.
Новизна же данной работы заключается в том, что на данный момент еще никто не изучал капоэйру как средство и метод всестороннего развития ребенка.
Целью данной работы есть исследование методики капоэйры как средства физического развития ребенка. Отсюда органически вытекают задачи:
- показать особенности практики капоэйры как одной из форм парадигмы развития человека;
- определить основы методологии развития ребенка при помощи капоэйры в физической сфере;
- рассмотреть как основной метод построения движения, метод «Envergadura», применяемый в академии капоэйра «Arte mundo».
Методологической основой данной работы есть феноменологический метод, с помощью которого автор попробовал подойти к феномену капоэйры именно под углом усовершенствования человека. Также автором применялись
как общенаучные (исторический метод, метод сравнения), так и кросскультурный метод.
Историография проблемы, обзор литературы и источников.
Изучения построения движения на научной основе началось достаточно давно. Первые попытки предпринимались еще в Древней Греции и Древнем Риме. Однако не носили системного характера. Более системный характер они приобрели в период Возрождения и Нового времени. Изучаемые вопросы носили узкоспециализированный характер - в основном в этот период построение движения рассматривалось в ключе владения холодным оружием. Именно в ряде европейских трактатов по фехтованию, т.н. фехтбухах -испанских, итальянских, французских, немецких, etc. мы находим первую системную информацию по этому вопросу. Наиболее интересен в русле нашего рассмотрения испанский трактат «Трактат философии оружия и истинного мастерства и агрессии и защиты христианства» (1569, изд. в 1582) дона Иеронимо де Карранзы. Дон Иеронимо де Карранза являлся основоположником испанской школы фехтования «La Verdadeira Destreza» («истинное мастерство»). Интересен он нам прежде всего по двум причинам - во-первых, автор считает, что именно теория этой школы оказала решающее влияние на возникновение и развитие теории капоэйры в рамках единой школы работы оружием на Пиренейском п-ове, и уже оттуда попала на территорию современной Бразилии - родины капоэйры. Во-вторых, именно у Карранзы мы находим применение данных, взятых из нескольких наук - медицины, математики, геометрии, этики касательно вопроса построения движения и владения оружием. По сути, Карранза создал уникальную в европейской истории боевых искусств концепцию философического фехтования esgrima filosófica, или боевой философии.
По крайней мере, уже именно в «Философии оружия» встречается концепция кругового движения, а также движения по хордам и углам - еще более заметные у последователей Карранзы - в книге «О Величии меча» (1621) дона Пачеко де Нарваеса и труде «Академия меча»(1628) Жерара Тибо.
Следует все же отметить, что при всем научном подходе изучение вопроса в этих трактатах не носило всецело научного характера т.к. исследователи того периода все же не могли привлечь для исследований практическую науку, основанную на эксперименте.
Пионерами в этой области впервые стали советские ученые -Н.А. Бернштейн с его программным трудом «О построении движений», на многие десятилетия задавший вектор работы для всех научных исследований в
этой области, Чхаидзе Л.В. «Об управлении движениями человека» в своей работе рассматривает общие принципы координации произвольных движений.
Отдельно хотелось бы выделить работы чехословацкого педагога и хореографа Рудольфа Лабана (Варальяша). Работая в области танцевального искусства, он фактически шагнул выше узких рамок просто танца, создав Метод Анализа Движений Лабана (Laban's Movement Analysis - LMA). Метод позволяет производить универсальную запись танцевальных движений. При помощи специальных значков-обозначений фиксируется длительность (размер обозначения), амплитуда (при помощи штриховки) и направление движения (форма обозначения). Обозначения читаются снизу-вверх, располагаются вертикально. Несмотря на то, что с момента создания данного метода (1928) прошло достаточно много времени, он не потерял своей актуальности и на сегодняшний день и до сих пор используется многими хореографами в своей работе.
Из относительно новых работ хотелось бы отметить замечательное исследование коллектива авторов «Древние тайны, трансформируемые в рукопашный бой и биомеханику». В этой работе авторы дают исчерпывающую информацию о «биомеханическом» подходе к рассмотрению техники любого боевого искусства [14].
Относительно литературы и источников по капоэйре можно сказать следующее. На сегодняшний момент русскоязычных книг по капоэйре существует всего четыре. Но круг нашего вопроса полностью не рассматривается, ни в одной из нижеприведенных работ, за исключением отдельных вопросов. В этой плоскости хотелось бы отметить две работы -первая принадлежит перу двух авторов - Эдуарда Лозару и Руслана Теймозу [2]. Вторая - Антонио Мачаду [4]. Обе называются одинаково - «Капоэйра». Другие книги, которые вышли в свет, - вариации, а то и прямые копии этих книг [3].
Что же касается источников по капоэйре, то с ними дело обстоит одновременно и проще, и сложнее. С одной стороны - источников по истории, философии и практике капоэйры достаточно. Но, во-первых, они все представлены в основном на португальском и английском языках, а во-вторых, в открытом доступе их не очень много.
Все-таки хотелось бы отметить следующие источники: книги Angelo A. Decanio Filho «A heranfa de mestre Bimba. Filosofía e lógica africanas da capoeira» (Наследие Местре Бимбы. Африканская философия и логика капоэйры) [10] и «A Heranfa de Pastinha» («Наследие Местре Паштинья») [11]. В них
рассмотрены многие стороны феномена капоэйры. Причем автору удалось воедино совместить философско-мифологические аспекты и научный подход.
Практическая сторона представлена книгой Местре Nestor Capoeira «A little capoeira book» («Маленькая книга капоэйры») [9]. ^ига настолько прекрасна в практическом плане, что некоторые русскоязычные книги по капоэйре являются ее переводом (конечно же, без указания автора). И книгой Taylor, Gerard, «Capoeira conditioning: how to build strength, agility, and cardiovascular fitness using capoeira movements» в которой дана исчерпывающая информация по физической тренировке.
Из всего вышеупомянутого можем сделать следующие выводы:
- Вопрос изучения построения движения на научной основе стоит достаточно давно, но изначально не носил систематического характера.
- Упорядоченный характер он принял примерно с 20 годов ХХ века, когда стал рассматриваться с точки зрения биомеханики.
- Пионерами в этой области стали советские ученые, а также великие мастера хореографии.
- Вопрос построения движений в области капоэйры на научной основе является слабоизученным, поэтому для работы автору приходиться привлекать данные об изучении смежных боевых дисциплин и хореографии.
- Русскоязычной историографии данной проблемы фактически не существует, поэтому о ней, по крайней мере, пока что речь не идет.
- Литература из данной проблематики представлена не очень широко из-за проблемы перевода, и проблемы открытого доступа. Та же литература что есть, довольно отличается по качеству и использованию определенного материала.
- Источником работы во многом является собственный опыт автора, который оставляет большое пространство для исследования и практики.
Методология развития с помощью капоэйры.
В предыдущей работе автора Жапоэйра как средство всестороннего развития ребенка» указывалось, каковы основные предпосылки всестороннего развития с помощью боевых искусств. Тезисно повторим их:
- Наиболее всестороннее развитие мозга, при этом основной акцент идет на активизацию правого полушария и притормаживание деятельности левого;
- Правильный подбор информации, которая поступает в мозг -информация должна быть строго выдержана как тематически, так и содержательно. При этом очень важны те слова (язык), которые используются для информационного наполнения - они должны соответствовать той образной информации, работа с которой происходит на уровне правого полушария («У
капоэйры есть свой язык, кроме того у капоэйры есть свой язык, и еще у капоэйры есть свой язык» - местре Паштиня);
- Тело человека, его энергия и ум неразрывно связаны между собой и обязательно принимают участие в любой его деятельности;
- Тройственная структура сознания (ум (практическое мышление) - разум (понятийное мышление) - интуиция) человека согласуется с тройственной структурой самого человека (физическое-духовное-интеллектуальное). Эта триада рождает принцип «Трех опор» всецело определяющий процесс становления и развития гармоничной личности.
Говоря о практической стороне методологии капоэйры, можем заметить следующее. Методологическая парадигма капоэйры проходит в своем развитии 6 этапов. Этапы эти всеобъемлющи. Они охватывают все стороны развития. Не всегда эти 6 этапов являются последовательными, вытекающими один из другого. Скорее наоборот, изначально в методологии они присутствуют все вместе. Но для каждого обучаемого очередной этап или скорее часть целого, воспринимается лишь по мере понимания важности этого этапа. И никак не раньше. Части эти суть следующие:
- Birimbao или;
- Roda (Круг);
- Joga (Игра);
- Malicia;
- Mandinga;
- Malandragi.
Birimbao (Беримбау) - это традиционный музыкальный инструмент, играющий всеобъемлющую роль. При помощи беримбау управляют поведением обучаемых - отдают команды для начала-завершения движения, задают модель поведения в Роде; он указывает, какую технику применять в ходе поединка при помощи игры соответствующего ритма (таких ритмов 17, каждый из них регламентирует применение определенной техники). Игра определенного ритма на беримбау регламентирует также определённое психологическое состояние - вплоть до трансового состояния.
Roda (Круг) - это своеобразная модель Мира, Вселенной. «Volta do Mundo» - «Вращайся вокруг Мира», - говорят, когда обучаемые находятся в Роде. Поэтому все что происходит в Роде, отражает происходящее во Вселенной.
Joga (Игра) - это основной способ постижения мира капоэйристом. Капоэйрист как ребенок с открытым сердцем - он не дерётся, он не тренируется - он играет! Видов игры существует очень много, у каждой - свои правила,
свои цели. К примеру, жесткая игра (joga duro), тактическая игра (jogo dinheiro), игра в центре (jogo de dentro), ангола (angola), режионал (regional), иуна (iuna).
Дальнейшие три части - Malicia (Малисия), Mandinga (Мандинга) и Malandragi (Маландражи) неразрывно связаны друг с другом. Их смысл достаточно специфичен для понимания, так как целиком находится в рамках афро-бразильской культуры. Автор приведет описание целиком, без купюр из книги мастера Нестора Капоэйра: «Термином malicia капоэйристы обозначают характерное свойство неизменно присутствующее в игре капоэйры. Малисия здесь употребляется не в своем словарном значении «злобность», а как смесь необходимой жестокости, умения быстро оценивать ситуацию и тщательной защиты.
Можно выделить два аспекта понятия. Первый - это знание эмоций и побуждений - агрессивности, страха, гордости, тщеславия, запальчивости и т.п., - определяющих поведение каждого человеческого существа. Второй - это распознавание проявлений этих черт в другом игроке и, следовательно, умение предвидеть его дальнейшие действия, как в роде, так и в повседневной жизни. Игрок-малисио способен уклониться от удара противника и приготовиться к контратаке или броску прежде, чем тот закончит свое движение. В обыденной жизни он должен уметь распознавать реальную сущность только что встреченных людей, сокрытую под маской общепринятого поведения.
По-другому малисия определяют, как обман или введение в заблуждение противника, рассчитывающего, что вы сделаете одно, когда на самом деле вы собираетесь сделать нечто совершенно другое и неожиданное.
Развитие малисия - это никогда не кончающийся процесс, который стимулируется участием в игре, наблюдением за игрой других и наблюдением происходящего в вашей повседневной жизни и жизни других людей.
Малисия порой называют также мандинга (mandinga), хотя последнее слово имеет более широкое значение, и подразумевает понимание основных природных стихий и знание, как использовать их при помощи определенных магических ритуалов.
Хотя понимание малисия и мандинга требуется, чтобы считаться капоэйристом, у многих игроков за другими занятиями это уходит на другой план. Они забывают популярную бразильскую поговорку, гласящую «malandro demais se atrapalha» означающую, что, если кто-нибудь пытается быть слишком умным или словчить, вместо того, чтобы ввести в заблуждение противника, он только вводит в заблуждение самого себя. Они теряются, вступая в контакт с обладателем такого знания. Их наваждением становится стремление быть умнее других, сильнее других, быть знаменитым и иметь положение в
обществе. При этом они забывают, что все мы принадлежим к одному кругу-рода, должны оставаться друзьями, получать удовольствие от общения и доставлять его другим для того, чтобы наиболее полно ощущать пульсацию жизни» [9, 33].
Иными словами, здесь мы можем провести некую параллель с классической триадой развития боевых искусств Востока: Физическое тело -Техническое совершенство - Разум. При этом понятия малисия, мандинга и маландражи отражают скорее этапы совершенства Разума, который управляет развитием физического начала и технического мастерства.
Из всего вышесказанного мы можем сделать следующие выводы:
- Принцип «Трех опор», являющийся краеугольным для капоэйры;
- Методологически можно выделить 6 этапов парадигмы развития капоэйры: Беримбау, Рода, Жога, Малисия, Мандинга и Маландражи;
- Этапы являются нелинейными и прохождение их зависит от уровня понимания капоэйры.
Особенности практики капоэйры как одной из форм парадигмы развития
человека.
Мы знаем, что принцип «трех опор» является основополагающим принципом методологии капоэйры. Принцип «трех опор» выделяет следующие три сферы развития - физическое развитие, интеллектуальное развитие, и духовное развитие. Как уже было сказано, все «три опоры» неразрывно связаны между собой, поэтому каждая из сфер оказывает влияние друг на друга. Поэтому, изучая каждую грань капоэйры, ребенок параллельно развивается во всех трех сферах. Здесь мы рассмотрим непосредственно, каким же образом этот принцип проявляется на практике. Ниже представлена именно та практическая форма, которая принята в Академии «Arte Mundo». Безусловно, в этой практике имеется как ряд общих моментов, характерных для многих школ, так и ряд особенностей, представленных только в данной школе. Поскольку задачей данной статьи не является рассмотрение практики капоэйры целиком, то здесь она будет представлена лишь тезисно.
Общие особенности, присущие практике капоэйры с акцентом на развитие человека:
1. Вся терминология техник капоэйры представлена на бразильском диалекте португальского языка, что с первых дней практики дает возможность развивать ребенка интеллектуально.
2. Занятия по капоэйре проходят только под музыку, при этом музыка служит как для расслабления занимающегося, избавляет его от проявления
агрессии по отношению к товарищам, так и приучает ребенка МЫСЛИТЬ категориями РИТМА, как при выполнении техники, так и в других сферах.
3. В свою очередь занятия под музыку дают возможность обучать детей игре на традиционных музыкальных инструментах, таких как berimbao, atabaque, pandeiro, ago-go, reque-reque. При этом традиционная методика обучения дает возможность делать это без специального музыкального образования. Дети даже достаточно раннего возраста (4 лет) довольно быстро и свободно учатся игре на инструментах. Овладение же игрой на музыкальных инструментах позволяет раскрыть в ребенке творческие способности, приучает его смотреть на мир с позиции культуры и искусства.
4. Занятия ведутся с позиции игры (Jogo), которая, как мы помним, есть основной вид деятельности ребенка. А это в свою очередь позволяет обучать, используя игровой, «несерьезный» подход - когда неверно выполненное движение не воспринимается как ошибочное, неточное, неправильное, а всего лишь как вариант игры на пути к ее цели - совершенной технике. К тому же такой подход позволяет привлечь для занятий одну из лучших мотиваций -удовольствие. Ведь играя, ребенок получает удовольствие, что и является одной из множества целей для занятий капоэйрой.
5. Движения изучаются от простого к сложному, в таком ключе, что каждое предыдущее более простое движение является частью последующего более сложного. Сначала изучается базовая техника, состоящая из нескольких разделов, а потом уже изучается более продвинутая.
Далее опишем ряд техник (далеко не все, т.к. такое рассмотрение выходит за рамки данной статьи), присущих школе «Arte Mundo»
№ Название техники Перевод Назначение
п/п
1 Ginga Джинга Основное «базовое» движение капоэйры, представляющее собой покачивающуюся походку из стороны в сторону
2 Péndulo Маятник Вариант раскачивания выполняемый в разных плоскостях
3 Passagem Перемещение, Проход Ряд техник,(9) используемых для перемещения в разные стороны
4 Base primeira Первая основа Основная 1 -я базовая позиция
5 Base segunda Вторая основа Основная 2-я базовая позиция
6 Negativa Отрицание Основная 3-я базовая позиция
7 Role Перемещение вращением и 3-й во 2—ю или 1-ю базовые позиции
8 Au Колесо
9 Queda de rins Опора на почки Положение в котором капоэйрист «стоит »
на руках опираясь локтями на подвздошную кость
10 Meia lua de frente Передний полумесяц Удар махом снаружи вовнутрь
11 Удар махом изнутри наружу
12 Meia lua de compasso Полумесяц компас Удар вращением за спину из положения внузу
13 Martelo Молот Боковой удар
14 Pisao Порез Толчковый удар в сторону
15 Banda Подбив Подбив
16 Rasteira Подсечка Подсечка
17 Vingativa Месть Бросок опрокидывание через бедро
18 Tesoura Ножницы Бросок ножницами
19 Escala Масштаб Прямой удар ладонью
20 Galopante Боковой удар ладонью снаружи вовнутрь
21 Godeme Боковой удар ладонью изнутри наружу
22 Jogo de maos Игра рук Упражнение для развития подвижности рук
23 Esquiva Уклон Уклон, группа защитных техник
Конечной целью изучения техники является такое ее выполнение, чтобы любой технический элемент выполнялся спонтанно и произвольно. Достичь этого при выработке технических навыков в капоэйре возможно, используя закономерный порядок организации и построения управлением движения [11, 56]. Иными словами, для этого необходимо выработать программу движения (которая собственно и является техникой капоэйры), которая будет запускаться в любой необходимой ситуации. Рассмотрение физиологических механизмов выработки данных программ находиться вне рамок данной статьи. Ниже мы коснемся лишь определенных методологических способов выработки таких программ.
Вполне закономерно, что порядок выработки навыка проходит следующие этапы - становление, выработка, усовершенствование. На 1-м самом важном этапе становления навыка, используется следующий методологический подход - изучение своеобразного «алфавита» или «азбуки движения». Сама «азбука движения» должна состоять из минимального набора наиболее простых и универсальных движений, лежащих в основе всех последующих технических навыков. На этапах выработки и совершенствования технических навыков - своеобразных «слов» и «предложений» движения, такой подход позволит быстрее и точнее осваивать более сложные технические навыки.
Из всего вышесказанного мы можем сделать следующие выводы: особенностями практики капоэйры как парадигмы развития человека являются
- Использование португальского языка;
- Занятия проходят под музыку и с обучением игре на традиционных музыкальных инструментах;
- Занятия ведутся с позиции игры;
- Технические навыки осваиваются от простого к сложному с использованием изучения «азбуки движения».
Комплекс ОРУ «envergadura»
Ниже мы рассмотрим, как пример, один из образцов такой «азбуки движений» - комплекс ОРУ «Envergadura». В переводе с португальского языка это слово имеет несколько значений 1) дословное значение - «ширина паруса»,
2) означает ПРОЦЕСС натяжения и разворачивания паруса моряками на судах,
3) переносный смысл - означает силу ума, таланта. Название комплекса символизирует процесс во время которого происходит наполнение и развитие человека (ребенка) жизненными силами и качествами подобно тому как происходит развертывание и наполнение парусов силой ветра. И одновременно с этим происходит развитие, раскрытие силы ума обучающегося. Особенностью методики АК «Arte Mundo» является то, что при описании движений используются основы биомеханики.
Комплекс построен таким образом, что используются следующие общие принципы:
1. При выполнении упражнений используется холистический подход - т.е. все упражнения выполняются таким образом, чтобы задействовать максимальное количество мышц и/или сухожилий всего тела.
2. Каждое упражнение выполняется в максимальном количестве плоскостей (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной), возможных для той или иной группы суставов, сами же движения в пространстве ограничены кинесферой - сферой, описываемой вокруг общего центра тяжести человека. Ее края ограничены длиной конечностей человека. Таким образом ребенок постепенно постигает возможности собственного тела, осознавая, как текущие его ограничения, так и возможный вектор дальнейшего его развития.
3. Каждое упражнение выполняется в максимально возможном количестве секторов (всего их 8, на более продвинутом уровне - 12).
4. Каждое упражнение выполняется сначала по прямолинейной траектории, затем - по криволинейной. И также - от простого к сложному (по дуге, по кругу, по восьмерке, по спирали и т.д.).
5. Каждое упражнение, после изучения основного рисунка, может быть выполнено с определенной качественной составляющей, направленной на развитие одного из 5 основных качеств - скорости, силы, выносливости, гибкости и ловкости. Для этого в качестве дополнения могут быть использованы в том числе определенные предметные регуляторы - мячи, палки, ленты, цепи, гантели, гири, эспандеры и т.д.
6. Комплекс является по сути азбукой движения. Несмотря на то, что он состоит из конечного и определенного числа упражнений-букв, по желанию практикующего может быть дополнен и расширен (или соответственно сужен) любым количеством любых других упражнений, которые соответствуют целям занимающегося на текущий момент.
7. Все упражнения выполняются в определенном порядке - (снизу-вверх или сверху-вниз) вдоль т.н. центров контроля движения (которых насчитывается 20). При этом, в силу особенности анатомии человека, существуют как парные (их 8), так и непарные (их 4) центры контроля.
8. При работе с парными центрами контроля движения возможны параллельные, взаимообратные режимы выполнения, также режим выполнения в разных плоскостях, секторах и под разными углами, и на разных уровнях и т.д.
9. Все упражнения должны выполняться таким образом, чтобы ребенок обретал качество осознанного контроля управления собственными движениями. Для облегчения этого процесса необходимо использование образно-игрового подхода при разучивании движений.
Теперь перейдем к непосредственному описанию упражнений комплекса
№ Центр контроля движения Название упражнения
п/п (ЦКД)
1 Центр головы Movementos de cabe9a Движения головой
2 Правое плечо Movementos de direito bra9o Движения плечом правым
3 Левое плечо Movementos de esquerdo bra9o Движения левым плечом
4 Правый локоть Direito cotovelo Движения локтем правым
5 Левый локоть Esquerdo cotovelo Движения левым локтем
6 Правое запястье Direito carpo Движения запястьем правым
7 Левое запястье Esquerdo carpo Движения запястьем левым
8 Пальцы правой руки Direitos dedos Движения правой руки пальцами
9 Пальцы левой руки Esquerdos dedos Движения пальцами
левой руки
10 Ось позвоночника espinha Движения вокруг оси позвоночника
11 Середина грудного отдела позвоночника esterno Движения вокруг грудины
12 Общий центр тяжести Bacia (таз) Движения тазом
13 Правый тазобедренный сустав Direita Coxa (бедро) Движения вокруг правого тбс
14 Левый тазобедренный сустав Esquerda coxa Движения вокруг левого тбс
15 Правое колено joelho Движения правым коленом
16 Левое колено joelho Движения левым коленом
17 Правый голеностоп perna Движения правым голеностопом
18 Левый голеностоп perna Движения левым голеностопом
19 Пальцы правой ноги Bicos dos direitos pes Движения пальцами правой стопы
20 Пальцы левой ноги Bicos dos esquerdos pes Движения пальцами левой стопы стопы
21 Все тело Ginga(3 варианта)
22 Все тело Pendulo (3 варианта)
23 Все тело Balanso (3 варианта)
Использование комплекса ОРУ «Инвергадура» позволяет уже на начальном этапе формирования двигательного навыка заложить безошибочные движения, необходимые для дальнейшего развития всего корпуса технических умений и навыков, необходимых для дальнейшего развития ребенка как в области капоэйры, так и в любых других областях.
Из всего вышеописанного мы можем сделать следующие выводы:
- Комплекс ОРУ «Инвергадура» является универсальной «азбукой движения», позволяющей освоить практически любой двигательный навык в сфере развития ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во вступлении автором был очерчен круг вопросов, на которые надо было ответить. В ходе исследования автором были сделанные следующие выводы:
1. Вопрос построения движений в области капоэйры на научной основе является слабоизученным, поэтому для работы автору приходиться привлекать
данные из смежных боевых дисциплин и хореографии; пионерами в области изучения движения на научной основе стали советские ученые, а также великие мастера хореографии.
2. Русскоязычной историографии данной проблемы фактически не существует, поэтому о ней, по крайней мере, пока что речь не идет, литература из данной проблематики представлена не очень широко из-за проблемы перевода и проблемы открытого доступа. Имеющаяся литература отличается по качеству и использованию определенного материала.
3. Источником работы во многом является собственный опыт автора, который оставляет большое пространство для исследования и практики.
4. При постановке задачи всестороннего развития человека (ребенка), создания личности, Человека с большой буквы, педагог должен гармонично (целостно) развивать оба полушария мозга, с помощью форм и методов, из которых на первое место на сегодняшний день выходит практика капоэйры. Именно это боевое искусство наиболее целостно позволяет развивать ребенка во всех трех сферах - духовной, интеллектуальной, физической, используя принцип «трех опор», «трех сфер». Согласно этому принципу развитие человека (ребенка) в одной сфере, будет идти лучше и быстрее, если оно сопровождается параллельно развитием в других сферах (физической, духовной, интеллектуальной). Именно поэтому использование «принципа трех опор» является основополагающим в методологии капоэйры.
5. Методологически можно выделить 6 этапов парадигмы развития капоэйры: Беримбау, Рода, Жога, Малисия, Мандинга и Маландражи. Этапы являются нелинейными и прохождение их зависит от уровня понимания капоэйры.
6. Особенностями практики капоэйры как парадигмы развития человека являются: использование португальского языка, прохождение занятий под музыку и с обучением игре на традиционных музыкальных инструментах, тотальное использование принципа игры, освоение технических навыков от простого к сложному с использованием изучения «азбуки движения».
7. Использование Комплекса ОРУ «Инвергадура», являющегося универсальной «азбукой движения», позволяет как освоить практически любой двигательный навык в процессе развития ребенка в физической сфере, так и помочь развитию в других сферах - интеллектуальной и духовной.
Если говорить о практическом применении полученных данных, то важно заметить следующее: во-первых, полученные данные могут быть применены сугубо теоретически - в дальнейшей разработке отдельного методико-практического курса «Капоэйра как метод всестороннего развития ребенка»,
скажем, в сфере дополнительного образования; во-вторых, полученные выводы могут быть применены каждым человеком для детерминации своего развития и саморазвития, и для общего усовершенствования всех своих начал - телесного, духовного интеллектуального.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пидлубный Р.А. ^поэйра как средство всестороннего развития ребенка / Р.А. Пидлубный // Вестник Донецкого педагогического института. Научный журнал [текст]. Выпуск 3. - Донецк: ДонПИ, 2017. - 225 с. - С. 15В.
2. Лозаро Э, Теймозу Р. Еапоэйра / Э. Лозаро, Р. Теймозу. Еапоэйра. - М., ИНБИ, 2002. -11б с. - (Серия «Мир боевых искусств»).
3. Ляхова КА. Техника боя капоэйра: Искусство боя для настоящих мужчин / КА. Ляхова. -М.: РИПОЛ классик, 2005. - 192 с.: ил. - (Боевые искусства).
4. Мачадо А. Еапоэйра / А. Мачадо. - Ростов-Н/Д: «Феникс», 2003. - 1б0 с. (Серия «Мастер боевых искусств»).
5. Мунтян В.С. Стратегия, технико-тактическая и психологическая подготовка. Стратегия преодоления страха / В.С. Мунтян. - Харьков: Хагафк, 2001. - 7б с.
6. Сенчуков Ю.Ю. Да-Цзе-Шу - искусство пресечения боя: Енига первая: Общие принципы и традиционные секреты восточных боевых систем / Ю.Ю, Сенчуков. - 2-е изд. - Мн.: "Современное слово", 2000. - 352с.
7. Angelo A. Decânio Filho «A herança de mestre Bimba. Filosofía e lógica africanas da capoeira» В. Angelo A. Decânio Filho «A Herança de Pastinha»
9. Nestor Capoeira A Little Capoeira book, North Atlantic Books, Berkeley, California, 2003
10. Taylor, Gerard, Capoeira conditioning: how to build strength, agility, and cardiovascular fitness using capoeira movements, North Atlantic Books, Berkeley, California, 2005
11. Чхаидзе Л.В. Об управлении движениями человека / Л.В. Чхаидзе. - М. : Издательство «Физкультура и спорт», 1970. - 135 с.
12. Методика проведения общеразвивающих упражнений. Методические указания. Изд-во ГУАП, Санкт-Петербург, 2015. - 27 с.
13. Eden Davis Beyond Dance. Laban's Legacy of Movement Analysis. Brechin Books Ltd б Brechin Place, London 2001.
14. Давыдов В.П. Древние таинства, трансформируемые в рукопашный бой и биомеханику / В.П. Давыдов, И.И. Ховаленко, Д.И. Холесов, П.С. Дидур. - Смоленск: Издательство «Смоленская городская типография», 2007. - 372 с.
15. Ыуц В. ^льтура самозащиты: русский кулачный бой / В^уц. - Ростова н/Д.: Феникс, СПб: Северо-Запад, 2006. - 480 с.: ил.
16. Титов В.В. Радужный Поток. Вступление. - Тверь: Российское производственное издательско-производственное объединение «Итиль», 1991.
17. Луис Пачеко де Нарваес. Простой способ экзаменации учителей в искусстве фехтования с оружием [Перевод с испанского] - Днепр: Середняк Т.К, 2017. - 112 с.