УДК 796.07
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЕРТОЛЕТЧИКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАПОЛЯРЬЯ
Александр Викторович Горбунов, преподаватель, Военный учебно-научный центр
военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», филиал в г. Сызрани
Аннотация
Крайне холодный климат, необычная периодичность света (полярные явления днем и ночью), повышенный фон электромагнитных колебаний, значительный снежный покров, удаленность и недоступность в большинстве должны быть включены в число факторов неблагоприятного воздействия на военнослужащих, характерных для Крайнего Севера и Заполярья военной инфраструктуры. Все эти факторы, действуя в совокупности, уже сами по себе вызывают комплекс негативных психофизиологических изменений в организме военнослужащих, снижая функциональное состояние и работоспособность на протяжении всего срока службы, и, кроме того, усложняют организацию и нормальное течение боевой подготовки. Самым сложным в этом плане является зимний период обучения. В данной статье мы будем рассматривать и исследуем особенности физической подготовки вертолетчиков в условиях Заполярья.
Ключевые слова: военное дело, подготовка, летчики, Заполярье, физическая культура, государство, климат.
FEATURES OF HELICOPTER PILOTS PHYSICAL TRAINING IN THE CONDITIONS OF THE POLAR REGION
Alexander Viktorovich Gorbunov, the teacher, Military Educational Scientific Center of the Air Force "Military and Air Academy of N.E. Zhukovsky and Yu. A. Gagarin", branch in Syzran
Annotation
Extremely cold climate, unusual light frequency (polar day and night), the raised background of electromagnetic oscillations, considerable snow cover, remoteness and inaccessibility in the majority have to be included in number of factors of an adverse effect on the military personnel, typical for the military infrastructure of Far North and the Polar region. All these factors together already cause a complex of negative psychophysiological changes in an organism of the military personnel, reducing a functional state and working capacity during all service life, and, besides, complicate the organization and the normal course of combat training. The most difficult in this plan is the winter period of training. In this article we will consider and investigate features of physical training of helicopter pilots in the conditions of the Polar region.
Keywords: military science, preparation, pilots, Polar region, physical culture, state, climate.
В первые месяцы зимнего периода обучения в условиях прохождения службы в районах Крайнего Севера и в условиях полярной ночи, на фоне ослабления устойчивости организма к воздействию холода, возникает так называемая гипокинезия - состояние, при котором недостаточная двигательная активность организма приводит к ограничению темпа и объёма движений. Сокращение длины светового дня ведет к уменьшению частоты межличностных контактов, что, в свою очередь, создает прецедент социальной изоляции в общении, и в целом, без достаточной компенсации, может вызывать гомеостатические и психосоматические расстройства или даже предпатологические и патологические состояния [1, с. 156].
Для устранения этих негативных явлений вопросы оптимального подбора и использования физических упражнений приобретают в условиях Крайнего Севера большое значение.
В зимний период обучения целесообразно выстраивать процесс физической подготовки летного состава вертолетных воинских частей в условиях Крайнего Севера и Заполярья в соответствии с динамикой акклиматизации организма, что предполагает наличие двух отдельных циклов, состоящих из трех и двух месяцев соответственно.
Первый цикл, проходящий в течение трех месяцев, - наиболее ответственный и важный с точки зрения адаптации - должен включать два этапа: первый-второй месяц, второй-третий месяц.
На первом этапе (декабрь-январь) основной задачей физического воспитания является совершенствование адаптационно-приспособительных механизмов организма военнослужащих к действию тех или иных климатических факторов. Здесь наиболее эффективным является использование объемных, но разнесенных во времени физических нагрузок умеренной интенсивности (частота пульса не должна превышать ста сорока-ста восьмидесяти ударов в минуту) с учетом дозированного, то есть периодического, но кратковременного эффекта холода.
Для этих целей в дополнение к утренним физическим упражнениям и тренировкам рекомендуется использовать физические упражнения во время перерывов (пауза физической активности), совмещая их в помещении и на улице в часы максимальной ежедневной работы человека (от десяти до двенадцати, с шестнадцати до восемнадцати часов по местному времени).
Следует иметь в виду, что на начальном этапе развития упражнений, выполняемых на улице и в помещении, нецелесообразно увеличивать нагрузку, так как это затрудняет формирование устойчивых двигательных навыков и приводит к чрезмерному охлаждению организма, после увеличения интенсивности теплообмена.
Использование физических упражнений рекомендуется проводить в классе для других предметов боевой подготовки. В этом случае происходит «изотермическая, согревающая тренировка», которая способствует улучшению, прежде всего, терморегуляторных способностей военнослужащих.
Эффективность такого подхода заключается в особом режиме и условиях мышечного напряжения, при которых общее тепловыделение организма увеличивается с постоянным теплообменом.
На втором этапе первого цикла особое внимание уделяется наличию сильного ветра на фоне низкой температуры воздуха как наиболее неблагоприятному среди факторов холода. Физическая культура в этот период направлена на дальнейшее улучшение двигательных способностей и закаливание организма [2, с. 278].
Методической особенностью этого этапа является использование кратковременных, но более интенсивных нагрузок (частота сердечных сокращений может достигать и даже превышать сто восемьдесят ударов в минуту).
Во втором цикле адаптации (два месяца) качественные соотношения характеристик и компонентов двигательных нагрузок в содержании тренировок сохраняются, то есть сначала они объемные (март), а затем более интенсивные (апрель), но в целом физические нагрузки выше, чем в первом цикле.
Это достигается включением в программу боевой подготовки упражнений лыжной подготовки на первом этапе этого цикла, а на втором этапе упражнений из разделов гимнастики, рукопашного боя и преодоления препятствий.
В условиях полярной зимы хорошим способом проверки степени адаптации к нагрузкам и подготовленности военнослужащих на этом этапе являются походы на лыжах в выходные дни, в ходе которых проверяется техника выживания на местности, а также стрельба из личного оружия и упражнения по ориентированию.
Эти мероприятия желательно запланировать на первый этап второго адаптационного цикла (март - начало апреля).
На заключительном этапе этого цикла необходимо более широко использовать соревновательный метод для стимулирования и увеличения интенсивности физической активности.
В содержание занятий можно включить физические упражнения, которые выполняются в военной форме, что способствует тренировке большей выносливости.
Специально направленная физическая подготовка летного состава подразделений Министерства обороны Российской Федерации для предполагаемых действий в экстремальных условиях окружающей среды требует определенной специфики, которая обусловлена тесной взаимосвязью между физическим состоянием, профессиональной подготовкой и климатическими факторами.
К сожалению, в современных методических указаниях по физической подготовке в учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации не всегда уделяется должное внимание вопросам ранней адаптации военнослужащих к режиму боевой деятельности в условиях экстремальных климатических условий.
В районах Крайнего Севера воздействие на организм человека низких температур с сезонными изменениями освещенности в некоторой степени ослаблено ношением теплой одежды и выполнением профессиональных действий при искусственном освещении. Суровость местного климата оценивается экстремальным воздействием на организм человека неблагоприятных факторов низких температур окружающей среды, тем самым ставя его на грань выживания.
Основными негативными факторами являются холод, эффект которого выражается в единичном или комбинированном действии экстремально низких температур, достигающих до -60°С, и сильные ветра (до 50 метров в секунду или более).
К числу неблагоприятных факторов окружающей среды также относятся: [3, с. 188]:
- резкие и частые изменения атмосферного давления;
- необычный световой период, так называемый полярный день и полярная ночь;
- повышенный фон электромагнитных колебаний;
- значительный по масштабу и глубине залегания снежный покров;
- дефицит растительности и труднопроходимые местности.
Все они, как правило, действуя в комплексе, оказывают существенное негативное влияние на функциональное состояние и боевую учебную деятельность личного состава подразделения.
Все это требует специальной организации физической подготовки с учетом действия холода, особенностей освещенности и характера протекания адаптационных процессов для лиц, впервые оказавшихся в условиях полярной ночи и низких температур (зимой).
Процесс физической подготовки военнослужащих, действующий в рассматриваемых условиях, должен быть построен зимой с учетом особенностей адаптационного процесса, который состоит из трех этапов:
- этап «острой» адаптации;
- этап перестройки адаптивных реакций;
- этап формирования новых адаптивных реакций.
Продолжительность фазы «острой» адаптации в зимний период будет несколько больше, чем в более благоприятных климатических регионах, - примерно в течение одного месяца.
Выбор утренних физических упражнений обусловлен погодными условиями и в некоторых случаях выполняется в помещении, что требует его специальной организации и подбора определенных упражнений. Использование упражнений на свежем воздухе требует обязательного компактного перемещения подразделений вблизи объектов постоянного размещения.
В тренировочных занятиях используются упражнения из всех разделов, кроме полосы препятствий. Лыжная подготовка проводится только при особо благоприятных погодных условиях, один или два раза в месяц, при этом используется средняя интенсивность упражнений. Особое внимание уделяется формированию двигательных навыков при выполнении упражнений в утепленной форме одежды.
Основным направлением и основной целью тренировок является развитие выносливости и скоростно-силовых качеств. При этом примерно половина занятий, частично или
полностью, должна проводиться на открытом воздухе.
Возможности физической подготовки в процессе боевой подготовки ограничены, и она обеспечивает гарантированный результат только при длительных тренировках на большие расстояния. В спортивно-массовой работе преобладают спортивные и подвижные игры по упрощенным правилам и различные виды единоборств.
На втором этапе адаптации, который продолжается от одного до полутора месяцев, интенсивность и продолжительность непрерывных нагрузок физической активности увеличивается.
Методической особенностью этого этапа является использование кратковременных, но интенсивных нагрузок (частота сердечных сокращений может достигать и даже превышать сто семьдесят ударов в минуту), вплоть до соревновательных, на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре [4, с. 260].
Утренняя зарядка претерпевает изменения только для увеличения объема и интенсивности нагрузки.
Учебные занятия в основном проводятся в комплексе, чаще всего планируются занятия на свежем воздухе. В этот период физическая производительность контролируется путем выполнения функциональных тестов.
Начало третьего этапа, который продолжается от одного до полутора месяцев, обычно совпадает с увеличением продолжительности светового дня и меньшей вероятностью низких температур, что создает условия для расширения содержания физической подготовки. Утренние физические упражнения, как правило, выполняются на открытом воздухе, чаще всего используется вариант с длительным бегом. Повышение уровня соревновательных упражнений расширяет возможности спортивной работы.
Во время тренировок продолжают увеличивать интенсивность физической активности. В этот период планируется достаточно длительная лыжная тренировка, так как риск потери ориентации уменьшен. Обязательна проверка готовности военнослужащих для лыжной подготовки. Лыжные походы выходного дня планируются с элементами обучения не только методам лыжной тренировки, но и методам выживания и ориентации на местности. В условиях Крайнего Севера в период приведения в повышенную боеготовность подразделений возможно нарушение адаптационного процесса: вместо проявления его устойчивой фазы процессы адаптации нарушаются из-за эффектов гиподинамии в профессиональной деятельности некоторых специальностей (в частности, работников связи) и состояние десинхроноза к исходу полярных ночей.
Это мотивирует особую профилактическую направленность физического воспитания на данном этапе с обязательным контролем функционального состояния организма и определением приоритетности развития физических качеств.
Продолжительность утренней зарядки составляет до пятидесяти минут и, как правило, в спортивной одежде. Во время тренировок большая часть времени отводится выполнению контрольных стандартов по программе физической подготовки.
Учитывая энергоснабжение организма, особенности терморегуляции и физическую работоспособность военнослужащих летных подразделений Министерства обороны Российской Федерации в экстремальных условиях Крайнего Севера, рекомендуется проводить физические тренировки при определенных значениях температуры воздуха и скорости ветра, а также придерживаться рекомендаций по содержанию занятий по физической подготовке персонала в зимний период на Крайнем Севере и в Арктике.
Отличительными условиями прохождения военной службы на Крайнем Севере являются [5, с. 424]:
- однообразие ландшафта и окружающих условий;
- необходимость длительного пребывания в помещениях в зимнее время;
- частые, до 40%, срывы занятий и других боевых тренировок зимой из-за непогоды.
Эти условия могут, при определенных обстоятельствах, вызвать развитие неблагоприятных событий:
- гиподинамия;
- психическое напряжение;
- ухудшение психологического климата в коллективе.
Учет этих факторов при организации учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию в учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации поможет предотвратить снижение уровня физической и военной профессиональной подготовки, а также различных видов заболеваний при дальнейшей службе в экстремальных климатических условиях.
Во время полетов пилоты выполняют различные боевые учебные задания. Так, экипажи противолодочных самолетов Ту-142 и противолодочных самолетов средней дальности Ил-38 совместно с экипажами корабельных противолодочных вертолетов Ка-27 разработали тактические методы поиска, классификации и сопровождения подводных лодок.
Экипажи морской авиации поднимаются, как на самолетах, так и на вертолетах в арктическом небе днем и ночью. Полетам традиционно предшествует тщательная подготовка, проверка готовности инженерно-технического персонала, наземных служб и специалистов обеспечивающих выполнение задач смены.
В военном училище летчиков, базируемом в городе Сызрани, также большое внимание уделяется отбору курсантов для дальнейшей службы, как в южных, так и северных краях. Начиная с первого курса обучения, путем тестирования, определяется профессиональная пригодность военнослужащих, их морально-психологические качества, а также выносливость - качества, чрезвычайно важные при прохождении службы в отдаленных гарнизонах сурового Заполярья. Не на последнем месте при определении степени годности для службы в районах с холодным климатом стоит физическая подготовленность курсантов на протяжении всего периода обучения. Так как физическая подготовка и психическое состояние вертолетчиков тесно связаны между собой, особое внимание уделяется именно этим человеческим факторам. И конечно же, для дальнейшего успешного и профессионального выполнения учебных и боевых задач основой при распределении военнослужащих в воинские части, базирующиеся в Заполярье, является их мастерство управления машиной в воздухе, показанные на стажировках и итоговом экзамене - это и составляет основное предназначение в службе вертолетчика.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аноним. О военных делах / Аноним. - М. : Алетейя, 2014. - 256 c.
2. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка : учебник / И.С. Барчуков. - М. : Советский спорт, 2015. - 431 c.
3. Бахмутский, А.Е. Педагогика : учебник / А. Е. Бахмутский. - Санкт-Петербург : Питер пресс, 2017. - 304 с.
4. Гусак, П.А. Начальная военная подготовка (справочное пособие военрука) / П.А. Гусак, А.М. Рогачев. - М. : Просвещение, 2014. - 480 c.
5. Педагогика физической культуры и спорта : учебник / под ред. С.Д. Неверковича. - М. : Академия, 2010. - 329 c.
REFERENCES
1. Anonym (2014), About military Affairs, Aletheia, Moscow.
2. Barchukov, I.S. (2015), Physical education and physical education: textbook, Soviet sport, Moscow.
3. Bakhmutsky, A.E. (2017), Pedagogy: textbook, Peter press, St. Petersburg.
4. Gusak, P.A. and Rogachev, A.M. (2014), Initial military training (handbook of military instructor), Education, Moscow.
5. Ed. Neverkovich, S.D. (2010), Pedagogy of physical culture and sports: textbook, Academia, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.09.2019
УДК 796.011
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Валерий Иванович Григорьев, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Ольга Вячеславовна Миронова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация
Переход физической культуры студентов на систему элективов, мотивированный образовательными стандартами третьего поколения (ФГОС ВО 3++), реализуется с позиций антропоцентризма проектного управления (ПУ). Методология ПУ выдвигает на первый план технологическое обновление, диверсификацию ресурсов, сосредоточенных на овладение общекультурными компетенциями. На платформе элективов реализуются императивы целостности обучения и тренировки, оперативно вносятся коррективы в операционный состав и траектории физического развития. Редуцированный по целевым индикаторам управленческий алгоритм сосредоточен на оценке прецедентов телесного развития. Информационно-технологическая платформа ПУ сфокусирована на мобилизацию стимулов развития, максимально ориентированных на результат. Точки роста возникают при освоении программ синтетического типа, повышающих энергетическую затратность и глубину воздействия нагрузки. Снижение аберантности воздействия достигается благодаря оперативной регуляции эргогенных эффектов и резонансов адаптации к нагрузке. Сингулярность проекта оценивается по динамике роста телесных кондиций, моторного потенциала, улучшения жизненных стандартов.
Ключевые слова: антропоцентризм, проектно-ориентированная деятельность, проект, сингулярность, функционал.
ANTHROPOCENTRISM OF PROJECT MANAGEMENT OF ELECTIVE PHYSICAL
EDUCATION
Valery Ivanovich Grigoriev, the doctor of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State Economic University, Olga Vyacheslavovna Mironova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
St. Petersburg State University
Annotation
Transition of the students' physical culture into the elective courses system, motivated by the educational standards of the third generation (FSES 3++), is implemented from the positions of anthropocen-trism of the project management (PM). Methodology for the PM is focused on the technological upgrade and diversification of the resources, concentrated on the mastering of the cultural competences. On the platform of the elective courses there are implemented imperatives of the integrity of the teaching and training, including the timely adjustments, being made to the operating structure and trajectory of physical development. Having being reduced to the target managerial indicators, the algorithm is focused on assessment of the precedents of the bodily development. PMs information and technology platform is focused on mobilizing the development incentives that are result-oriented to the maximum. Growth points arise under the mastering of the synthetic type programs, increasing the energy costs and depth of the load impact. The aberrance reduction for the impact is achieved due to the in-process regulation of the ergogenic effects and resonances of adaptation to the load. The singularity of the project is estimated by the dynamics of growth of the bodily conditions, motor potential, improvement of living standards.
Keywords: anthropocentrism, project-oriented activity, project, singularity, functional.