заведения (должны быть источниками инноваций).
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках исследовательского проекта № 16-36-00048 "Современные информационно-образовательные среды" от 17.03.2016 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. Краснов, С.И. Сетевая форма подготовки педагогов к инновационной деятельности / С.И. Краснов, Н.В. Малышева // Педагогика. - 2014. - № 7. - С. 62-72.
2. Лазарев, В.С. Исследование педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности / В.С. Лазарев, И.А. Елисеева // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 87-97.
3. Формирование информационно-дидактической компетентности педагогов / Е.В. Рыкова, Е.С. Киселёва, М.Л. Романова, Д.А. Романов // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 1. - С. 50-66.
4. Шапошникова, Т.Л. Теория графов как математическая основа решения социально-педагогических задач / Т.Л. Шапошникова, О.Н. Подольская, И.П. Пастухова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2016. - № 8. - С. 370-384.
5. Atlagic, M. The Main Problems and the Role of Teachers in the Transformation of Education in Serbia / M. Atlagic, Z. Elezovic, V. Minic // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7. - No 5. - P. 138-142.
REFERENCES
1. Krasnov, S.I. and Malyisheva, N.V. (2014), "Network method of teachers training to innovative activity", Pedagogic, No 1, pp. 62-72.
2. Lazarev, V.S. and Eliseeva, I.A. (2015) "Investigation of pedagogical team as subject of innovative activity", Voprosyi psihologii, No 1, pp. 87-97.
3. Ryikova, E.V., Kiseleva, E.S., Romanova, M.L. and Romanov, D.A. (2015), "Formation of informational and didactics competence in teachers", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tech-nologicheskogo universiteta, No 1, pp. 50-66.
4. Shaposhnikova, T.L., Podolskaya, O.N. and Pastuhova, I.P. (2016), "Graphs Theory as Mathematical Foundation for Socially-Pedagogical Problems Solving", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudar-stvennogo technologicheskogo universiteta, No 8, pp. 370-384.
5. Atlagic M., Elezovic Z. and Minic V. (2016), "The Main Problems and the Role of Teachers in the Transformation of Education in Serbia", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 5, pp. 138-142.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.12.2017
УДК 796.011:612
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ЛЫЖНОГО МАРША К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ
Андрей Владимирович Шестов, адъюнкт, Борис Алексеевич Иванов, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры (ВИФК), Санкт-Петербург, Михаил Александрович Бирюков, магистрант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье приведены результаты научных исследований в период совершения многокилометрового лыжного марша к Северному полюсу, который был впервые осуществлен группой военнослужащих ВС РФ; приводятся показатели ежедневного мониторинга объективных и субъективных показателей функционального состояния и физической работоспособности; показаны данные обработанные с помощью математической статистики методом корреляции и факторного анализа с
вращением по варимакс критерию. Полученные результаты исследований свидетельствуют, что неблагоприятные климатогеографические условия современных театров военных действий, являясь неустранимым геофизическим фоном, во много ограничивают возможности применения боевого оружия и военной техники, но и существенным образом влияют на выполнение боевых приёмов и действий личным составом частей и подразделений, дислоцированных в районах Крайнего Севера и Заполярье.
Ключевые слова: физическая подготовка, оптимизация, Крайний Север, Арктика, адаптация, акклиматизация.
INTERRELATION OF INDICATORS OF FUNCTIONAL CONDITION AND SERVICEABILITY OF MILITARY MEN IN THE COURSE OF SKI MARCH TO THE
NORTH POLE
Andrei Vladimirovich Shestov, the graduated in military academy,
Boris Alekseevich Ivanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Training, St. Petersburg, Mikhail Alexandrovich Biryukov, the master student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of the scientific researches in the period of committing a long ski march to the North Pole, which was first carried out by a group of servicemen of the Russian Army; the indicators of daily monitoring of the objective and subjective indicators of the functional state and physical performance; the data processed by means of mathematical statistics following the method of correlation and factor analysis with rotation by varimax criterion. The obtained results of research testify that the unfavorable climatic and geographic conditions of modern theaters of military operations, being the unavoidable geophysical factor, in many ways limit the use of the military weapons or military equipment, but also significantly affect the performance of combat techniques and actions by the personnel of units and subunits stationed in Far North and the Far North regions.
Keywords: physical training, optimization, Far North, Arctic, adaptation, acclimatization.
ВВЕДЕНИЕ
В связи с передислокацией войск в другие регионы возникают проблемы акклиматизации и адаптации воинского контингента к новым условиям обитания и деятельности. К ним относятся: изменение климатогеографических условий, смена часовых поясов, наличие природно-очаговых инфекций, свойственных данному региону [1]. Многочисленные исследования свидетельствуют, что неблагоприятные климатогеографические условия современных театров военных действий, являясь неустранимым геофизическим фоном, во многом ограничивают не только возможности применения боевого оружия и военной техники, но и существенным образом влияют на выполнение боевых приёмов и действий личным составом частей и подразделений, дислоцированных в районах Крайнего Севера и Заполярье.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Большой объем полученных за период марша объективных и субъективных данных потребовал последующей его обработки методами корреляционного и факторного анализа для временной и функциональной структуризации заключенной в ней информации. При этом наиболее интересным, с точки зрения педагогики, было сравнение наиболее существенных (р>0,75) взаимосвязей их объективных показателей (по параметрам «First-Beat»). Эти данные представлены в таблице 1 в сравнительном анализе отдельных матриц коэффициентов корреляции, в общем, за весь переход и за самый трудный его день. Верхняя часть матрицы за весь переход - значительно расширена («разлетелась») по матрице коэффициентов корреляции на несколько пятен (факторов). Очевидно, что нижняя матрица взаимосвязей, представляет собой однофакторную сгруппированную структуру высоких взаимосвязей. Возможно это вполне закономерная картина воздействия одного (временного
фактора) - концентрированных физических и психических нагрузок (участники перехода достигли Северного полюса в 01 ч. 58 мин. ночи по московскому времени 13.04.2017 г. и пройдено было порядка 38 км) [2].
Причинно-следственные связи такого явления предстоит еще выяснить, видимо, так же с помощью многофакторного анализа. Такой же анализ взаимосвязей между объективными показателями, полученных при помощи аппаратуры «РпьШеаЬ) (таблица 1) не имеет такого контраста в распределении статистических взаимосвязей. Тем не менее просматривается определенная тенденция - отсутствие существенных значений таких как процент стрессовых и восстановительных реакций организма со всеми другими показателями за весь поход, тогда как за самый тяжелый день перехода между ними такая высокая отрицательная (р> -0,84) взаимосвязь есть (темная половина).
Таблица 1 - Матрица взаимосвязей (коэффициентов корреляции) между объективными показателями функционального состояния в период ночного восстановления за весь поход (А) и за ночь последнего дня (Б)_
А
Самая низкая величина ЧСС Наивысшая величина ЧСС Средняя ЧСС Восстановление, % Стресс, % Индекс восстановления
Самая низкая величина ЧСС 1,00
Наивысшая величина ЧСС 0,45 1,00
Средняя ЧСС 0,99 0,40 1,00
Восстановление, % -0,66 0,25 -0,66 1,00
Стресс, % 0,62 -0,26 0,63 -0,99 1,00
Индекс восстановления -0,94 -0,57 -0,89 0,51 -0,44 1,00
Б
Самая низкая величина ЧСС Наивысшая величина ЧСС Средняя ЧСС Восстановление, % Стресс, % Индекс восстановления
Самая низкая величина ЧСС 1,00
Наивысшая величина ЧСС 0,49 1,00
Средняя ЧСС 0,97 0,63 1,00
Восстановление, % -0,90 -0,40 -0,84 1,00
Стресс, % 0,85 0,25 0,75 -0,97 1,00
Индекс восстановления -0,76 -0,88 -0,81 0,65 -0,54 1,00
Примечание: цветом обозначены значимые (р>0,75) коэффициенты корреляции.
Анализ таблицы свидетельствует, что между показателями стресса и восстановления взаимосвязи отрицательны и почти функциональны, как за весь период, так и за самый тяжелый день перехода (соответственно -0,99 и - 0,97). Устная интерпретация указанного: чем больше процент стресса, тем меньше процент времени на восстановление.
Обращает на себя внимание также высокий уровень взаимосвязи показателя «низкая величина ЧСС» со всеми остальными и в верхней и в нижней матрице. В матрице коэффициента корреляции за весь поход показатель «наивысшая ЧСС» вообще не имеет существенных взаимосвязей с остальными, что указывает на его не информативность [3].
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ВСЕГО КОМПЛЕКСА ИЗУЧАЕМЫХ НА МАРШЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
Факторный анализ статистических взаимосвязей между всеми изучаемыми на марше показателями, характеризующими функциональное состояние, физическую работоспособность, режимы передвижения и внешние условия, проведенный классическим
способом с последующим вращение по варимакс критерию исходных данных, позволил представить все их многообразие тремя факторами, которые суммарно своими вкладами описывают 84,3% доли вклада (таблица 2).
Таблица 2 - Общая факторная структура взаимосвязей между всеми средними показателям^_
Фактор 1 2 3
Анкета самочувствие, балл -0,716868 -0,412195 -0,258314
Теплоощущения, балл -0,195856 0,600372 -0,209742
ЧСС, уд/мин 0,579099 0,133708 0,748001
п. Штанге, с -0,028175 -0,841973 -0,072441
п. Генчи, с 0,094182 -0,343541 -0,858270
Кистевая динамометрия Правая, кг -0,721639 0,043680 -0,508096
Левая, кг -0,353130 0,915314 -0,114361
Кол-во шагов 0,919095 0,259294 0,270133
Расстояние, м (усл.) 0,917035 0,254651 0,268336
Усталость Физическая, балл 0,778022 0,308547 0,501277
Психическая, балл 0,726916 0,469091 0,359042
Влияние ветра Встречный, балл 0,978314 -0,141922 0,054929
Боковой, балл 0,909194 -0,085773 0,284090
Попутный, балл 0,956431 -0,115412 0,107734
Количество задержек Падения, балл 0,530096 0,032957 0,809511
Снаряжение, балл 0,431222 0,800452 -0,158583
Торосы малые, балл 0,428001 0,173568 0,743053
Торосы большие, балл 0,513613 0,078968 0,844517
Групповое преодоление, балл 0,211925 -0,083365 0,773590
Обход препятствий, балл 0,464048 0,501025 0,138250
Скорость км/ч -0,336797 -0,704081 -0,606177
Общая дисперсия 8,348271 5,313088 4,056446
Доля вклада, % 39,7537 25,3004 19,3164
На первом месте по вкладу с факторной нагрузкой 8,34 стоит фактор, который нами интерпретируется как «Общий объем ветровой и физической нагрузки». На втором месте стоит фактор с нагрузкой 5,31, который в целом объединяет в себе все препятствия и падения военнослужащих, на марше существенно снижающие скорость передвижения. На третьем - фактор с нагрузкой 4,05, который может быть интерпретирован, как скоростно-силовая работа рук по поправке снаряжения и формы одежды. Практически эти факторы обусловлены внешними механическими и погодными условиями, подтверждая тем самым выдвинутые нами предложения и правила для расчета оптимальных режимов передвижения и отдыха. При этом факторная структура всего комплекса изучаемых показателей без значений скорости передвижения за последний самый трудный день перехода (таблица 3) существенно отличается от таковой, упомянутой выше за весь период.
На первом месте по вкладу в общую дисперсию здесь стоит фактор большого физической и психической усталости от объема физической работы руками при преодолении больших торосов в условиях встречного и попутного ветра (34,4%). Второй по значимости вклада фактор - большой объем работы со снаряжением при групповом преодолении и обходе препятствий (25,4%). Третий - высокое эмоциональное состояние и самочувствие по достижению цели экспедиции (23,8%). Факторный анализ позволил определить существенное различие в структуре взаимосвязей среднесуточных показателей и характеристик условий передвижения военнослужащих по всему маршруту и за последний день марша, как по сумме вкладов всех факторов в общую дисперсию, так и по их названию (интерпретации).
Факторная структура взаимосвязей показателей, представленная 3-мя факторами за последний день марша имеет больший вклад в общую дисперсию (93%) по сравнению с подобной за весь переход (84.3%).
Таблица 3 - Общая факторная структура взаимосвязей между всеми показателями марша за последний день (с вращением по варимакс исходных данных)_
Фактор 1 2 3
Анкета самочувствие, балл 0,082 -0,091 0,985
Теплоощущения, балл 0,342 0,496 -0,784
ЧСС, уд/мин. -0,703 -0,184 0,010
п. Штанге, с -0,451 0,683 -0,192
п. Генчи, с -0,447 -0,248 -0,808
Кистевая динамометрия Правая, кг 0,927 -0,017 -0,056
Левая, кг 0,800 0,387 0,142
Кол-во шагов -0,176 0,892 0,062
Расстояние, м (усл.) 0,401 0,888 0,168
Усталость Физическая, балл 0,847 0,265 0,166
Психическая, балл 0,840 0,114 -0,196
Влияние ветра Встречный, балл 0,863 -0,225 -0,250
Боковой, балл 0,748 -0,377 -0,477
Попутный, балл 0,503 0,575 -0,460
Количество задержек Падения, балл 0,446 -0,527 -0,593
Снаряжение, балл 0,105 0,934 0,320
Торосы малые, балл -0,443 -0,715 0,259
Торосы большие, балл -0,016 0,275 0,820
Групповое преодоление, балл 0,847 0,265 0,166
Обход препятствий, балл -0,272 0,363 0,809
Общая дисперсия 6,888116 5,095898 4,772730
Доля вклада, % 34,4406 25,4795 23,8636
При этом в структуре факторов на первое место вышел фактор, названный нами как «общий объем ветровой и физической нагрузки по групповому преодолению препятствий с преимущественной работой руками» [4]. Таким образом, различные режимы передвижения могут значительно изменяться структуры взаимосвязей между всеми показателями дневных переходов, при этом главными факторами неизменно остаются: объем физических и ветровых нагрузок и препятствия снежно-ледового ландшафта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неблагоприятные факторы данной климатогеографической зоны (КГЗ) существенно снижают эффективность двигательного компонента профессиональной деятельности военнослужащих и качество решения ими учебно-боевых задач. При этом вероятность поражения личного состава в ходе боевых действий значительно увеличивается.
В результате высокого уровня физической и спортивной подготовленности у курсантов сформированы совершенные механизмы долговременной адаптации.
Можно смело утверждать, что обеспечение адаптационных реакций курсантов в ходе экспедиции связано с достаточно высоким уровнем их систематической физической подготовки, а также специальной подготовки по курсу выживания. Более того, как показал околосуточный переход последнего дня марша у военнослужащих даже этой группы реально, были резервы для более быстрого достижения поставленной цели, путем увеличения времени суточного перехода, как минимум, до 8 часов. При этом околопредельные физическая и эмоционально-психологическая нагрузки последнего перехода днем и ночью существенно нарушили естественную циркадную ритмику организма военнослужащих, что и проявилось в виде временного десинхроза функций организма в процессе обычного режима их деятельности уже в месте постоянной дислокации через неделю после окончания марша. Результаты работы позволят качественно разработать программы физической подготовки, курсы выживания и ориентирования военнослужащих к условиям Крайнего Севера и Арктики, которые будут направлены на повышение их боеготовности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основы научно-исследовательской деятельности в сфере физического воспитания, служебно-прикладной физической подготовки и спорта : учебно-методическое пособие / под общ.
ред. А.А. Обвинцева ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2015. - С. 180-183.
2. Хаснулин, В.И. Введение в полярную медицину / В.И. Хаснулин ; Сибирское отделение Рос. акад. мед. наук. - Новосибирск : [б.и.], 1998. - 337 с.
3. Емельянов, И.П. Структура биологических ритмов человека в процессе адаптации. Статистический анализ и моделирование / И.П. Емельянов. - Новосибирск : Наука, 1986. - 182 с.
4. Иванов, Б.А. Математические методы оптимизации в задачах физической подготовки / Б. А. Иванов, А.А. Нестеров ; Воен. ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1987. - 66 с.
REFERENCES
1. Ed. Obvintcev, A.A. (2015), Basics of research activities in the field of physical education, service-applied physical training and sports, MIPT, St. Petersburg, pp. 180-183.
2. Hasnulin, V.I. (1998), Introduction to polar medicine, SO RAMS, Novosibirsk.
3. Emelyanov, I.P. (1986), Structure of human biological rhythms in the process of adaptation. Statistical analysis and modeling, Science, Novosibirsk.
4. Ivanov, B.A. and Nesterov, A.A. (1987), Mathematical methods of optimization in tasks of physical preparation, MIPT, Leningrad.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.12.2017
УДК 796.011.3
ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО ОСВОЕНИЮ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
Салман Байсултанович Элипханов, доктор педагогических наук, профессор, Абу Абдулхамидович Батукаев, кандидат педагогических наук., доцент, Асвад Адамович Цетиев, старший преподаватель, Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация
В статье раскрыты теоретические аспекты физической культуры как неотъемлемой части образовательного процесса. Статья обуславливает актуальность изучения вопроса необходимости усвоения учащимися теоретических сведений по формированию навыков здорового образа жизни. Также проанализирована роль и значение медико-биологических наук как анатомия, биология, физиология, биохимия и его значимость которая способствует существенному повышению целенаправленности и эффективности процесса физического воспитания в непрерывном образовании обучающихся.
Ключевые слова: физическая культура, физическое развитие, физическая подготовленность, физические качества.
VALUE OF THEORETICAL KNOWLEDGE FOR MASTERING THE SUBJECT PHYSICAL EDUCATION IN CONTINUOUS EDUCATION OF STUDENTS
Salman Baisultanovich Elipkhanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Abu Abdulhamidovich Batukaev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Asvad Adamovich Tsetiev, the senior teacher, Chechen State University, Grozny
Annotation
The theoretical aspects of physical culture as an integral part of the educational process are disclosed in the article. The article stipulates the urgency of studying the need for students to learn theoretical information on the formation of healthy lifestyle habits. Also, the role and importance of such biomedical sciences as anatomy, biology, physiology, biochemistry and its importance are analyzed, which contributes to the significant increase in the focus and effectiveness of the process of physical education in the continuous education of students.
Keywords: physical culture, physical development, physical preparedness, physical qualities.