Научная статья на тему 'Модель физической подготовки специальных подразделений для эффективного выполнения боевых задач'

Модель физической подготовки специальных подразделений для эффективного выполнения боевых задач Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
839
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ВЫПОЛНЕНИЕ БОЕВЫХ ЗАДАЧ / MODEL OF PHYSICAL PREPARATION / MILITARY MEN / SPECIAL DIVISIONS / PERFORMANCE OF FIGHTING TASKS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Федоренко Олег Александрович

В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию модели физической подготовки специальных подразделений, к выполнению боевых задач. Авторами дается оценка значимости наиболее важных физических и психологических качеств, а также военно-прикладных навыков, для эффективного выполнения боевых задач. Как показали проведенные исследования, наиболее эффективными средствами физической подготовки, способствующими формированию готовности военнослужащих специальных подразделений к выполнению боевых задач, являются военно-прикладные навыки преодоления препятствий, упражнения на смелость, выносливость и силу. Установлено, что многократное выполнение физических упражнений в условиях реальной опасности, ограниченной видимости, физического утомления и эмоционального воздействия комплекса боевых раздражителей, способствует к эффективному выполнению боевых задач. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной модели физической подготовки специальных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Федоренко Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of physical preparation of special divisions for effective performance of fighting tasks

The work presents the results of the conducted research on substantiation of model of physical preparation of special divisions to performance of fighting tasks. Authors give an estimation of the importance of the most crucial physical and psychological qualities, and military-applied skills for effective performance of fighting tasks. As have been shown with the conducted researches, the most effective means of physical preparation, promoting formation of readiness of military men of special divisions to performance of fighting tasks, are the military-applied skills of overcoming the obstacles, exercises on boldness, endurance and force. It has been established that repeated performance of physical exercises in the conditions of real danger, restricted visibility, physical exhaustion and emotional influence of complex of fighting irritants, promotes the effective performance of fighting tasks. High performance of the developed model of physical preparation of special divisions has been experimentally proved.

Текст научной работы на тему «Модель физической подготовки специальных подразделений для эффективного выполнения боевых задач»

показателя экспертной оценки уровня результата профессиональной деятельности, показателя самооценки уровня результата профессиональной деятельности, показателя самооценки удовлетворённости уровнем результата профессиональной деятельности. Общий показатель уровня выраженности профессиональной активности (ПА) вычислялся на основе усреднения суммарных показателей пяти компонентов гипотетической структуры профессиональной активности.

ВЫВОДЫ

1. В ходе факторного анализа подтвердилась структурная валидность батареи тестов, отобранных для измерения выраженности компонентов профессиональной активности у молодёжи. В связи с этим валидность теоретического конструкта и гипотетической структуры ПА экспериментально доказаны.

2. Показатель профессиональной активности (ПА) является результатом её энергетического компонента, в основе которого лежит мотивация осуществления профессиональной деятельности, компонентного интеллекта, динамики и регуляции исполнения замысла в объективных и субъективных результатах. Обнаруженная внутренняя мотивация даёт право предполагать, что показатель ПА может в определённой мере выражать субъектную активность молодёжи в профессиональной деятельности и служить показателем не только количественного, но и качественного уровня профессиональной активности.

3. На основе разработанного нами диагностического инструментария становится возможным экспериментальное исследование функций профессиональной активности в структуре и в развитии интегральной индивидуальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клайн, П. Справочное руководство по конструированию тестов I П. Клайн. -Киев : ПАН ЛТД, 1994. - 184 с.

2. Мерлин, B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности I В.С. Мерлин. - М. : Педагогика, 1986. - 256 с.

3. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие I Д.Я. Райгородский. - Самара : Летопись, 2010. - 458 с.

REFERENCES

1. Kline, Р. (1994), Handbook on designing tests, PAN Ltd, Kiev, Ukraine.

2. Merlin, V.S. (1986), Sketch of the integral research of individuality, Education. Moscow, Russian Federation.

3. Raigorodsky, D.J. (2010), Practical Psychology diagnostics. Methods and tests: a tutorial, Letopis, Samara, Russian Federation.

Контактная информация: psyhologies05@mail.ru

УДК 378

МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ БОЕВЫХ ЗАДАЧ

Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,

Олег Александрович Федоренко, соискатель,

Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени

С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлены результаты проведенного исследования по обоснованию модели физической подготовки специальных подразделений, к выполнению боевых задач. Авторами дается

оценка значимости наиболее важных физических и психологических качеств, а также военноприкладных навыков, для эффективного выполнения боевых задач. Как показали проведенные исследования, наиболее эффективными средствами физической подготовки, способствующими формированию готовности военнослужащих специальных подразделений к выполнению боевых задач, являются военно-прикладные навыки преодоления препятствий, упражнения на смелость, выносливость и силу. Установлено, что многократное выполнение физических упражнений в условиях реальной опасности, ограниченной видимости, физического утомления и эмоционального воздействия комплекса боевых раздражителей, способствует к эффективному выполнению боевых задач.

Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной модели физической подготовки специальных подразделений.

Ключевые слова: модель физической подготовки; военнослужащие; специальные подразделения; выполнение боевых задач.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.02.84.p115-119 MODEL OF PHYSICAL PREPARATION OF SPECIAL DIVISIONS FOR EFFECTIVE PERFORMANCE OF FIGHTING TASKS

Valery Lukich Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Oleg Aleksandrovich Fedorenko, the competitor,

Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,

St.-Petersburg

Annotation

The work presents the results of the conducted research on substantiation of model of physical preparation of special divisions to performance of fighting tasks. Authors give an estimation of the importance of the most crucial physical and psychological qualities, and military-applied skills for effective performance of fighting tasks. As have been shown with the conducted researches, the most effective means of physical preparation, promoting formation of readiness of military men of special divisions to performance of fighting tasks, are the military-applied skills of overcoming the obstacles, exercises on boldness, endurance and force. It has been established that repeated performance of physical exercises in the conditions of real danger, restricted visibility, physical exhaustion and emotional influence of complex of fighting irritants, promotes the effective performance of fighting tasks.

High performance of the developed model of physical preparation of special divisions has been experimentally proved.

Keywords: model of physical preparation, military men, special divisions, performance of fighting tasks.

Современная геополитическая обстановка, сложившаяся у наших границ развивается по неблагоприятному сценарию. Происходящие изменения в военно-политической и военно-стратегической обстановке выдвинули перед Россией объективную необходимость принятия комплекса мер по вопросам укрепления национальной безопасности для противодействия этим намерениям. Решающая роль в выполнении этих задач принадлежит Вооруженным Силам Российской Федерации и их специальным подразделениям. Важным фактором поддержания боеспособности военнослужащих, боеготовности специальных подразделений является высокий уровень их физической подготовленности. Проведенные проверки по физической подготовке свидетельствуют о недостаточном уровне физической подготовленности военнослужащих специальных подразделений.

Как показали проведенные исследования, ускоренную адаптацию военнослужащих специальных подразделений к выполнению боевых задач, обеспечивает применение специально направленной физической подготовки в совокупности с постепенно возрастающими психологическими воздействиями и физической нагрузкой. Корреляционные связи между основными средствами физической подготовки и профессиональными действиями при проведении специальных операций представлены на рис. 1. При проведении занятий по физической подготовке необходимо учитывать физическую нагрузку, темпе-

ратуру среды и реакцию организма на факторы, воздействующие на военнослужащих при проведении специальных операций.

Рис.1. Корреляционные связи между основными средствами физической подготовки и профессиональными действиями военнослужащих специальных подразделений

Как показали проведенные исследования, наиболее эффективными средствами физической подготовки, способствующими формированию готовности военнослужащих специальных подразделений к выполнению боевых задач, являются военно-прикладные навыки преодоления препятствий, упражнения на смелость, выносливость и силу.

В ходе исследования разрабатывалась методика проведения занятий по физической подготовке с личным составом специальных подразделений к выполнению боевых задач и экспериментально проверялась ее эффективность. Для эффективной организации специальной физической тренировки личного состава специальных подразделений необходимо, во-первых, каждое занятие по физической подготовке подчинять требованиям предполагаемого характера боевых действий; во-вторых, широко использовать физические упражнения, моделирующие профессиональные приемы и действия при проведении специальных операций; и, в-третьих, широко применять методические приемы, способ-

ствующие формированию быстрых, инициативных и сноровистых движений.

Основываясь на этих теоретических положениях, была разработана методика проведения занятий в экспериментальной группе. Данная методика представлена на рисунке 2.

I этап «Адаптации к службе» (3 месяца) II этап «Общей физ. подготовки» (5 месяцев) III этап «Специальной подготовки» (4 месяца)

Цель

Обеспечение эффективного функционирования механизмов адаптации к выполнению боевых задач. Обеспечение индивидуальной физической готовности к проведению боевых операций в различных климатогеографических условиях. Обеспечение групповой готовности, сплоченности, взаимозаменяемости к выполнению боевых задач на фоне утомления

Задачи

- Формирование механизмов долговременной адаптации к боевой службе; - Создание функциональной готовности организма к нагрузкам; - Формирование военноприкладных навыков десантирования, метания гранат, рукопашного боя и стрельбы из разных видов оружия. - Развитие механизмов долговременной адаптации к физическим нагрузкам; - Развитие общей, скоростносиловой выносливости и силы; - Формирование навыков преодоления препятствий, совершения маршей, военноприкладного плавания, рукопашного боя в воде и на суше, преодоления усталости, метания гранат. - Воспитание чувства коллективизма, смелости, решительности; - Дальнейшее развитие всех физических качеств; - Развитие психологической устойчивости, готовности к действиям в экстремальной ситуации; - Формирование навыков выживания.

Средства физической подготовки

- Бег по пересеченной местности до 10 км, стрельба из штатного оружия; - Плавание в обмундировании; - Прыжки в воду с вышки 3 и 5 м - Метание гранат точность и на дальность; - Преодоление естественных и искусственных препятствий: - Поднимание тяжестей, силовая тренировка. - Бег по пересеченной местности до 15 км; - Преодоление препятствий в сочетании с бегом на выносливость; - Плавание в обмундировании; - Метание гранат на дальность; - Силовые упражнения, подъем силой, переворотом; - Совершение маршей до 10 км со стрельбой - Совершение маршей до 25 км и более; - Спортивные игры (баскетбол, гандбол, регби); - Силовые упражнения, тренировка на тренажерах, с тяжестями; - Различные единоборства, рукопашный бой после длительного бега; - Упражнения для развития устойчивости к неблагоприятным факторам боя.

Методы тренировки/ Параметры наг рузки

Равномерный, повторный. ЧСС 140-155 уд/мин Равномерный, повторный, необычных двигательных заданий, до отказа. ЧСС 155-180 уд/мин Повторный, равномерный, интервальный, максимальных мышечных усилий, до отказа. ЧСС 180 уд/мин и выше

Методические приемы

Создание положительного психологического настроя у военнослужащих на освоение военно-прикладных навыков, боевых приемов и действий, необходимых в бою. Обеспечение высокой мотивации и активности военнослужащих, направленных на решение задач физической и боевой подготовки с целью эффективного выполнения боевых задач во время операций. Стимулирование личного состава специальных подразделений на проявление смелости, самообладания, настойчивости и необходимого уровня проявления агрессивности в процессе занятий.

Рис.2. Модель организации физической подготовки с военнослужащими специальных подразделений к выполнению боевых задач

Направленность обучения военнослужащих специальных подразделений на формирование умений преодолевать препятствия, вести рукопашный бой, обусловливают необходимость проведения комплексных занятий по физической подготовке. Данные педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что разработанная методика является более эффективной, чем традиционная.

С помощью разработанной нами методики установлено, что многократное выполнение физических упражнений в условиях реальной опасности, ограниченной видимости, физического утомления и эмоционального воздействия комплекса боевых раздражителей, способствует к эффективному выполнению боевых задач.

ВЫВОД: Разработанная модель физической подготовки с личным составом специальных подразделений к выполнению боевых задач, показала высокую эффективность. В результате чего, были улучшены показатели функционального состояния, физической и профессиональной подготовленности у испытуемых экспериментальной группы.

Контактная информация: sdd-bae.ru

УДК 796.01

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ: ТРУДНОСТИ ДИАГНОСТИКИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Людмила Николаевна Ростомашвили, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье дается определение понятия «сложное нарушение развития», обозначена значимость комплексного, всестороннего исследования детей. Раскрывается характеристика выявленных трудностей диагностирования и некоторые пути их преодоления, методологические принципы Л.С. Выготского и других известных ученых, положенных в основу комплексной диагностики детей со сложными нарушениями развития. Описываются тестовые задания, противопоказанные в диагностике этих детей, возможности модификации некоторых тестов к их использованию в тестировании детей. Представлены требования к организации комплексной оценки психофизического состояния здоровья детей и методические рекомендации но процедуре тестирования. Результаты диагностирования детей являются важными для использования их в последующем планировании объема коррекционно-педагогического воздействия и регулировании физической нагрузки.

Ключевые слова: дети со сложными нарушениями развития, особенности развития, трудности диагностирования, комплексный подход, параметры тестирования, требования к организации тестирования, методические рекомендации.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.02.84.p119-123 INNOVATIVE APPROACH TO THE ASSESSMENT OF PSYCHOPHYSICAL STATE OF HEALTH OF CHILDREN WITH COMPLEX DEVELOPMENTAL DISORDERS: DIFFICULTIES OF DIAGNOSIS AND WAYS FOR OVERCOMING

Lyudmila Nikolaevna Rostomashvili, the candidate of pedagogical sciences, professor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

This article gives a definition of "complex developmental disability" in frames of analysis of several authors about the peculiarities of psychophysical development of children, especially the assimilation of the instructions of a teacher (testers) with indication of the importance of an integrated, comprehensive study of children. There have been expanded characterization of the difficulties of diagnosing and some

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.