PHYSICAL EDUCATION AND SPORT
Давиденко И.А.
Преподаватель кафедры физической подготовки Михайловской военной артиллерийской академии
(SPIN-код): 4415-0335 DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11385 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ОСНОВЕ ИНТЕРВАЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОК ВЫСОКОЙ
ИНТЕНСИВНОСТИ
Davidenko I.A.
Lecturer in the Department of Physical Training Mikhailovsky Military Artillery A cademy (SPIN): 4415-0335
FEATURES LEAVING FORMATIONS OF PROFESSIONAL ELEMENTS OF SIGNIFICANT PHYSICAL ACTIVITIES OF QUALITY OF MILITARY SERVICE INFLUENCE ON THE BASIS OF DISTRIBUTION OF INTERVAL TRAINING PROFITS OF HIGH INTELLIGENCE
Аннотация
Значение исследования, его актуальность заключается в раскрытии эффективности физической подготовки на основе интервальных тренировок высокой интенсивности, их влияния на формирование профессионально значимых физических качеств военнослужащих.
Результаты исследования позволяют утверждать, что применение интервальных тренировок высокой интенсивности существенно влияет на формирование профессионально значимых физических качеств военнослужащих при выполнении задач боевой деятельности.
Abstract
The significance of the study, its internal relevance, is the disclosure of the first effectiveness of the physical impact of training on an informational basis of the interval training process with a high impact of intensity, their distribution of influence on the systems, the formation by the professional stage of the significant physical and also qualities of the military personnel.
The results of the study also allow the goods to argue that the elements of the use of interval demand training of high intensity relate significantly to the conclusion that the formation of professionally significant physical demand ofthe qualities of the military personnel isformed professionally, being an element ofthe combat mission's final activities.
Ключевые слова. Профессионально значимые физические качества, физическая тренировка, интервальная тренировка, адаптация организма.
Keywords. especially professionally significant are accompanied by physical qualities, the establishment of physical training, interval training services, conclusion adaptation of the body.
Введение
Профессиональная деятельность военнослужащих требует принятия решений в сложных условиях, когда малейшая ошибка может привести к серьезным последствиям, а обстановка насыщена внезапными изменениями ситуаций. Часто приходится длительное время переносить различные бытовые лишения, связанные с особенностями несения службы в полевых условиях, климатическими и другими факторами. Во многих случаях действия военнослужащих требуют максимальных предельных физических и волевых усилий, высоких двигательных способностей.
Выполнение задач боевой деятельности требует длительного пребывания в вынужденной неудобной рабочей позе (сидя или стоя), сложных и многогранных действий, экстренных и других неотложных мероприятий в сочетании с выполнением должностных обязанностей в условиях дефи-
цита времени. Этот факт приводит военнослужащих не только к высокой степени напряженности умственных, психических и физических сил на фоне недостаточной двигательной активности, но и оказывает отрицательное влияние на профессиональную работоспособность и состояние здоровья, способствуя возникновению различных патологий.
Основные положения Условия деятельности, объем и содержание решаемых задач боевой деятельности предъявляют особые требования к психофизиологическому и физическому состоянию организма военнослужащих и уровню их военно-профессиональной подготовки. Согласно исследованиям, ведение боевых действий в течение нескольких суток приводит к существенным изменениям функционального состояния военнослужащих, такие как: увеличение времени сенсомоторной реакции (35,5 %), снижение статической (34,5 %) и общей (26,6 %) выносливости мышц, слуховой чувствительности (24,8
<<шушетим~^®и©мак>>#41!&)),2©2© а PHYSICAL education and sport
%), уменьшение максимального потребления кислорода (15,6 %). Кроме того, отмечается нарушение регуляции кардиореспираторной системы на фоне двигательной физической нагрузки. Одновременно ухудшается профессиональная работоспособность, в частности уменьшаются эффективность поражения целей (32,4 %), время выполнения огневой задачи (26,6 %), скорость выполнения нормативов (10,5 %).
При организации боевых действий военные встречаются с многочисленными трудностями:
1. большое количество естественных преград, ограничивающих маневр подразделений;
2. особая ожесточенность боевых действий на различной местности;
3. ограниченные возможности населенных пунктов для развертывания боевых действий;
4. необходимость быстрого маневра сил и средств подразделений;
5. сильная запыленность и загазованность воздуха, усложняющая выполнение задач боевой деятельности;
6. неустойчивое санитарно-эпидемиологическое состояние в районах боевых действий;
7. трудности в снабжении водой, продовольствием, топливом;
8. повышенное ультрафиолетовое и тепловое излучение.
Боевые действия являются причиной значительных, длительных физических и психоэмоциональных нагрузок военнослужащих. К тому же во время боевых действий военнослужащие находятся в особо трудном положении, так как кроме личного оружия и боекомплекта, они должны нести на себе определенный запас материального имущества. Кроме больших физических нагрузок в ходе боевых действий, военнослужащие находятся в состоянии постоянного высокого нервно-эмоционального напряжения вследствие большой вероятности обстрела, угрозы подрыва на минах и огневого воздействия снайперов.
Боевые действия в Чеченской Республике подтвердили, что, несмотря на локальный характер вооруженного конфликта, военнослужащие подвергались негативному воздействию всего комплекса неблагоприятных факторов театра военных действий, испытывая при этом большие психоэмоциональные и физические нагрузки, экстремальное воздействие природно-климатических факторов. Военнослужащие выполняли задачи в трудных климатических условиях, под непрерывным обстрелом, в том числе снайперским.
Анализ боевых действий в Сирийской Арабской Республике показал, что личный состав находился вне расположения мест постоянной дислокации при выполнении боевых задач. Это убедительно иллюстрирует продолжительность экстремального воздействия факторов боевой обстановки на организм военнослужащих, ограниченные возможности для отдыха и эмоциональной разгрузки. Это было обусловлено короткими периодами между боевыми операциями, заполненными интенсивной подготовкой к очередным боевым
действиям, включающей обслуживание техники и оружия, различные виды учебных занятий. Все это приводило к развитию и кумуляции утомления[8].
Одним из главных условий успешной профессиональной деятельности военнослужащих является наличие высокой нервно-психической устойчивости, способствующей военно-профессиональной адаптации в различных условиях выполнения задач боевой деятельности. Однако нервно-психическая устойчивость немыслима без должного запаса физического здоровья, физической прочности, которые бы позволили адекватно справляться с большим объёмом физических и психических нагрузок.
На фоне высокой опасности, которая сопровождает боевые действия, требования к уровню физического развития и профессионально значимых физических качеств неизмеримо возрастают.
В процессе физической подготовки в Вооруженных силах Российской Федерации формируются таккие физические качества, как сила, быстрота, выносливость и ловкость, а также теоретические знания и организационно-методические умения и навыки. Общими задачами физической подготовки военнослужащих являются: формирование здорового образа жизни, гармоничное физическое и духовное развитие, развитие и поддержание на требуемом уровне выносливости, силы, быстроты и ловкости, формирование навыков в передвижении по пересеченной местности, преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашном бою[3].
Специальные задачи физической подготовки обусловливаются спецификой военно-профессиональной деятельности личного состава видов и родов Вооруженных Сил. Основным средством физической подготовки являются физические упражнения, выполняемые с обязательным соблюдением норм и правил безопасности, гигиенических условий и активным использованием оздоровительных сил природы[10].
Доказанным является тот факт, что, во-первых, военнослужащие, обладающие оптимальным уровнем развития физических качеств, в условиях, связанных с большими физическими нагрузками и нервно-психическими напряжениями, эффективнее выполняют служебные обязанности; во-вторых, установлено, что у таких лиц быстрее протекает процесс формирования специальных качеств и прикладных навыков; в-третьих, они более устойчивы к неблагоприятным воздействиям отрицательных факторов военно-профессиональной деятельно-сти[6].
Основная функция самостоятельной физической тренировки состоит в поддержании функционального состояния организма военнослужащих на уровне, обеспечивающим успешное выполнение задач в соответствии с его функциональным предназначением. Осуществление этой функции определяет сущность физической тренировки, как формы физической подготовки, которая предполагает одиночный или групповой метод организации занятий, а также осуществление самоконтроля за
показателями функционального состояния организма и профессионально-значимых физических качеств военнослужащих.
Учитывая зависимость профессионально-значимых физических качеств от функционального состояния организма, цель самостоятельной физической тренировки для военнослужащих заключается в поддержании их физической работоспособности на оптимальном уровне индивидуальной физической подготовленности и функционального состояния организма, обеспечивающем успешное выполнение задач боевой деятельности.
При обосновании содержания физической подготовленности необходимо учитывать: подходы к построению содержания физической тренировки с военнослужащими различных военных специальностей; факторы, влияющие на её эффективность; особенности индивидуального физического развития, функционального состояния, работоспособности и состояния здоровья. По мнению Ю. К. Демьяненко предлагается рассмотреть следующие параметры профессионально значимых физических качеств: целевую установку и направленность физической тренировки; средства и методы тренировки; объем и регулярность занятий; компоненты физической нагрузки[6].
В связи с этим, можно определить алгоритм подхода к обоснованию содержания физической тренировки военнослужащих. Рассмотрим алгоритм построения содержания физической тренировки, основанный на учете индивидуальных особенностей функционального состояния организма:
1. изучение характера военно-профессиональной деятельности и определение направленности физической тренировки;
2. выявление факторов, влияющих на эффективность профессионально-значимых физических качеств;
3. анализ эффективности существующего содержания и организации физической тренировки и определение путей ее совершенствования;
4. выявление оптимального уровня профессионально-значимых физических качеств на основании возрастной динамики показателей физической работоспособности;
5. подбор средств и методов физической тренировки, позволяющий улучшить показатели профессионально-значимых физических качеств и работоспособности до необходимого уровня;
6. экспериментальная проверка полученных результатов.
Многочисленные исследования показывают, что наибольшей эффективностью в целях укрепления здоровья и повышения уровня физического состояния обладают аэробные упражнения. Главное доказательство их эффективности как средства укрепления здоровья - морфофункциональная перестройка в организме, обусловленная специфическим влиянием регулярного выполнения циклических упражнений аэробного характера. Такая перестройка, лежащая в основе совершенствования адаптации, отмечается на всех уровнях организма -
от клеточного (тканевого) до целостно-организмен-ного[5].
Физическая тренировка в аэробном режиме способствует увеличению функциональных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, выражающейся в более высоких величинах максимального ударного и минутного объемов сердца и максимального потребления кислорода. Так аэробные тренировки среди военнослужащих армии США существенно снизили рост количества заболеваний сердечно-сосудистой системы и риска ишемической болезни сердца[2].
Одним из видов аэробной тренировки является интервальная тренировках высокой интенсивности (ИТВИ) циклического характера.
Такая тренировка имеет ряд преимуществ:эко-номия времени; увеличение силы, выносливости и скорости; более быстрое сжигание калорий; улучшение работы сердечно-сосудистой системы; долгое сохранение метаболического эффекта;
В отличии от других видов тренировок, интервальные тренировки не требуют большого количества времени. Для поддержания необходимого уровня физической подготовленности военнослужащего для выполонения боевых задач по предназначению достаточно 15-30 минут занятий 3 раза в неделю.
Тренировка обязательно включает в себя короткие сессии интенсивных кардионагрузок, которые затем сменяются силовыми упражнениями. Таким образом, мышцы все время находятся в действии, а вот сердечно-сосудистая система получает короткие передышки. Также, по мнению автора, рекомендуется включать в ИТВИ военнослужащих различные сложно-координационные упражнения, упражнения с эспандером, резиновым жгутом, гимнастической палкой, бег в кислородной маске, упражнения с отягощениями. Ряд исследований свидетельствуют о целесообразности использования и других упражнений: плавание, передвижение на лыжах, гимнастика. Кроме того, разработаны программы, включающие в себя смешанные режимы тренировок[1,4,7].
Регулярные ИТВИ приводят к более быстрой адаптации сердечно-сосудистой системы к серьезным нагрузкам. Суть интервальных высокоинтенсивных тренировок заключается в чередовании циклов низкого и высокого уровня физической нагрузки с временем отдыха, равным времени выполнения одного цикла. Одно занятие в формате ИТВИ включает в себя 5-15 циклов. В зависимости от степени тренированности военнослужащего время тренировки может изменяться за счет уменьшения или увеличения количества интервалов.
Очевидным преимуществом ИТВИ является возможность организовать занятие физической подготовкой в условиях дефицита времени, задей-ствуя одновременно практически весь личный состав подразделения.
Анализируя условия профессиональной деятельности военнослужащих в боевой обстановке, следует подчеркнуть, что эти условия необходимо расценивать как экстремальные. В боевых условиях
<<шушетим~^®и©мак>>#41!&)),2©2© / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT
помимо готовности к длительной и напряженной физической деятельности, к работе в условиях дефицита времени, недостатка информации, возрастает значение выносливости к физическим нагрузкам. Для успешной профессиональной деятельности военнослужащих в боевых и экстремальных условиях необходима высокая физическая подготовленность, ловкость и сноровка в условиях боевых действий.
Литература
1. Быков И.Ю., Давыдов В.М., Олейников Д.Б. От образования на всю жизнь - к образованию через всю жизнь // Воен.-мед. журн. - 2000. -Т. 321.,№11.-С. 4-6.
2. Горелов A.A. Научно-исследовательская работа по физической подготовке в вооруженных силах Российской Федерации и перспективы ее совершенствования // Теория и методика физической подготовки. - 1994. - №1. - С. 18-24.
3. Горохов А.В. Психо лого-педагогические пути формирования военно-профессиональных компетенций у курсантов артиллеристов МВАА с применения средств физической подготовки и методическим обеспечением. Тематический сборник научных статей и докладов «Боевое применение ракетных войск и артиллерии в операции (бою)» -СПб. МВАА, 2013. № 41. С. 176-180.
4. Гриценгер В.Р., Решетников В.А., Кор-шевер Н.Г. и др. Физиологические аспекты подготовки военнослужащих. - Саратов: СГМУ, 2008. -191 с.
5. Губа В.П. Морфобиологические исследования в спорте. - М.: Спорт - АкадемПресс, 2010. -120 с.
6. Демьяненко Ю.К. Военно-профессиональное обучение и физическая подготовка. - СПб. ВИФК, 2004. - 80 с.
7. Демьяненко Ю.К., Щеголев В. А. Физическая подготовка в системе военно-профессионального обучения // Теория и практика физической подготовки. - 2007. - №3. - С. 68-73.
8. Иванов С.Н. Уроки сирийского конфликта. - Центр международной безопасности ИМЭМОРАН/ Зарубежное военное обозрение, 2016, № 11, с.12
9. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. - 2-е издание. - СПб. Питер, 2011. - 464 с.
10. Косыгина A.M., Бажуков О.В. Определение адаптационного потенциала в оценке состояния здоровья военнослужащих // Медицинское обеспечение здоровья военнослужащих: Сборник научных работ Саратовского военно-медицинского факультета. - Саратов. 2010.-С. 54.