Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ РОУП СКИППИНГА'

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ РОУП СКИППИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
105
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РОУП СКИППИНГ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТЫ / ПРЫЖКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДИНАМИКА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жевак Регина Ринатовна, Янкевич Ирина Евгеньевна

В статье рассматриваются изменения функциональных показателей студентов основной медицинской группы на занятиях физической культурой средствами роуп скиппинга. В экспериментальном исследовании приняли участие 40 студентов (девушек) в возрасте 17-18 лет. Для повышения эффективности занятий физической культурой разработана и внедрена экспериментальная методика с использованием средств роуп скиппинга. В результате проведенного эксперимента у студентов отмечается положительная динамика изменений функциональных показателей организма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жевак Регина Ринатовна, Янкевич Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN THE CLASSES OF PHYSICAL EDUCATION MEANS ROPE SKIPPING

The article discusses the changes in the functional indicators of students of the main medical group in physical education classes by means of rope skipping. The experimental study involved 40 students (girls) aged 17-18 years. To increase the effectiveness of physical education, an experimental technique using rope skipping tools has been developed and implemented. As a result of the experiment, students have a positive dynamics of changes in the functional parameters of the body.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ РОУП СКИППИНГА»

тат» у женщин.

Представленные в статье результаты и выявленные тенденции участия сильнейших дзюдоистов мира в главных стартах годичного цикла представляют собой новые научные факты, использование которых будет полезным при тактической подготовке высококвалифицированных дзюдоистов мужчин и женщин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобровский В. А. Реализация тактической подготовленности дзюдоистов высокой квалификации в соревновательной деятельности / В.А.Б обровский, В.А. Крестьянинов // Олимпийский научный вестник. - 2011. - № 5 (101). - С. 176-180.

2. Еганов А.В. Теория и методика спортивной тренировки дзюдоистов / А.В. Еганов. -Москва : Теория и практика физической культуры и спорта» 2014. - 212 с.

3. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте «Общая теория и ее практические приложения» / В.Н. Платонов. - Москва : Советский спорт, 2004. - 820 с.

4. Суслов Ф.П. О стратегии соревновательной практики в индивидуальных видах спорта в олимпийские годы / Ф.П. Суслов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 11. - С. 30-33.

5. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки :учебное пособие в 4-х кн. Кн.11. Кинезиология и психология / Г.С. Туманян. - Москва : Советский спорт, 1998. -280 с.

6. Шестаков В.Б. Теория и практика дзюдо: учебник / В.Б. Шестаков, С.В. Ерегина. -Москва : Советский спорт, 2011. - 446 с.

REFERENCES

1. Bobrovsky V.A., Krestyaninov V.A. (2011), "Realization of tactical preparedness of judokas of high qualification in competitive activity", Olympic scientific bulletin, No 5 (101), pp. 176-180.

2. Eganov A.V. (2014), Theory and methodology of sports training ofjudokas, Theory and Practice of Physical Culture and Sports, Moscow.

3. Platonov V.N. (2005), The system of training athletes in Olympic sports "General theory and its practical applications", Soviet sport, Moscow.

4. Suslov F.P. (2002), "On the strategy of competitive practice in individual sports in the Olympic years", Theory and practice ofphysical culture, No 11, pp. 30-33.

5. Tumanyan, G.S. (1998J, Wrestling: theory, methodology, training organization: textbook in 4 books. Book II. Kinesiology and psychology, Soviet sport, Moscow.

6. Shestakov V.B. and Eregina S.V. (2011), Theory and practice ofjudo, Soviet sport, Moscow.

Контактная информация: eregina-mgiit@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.11.2021

УДК 796.011.03

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДСТВАМИ РОУП СКИППИНГА

Регина Ринатовна Жевак, преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань; Ирина Евгеньевна Янкевич, доцент, Астраханский государственный университет, Астрахань

Аннотация

В статье рассматриваются изменения функциональных показателей студентов основной медицинской группы на занятиях физической культурой средствами роуп скиппинга. В экспериментальном исследовании приняли участие 40 студентов (девушек) в возрасте 17-18 лет. Для повышения эффективности занятий физической культурой разработана и внедрена экспериментальная методика с использованием средств роуп скиппинга. В результате проведенного эксперимента у студентов отмечается положительная динамика изменений функциональных показателей организма.

Ключевые слова: физическая культура, роуп скиппинг, физическое воспитание, спортивная подготовка, студенты, прыжковые упражнения, динамика, функциональные показатели.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p133-138

FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS DURING THE CLASSES OF PHYSICAL EDUCATION BY MEANS OF ROPE SKIPPING

Regina Rinatovna Zhevak, the teacher, Astrakhan State Medical University; Irina Evgenievna Yankevich, the senior lecturer, Astrakhan State University

Abstract

The article discusses the changes in the functional indicators of students of the main medical group in physical education classes by means of rope skipping. The experimental study involved 40 students (girls) aged 17-18 years. To increase the effectiveness of physical education, an experimental technique using rope skipping tools has been developed and implemented. As a result of the experiment, students have a positive dynamics of changes in the functional parameters of the body.

Keywords: physical culture, rope skipping, physical education, sports training, students, jumping exercises, dynamics, functional indicators.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важных факторов формирования личности является физическое воспитание [8]. Физическая культура включена во все программы вузов, как обязательная дисциплина [2]. Государство все больше уделяет внимание здоровью подрастающего поколения и как следствие - на всех этапах обучения предусмотрены часы физической подготовки [7]. Постоянно растущие требования к уровню физического воспитания обучающихся диктуют необходимость поиска новых организационно-методических решений при планировании учебного процесса [4].

Роуп скиппинг - молодой вид спорта, включающий в себя дисциплины по прыжкам на одной скакалке или с вращением двух и более скакалок [3]. Прыжки со скакалкой являются доступными и эффективными упражнениями для укрепления здоровья и развития физических качеств, при этом позволяют планировать адекватную двигательную нагрузку в зависимости от уровня подготовленности занимающегося [1, 9].

Прыжковые упражнения оказывают положительное воздействие на весь организм [5, 6]. При постоянном использовании упражнений со скакалкой повышаются показатели функциональных систем организма [10].

Цель исследования: проанализировать физическую подготовленность студентов, разработать и внедрить экспериментальную методику физической подготовки студентов с использованием средств роуп скиппинга.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы: анализ научно-методической литературы, тестирование (40 человек), эксперимент, анализ и обобщение полученных данных. Экспериментальное исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» (г. Астрахань) с декабря 2020 года по май 2021 года. Для эксперимента была определена группа студентов (девушек) основной медицинской группы 1 курсов, все студенты по результатам медицинского осмотра были допущены до учебно-тренировочных занятий без ограничений.

В эксперименте участвовало 40 студентов в возрасте 17-18 лет. В начале эксперимента проведено обследование по стандартным методикам.

Для повышения эффективности занятий физической культурой была разработана и внедрена экспериментальная методика с использованием средств роуп скиппинга. В программу методики были внедрены различные упражнения с использованием средств роуп

скиппинга, направленные на развитие быстроты и координационных способностей.

Целью тестирования является определение у испытуемых начального уровня развития физических качеств и определение уровня при использовании средств роуп скип-пинга.

Первый этап исследования - определение исходного уровня развития физических качеств у студентов 1 курса.

Тестовые задания включали [2]:

1) бег 30 м.

2) выпрыгивание из положения полного приседа за 30 сек.

3) челночный бег (3*10 м.)

Тестирование, направленное на выявление успешности прыжковой подготовленности, умеющих выполнять данное упражнение, позволило установить, что лишь 12% смогли справиться с нормативными требованиями на оценку «хорошо» и 28 % «удовле -творительно».

В исследовании были использованы следующие методы математической статистики: метод средних величин, предусматривающий определение средних арифметических показателей (X), среднего квадратического отклонения (с); проверка статистических гипотез о достоверности различий средних величин с использованием Т-критерия Ф. Вил-коксона.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

Участники экспериментального исследования были разделены на контрольную и экспериментальную группы, по 20 человек в каждой группе.

Для оценки физической подготовленности испытуемых на начальном этапе и определения влияния использования средств роуп скиппинга на занятиях физической культурой были использованы тестовые задания, предназначенные для оценки уровня проявления ведущих физических качеств и двигательных способностей. Тесты включали следующие упражнения: бег 30 м, выпрыгивание из положения полного приседа за 30 сек., челночный бег 3*10 м.

Результаты тестирования (в абсолютных величинах и в баллах по 5-балльной шкале (от 1 - неудовлетворительно до 5 - отлично)) представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности (п=20) контрольной группе

№ п/п Показатели Результат в тесте (Х ±с) Оценка выполнения (Х±с, баллы)

1 Бег 30 м (с.) 5,4±1,7 3,2±2,7

2 Выпрыгивание из положения полного приседа за 30 сек. 18±2,3 раз 3,3±2,4

3 Челночный бег 3*10 м (с.) 9,8±2,7 2,6±1,7

Таблица 2 - Показатели физической подготовленности (п=20) экспериментальной группе

№ п/п Показатели Результат в тесте (Х ±с) Оценка выполнения (Х±с, баллы)

1 Бег 30м 5,2±1,5 с 3,4±2,1

2 Выпрыгивание из положения полного приседа за 30 сек. 18,5± 3,1 раз 3,4± 1,9

3 Челночный бег 3*10 м 9,4±1,3 с 2,6±1,7

Результат в тесте «Бег 30 м» Х= 3,2 балла при Тэмп =13 в контрольной и Х= 3,4 балла при Тэмп =12 в экспериментальной группах, что говорит о близком к хорошему уровню проявления скоростных качеств.

Оценке «удовлетворительно» соответствуют результаты тестов «Выпрыгивание из положения полного приседа за 30 сек» Х= 3,3 балла при Тэмп = 22 в контрольной и Х= 3,4 балла Тэмп =9 экспериментальной группах соответственно.

При этом в тестовом задании «Челночный бег 3*10 м» показатели по шкале оценок являются неудовлетворительными при Х= 2,6 балла при Тэмп =19 в контрольной и при Тэмп =8 в экспериментальной группах.

Внедрение комплекса упражнений с использованием средств роуп скиппинга способствовали положительной динамике изучаемых физических качеств.

Результаты исследования исходных и конечных данных уровня физической подготовленности представлены в таблице 3 и 4.

Таблица 3 - Динамика показателей физической подготовленности контрольной группы в процессе эксперимента___

№ п/п Показатели Результат в тесте Р

до эксперимента (XX ±а) после эксперимента (X ±о)

1 Бег 30 м (с.) 5,4±1,7 5,2± 2,3 Р >0,05

2 Выпрыгивание из положения полного приседа за 30 сек. (кол-во повтор.) 18±2,3 19±2,5 Р >0,05

3 Челночный бег 3*10 м 9,8±2,7 с 9,6±1,9 с Р >0,05

Таблица 4 - Динамика показателей физической подготовленности экспериментальной группы в процессе эксперимента_

№ п/п Показатели Результат в тесте Р

до эксперимента (XX ±а) после эксперимента (XX ±о)

1 Бег 30 м (с.) 5,2±1,5 4,9±1,5 Р <0,05

2 Выпрыгивание из положения полного приседа за 30 сек. (кол-во раз) 18,5±3,1 21,2±3,1 Р <0,05

3 Челночный бег 3*10 м (с.) 9,4±1,3 9,1±0,9 р<0,05

Согласно этим данным все показатели имеют позитивную динамику в контрольной и экспериментальной группах. Результаты испытуемых контрольной группы имеют тенденцию к улучшению в челночном беге 3*10 на 2,0% (Тэмп =17); в тесте «Выпрыгивание из положения полного приседа за 30 сек.» - на 6% (Тэмп =13,5). Повысились по показателям в тесте «Бег 30 м» в среднем на 2 сек., что составляет 3,7%

(Тэмп 5).

В экспериментальной группе динамика показателей имеет наибольшие показатели улучшения результатов. В челночном беге 3*10 на 3,2% (Тэмп =13,5); в тесте «Выпрыгивание из положения полного приседа за 30 сек.» - на 15% (Тэмп =26,5). Повысились по показателям в тесте «скорость 30 м» в среднем на 3,4 сек в среднем по группе, что составляет 17% (Тэмп = 11).

ВЫВОДЫ

Анализируя результаты внедрение методики проведения занятий по физической культуре с использованием средств роуп скиппинга, мы видим положительную динамику развития физических качеств у студентов. Однако в экспериментальной группе показатели значимо отличались по сравнению с результатами, полученными в контрольной группе.

Результаты по тестовым заданиям, определяющих показатели физической подготовленности так же имеют положительную динамику в обеих группах. В контрольной группе в тесте «челночный бег 3*10» на 2,0% (Тэмп =17); в тесте «Выпрыгивание из положения полного приседа за 30 сек.» - на 6% (Тэмп = 13,5), а так же в тесте «скорость 30 м» на 6,9% (Тэмп =7).

В экспериментальной группе динамика показателей имеет наибольшие показатели улучшения результатов в тесте «челночный бег 3*10» на 3,2% (Тэмп =13,5); в тесте «Выпрыгивание из положения полного приседа за 30 сек.» - на 15% (Тэмп =26,5) и в тесте «скорость 30 м» на 17% (Тэмп = 11).

Таким образом, проведенное исследование показало, что разработанная и внедренная нами методика проведения занятий с использованием средств роуп скиппинга позволяет студентам совершенствовать координацию и быстроту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доронцев А.В. Оценка факторов риска развития дезадаптивных реакций на физическую нагрузку различной направленности у мужчин среднего возраста/ А.В. Доронцев, А.А. Светлички-на // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20, № 1. - С. 135-141.

2. Оценка профессионально-прикладной физической культуры студентов медицинского вуза / А.В. Доронцев, Э.А. Аленуров, В.И. Шарагин, Э.Ш. Петина // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 31-33.

3. Жевак Р.Р., Динамика функционального состояния и уровня физической подготовленности у студентов астраханского государственного медицинского университета при занятиях роуп скиппингом. / Р.Р. Жевак, И.Е. Янкевич, А.П. Ярошинская. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021.. - № 4 (194).- С. 137-142.

4. Physiological Response of the Physical Capabilities of Adolescents with Sensorineural Hearing Loss to Regular Adaptive Handball /V.Yu. Karpov, S.Y. Zavalishina, A.V.Dorontsev et al.= / Biomedical and Pharmacology Journal. - 2021. - No. 14 (1), - P. 99-103.

5. Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries / V.Yu. Karpov, S.Yu. Zavalishina, A.V. Dorontsev, K.K. Skorosov, D.A. Ivanov // Indian Journal of Public Health Research and Development. - 2019. - Т. 10, № 10. - С. 2723-2728.

6. Physical Activity to Prevent and Treat Hypertension: A Systematic Review / L.S. Pescatello, D.M. Buchner, J.M. Jakicic, K.E. Powell [et al]. - doi:10.1249/mss.0000000000001943 // Med Sci Sports Exerc. - 2019. - No. 51 (6). - P. 1314-1323.

7. Магомедов М.Ш. Физическая активность студентов в российских и зарубежных исследованиях / М.Ш. Магомедов, Н.М. Нуцалов, А.А. Стеблев // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -Москва, 2021. - С. 335-340.

8. Маркова О.А. Мониторинг уровня физической подготовленности студентов московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана в условиях дистанционного обучения / О.А. Маркова, Т.И. Величко, О.С. Цыганенко // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. - 2021. - № 2. (192). - С. 164-168.

9. Чичкова М.А. Влияние адаптивных нагрузок на параметры сердечно - сосудистой системы у пациентов с малыми аномалиями развития сердца и врожденной нейросенсорной тугоухостью. / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина, М.А. Чичков // Астраханский медицинский журнал. -2020. - № 1 (15). - С. 28-35.

10. Янкевич И.Е. Роуп скиппинг (спортивная скакалка): примерная программа спортивной подготовки: учебно-методическое пособие. / И.Е. Янкевич, О.С. Безверхова, О.А. Черкасская. -Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2021. - 95 с.

REFERENCES

1. Dorontsev, A.V., Svetlichkina, A.A. (2020), "Assessment of risk factors for the development of maladaptive reactions to physical activity of various orientations in middle-aged men", Human. Sport. Medicine, Vol. 20, No. 1, pp. 135-141.

2. Dorontsev, A.V., Alenurov, E.A., Sharagin, V.I. and Petina, E.Sh. (2019), "Assessment of professionally-applied physical culture of students of a medical university", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 31-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Zhevak, R.R., Yankevich, I.E. and Yaroshinskaya, A.P. (2021), "Dynamics of the functional state and level of physical fitness among students of Astrakhan State Medical University during rope skipping classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 137-142.

4. Karpov, V. Y, Zavalishina, S. Y, Dorontsev, A. V. et al. (2021), "Physiological Response of the Physical Capabilities of Adolescents with Sensorineural Hearing Loss to Regular Adaptive Handball", Biomedical and Pharmacology Journal, No, 14(1), рр. 99-103.

5. Karpov, V.Yu. Zavalishina, S.Yu., Dorontsev, A.V., Skorosov, K.K. and Ivanov, D.A. (2019), "Physiological basis of physical rehabilitation of athletes after ankle injuries", Indian Journal of Public Health Research and Development, Vol. 10, No. 10, pp. 2723-2728.

6. Pescatello, L.S., Buchner, D.M., Jakicic, J.M., Powell, K.E., Kraus, W.E., Bloodgood, B., Piercy, K. L. (2019), "Physical Activity to Prevent and Treat Hypertension", Medicine and Science in Sports and Exercise, No. 51(6), pp. 1314-1323, doi:10.1249/mss.0000000000001943.

7. Magomedov, M.S., Nutsalov, N.M. and Steblev, A.A. (2021), "Physical activity of students in Russian and foreign studies", Current problems, current trends in the development ofphysical culture and sports, taking into account the implementation of national projects, materials of the III All-Russian scientific and practical conference, Moscow, pp. 335-340.

8. Markova, O.A., Velichko, T.I. and Tsyganenko, O.S. (2021), "Monitoring the level of physical fitness of students of Bauman Moscow State Technical University in the context of distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2. (192), pp. 164-168.

9. Chichkova, M.A., Svetlichkina, A.A and Chichkov, M.A. (2020), "Influence of adaptive loads on the parameters of the cardiovascular system in patients with minor anomalies in the development of the heart and congenital sensorineural hearing loss", Astrakhan Medical Journal, No. 1 (15), pp. 28-35.

10. Yankevich, I.E. Bezverkhova, O.S. and Cherkasskaya, O.A. (2021), Rope skipping (sports skipping rope): an approximate program of sports training: an educational and methodical manual, Publishing house "Astrakhan University", Astrakhan.

Контактная информация: regina.zhevak@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.10.2021

УДК 796.894.2

КРОССФИТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В

ГИРЕВОМ СПОРТЕ

Алексей Валерьевич Живодёров, кандидат педагогических наук, доцент мастер спорта РФ по гиревому спорту, Иван Михайлович Евдокимов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения; Владимир Владимирович Рябчук, кандидат педагогических наук, профессор, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Санкт-Петербург; Валерий Александрович Живодёров, доцент, помощник ректора, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Санкт-Петербург

Аннотация

В процессе становления спортивного мастерства в гиревом спорте, предлагается концепция внедрения в тренировочный процесс элементов тренировки кроссфита. Сочетание элементов тренировки кроссфита и гиревой тренировки позволит расширить порог выносливости, а также силу мышц антагонистов, которые в совокупности с основными мышцами, участвующими в соревновательном движении, укрепят мышечный корсет, что даст перспективу развития силы. Следует отметить, эффективность вышесказанного подразумевает одновременное включение в тренировочный процесс гиревой тренировки и тренировки кроссфита.

Ключевые слова: спортивное мастерство, кроссфит, мышцы антагонисты, гиревая тренировка, выносливость, порог силы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p138-140

CROSSFIT AS A MEANS OF DEVELOPING OF STRENGTH ENDURANCE IN

KETTLEBELL LIFTING

Alexey Valerievich Zhivoderov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Master of Sport, Ivan Mikhailovich Evdokimov, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Vladimir Vladimirovich Ryabchuk, the candidate of pedagogical sciences, professor, North-Western Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg; Valery Aleksandrovich Zhivoderov, the senior lecturer, rector's assistant, the Lesgaft national state University of physical culture, sport and health, St. Petersburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.