УДК 796 БОЙКО В.В.
кандидат педагогических наук, декан, факультет «Академия физической культуры и спорта», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] КАРНЮХИНА Л.А.
учитель физкультуры высшей категории, Средняя образовательная школа №15 имени М. В. Гордеева E-mail: [email protected]
UDC 796 BOJKO V.V.
Candidate of pedagogics, Dean of the Faculty of the Academy of Physical Culture and Sports, Orel State University
E-mail: [email protected] KORNYUHINA L.A. Teacher of the highest category of Secondary school №15
named after M. V. Gordeeva E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ РОУП-СКИППИНГА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ
ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
THE USE OF ROPE-SKIPPING TO IMPROVE THE COGNITIVE FUNCTIONS OF SCHOOL-AGE CHILDREN
Результат исследования влияния средств роуп-скиппинга на когнитивные функции детей школьного возраста дал возможность показать влияния комплекса упражнений со скакалкой в короткое время (10 минут) на улучшения концентрации внимания и его устойчивости. Средства роуп-скиппинга можно эффективно применять на переменах, на третьем уроке физкультуры, а также во внеучебной и учебной деятельности и как следствие улучшать академической успеваемость учащихся.
Ключевые слова: скакалка, роуп-скиппинг, концентрация внимания, устойчивость внимания.
As a result of the study of the impact of rope skipping on the concentration and stability of attention of school-age children, it was possible to show the effects of a set of exercises with skakalka in a short time (10 minutes) to improve concentration and stability. Means of rope-skipping can be effectively used for changes, the third lesson of physical education, as well as in extracurricular and educational activities and as a result to improve the academic performance of students.
Keywords: jump rope, rope skipping, attention concentration, attention stability.
Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным Сэмюэл Джонсон
Усидчивость и внимательность - важные качества для успешного усвоения знаний. Особое значение они имеют для младших школьников, только начинающих получать образование. Задача учителей и родителей - помочь малышу научиться сосредотачивать внимание, для чего взрослым необходимо знать, насколько сформирована у ребёнка способность к концентрации. Определить это поможет корректурная проба (тест Бурдона) [3].
Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности школьников обусловливается многими внешними и внутренними факторами. Среди них большую роль играет правильная организация учебного процесса школьников, включающая в себя, как обязательный элемент, занятия физической культурой.
Начиная с 2000 годов ряд ученых (Partavi et al, Chao-Chien и Yi-Chun, Chen et al, Feng T. C., Nicklson MS., Makaruk Hubert и др.) опубликовали исследования, о влиянии средств роуп-скиппинга на физическую подготовленность детей с различными проблемами в здоровье.
Прыжки через скакалку являются недорогим, но эффективным средством роуп-скиппинга для улучшения физической подготовленности школьников, таким образом,
влияя на физическое здоровье школьников. Это доказывают ряд исследователей. Прыжки через скакалку задействует мышцы рук и ног, а также улучшает сердечнососудистую функцию и обмен веществ. Скакалка это портативный тренажер, а для тренировки требуется минимальное места. С другой стороны прыжки через скакалку невероятно дешевы по сравнению с другими видами спорта [12].
В более раннем исследовании изучается влияние средств роуп-скиппинга на детей с психическими и зрительными нарушениями. Результаты показали, что занятия роуп-скиппингом значительно улучшает их координацию [6,14,16].
Текущие исследования также показали, что, управляя эффективной физической активностью, включая в работу средства роуп-скиппинга, наблюдается улучшение физической подготовленности [7, 8, 13, 15, 16].
Раг1ау1 й а1 в 2013 году утверждали, что 7 недель тренировок по роуп-скиппингу от 15 до 50 минут в день и 3 дня в неделю значительно улучшают ловкость мальчиков на 17,3%. Это исследование доказало, что 7 недель тренировок по роуп-скиппингу является эффективным способом повышения ловкости мальчиков. Кроме того, результаты показали незначительное улучшение скоростных показателей с показателем 0,29% в беге на 50 метров. Вообще говоря, мало кто из исследователей изучал влияние прыжков на скорость [12].
© Бойко В.В., Карнюхина Л. А. © Bojko V.V., Kornyuhina L.A.
Результаты исследования, проведенного Chao-Chien и Yi-Chun в 2012 году, показали, что 12 недель тренировок по роуп-скиппингу со школьниками, имеющими психические расстройства, оказали заметное положительное влияние на их двигательную активность [5].
Chao and Shih изучали влияние средств роуп-скиппинга на физическую подготовленность школьников с нарушениями зрения в 2010 году. Результаты показали, что скакалка положительно повлияла на ловкость экспериментальной группы [4].
Chen et al (2007) изучил влияние прыжков со скакалкой на детей с умственной отсталостью и обнаружил улучшение их баланса [16].
Chen et al исследовал влияние средств роуп-скиппинга на детей с незначительными психическими нарушениями и пришел к выводу, что прыжки через скакалку имеет заметное положительное влияние на их баланс [6].
Кроме того, он же в 2009 году изучил влияние прыжков через скакалку на детей с незначительным нарушением зрения, и сообщил о значительном улучшении баланса [14].
Хотя существуют различные исследования, которые изучали влияние средств роуп-скиппинга на физическую форму, особенно ее влияние на ловкость [10, 12], но ни одно из этих исследований о влиянии средств роуп-скиппинга на концентрацию и устойчивость внимания не проводилось ранее в России - это и обуславливает актуальность нашего исследования
В настоящее время теория и методика физического воспитания детей школьного возраста дополняется новыми данными о воздействии дозированных физических нагрузок на показатели концентрации и устойчивости внимания школьников и как итог успешность в обучении.
Цель работы - изучение влияния средств роуп-скиппинга на концентрацию и устойчивость внимания детей 6 класса после одноразового занятия роуп-скиппингом на перемене между уроками.
Сущность влияния роуп-скиппинга (прыжков через скакалку) на организм состоит в следующем. Базовые прыжки с изменением положения рук, ног и центра тяжести, даже сравнительно несложные, осуществляются при участии большого числа мышц (например, в акте дыхания участвуют около 90 мышц). Первая группа мышц обеспечивает основной двигательный акт (вращение скакалки руками и прыжок), вторая группа мышц способствует тому, чтобы это движение было координированным, и третья группа мышц выполняет функцию по выполнению выгодной для данного прыжка позу тела путем распределения мышечного тонуса.
Прыжки через скакалку представляют собой процесс, в котором участвуют не только мышцы, но и участки нервной системы от периферийных нервов - до высших центров коры больших полушарий мозга. В этот момент мышцам подаются сигналы, которые так же оказывают стимулирующее влияние на ЦНС, поддерживая работоспособность нервных центров.
В организации прыжков через скакалку в качестве аппарата контроля и информации принимают участие органы чувств - анализаторы. В обеспечении движений всем необходимым участвуют сердечнососудистая, дыхательная, эндокринная системы, органы пищеварения, выделения и
др. Чем разнообразнее прыжки, тем выше уровень функциональных возможностей.
Материалы и методы
Для сбора необходимых данных было отобрано 20 школьников 6 класса МБОУ СОШ № 15 имени М.В. Гордеева города Орла.
У всех отобранных испытуемых основная физкультурная группа.
Антропометрические данные в группе имеют однородный возраст, рост, массу тела и индекс массы тела (ИМТ).
Все участники эксперимента были проинформированы о процессе сбора данных за неделю до начала эксперимента. На этом этапе, помимо информирования участников учебного процесса, были измерены их антропометрические данные. Кроме того, за 48 часов до начала тренировочного занятия проводились тесты физической подготовленности с фиксированными результатами.
После звонка с одного из уроков учащиеся класса с согласия родителей приняли участие в исследовании.
Программа тренировки прыжков со скакалкой проходила в течение 10 минут на перемене [1, 2].
Далее после 15 минут перерыва, дети прошли повторно корректурную пробу Бурдона [3]. Результаты тестирования представлены в таблице 1, 2.
Удобный способ исследования концентрации внимания был предложен французским психологом Бенжаменом Бурдоном в конце XIX века. Корректурная проба очень удобна для тестирования школьников, так как позволяет проводить диагностику внимания одновременно нескольких учащихся. Испытуемым предлагается за определённое время вычеркнуть заданные элементы на специальных бланках с изображёнными на них цифрами, при этом учитель каждые 60 секунд давал команду «Черта!», по которой дети проводили вертикальную линию в том месте, где они останавливались. Время для работы с бланком - 10 минут. За этот период у педагога появляется возможность проанализировать, как меняется концентрация и насколько быстро ребёнок утомляется.
По итогам теста также можно сделать вывод:
- о способности школьника долго концентрироваться на выполнении одного задания;
- об устойчивости внимания испытуемого;
- об умении переключаться с одной задачи на другую.
Статистические методы значение каждой исследуемой переменной описывается путем анализа их стандартного отклонения. В этом исследовании для оценки нормального распределения и использования параметрических или непараметрических тестов применяется тест Смирнова-Колмогорова. Кроме того, для внутригрупповой оценки применяется зависимый t-критерий. Для всех статистических тестов, уровень значимости считался равным Р<0,05. Для статистических расчетов использовалось статистическое программное обеспечение SPSS версии 16.
Таблица 1.
Результаты теста Бурдон
№ Неверно зачерк. Элементы Пропущ. элементы Просмотр. строки Верные ответы Всего должно быть знаков Общее число просмотр. элементов
до после до после до после до после до после до после
1 0 0 27 40 86 70 413 484 440 524 2580 2100
2 1 0 34 29 72 82 334 535 369 564 2160 2460
3 2 1 60 35 65 70 254 404 316 440 1950 2100
4 0 1 56 73 105 95 470 599 526 673 3150 2850
5 0 0 32 53 86 77 347 488 379 541 2580 2310
6 1 1 46 4 76 68 410 523 457 528 2280 2040
7 2 1 29 45 63 71 325 407 356 453 1890 2130
8 1 0 87 20 95 72 410 464 498 484 2850 2160
9 0 1 78 73 83 77 354 494 432 568 2490 2310
10 0 2 25 12 68 61 330 445 355 459 2040 1830
11 1 1 36 24 96 87 421 616 458 641 2880 2610
12 2 0 21 23 65 84 313 603 336 626 1950 2520
13 1 1 40 38 75 72 341 432 382 471 2250 2160
14 0 0 34 21 68 66 453 517 487 538 2040 1980
15 1 0 43 26 73 69 411 478 455 504 2190 2070
16 0 1 37 17 82 77 356 380 393 398 2460 2310
17 1 0 51 33 84 81 375 401 427 434 2520 2430
18 1 0 44 40 77 75 453 456 498 496 2310 2250
19 0 1 25 20 68 66 342 411 367 432 2040 1980
20 2 0 29 26 79 70 431 532 462 558 2370 2100
Таблица 2.
Результаты по шкале баллов концентрации и устойчивости внимания детей
№ Концентрация внимания Устойчивость внимания значение
до после до после до после уровень
1 6,37 3,50 430 350 4 4 высокая
2 4,11 5,66 360 410 4 4 высокая
3 2,10 3,89 325 350 3 4 высокая
4 3,75 2,57 525 475 5 5 средняя
5 5,38 2,91 430 385 4 4 высокая
6 3,23 27,20 380 340 4 3 высокая
7 4,06 3,09 315 355 3 4 высокая
8 2,16 7,20 475 360 5 4 высокая
9 2,13 2,08 415 385 4 4 высокая
10 5,44 8,71 340 305 3 3 высокая
11 5,19 6,96 480 435 5 4 высокая
12 5,65 7,30 325 420 3 4 высокая
13 3,66 3,69 375 360 4 4 высокая
14 4,00 6,29 340 330 3 3 высокая
15 3,32 5,31 365 345 4 3 высокая
16 4,43 8,56 410 385 4 4 высокая
17 3,23 4,91 420 405 4 4 высокая
18 3,42 3,75 385 375 4 4 высокая
19 5,44 6,29 340 330 3 3 высокая
20 5,10 5,38 395 350 4 4 высокая
В исследовании концентрации внимания, чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация (см. в Таблице 3). Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимуль-ного материала.
В устойчивости внимания есть несколько уровней:
Таблица 3.
Расшифровка показателей устойчивости внимания
Результат в баллах Значение
0-2 Очень высокая устойчивость
3-4 Высокая
5-6 Средняя
7-8 Низкая
9-10 Очень низкая
Обсуждение
Основываясь на результатах этого исследования, даже одноразовое занятие с использованием средств роуп-скиппинга на перемене улучшает концентрацию внимания до 44%.
Так как прыжки через скалку включает быстроту реакции. В этом плане быстрая реакция на движение скакалки может повысить концентрацию внимания. Кроме того, улучшение функции симпатической нервной системы может также произойти в результате тренировок со скакалкой.
Это исследование также подтверждает выводы исследовательской группы возглавляемой профессором Charles
Hillman из США и опубликованные ими результаты исследования в журнале Pediatrics.
Nicholson в 2005 году также изучал влияние средств роуп-скиппинга. Исследование проводилось с 256 школьниками в возрасте от 5 до 14 лет. Учебно-тренировочный процесс длился 24 недели. Результаты доказали, что прыжки через скакалку - это не только весело, но и снижает риск ожирения, диабета и депрессии, а также улучшает баланс [11]. Прыжки через скакалку могут привести к улучшению концентрации внимания на выполняемой задачи [9]. Однако, эффективность применения средств роуп-скиппинга на этот фактор не оценивается в каких-либо исследований и требует дальнейшего изучения.
Вывод
По полученным результатам сделан вывод о том, что средства роуп-скиппинга можно эффективно применять на переменах, на третьем уроке физкультуры, а также во внеу-чебной и учебной деятельности для улучшения концентрации и устойчивости внимания и как следствие улучшение академической успеваемости учащихся.
При этом по уже известным исследованиям можно сделать вывод о комплексном влиянии средств роуп-скиппинга на повышение некоторых факторов физической подготовленности школьников. Баланс, ловкость и сила увеличились, а скорость осталась примерно неизменной. Вообще говоря, физическая подготовленность улучшилась, однако; скорость не изменилась, так как является наследственной чертой.
Библиографический список
1. БойкоВ.В. Начальная подготовка в роуп-скиппинге (учебно-методическое пособие)/В.В. Бойко. Орел: «ОГУ», 2017. 98 с.
2. Бойко В.В. Подвижные игры. Скипппинг как форма физической рекреации /В.В. Бойко. Орел, изд. Госуниверситет-УНПК, 2014.
94 с.
3. Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111.
4. Chao Ch. Ch., Shih Y. L. (2010). The impact of rope jumping exercise on physical fitness of visually impaired students. Department of Physical Education, Asia University, 500, Lioufeng Road, Wufeng.
5. Chen Chao-Chien, Lin, Yi-Chun. (2012). The Journal of Human Resource and Adult Learning, Vol. 8, Num. 1.
6. Chen H.M. (2010). The Effects of rope skipping on health-related physical fitness in student with mild intellectual disability: A case study. /Unpublished Master's Thesis/. Taipei: National Taiwan Normal Un.
7. Feng, T. C. (2007). The influence of rope skipping on health related physical fitness ofjunior high school students-A case study of huei-long elementary and junior high school. Unpublished Master's Thesis. Taipei: Fu Jen Catholic University.
8. Lee F. C. (2010). The effects of forty-weeks jumping rope exercise intervention on physical fitness of elementary school students. / Unpublished Master's Thesis/.Pingtung: National Pingtung Un. of Education.
9. Lindenberger U, Marsiske M, Baltes B. Psychol& Aging, 2000; 15: 417-436.
10. Makaruk Hubert. Pol. J. Sport Tourism 2013, 20, 200-204.
11. Nicklson MS. (2005). Florida Public Health Review, 2005, 2: 60-62.
12. Partavi. Sadi Sport Science 6 (2013) 2: 40-43.
13. So L. S. & Lin, M.Z. (2001). Chia Nan Annual Bulletin, 27, 195-202.
14. Tsai Y. H. (2009). Effect of rope jumping training on the health related physical fitness of students with amblyopia. Unpublished Master's Thesis. Taipei: National Taiwan Normal University.
15. Wu C. K. (2002). The influence of different kinds of exercise on cardiopulmonary function of junior high girl students. Unpublished Master's Thesis/. Taipei: National Taiwan Sport University.
16. Yeh, H. C. (2007). The role of vision in rope skipping training for balance development in the mental retardation. Unpublished Master's Thesis/. Taipei: National Taiwan Normal University.
References
1. Boyko V.V. Basic training in rope skipping (textbook)/V. V. Boyko. - Eagle: "OGU", 2017. 98 p.
2. Boyko V.V. Outdoor games. Skipping as a form of physical recreation / V. Boyko. Eagle, ed. State University-unpk, 2014 94 art.
3. Proof-reading test (Bourdon Test) / Almanac of psychological tests. M., 1995, P. 107-111.
4. Chao, Ch. Ch., Shih, Y. L. (2010). The impact of rope jumping exercise on physical fitness of visually impaired students. Department of Physical Education, Asia University, 500, Lioufeng Road, Wufeng.
5. Chen Chao-Chien, Lin, Yi-Chun. (2012). The Journal of Human Resource and Adult Learning, Vol. 8, Num. 1.
6. Chen H. M. (2010). The Effects of rope skipping on health-related physical fitness in student with mild intellectual disability: A case study. /Unpublished Master's Thesis/. Taipei: National Taiwan Normal Un.
7. Feng, T. C. (2007). The influence of rope skipping on health related physical fitness ofjunior high school students-A case study of huei-long elementary and junior high school. Unpublished Master's Thesis. Taipei: Fu Jen Catholic University.
8. Lee F. C. (2010). The effects of forty-weeks jumping rope exercise intervention on physical fitness of elementary school students. / Unpublished Master's Thesis/.Pingtung: National Pingtung Un. of Education.
9. Lindenberger U, Marsiske M, Baltes B. Psychol& Aging, 2000; 15: 417-436.
10. Makaruk Hubert. Pol. J. Sport Tourism 2013, 20, 200-204.
11. Nicklson MS. (2005). Florida Public Health Review, 2005, 2: 60-62.
12. Partavi. Sadi Sport Science 6 (2013) 2: 40 43.
13. So L. S. & Lin, M.Z. (2001). Chia Nan Annual Bulletin, 27, 195-202.
14. Tsai Y. H. (2009). Effect of rope jumping training on the health related physical fitness of students with amblyopia. Unpublished Master's Thesis. Taipei: National Taiwan Normal University.
15. Wu C. K. (2002). The influence of different kinds of exercise on cardiopulmonary function of junior high girl students. Unpublished Master's Thesis/. Taipei: National Taiwan Sport University.
16. Yeh H. C. (2007). The role of vision in rope skipping training for balance development in the mental retardation. Unpublished Master's Thesis/. Taipei: National Taiwan Normal University.