УДК 796.088 БОЙКО В.В.
кандидат педагогических наук, кафедра теории и методики избранного вида спорта, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: f_fks.mail.ru МУЗАЛЕВСКИЙ А. А.
аспирант, Орловский государственный университет,
имени И.С. Тургенева
E-mail:[email protected]
UDC 796.088 BOYKO V.V.
Candidate of Pedagogics, Department of Theory and Methodology of the Chosen Sport, Orel State University
E-mail:f_fks.mail.ru MUZALEVSKY A.A. Postgraduate, Orel State University E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ РОУП-СКИППИНГА В СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПО УПРАВЛЕНИЮ МАССОВЫМ СПОРТОМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
THE USE OF ROPE-SKIPPING IN SECONDARY AND HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR THE MANAGEMENT OF MASS SPORTS AT THE REGIONAL LEVEL
В статье рассмотрены аспекты применения роуп-скиппинга в в средних и высших учебных заведениях по управлению массовым спортом на региональном уровне, в частности в Орловской области. В результате исследования подготовки занимающихся в роупскиппинге (спортивной скакалке) представлена совокупность различных сторон специальной подготовки, а именно скоростных и силовых способностей. Для региона описаны задачи, способствующие поддержанию специальной физической формы спортсменов в роуп-скиппинге. Предложены рекомендации в виде методических указаний для организации учебно-тренировочного процесса спортсменов-скипперов.
Ключевые слова: управление, регион, роуп-скиппинг, спортивная скакалка,тренировка, задачи.
The article discusses the aspects of the use of rope-skipping in secondary and higher educational institutions for the management of mass sports at the regional level, in particular in the Orel region. As a result of the study of training engaged in rope skipping (sports skipping rope) presents a set of different aspects of special training, namely speed and strength abilities. The factors causing manifestations of these abilities are described. For the region describes the tasks that contribute to the maintenance of special physical fitness of athletes in the rope skipping. Recommendations in the form of methodical instructions for the organization of educational and training process of athletes-skippers are offered.
Keywords: management, region, rope-skipping, sports jump rope, training, tasks.
Современная ситуация в области высшего и среднего образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов характеризуется необходимостью использования изучения как широко известных видов спорта, так и новых, получивших признание в России. Таким видом спорта с недавнего времени стал роуп-скиппинг (спортивная скакалка) Приказ № 784 от 1.10.2019 Министерства Спорта РФ. Для популяризации здорового образа жизни и управления массовым спортом в Орловской области применяется роуп-скиппинг на базе высших и средних учебных заведений.
Роупскиппинг (спортивная скакалка) - это индивидуальный и командный вид спорта, в котором с использованием одной или двух длинных скакалок проводятся соревнования в скорости, силе, выносливости, а так же в вольных упражнениях (фристайл). По сути роупскип-пинг (спортивная скакалка) - это комплекс упражнений, который выполняется с помощью не хитрого, очень простого спортивного инвентаря - скакалки. В переводе с английского (горе-верёвка, skipping- пропускать) Как отдельный самостоятельный вид спорта имеет до-
статочно большую популярность в мире. Кто и где придумали прыгать через веревку доподлинно не известно. Есть несколько версий: в Китае, в Египте, в Голландии. Но в начале с 80-х годов прошлого века, в США два полицейских стали проводить соревнования с использование двух длинных веревок среди школьников с целью уберечь детей от пагубных влияний улиц. Популярность роупскиппинга начала стремительно расти. В 1985 году роупскиппинг был выделен в отдельный вид спорта. С этого же года стали проводится официальные соревнования, где молодые люди стали демонстрировать свои умения в прыжках на скорость, силу, выносливость, а также выполнять вольные упражнения со скакалкой. В дальнейшем соревнования по роупскиппингу (спортивной скакалке) приобрели статус всемирных и среди них выделили 2 категории соревнований индивидуальные, в которые вошло 4 дисциплины и командные, в которые вошло 14 дисциплин, но вид спорта не стоит на месте и с 2020 командных дисциплин стало 15, так как была заменена одна скорость ДаблДатч 3х40 секунд на скорость ДаблДатч 4х30секунд и добавлена новая
© Бойко В.В., Музалевский A.A. © Boyko V. V., Muzalevsky A. A.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
выносливость ДаблДатч х 60 секунд: - скорость - где спортсмену необходимо совершить большее количество прыжков, нежели его соперникам за специально отведённое время - сила - подразумевающая выполнение наибольшей серии тройных прыжков подряд - выносливость - требующая исполнить максимально возможное число прыжков за промежуток времени в 3 минуты - фристайл - дисциплина, где спортсмен демонстрирует комбинацию прыжков различной сложности под музыку, в которую обязательно входят акробатические прыжки, манипуляции со скакалкой и мультипрыж-ки (двойные, тройные, четвертные). Соревнования в скорости, силе и выносливости проводятся в командных дисциплинах, но есть и специфические, такие как «Китайское колесо», «Дабл-Датч», «Дабл-Датчконтест», «Командное шоу». Система судейства в этом виде спорта отличается от всех других, так как в роупскиппинге есть как результаты стационарные - количество прыжков, так и оценки, которые на данные момент не имеют ограничения - это баллы за выступления во фристайле, где оценки ставятся за сложность и презентацию.
В Орловской области практически нет учебно-методических пособий по теории и методики спортивной тренировки в роупскиппинге (спортивной скакалке). Поэтому мы считаем актуальным освещать практические подходы разных тренеров, которые занимаются данным видом спорта и могут поделиться своим опытом.
Роупскиппинг (спортивная скакалка) относится к видам спорта, которые направлены на аэробную нагрузку, развития скоростных качеств занимающегося, его силы и выносливости. Однако, как и в любом другом виде спортав роупскиппинге (спортивной скакалке) необходимым является специальная подготовка: навыки манипуляции со скакалкой, мультипрыжков, силовых (гимнастика и акробатика), которые делают его очень разнообразным, динамичным, атлетическим и зрелищным.
В роупскиппинге (спортивной скакалке) навык определяется как движение скакалки или спортсмена, когда скакалка проходит под ногами один и более раз, наматывается один или более раз на часть тела, вращение с боку, бросок ручки (ручек) скакалки, которым присваивается определенный уровень сложности.
Все эти технические навыки у скипперов реализуются через мышечные усилия путем создания простой схемы (Рис 1.).
ГСкиппер (ы) I-"Х! Скакалка (и) I Площадка 1
)--А I—л \
Рис. 1. Реализация технических навыков у скиперов.
Специальная подготовкаскипперов предполагает четко выраженную структурированную работу над силовыми и скоростными качествами, которые имеют свои определенные особенности:
- при скорости вращения скакалки и набора максимальной мощности прыжка проявляется статико-динамическая работа;
- при интенсивности постепенного нарастания усилий во время выполнения серии прыжков проявляются скоростно-силовые способности;
- при сохранении устойчивой позы скиппера в прыжках проявляется силовая выносливость, что характерно величине приложенных усилий.
В значительной степени уровень проявления данных показателей скипперов определяется конкретными факторами. При отборе в секцию роупскиппинга (спортивной скакалки) стоит обращать внимание настроение мышечных волокон, антропометрические данные занимающегося, энергетические возможности организма и морфофункциональные особенности силовых и скоростных способностей. Необходимо также руководствоваться профессиональными качествами тренера и рациональной организацией тренировочного процесса. Главной задачей на тренировках является развитие специальных качеств, которые необходимы в роупскиппинге. Последующей задачей является развитие необходимой координации движений для выполнения акробатических прыжков. Техническая оснащенность скиппера также важна в последующей подготовке.
Для решения поставленных задач мы предполагаем увеличение соответствующих величин показателей скоростных, силовых, а также специальных возможностей спортсмена при выполнении специальных упражнений на скорость введя дополнительные приемы и методы тренировки, тренировки силовых прыжков из основных положений: стойка на руках, стой в упоре лежа, в полном приседе. Наблюдения на тренировках показали, что силовые качества скипперов реализуются чуть больше чем на 60% отих возможных.
В роупскиппинге решаются два направления: повышение специальных качеств в специальной подготовке и развитие акробатических элементов в сочетании с силовыми и скоростными качествами. Часто применяются упражнения из системы «Кроссфит». Она предполает учет индивидуальных особенностей скиппера.
Предлагаем вам несколько практических советов, на основе которых нами были проведены исследования в группе спортсменов скипперов разных возрастов по увеличению скоростных способностей.
В роуп-скиппинге в личных дисциплинах есть две скоростные дисциплины. Прыжки через скакалку на скорость - это степ-шаг для сжигания калорий и потрясающий способ кардио тренировки. По сути, прыжки на скорость - это шаги на месте с молниеносным поочередным отталкиванием стоп от пола. Это одна из основных дисциплин соревнований в роуп-скиппинге и отличный способ быстро сбросить лишнее.
Лучшие «скоростные скипперы» в мире совершают около 7 прыжков в секунду. На чемпионате мира по роуп-скиппингу в Гонконге Zongfei Duan из Китая установил новый мировой рекорд 210 прыжков за 30 секунд.
Тремя самыми эффективными методами тренировки скорости для вас делиться бывший национальный чемпион в дисциплине скорость, тренер нескольких национальных чемпионов по скоростным прыжкам Мэт
Хопкинс.
Представим метод № 1. Скорость удара.
Просто «бит скорости»- это звуковые дорожки, которые устанавливают скорость прыжка. Это техника, впервые внедренная китайскими спортсменами, которые используют ее в своих тренировках. Трек с быстрыми битами можно загружать в трЗи воспроизводить через наушники или на любом цифровом музыкальном проигрывателе.
Как это работает:вы выполняете свои шаги с ритмом. По мере того, как ваша скорость улучшается, вы постоянно увеличиваете скорость бит и пытаетесь бежать в этом темпе. Например, если вы хотите выполнить 100 прыжков за 30 секунд, вам будет достаточно музыкальный бит, например 60 прыжков за 30 секунд. По мере того, как ваша скорость и тренированность увеличивается, вы постепенно увеличиваете темп до тех пор, пока не достигнете 100 прыжков за 30 секунд. Музыкальный ритм помогает вам следить за темпом, вместо того, чтобы «гадать», сколько прыжков вы делаете.
Представим метод № 2 Скоростные шары %
Рис. 2. Скоростные шары.
Придуманные «шары скорости» считаются «секретном оружием». Мэт их применял, когда сам тренировался в качестве спортсмена-скиппера. Эта беспроволочная скакалка (рис. 2) уже давно используется самыми быстрыми спортсменами-скипперами в мире, чтобы увеличить силу и координацию рук, но это система, которая по-прежнему остается относительно неизвестной из-за недостаточных исследований влияний тренировок с данным тренажером.
Вот как описывает Мэт опыт использования шаров скорости. В момент когда он тренировался для соревнований на скорость, он понял, что его правая рука чуть быстрее левой. Она не успевала за темпом правой руки. После курса тренировок с шарами скорости, увеличились его показатели в скорости, за счет того, что его левая рука изо всех сил старалась идти с темпом правой руки, улучшилась координация и сила обеих рук, и его результаты значительно улучшились.
Действующие спортсмены-скипперы скажут вам, что это руки, устают намного сильнее во время прыжков на скорость, чем ноги. Шары скорости позволяют вам работать над силой, координацией, техникой и выносливостью рук, не беспокоясь о том, что вы наступите на скакалку. Кроме того, шнуры не будут вращаться должным образом или в унисон, если у вас неправильно
выставлены руки, что приводит к улучшению координации рук.
Представим метод № 3. Используйте РавШоре!
Рис. 3. Скоростная скакалка.
Использование специализированной «скоростной скакалки» будет иметь огромное значение для ваших скоростных показателей. Стандартные скакалки из веревки, бисера более медленны, просто потому, что веревка не может прорезать воздух достаточно быстро (рис. 3).
Самые быстрые скоростные скакалки имеют металлических трос (без или с оплёткой) диаметром 2-4 мм., который имеет вес, аэродинамику и жесткость, чтобы вращаться так же быстро, как ваши запястья смогут вращать.(Будьте осторожны: металлический трос определенно оставить ожог (красную полосу), если вы зацепите им голую часть вашего тела (спина, руки, ноги).
Для соревнований по прыжкам на скорость или тренировок существует множество вариантов применения, Мэт рекомендует использовать скакалкиикга Light Speed или Elite Surge. Припрыжках на скорость, как уже было сказано ранее усталость рук - наш самый большой враг. Скакалки, такие как UltraLight, специально предназначены для скорости.
Вот основные характеристики скоростных скакалок:
Прочный металлический трос (с оплёткой или без нее), как описано выше, делают скакалки такого типа (конфигурации) самые быстрые.
Легкий вес: вес рукоятки оказывает большое влияние на усталость рук, главный враг, когда скорость проскальзывает. Ищите трос весом менее 4 унций (113 грамм) (вышеупомянутый «сверхлегкий» канат + кабель весит всего 2,4 унции (56,7 грамм)).
Угол вращения троса к рукоятке: найдите скакалку, которая прикрепляет кабель к ручке под углом 90 градусов. Это сделает ваше положение руки и скакалки более эффективной, чем скакалки, которые торчат концы ручки.
Шариковые подшипники: использующиеся в ручках скакалок, например,такие как шарикоподшипники EliteSurge, помогают уменьшить трение, поскольку трос вращается, делая быстрое вращение более легким. Уменьшенная нагрузка на спину - уменьшает усталость рук и, следовательно увеличивает скорость.
Общая физическая подготовка для скиппера важна, но специальные упражнения со скакалкой имеют огромное значение. Здесь чередуются упражнения в коман-
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
де, индивидуально, с усложнением. Одним из главных условий развития скоростно-силовых способностей скипперов является выполнение серии прыжков (50-70100-100-70-50). Время между серией должно быть 1 минута. Или смена веса скакалок: скоростная - бисерная.
Повышение уровня ОФП и специальной осуществляется в условиях аэробно-силовых тренировок при увеличении количества прыжков в сериях до 300.
Для эффективной организации тренировочного процесса требуется соблюдение определенных условий, направленных на совершенствование тренировочного процесса:
- «концентрированное распределение средств и методов силовой направленности в микро и мезоци-клах» [2, 4];
- «периодичность и сменность преимущественной направленности нагрузки на разных этапах годичного цикла» [5, 6];
- «обеспечение необходимых условий и требований к организации учебно-тренировочного процесса, оснащенного оборудованием контроля и восстановления» [1, 3];
- обязательный учет календаря соревнований в течении подготовки скипперов.
Если учитывать все практические рекомендации и условия подготовки, то можно повысить эффективность подготовительного и соревновательного периода скип-перов. Главное учитывать рекомендации и повышать мотивацию спортсменов в роупскиппинге.
Мы провели исследование в Орловском регионе. Здесь активно на протяжении нескольких лет проводится секция по роупскиппингу. Участники секции участвуют в различных соревнованиях и пропагандируют занятия этим видом спорта.
В исследовании участвовали 14 спортсменов-скипперов женского пола в возрасте от 7 до 15 лет. Время проведения с 1 сентября 2018 года по 1 сентября 2019 года. Результаты исследования эффективности представленной методики в рамках учебно-тренировочных занятий показано в таблице 1.
Статистические методы значение каждой исследуемой переменной описывается путем анализа их стандартного отклонения. Для внутригрупповой оценки применяется зависимый t-критерий. Для всех статистических тестов, уровень значимости считался равным Р<0,05. Для статистических расчетов использовалось статистическое программное обеспечение SPSS версии 16.
Основываясь на результатах этого исследования, используемые методы для развития скорости спортсменов-скипперов улучшились в пределах от 14% до 32%. По результатам силы результаты еще выше от 89% до 100%.
Проведено исследование и в высшем учебном заведении. В Орловском государственном университете скоростные и силовые качества у студентов в течении
учебного года повысились на 38 %. Так как результаты в скорости и силе зависят от индивидуального типа количества структурных волокон мышц, то такой результат закономерен. Кроме того, все результаты согласно формуле Усакова, позволяют говорить, что данные получены в результате правильного подбора индивидуальных программ учебно-тренировочного процесса и распределённой нагрузки в течении обучения. Наше исследование также подтверждает выводы исследовательской группы, возглавляемой Мэтом Хопкинсом из США и опубликованные ими результаты исследования.
Таблица 1.
Результаты скорости до эксперимента были следующими
£ Возраст (полных лет) Пол Результат скорость Кол-во прыжков способом «спринт» за 30 секунд Результат сила Кол-во прыжков двойных до падения скакалки
До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента
1 8 ж 86 106 0 58
2 8 ж 94 118 0 94
3 10 ж 96 116 0 15
4 10 ж 102 120 0 23
5 10 ж 81 118 3 34
6 11 ж 90 108 10 112
7 11 ж 100 120 10 154
8 11 ж 110 152 30 256
9 12 ж 102 118 12 98
10 12 ж 94 112 0 33
11 12 ж 86 110 0 48
12 12 ж 104 120 10 54
13 14 ж 108 140 25 250
14 14 ж 104 134 20 176
По полученным результатам можно сделать заключение о том, что различные средствароуп-скиппинга можно эффективно применять для увеличения скоростных и силовых способностей занимающихся при правильном использовании вспомогательных методик и специальной подготовки. Показано комплексное влияние средств роуп-скиппинга на повышение некоторых факторов физической подготовленности школьников и студентов (координация, баланс, ловкость) во многих исследованиях зарубежных ученых.
Библиографический список
1. Влияние занятий скиппингом на физическую подготовленность студентов БМСИ. Режимдоступа: http://bmsi.ru/doc/b222bc79-7c14-47cd- 859d-4a9950d1de7aru/ (дата доступа 12.10.2019 г.).
2. ЛарченкоЛ.Ю. Методические рекомендации при обучении прыжкам на скакалке / Л.Ю. Ларченко. Режим доступа: http://nsportal. ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/metodicheskie-rekomendacii-pri-obuchenii-pryzhkam-na-skakalke (дата доступа 14.10.2019 г.).
3. Петров В. Скипинг - новая форма физических упражнений / В. Петров // Спорт в школе.2005 № 1 (январь). С. 38-39.
4. Правдов М.А. Повышение эффективности занятий физической культурой со студентами на основе скиппинга / М.А. Правдов, М.А. Корнева // Развитие физической культуры детей и учащейся молодежи: материалы международной научно-практической конференции. Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010 С. 174-176.
5. Хоули Э.Т. Оздоровительный фитнесс / Э.Т. Хоули, Б.Д. Френкс. Киев: Олимпийская литература, 2000 46 с.
6. ШарабоваИ.Н. Упражнения со скакалкой / И.Н. Шарабова. М.: Советский спорт, 1991. 109 с.
References
1. The influence of skipping classes on the physical fitness of BMSI students. Access mode: http://bmsi.ru/doc/b222bc79-7c14-47cd-859d-4a9950d1de7a ru/.
2. LarchenkoL.Yu. Methodical recommendations at training to jumps on a skipping rope / L. Yu.Larchenko. Mode of access: http://nsportal. ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/metodicheskie-rekomendacii-pri-obuchenii-pryzhkam-na-skakalke.
3. Skipping - a new form of exercise / / Sport in school. 2005 No. 1 (January). Pp. 38-39.
4. PravdovM.A. Improving the effectiveness of physical culture with students on the basis of skipping / M. A. Pravdov, M. A. Korneva / / Development of physical culture of children and students: materials of the international scientific and practical conference. Shuya: Publishing house GOU VPO "SHGPU", 2010 Pp. 174-176.
5. HawleyE.T. Health fitness / E. T. Hawley, B. D. Franks. Kiev: Olympic literature, 2000 46 p.
6. SharabovaI.N. Exercises with a rope / I. N. Sharabova. Moscow: Sovietsport, 1991. 109 p.